Вопросы подготовки второго этапа первичной специализированной аккредитации по специальности «хирургия»

Автор(ы): Ревишвили А.Ш., Оловянный В.Е., Кузнецова Т.А.

Город: Москва

Учреждение: ФГБУ "НМИЦ хирургии им. А.В. Вишневского" Минздрава России

Актуальность

В 2020 г. впервые в РФ состоится первичная специализированная аккредитация (ПСА) по специальности «хирургия». Прогнозируемое количество выпускников-хирургов в стране в 2020 г. составит более 800 человек.
В соответствии с распоряжением Минздрава России на базе НМИЦ хирургии им. А.В. Вишневского создан Методический аккредитационно-симуляционный центр (МАСЦ) по специальностям «хирургия», «эндоскопия», «рентгенэндоваскулярные диагностика и лечение». В задачи МАСЦ входит научно-методическое обеспечение аккредитации выпускников программ высшего образования (ординатура) и дополнительного профессионального образования (профессиональная переподготовка) медицинских образовательных организаций по вышеперечисленным специальностям.
Основными вызовами при подготовке и проведении второго этапа ПСА по специальности «хирургия» является неоднородное оснащение симуляционным оборудованием аккредитационно-симуляционных центров в РФ и сравнительно высокое количество аккредитуемых.

Цель

Определить оптимальный набор симуляционных станций для ПСА по специальности «хирургия» в соответствии с требованиями к квалификации врача в современной хирургии, трудовыми функциями профессионального стандарта «Врач-хирург» и с учетом проведенного анализа уровня оснащенности аккредитационно-симуляционных центров РФ и контингента выпускников ординатуры по специальности «хирургия» в 2020 г.

Материалы и методы

Эксперты ФГБУ «НМИЦ хирургии им. А.В. Вишневского» Минздрава России проанализировали результаты работы Рабочей группы для разработки симуляционных станций аккредитации выпускников ординатуры по хирургии (акад. РАН Кубышкин В.А., Совцов С.А., Матвеев Н.Л., Климаков А.В., Горшков М.Д. и др.), которые были представлены на заседании РОСОМЕД в 2018 г. С точки зрения современных мировых тенденций развития хирургии и перечня манипуляций, которыми должен обладать врач-хирург в соответствии с профессиональным стандартом «Врач-хирург» с выводами, к которым пришли члены рабочей группы нельзя не согласиться.
Однако мы посчитали необходимым получить информацию о ситуации с материально-техническим оснащением аккредитационно-симуляционных центров в регионах РФ.
В рамках деятельности МАСЦ НМИЦ хирургии им. А.В. Вишневского собрал сведения о контингенте выпускников ординатуры по специальности «хирургия» в 2020 г. (прогнозируемое значение). Выпускники-хирурги в 2020 г. будут в 95 % образовательных организаций, реализующих программы ординатуры. При этом в части организаций единовременное прохождение ПСА по специальности «хирургия» необходимо обеспечить более чем для 30 аккредитуемых.
ФГБУ «НМИЦ хирургии им. А.В. Вишневского» Минздрава России был проведен опрос по уровню оснащения аккредитационно-симуляционных центров хирургическим симуляционным оборудованием. На сегодня получена информация от 38 медицинских вузов РФ. Практически все аккредитационно-симуляционные центры имеют в своем арсенале тренажеры для отработки базовых хирургических навыков, муляжи кожи, кишки, хирургические инструменты, фантомы перикардиоцентеза и плеврального дренажа и др. Большинство центров (более 85 %) оснащены тренажерами, видеотренажерами для лапароскопических вмешательств.
Из представивших информацию образовательных организаций 30 обладают виртуальными симуляторами для проведения лапароскопических операций. Однако в большинстве аккредитационно-симуляционных центров виртуальный симулятор для лапароскопической хирургии представлен в единственном экземпляре.

Результаты

Полученные сведения о контингенте выпускников, имеющемся материально-техническом оснащении аккредитационно-симуляционных центров необходимо соотнести с регламентом проведения ПСА, что позволит определить, где и для какого количества аккредитуемых возможно проводить ПСА по специальности «хирургия» в 2020 г.

Обсуждение

Исходя из существующих реалий и опираясь на полученные сведения, мы предлагаем включить во второй этап ПСА в 2020 г. следующие симуляционные станции:
• сердечно-легочная реанимация
• экстренная медицинская помощь
• коммуникация
• наложение кожного шва
• наложение кишечного шва
• торакоцентез
• наложение интракорпорального эндоскопического шва

Выводы

При подготовке проектов паспортов станций мы допускаем, что в 2020 г. проведение ПСА по специальности «хирургия» возможно без виртуальных лапароскопических симуляторов, однако в 2022-2023 гг. применение виртуальных симуляторов должно стать обязательным, а процедура ПСА будет дополнена такими симуляционными станциями, как диагностическая лапароскопия, лапароскопическая аппендэктомия, лапароскопическое ушивание прободной язвы.

Тема: Аккредитация, оценивание
Татьяна Кузнецова

ПОДГОТОВКА ТЬЮТОРОВ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ КАК ПЕРЕХОДНЫЙ ЭТАП ОСВОЕНИЯ ЧЕК-ЛИСТОВ ДЛЯ ПРОХОЖДЕНИЯ ПЕРВИЧНОЙ АККРЕДИТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ

Автор(ы): Гостимский А.В., Лисица И.А., Прудникова М.Д., Лисовский О.В., Карпатский И.В., Кузнецова Ю.В., Гецко Н.В., Афанасьева А.А., Беляева А.В., Лисовская Е.О., Гостимский И.А.

Город: Санкт-Петербург

Учреждение: ФГБОУ ВО Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет Минздрава России

Актуальность

Освоение практических навыков является неотъемлемой частью формирования компетентностного подхода в современных образовательных стандартах. Мировой опыт показывает, что тьюторство является важным элементом образовательного процесса. Учитывая необходимость непрерывного обучения студентов навыкам различной сложности, применение адаптированных чек-листов и тьюторского движения позволяет подготовить студентов к первичной аккредитации специалистов с постепенным расширением перечня необходимых действий, указанных в итоговых протоколах и чек-листах с первого курса.

Цель

Внедрение системы тьюторства в обучение студентов младших курсов. Разработка адаптированных чек-листов для подготовки и выполнения практических навыков.

Материалы и методы

Исследования проводились в симуляционном центре ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет». Для внедрения данной системы, тьюторы в совершенстве освоили методику выполнения внутривенных инъекций и провели обучение студентов. За основу взят паспорт станции «Оказание неотложной помощи» первичной аккредитации специалистов по специальности «Лечебное дело» в сокращенной версии, адаптированной для студентов первого курса. Контроль работы тьюторов и качество усвоения материала проводились под руководством опытных специалистов.

Результаты

В исследовании приняли участие студенты первого курса. Занятия проводились в процедурных кабинетах симуляционного центра по 10-12 человек 1 раз в неделю. В исследование включено 78 студентов. Для занятий со студентами, тьюторы применяли оптимизированный чек-лист – «Внутривенное введение 40% - раствора глюкозы». После занятий у первокурсников был отмечен рост успеваемости до 92,7-98,8%.

Выводы

Внедрение системы тьюторства способствует быстрому и качественному освоению практических навыков и медицинских манипуляций. Адаптированные чек-листы позволяют с первого курса подготовить студентов к стандартизированной работе в практическом здравоохранении.

Тема: Аккредитация, оценивание
Олег Лисовский

АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ К ПЕРВИЧНОЙ АККРЕДИТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТА

Автор(ы): Лисица И.А., Лисовский О.В., Гостимский А.В., Барсукова И.М., Карпатский И.В., Селиханов Б.А., Погорельчук В.В., Прудникова М.Д., Лисовская Е.О., Хонько Е.А.

Город: Санкт-Петербург

Учреждение: ФГБОУ ВО Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет Минздрава России

Актуальность

Первичная аккредитация выпускников педиатрического факультета направлена на оценку навыков оказания медицинской помощи в амбулаторных условиях, согласно профессиональному стандарту «Врач-педиатр участковый», утвержденному приказом Министерства труда Российской Федерации от 27 марта 2017 г. №306н. Оценка профессиональных компетенций по оказанию экстренной и неотложно медицинской помощи проводится в структуре объективного структурированного клинического экзамена.

Цель

Оценка подготовки выпускников педиатрического факультета ко второму этапу первичной аккредитации специалистов.

Материалы и методы

На базе Симуляционного центра ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» в 2019 году аккредитовано 445 педиатров. В социологическое исследование включено 303 (68,1%) анкеты. Критерием исключения служило неполное заполнение анкеты – 98 (22,0%) наблюдений. Еще 44 (9,9%) выпускника отказались от проведения опроса.

Результаты

В настоящее время работа на симуляторах во время обучения в вузе является неотъемлемой частью освоения практических компетенций и подготовки к первичной аккредитации специалистов. Однако работа с манекенами и симулированными пациентами имеет некоторые отличия от реальных больных, что требует от студентов изучения не столько клинических рекомендаций или протоколов лечения по отдельным нозологическим формам, сколько следования чек-листам по каждой станции.
При анализе анкет выявлено, что для подготовки ко второму этапу первичной аккредитации специалиста 33 (10,9%) выпускника использовали чек-листы, включенные в паспорта станций. В то же время, 218 (71,9%) студентов предпочли видеоматериалы. Практические занятия на симуляторах отмечены в 36 (11,9%) случаях; 18 (5,9%) человек ничего не использовали и 12 (3,9%) аккредитуемых опирались на другие информационные ресурсы, поскольку структура предложенных паспортов станций была непонятна.
Большинство студентов – 153 (50,5%) человека начали подготовку к аккредитации в 2018 году, 135 (44,6%) – в 2019 году, в 2016 и 2017 годах – 15 (4,9%) человек. При этом 114 (37,6%) аккредитуемых считают, что начинать следует на 6 курсе.
По результатам анкетирования, 232 (76,6%) выпускника начали подготовку ко второму этапу на 6 курсе по утвержденным паспортам станций (после их официального размещения на сайте Методического центра аккредитации), среди них 24 (10,3%) человека – за неделю до начала прохождения экзамена.

Обсуждение

Успешно прошли аккредитацию 100% выпускников. При этом 236 (77,9%) аккредитуемых считают себя достаточно подготовленными для оказания первой помощи по полученным в ходе обучения навыкам, не уверены в себе – 66 (21,8%) человек; 9 (3,0%) выпускников признались, что не готовы к оказанию помощи. Следует отметить, что 165 (54,5%) опрошенных вообще не планируют работать после окончания вуза в первичном звене здравоохранения.
Имеющееся количество станций является достаточным для оценки профессиональных компетенций по мнению 229 (75,6%) опрошенных. При этом 223 (73,6%) аккредитуемых полностью согласны с перечнем навыков, оцениваемых на станциях второго этапа, 2 (0,7%) человека предложили отменить станцию «базовая сердечно-легочная реанимация», по 22 (7,3%) выпускника – станции «экстренная медицинская помощь» и «неотложная медицинская помощь». В 14 (4,6%) наблюдениях было предложено исключить станцию «физикальное обследование», в 5 (1,7%) – коммуникативную станцию и в 4 (1,3%) случаях – станцию «профилактический осмотр ребенка». В 12 (4,0%) анкетах отмечено предложение отменить второй этап аккредитации, заменив его оценкой теоретических знаний.
Менее половины опрошенных (126 человек) полагают, что проведение коммуникативной станции достаточно для оценки контроля навыков сбора жалоб и анамнеза, однако готовиться необходимо с реальными больными.

Выводы

Проведение объективного структурированного клинического экзамена в рамках первичной аккредитации специалиста позволяет качественно оценить уровень владения профессиональными компетенциями выпускников. Для освоения навыков оказания экстренной и неотложно медицинской помощи, входящих в структуру второго этапа, необходимы дополнительные наглядные материалы. Большинство аккредитуемых считают себя подготовленными к дальнейшей клинической работе в амбулаторном звене.

Тема: Аккредитация, оценивание
Олег Лисовский

ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ ПЕРВИЧНОЙ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ АККРЕДИТАЦИИ И ПЕРВИЧНОЙ АККРЕДИТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ ВО НА БАЗЕ АККРЕДИТАЦИОННО-СИМУЛЯЦИОННОГО ЦЕНТРА «ВИРТУАЛЬНАЯ КЛИНИКА ВАГНЕРА» ПЕРМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. АКАДЕМИКА Е.А. ВАГНЕРА

Автор(ы): В.В. Рудин, О.А. Артамонова, Н.В. Исаева, А.А. Байдаров, Т.И. Рудавина

Город: Пермь

Учреждение: ФГБОУ ВО «Пермский государственный медицинский университет имени академика Е.А. Вагнера» Министерства здравоохранения Российской Федерации

Актуальность

Для осуществления профессиональной медицинской деятельности с 2019 года процедуру аккредитации обязаны пройти не только выпускники специалитета, но и ординаторы и врачи прошедшие профессиональную переподготовку. Для контроля степени готовности к профессиональной деятельности аккредитация медицинских работников закреплена в Федеральном законе от 21 ноября 2011 г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Аккредитация ординаторов была организована согласно приказу Министерства здравоохранения от 21 декабря 2018 года №898н.
В 2019 году на базе Аккредитационно-симуляционного центра «Виртуальная клиника Вагнера» Пермского государственного медицинского университета им. академика Е.А. Вагнера ПСА ординаторов проводилась по специальностям: «Онкология», «Педиатрия», «Кардиология», «Неврология», «Терапия», «Общая врачебная практика» и ПСА врачей профессиональной переподготовки по специальностям: «Онкология», «Общая врачебная практика», «Кардиология». В дальнейшем количество подлежащих ПСА специальностей может существенно возрасти.

Цель

В связи с этим нами была поставлена цель проанализировать собственный накопившийся опыт проведения ПАС и ПСА, выявить основные проблемные вопросы и выработать план мероприятий по исправлению и профилактике их в будущем.

Материалы и методы

Материалом для анализа послужили результаты ПСА 31 ординатора и 30 врачей после профессиональной, а также ПАС 497 выпускников специалитета и 50 выпускников СПО МФУ ПГМУ в 2019 году.

Результаты

ПСА ординаторов проводилась по всем специальностям подлежащих аккредитации в 2019 году. Аналогично ПАС, выпускникам было необходимо прохождение 3-х этапов, из которых: 1 этап – тестирование – 100% ординаторов сдали с первой попытки; 2 этап – ОКСЭ – 100% успешно прошли этот этап с первой попытки; 3 этап - решение ситуационных задач - компьютерное решение кейсов, в итоге сдали все 100% ординаторов, за исключением 1 по специальности «Общая врачебная практика», который прошел этот этап с 3-й попытки. Впервые также проходила аккредитация врачей профессиональной переподготовки по специальностям: «Онкология», «Общая врачебная практика», «Кардиология». 1 этап – тестирование, врачами было пройдено практически успешно, за исключением 1 человека, который не перешел на сдачу второго этапа. В итоге этот этап пройден 90% человек с первой попытки; ОСКЭ с первой попытки прошли все 100% аккредитуемых; решение ситуационных задач, вызвал наибольшие затруднения, что связано с компьютеризацией этого этапа и сложностью его составления в режиме «мультикейс» (преимущественно психологического плана). 86% аккредитуемых прошли этот этап с первой попытки, 4 чел по специальности «Онкология» не прошли этот этап с первой попытки, но успешно сдали его со второго раза. В итоге, врачи по специальности «Онкология» и «Кардиология» успешно прошли ПСА в 100% количестве, по специальности «Общая врачебная практика», аккредитованы только 66,7%(2 из 3 допущенных к аккредитации). По специальности «Лечебное дело» аккредитовано 247 чел. – 96,1%, не аккредитовано 10 чел. По специальности «Педиатрия» - 94 чел. Во время прохождения первого этапа, с первой попытки было сдано 83 чел., после прохождения пересдач, ко второму этапу было допущено 93 аккредитуемых, которые успешно справились со следующими этапами. Студенты по специальности «Стоматология» были допущены к аккредитации в количестве 76 человек, все они успешно прошли все этапы ПАС. Медико-профилактический факультет предоставил к прохождению аккредитации 70 человек. ПАС успешно прошли 66 из 71 выпускника, что составило 92,9%.

Обсуждение

Поскольку накоплен достаточно большой организационный опыт аккредитации и сформирована высокая мотивационная составляющая у выпускников по специальности «Стоматология» мы наблюдали отсутствие серьезных организационных и учебно-методических проблем на четвертом году проведения ПАС, что подтверждается неплохими результатами аттестации на всех этапах на других факультетах отмечены отдельные проблемы в организации. Важнейшим из них является недостаточная организованность репетиций процедуры всех этапов аккредитации для специалистов, прошедших профессиональную переподготовку в связи со спецификой контингента (более старший возрастной состав аккредитуемых врачей).
Также можно отметить что и ПАС и ПСА прошли достаточно успешно, в связи с большим опытом проведения процедуры одновременной аккредитации достаточно большого количества специалистов.Однако более четко стали ощутимы некоторые проблемные моменты. В частности, это сжатые сроки проведения аккредитации между ГИА и ПАС, а также ПСА; сроки между ПАС и приемной компанией (зачислением) в ординатуру. Большей интенсивности работы также доставляет наслоение сроков ПАС выпускников и ПСА ординаторов на сроки проведения процедуры ПСА по окончании некоторых циклов профессиональной переподготовки врачей.
В связи с этим принято решение по пересмотру сроков проведения циклов первичной переподготовки для исключения наслоений сроков ПСА у ПП и ординаторов.
Без изменения календарного плана программ ВО не удается избежать и экстенсивного пути коррекции проблемы недостатка времени на процедуру аккредитации, поэтому заложена в план работ перепланировка и соответствующее оснащение дополнительных учебных и учебно-вспомогательных площадей университета для ПАС и ПСА в следующем году.

Выводы

В итоге членами аккредитацонной комиссии по Пермскому краю в этом году также выдвинули предложения по организации работы:
1)формировать приказы о составе аккредитационных комиссий в более ранние сроки, не менее чем за три месяца до начала ПАС и ПСА,
2)формировать формы и состав оценочных средств (тесты, задачи ОСКЭ, мультикейсы) в более ранние сроки, не менее чем за месяц до аккредитации для более детальной подготовки членов АК,
3)продолжить совершенствовать и модернизировать техническую часть работы системы «Клиент аккредитация медицинских работников»,
4)рассмотреть возможность применения электронных подписей членов аккредитационной комиссии в протоколах для ускорения прохождения процедуры ПАС и ПСА.

Тема: Аккредитация, оценивание
Виктор Рудин

«ПЕРВИЧНАЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ АККРЕДИТАЦИЯ, ПРИ МУЛЬТИДИСЦИПЛИНАРНОМ ПОДХОДЕ ПО ПЯТИ СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ»

Автор(ы): Логвинов Ю.И., Свиридова С.А.

Город: Москва

Учреждение: ГБУЗ ГКБ им. С.П. Боткина ДЗМ (Учебный Центр для медицинских работников – Медицинский Симуляционный Центр (МСЦ) Боткинской больницы)

Актуальность

В соответствии с приказом Департамента здравоохранения города Москвы от 21.06.2019 № 441 «Об утверждении порядка и сроков проведения первичной специализированной аккредитации для ординаторов, обучающихся в медицинских организациях государственной системы здравоохранения города Москвы» Учебный центр для медицинских работников – медицинский симуляционный центр Боткинской больницы утвержден в качестве площадки для проведения аккредитации специалистов, завершающих обучение по программам ординатуры по специальностям «Терапия», «Педиатрия», «Неврология», «Кардиология», «Онкология».

Результаты

По факту проведения первичной специализированной аккредитации специалистов на базе Медицинского симуляционного центра Боткинской больницы по специальностям «Терапия», «Педиатрия», «Неврология», «Кардиология», «Онкология» – успешно прошли все 3 этапа – 121 специалист, не прошли - 7 специалистов.

Выводы

Авторы готовы поделиться опытом проведения первичной специализированной аккредитации по специальностям «Терапия», «Педиатрия», «Неврология», «Кардиология», «Онкология», раскрыть технические особенности подготовки экзаменационных станций и ведения документооборота.

Тема: Аккредитация, оценивание
Софья Свиридова

Автоматическое сохранение и обработка видеоданных во время аккредитации специалистов

Автор(ы): Жалсанов Б.Д., Кологривова Л.В., Анисимова Е.А.,Щербаков А.Ю., Дадэко С.М.,

Город: Томск

Учреждение: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации

Актуальность

В настоящее время, первичная и первично специализированная аккредитация специалиста, является одним из важнейшим этапом в жизни аккредитуемого.
Сохраненные видеоматериалы, во время прохождения аккредитации, выполняется с целью объективизации указанной процедуры и выявления возможных нарушений в ходе прохождения. Но, чтобы подготовить эти видеоматериалы, одному инженеру уходит, по крайней мере, 2 недели (примерно 400 аккредитуемых). При текущих требованиях от методического центра такой срок обработки видеоматериалов не подходит. При обработки видеоматериалов, инженеру необходимо учитывать и время прохождения аккредитуемого (8.5 минут). Что по личному опыту скажу, это не всегда соответствует. Иногда аккредитуемый выходить раньше срока, а иногда (редко, но все же) задерживается на станции. Эти факторы являются одним из главных проблем обработки видеоматериалов.

Цель

Создать собственное программное обеспечение (ПО), которое, позволяет сформировать видеопоток от IP камер, в отдельные видеофайлы. Эти файлы должны быть расположены в отдельные папки с названием аккредитуемого (ИД аккредитуемого). Сами файлы должны быть названы так как прописано в требованиях к материально-техническому обеспечения видеонаблюдения п.5.6.2 (https://fmza.ru/upload/medialibrary/93e/prilozhenie-1-k-trebovaniyam-mto_201118.pdf)
Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:
Разработать ПО. Которое захватыет видеопоток от IP камер, и формирует отдельные видеофайлы, в отдельные папки.
Создать оборудование подачи сигнала в ПО (п.1), для начала захвата видеопотока, и начала записи прохождения станции аккредитуемого.

Материалы и методы

Для реализации вышепоставленных целей, была создана программа позволяющая формировать видеопоток, в отдельные видео файлы.
Для передачи сигнала о начале записи собрано оборудование на чипе ATmega328р. А так же был использован радиочастотный модуль передачи данных(RFid).

Результаты

Собранное оборудование и ПО (далее система В.) позволяет создавать отдельные видеофайлы прохождения станции ОСКЭ аккредитуемого. Шаги работы Системы В.:
Аккредитуемому выдается пассивный радиочастотный элемент, с определенным ИД на пассивном элементе.
Аккредитуемый подходит к станции ОСКЭ и читает свою ситуацию. При входе в станцию ОСКЭ, аккредитуемый подносит пассивный элемент в определенную зону, для считывания его ИД в систему.
Система, получив сигнал, начинает перехватывать видеопоток от камер, которые расположены в той станции где находится аккредитуемый. А так же создает папку с ИД аккредитуемого.
Перехват видеопотока заканчивается только тогда когда проход ровно 8.5 минут, либо при выходе аккредитуемого из станции (обратно прикладывает пассивный элемент, в определенную зону).
Система начинает сохранять видеофайлы в папку ИД аккредитуемого. Названия же видеофайлов, полность подходят под требования метадического центра..
Это позволяет сократить время на подготовку и отправку видеоданных, по крайней мере, на несколько недель. Что, несомненно, оптимизирует систему аккредитации специалистов. Данная система В. позволяет не только упрощать жизнь инженерам (при обработки видеофайлов), но и делает прохождение станции ОСКЭ более объективной, т.е. ставит определенную рамку на прохождения станции (по времени не более 8.5 минут)

Выводы

Данная система полность автоматизирует обработку как видеофайлов так и их названия.

Тема: Аккредитация, оценивание
Баир Жалсанов

Взаимосвязь успешности обучения в вузе и прохождения этапов первичной аккредитации специалистов

Автор(ы): Красивина И.Г., Потапов М.П., Ёршиков С.М., Политов Я.В.

Город: Ярославль

Учреждение: ФГБОУ ВО ЯГМУ Минздрава России

Актуальность

Современные реалии допуска молодых специалистов к работе через прохождение процедуры первичной аккредитации вызывают неоднозначный эмоциональный отклик у выпускников, преподавателей вузов и представителей практического здравоохранения. Постепенное усложнение процедур первичной аккредитации, увеличение количества сюжетов на станциях и требований к их выполнению приводит к необходимости внесения корректив в учебные программы и планы. Внедрение симуляционного обучения в практику отечественной медицинской школы сопряжено не только с материальными трудностями, но и с необходимостью анализа его эффективности для старта профессиональной карьеры.

Цель

Выявление факторов успешного прохождения выпускниками лечебного факультета первичной аккредитации специалистов, оценка эффективности внедрения симуляционного курса в образовательную программу.

Материалы и методы

Проанализированы данные о 225 выпускниках лечебного факультета, успешно прошедших первичную аккредитацию в 2019 году: результаты прохождения первичной аккредитации сопоставлены с учебными достижениями на протяжении обучения.

Результаты

В 2018/19 учебном году в процессе освоения симуляционного курса более активно использовалась электронно-информационная образовательная среда (ЭИОС), была сформирована группа актива из числа студентов, которые приняли участие в подготовке собственных видеоматериалов для ее наполнения и в проведении дополнительных тренингов со своими коллегами-выпускниками. С целью оценки эффективности проделанной работы при проведении второго этапа первичной аккредитации,объективного структурированного клинического экзамена (ОСКЭ), фиксировали количество ошибок, допущенных аккредитуемыми на каждой из основных пяти станций, суммировали общее число ошибок. Не допустили ни одной ошибки всего 2 человека из 225. Медиана суммарного числа ошибок составила 6. Для дальнейшего анализа успешно прошедшие все процедуры аккредитации выпускники были разделены на подгруппы в соответствии с полученной медианой: подгруппа А, 6 ошибок и менее (3,4±1,6), и подгруппа Б, более 6 ошибок (11,0±4,1). Подгруппа А отличалась не только более успешным прохождением тестирования (94,9±6,4% vs 92,3±7,6%, р=0,004), но и существенно лучшими результатами учебных достижений во время обучения в университете, начиная с фундаментальных дисциплин, таких как биохимия (0,79 vs 0,73; p<0,001). Различалась также и успешность прохождения симуляционного курса (0,95 vs 0,93; p=0,035). Анализ количества ошибок на станциях продемонстрировал их наименьшее число на станциях сердечно-легочной реанимации и экстренной медицинской помощи (1,0±1,4 и 0,8±1,2) и наибольшее на станции диспансеризации (2,0±1,9). Корреляционный анализ выявил прямые взаимосвязи результатов аккредитационного тестирования с результатами учебных достижений за все годы обучения в университете: наиболее сильные связи обнаружены с такими дисциплинами, как биохимия (0,6), общая хирургия, лучевая диагностика (0,66), неврология, медицинская генетика (0,63), патофизиология, клиническая патофизиология (0,56), пропедевтика внутренних болезней (0,53), факультетская терапия (0,5) и госпитальная терапия, эндокринология (0,5).

Обсуждение

В современных условиях самым привычным методом оценки уровня теоретической подготовки является выполнение заданий в тестовой форме, поэтому закономерны высокие результаты прохождения первого этапа аккредитации: в 2019 году он пройден со средним значением 93,7±7,1 балла, а в 2018 г этот показатель составил 92,5±8,1 балла. Более сложным этапом и в организационном, и в исполнительском плане справедливо считается этап ОСКЭ. Внедренный в образовательную программу симуляционный курс помог задать правильный вектор подготовки, снизить психологические барьеры и эмоциональную напряженность перед непривычным пока методом контроля. В соответствии с программой симуляционного курса работа в центре симуляционного обучения проводилась на мультидисциплинарной основе, были задействованы 7 кафедр, специалисты которых проводили симуляционные тренинги, ориентируясь не только на подготовку к этапам первичной аккредитации, но и на реальную практическую работу в условиях амбулаторного первичного звена.

Выводы

Внедрение симуляционного курса в программу подготовки выпускников лечебного факультета достигает поставленных целей в преодолении практических трудностей на этапе допуска к профессиональной врачебной деятельности. Успешность прохождения процедур первичной аккредитации напрямую связана с полноценностью освоения основных образовательных программ за все время обучения в вузе и отражает общий интеллектуальный статус, эрудированность, ответственность и профессиональную компетентность молодых специалистов.

Тема: Аккредитация, оценивание
Ирина Красивина

Проблемные вопросы оценивания практических навыков в симулированных условиях

Автор(ы): Долгина И.И., Григорьян М.Ф., Долженкова И.Г., Разинькова И.Е.

Город: Курск

Учреждение: ФГБОУ ВО Курский государственный медицинский университет

Актуальность

Процедура аккредитации специалистов активно вошла не только в жизнь выпускников, но и работодателей и профессиональных сообществ. Члены аккредитационных комиссий активно готовятся к проведению аккредитации, изучая нормативно-правовую информацию и методические рекомендации. В процессе подготовки и проведения аккредитации все больше возникает вопросов по принципам оценивания практических навыков в симулированных условиях.
В связи с этим нами проведен социологический опрос членов аккредитационных подкомиссий (АПК), участвующих в проведении второго этапа аккредитации специалистов – оценка практических навыков (умений) в симулированных условиях, с целью выявления проблемных аспектов оценивания специалистов.

Цель

Цель исследования: выявить проблемные аспекты оценивания специалистов на втором этапе аккредитации специалистов – оценка практических навыков (умений) в симулированных условиях.

Материалы и методы

Социологический опрос проводился по разработанным анкетам по отдельным станциям, оценивание по которым проводилось по многим специальностям: базовая сердечно-легочная реанимация – 23 члена АПК, экстренная медицинская помощь – 21 член АПК, физикальное обследование пациента (сердечно-сосудистая система) – 16 членов АПК. В анкете члены АПК указывали значимость в баллах по возрастающей от 1 до 10. Кроме того, указывали проблемные пункты оценочных листов и возможные варианты их коррекции.

Результаты

При анализе соответствия оцениваемого практического навыка (умения) в симулированных условиях выполняемым трудовым функциям специалистов в практической деятельности была показана высокая степень соответствия (max 10 баллов) по всем трем станциям: 9,7 баллов по станции базовая сердечно-легочная реанимация (n=23), 9,9 баллов по станции экстренная медицинская помощь(n=21), 9,8 баллов по станции физикальное обследование пациента (сердечно-сосудистая система) (n=16).
При анализе критерия оценивания в полном объеме уровня подготовки аккредитуемого по конкретному навыку (умению) так же получены высокие результаты: 10 баллов по станции базовая сердечно-легочная реанимация (n=23), 9,6 баллов по станции экстренная медицинская помощь(n=21), 7,6 баллов по станции физикальное обследование пациента (сердечно-сосудистая система) (n=16).
При этом по 2 станциям отмечены несоответствия при оценивании по отдельным пунктам оценочных листов большим количеством членов АПК: 85,7% членов АПК по станции экстренная медицинская помощь(n=21), 87,5 % членов АПК по станции физикальное обследование пациента (сердечно-сосудистая система) (n=16). По станции базовая сердечно-легочная реанимация несоответствий по оценочному листу не было отмечено.

Обсуждение

По станции экстренная медицинская помощь все 18 членов АПК, указавшие на сложности оценивания, отметили несоответствия по 4 пунктам/критериям оценки: критерий 6. «Правильно и полно оценил функции легких (пульсоксиметрия, аускультация, перкуссия, ЧДД, трахея, вены шеи)»; критерий 10. «Правильно и полно оценил деятельность сердечно-сосудистой системы (периферический пульс, АД, аускультация сердца, ЭКГ, забор крови, симптом белого пятна, цвет кожных покровов)»; критерий 13. «Правильно и полно оценил неврологический статус (реакция зрачков, глюкометрия и правильная ее интерпретация, оценка тонуса мышц)»; критерий 14. «Правильно и полно оценил показатели общего состояния (пальпация живота, пальпация пульса на бедренных артериях, осмотр спины, голеней и стоп, измерение температуры тела, ректальное исследование)»
В качестве рекомендаций по данной станции члены АПК указали, что они проводят оценку каждого навыка (умения) перечисленного в расшифровке пункта/критерия и считают целесообразным оценивать их отдельными пунктами/критериями, что облегчит процесс оценивания, повысит ценность проведения отдельных пунктов обследования и качество оценивания.
По станции физикальное обследование пациента (сердечно-сосудистая система) 14 членов АПК указали на низкое значение заключения по результатам обследования, которое учитывается в 2 пунктах/критериях: «28. Заполнил письменное заключение; 29. Сформулировал верное заключение». Члены АПК отметили, что часть аккредитуемых игнорирует данные пункты вероятно в виду их не высокой значимости.
В качестве рекомендаций по данной станции члены АПК указали, что они проводят оценку правильности заполнения «Автооценочного листа для самозаполнения» и считают целесообразным внести его пункты или разделы отдельными пунктами/критериями для повышения значимости правильно проведенного обследования.

Выводы

Таким образом, оценочные средства по станциям базовая сердечно-легочная реанимация, экстренная медицинская помощь и физикальное обследование пациента (сердечно-сосудистая система) высоко оцениваются членами АПК по соответствию выполняемым трудовым функциям и возможности объективного оценивания аккредитуемых.
Для повышения качества оценивания целесообразно внести корректировку в оценочные листы станций экстренная медицинская помощь и физикальное обследование пациента (сердечно-сосудистая система).

Тема: Аккредитация, оценивание
Ирина Долгина

ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ ПЕРВИЧНОЙ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ АККРЕДИТАЦИИ

Автор(ы): Гостимский А.В., Лисовский О.В., Барсукова И.М., Лисица И.А., Карпатский И.В., Федорец В.Н., Погорельчук В.В., Прудникова М.Д., Миронова А.В., Лисовская Е.О.

Город: Санкт-Петербург

Учреждение: ФГБОУ ВО Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет. Минздрав России

Актуальность

Необходимость оценки знаний в высших медицинских учебных заведениях привела к введению первичной специализированной аккредитации, что регламентируется приказом Минздрава России от 25.02.2016 г. № 127н «Об утверждении сроков и этапов аккредитации специалистов, а также категорий лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов».

Цель

Оценить качество подготовки клинических ординаторов для прохождения первичной специализированной аккредитации.

Материалы и методы

Проведено анкетирование 57 клинических ординаторов, проходивших первичную специализированную аккредитацию в ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» по выделенным 6 специальностям. Среди них; 13 выпускников по специальности «Педиатрия», 4 – «Кардиология», 6 – «Онкология», 27 – «Неврология» и 7 человек – «Терапия».

Результаты

Разработанная анкета содержала 30 вопросов, связанных с местом и временем обучения ординаторов, их специальностью, временем начала подготовки к первичной специализированной аккредитации (по этапам), использованными в ходе подготовки ресурсами, результатами прохождения аккредитации.
Оптимальным временем для подготовки к первичной специализированной аккредитации большинство выпускников указали 4-ый семестр обучения в клинической ординатуре (весенний период второго года – 33,3% (19 человек), летний период – 24,5% (14 опрошенных)). Отдельным циклом в учебный план предложили выделить подготовку к аккредитации 2 человека (5,3%), также двое ординаторов посчитали возможным начать подготовку за несколько дней до ее проведения.
При подготовке к аккредитации, помимо материалов, размещенных на сайте Методического центра аккредитации специалистов, 39 клинических ординаторов (68,3%) предпочитали использовать видео-материалы, трое опрошенных – методические пособия. В 9 случаях (15,8%) опрошенные не испытывали необходимости использовать дополнительные материалы.
Первый этап проведения аккредитации специалистов – тестирование. При первом пробном тестировании 11 человек (19,3%) получили результат менее 70%. Основная часть ординаторов – 21 человек – от 70 до 79%; 21% опрошенных решили тест на 90 – 100%.
При подготовке к проведению первого этапа 33,3% опрошенных (19 человек) использовали менее 10 попыток, 17 аккредитуемых (29,8%) – более 30 попыток. По итогам тестирования результат 90 – 100% продемонстрировало 42 ординатора (73,5% опрошенных), 80 – 89% – 11 человек (19,3%). Один аккредитуемый преодолел «пороговый» барьер в 70% с третьей попытки.
Ко второму этапу – объективному структурированному клиническому экзамену – ОСКЭ в 2018 году начал готовиться только один ординатор. Основная часть опрошенных приступили к подготовке в мае-июне 2019 года (38 человек).
При подготовке к проведению второго этапа ни на одном практическом занятии в симуляционном центре не присутствовали 2 ординатора, от 1 до 5 занятий посетили 61,3% опрошенных (35 человек), 6 – 10 занятий – 10 аккредитуемых и 9 респондентов готовились более 10 раз. Также значительную помощь в ознакомлении со структурой чек-листов оказали видеоматериалы (обучающие фильмы) с записью станций. Это отметили 36,8% респондентов (21 аккредитуемый).
Все ординаторы в рамках прохождения второго этапа демонстрировали практические навыки по 5-и станциям: «сердечно-легочная реанимация» «оказание экстренной медицинской помощи», «собеседование, сбор жалоб», «физикальное обследование» и «врачебная манипуляция».
Следует отметить, что более половины опрошенных - 61,3% считают коммуникативную станцию необходимой, однако, обучение данной станции должно проходить только в лечебно-профилактическом учреждении в ходе обучения в клинической ординатуре.
Все опрошенные были ознакомлены с паспортами станций, при этом полностью поняли размещенную в них информацию 52 клинических ординатора (91%), трое (5,3%) – не поняли структуры чек-листов; двое респондентов не поняли чек-листов и готовились по методическим пособиям для первичной аккредитации специалистов. При этом 3 ординатора «пролистали» паспорта, пристально не вчитываясь. Структура чек-листов для понимания четкой последовательности действий при прохождении объективного структурированного клинического экзамена была понятна 85,8% опрошенных (49 опрошенных), частично – двум выпускникам (3,5%) и непонятной в шести наблюдениях (10,5%).

Обсуждение

При подготовке ко второму этапу аккредитации путем анкетирования выявлены следующие проблемы: отсутствие времени для подготовки отметили 15,8% (9 опрошенных), отсутствие необходимых понятных методических пособий (видеоматериалов, проработанных чек-листов) – 7% (4 клинических ординатора), недостаточное количество практических занятий – 5,3% (3 респондента), лень как причину, препятствующую подготовке, отметили 2 выпускника. В 30 случаях (52,5%) не отмечено значимых причин, препятствующих подготовке.
По итогам подготовки ко второму этапу, подготовленными для оказания медицинской помощи по навыкам, включенным в ОСКЭ, считают себя 87,5% опрошенных (50 аккредитуемых), не готовыми – четверо респондентов. Трое ординаторов затруднились ответить на этот вопрос.
В 2019 году впервые проведение третьего этапа было осуществлено с использованием электронных информационных систем. Это привело к объективизации оценки знаний аккредитуемых. Однако при подобной организации процесса аккредитации возможно использование клинических сценариев только по имеющимся клиническим рекомендациям и протоколам лечения. В это же время часть нозологий, особенно в педиатрии, лишена утвержденных стандартов, что препятствует процессам стандартизации при оценке знаний специалистов.

Выводы

Проведение первичной специализированной аккредитации позволяет объективно оценить подготовку молодых специалистов при наличии единых протоколов лечения. Для работы на роботах и тренажерах клиническим ординаторам необходимо выделять дополнительные часы в симуляционно-аккредитационных центрах. Сбор жалоб и анамнеза должны быть неотъемлемой частью повседневной работы в клинической ординатуре каждого специалиста.

Тема: Аккредитация, оценивание
Олег Лисовский

СТРЕССОРЫ ВТОРОГО ЭТАПА ПЕРВИЧНОЙ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ АККРЕДИТАЦИИ

Автор(ы): Хощенко Ю.А., Белоусов Н.И., Начетова Т.А., Нагорный А.В.

Город: Белгород

Учреждение: Белгородский государственный национальный исследовательский университет

Актуальность

В 2019 году в Российской Федерации впервые была проведена первичная специализированная аккредитация согласно «Положения об аккредитации специалистов», утвержденного приказом МЗ РФ 02.06.2016 г. №334 «об утверждении Положения об аккредитации специалистов», включающая в себя тестирование по специальности, оценку практических навыков в симулированных условиях и решение интерактивных множественных кейсов. Любой экзамен, как правило, можно рассматривать как стрессовый фактор, нередко сопровождающийся психотравмирующими ситуациями, которые могут оказать влияние на его результаты. В связи с этим крайне важным является установление стрессоров второго этапа первичной специализированной аккредитации, что и определило цель нашего исследования.

Цель

Целью настоящей работы явилось выявление проблем и стрессоров, связанных с прохождением выпускников ординатуры второго этапа первичной специализированной аккредитации и определение путей их решения.

Материалы и методы

Для реализации поставленной цели были проанализированы чек-листы 49 выпускников ординатуры 2019 года Медицинского института НИУ «БелГУ», из них по специальности «Терапия» - 10, «Общая врачебная практика (семейная медицина)» - 3, «Неврология» - 14, «Кардиология» - 11, «Онкология» - 6 и «Педиатрия» - 5. Оценка практических навыков выпускников ординатуры проводилась аккредитационной комиссией, утвержденной приказом Министерства здравоохранения РФ, по принципу ОСКЭ (объективного структурированного клинического экзамена), с использованием симуляционных сценариев для первичной аккредитации специалистов здравоохранения из Единой базы оценочных средств.
Кроме того, проводилось анкетирование 30 выпускников ординатуры с целью выявления проблемных моментов прохождения первичной аккредитации. Статистическая обработка результатов исследования проводилась с помощью пакета программ «Statgraphics Сenturion». Для оценки достоверности различий применяли метод Стьюдента. С целью выявления причин, способных оказать влияние на итоги второго этапа первичной специализированной аккредитации, применяли многомерный статистический анализ - факторный анализ (метод главных компонент, «varimax» вращение, расчет факторных нагрузок).

Результаты

При прохождении второго этапа первичной специализированной аккредитации выпускники ординатуры показали высокий средний балл (с учетом результатов всех Станций) – 92,51±2,80.
Выполняя практический навык, 86,7% анкетируемых фиксировали в сознании каждый шаг совершаемого действия, при этом подавляющее большинство (90%) опасались перепутать последовательности операций во время выполнения какого-либо навыка. В то же время уверенность в том, что для овладения навыком следует сделать не менее 10 повторов на тренажере выразили 76,7% опрошенных.
Уровень стресса как «сильный» (более 7 баллов при его оценке от 1 до 10) при прохождении первичной специализированной аккредитации отмечали 83,3% респондентов, несмотря на то, что 90% опрошенных, по их мнению, помогало то, что два года назад они проходили первичную аккредитацию, а 93,3% - считали, что за время обучения в ординатуре практические навыки (оцениваемые при аккредитации) намного улучшились, и всего 36,6% анкетируемым мешало наличие видеофиксации.
Примечательно, что 83,3% выпускников ординатуры считает ценным для себя предварительное обучение практическим навыкам в симулированных условиях, хотя 53,3% положительно ответили на вопрос «Имеются ли, на Ваш взгляд, существенные различия при применении навыков в симулированных условиях и при оказании помощи реальным пациентам?».
Следует отметить, что 93,3% опрошенных считают себя готовыми к самостоятельной врачебной практике, а 60% - согласны с тем, что оценка практических навыков по типу аккредитации должна проводиться 1 раз в 5 лет. Полученные данные свидетельствуют о разнообразии событий, способных оказать влияние на результаты второго этапа первичной специализированной аккредитации, что дополнительно было подтверждено при выполнении факторного анализа.
Выделено 5 ведущих факторов, первый из которых можно охарактеризовать как психологический(эмоциональный), второй показал ценность опыта прохождения первичной аккредитации, а третий - важность как непрерывности медицинского образования, так и обучения в ординатуре для подготовки высококвалифицированных медицинских кадров. Четвертый фактор подчеркивал значимость опыта работы в медицинских учреждениях, а пятый – показывал готовность к самостоятельной врачебной практике и понимание необходимости постоянного практикоориентированного обучения.

Обсуждение

Несмотря на достаточно хорошую предварительную подготовку выпускников ординатур, на результаты оценки практических навыков при проведении второго этапа первичной специализированной аккредитации в большей степени оказывают психологические факторы, чем педагогические и социальные факторы. По нашему мнению, это может быть следствием недостаточности коммуникативных навыков, так как на станции, где был имитирован сбор жалоб и анамнеза на первичном приеме врача, средний балл оказался достоверно ниже аналогичного показателя практически по всем станциям, независимо от специальности выпускника ординатуры (82,40±1,28 против 95,04±3,18; P < 0,05). Кроме того, так как 43,3% опрошенных считали, что для овладения навыком следует сделать не больше 50 повторов на тренажере, к снижению уровня стресса может привести увеличение времени работы в симулированных условиях. Нельзя недооценивать и участие в тьюторском движении как для совершенствования практических навыков, так и для повышения психологической готовности к процессу первичной специализированной аккредитации и самостоятельной работе.

Выводы

Полученные данные свидетельствуют о необходимости комплекса мероприятий по снижению стресса выпускников ординатуры во время прохождения второго этапа первичной специализированной аккредитации, который может включать в себя регламентированное время обучения в симуляционном центре, повышение во время обучения коммуникативной компетентности и привлечение ординаторов к активному участию в тьюторском движении.

Тема: Аккредитация, оценивание
Татьяна Начетова

ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ СТАНЦИЯ ПО ФИЗИКАЛЬНОМУ ОБСЛЕДОВАНИЮ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ

Автор(ы): Хохлов И.В.1, Шубина Л.Б.2, Грибков Д.М.2, Авдеев Ю.В.3, Одинокова С.Н.

Город: Москва

Учреждение: 1- ФГБУ ДПО «ЦГМА» Управления делами Президента Российской Федерации 2- ГБУ «НИИОЗММ ДЗМ» 3- ГБУЗ "НИИ СП им. Н.В. Склифосовского ДЗМ"

Актуальность

Навыки ФО пациента по-прежнему сохраняют важное значение в диагностическом и лечебном процессе. Разработка и внедрение станции объективного структурированного клинического экзамена (ОСКЭ) вынудили по новому взглянуть на ФО сердечно-сосудистой системы. Несмотря на долгую историю его существования, до сих пор нет единого общепризнанного алгоритма. Изменение процедуры оценки компетенции специалистов неизбежна повлекла изменение элементов учебного процесса

Цель

Нами была поставлена цель проанализировать факторы, успешного освоения навыков ФО сердечно-сосудистой системы при аккредитации

Материалы и методы

По ФО за период с 2012 по настоящее время авторами внедряется в учебный процесс симуляционное обучение и формы педагогического контроля в симулированных условиях. За это время исходный алгоритм был дважды модифицирован и улучшен. Было обучено в контролируемых условиях (т.е. строго по методике, соответствующей каждой версии алгоритма) 1244 медицинских работников. Было проведено несколько вариантов экзаменов: на допуск к производственной практике студентов; аккредитация первичная и первичная специализированная; на присвоение статуса "Московский врач"

Результаты

Внедрение процедуры строгого экзамена повлекло стимулирование его кандидатов на поиск способов специального обучения. При оценке динамики изменения среднего балла кандидатов на статус «Московский врач» в сравнении с первоначальным, был отмечен существенный прирост среднего балла на 32,73%, за счет участия кандидатов в целенаправленном обучении. Станция обладает достаточной различительной способностью (индекс дискриминативности составил 0,33)
Методика осмотра пациентов с заболеваниями сердечно-сосудистой системы имеет значительные отличия у разных авторов. Кроме того, некоторые методы, например, исследования яремных вен, практически не встречаются в отечественной литературе. И наоборот, такой метод как перкуссия сердца в современных зарубежных руководствах даже не упоминается в связи с низкой достоверностью получаемых данных.
Каждый метод имеет свои границы чувствительности и специфичности. По отдельности некоторые методики, входящие в состав ФО могут иметь крайне низкий процент чувствительности, и только по совокупности данных можно выдвинуть предварительную диагностическую гипотезу, повышая чувствительность и специфичность всего исследования. Для симуляции данного процесса должен быть манекен с возможностью имитации аускультативной картины различных заболеваний сердца и легких, с функцией пальпации верхушечного толчка, визуализации вен шеи и пульсации центральных и периферических артерий, синхронизированных с сердечными фазами

Обсуждение

Имеются публикации, где ценность ФО ставится под сомнение. Критики данного метода ссылаются на то, что оно имеет низкую воспроизводимость и предлагают заменить его новыми, более совершенными методами диагностики, такими, например, как УЗИ. Другие считают, что ФО способствует установлению более тесного контакту между врачом и пациентом, при этом неправильное выполнение или полное невыполнение ФО приводит к росту клинических ошибок.
К сожалению, внедрение процедуры аккредитации привело к тому, что данная станция часто воспроизводится, как ритуальные движения по чек-листу. Дело в том, что выполнять такие действия можно научить практически любого человека, однако это не сделает его врачом. Грамотного медицинского работника от обычного человека отличает то, что он не просто слушает сердце, а анализирует наличие дополнительных тонов, громкость и частоту шума, наличие иррадиации и много других параметров. Квинтэссенцией всех действий становится диагностическая гипотеза, которую можно подтвердить последующими инструментальными и лабораторными методами исследования. Важным дополнением должна быть достаточно подробная оценка заполнения протокола результатов ФО, которая наиболее удобна при использовании автооценочного листа, функционирующего с помощью компьютерной программы
Для развития навыков осмотра, пальпации, аускультации и системного анализа данных с последующим переносом полученных навыков в реальную клиническую практику не поможет «натаскивание на чек-лист» и запоминание сценариев, изложенных в паспорте станции. Так, например, большой процент экзаменуемых светят в область шеи под прямым углом, чем нарушают методику оценки пульсации яремных вен. Правильная техника предполагает использование света как вспомогательного инструмента для подсвечивания контура пульсации. Для лучшего понимания можно провести аналогию с тенями объектов, которые отбрасывают самые длинные тени в тот момент, когда солнце находится над горизонтом.
Принципиально всё оборудование для ФО сердечно-сосудистой системы можно разделить на три группы: 1) симуляторы, которые создавались под обследование кардиологического пациента; 2) симуляторы, которые обладают набором функций для имитации деятельность сердечно-сосудистой системы, но изначально создавались для других целей, например, роботы для реанимации и интенсивной терапии; 3) симуляторы для проведения аускультации, без возможности имитации пульсаций и дыхания
Для повышения реалистичности ОСКЭ, сравнительный анализ показал, что больше всего подходят манекены первой группы. В отличие от манекенов второй группы они не искажают звук, способны имитировать форму пульсаций артерий и вен, обладают большим набором предустановленных сценариев. Манекены третьей группы не могут быть рекомендованы для работы на станции ввиду отсутствия имитации косвенных признаков патологии, однако могут служить промежуточным этапом в развитии навыков ФО.

Выводы

Подготовка экзаменационной станции - это ответственная задача и требует многократного пилотирования. По результатам каждая станция должна проходить статистический анализ, на основе которого постоянно пополняться количеством сценариев
Система подготовки должна строиться таким образом, чтобы медицинские работники получали системные навыки и легко могли адаптироваться вне зависимости от смены сценариев и особенностей пациентов как на экзамене, так и в реальной жизни

Тема: Аккредитация, оценивание
Любовь Шубина

Внутренняя аттестация специалистов практического здравоохранения в системе непрерывного медицинского образования с использованием симуляционных технологий Учебного центра для медицинских работников - Медицинского симуляционного центра Боткинской больницы

Автор(ы): Логвинов Ю.И., Жданова Н.В.

Город: Москва

Учреждение: ГБУЗ ГКБ им. С.П. Боткина ДЗМ

Актуальность

Внутренняя аттестация специалистов практического здравоохранения – это один из наиболее эффективных способов объективной оценки теоретических и практических знаний и умений медицинских работников для установления соответствия уровня их квалификации занимаемой ими должности. Однако, несмотря на всю значимость рассматриваемой процедуры, на сегодняшний день данный процесс не регламентируется ни в одном нормативно-правовом акте Российской Федерации. Так, например, в Трудовом кодексе не закреплены как само понятие аттестации, так и ее цели, задачи, принципы, и что немаловажно – порядок проведения. Не предусмотрены в нормативно-правовых актах Российской Федерации также и права и обязанности медицинских работников, проходящих внутреннюю аттестацию, не определены правовые последствия прохождения внутренней аттестации, что на практике вызывает немало трудностей, а в последующем влечет за собой как трудовые споры, так и судебные разбирательства.

Цель

Внутренняя аттестация специалистов направлена на реализацию важнейших целей:
1. Повышение эффективности и качества оказания медицинской помощи путем формирования высококвалифицированного кадрового состава и стимулирование непрерывного и целенаправленного повышения уровня квалификации и профессионального роста медицинских работников, необходимых для практического применения современных медицинских технологий, в том числе путем установления дополнительных стимулирующих выплат по итогам проведения внутренней аттестации специалистов с учетом установленного уровня квалификации, объема и качества выполняемой работы;
2. Создание нового механизма развития кадрового потенциала путем выявления лучших профессионалов среди медицинских работников и образования «кадрового резерва» в целях замещения вакантных должностей многопрофильного лечебного учреждения и / или его структурных подразделений (филиалов).

Материалы и методы

На базе ГБУЗ ГКБ им. С.П. Боткина ДЗМ разработаны локальные нормативные акты, регламентирующие порядок проведения внутренней аттестации медицинских работников ГБУЗ ГКБ им. С.П. Боткина ДЗМ. При проведении внутренней аттестации специалистов практического здравоохранения оцениваются не только теоретические, но и практические навыки, необходимые для выполнения специалистами профессиональных обязанностей по соответствующим специальностям и должностям, поэтому уникальной особенностью рассматриваемого Положения является возможность пройти тренировочную подготовку к практическому этапу по проверке наличия профессиональных навыков путем выполнения практических действий, в том числе с использованием симуляционного оборудования (тренажеров и (или) манекенов) и (или) с привлечением стандартизированных пациентов в «Учебном центре для медицинских работников – Медицинском симуляционном центре Боткинской больницы».
Важнейшим преимуществом отработки практических навыков с использованием симуляционных технологий является создание максимально реалистичной обстановки выполнения медицинских манипуляций без риска нанесения вреда реальным пациентам с оценкой правильности и последовательности выполнения специалистом поставленных перед ним практических действий. Оптимизация процесса обучения является одним из важнейших методологических вопросов в системе непрерывного медицинского образования врачей и среднего медицинского персонала.
Для наглядности сказанного приведем несколько примеров использования симуляционного оборудования (тренажеров и (или) манекенов) при проведении внутренней аттестации медицинских работников ГБУЗ ГКБ им. С.П. Боткина ДЗМ:
1. Хирургия: оценка уровня сформированности мануальных навыков врачей-хирургов может проводиться на системах мини-инвазивного тренинга, который включает в себя выполнение аттестуемыми тестовых заданий на электронном симуляторе LapMentor на основе упражнений с интерактивным контролем с различными уровнями сложности и позволяет осваивать важнейшие навыки в области лапароскопии. Запрограммирован на сложные клинические сценарии с имитацией осложнений и повреждений в режиме реального времени, что дает возможность приобретать опыт различных подходов к выполнению процедуры;
2. Эндоскопия: оценка уровня сформированности мануальных навыков врачей–эндоскопистов может проводиться на эндоскопическом компьютерном симуляторе-тренажере GI-Bronch-Mentor, который включает в себя выполнение аттестуемыми порядка 4-ех заданий и предназначен для:
– Оценки уровня сформированности навыка выполнения эндоскопического исследования верхний и нижних отделов желудочно-кишечного тракта;
– Оценки зрительно-моторной координации и точности управления бронхоскопом;
– Оценки уровня сформированности навыка выполнения рентген-эндоскопических вмешательств на гепатобилиарной протоковой системе (ЭРХПГ).
3. Акушерство и гинекология: оценка уровня сформированности мануальных навыков врачей-акушеров-гинекологов может проводиться на компьютерном симуляторе-тренажере VitaMed HystSim, который включает в себя задания для совершенствования практических навыков выполнения диагностической и оперативной гистерорезектоскопии.
Для возможности осуществления внутренних аттестационных испытаний ведущими специалистами практического здравоохранения разработаны контрольно-измерительные материалы для оценки уровня владения мануальными навыками. Практическое задание считается успешно пройденным при соблюдении всех требований к уровню сформированности навыков и выполнению временных нормативов.

Результаты

Таким образом, интеграция обучения с использованием симуляционного оборудования (тренажеров и (или) манекенов) и / или привлечением стандартизированных пациентов для оценки соответствия уровня профессиональной компетентности специалистов практического здравоохранения занимаемой ими должности направлена на формирование и совершенствование у специалистов навыков, отвечающих современным требованиям медицины с учетом постоянного и стремительного совершенствования методов диагностики и лечения заболеваний, что позволяет повысить эффективность и качество оказания медицинской помощи.

Тема: Аккредитация, оценивание
Наталья Жданова

Анализ качества оказания базовой сердечно-легочной реанимации при остановке кровообращения у выпускников педиатрического факультета (по результатам первичной аккредитации специалистов)

Автор(ы): Потапов А.Ф., Иванова А.А., Гоголев Н.М., Матвеев А.С., Нусугуров С.Д.

Город: Якутск

Учреждение: Северо-Восточный федеральный университет им М.К. Аммосова

Актуальность

Исход реанимационных мероприятий, течение постреанимационного периода и степень неврологических расстройств определяются своевременным началом СЛР, строгим соблюдением ее алгоритмов и технически правильным выполнением наружного массажа сердца (НМС) и искусственной вентиляции легких (ИВЛ). С этих позиций анализ действий аккредитуемых, адекватность и эффективность проводимых ими приемов СЛР представляют интерес.

Цель

Провести сравнительный анализ адекватности проведения базовой СЛР у выпускников по специальности «Педиатрия» по результатам оценочного чек-листа и регистратора симулятора СЛР «ВТ-СРЕА»

Материалы и методы

Проведен анализ результатов прохождения станции «Базовый реанимационный комплекс» этапа оценки практических умений и навыков у 47 выпускников по специальности «Педиатрия».
Прохождение испытуемыми этапов аккредитации было организовано на базе симуляционного центра клиники мединститута Северо-Восточного федерального университета, имеющего II аккредитационный уровень РОСОМЕД. Станция имитировала рабочее помещение с наличием тренажера взрослого для обучения СЛР с возможностью регистрации результатов, лежащий на полу, а также телефонного аппарата и дефибриллятора на видном месте.
Для оценки адекватности проведения СЛР использованы оценочный лист (чек-лист) и результаты регистрации симулятора СЛР «ВТ-СРЕА» (Республика Корея). В качестве чек-листа использован оценочный лист, разработанный Методическим центром аккредитации при Министерстве Здравоохранения РФ для первичной аккредитации специалистов (fmza.ru).
Симулятор «ВТ-СРЕА оценивал адекватность проведения НМС (правильное положение рук при компрессии, глубина и частота компрессий, высвобождение рук между компрессиями) и ИВЛ (объем и скорость).
Статистическая обработка данных, вычисление средней ошибки, стандартного отклонения параметров проведены с использованием программы Microsoft Office Excel в среде Windows 10.

Результаты

Анализ выполнения алгоритма по чек-листу показал, что экзаменуемые выполняли все его основные пункты и их отдельные элементы. Оценка безопасности и определение признаков жизни (отсутствие сознания и дыхания) с обеспечением проходимости дыхательных путей и вызов скорой помощи были выполнены всеми 47 (100%) выпускниками.
Подготовка к компрессии грудной клетки была выполнена правильно всеми экзаменуемыми (100%). Время до первой компрессии составило 36,7±12,2 сек. При компрессии соблюдались требования, указанные в чек-листе (30 компрессий; вертикальное расположение рук; прямые, не согнутые в локте руки; отсчет компрессий вслух).
Выполнение пунктов чек-листа при искусственной вентиляции легких (ИВЛ) соблюдено всеми экзаменуемыми (100%). Перед началом ИВЛ использованы индивидуальные защитные маски, визуально правильно обеспечивалась проходимость дыхательных путей и выполнялось искусственное дыхание.
В ходе экзамена не были отмечены нерегламентированные и небезопасные действия (отсутствие компрессий грудной клетки; экзаменуемые не тратили отдельное время на проверку центрального и периферического пульсов, оценку неврологического статуса, сбора анамнеза и поиск нерегламентированных приспособлений; не проводили ИВЛ без маски).
В итоге, визуальное оценивание выполнения СЛР по пунктам оценочного листа была оценена экспертами для всех экзаменуемых как профессиональное выполнение экстренной медицинской помощи.
Наряду с правильными действиями экзаменуемых и выполнением всех пунктов алгоритма, более важными является результаты СЛР по показателям самого симулятора «ВТ-СРЕА».
Уровень выполнения СЛР по результатам симулятора находился у экзаменуемых на уровне от 69 до 89% (79,8±9,2%). Правильное расположение рук на грудной клетке при компрессии у экзаменуемых составило от 71 до 100% (в среднем 88,5±7,8%). Средняя глубина компрессии составила 51,5±4,5 мм, средняя частота компрессии - 117,5±11,0 в минуту. При этом удельный вес правильной частоты компрессий (100-120 в мин.) в ходе проведения СЛР составил в среднем 75,3%.
Добавим, что согласно новым рекомендациям ERC-2015 частота компрессии у взрослых должна составлять 100–120 в 1 минуту, а глубина компрессий быть не менее 5 см, но не более 6 см.
Объем вдоха при проведении искусственной вентиляции составил в среднем 622,2±347,3 мл. Удельный вес адекватных объемов вдоха (по установке симулятора интервал 400-700 мл – согласно паспорта станции) при выполнении ИВЛ был в среднем 67,4%, недостаточный объем вдоха (менее 400 мл) отмечен в 10,6% и избыточный объем (более 700 мл) в 22% вдохов.
Скорость вдоха по показателям симулятора составила 832,7±287,6 мл/сек.

Выводы

Таким образом, полученные данные свидетельствуют о том, что, несмотря на внешне правильные действия и выполнение экзаменуемыми практически всех пунктов чек-листа, уровень выполнения СЛР оценивался симулятором как исполнитель среднего уровня. Подобное заключение можно интерпретировать как достаточную эффективность СЛР, что указывает на хорошую подготовку и серьезный подход при подготовке к аккредитации.

Тема: Аккредитация, оценивание
Александр Потапов

ОЦЕНКА УРОВНЯ ПРОВЕДЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ПЕВИЧНОЙ АККРЕДИТАЦИИ ПО МНЕНИЮ ВЫПУСКНИКОВ БАШКИРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА 2019 ГОДА

Автор(ы): Мурсалимов В.Д., Гафурова Р.Р., Кудаярова Л.Р., Юмалин С.Х.

Город: Уфа

Учреждение: Башкирский государственный медицинский университет

Актуальность

За последние годы в подготовке специалистов здравоохранения произошел ряд изменений, такие как: исключение интернатуры, как одного из этапов послевузовского профессионального образования; переход к трехэтапной аккредитации, как последующего допуска к профессиональной деятельности, а также внедрение системы непрерывного медицинского образования (НМО).
С 2016 года в соответствии с приказом Минздрава России от 25.02.2016 г. №127н «Об утверждении сроков и этапов аккредитации специалистов, а также категорий лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов» во всех медицинских ВУЗах РФ началась реформа системы образования, которая заключалась в постепенном переходе к системе первичной аккредитации – процедуре допуска к медицинской и фармацевтической деятельности по специальности. Наряду с итоговой государственной аттестацией весной 2016 года была введена система первичной аккредитации у выпускников стоматологического и фармацевтического факультетов, в 2017 году у выпускников таких специальностей как: педиатрия, лечебное дело, медико-профилактическое дело, медицинская кибернетика, медицинская биохимия и медицинская биофизика.
Процедура первичной аккредитации включает в себя три этапа: тестирование, объективный структурированный клинический экзамен (ОСКЭ) - оценка практических навыков (умений) в условиях симуляционных центров, а также решение ситуационных задач.
На сайтах Министерства здравоохранения РФ и Методического центра аккредитации специалистов выпускник в открытом доступе может ознакомиться с тестовыми заданиями для подготовки к первому этапу первичной аккредитации с последующим прохождением репетиционного тестирования; с перечнем станций ОСКЭ второго этапа аккредитации, а также пройти репетиционный экзамен по решению ситуационных задач в качестве подготовки к третьему этапу первичной аккредитации.

Цель

Оценить мнение выпускников 2019 года педиатрического факультета БГМУ по поводу уровня качества организации, подготовки, а также объективного отношения к первичной аккредитации в целом и каждого этапа в отдельности после ее завершения.

Материалы и методы

Для достижения поставленной нами цели была разработана анкета по принципу «вопрос-ответ». Выбранный нами метод сбора информации позволил за достаточно короткий срок собрать данные, которые были необходимы нам для проведения последующей оценки.
Разработанная нами анкета содержала 14 вопросов, которые условно были разделены на 3 блока. Первый блок вопросов содержал сведения, которые позволили нам распределить респондентов по гендерному признаку, а также форме обучения (бюджетная или коммерческая); второй блок – вопросы, которые были направлены на оценку отношения выпускников к первичной аккредитации в целом; третий блок – вопросы, направленные на оценку каждого этапа первичной аккредитации в отдельности (тестирование, этапа практических навыков (умений), а также этапа решения ситуационных задач).

Результаты

Всего в анкетировании приняло участие 176 выпускников 2019 года педиатрического факультета БГМУ, что составило 53% от общего количества обучающихся, проходящих первичную аккредитацию, что на наш взгляд является достаточным для того, чтобы считать предоставленные нами данные достоверными и учитывать их на этапах организации и подготовки, обучающихся в последующие года аккредитации.
При оценке данных первого блока было выявлено, что среди выпускников, ответивших на вопросы анкеты, 118 человек (67%) – женского пола и 58 человек (33%) - мужского. Из числа респондентов 101 человек (57%) обучались на бюджетной форме обучения и 75 (47%) человек на коммерческой.
При анализе второго блока вопросов, направленных на оценку первичной аккредитации в целом было выявлено, что 124 (70%) опрошенных выпускников имели представление о прохождении первичной аккредитации; 131 (74%) остались довольны организацией и форматом проведения первичной аккредитации; ожидание 154 (87%) респондентов первичная аккредитация в полном объеме себя оправдала; 104 (59%) выпускника испытывали волнение при прохождении первичной аккредитации, а 98 (55%) трудности на этапе к ее подготовки; 103 (59%) опрошенных считают, что им было достаточно выделено времени на подготовку к этапам первичной аккредитации, а 143 (81%), что материал для подготовки к аккредитации имел большой объём. На вопрос: «Какой из этапов первичной аккредитации на Ваш взгляд был самый сложный?» ответы были распределены следующим образом: тестирование у 81 (46%) респондентов; практические навыки - 36 (20%) и решение ситуационных задач у 59 (34%) опрошенных выпускников.
При оценке третьего блока вопросов, было выявлено, что 113 (64%) опрошенных респондентов считали, что были достаточно хорошо подготовлены к первому этапу аккредитации и 91 (52%), что тестовая часть была составлена достаточно грамотно. 144 (82%) выпускников считают, что достаточно хорошо были подготовлены ко второму этапу аккредитации и на вопрос о компетенции и профессионализме преподавателей ВУЗа, участвующих в подготовке ко второму этапу первичной аккредитации дали положительный ответ 157 (89%) выпускников. 101 (57%) опрошенных выпускников были достаточно подготовлены к этапу решения ситуационных задач и 109 (62%) были удовлетворены с их грамотным составлением.

Выводы

Наше исследование показало, что большая часть студентов осталась довольна проведением и организацией первичной аккредитацией в целом, а также к каждому этапу в отдельности.

Тема: Аккредитация, оценивание
Рита Гафурова

Экзаменационная станция для проверки практических навыков ординаторов по специальности «травматология и ортопедия» «Монтаж унифицированного репозиционно-функционального шарнирного узла»

Автор(ы): Солдатов Ю.П., Насыров М.З., Горбачева Л.Ю.

Город: Курган

Учреждение: ФГБУ «Российский научный центр «Восстановительная травматология и ортопедия» им. акад. Г.А. Илизарова» Минздрава России

Актуальность

Разработка и внедрение современных технологий и подходов в будущую систему аккредитации медицинских работников является актуальным направлением отечественного медицинского образования [1]. В настоящее время начинает широко внедряться в систему обучения травматологии и ортопедии обучающие технологии с применением тренингов с алгоритмическим подходом и электронных обучающих 3Д программ для самостоятельной работы [2]. Однако остается недостаточно решенным вопрос по технике оценки качества обучения и практических навыков у ординаторов данного профиля.
Наиболее частым технологическим этапом чрескостного остеосинтеза является установка шарнирных соединений между модулями аппарата Г.А. Илизарова. Поэтому с целью проверки компетенции у ординаторов по специальности «травматология и ортопедия» – «знание технологических аспектов метода чрескостного остеосинтеза, умение корректного монтажа биомеханически обоснованного унифицированного функционально-репозиционного узла из стандартных деталей комплекта аппарата Илизарова» - был разработан паспорт экзаменационной станции «Монтаж унифицированного репозиционно-функционального шарнирного узла аппарата Илизарова».

Цель

Разработать экзаменационную станцию по монтажу унифицированного репозиционно-функционального шарнирного узла аппарата Илизарова и определить эффективность ее применения у ординаторов.

Материалы и методы

В РНЦ «ВТО» им. акад. Г.А.Илизарова была разработана и внедрена в учебный процесс экзаменационная станция для проверки практических навыков ординаторов по специальности «травматология и ортопедия» «Монтаж унифицированного репозиционно-функционального шарнирного узла аппарата Илизарова».
Задача станции: демонстрация аккредитуемым знаний комплектации аппарата Илизарова, навыков владения техникой монтажа конструктивных элементов аппарата Илизарова, понимание цели и задач монтируемого функционально-технического узла. Продолжительность работы станции - 10 минут. Необходимое симуляционное оборудование: симуляционное устройство - пластиковая модель сочленения (коленного, голеностопного) или деформированной (условно остеотомированной) длинной кости с монтированными модулями аппарата Илизарова без их соединения, рентгеновский снимок, условно отражающий клиническую ситуацию, скиаграмма (в случае коррекции деформации), стандартный набор аппарата Илизарова, инструментарий (плоскогубцы, кусачки для спиц, спиценатягиватель, гаечные ключи рожковые 10/12 – 2 шт., гаечные ключи торцовые 10 – 2 шт.), предметы, симулирующие асептические условия работы (латексные хирургические перчатки, маска медицинская, шапочка медицинская хирургическая).
Основные цели симуляционного устройства: 1) устранение угловой деформации между разъединёнными частями костного сегмента в результате остеотомии, перелома, дефекта; 2) обеспечение технической возможности мобилизации сустава в процессе фиксации в аппарате Илизарова.
Оценка практического навыка проводилась по пятибалльной системе и рассчитывалась по формуле: , где О – результат (оценка) в пятибалльной системе, К – количество правильно выполненных манипуляций из 12 (по чек-листу), 5 – максимальная оценка.

Результаты

Данная экзаменационная станция позволила у испытуемых ординаторов оценить умения по: 1) визуальному осмотру, линейным измерениям (расстояние от вершины деформации до суставной щели смежных суставов, расстояние от вершины угла до ближайших опор соединяемых модулей аппарата, ангулометрия); 2) рентгенологической оценки клинической ситуации, а в случае плановой хирургической операции - моделирование окончательной установки костных фрагментов при различных вариантах установки шарнирного соединения с выбором оптимального, обеспечивающего нормальную биомеханическую ось; 3) выявлению истинной плоскости углового смещения, определению уровня и плоскости оси вращения шарнира для полного и точного устранения углового смещения костных отломков или костной деформации.
Согласно паспорту экзаменационной станции аккредитационная (экзаменационная) комиссия проводит: 1) идентификацию личности; 2) регистрацию последовательности и правильности действий или расхождения действий аккредитуемого в соответствии c параметрами в оценочном листе (чек-листе); 3) необходимый диалог с аккредитуемым от лица пациента.
Результаты применения данной экзаменационной станции проанализированы у 23 ординаторов по специальности травматология и ортопедия 2 года обучения.
Анализ результатов проверки практических навыков по чек-листам показал, что с заданиями справились все ординаторы, среди которых хорошие и отличные результаты были у 91%.

Выводы

Таким образом, применение паспорта экзаменационных станций и чек-листов для проверки практических навыков является эффективным инструментом, которые оказывают весомую помощь в процессе обучения ординаторов и рационализации труда экзаменаторов, а их разработка – целесообразным в плане подготовки квалифицированных врачей.
Литература.
1. Применение симуляционных технологий при проведении промежуточной и итоговой аттестации клинических ординаторов по специальности «анестезиология и реаниматология» / А.А. Андреенко, Р.Е. Лахин, И.В. Лобачев, Е.П. Макаренко, А.В. Щеголев // Вестник российской военно-медицинской академии. 2016. №1 (53). С.248-255.
2. Солдатов Ю.П., Овчинников Е.Н.. Климов О.В. Оптимизация самостоятельной работы ординаторов и слушателей при обучении чрескостному остеосинтезу c применением электронных программ и критерии оценки ее качества // Виртуальные технологии в медицине. 2018. №2 (20. С.64-65.

Тема: Аккредитация, оценивание
Юрий Солдатов

Двухуровневый контроль освоения практических навыков в ходе итоговой государственной аттестации выпускников лечебного факультета

Автор(ы): Чечина И.Н.

Город: Барнаул

Учреждение: ФГБОУ ВО АГМУ Минздрава России

Актуальность

Использование симуляционных технологий в виде практических тренингов, направленных на освоение и отработку мануальных навыков, является в наши дни неотъемлемой частью образовательного процесса в медицинском вузе. Использование симуляционных технологий в оценке освоения навыков также показало свою эффективность. Например, способность и готовность выпускника к проведению сердечно-легочной реанимации, плевральной пункции, ведению осложненных родов и т.д. правильнее и эффективнее оценивать в симулированных условиях. Однако есть целый ряд навыков, которые возможно и более эффективно демонстрировать на живом человеке без риска для него (демонстрация методик пальпации, перкуссии, аускультации, сбора жалоб и анамнеза и пр.). Актуальным является разработка отдельных реестров навыков с разными способами оценивания (в клинке или в симцентре).

Цель

Определить перечень практических навыков, оцениваемых на этапе ГИА выпускников лечебного факультета, с указанием наиболее рационального способа оценивания: на симуляционном оборудовании, на реальном пациенте, на стандартизированном пациенте.

Материалы и методы

Исторически сложилось, что до 2018 года оценка освоения практических навыков у выпускников лечебного факультета АГМУ в ходе итоговой аттестации проводилась в условиях клиники на реальных пациентах. Естественно, перечень оцениваемых компетенций не мог включать все необходимые навыки, поскольку далеко не все навыки можно продемонстрировать на живом человеке без вреда для его здоровья.
С 2018 года оценку освоения выпускниками лечебного факультета АГМУ практических навыков в ходе государственной итоговой аттестации стали проводить в 2 этапа: у постели больного в клинике, и в симуляционном центре на симуляторах, фантомах и тренажерах. Для этого был составлен реестр практических навыков, отработка и оценка формирования которых возможна в клинике у постели больного, а также отдельный перечень навыков, демонстрация которых на живом человеке невозможна или менее эффективна, чем на симуляционном оборудовании. В ходе ГИА на лечебном факультете в 2018 и 2019 гг. применялась двухуровневая оценка практических навыков выпускников – и в клинике, и в симуляционном центре.

Результаты

Для проведения второго этапа ГИА (оценка практических навыков) выпускников лечебного факультета АГМУ составлены два перечня навыков. Первый список включает навыки, оценка которых проходит в клинике у постели больного в рамках последнего (зачетного) занятия на клинических кафедрах по ранее разработанным чек-листам. Результаты оценки вносятся в ведомости и передаются аттестационной комиссии. Второй перечень включает навыки, демонстрация которых проходит в симуляционном центре на симуляционном оборудовании и оценивается непосредственно в ходе 2 этапа государственной итоговой аттестации.

Обсуждение

Опыт проведения ГИА на лечебном факультете с использованием двухуровневого контроля освоения практических навыков показал свою эффективность. В этом случае оценка сформировоанности компетенций у выпускников медицинского вуза является более объективной и позволяет охватить больший спектр практических навыков.

Выводы

Оценку практических навыков выпускников лечебного факультета медицинского вуза в ходе итоговой государственной аттестации рекомендуем проводить в два этапа: у постели больного и в симуляционном центре.

Тема: Аккредитация, оценивание
Ирина Чечина