«Использование медиа-пространства (Инстаграмм) в условиях современного информационного общества»

Автор(ы): Федосова А.А.

Город: Москва

Учреждение: ГБУЗ ГКБ им. С.П. Боткина ДЗМ ( медицинский симуляционный центр Боткинской больницы)

Актуальность

Сегодня мы уже не можем представить свою жизнь без сети «Интернет»- неотъемлемого атрибута века тотальной информатизации всех сфер деятельности современного социума.
Интернет- это многообразие информации, собранной на бессчётном количестве сайтов, ресурсов, аккаунтов в социальных сетях. И если до недавнего времени основным назначением последних было именно неформальное общение, то сейчас ситуация в корне изменилась: с каждым днем всё больше и больше самых различных организаций заявляют о себе посредством социальных сетей.
Через призму этого социального явления- смещения акцентов с традиционных средств массовой информации в сторону интернет-ресурсов мы и рассмотрим феномен одного из них- сети Инстаграм.

Цель

Инстаграм сегодня- это мощнейший инструмент продвижения, простой и эффективный способ целевого донесения информации. По сути, необходимо просто зарегистрировать аккаунт, систематически выкладывать в нем информацию, добавлять подписчиков и вы получите выход на многомиллионную аудиторию. Если грамотно подойти к размещению информации в аккаунте, то вскоре у вас появится собственная аудитория. Вот уже несколько лет подряд этим успешно пользуются многие компании разнообразного характера, в том числе и образовательные организации. Причинами популярности именно этого ресурса являются отсутствие временных ограничений, финансовая экономия, возможность управлять информацией и контролировать ее.

Материалы и методы

Использование данного медиа-пространства предоставляет образовательным организациям следующие возможности:
1. Отражение индивидуальноси организации.
2. Выход в прямой эфир и ответы на вопросы слушателей.
3. Взаимодействовие с активной аудиторией через комментарии.
4. Возможность освещения жизни организации посредством визуального повествования.
5. Возможность отслеживания и повышения степени лояльности к организации.
6. Анонсирование предстоящих и отчёт по прошедшим мероприятиям.
Также можно выделить несколько главных положительных аспектов в применении Инстаграма именно в образовательных целях:
1. Комфортная и привычная среда. Интерфейс, способы коммуникации, организация и содержание контента изучены и полностью понятны, что объясняется длительным опытом использования. Нет необходимости обучаться работе в сети.
2. Широкий диапазон возможностей и форм взаимодействия, разнообразие форм коммуникации. Форумы, опросы, голосования, комментарии, подписки, отправка персональных сообщений и другое обеспечивают широкие возможности совместной работы. Кроме того, в Инстаграме легче обмениваться интересными и полезными ссылками на другие ресурсы. Существенным плюсом использования Инстаграма в образовательном процессе является социальная доступность учителей/экспертов в вопросах осуществления общения.
3. Однозначная идентификация пользователей. Чаще всего в Инстаграме человек выступает под своим именем и фамилией, реже – под псевдонимом.
4. Возможность фильтрации поступающей информации. Активность участников прослеживается через ленту новостей.
5. Широкие возможности совместной деятельности. Инстаграм дает возможность поделиться тем, чему вы научились и тем, что обнаружили интересного в сети, не только со своим близким кругом, но и со всем миром. Кроме того, здесь существует возможность привлечения к участию в образовательном процессе «третьих» лиц: экспертов, консультантов, специалистов в изучаемой области.
6. Возможность организации непрерывного обучения. Кроме того, вы можете оставлять свое мнение по тому или иному вопросу в комментариях. К дискуссии могут подключаться другие люди, которым интересна освещаемая тема.

Результаты

Медицинский симуляционный центр предоставляет огромные возможности в обучении. Безусловно, обо всех аспектах и специфике образовательной деятельности такого масштабного учебного заведения необходимо как можно более полно информировать всё медицинское сообщество.
Для медицинского образовательного центра Инстаграм представляет собой отличную площадку для размещения разнообразной информации о себе. Например, это могут быть новости, события, полезные статьи, представление сотрудников и новых образовательных программ, рассказ об оборудовании и его особенностях, постинг текущих мероприятий, фотоотчеты с событий. Все это делает насыщенной и красочной жизнь центра в глазах потенциальных обучаемых. К слову, реагировать своевременно на те или иные события Инстаграм помогает намного эффективнее, чем, например, интернет- сайт, где преимущественно размещается базовая информация.
Еще один неоспоримый плюс ведения Инстаграма для медицинского образовательного центра- это рассказ о разнообразных его предложениях, программах и что они дают обучаемым в последствие. Таким образом формируется положительный доверительный имидж организации, она становится ближе к своим подписчикам, а именно они являются главной аудиторией центра.

Выводы

Ведение социальных сетей сегодня- это неотъемлемый атрибут деятельности каждой крупной компании. Именно соцсети позволяют наиболее полно рассказать о той деятельности, которую ведет организация, представить ее изнутри, проинформировать о текущих предложениях и событиях. Безусловно, такой источник информации является неоспоримым помощником в популяризации деятельности и при грамотном ведении формирует положительный имидж и доверие со стороны клиентов и партнеров. То есть, посредством изображения вы можете побудить пользователя прочитать информацию под ним, тем самым привлекая его внимание к предлагаемым организацией товарам и услугам.
Выводом из всего вышесказанного может являться следующее: пользоваться дополнительным ресурсом для самопродвижения и саморекламы, например, таким, как Инстаграм, необходимо любой современной организации. Это бесплатная площадка для выхода на обширную аудиторию, предоставляющая пользователю возможность донесения до целевой аудитории необходимой информации и сбора обратной связи.

Тема: Менеджмент симуляционного центра
Анна Федосова

Преподаватель и робот: дополненная реальность или реальное дополнение?

Автор(ы): Зарипова З.А.

Город: Санкт-Петербург

Учреждение: ПСПбГМУ им. И.П. Павлова

Актуальность

Внедрение симуляционных технологий в образовательный процесс не всегда приводит к повышению качества обучения. Говорить об отдаленных результатах пока рано, однако уже можно провести предварительный анализ и оценить наличие или отсутствие эффекта. Демонстрация обучающимися строго выученных действий с неспособностью адаптироваться под меняющиеся условия показывает сформированность не всегда правильного шаблона, что в реальной жизни может стать причиной критической ситуации при лечении реального пациента. Ключевыми моментами "неуспеха" чаще всего оказываются не функционал оборудования и дефицит помещений и часов, а непонимание преподавателями своей роли в симуляции, отсутствие правильного целеполагания, внешнее подчинение утвержденным программам при внутреннем неприятии методики, а также отсутствие мотивации к изменению методологии преподавания как у руководителей, так и у исполнителей. Даже при условии готовности использовать симуляцию, преподаватели не всегда правильно используют предложенный ресурс, что, в свою очередь, сказывается на результате.

Цель

Определить причины отсутствия краткосрочного эффекта у обучающихся после использования симуляции.

Материалы и методы

Ретроспективное видео-наблюдение за проведением занятий в различных симуляционных центрах, обратная связь от обучающихся, обсуждение с преподавателями практических занятий и с членами аккредитационных комиссий, анализ литературы. Статистический анализ не проводился с учетом малых выборок и отсутствия рандомизации.

Результаты

Выявлено 5 типичных ошибок составления "хронокарты" занятий в симуляционном центре:
1) 30% времени при проведении симуляции преподаватели дают теоретический материал в виде формальной стандартной лекции или объяснения материала. В ряде случаев часть этого времени составляет просмотр видео-роликов и опрос обучающихся.
2) 20% времени отводится на наблюдение за преподавателем, когда он выполняет тот или иной навык.
3) 10% от занятия составляют ответы на вопросы, если таковые возникают, чаще в середине занятия.
4) 20% времени обучающиеся самостоятельно выполняют навык. При этом, если учесть, что в группе не один, а десять человек, и симулятор может быть в единственном экземпляре, то чистое время симуляции сводится к нескольким минутам.
5) 20% уходит на обсуждение подготовки к аккредитации, проговаривание паспорта станции и чек-листа.

Опорные точки, которые отсутствуют при построении занятия:
1) Не определены цели занятия, понятные всем обучающимся и преподавателю.
2) Не обозначены критерии оценивания и контрольные процедуры.
3) Не используется методика "4 шагов" при освоении практического навыка.
4) Не контролируется время на собственно симуляцию.
5) Отсутствует немедленный контроль правильности выполнения навыка.
6) Не проводится дебрифинг после симуляции.

Основными причинами низкой эффективности таких практических занятий обучающиеся считают незаинтересованность самих преподавателей к проведению симуляции, незнание функционала оборудования и неумение логично преподнести материал и правильно с методической точки зрения построить занятие.
Обратная связь от самих преподавателей чаще всего сводится к непониманию сути и цели симуляции, как процесса, поскольку большая их часть считает использование роботов в медицине, "ненужным дополнением" к обучению у постели больного, когда "мы должны учить лечить резиновые куклы, а не пациентов".

Обсуждение

Планирование учебного процесса должно основываться на постоянном анализе ситуации, выявлении пробелов в обучении, объективном контроле и на обратной связи от обучающихся. Изменение мотивации преподавателей является основополагающим в повышении качества образования, а качество напрямую зависит от используемых методик. Одними из самых эффективных во всем мире признаны практические занятия с использованием симуляции, и роль преподавателя в этом процессе гораздо выше, чем роль используемого оборудования. Механический перенос практики от постели пациента в симуляционный центр не только не приносит желаемого результата, но и дискредитирует некоторые симуляционные технологии, поскольку происходит в виде "натаскивания" на навык. На данном этапе критически важно разработать системный и методически правильно выстроенный подход к обучению преподавателей. Следует отметить, что не во всех центрах такие ошибки выявлены. Безусловно, в зависимости от наличия или отсутствия правильно подобранных методик эффективность обучения в разных ВУЗах варьирует. Однако сегодня следует не просто делиться опытом работы и распространять работающие технологии от более продвинутых пользователей, а необходимо внедрять именно систему обучения преподавателей новым технологиям, изменяя саму методологию построения занятий, что должно логически привести к изменениям в учебных планах и программах ВУЗов в целом. Симуляция на сегодняшний день является дополнительным инструментом, который позволяет не только отрабатывать какие-то навыки у обучающихся, но и реальностью, которая выявляет проблемы преподавания в медицинском ВУЗе.

Выводы

Правильное целеполагание с выбором подходящих методических приемов при соблюдении хронометража занятия определяют краткосрочный эффект от проведенного занятия для обучающихся. Адекватное и объективное оценивание выполненных действий с качественно проведенным дебрифингом обеспечивают в перспективе долгосрочное закрепление материала. Обучение преподавателей методологии системного подхода является приоритетным направлением в повышении качества образования в медицине.

Тема: Менеджмент симуляционного центра
Зульфия Зарипова

НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ УЧЕБНОГО МЕДИЦИНСКОГО ЦЕНТРА

Автор(ы): Логвинов Ю.И.

Город: Москва

Учреждение: ГБУЗ ГКБ им.С.П.Боткина Департамента здравоохранения города Москвы

Актуальность

Формирование учебного процесса, с учетом новых подходов к осуществлению контроля за уровнем профессиональных компетенций, требует общих усилий как стороны образовательных организаций, так и со стороны медицинских работников. Перестроение учебного процесса, планов и самое главное подходов, взглядов профессионального сообщества, является актуальнейшим вопросом и насущной проблемой, требующей решения. Изменения происходящие в настоящее время, в части Непрерывного профессионального образования, а также введения Непрерывного профессионального развития, происходят по экспоненте, со значительным влиянием на всю систему здравоохранения в Российской Федерации, затрагивающую образовательные организации и кадровые службы медицинских, лечебно-профилактических учреждений. Единые подходы к осуществлению образовательной деятельности, в сфере здравоохранения, должны стать неотъемленной частью предстоящего внедрения Непрерывного профессионального развития.

Цель

Целью выступления, является возможность предложить профессиональному сообществу результаты внедрения системы организации методической организационной модели, по внедрению полноценной системы Непрерывного профессионального развития , на примере крупнейшего в Европе Учебного центра для медицинских работников-Медицинского симуляционного центра Боткинской Больницы. Ежегожно в центре проходит обучение более одиннацати тысяч медицинских работниокв, большая часть их которых, явлется актиными участниками происходящих изменений в системе практического здравоохранения и являющихся неотъемленной частью внедрения системы Непрерывного профессионального развития.

Результаты

По результатам обучения более тридцати пяти тысяч слушателей, а также проведения первичной специализированной аккредитации по пяти специальностям, различных форм аттестации медицинских работников, сформирована четкая организационная модель образовательного учреждения в сфере здравоохранения в Российской Федерации, в рамках реализации Непрерывного профессионального развития.

Тема: Менеджмент симуляционного центра
Юрий Логвинов

Следственный эксперимент в симуляционном центре

Автор(ы): Малярчиков А.В., Шаповалов К.Г.

Город: Чита

Учреждение: ФГБОУ ВО "Читинская государственная медицинская академия" Минздрава России

Актуальность

Качество подготовки медицинских кадров является приоритетной задачей отечественного здравоохранения. На сегодняшний день симуляционные технологии широко применяются в образовательном процессе при подготовке медицинских специалистов на всех уровнях, создаются и развиваются симуляционные площадки под разные цели и задачи. Одновременно с этим, в сегодняшней реальности, медицинское сообщество находится под пристальным вниманием со стороны правоохранительных органов. Количество эпизодов преследования медработников со стороны следственных органов, как никогда, велико и имеет тенденцию дальнейшего роста.

Материалы и методы

В адрес Читинской медицинской академии поступило обращение от Следственного комитета России с указанием необходимости предоставления симуляционного оборудования для проведения следственного эксперимента в рамках расследования уголовного дела в отношении медицинской организации. В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона от 28.12.2010 N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации", данные требования являются обязательными для исполнения. Однако, приняв во внимание материально-техническую сторону вопроса, сотрудники Следственного комитета сочли целесообразным и приняли предложение использовать ресурсы симуляционного центра в качестве площадки для осуществления следственного эксперимента. После согласования позиций, процессуальные действия состоялись с использованием симуляционного оборудования и с привлечением сотрудников симцентра. Сценарий эксперимента – установка венозного катетера новорожденному.

Результаты

Реализация подобной «образовательной методики» осуществлялась нами впервые. Методику действительно можно назвать, в том числе, образовательной и, более того, имеющей прямое отношение к симуляции, так как, согласно статье 181 УПК РФ «Следственный эксперимент», следственный эксперимент проводится «в целях проверки и уточнения данных, имеющих значение», «путем воспроизведения действий, а также обстановки или иных обстоятельств определенного события. При этом проверяется возможность восприятия каких-либо фактов, совершения определенных действий, наступления какого-либо события, а также выявляются последовательность происшедшего события». Указанные формулировки очень похожи, например, на определение симуляции и моделирования из руководства по симуляционному обучению по анестезиологии и реаниматологии (РОСОМЕД, М. 2014), согласно которому, симуляция и моделирование это «инструмент для клинической подготовки в обстановке, напоминающей реальную, имитация клинической проблемы для обучения и оценки клинической подготовки экзаменуемого в тех случаях, когда оценить ее объективно на реальном больном невозможно, не причинив ему ущерба», «любое педагогическое действие, воспроизводящее клинические условия с целью обучения, тренировки, оценки, повторения или исследования, можно классифицировать как симуляционное обучение». Сотрудничество с работниками следственного комитета позволяет объективизировать в глазах непрофессионалов сложные медицинские манипуляции. Безусловно, подобный опыт применяется нами в дальнейшем для образовательного процесса, как минимум, для актуализации отдельных модулей.

Выводы

Следственный эксперимент в стенах симуляционного центра позволяет не только воспроизвести события, но и позволяет наглядно продемонстрировать сотрудникам следственных органов выполнение какой-либо медицинской манипуляции, что приводит к более глубокому пониманию происходящего, в противовес с «теоретическими знаниями», полученными, скажем, из медицинской документации или из заключений экспертов (не всегда в достаточной мере профессиональных), что может позволить избежать несправедливого преследования медработников.

Тема: Менеджмент симуляционного центра
Андрей Малярчиков

Диапазон и разновидности ОСКЭ: 12-летний опыт применения

Автор(ы): Кемелова Г.С., Аимбетова Д.Б., Риклефс В.П., Тимахович М.В.

Город: Караганда, Казахстан

Учреждение: НАО «Медицинский университет Караганды» (НАО «МУК»)

Актуальность

Более чем 12 лет назад, благодаря реформированию медицинского образования Казахстана, медицинские университеты с открытием симуляционных центров получили преимущества в обеспечении качественного образовательного процесса. В связи с применением симуляционных технологий в обучении стало неизбежным и внедрение новых методов оценки таких, как ОСКЭ. Широкое применение симуляционного обучения способствовало развитию диапазона ОСКЭ. Ранние ОСКЭ были направлены на оценку компетенций выпускника и включали вопросы по выполнению простейших алгоритмов и навыков. В дальнейшем возникла потребность изменения уровня сложности экзамена в соответствии с уровнем образования. Так, данный формат экзамена используется в разных вариациях и оценивает достижения клинической компетентности.

Цель

Описать и сравнить различные варианты ОСКЭ, применяемые для оценки уровня достижения обучающихся на этапах обучения специальности «общая медицина».

Материалы и методы

Дизайн исследования – описательное сравнительное исследование. Статистический метод включал индекс дискриминации, коэффициент корреляции и альфа Кронбаха. Оценивалась надежность ОСКЭ по 4 критериям: оценка внутренней надежности в целом, оценка внутренней надежности отдельных станций, оценка характеристик оценочного листа, межэкспертная надежность.

Результаты

В настоящее время в НАО «МУК» с целью оценки компететности студентов применяются следующие разновидности ОСКЭ: классический, интегрированный и групповой. При проектировании ОСКЭ были установлены параметры ОСКЭ для оценки студентов на разных уровнях обучения. С целью качественного дифференцированного отбора и приема кандидатов в медицинский вуз проводится множественное мини-интервью (ММИ) по 8 станциям, критериями которого являются способность к обучению, творческая активность, критичность мышления и личностные качества кандидата.
Студенты второго года обучения проходят классический ОСКЭ по 3 станциям. Результаты анкетирования студентов по удовлетворенности ОСКЭ показал, что для 94% обучающихся процесс экзамена не вызывал сложностей и был хорошо организован, а 95,8% отметили, что их ожидания оправдались.
Интегрированный ОСКЭ (iOSCE-3) применяется по завершению 3 года обучения и оценивается уровень знаний и навыков по восьми базовым дисциплинам, включая коммуникативные навыки. За 5 лет внедрения iOSCE-3 претерпел существенные изменения, начиная от формата оценочного листа и общего контекста экзамена. В новом формате экзамена 4 станции с 4-мя интегрированными системами и 2-м «процедурным станциям». Анализ надежности iOSCE-3 показал пределы альфа Кронбаха, от α=0,795 до α=0,721, что в целом подтверждает высокую внутреннюю надежность ОСКЭ. По данным статистики не были выявлены «слишком сложные» и «слишком простые» станции, и это свидетельствует о соответствии сложности заданий уровню компетентности студентов на соответствующем курсе обучения. Классический ОСКЭ применяется по завершению 4 года обучения, который включал оценку знаний и навыков по дисциплинам «внутренние болезни» и «детские болезни». Групповой ОСКЭ (GOSCE-5) является вторым этапом итогового комплексного экзамена по завершению бакалавриата, и оценивается при участии представителей практического здравоохранения и работодателей. Ключевым аспектом оценки GOSCE-5 является оценивание командной работы (лидера, двух помощников и наблюдателя) при принятии клинического решения и оказанию неотложной помощи при критической ситуации. Итоговый классический ОСКЭ для интернов 7 курса специальности «Общая медицина» проводится на протяжении 12 лет, является вторым этапом государственной итоговой аттестации интернов, который проходит с участием Национального Центра Независимой Экзаменации Республики Казахстан и проводится по 5 направлениям: «Терапия», «Акушерство и гинекология», «Хирургия», «Врач общей практики», «Педиатрия». Студенты проходят 10 станций, из них 2 со стандартизированным пациентом (СП), 4 станции «процедуры», 1 станция диагностическая и 3 станции неотложной помощи.
С целью отбора кандидатов для обучения по программам резидентуры проводится отборочный экзамен в виде ОСКЭ по 5 станциям неотложной помощи. Затем, по завершению обучения в резидентуре по специальностям резиденты проходят итоговый ОСКЭ по 8 станциям, из них 5 станций неотложной помощи и 3 специфических станций. Станции и критерии оценочного листа включают основные разделы обучения в резидентуре. OSCER проводится по 22 специальностям резидентуры и с участием Национального Центра Независимой Экзаменации Республики Казахстан.

Обсуждение

Имея цель оценить эффективность и надежность разновидностей ОСКЭ как метода оценки знаний, умений и навыков обучающихся в медицинском ВУЗе, было проведено описательное ретроспективное -проспективное исследование. Для реализации задачи исследования был проведен тщательный анализ всех видов ОСКЭ, проводимых в ВУЗе. Проведенный нами анализ эффективности разновидностей ОСКЭ и его результатов показал, что ОСКЭ эволюционировал, и показал свою надежность и гибкость в оценке достижений студентов по всем уровням обучения. Уровень достижения компетентностей выпускника соответствовал ожиданиям, что подтверждено независимой оценкой, проводимой Национальным Центром Независимой экзаменации Казахстана.
Для оценки учебных достижений студентов на разных этапах обучения проводится предварительная подготовка ОСКЭ по всем направлениям, дисциплинам и годам обучения. Подготовительная работа начинается за 8-9 месяцев до начала экзаменационной сессии. Для этого принимаются во внимание результаты предыдущего экзамена (статистика, результаты экзаменов и анкетирование всех участников процесса).

Выводы

Таким образом, анализ 12 лет опыта применения ОСКЭ в НАО "МУК" показывает, что ОСКЭ является достаточно надежным, эффективным, объективным, мультидисциплинарным и гибким методом оценки, разновидности ОСКЭ охватывают все уровни компетентностей обучающихся. Хороший менеджмент и опыт в проведении ОСКЭ, четкая стратегия оценивания и планирование образовательного процесса позволяют сократить количество системных ошибок.

Тема: Менеджмент симуляционного центра
Гульшат Кемелова

Опыт симуляционного обучения в Учебно-клиническом центре

Автор(ы): А.К Омарова, Г.М.Акполатова, Д.С.Капанова, Д.Ш. Жумадилов

Город: Астана

Учреждение: Медицинский университет Астана

Актуальность

Симуляционное обучение является важным элементом медицинского образования. Растущая глобализация и налаживание международных связей между симуляционными центрами различных стран приводит к обмену опытом обучения и применения полученных навыков на практике. При этом, вне зависимости от того, в каком симуляцонном центре и в какой стране были получены навыки, конечная цель любой симуляции – обеспечить безопасность пациентов. Поэтому важно иметь обратную связь о возможности применения полученных в симуляции навыков, в том числе и перекрестно – в различных странах

Цель

Цель симуляционого обучения оценить уровень работы в команде, практические навыки, принятия решения без использования стандартных, и зачастую неэффективных схем .

Материалы и методы

На базе Учебно –клинического центра «Медицинского университета Астана» разработано несколько учебно-клинических сценариев оказания неотложной помощи при различных жизнеугрожающих состояниях на работах – манекенах; Sim New Baby «ОРВИ. Острый ларинготрахеит. Синдром крупа. Стеноз гортани 2 степени», PediaSim «Менингококковая инфекция.Генерализованная форма. Менингококкцемия , тяжелой степени тяжемти.Инфекционно –токсический шок 2 степени» для симуляционной модели пациента.. В основу таковых положен алгоритм развертывания клинической ситуации, который в отличие от широко применяющихся, имеет разветвленную структуру и подразумевает автоматическое изменение параметров в зависимости от правильности врачебных действий.
Обучающимся дается вводная на дебрифинге.

Результаты

Клиническая картина при правильной тактике лечения отражает улучшение состояния, при неправильной – согласно сценарию, происходит ухудшение состояния или возникают осложнения заболевания.Необходимо отметить, что динамика состояния организма может меняться на любом из этапов сценария при неправильно выбранном решении. Тем самым, у обучающего появляется возможность изменить тактику оказания помощи, корректировать свои действия в процессе оказания помощи пациенту.

Обсуждение

Основным методом симуляционого обучения является формированием у студентов основ врачебного мышления которое достигается в процессе проведения студентами анализа конкретных клинических данных, при решении ситуационных задач на занятиях. Это имитирует поведение врача, моделирующего болезнь и паци¬ента в целом, а также схемы лечения.

Выводы

Результаты позволяют заключить, что при реализации образовательной программы появляется возможность в рамках приобретения необходимых компетенций получить навыки и умения по выбору правильной врачебной тактики, сокращению времени на определенную задач

Тема: Менеджмент симуляционного центра
Динара Капанова

Роль симуляционных центров в подготовке медицинских кадров

Автор(ы): Акполатова Г.М., Жумадилов Д.Ш., Куаныш Д.А.

Город: Астана, Казахстан

Учреждение: НАО "МУА" (Некоммерческое акционерное общество Медицинский Университет Астана)

Актуальность

Проблема качественной подготовки медицинских кадров является на сегодняшний день одной из наиболее актуальных для системы высшего образования. В современных условиях приоритетным направлением подготовки студентов медицинских вузов считается акцент на овладение практическими навыками. С этой целью в системе медицинского образования развитых стран применяются симуляционные методы обучения, что позволяет повысить уровень владения медицинскими работниками практическими навыками без угрозы жизни и здоровью пациентов. Однако, единый подход к организации и содержанию деятельности симуляционных центров отсутствует. Кроме того, развитие симуляционных методов обучения идет быстрыми темпами, в связи с чем необходима постоянное совершенствование деятельности симуляционных центров на основе передового опыта.

Цель

Изучить роль симуляционных центров в подготовке медицинских кадров.

Материалы и методы

Анализ деятельности учебно-клинического центра медицинского университета Астаны, а также анализ источников литературы по проблеме исследования.

Результаты

Центр осуществляет работу по отработке практических навыков студентами, а также врачами в рамках последипломного образования на манекенах и виртуальных тренажерах. Основными его задачами являются:
1. Формирование навыков самостоятельного обучения студентов и реализации принципа обучения практических навыков.
2. Организация и внедрение интегрированного обучения клиническим навыкам, используя манекены, модели, муляжи, автоматизированные виртуальные модели, интерактивные обучающие компьютерные программы, аудио-видео материалы, а также стандартизированных пациентов.
3. Организация и проведение объективного структурированного клинического экзамена.
4. Содействие повышению качества клинической подготовки специалистов, повышение квалификации профессорского-преподовательского состава в области преподавания клинических навыков и др.
В учебном процессе УКЦ применяется различные высокореалистичные робот-манекены, такие как: SimMom, SimMan, SimNewBaby, PediaSim, Istan, K+, новорожденный Hall, Harvei, LapMentor, LapSim и др.
В настоящее время, помимо укрепления материально-технической базы УКЦ, основными перспективными направлениями его деятельности является разработка новых и оптимизация уже имеющихся клинических сценариев по различным дисциплинам, а также совершенствование методов оценки знаний, умений и навыков.

Обсуждение

К преимуществам симуляционного вида обучения можно отнести, прежде всего, возможность отработки практических навыков в условиях, максимально приближенных к реальным, без риска для пациента. Кроме того, в рамках симуляционного обучения с применением модели стандартизированного пациента создаются уникальные условия для развития коммуникативных навыков студентов на основе индивидуального подхода.
Особенно эффективно симуляционное обучение в подготовке будущих врачей, поскольку работа на тренажере способствует автоматизации стандартных движений во время той или иной операции (манипуляции), что позволяет постепенно совершенствовать все более сложные практические навыки.
Важным разделом симуляционного обучения является отработка навыков оказания неотложной помощи пациентам в критических состояниях. Содержание обучения в подобных центрах должно быть нацелено как на освоение отдельных навыков, так и на отработку функционирования в междисциплинарной команде, включая совершенствование норм профессиональной этики и деонтологии.

Выводы

Симуляционное обучение является весьма эффективным подходом к повышению качества подготовки будущих врачей. Однако, оно должно не заменять клиническое, а дополнять его. Только в этом случае можно достигнуть оптимального результата.

Тема: Менеджмент симуляционного центра
Жанара Дулатова

ПРИМЕНЕНИЕ В КЛИНИЧЕСКОЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ ГЕРМАНИИ НАВЫКОВ, ПОЛУЧЕННЫХ В РОССИЙСКОМ СИМУЛЯЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ

Автор(ы): Царенко О.И.

Город: Эссен, Германия

Учреждение: Universität Duisburg-Essen, Medizinische Fakultät; Universitätsklinikum Essen

Актуальность

Симуляционное обучение является важным элементом медицинского образования. Растущая глобализация и налаживание международных связей между симуляционными центрами различных стран приводит к обмену опытом обучения и применения полученных навыков на практике. При этом, вне зависимости от того, в каком симуляцонном центре и в какой стране были получены навыки, конечная цель любой симуляции – обеспечить безопасность пациентов. Поэтому важно иметь обратную связь о возможности применения полученных в симуляции навыков, в том числе и перекрестно – в различных странах

Цель

Сравнить результаты и организацию симуляционного обучения в России и Германии

Материалы и методы

Для сравнения возможностей симуляционного обучения автором был обобщен собственный практический опыт обучения в одном из Московских медицинских вузов и в медицинском вузе Германии

Результаты

Симуляционное обучение в Германии интегрировано в медицинское образование, где регулярно отрабатываются навыки общения с пациентами, навыки оказания экстренной медицинской помощи, физикальное обследование пациента и интерпретация полученных данных, выполнение инвазивных процедур. Первые симуляционные тренинги проводятся уже на первом году обучения. Симуляционное обучение также является обязательным и для практикующих специалистов и начинается для них всегда со сдачи «симуляционного» минимума. Алгоритмы выполнения ряда манипуляций отличаются от российских, и вместе с тем основные элементы алгоритмов – идентификация пациента, подготовка оборудования, подготовка пациента, утилизация материала – остаются. Наибольший вклад в успешное обучение и работу в клинике в Германии внесли тренинги навыков профессионального общения с пациентами, оказание медицинской помощи в экстренной форме и самоподготовка на «ТьюторМЭНе»

Обсуждение

Несмотря на отличие в локальных протоколах оказания медицинской помощи, в том числе, на международном уровне, навыки, полученные в России, оказались универсальным и успешно позволили адаптироваться под текущие учебные и клинико-практические задачи в Германии. Полученный опыт симуляционного обучения в России изменил подход к собственному образованию сформировав способность к алгоритмизации, самооценке и рефлексии. Практика в симуляционном центре позволяет сосредоточиться на безопасной работе с пациентом и обеспечении наивысшего качества оказания медицинской помощи – вне зависимости от того, в какой стране она оказывается

Выводы

Таким образом, можно сделать предварительный вывод, что симуляционное обучение является универсальным инструментом изменения подхода к образованию в целом – как на уровне стран, так и на уровне каждого конкретного человека

Тема: Менеджмент симуляционного центра
Любовь Шубина

Симуляционный центр ГУ «РКМЦ» УД Президента РБ. Направления деятельности, перспективы развития.

Автор(ы): Абельская И.С., Слободин Ю.В., Каминская Т.В., Никонова О.А.

Город: Минск

Учреждение: ГУ «Республиканский клинический медицинский центр» Управления делами Президента Республики Беларусь, Минск, Беларусь

Актуальность

Основной задачей современного здравоохранения является предоставление качественных медицинских услуг. Программы симуляционного обучения в рамках непрерывного медицинского образования способствуют постоянному росту и высокой стабильности уровня профессиональной компетенции у медицинских работников.

Цель

Использование возможностей многопрофильного медицинского центра для реализации обучающих программ, основанных на применении высокореалистичного симуляционного оборудования.

Материалы и методы

Симуляционный центр ГУ «РКМЦ» УД Президента РБ является одним из первых образовательных центров в системе здравоохранения РБ, использующих современные симуляционные обучающие методики в программах повышения квалификации для специалистов медицинской сферы.
С 2016 года в учреждении применялась практика симуляционных обучающих тренингов для контроля и оценки профессиональных компетенций медицинского персонала клиники. Сегодня симуляционный центр ГУ «РКМЦ» УД Президента РБ представляет из себя полноценное структурное подразделение с уникальной для республики базой учебного симуляционного и практического оборудования. Симуляционным центром осуществляется подготовка врачебного и среднего медицинского персонала по инновационным образовательным программам, разработанным высококвалифицированными практикующими специалистами нашего центра.
Симуляционный образовательный центр ГУ «РКМЦ» УД Президента РБ осуществляет свою деятельность на основании специального разрешения (лицензии) на право осуществления образовательной деятельности, сертификата о государственной аккредитации и имеет право на выдачу документов установленного образца Республики Беларусь.
При организации работы симуляционного центра осуществляется глубокий анализ современных тенденций в медицине при разработке тематик учебных программ, применяются правила эффективного менеджмента с вовлечением потенциала каждого сотрудника симуляционного центра и проводится максимальная ориентация на потребителя. Отдельное внимание уделяется уровню удовлетворенностей слушателей, оснащению учебного процесса и подготовке преподавателей.

Результаты

Результатом совместной работы сотрудников ГУ «РКМЦ» УД Президента РБ, учебно-методического сопровождения специалистов Белорусской медицинской академии последипломного образования, инициативы Белорусского государственного медицинского колледжа стало создание ряда образовательных программ для специалистов различных медицинских специальностей и профессиональных уровней образования.
Результаты: Мы предлагаем своим слушателям различные виды обучающих программ по следующим специальностям:
-неотложная медицинская помощь, реанимация, анестезиология
-малоинвазивная хирургия, эндовидеохирургия
-гибкая эндоскопия (диагностическая и лечебная)
-ультразвуковая и функциональная диагностика
-сомнология
-сестринское дело (дезинфекция и стерилизация в хирургии, эндоскопии, стоматологии, подготовка и взятие биологического материала для лабораторной диагностики)
-курсы первой помощи для немедицинских специалистов.
Постоянное анкетирование участников программ, оценка потребностей и возможностей рынка медицинских образовательных услуг позволяет выявить актуальные профильные направления для формирования нового образовательного продукта. Используя концепцию минимального жизнеспособного продукта (MVP) и рационально оценивая затраты, мы стараемся выделить и создать перспективные обучающие программы, востребованные нашим реальным и потенциальным слушателем.

Выводы

Создание симуляционного центра как структурной единицы многопрофильного медицинского центра реализует возможность осуществлять повышение квалификации специалистов практического здравоохранения на современном высокотехнологичном уровне. Преимущества симуляционных методик неоспоримы, крайне актуальны и востребованы в современном подходе к оказанию высококвалифицированной медицинской помощи.

Тема: Менеджмент симуляционного центра
Ольга Никонова

Выдача анализов и результатов исследования, во время симуляционных тренингов

Автор(ы): Жалсанов Б.Д. Кологривова Л.В. Мельников А.В. Рипп Е.Г.

Город: Томск

Учреждение: м

Актуальность

Симуляционные тренинги с применением клинических сценариев являются основой для формирования клинического мышления.Очень важно, чтобы во время проведения клинического сценария, курсант мог воспользоваться всем необходимым: медицинским оборудованием (реальным или учебным), лекарственными препаратами. результатами лабораторных и инструментальных исследований. Практически все эти задачи легко решаются при тщательной подготовке тренинга за исключением процесса предоставления результатов лабораторных и инструментальных методов исследования. сложность решения последней задачи связана с тем, что результаты находятся в основном на бумажном носителе, а следовательно для каждого сценария образуется большая стопка бумаг, и найти в ней нужный результат дело не быстрое. К тому же, бланки с анализами часто теряются и мнутся, поэтому их приходится менять что занимает дополнительное время при подготовке к тренингу.
Демонстрация в электронном виде заранее заготовленного бланка анализа крови или мочи, также не яляется идеальным решением, т.к. анализ может содержать параметры, которые не заказывали участники сценария и наоборот не содержать нужной информации. Поэтому оптимальным решением задачи предоставления результатов анализов на клиническом сценарии является возможность формировать бланк анализа непосредственно во время сценария в строгом соответствии с запросом участников сценария.
Электронная помощь в решении задачи
В настоящее время не существуют электронные ресурсы результатов лабораторных методов исследования, однако использование готовых бланков анализов тоже не всегда удобно. С ними, использование анализов на бумажном носителе приводит к тому что часто на тренинге бывает ситуация, когда курсантам нужен анализ, который не входил в план сценария и, поэтому не был подготовлен. Приходится придумывать “на ходу”, что приводит к тому, что сценарий лишается динамизма и реалистичности. А что делать при потере одного из результатов (документа)? Что если преподаватель захотел дать своим курсантам экспромт, новый сценарий и т.п.? Необходим достаточно обширный банк результатов исследований. В основном, мы решаем эту задачу так:
выдаем эти результаты курсанту в печатном виде или в виде устного заключения.
Мы считаем, что такой подход к данной проблеме является не актуальным в наше время, и делая так, мы фактически, даем курсантам одни и те же результаты.При данном подходе решения проблемы, это сделать становится сложным. Так как, чтобы подготовить результаты исследования для нового сценария, у преподавателя уходит достаточное количество времени.

Цель

Создать собственное программное обеспечение (ПО), которое, позволяет сформировать и продемонстрировать участникам сценария электронный бланк анализов во время проведения тренинга. При этом, ПО должно быть доступно, как на персональных компьютерах, так и на мобильных устройствах (телефон, планшет).
Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:
Разработать, ПО. В котором есть 2 страницы. В первом, преподаватель может выбрать из доступных анализов, те анализы которые ему нужны для сценария (и те которые потребовал курсант во время практического занятия). На второй странице, показ результатов исследований.
Сделать доступ к данному ПО локальной сети центра.
Создать базу данных результатов исследований.

Материалы и методы

Для реализации вышепоставленных целей, нами был создана программа позволяющая сформировать отчет в виде бланка о принято решение о создании ПО Веб версии.Создать выборку анализов. Для каждого вида исследования.Создать диапазонные значения исследований, чтобы преподаватель мог выбрать определенное значение того или иного параметра

Результаты

На данный момент ПО находится в режиме альфа версии. Но, поставленные цели она выполняет на отлично. Рассмотрим ситуацию: Курсант, во время практического занятия, потребовал анализы крови и биохимию, допустим КФК и Глюкозу, услышав данный запрос, преподаватель (находясь в другой комнате, с остальными курсантами) берет планшет, заходит на страницу 1, и выбирает те исследования которые потребовал курсант. Не просто выбирает, а выбирает диапазон выдачи результатов. И через определенное время, у курсанта на мониторе ПК (моноблока) появится таблица результатов. Увидев результат, курсант утверждает\изменяет поставленный диагноз.

Выводы

Хоть данное ПО и находится в альфа версии, данная версия уже удовлетворяет своими возможностями. С такими возможностями, у преподавателей открывается новая “ветвь” в симуляционном обучение.

Тема: Менеджмент симуляционного центра
Баир Жалсанов

ОПТИМИЗАЦИЯ ДОКУМЕНТООБОРОТА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ АТТЕСТАЦИИ ВРАЧЕЙ И ПРИСВОЕНИИ СТАТУСА МОСКОВСКИЙ ВРАЧ В МСЦ БОТКИНСКОЙ БОЛЬНИЦЫ НА БАЗЕ ДОКУМЕНТАРНОЙ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ (ДИАС МСЦ)

Автор(ы): Логвинов Ю.И., Свиридова С.А.

Город: Москва

Учреждение: ГБУЗ ГКБ им. С. П. Боткина ДЗМ (Учебный центр для медицинских работников – Медицинский симуляционный центр Боткинской больницы)

Актуальность

В связи с возросшим количеством слушателей дополнительных профессиональных программ в Медицинском симуляционном центре (МСЦ) Боткинской больницы, появилась необходимость в ускоренной обработке статистических данных для подготовки как ежемесячной, так и текущей отчетности, с целью предоставления актуальной информации.
С этой целью проведена реструктуризация системы ДИАС МСЦ на автономные модули.
Система ДИАС МСЦ является собственной разработкой МСЦ Боткинской больницы, поэтому существует возможность оперативного создания необходимых структурных модулей и их моментальной апробации и адаптации.

Результаты

ЕЖЕМЕСЯЧНАЯ ОТЧЕТНОСТЬ
Ежемесячная отчетность помогает вовремя выявить причины возможных отклонений от параметров, установленных государственным заданием, а также показать резервы, которые до этого времени не использовались.
Модуль ежемесячной отчетности позволил унифицировать систему взаимодействия между разными структурными элементами и вывести общую формулу предоставления отчетности в разных вариациях: отчет по государственному заданию, отчет по количеству обученных, статистика слушателей, что привело к оптимизации ежемесячной отчетности, оперативности ее формирования и предоставления.
Данные для работы модуля берутся из картотеки слушателей ДИАС МСЦ: на каждого слушателя заведена его личная карточка с указанием детальной информации о его должности, месте работы, форме обучения, региону регистрации и фактического пребывания и так далее.
АТТЕСТАЦИЯ ПО ХИРУРГИИ И ЭНДОСКОПИИ
С февраля 2016 года в МСЦ Боткинской больницы осуществляется тестирование практических навыков с использованием симуляционных технологий для присвоения квалификационной категории по специальностям «Хирургия» и «Эндоскопия». С начала 2019 года успешно прошли тестирование 35 врачей-хирургов и 14 врачей-эндоскопистов.
Документооборот по аттестации в значительной степени отличается от утвержденного перечня документов, необходимых для прохождения курсов по дополнительному профессиональному образованию, а именно: на каждого претендента создается отдельная карточка другого формата в модуле «Аттестация» с соответствующими данными, регламентированными для составления оценочных листов, протоколов и выписок. Такая структура позволяет отслеживать актуальность статистических данных по количеству претендентов, успешно сдавших аттестацию, количеству врачей с присвоенной категорией в соответствующих медицинских организациях, подведомственных Департаменту здравоохранения города Москвы.
СТАНДАРТ МОСКОВСКОГО ВРАЧА
Значимым достижением Правительства города Москвы стал запуск крупномасштабной современной программы объективной оценки профессионального уровня медиков для присвоения статуса «Московский врач».
На базе МСЦ Боткинской больницы проводятся 2 и 3 части I-го этапа по присвоению статуса «Московский врач» по специальностям «Хирургия» и «Эндоскопия». Сегодня почетный статус присвоен 71 врачу-хирургу и 39 врачам-эндокринологам.
Для каждой части первого этапа в рамках модуля «Стандарт московского врача» в системе ДИАС МСЦ предусмотрен соответствующий раздел, для отдельного формирования документов по соответствующей части. Важно отметить, что на каждого претендента формируется своя карточка учета данных, содержащая информация о его текущем месте работы, должности, стаже по специальности, категории и демонстрирует историю попыток прохождения процедуры по присвоению статуса «Московский врач».
Возможности МСЦ Боткинской больницы позволяют проводить отдельные части первого этапа оценочных процедур по присвоению статуса «Московский врач» не только на своей базе, но и на образовательных мероприятиях: конференциях, ассамблеях, выставках и прочее.
С целью оперативной подготовки документооборота по процедуре присвоения почетного звания «Московский врач» разработана и внедрена мобильная версия ДИАС МСЦ, учитывающая необходимость регистрации претендента на месте и последующего формирования сопутствующего пакета документов (выписки, протоколы, оценочные листы).
По окончании выездного мероприятия данные из мобильной версии экспортируются в стационарную систему ДИАС МСЦ.

Выводы

Успешное апробирование ранее разработанных модулей системы ДИАС МСЦ продемонстрировало новые варианты подготовки и предоставления данных в едином формате, что в значительной степени упростило структуру документооборота.
Реструктуризация и унификация формата всех модулей базы данных ДИАС МСЦ привели к внедрению альтернативного способа подготовки и ведения расписания дополнительных профессиональных программ (ДПО) в новый стандарт, что создало фундамент для разработки и внедрения дополнительных взаимосвязанных модулей:
-расписание ДПО;
-график работы основных сотрудников;
-график работы преподавательского состава;
-табель учета рабочего времени основных сотрудников;
-табель учета рабочего времени преподавательского состава.
В настоящий момент проводится апробация функционирования новых модулей и возможности взаимодействия с уже существующими модулями системы ДИАС МСЦ.

Тема: Менеджмент симуляционного центра
Софья Свиридова

ДОКУМЕНТАРНАЯ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ДИАС®: ОПТИМАЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ЗДРАВООХРАНЕНИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Автор(ы): Логвинов Ю.И., Ющенко Г.В.

Город: Москва

Учреждение: ГБУЗ ГКБ им. С. П. Боткина ДЗМ (Учебный центр для медицинских работников – Медицинский симуляционный центр Боткинской больницы)

Актуальность

Ведение документооборота образовательного учреждения с потоком обучения более 5000 человек в год подразумевает использование специализированного программного обеспечения для организации учебного процесса.
В октябре 2016 г. в Медицинском симуляционном центре Боткинской больницы разработана специализированная программа, позволившая автоматизировать ведение документооборота.
Программа представляет собой базу данных слушателей, преподавателей, симуляторов, учебных курсов, медицинских организаций и других необходимых данных, взаимосвязанных между собой в различных комбинациях в отдельных модулях программы.
Проект программного обеспечения ДИАС® МСЦ «Электронная документарная информационно-аналитическая система медицинского симуляционного центра» стал победителем традиционного конкурса «Отечественные инновации в симуляционном обучении» - как лучшая отечественная разработка в сфере симуляционного медицинского обучения на конференции «РОСМЕДОБР-2018».

Материалы и методы

Среда разработки – Embarcadero Delphi XE 3
Язык - Delphi 7 (Object Pascal)
База данных развернута на MS SQL 2012

Результаты

На данный момент времени функционал программы условно разделён на три части.
1. Документарная часть
Данные каждого слушателя, прошедшего обучение в Медицинском симуляционном центре Боткинской больницы, вносятся в картотеку слушателей. Эти данные позволяют сформировать в автоматическом режиме полный пакет документов, для организации учебного процесса: приказ на зачисление, учебно-методическую документацию, журналы посещаемости, списки на охрану, сертификаты, удостоверения и многое другое.
С помощью программы по электронной почте организуется рассылка путевок на обучение в отделы кадров медицинских организаций и учебных материалов слушателям.
Реализованы следующие базы данных по организации документооборота:
- дополнительные профессиональные программы повышения квалификации;
- II этап оценочных испытаний в рамках аттестации на присвоение квалификационной категории специалистам с высшим медицинским образованием по специальностям «Хирургия», «Эндоскопия»;
- 2 и 3 части I этапа оценочных испытаний врачей-хирургов в рамках столичного проекта по присвоению почетного статуса «Московский врач».
2. Информационная часть
В рамках информационного модуля реализованы следующие базы данных:
- расписание на любой день недели в рамках прошедших или запланированных курсов;
- список преподавателей и сотрудников центра с контактными данными;
- список проведенных в Медицинском симуляционном центре Боткинской больницы мероприятий с краткой информацией;
- база данных симуляторов и фантомов с данными о производителе, функциональном состоянии, краткой справкой.
Программа содержит различные справочники: база контактной информации по отделам кадров медицинских учреждений, база бланков различных приказов, не связанных с обучающей деятельностью и т.д.
3. Статистическая часть
На основе внесенных данных в любой момент времени можно сформировать отчет по заданным критериям: количество слушателей прошедших обучение, количество проведенных курсов, количество слушателей из определенного учреждения, обученных по определенной специальности и т.д.

Выводы

Оптимизация программного обеспечения ДИАС® МСЦ позволила полностью автоматизировать ведение документооборота и сбор статистических данных, структурировать учебный процесс, формировать группы слушателей, подготавливать рабочую документацию и рассылать учебный материал слушателям.
Система имеет разграничение прав доступа к различным функциям, поддерживает многопользовательскую одновременную работу.
Система ДИАС® МСЦ постоянно совершенствуется: модуль по аттестации и модуль присвоения статуса «Московский врач» введены весной 2019 г., планируется внедрение модуля по подготовке вспомогательной документации к процедуре первичной специализированной аккредитации.
Разработана и внедрена мобильная версия ДИАС® МСЦ, учитывающая необходимость регистрации слушателей на выездных курсах с целью последующего формирования необходимого пакета документов.
Являясь собственной разработкой Медицинского симуляционного центра Боткинской больницы, программа в любой момент может быть оснащена необходимыми дополнительными модулями.
Программа имеет простой, интуитивно понятный пользовательский интерфейс, обладает широким набором функциональных возможностей, что придает ей гибкость и открывает возможности для многоцелевого применения в других учреждениях.
Предлагается использовать накопленный опыт использования системы для разработки стандарта оснащения образовательных учреждений в сфере здравоохранения Российской Федерации специализированным программным обеспечением для ведения документооборота.

Тема: Менеджмент симуляционного центра
Георгий Ющенко

Опыт использования стандартных сервисов Google при планировании деятельности симуляционно-тренингового аккредитационного центра

Автор(ы): Сухарев Д.А., Павловский Е.Б., Мутаиров Ш.И.

Город: Сургут

Учреждение: бюджетное учреждение высшего образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Сургутский государственный университет"

Актуальность

Актуальность проблемы определяется повышением требований к учебному процессу, планированию работы учащихся в условиях ресурсных ограничений, накладываемых имеющейся материально-технической базой, так и нормами рабочего времени. В связи с этим задача ручного составления расписания и обработки заявок заметно усложняется. Выходом из сложившейся ситуации является автоматизация процесса создания учебного расписания и обработки заявок.

Цель

Повысить эффективность образовательного процесса, реализуемого в рамках подготовки студентов, ординаторов, слушателей курсов профессиональной переподготовки с применением симуляционных технологий, на основе автоматизации формирования расписания занятий в симуляционно-тренинговом аккредитационном центре без увеличения финансовых затрат..

Материалы и методы

В самом общем виде задача составления электронного расписания представляет собой распределение заданного конечного набора событий во времени и по имеющимся ресурсам. Обязательным условием является необходимость учета ограниченности ресурсов и иных возможных ограничений.
Перечень данных необходимых для формирования расписания можно разделить на 3 основные группы:
- исходные данные: заявки преподавателей, обучающихся, график работы образовательной организации;
- ресурсы: симуляционное, медицинское и иное вспомогательное оборудование, расходные материалы, набор помещений для проведения занятий;
- ограничения: вместимость помещений для проведения тренингов, количество тренажеров, манекенов, расходных материалов и др..
Стандартные сервисы Google, включая Google Forms, Google Apps Script, Google Sheets, Google Calendar и Google Mail позволили реализовать основные методики формирования электронного расписания занятий включая:
- метод имитационного моделирования, при котором алгоритм основанный на эвристических правилах выбора очередного занятия из списка, определения наилучшей для него позиции в расписании и оценке полученного расписания.имитирует действия диспетчера позволяет автоматизировать процесс обработки заявок и оптимизировать само расписание;
- метод логического программирования в ограничениях, рассматривающий составление расписания, как задачу удовлетворения ограничений, что позволяет избежать появления конфликтов в расписании;
Выбор стандартных сервисов Google для решения поставленной задачи обусловлен тем, что их использование не сопряжено с дополнительными финансовыми вложениями и требуют от пользователя только наличия браузера, в котором они работают, и интернет-подключения.

Результаты

В результате подготовительных мероприятий, после определения тематики тренингов, формирования базы данных учебно-лабораторного и медицинского оборудования в январе 2019 года преподаватели, обучающиеся получили возможность, после перехода по прямой ссылке или QR - коду, заполнить заявку на проведение занятий в браузере через интернет форму, в которой указывается информация о заявителе и занятии (дата, время, тренажеры, расходные материалы).
Внедрение электронной записи с использованием стандартных, бесплатных сервисов Google за 6 месяцев использования позволили не только формировать расписание групповых и индивидуальных занятий, но и обеспечить мониторинг использования симуляционного оборудования, а также длительности тренингов и оперативное взаимодействие с пользователями.

Обсуждение

Благодаря использованию электронных сервисов любая отправленная заявка проверяется приложением, написанным на языке сценариев Google Apps Script. Если заявка удовлетворяет всем требованиям, то она принимается. В противном случае она отклоняется и заявителю на электронную почту приходит уведомление с предложением записаться на другое время.
Все заявки, успешно прошедшие проверку, добавляются в электронный журнал (Google Sheets) и календарь (Google Calendar) занятий.
Полученная система обладает следующим функционалом:
1. Возможность формирования индивидуальных или коллективных заявок на проведение занятий;
2. Обработка поступающих заявок и контроль конфликтов по пересекающимся ресурсам;
3. Автоматическая отправка уведомлений об утверждении или отклонении заявки заявителям;
4. Журнал заявок с различными вариантами поиска, сортировок, фильтров;
5. Организация менеджмента центра.

Выводы

Использование бесплатных сервисов Google позволило за 1,5 месяца без финансовых затрат благодаря системе автоматизированной обработки заявок обеспечить формирование электронной формы расписания занятий с использованием симуляционных технологий которое позволяет ведение мониторинга тематики и продолжительности симуляционных тренингов в режиме on-line.
Несмотря на то что в весеннем семестре 2019 года электронная форма расписания была дополнением к традиционному способу планирования занятий в симуляционно-тренинговом аккредитационном центре, за 6 месяцев она получила высокую оценку как со стороны обучающихся, которые записывались на занятия для самоподготовки перед прохождением государственной итоговой аттестации и аккредитации, так и со стороны преподавателей, проводящих групповые занятия в соответствии с календарно-тематическими планами.
Всего за 116 рабочих дней было обработано более 500 заявок обучающихся и 120 заявок от преподавателей, длительность занятий составила от 2 до 4 академических часов.

Тема: Менеджмент симуляционного центра
Дмитрий Сухарев