СИМУЛЯЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ОПЕРАЦИОННОМ ДЕЛЕ

Автор(ы): Камынина Н.Н., Косцова Н.Г., Шубина Л.Б., Грибков Д.М., Леонтьев А.В.

Город: Москва

Учреждение: ГБОУ ВПО Первый МГМУ им.И.М. Сеченова, кафедра управления сестринской деятельностью и социальной работы, УВК «Mentor Medicus»

Результаты

Термин «хирургическая бригада» включает хирургов, анестезиологов, медицинских сестер, техников и другой персонал операционной, принимающий участие в операции. В значительной мере так же, как пилот самолета для обеспечения безопасного и успешного полета должен полагаться на наземный персонал, летный экипаж и контролеров воздушного трафика, хирург является важным, но не единственным членом бригады, отвечающим за оказание помощи пациенту. Все члены хирургической бригады играют определенную роль в обеспечении безопасности и успеха операции.

В любом деле нужно уметь работать с душой, с полной отдачей и ответственностью. Для здравоохранения, как сферы жизнеобеспечения это особенно актуально. Современные требования к безопасности оказания медицинской помощи предполагают внедрение новых технологий и способов поведения. Создание печатных рекомендаций и протоколов не достаточно для внедрения новых способов работы. Одним из факторов, сопровождающих новые рекомендации должно быть обучение персонала. Однако, удобный и относительно дешевый информативный метод обучения, с заполнением лекционных аудиторий врачами и медицинскими сестрами и приглашением экспертов для передачи мудрости, не обеспечивает устойчивых изменений в поведении медицинского персонала. 

Основными причинами разрыва теории и практики считаются: 1) недопонимание или неверное толкование рекомендаций; 2) недостаточное доверие из-за отсутствия собственного опыта; 3) приверженность старым привычкам из-за опасения утраты имеющихся доходов; 4) недостаточно развитые технические навыки; 5) отсутствие достаточных материальных ресурсов или перегруженность работой; 6) приверженность старым привычкам из-за отсутствия контроля. Включение в программы непрерывного профессионального образования модулей симуляционного обучения могло бы внести вклад в повышение результативности обучения. 

Симуляционное обучение в медицине является новым для российского здравоохранения форматом с выраженным практическим акцентом, эффективно формирующим в участниках прикладные навыки.

В учебно-виртуальном комплексе «Ментор Медика» функционирует программа для внедрения в арсенал любого хирурга навыков эндовидеохиругии, реализуемая серией учебных модулей в семь этапов.

Совместные усилия персонала УВК «Ментор Медика» и преподавателей кафедры Управления сестринской деятельностью и социальной работы позволяют начать реализовывать подобную программу и для медицинских сестер. 

В последствие использование такой площадки планируется и для обучения других членов хирургической бригады, а также совместных тренингов по выработке успешного взаимодействия в команде.

Качество подготовки при этом повышается за счет того, что профессиональное действие может быть неоднократно повторено для выработки уверенности выполнения и ликвидации ошибок. Техническое оснащение УВК позволяет сделать видеозапись выполнения практического навыка, а затем в процессе обучения просмотреть запись и разобрать ошибки. 

Кроме того, моделирование условий операционной в учебной виртуальной клинике позволяет смоделировать существующую профессиональную деятельность, расставив акценты на необходимые изменения и редкие ситуации, требующие особых навыков и поведения со стороны любого члена хирургической бригады.

Обязанности операционной сестры постоянно расширяются, сформировался принципиально новый уровень ее совместной работы с хирургом. Она, как никто другой, ответственна за безопасность и надежность при оперативном лечении. Поэтому в ходе реализации программы дополнительного профессионального образования по специальности «Операционное дело» учитывается возрастающая роль этики и психологии в медицине, рекомендации Всемирной Организации Здравоохранения, опыт подготовки медицинских сестер в России, США, странах Европы, достижения отечественного симуляционного обучения. 

В данную программу включен собирательный термин “медсестра периоперативной практики”, который объединяет три этапа лечения хирургического пациента (пред-, интер- и послеоперационный период), что полностью отображает сестринскую деятельность в хирургии.

Любая профессия требует постоянного обучения, деятельность операционных сестер не исключение и предусматривает подтверждение владением набором определенных практических навыков. Оценку уровня подготовки, а также тренинги по достижению соответствующего уровня в учебной виртуальной клинике, с использованием тренажеров и симуляторов, позволяет сделать эту программу эмоционально насыщенной и полезной для практического здравоохранения. 

Командная работа, осознание необходимости взаимодействия, стремление отработать не только практические навыки, но и коммуникативные будут являться основой успешной составляющей подготовки специалиста, что позволит минимизировать риски в практической работе и способствовать безопасной среде в операционных.

Тема: Мультидиcциплинарный тренинг
Админ .

ВЗАИМНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Автор(ы): Свистунов А.А., Фомин В.В., Шубина Л.Б., Грибков Д.М., Горшков М.Д.

Город: Москва

Учреждение: ГБОУ ВПО Первый МГМУ им.И.М. Сеченова УВК «Mentor Medicus»

Результаты

Наличие системы мотивации преподавателей и обучающихся совместно с объективной оценкой смогут стать инструментом для повышения качества образования. 

Организаторы системы подготовки должны понимать, что в сегодняшней ситуации у людей не просто появилась возможность самостоятельно принимать решения о выборе профессии, вуза, рабочего места и т.д., но это стало и необходимым в их жизни. Как это ни парадоксально, многие студенты не готовы пользоваться данными правами, и продолжают ждать, когда родители выберут для них вуз, тот, в свою очередь, наполнит их знаниями и обеспечит высокооплачиваемым рабочим местом. А работодатели в один голос заявляют, что не довольны подготовкой большинства выпускников, потому что хотят видеть в своих организациях не просто специалистов с багажом знаний, а активных, гибких и целеустремленных «прогрессоров», которых не надо постоянно подгонять и заставлять.

Требования к повышению качества профессиональной подготовки специалистов с медицинским образованием заставляют искать рациональные решения, отлаживать систему их обучения. В структурах многих медицинских вузов Российских Федераций существуют, так называемые фантомные центры практической подготовки или симуляционные центры, где имитируется будущая профессиональная деятельность. Роль пациентов при этом выполняют высокотехнологичные роботы. Выделение отдельной структурной единицы подобной коучинг-центру «Учебная виртуальная клиника «Ментор Медика» Первого МГМУ им.И.М. Сеченова является инновационным проектом в Российской Федерации и целесообразно с позиции использования междисциплинарной интеграции, реализации компетентностного подхода в обучении и развития системы непрерывного медицинского образования. Преимущество «Ментор Медика» в том, что это структура позволяет еще на этапе обучения освоить техники и способы практической деятельности. 

Одним из препятствующих факторов внедрения инновационных технологий в процесс обучения является недостаточная мотивация обучающихся, которая выражается в пассивности на занятиях, не использования возможностей факультативов, отсутствии перспективного видения использования знаний и умений по отдельным темам, не желании приобретать компетентность, а ориентированности только на получение оценки. 

Смена устройства общества – переход на рыночные (свободные) отношения требует такого же отношения и к организации учебного процесса.

В коучинг-центре «Учебная виртуальная клиника «Ментор Медика» Первого МГМУ им.И.М. Сеченова с самого начала его существования были созданы условия для самообучения студентов, но желающих было не много. Пока не появился элемент – объективный экзамен, пройти который без нужной подготовки стало не возможным! Весной 2012 года издан приказ Минздравсоцразвития России о порядке допуска лиц, не завершивших освоение основных образовательных программ высшего медицинского образования к осуществлению медицинской деятельности на должностях среднего медицинского персонала. Приказ позволяет решить сразу две задачи: восполнить дефицит среднего медицинского персонала и дать реальную практику будущим врачам, пока они заканчивают своё основное обучение. 

В результате первых попыток проведения такого экзамена в нашем Центре выявилось, что практическая подготовка большинства студентов по дисциплине «Уход», не соответствовала необходимому уровню из-за того, что они считали её не профильной для профессии будущего врача. Из всего количества студентов, заявивших о желании пройти испытание этого специального экзамена в 2012 году прошли только 6%.

После этого эпизода большое количество студентов попросило организовать для них дополнительную подготовку перед сдачей экзамена. 

Было принято решение обеспечить потребность в преподавателях, для дополнительного обучения большого количества студентов, за счет самих студентов. И организовать это обучение в формате контролируемой самоподготовки. Для чего в нашем Центре учебной виртуальной клинике «Ментор Медика» развернута система тьюторства. Когда Центр берёт на себя обязательство организовать подготовку тьюторов из числа активных студентов по интересуемым их модулям, а они в свою очередь берут на себя обязательство после прохождения обучения проводить занятия по этим модулям со всеми желающими студентами.

Благодаря их деятельности процент студентов успешно сдавших экзамен на замещение должности среднего медицинского персонала с 6% в 2012 году выросло до 23% в 2013. При этом, процент сдавших экзамен от всех прошедших, хотя бы одно занятие с тьюторами, составил 69%, а среди самих тьюторов – 100%. 

В целом идея совершенно справедливая: обучая других, начинаешь лучше понимать сам. Обучение друг друга развивает и уважение к преподавательскому труду в целом. 

Наличие системы организованной самостоятельной работы студентов в виде тьюторства стало способствовать внедрению инновационной технологии симуляционного обучения, а также является фактором повышения мотивации обучающихся.

Тема: Менеджмент симуляционного центра
Админ .

ОБЪЕКТИВИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ

Автор(ы): Свистунов А.А., Шубина Л.Б., Грибков Д.М., Холопов М.В., Чечеткин Е.В.

Город: Москва

Учреждение: ГБОУ ВПО Первый МГМУ им.И.М. Сеченова УВК «Mentor Medicus»

Результаты

Наличие системы мотивации преподавателей и обучающихся совместно с объективной оценкой смогут стать инструментом для повышения качества образования.

Система оценивания освоения образовательных программ учащимися – важнейший элемент образования. Необходимость оценивания результатов обучения отмечают все участники образовательного процесса: управленцы, преподаватели, обучающиеся, работодатели. 

Эффективность используемой системы учета оценок зависит от целей её использования, от наличия автоматизации учета и от объективности самой оценки.

Повысить объективность педагогической оценки возможно, если результаты измерений обрабатывать математическими методами и сопровождать характеристиками точности измерений, валидности и надежности. Такие системы успешно применяются при компьютерном тестировании, которое в основном направлено на оценку знаний и умственных умений. Внедрение системы симуляционного (имитационного) обучения в сфере здравоохранения позволяет его использовать для объективной оценки не только знаний, но и уровня практического мастерства.

Необходимость в такой оценке целесообразна для новичков – прежде, чем их допустить к дальнейшему обучению (работе) в клинике, а также для практикующих специалистов с целью подтверждения соответствия их действий современным стандартам медицинской деятельности. При этом практикующих специалистов можно оценивать и в ходе их профессиональной деятельности, за исключением редко встречаемых ситуаций. 

Для объективности целесообразно использовать конкретные критерии или несколько одновременно работающих экспертов, чтобы их измерения подвергнуть математической обработке.

Существуют разные подходы к измерению уровня сформированности мануального профессионального умения. В Учебном виртуальном комплексе «Первого меда» коучинг-центре «Ментор Медика» создается система, где мнение отдельных экспертов сводится к нулю. Учитывается только коллективное мнение экспертов при разработке листа экспертного контроля, в нем четко и недвусмысленно описывается, что должен демонстрировать кандидат. Во время проведения процедуры контроля, действия кандидата регистрирует в листе экспертной оценки сотрудник центра с функциями не эксперта, а хорошего секретаря. Дополнительно для избегания конфликтных ситуаций действия кандидата записываются на видео и хранятся в базе данных. 

Для задач видеорегистрации в помещениях Центра применяются поворотные сетевые видеокамеры. Характеристики используемых сетевых видеокамер – это высокое разрешение и возможность PTZ-управления из операторской. Двунаправленная передача аудиосигнала обеспечивается комплектом внешнего микрофона и комплектом активных колонок, которые подключаются к соответствующим интерфейсам сетевой видеокамеры. Ключевое преимущество применения технологий сетевого видеонаблюдения заключается в возможности использования для работы системы существующей в Центре кабельной инфраструктуры и активного оборудования локальной вычислительной сети (ЛВС).

Все документы о результате аттестации сохраняются с целью проведения различных процедур управленческого контроля учебного процесса. Знание о существовании базы данных результатов обучения будет дополнительно стимулировать обучающихся, а также снижать возможности для злоупотреблений со стороны лиц, принимающих экзамен (зачет). 

Самое сложное при создании такого объективного экзамена – это выбор конкретного алгоритма и стандарта деятельности с однозначными критериями подтверждения этого, удовлетворяющий требованиям большинству экспертов. В идеале подобные стандарты должны создаваться на основании данных полученных медицины основанной на доказательствах (МОД). Но не для всех видов медицинской деятельности такие данные существуют, поэтому процесс объективизации контроля растянут во времени.

Тем не менее, создание объективного экзамена в Учебном виртуальном комплексе «Первого меда» коучинг-центре «Ментор Медика» обеспечивается следующими тремя факторами:

• структурно и четко сформулированные требования к компетентности (доступ к тексту Листа экспертного контроля на сайте в виде «Стандарта обученности»)

• справедливые и реализуемые санкций в случае не соответствия к выше упомянутым требованиям (не пройденные испытания можно пересдать только в следующий эпизод проведения такого экзамена, а именно через шесть месяцев)

• регистрация результатов практического экзамена (лист экспертного контроля с результатами кандидата, именные данные в компьютерном регистраторе, если таковой предусмотрен, и видеозапись)

Студенты поняли, что сдать практический этап аттестации в нашем Центре можно только имея должную подготовку! А иметь должную подготовку можно, только если самому учиться, проходить регулярные тренировки, возможности, для прохождения которых организованы в системе тьюторства нашего Центра. Главное – это быть ответственным за то образование, которое ты получаешь.

Тема: Менеджмент симуляционного центра
Админ .

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ (ТРЕНИНГОВЫХ) ФОРМ ОБУЧЕНИЯ ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ

Автор(ы): Нестерова Е.В., Шубина Л.Б., Грибков Д.М., Тинт Т.З.

Город: Москва

Учреждение: ГБОУ ВПО Первый МГМУ им.И.М. Сеченова УВК «Mentor Medicus»

Результаты

В соответствии с Законом РФ «Об образовании в РФ» 273-ФЗ, (ст.41) здоровье обучающихся отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования, и одним из важных аспектов является пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни (ЗОЖ). 

Очень многие зачастую не желают заниматься укреплением своего здоровья, так как это требует целеустремленности, настойчивости, значительных волевых усилий. Здоровье - часто недооценивают, когда оно есть, воспринимая его как данность, и не обдуманно растрачивают свои функциональные резервы. Современная жизнь постоянно усложняется и упор, в основном, делается на умственное развитие, карьерный рост, отодвигая физическое развитие и соблюдение правильного режима дня на второй план, что в свою очередь приводит к постоянному ухудшению здоровья.

Многие посещают фитнес-центры, подбирая себе двигательную активность и режим тренировки самостоятельно, при этом, не имея представлений об оптимальной частоте пульса, правильной технике выполнения упражнений и рационального режима питания. Часто диета сопровождается однобоким подходом или голодовкой. Большое количество разнообразной, порой противоречивой информации в различных источниках, ещё больше усугубляет ситуацию для неупорядочного применения оздоровительных методик. Впоследствии такое положение может даже навредить здоровью. Так, например, если не укрепить мышцы стопы, занятие бегом человеком с плоскостопием, может спровоцировать боли в тазобедренном суставе и/или позвоночнике.

Таким образом, назрела необходимость целенаправленного культивирования здорового образа жизни, обучению рачительному использованию функциональных резервов, а не только пропаганде пагубного воздействия вредных привычек. 

В настоящее время в учебно-виртуальной клинике «Ментор Медика» в рамках обучения по программе профессиональной ориентации для учащихся 10 классов общеобразовательных школ «Шаг в медицину» разработаны и внедрены различные учебные модули о здоровье человека, о способах лечения, ухода и первой помощи, а также профилактике этих состояний. В программу включен и отдельный модуль по ЗОЖ. Его цель приобщение участников программы к здоровому образу жизни и овладению современными здоровье-сберегающими технологиями. 

В рамках занятий предполагается решение следующих задач: Повышение компетентности в вопросах о здоровье, навыках содействующих его поддержанию, укреплению и сохранению, оценки функциональных возможностей, а также мотивации к ответственному отношению к своему здоровью.

За развитием осознанного отношения к своему здоровью и непрерывной системой внедрения умений и навыков оптимальной физической активности, питания, полового поведения, личной гигиены и самоконтроля за их выполнением будет формироваться устойчивая мотивация к здоровому образу жизни. Наличие такой мотивации позволит заботе о собственном здоровье стать естественной формой поведения в течение всей жизни.

Для того, чтобы информация о ЗОЖ не превратилась в скучную лекцию с нотациями, сотрудниками УВК «Ментор Медика» разработано практическое занятие в формате ролевой игры «Профилактическая оценка состояния здоровья пациента» с использованием методик измерения интегральных показателей, биоимпеданса, а также изучение «азбуки фитнеса и рационального питания».

На основании интереса участников к проведенной работе можно сделать вывод о необходимости активного участия медицинских работников, педагогов и психологов в вопросах формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни и мотивации к изучению своих возможностей среди различных категорий населения.

Тема: Сестринское дело, уход
Админ .

ЭФФЕКТИВНОСТЬ СИМУЛЯЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ МЕТОДАМ ИНГАЛЯЦИОННОЙ АНЕСТЕЗИИ

Автор(ы): Блохина.Н.В., Пасечник И.Н., Скобелев Е.И., Крылов В.В., Рыбинцев В.Ю., Волкова Н.Н.

Город: Москва

Учреждение: ФГБУ "Учебно-научный медицинский центр" Управления делами Президента Российской Федерации

Результаты

АКТУАЛЬНОСТЬ. Симуляционное обучение прочно вошло в современную образовательную практику. Однако невелика база доказательств достоверного переноса навыков, полученных в симуляционном центре, в клиническую практику на пациентах.

 

ГИПОТЕЗА. Навыки, полученные на роботах-симуляторах, успешно переносятся в клинику.

 

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Мы провели сравнение эффективности методик обучения ингаляционной анестезии у клинических ординаторов первого года обучения. Клинические ординаторы (23 человека) были разбиты на две группы. В первую группу включили 12 человек, которые прошли общепринятую стандартную теоретическую подготовку. Во вторую группу вошло 11 клинических ординаторов, которые изучали способы проведения ингаляционной анестезии на роботе-симуляторе METI-HPS. Все ординаторы участвовали в семинарах по ингаляционным методам анестезии и успешно сдали теоретический зачет. Затем каждый ординатор под наблюдением опытного сертифицированного специалиста провел в клинике по 5 ингаляционных анестезий с индукцией внутривенным анестетиком. 

 

Оценивали эффективность обучения по пяти параметрам, которые вносили равный вклад в суммарную оценку (максимально 100 баллов): состояние гемодинамики, достижение и поддержание целевого уровня биспектрального индекса, поддержание постоянной целевой концентрации анестетика в выдыхаемой дыхательной смеси (оценивали по величине минимальной альвеолярной концентрации (МАК), время до экстубации после окончания операции, время до перевода больного в палату. За 100 % принимали усредненные показатели сертифицированных специалистов. 

 

РЕЗУЛЬТАТЫ. Установили, что клинические ординаторы в 1-й группе набрали в среднем 40,6±5,8 баллов, а во 2-й – 70,3±6,9 баллов (р<0,05 между группами). 

 

ВЫВОДЫ. Изучение эффективности симуляционного обучения методам ингаляционной анестезии у клинических ординаторов первого года обучения показало, что использование роботов-симуляторов позволяет повысить эффективность обучения клинических ординаторов анестезиологов-реаниматологов. Навыки, полученные на роботах-симуляторах, успешно переносятся в клинику

Презентация

 

Тема: Анестезиология-реаниматология, неотложная помощь
Максим Горшков