СИМУЛЯЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА

Автор(ы): Кухарчик Г.А., Рипп Е.Г., Петрова А.Б., Пармон Е.В.

Город: Санкт-Петербург

Учреждение: Институт медицинского образования ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр им. В.А. Алмазова" Минздрава России

Актуальность

Обучение студентов первого курса лечебного факультета с использованием симуляционных технологий является важным компонентом образовательной программы, формирующим у обучающихся практические навыки оказания первой помощи при состояниях, угрожающих жизни и здоровью человека.

Цель

Разработка и реализация образовательной программы по оказанию первой помощи и командной работе для студентов первого курса, обучающихся по специальности «Лечебное дело».

Материалы и методы

В институте медицинского образования Центра Алмазова разработана программа дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» на основе приказа Минздрава России № 477н от 4 мая 2012 г. Программа предусматривает формирование практических навыков и умений и включает 2 блока: первая помощь и национальная безопасность. В ходе освоения программы первой помощи с использованием симуляционных технологий происходило обучение навыкам: первой помощи при отсутствии у пострадавшего сознания; базовой сердечно-легочной реанимации; первой помощи при попадании инородного тела в дыхательные пути; первой помощи при наружных кровотечениях; при травмах; ожогах; переохлаждении и отморожении; острых отравлениях.
Обучающиеся приобрели навыки первичного осмотра пациента и диагностики неотложных состояний, освоили алгоритмы оказания помощи и особенности транспортировки пострадавших. Обучение происходило на фантомах, манекенах и симуляторах. Для увеличения реалистичности тренингов использовались клинические сценарии. В ходе освоения программы студенты отрабатывали навыки коммуникации и командной работы.

Результаты

Данная программа была реализована в Центре им. В.А. Алмазова в 2018/19 учебном году.
По итогам обучения две лучшие команды студентов первого курса лечебного факультета приняли участие во Всероссийских соревнованиях по оказанию первой помощи, действиям в чрезвычайных ситуациях и аварийно-спасательным работам «Большой симулятор-2019», проходивших в рамках II Всероссийского конгресса с международным участием «Актуальные вопросы медицины критических состояний».
В ходе анкетирования студенты отмечали высокую востребованность данной программы и проявляли заинтересованность в ее освоении.

Выводы

Обучение студентов первого курса лечебного факультета практическим навыкам оказания первой помощи с использованием симуляционных технологий формирует не только готовность обучающихся оказать первую помощь при состояниях, угрожающих жизни и здоровью человека, но и умение работать в команде, быстро принимать решения, чувство ответственности, осознание миссии врача и повышает мотивацию к дальнейшему обучению.

Тема: Организация здравоохранения
Евгений Рипп

Внедрение методов бережливого производства в процедуру аккредитации специалистов

Автор(ы): Танишина Е.Н., Бахарев И.В.,Успенская Н.А.

Город: Рязань

Учреждение: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова» Министерства здравоохранения Российской Федерации

Актуальность

Для повышения эффективности и достижения наилучших результатов в любой производственной сфере, особо важным становится решение проблемы стабильного функционирования всех ее процессов.
В связи с развитием производственных отношений совершенствуются и системы управления процессами. Одной из последних, стала система бережливого производства, основанная на принципах эффективного использования ресурсов, внимания к нуждам потребителя, концентрации на проблеме устранения всех видов потерь, всестороннего использования интеллектуального потенциала сотрудников образовательных учреждений.
Основная цель системы бережливого производства — постоянное стремлении к устранению всех видов потерь. Распространению бережливого производства на процедуру аккредитации специалистов, способствует рост расходов на симуляционное оборудование и расходный материал, привлечение большого числа экспертов, помощников экспертов, технического персонала, особенно в перспективе внедрения первичной специализированной аккредитации по всем специальностям ординатуры.

Цель

Одной из важных задач, стоящих перед организаторами процедуры аккредитации специалистов, является улучшение качества за счет повышения операционной эффективности сотрудников вуза и экспертов аккредитационных комиссий, оптимизации процессов и устранения потерь

Материалы и методы

На основе опыта проведения с 2016 года первичной аккредитации, а с 2019 года первичной специализированной аккредитации, можно выделить следующие виды потерь:
Организационные дефекты (непоказанные процедуры, неправильно выбранные технологии);
Перегрузки и простаивание (низкая/высокая загруженность станций, колебания потоков аккредитуемых);
Перепроизводство (избыточная перепроверка, лишние процедуры);
Потери времени (в самой процедуре аккредитации, особенно 2 этапа);
Потери при ненужной транспортировке (переподготовка станций);
Потери из-за лишних запасов (запасы расходных материалов);
Потери из-за ненужных перемещений (организация потоков аккредитуемых на 2 этапе аккредитации специалистов);

Результаты

Внедрение принципов бережливого производства в процедуру аккредитации специалистов позволяет снизить возможные потери и оптимизировать процесс.
Составление, например, четкого плана действий технического персонала для подготовки каждой станции 2 этапа перед началом сдачи практических навыков, а также в резко ограниченном временными рамками перерыве между станциями (1,5 минуты) позволит точно выполнить требования паспорта конкретной станции и избежать стресса как для организаторов, так и для аккредитуемых в случае замены/опоздания сотрудника. Каждый технический сотрудник, ознакомившись с указанным порядком действий, сможет подготовить любую станцию по любой специальности.

Выводы

Развитие концепции управления с учетом принципов бережливого производства и заинтересованного участия всех работников организации необходимо для повышения эффективности деятельности Вуза в целом и подготовки профессионалов, востребованных в сфере здравоохранения. Опыт внедрения описываемой технологии, хотя бы в виде отдельных элементов, в здравоохранении и образовании доказал ее перспективность. Не вызывает сомнений необходимость изучения этого опыта и дальнейшего расширения сферы его применения.

Тема: Организация здравоохранения
Елена Танишина

ОСВОЕНИЕ ИНСТРУМЕНТОВ БЕРЕЖЛИВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИМУЛИРОВАННЫХ УСЛОВИЯХ

Автор(ы): Лисовский О.В., Гостимский А.В., Лисица И.А., Кочарян С.М., Прудникова М.Д., Селиханов Б.А., Гецко Н.В., Абубакарова М.Р., Лисовская Е.О., Гостимский И.А.

Город: Санкт-Петербург

Учреждение: Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет

Актуальность

В соответствии с Федеральным законом РФ от 21.11.2011 № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Методическими рекомендациями Минздрава России «Реализация проектов по улучшению с использованием методов бережливого производства в медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь» и в целях совершенствования организации оказания первичной медико-санитарной помощи населению с 2016 года в амбулаторно-поликлинических учреждениях здравоохранения реализуется проект «Новая модель медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь». Переход на пациентоориентированный подход в работе первичного звена здравоохранения требует не только административных решений, но и цельной концепции управления, основанной на принципах формирования непрерывного потока создания ценностей, устранения возможных потерь.

Цель

Оценка эффективности внедрения деловых игр и фабрики процессов в симулированных условиях для освоения принципов бережливых технологий.

Материалы и методы

На базе Симуляционного центра ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» проведены «фабрики процессов» и деловые игры для специалистов амбулаторного звена с целью освоения инструментов бережливых технологий. Обучено 168 человек (главные врачи поликлиник, заведующие отделениями, старшие медицинские сестры, медицинские регистраторы, врачи-специалисты). «Фабрики процессов» моделировались по направлению подготовки слушателей.

Результаты

Все слушатели прошли входящее тестирование по вопросам картирования, организации рабочего места по системе «5S», использования диаграммы Исикавы, диаграммы «Спагетти» и видов потерь. У 124 (73,8%) слушателей результат входящего контроля составил менее 70% . В 67 (39,9%) наблюдениях участники набрали менее 50%.
Для каждой категории слушателей разработаны адаптированные сценарии амбулаторных процессов. Среди них: оптимизация работы регистратуры, процедурного кабинета, приема участкового врача-педиатра; проведение вакцинации, диспансеризация здоровых детей (декретированных возрастов), диспансеризация детей с хронической соматической патологией и диспансеризация взрослых. Все сценарии моделировались в симулированных условиях. При помощи таблиц визуального менеджмента выявлены потери и в ходе брифинга предложены пути оптимизации. Каждая «фабрика процессов» состояла из трех раундов с межраундными обсуждениями и внедрением предложений по улучшениям.
При итоговом тестировании, участники показали хороший результат освоения принципов и инструментов бережливых технологий.

Обсуждение

При проведении практических циклов, «фабрик процессов» и деловых игр слушатели осваивают принципы картирования, применимые в повседневной работе, закрепляют теоретический материал и приобретают возможности использования инструментов бережливых технологий в медицинских процессах. В процессе обучения формируются и закрепляются навыки оптимизации распределения потоков пациентов (с привлечением, при необходимости, медицинских сестер, регистраторов или дежурных администраторов), выявление потерь и, как следствие, сокращение времени ожидания приема врача, а также времени выполнения манипуляции.
Стандартизация лечебно-диагностических процессов (создание и выполнение стандартных операционных процедур), выравнивание нагрузки между врачом и медицинской сестрой, оптимизация рабочего пространства (работа по системе «5S») повышает доступность медицинской помощи и удовлетворенность качеством ее оказания.

Выводы

Проведение «фабрик процессов» и деловых игр позволяет улучшить усвоение теоретического материала, освоить инструменты бережливых технологий. Моделирование приемов в симулированных условиях позволяет визуализировать медицинские процессы, выявить потери и оптимизировать прием в своей повседневной работе.

Тема: Организация здравоохранения
Олег Лисовский

МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ, УЧАСТВУЮЩИХ В ПОДГОТОВКЕ МЕДИЦИНСКИХ КАДРОВ. СИСТЕМНОЕ ВНЕДРЕНИЕ ПОЛНОГО ЦИКЛА ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

Автор(ы): Рипп Е.Г., Пармон Е.В.

Город: Санкт-Петербург

Учреждение: Институт медицинского образования ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр им. В.А. Алмазова" Минздрава России

Актуальность

«Прямое негативное воздействие на обеспечение национальной безопасности в сфере здравоохранения и здоровья нации оказывает… низкое качество подготовки и переподготовки специалистов здравоохранения...» (из Указа Президента Российской Федерации N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года")
«Требуется привлечение педагогов с новыми компетенциями, пересмотр рабочих программ, внедрение новых технологий обучения, усиление практикоориентированности обучения...» (из доклада Т.В. Семеновой «Перспективы развития медицинского образования в Российской Федерации», 05.11.2017)

Цель

Разработать проект перехода образовательных организаций, участвующих в подготовке медицинских кадров для системы здравоохранения, на практикоориентированные программы обучения, основанные на использовании симуляционных технологий.
Задачи:
Определить уровни обучения и соответствующие им симуляционные технологии для: формирования и поддержания отдельных практических навыков, комплексного клинического мышления, алгоритмов врачебных действий; совершенствования навыков коммуникации, кризис-менеджмента и работы в команде; обучения новым технологиям и работе на высокотехнологичном медицинском оборудовании.
Разработать комплекс мероприятий и этапы системного внедрения практикоориентированного обучения с целью создания полного цикла подготовки и аккредитации специалистов на основе модульного междисциплинарного принципа проектирования и реализации образовательных программ.
Разработать дорожную карту и сетевой график с количественными и качественными показателями и определить необходимые условия для реализации проекта. Оценить риски проекта и предложить способы управления рисками.

Материалы и методы

Мероприятия и этапы системного внедрения практикоориентированного обучения
1. Анализ и сопоставление образовательных/рабочих программ по направлениям подготовки, дисциплинам, специальностям с ФГОСами, профессиональными стандартами, приказами МЗ, клиническими рекомендациями и составление перечня практических навыков, обязательных к освоению.
2. Разделение перечня практических навыков по принципам возможности, безопасности и эффективности освоения на 3 группы: «клиника (пациенты) / симуляция / экспериментальная операционная с использованием животных» (WetLab).
3. Обучение сотрудников образовательных организаций: технологиям создания модулей практических навыков, клинических сценариев и программ; проведению дебрифинга; психологии обучения и навыкам коммуникации.
4. Разработка стандартных имитационных модулей, клинических сценариев, в том числе, сценариев для дистанционного образования (виртуальная симуляция) и образовательных программ для всех специальностей и направлений подготовки в соответствии с требованиями образовательных стандартов, учетом приказов МЗ, клинических рекомендаций и потребностей практического здравоохранения.
5. Согласование и утверждение перечня практических навыков, разработанных стандартных имитационных модулей, клинических сценариев и образовательных программ для обеспечения преемственности и этапности обучения.
6. Составление матрицы клинической компетентности по направлениям подготовки /специальностям и разработка спирального учебного плана освоения практических навыков и компетенций в образовательном учреждении.
7. Актуализация и унификация локальной нормативной базы по организации производственной практики. Введение ежегодной аттестации обучающихся в симулированных условиях для оценки практических навыков и компетенций.
8. Развитие инфраструктурных и организационных элементов, в том числе, экспериментальных операционных, подготовка стандартизированных пациентов, для реализации полного цикла симуляционного обучения и процедуры аккредитации специалистов.
9. Валидация и периодическая актуализация модулей и образовательных программ на основе анализа результатов аттестации и аккредитации и разработка рекомендаций по повышению качества подготовки специалистов.
10. Создание научной площадки для международной кооперации.

Результаты

Ожидаемые результаты:
1. Внедрение системного подхода в процесс формирования и развития практикоориентированных программ обучения медицинских кадров, основанного на модульном спиральном учебном плане и принципах преемственности, этапности обучения и обратной связи.
2. Повышение качества практической подготовки специалистов здравоохранения, в том числе для оказания высокотехнологичной медицинской помощи, за счет использования эффективных инновационных образовательных технологий.

Обсуждение

1. Единое руководство проектом создания и реализации полного цикла обучения практическим навыкам/компетенциям и аккредитации специалистов – введение должности проректора/ заместителя директора по практической подготовке / по медицинской симуляции.
2. Введение в штатное расписание симуляционных центров должностей ППС или создание на их базе кафедр симуляционных технологий/практических навыков.
3. Обучение сотрудников симуляционных центров и клинических кафедр образовательной организации принципам разработки и внедрения симуляционных технологий в образовательный процесс, в том числе для дистанционного образования, эксплуатации оборудования, с последующей их персональной аттестацией.
4. Разработка и утверждение нормативных документов, стимулирующих сотрудников образовательной организации, в том числе инженерно-технический персонал, к разработке и использованию симуляционных технологий в процессе освоения практических навыков/компетенций.
5. Централизованное оснащение симуляционным, медицинским оборудованием и расходными материалами на всех этапах освоения практических навыков и компетенций.
6. Создание инфраструктуры для практикоориентированного симуляционного обучения: развитие WetLab; создание сервисного центра; организация тьюторского движения взаимного обучения; программы подготовки стандартизированных пациентов; введение новых должностей в симуляционных центрах (инженер-программист, клинический психолог, учебный мастер).

Тема: Организация здравоохранения
Евгений Рипп