Использование платформы Quizlet при обучении латинскому языку в медицинском вузе

Автор(ы): Ольшванг О.Ю.

Город: Екатеринбург

Учреждение: ФГБОУ ВО УГМУ Минздрава России

Актуальность

В контексте высшего образования большинство курсов предполагают освоение содержания дисциплины через текст. Латинский язык не является исключением. При этом существует потребность в визуальных обучающих ресурсах, чтобы представить материал более наглядно, сделать его более простым для восприятия. Особенно это касается самостоятельной работы, которая в большинстве случаев состоит из чтения разделов учебника и выполнения заданий. Платформа Quizlet позволяет организовать самостоятельную работу студента в интерактивной игровой форме.

Цель

Цель данной работы – представить опыт использования платформы Quizlet в курсе «Латинский язык» для организации самостоятельной работы студентов.

Материалы и методы

По инициативе студентов и с их непосредственным участием был создан учебный модуль по латинскому языку для каждого факультета вуза. В модуль были внесены все слова, включенные в лексический минимум по каждой теме. Студент может выбрать режим изучения лексики в виде карточек со словами на латинском и русском языках (при этом есть возможность добавить иллюстрацию к каждому слову), озвучить каждое слово, написать диктант. Также доступен режим контроля в виде теста и игры на установление соответствий и «гравитации», когда за ограниченное время необходимо написать перевод слова, появившегося на экране.

Результаты

Статистику использования учебного модуля можно просмотреть только в том случае, если обучающийся заходит на платформу под своей учетной записью. Если сравнить статистику использования текстовых электронных ресурсов и данных учебных модулей одними и теми же обучающимися, прослеживается следующая закономерность: к текстовым ресурсам, как правило, студенты обращаются накануне занятия или текущего контроля, а учебные модули на платформе Quizlet используются более ритмично в течение всей недели. После использования учебных модулей на платформе Quizlet в рамках самостоятельной работы качество освоения лексики улучшилось (как по результатам текущего контроля, так и по мнению самих обучающихся). При этом наилучший результат был достигнут при сочетании использования платформы Quizlet с традиционными заданиями для самостоятельной работы.

Обсуждение

Хотя платформа Quizlet предполагает интерактивный режим для использования в ходе традиционных занятий, на наш взгляд, в ходе изучения латинского языка данный инструмент целесообразно использовать в рамках самостоятельной работы. Возможность ввода правильного ответа вручную позволяет избежать недостатков традиционных онлайн тестов, где предлагается выбор из одного из предложенных вариантов. Возможность озвучивания каждого термина позволяет использовать платформу как фонетический тренажер при обучении чтению (тем не менее, основной целью использования данного ресурса является отработка и закрепление лексики). При использовании данного веб-приложения в режиме игры, в ходе которой необходимо совместить слово и его перевод, появляется элемент соревнования, так как каждому игроку предоставляется ограниченное время на выполнение задания, а результат сравнивается с другими пользователями.

Выводы

Платформа Quizlet позволяет повысить мотивацию и интерес обучающихся к предмету, наглядно представив материал в игровой интерактивной форме. Данная платформа может быть использована для освоения других дисциплин.

Тема: Мультидиcциплинарный тренинг
Ольга Ольшванг

Опыт применения робота-симулятора Джуно в освоении навыков ухода за пациентами.

Автор(ы): Успенская Н.А., Танишина Е.Н., Бахарев И.В.

Город: Рязань

Учреждение: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова» Министерства здравоохранения Российской Федерации

Актуальность

Среди множества проблем, с которыми приходится постоянно сталкиваться высшим медицинским учебным заведениям, самой сложной является проблема формирования у студентов практических навыков. Высшая медицинская школа должна дать выпускникам систему интегрированных теоретических знаний и практических умений. Однако в традиционной системе обучения в медицине существует значительный разрыв между практической подготовкой выпускников и работой медицинского персонала в больнице. Важным условием формирования профессиональной подготовки студентов является учебная и производственная практика, а так же обучение на симулированном оборудовании. Целью данных образовательных программ является раннее погружение в специальность с формированием основ профессиональных навыков и компетенций под руководством преподавателя в условиях, приближенных к реальным.

Материалы и методы

В РязГМУ активно функционирует «Аккредитационно-симуляционный центр». Формирование технологии практических навыков ухода за больными реализуется на базе симуляционного центра в рамках учебного модуля, состоящего из блоков, имитирующих «палату», «процедурный кабинет», «манипуляционную». Соответствующее имитационное оборудование и реальный медицинский инструментарий учебных комнат позволяют многократно и точно воссоздавать типичные клинические сценарии и дают возможность адаптировать учебную ситуацию под каждого обучающегося. Формирование практических навыков идет в обстановке, максимально приближенной к реальным условиям медицинской организации. Обучение студентов на тренажерах и симуляторах дает возможность отработать редкие виды навыков, не ограничивая студента во времени и без риска для пациента. Особенностью практических занятий в симуляционном центре является преобладание метода обучения «выполнения обучающих заданий» над методом «ознакомления с информацией». Используемые методики способствуют не только усвоению алгоритма успешной профессиональной деятельности, но и учат добывать необходимую для ее осуществления информацию. Именно в условиях центра обучение можно направить не только на освоение отдельных навыков, но и на междисциплинарное обучение работе в команде, выработку безопасных форм профессионального поведения и навыков общения с пациентом. В соответствии с современными стандартами этап симуляционного обучения должен предшествовать занятиям в клинике.
Аккредитационно-симуляционный центр РязГМУ обладает уникальным опытом использования робота-симулятора Джуно для освоения и отработки «уходовых» навыков. Данное оборудование характеризуется анатомически правильными ориентирами для реалистичной практики отработки навыков: уход за больным; введение назофарингиальных воздуховодов, назальных канюль и назогастральных трубок; уход за стомами (в том числе трахеостомой), дренажными трубками и системами; регистрация ЭКГ; катетеризация мочевого пузыря; постановка клизмы; инъекции; измерение артериального давления; аускультация сердца и легких и др.

Результаты

Беспроводной симулятор пациента Джуно – идеальное решение для обучения медицинского персонала как техническим, так и нетехническим навыкам ухода за пациентами. Наш опыт показывает, что использование в учебном процессе особенностей и характеристик симулятора Джуно повышает мотивацию студентов, привлекая техническим обеспечением и эмоциональной составляющей, облегчая переход к реальным практическим навыкам, снижая риск для пациента.

Тема: Мультидиcциплинарный тренинг
Наталья Успенская

Обучение в симуляционном центре специалистов первичного звена онконастороженности и ранней диагностике онкологических заболеваний.

Автор(ы): Коренчук З.А., Макарова Е.Л., Куклина Н.В.

Город: Пермь

Учреждение: АНО ДПО «Пермский институт повышения квалификации работников здравоохранения»

Актуальность

Обеспокоенность и повышенное внимание к онкологии обусловлены устойчивой тенденцией роста заболеваемости в России и мире, что объясняется постарением населения, экологическими, экономическими и другими факторами. В 2018 году в России впервые выявлено почти 543 тыс. больных онкологическими заболеваниями, умерло от злокачественных новообразований 290,7 тыс. больных, что составляет 15,9% в общей структуре смертности (вторая причина после сердечно-сосудистых заболеваний). Каждый третий из впервые выявленных злокачественных новообразований имеет III-IV стадию заболевания. В рамках реализации национального проекта «Борьба с онкологическими заболеваниями», с целью снижения показателей запущенности онкопатологии, улучшения показателя ранней диагностики в медицинских организациях г. Перми и Пермского края с 1 февраля 2019 года созданы кабинеты раннего выявления онкологических заболеваний. Специалистами Минздрава Пермского края разработаны стандартные операционные процедуры (СОП), протоколы обследования пациентов.

Цель

Практикоориентированное обучение специалистов первичного звена (врачей, фельдшеров, акушерок), работающих в кабинетах раннего выявления онкологических заболеваний.

Материалы и методы

На базе Пермского института повышения квалификации работников здравоохранения разработан цикл повышения квалификации «Онконастороженность и ранняя диагностика онкологических заболеваний», 36 час, состоящий из теоретического и практического модулей. Занятия проходят в виде интерактивных лекций, проблемных семинаров, тренингов в симуляционном центре. Слушателей знакомят с особенностями организации работы кабинетов раннего выявления онкологических заболеваний, правилами заполнения протоколов обследования, отчетной документации. Основная задача обучения – освоение слушателями стандартных операционных процедур. Для отработки СОП используются тренажеры навыков тактильного и реактивного уровней реалистичности. В симуляционном центре каждый слушатель до автоматизма отрабатывает навыки проведения трансректального исследования, мануального обследования молочных желез, предстательной железы, кожи, щитовидной железы, лимфатических узлов. На реалистичном гинекологическом тренажере "EVA" отрабатывается алгоритм осмотра шейки матки, методика забора мазка на онкоцитологию, навык бимануального влагалищного исследования.

Результаты

В течение 2019 года обучено 358 специалистов первичного звена, кабинетов раннего выявления онкологических заболеваний, из них 46 врачей и 312 фельдшеров и акушерок из г. Перми и территорий Пермского края. Опыт обучения показал недостаточность исходных знаний и навыков проведения стандартных операционных процедур у данной категории специалистов. По результатам анкетирования и итогового испытания на симуляторах, после освоения курса, правильность выполнения практических манипуляций увеличилась на 86%. Специалисты охарактеризовали симуляционный курс реалистичным в 90% случаев.

Выводы

Симуляционное обучение с выполнением СОП является важным компонентом в подготовке кадров первичного звена (врачей, фельдшеров, акушерок) для реализации национального проекта «Борьба с онкологическими заболеваниями». Медицинские работники имеют возможность отработать и закрепить визуальные и мануальные навыки по ранней диагностике онкологических заболеваний, а начинающие специалисты, после освоения курса, становятся более уверенными и грамотными при выявлении данной патологии.

Тема: Мультидиcциплинарный тренинг
Наталья Куклина

Комплексная система обучения как условие компетентностного профессионального обучения амбулаторных хирургов в симуляционных условиях

Автор(ы): Логвинов Ю.И., Климаков А.В.

Город: Москва

Учреждение: Учебный центр для медицинских работников - Медицинский симуляционный центр Боткинской больницы, Москва

Актуальность

За последних несколько лет условия работы амбулаторных хирургов (АХ) и требования к нему претерпели изменения. Внедрение малоинвазивных технологий в хирургии, привели к тому, что врач на приеме «получает» пациентов в раннем послеоперационном периоде.
Дополнительно, действие Приказа №901н от 12 ноября 2012 г. МЗ РФ предписывает АХ оказывать первичную специализированную помощь пациентам по профилю «Травматология и ортопедия».
Вместе с этим меняются также и требования к профессиональной компетентности хирургов.
Обучение АХ в рамках системы «традиционного» постдипломного образования не в полной мере отвечает потребностям врачей для подготовки к повседневной работе в поликлинике:
• в учебных программах отсутствует разделение хирургов на амбулаторных и тех, кто работает в стационаре;
• редко встречаются темы, касающиеся оказания медицинской помощи на амбулаторном этапе;
• отсутствуют темы, касающихся смежных дисциплин: патологии опорно-двигательного аппарата, периферических нервов, психологии общения с пациентом, снятия стресса и др.;
• недостаточно освещаются вопросы медицинской реабилитации пациентов после различных операций,
• возможности отработки практических умений по выполнению инвазивных вмешательств на пациентах очень ограничены.
Одной из основных причин сложившейся ситуации является отсутствие сформулированных требований к обучению АХ, отвечающих современным условиям работы.

В Учебном центре для медицинских работников – Медицинском симуляционном центре Боткинской больницы, начиная с января 2017 года, были внедрены три дополнительные программы повышения квалификации (ДПП) для АХ в рамках системы НМО; обучено более 300 врачей.
Накоплен опыт разработки и проведения ДПП для АХ. Назрела необходимость проанализировать актуальность данных программ с точки зрения профстандартов и получить оценку самих АХ.

Цель

1. Сформулировать требования к системе постдипломного обучения АХ;
2. Дать оценку реализованным в МСЦ ДПП для АХ, исходя из выявленных требований к ПК.

Материалы и методы

1. Анализ требований профстандартов «Врач-хирург» (ПСХ) и «Врач-травматолог-ортопед» (ПСТ)
2. Формулировка требований к обучению АХ на основании ПСХ и ПСТ
3. Оценка соответствия реализованных в МСЦ ДПП для АХ требованиям обучения
a. анализ структуры и содержания ДПП для АХ
b. оценка ДПП непосредственно врачами

Результаты

Проведен анализ трудовых функций, указанные в профстандартах «Врач-хирург» (Приказ №743н Министерства труда и социальной защиты РФ от 26.11.2018 г., код А) (далее ПСХ) и «Врач-травматолог-ортопед» (Приказ №698н от 12 ноября 2018 г. Министерства труда и социальной защиты РФ, код А) (далее ПСТ)
В общей сложности от АХ требуется владение 77 практическими (мануальными) умениями плюс оказание медицинской помощи при критических состояниях.

Из положений ПСХ и ПСТ, определяющих ПК АХ, вытекают современные требования к постдипломному обучению АХ. Для того, чтобы обеспечить следование этим требованиям в процессе обучения, необходима комплексная система обучения АХ (КСО АХ). Критериями КСО являются:
1. цель - развитие ПК АХ, определенных в профессиональных стандартах;
2. отбор учебного материала осуществляется по принципу приоритетности с точки зрения потенциальных слушателей;
3. практические мануальные действия, подлежащие освоению до уровня «умение», определяются также приоритетной потребностью врачей;
4. форма обучения: очная, групповая (до 10 слушателей);
5. продолжительность - 18 академических часов;
6. применение различных методов обучения: лекции, семинары, разбор клинических случаев, отработка практических заданий;
7. применение симуляционных технологий для обучения практическим умениям;
8. взаимосвязь и взаимодополнение всех компонентов, преследующих единую общую цель – развитие профессиональных компетенций АХ
Анализ структуры трех ДПП для АХ показал, что:
• проблемам патологии ОДА в разных ДПП посвящено от 31% до 61% учебного времени.
• тактике ведения пациентов с гнойными заболеваниями мягких тканей и осложнениями костной травмы уделено 11-17% времени;
• патологии периферических сосудов уделено 11-17%;
• всего практическим мануальным умениям отводится 6-8% учебного времени.
При сопоставлении ДПП для АХ, реализованных в МСЦ, с критериями КСО выявлена высокая степень соответствия системы обучения АХ в МСЦ с КСО.
Результаты анкетирования АХ
Для того, чтобы оценить ДПП на соответствие требованию полезности учебного материала для АХ, было проведено анонимное анкетирование слушателей программы «Мультидисциплинарный подход в практике амбулаторного хирурга». Изучены 6 показателей:
удовлетворенность обучением, материально-техническим оснащением учебного процесса, работой преподавателей, получение новой информации, соответствие практической работе, соответствие ожиданиям слушателей.
Результаты анкетирования свидетельствуют о высокой степени удовлетворенности слушателей и соответствии их ожиданиям и потребностям.
Решением вышеуказанных проблем и средством достижения целей обучения может стать внедрение комплексной системы обучения (КСО) для АХ в условиях медицинского симуляционного центра.

Выводы

1. Обучение АХ должно быть компетентностным, т.е. развивать ПК, необходимые для выполнения АХ своих обязанностей в соответствии с требованиями ПС;
2. для обеспечения необходимых условий обучения АХ в соответствии с требованиями ПСХ и ПСТ, необходимо внедрить КСО;
3. КСО АХ, реализованная в МСЦ, в высокой степени соответствует требованиям обучения АХ;
4. при разработке ДПП АХ необходимо включать темы и отработку практических умений, касающихся манипуляций на опорно-двигательном аппарате, вопросов реабилитации пациентов после вмешательств, оказания экстренной и неотложной помощи, правовой защиты;
5. для дальнейшего развития КСО необходимо расширять техническую базу симуляционного оборудования;
6. необходимо активно использовать такие методы активного обучения, как деловая игра, междисциплинарное взаимодействие специалистов

Тема: Мультидиcциплинарный тренинг
Александр Климаков

Проведение мультидисциплинарных тренингов на кафедре обеспечения симуляционной подготовки перед проведением первичной специализированной аккредитации

Автор(ы): Репин И.Г., Крылов В.В., Матяш О.В., Турбовский А.В.

Город: Москва

Учреждение: ФГБУ ДПО "Центральная государственная медицинская академия" Управления делами Президента Российской Федерации"

Актуальность

В процессе подготовки к первичной специализированной аккредитации возникает проблема подготовки ординаторов к сдаче ОСКЭ. Ординаторы профильных кафедр должны освоить выполнение различных манипуляций и демонстрацию коммуникативных навыков на различных станциях. При этом для отработки навыков необходимы преподаватели различных учебных кафедр. В нашем случае это кафедры терапии, кардиологии, внутренних болезней, неврологии, кардиологии. При этом для подготовки к сдаче ОСКЭ на станциях "Сердечно-легочная реанимация" (СЛР) и "Экстренная помощь" наиболее эффективно участие преподавателей кафедры анестезиологии и реаниматологии и кафедры скорой помощи, неотложной и экстремальной медицины. Таким образом, преподаватели одной кафедры, на которой обучаются ординаторы и врачи соответствующей специальности, не могут в полном объеме провести подготовку своих ординаторов и врачей, заканчивающих обучение на курсах профессиональной переподготовки,к прохождению аккредитации. В связи с этим возникает предложение о создании мультидисциплинарной кафедры, на которой преподаватели различных специальностей будут в условиях единого симуляционного центра обучать врачей и готовить их к прохождению аккредитации.

Цель

Оценить возможности подготовки врачей к прохождению. первичной специализированной аккредитации на вновь созданной кафедре обеспечения симуляционной подготовки.

Материалы и методы

В 2019 г. в Центральной государственной медицинской академии УД Президента РФ была создана кафедра обеспечения симуляционной подготовки. Профессорско-преподавательский состав представлен профессорами, доцентами и ассистентами профильных учебных кафедр, работающими в порядке внутреннего совместительства. Концентрация преподавателей различных дисциплин на одной кафедре позволила оптимизировать процесс подготовки ко второму этапу первичной специализированной аккредитации. На станции "СЛР" и "экстренная помощь"занятия для ординаторов всех специальностей проводили анестезиологи-реаниматологи, один преподаватель (кардиолог) проводил занятия по коммуникативным навыкам с участием симулированного пациента. На специализированных станции, таких как люмбальная пункция (неврология) занятия проводили преподаватели профильных специальностей.

Результаты

Первичную специализированную аккредитацию в этом году на базе аккредитационно-симуляционного центра Академии прошли ординаторы по специальностям терапия, кардиология и неврология. Всего 42 врача. Подготовка к аккредитации осуществлялась преподавателями кафедры обеспечения симуляционной подготовки. В первую очередь были проведены занятия с преподавателями по вопросам отработки практических навыков в условиях симуляционного центра, работы по представленным сценариям, контролю навыков с использованием чек-листов. Были подготовлены и обучены на базе Всероссийского методического центра аккредитации "симулированные пациенты". Из числа клинических ординаторов, не проходящих аккредитацию в этом году были подготовлены "конфедераты" для работы на станциях ОСКЭ. Мультидисциплинарный подход позволил сократить время подготовки ординаторов ко второму этапу аккредитации. Одновременное привлечение преподавателей различных дисциплин, симулированных пациентов и конфедератов позволило проводить занятия одновременно на пяти станциях с синхронной сменой групп обучающихся. Подготовка проводилась в течение третьего и, в основном, четвертого семестра. В результате проведенной подготовки все ординаторы прошли второй этап первичной специализированной аккредитации с первой попытки, повторное прохождение экзамена не потребовалось. Члены аттестационной подкомиссии отметили достаточно стабильный уровень знаний и уверенную демонстрацию практических навыков.

Обсуждение

Подготовка врачей к прохождению второго этапа первичной специализированной аккредитации требует серьезной предварительной подготовки. Как показал опыт, в ситуации, когда занятия проводятся только на профильной кафедре, достижение соответствующего уровня владения практическими навыками довольно проблематично. Периодическое проведение отдельных занятий на смежных кафедрах так же не позволяет ординаторам и врачам уверенно выполнять сценарии станций второго этапа. В связи с вышеизложенным представляется правильным создание мультидисциплинарной кафедры, где собраны преподаватели различных специальностей, которые одновременно готовят обучающихся к прохождению второго этапа аккредитации. Наиболее востребованы в этой ситуации анестезиологи-реаниматологи, т.к. на их профильных станциях проходят аккредитацию врачи абсолютно всех специальностей, в то время как количество обучающихся на специализированных станциях - меньше на порядок.

Выводы

1. Наличие в образовательном учреждении мультидисциплинарной кафедры, на которой сосредоточено проведение симуляционной подготовки для ординаторов, обучающихся по всем специальностям, позволяет значительно упростить и оптимизировать процесс симуляционного обучения.
2. Привлечение к проведению занятий в симуляционном центре преподавателей смежных специальностей улучшает качество обучения, формирует стойкие практические навыки.

Тема: Мультидиcциплинарный тренинг
Илья Репин

Самостоятельная практическая подготовка студентов медицинских вузов

Автор(ы): Копылов Е.Д., Лопатин З.В., Богданова М.О.

Город: Санкт-Петербург

Учреждение: ФГБОУ ВО «Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова»

Актуальность

Симуляционное обучение является одним из приоритетных направлений обучения и отработки практических навыков у обучающихся в медицинских вузах и практикующих врачей. Возможность самостоятельных занятий, предусматриваемая современными технологиями, позволяет добиться более высоких результатов овладения мануальными навыками медицинского вуза.

Цель

Совершенствование практической подготовки выпускников за счет увеличения самостоятельных занятий на симуляционном оборудовании.

Материалы и методы

С целью совершенствования образовательного процесса в аккредитационно-симмуляционном центре, было проведено исследование на основании анкетирования студентов 6 курса 2018/2019гг. В нем принимали участие студенты по специальностям «Медико-профилактическое дело» – 159 человек и «Лечебное дело» – 444 человек. Респондентам предлагалось выполнить оценку образовательного процесса с применением симуляционных технологий по шкале от 0 до 10 баллов.

Результаты

По результатам анкетирования было выявлено, что обучающиеся на медико-профилактическом факультете оценили достаточность полученных навыков на 8,41 балл, возможность самостоятельной отработки навыков на 7,45 баллов, консультационная помощь преподавателей во время обучения на 8,58 баллов, объем материала для самостоятельной подготовки студентов на 8,28 баллов, техническое оснащение на 8,22, организация проведения занятий 7,83 балла. Выпускники по специальности лечебное дело оценили достаточность полученных навыков на 7,8 баллов, возможность самостоятельной отработки навыков на 7,27 баллов, консультационная помощь преподавателей во время обучения на 7,5 баллов, объем материала для самостоятельной подготовки студентов на 7,85 баллов, техническое оснащение на 8,16 и организацию занятий 7,47 баллов.

Выводы

Самостоятельная отработка практических навыков под контролем преподавателей играет немаловажную роль в организации медицинского образования за счёт оптимизации обучающего процесса. Возможность самостоятельных занятий снижает нагрузку на кафедры, обеспечивает возможность неоднократной отработки навыков. Также следует отметить, что данная подготовка направлена не только на развитие мануальных навыков, улучшается профессиональная ориентация и психологическая готовность выпускников к работе в медицинской сфере.

Тема: Мультидиcциплинарный тренинг
Евгений Копылов

Симуляция in situ: преимущества, недостатки, меры предосторожности проведения медицинского симуляционного обучения на рабочем месте

Автор(ы): Горшков М. Д.

Город: Москва

Учреждение: РОСОМЕД

Актуальность

Симуляцией in situ (лат. – “на месте”) называется проведение симуляционного обучения или иной учебной и исследовательской активности на рабочем месте, в реальной медицинской среде с привлечением сотрудников, работающих в данном учреждении. Подобный вариант имеет ряд преимуществ и недостатков перед традиционным ex situ, в симуляционном центре и, несмотря на масштабное применение во всем мире, не получил широкого распространения в России и странах Содружества.

Цель

Сравнить вариант симуляции на рабочем месте с проведением ее в симуляционном центре; сформулировать преимущества и недостатки, риски ее проведения; определить меры по их снижению и устранению.

Результаты

Проведение симуляции в стенах лечебного учреждения дает возможность отработки наиболее сложных и жизнеугрожающих ситуаций на конкретном рабочем месте, в реальной, но при этом безопасной для пациента и персонала обстановке, без создания угрозы их жизни и здоровью.

Симуляция in situ может служить не только для обучения персонала трудовым действиям на рабочем месте, но также является мощным инструментом в борьбе за качество оказания медицинской помощи, помогая выявить потенциальные угрозы безопасности пациентов, найти оптимальные схемы размещения оборудования, инструментария, медикаментов, усовершенствовать правила внутреннего распорядка.

Преимущества симуляции in situ: обучение в реальной, но безопасной рабочей среде; знакомая обстановка не требует длительного вводного инструктажа; комфорт участников при обучении в привычной рабочей среде; снижаются потери рабочего времени; возможность в любое время вернуться к исполнению обязанностей; освоение конкретной рабочей среды учреждения; освоение на практике особенностей клинических процессов данного ЛПУ; обучение эксплуатации, инструктаж, обкатка нового оборудования в реальных условиях; формирование командного взаимодействия в действующем коллективе; выявление проблем лечебно-диагностических процессов в учреждении; тестирование в реальных условиях новых протоколов и инструкций; оценка профессионализма сотрудников ЛПУ; не требуется создания имитации рабочей среды; контроль результатов тренинга непосредственно на рабочем месте; проведение тренингов положительно оценивается пациентами и обществом в целом.

Вместе с тем, наряду с многочисленными плюсами следует учитывать и целый ряд недостатков методики in situ, по сравнению с проведением обучения в специализированном учебном симуляционном центре: угроза непреднамеренного использования учебной аппаратуры, инструментов или лекарств на больных; угроза безопасности обучаемых при использовании действующей медицинской аппаратуры; психологический дискомфорт на занятиях в своем коллективе, со своими коллегами; клиническая активность отвлекает от занятия, сокращает его длительность; в больнице сложнее и дороже обеспечить должную учебную оснащенность; отсутствует операторская, инструктор находится в том же помещении; необходимо выделить помещение и оборудование, провести его подготовку; после завершения тренинга необходимо вернуть помещение в исходное состояние; использованное медоборудования подготовить к клиническому применению

Многие из недостатков симуляции на рабочем месте можно предотвратить или снизить потенциальный риск их возникновения, соблюдая определенные меры безопасности. Все симуляционные устройства и имитационные лекарства должны иметь бросающуюся в глаза маркировку: “учебный”, “имитация”, “не применять у больных”. В ходе пре-брифинга необходимо проинструктировать участников о том, какое оборудование является учебным, а какое реальным. Обратить особое внимание на потенциально опасные приборы и препараты, возможный источник опасности: разряд дефибриллятора, дым, медицинские газы, реальные препараты. Не смешивать в одной укладке реальные и имитационные лекарства. Бывшие в употреблении инструменты следует обработать надлежащим образом. По окончании тренинга все материалы должны оставаться в этом помещении. Покидая зону тренинга необходимо опустошить карманы халата, костюма, чтобы избежать случайный вынос имитационных лекарств или устройств в клиническую среду. Учебная зона должна быть обозначена, например, с помощью таблички на двери «Внимание, идут занятия!». Вне учебного времени помещение, где размещено симуляционное оборудование и имитационные препараты, должно быть заперто для предотвращения случайного доступа к ним. Если тренинг будет сопровождаться необычной, привлекающей внимание активностью, например, в ходе занятия будут использоваться шумовые и световые эффекты для отработки эвакуации при пожаре, то об этом надлежит оповестить весь персонал отделения и/или больницы, а также пациентов и их родственников. Предварительно обсудить процедуру пополнения запасов используемых одноразовых материалов, альтернативный источник неотложного оборудования и инструментария, задействованных на занятии.

Выводы

Симуляция in situ широко применяется в мире, является методикой с доказанной эффективностью, обладающей уникальными особенностями. Наряду с преимуществами существует целый ряд недостатков и угроз в ходе ее применения. Соблюдение комплекса мер предосторожности позволяет нивелировать недостатки и снизить потенциальные риски.

Тема: Мультидиcциплинарный тренинг
Максим Горшков

Компьютерное моделирование корреляции гипергликемии с динамикой параметров липидного спектра при нарушениях углеводного обмена в условиях междисциплинарного модуля

Автор(ы): Иванова Н.В., Случанко Е.И., Верхотурова Д.И.

Город: Псков

Учреждение: ФГБОУ ВО Псковский государственный университет

Актуальность

В настоящее время в медицинском образовании стало широко применяться компьютерное моделирование патологических процессов. Реализация компьютерного моделирования биологических процессов является серьезной фундаментальной проблемой, стоящей на стыке медицины, биологии и математики. Сахарный диабет является глобально значимой медико-социальной проблемой современности, поэтому вызывает исследовательский интерес не только у гуманитарных, но и у точных наук. Уже много десятилетий сахарный диабет подробно рассматривается с позиции математического моделирования. Основные подходы к математическому моделированию взаимодействий основных компонентов системы регуляции углеводного обмена в норме и при патологии были сформулированы еще во второй половине двадцатого века. Однако в настоящее время исследования и разработки, направленные на совершенствование старых и создание новых математических моделей, как самого сахарного диабета, так и его лечения продолжаются и становятся все более актуальными и востребованными.
Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью раннего прогнозирования развития осложнений у пациентов с сахарным диабетом,так как именно от разработки адекватных имитационных моделей заболевания во многом зависят глобальные успехи в профилактике развития осложнений, его лечении и организации системы оказания медицинской помощи.

Цель

разработка работоспособной имитационной компьютерной модели корреляции гипергликемии с динамикой параметров липидного спектра при нарушениях углеводного обмена для прогнозирования развития сосудистых осложнений в условиях междисциплинарного модуля .

Материалы и методы

Массив данных был представлен результатами биохимических анализов крови пациентов эндокринологического отделения ГБУЗ Псковская областная клиническая больница с диагнозом сахарного диабета 2-ого типа (уровень глюкозы, общего холестерина, липопротеинов низкой плотности, липопротеинов высокой плотности и триглицеридов), также учитывались пол и возраст пациентов. Студентами в междисциплинарном модуле общей патологии и физиологической кибернетики для систематизации информации была выбрана программа для работы с электронными таблицами, функциональное средство визуализации и анализа данных - Microsoft Office Excel. Задача по выявлению корреляции гипергликемии с динамикой параметров липидного спектра при нарушениях углеводного обмена выполнялось по методике корреляционного анализа. Расчеты производились в программном пакете STATISTICA. Далее был осуществлен анализ существующих математических моделей (T. Bremer, T. Van Herpe, Y. Kazama, R.N. Bergman и Bolie) и выбор модели для компьютерного моделирования. Для разработки компьютерной имитационной модели студенты использовали MATLAB с встроенной графической средой для имитационного моделирования Simulink, так как данная среда является удобной для настройки и задания входных воздействий и интерактивной визуализации выходных сигналов, обладает доступными средствами построения многоуровневых и многокомпонентных моделей. Имитационное моделирования осуществлялось поэтапно, с формированием блок-схем каждого контура или компартмента. Сам процесс имитационного моделирования представлял собой реализацию обыкновенных дифференциальных уравнений по средствам основных блоков программы «Simulink».
.

Результаты

В междисциплинарном модуле общей патологии и физиологической кибернетики были реализованы четыре модели, описывающие динамику концентраций инсулина и глюкозы. В каждую из моделей была встроена подсистема в виде дополнительной блок-схемы, описывающая изменения параметров липидного спектра в ходе работы каждой модели. Результаты работы каждой реализованной имитационной модели представлены в виде графиков. Три модели из четырех продемонстрировали свою адекватную работоспособность, то есть доказали свою пригодность для расчета доз инсулина или пероральных сахароснижающих препаратов для стабилизации концентрации глюкозы в пределах нормы. Также в работе каждой модели была отражена динамика параметров липидного спектра в зависимости от уровня глюкозы в крови пациента, что позволило спрогнозировать повышение уровня общего холестерина и липопротеидов низкой плотности и вовремя предотвратить его, тем самым предотвратив развитие осложнений сахарного диабета.

Обсуждение

Основным методом общей патологии, как науки и как учебной дисциплины, является метод моделирования патологи­ческих процессов и реакций, болезненных состояний, а также пациента в целом. Это вызвано потребностью в выявлении и описании сущности того, что скрыто от врача при обследовании и лечении пациента, — механизмов возникновения, развития и завершения болезней. Эти механизмы, а также роль патогенных факторов, условий, в кото­рых они реализуют своё действие, необходимо было воспроизводить на «искус­ственных копиях» болезней — их моделях; описывать с использованием меди­цинских терминов, представлений и положений, т.е. моделировать интеллек­туально. Формирование у студентов основ врачебного мышления достигается в процессе проведения студентами анализа конкретных клинических данных, при решении ситуационных задач на занятиях. Это имитирует поведение врача, моделирующего болезнь и паци­ента в целом, а также схемы лечения. Компьютерное моделирование в условиях междисциплинарных модулей повышает интерес студентов к освоению фундаментальных дисциплин, использованию возможностей современных информационных технологий для решения задач клинической медицины.

Выводы

Компьютерное моделирование в условиях междисциплинарных модулей уже на начальном этапе обучения в ВУЗе позволяет студентам овладевать навыками практической и научной деятельности. Имитационные модели, реализованные студентами на основе дифференциальных уравнений, описывающих динамику концентраций глюкозы и инсулина, имеют потенциал для дальнейшего использования в целях персонифицированного прогнозирования развития осложнений диабета и расчета потребностей терапии.

Тема: Мультидиcциплинарный тренинг
Наталья Иванова

Применение возможностей симуляционного образования в подготовке студентов к предметным олимпиадам в медицинском вузе

Автор(ы): Матрохина Г.В., Сидоровъ Н.С., Тинякова Л.В.

Город: Барнаул

Учреждение: ФГБОУ ВО АГМУ Минздрава России

Актуальность

Олимпиадное движение является, несомненно, одним из самых ярких событий периода обучения человека. Начинаясь ещё на школьной скамье, она плавно переходит в высшее образование в виде профильных предметных олимпиад.
Участие в олимпиадах позволяет студенту развить творческий подход, научиться работе в команде, увеличить глубину своих знаний, потому что нестандартные задачи требуют большего понимания предмета.
В последнее время в клинической практике отмечается увеличение распространённости коморбидной патологии, атипичного и латентного течения болезней, врождённых аномалий, что требует от будущего специалиста индивидуального подхода к пациенту, готовности работать «не по учебнику». В данном аспекте именно олимпиадная подготовка наиболее отвечает практической ориентированности образования.
В последние годы в программу олимпиад входят конкурсы с применением симуляционного оборудования. В связи с этим возникает необходимость введения в олимпиадную подготовку симуляционного обучения.

Цель

Определить методологические подходы к организации олимпиадной подготовки с использованием симуляционного обучения.

Материалы и методы

В олимпиадном движении принимают участие студенты, занимающиеся в научно-практических кружках при клинических кафедрах. Олимпиадная подготовка осуществляется в рамках заседаний данных кружков.
Было проведено анкетирование 40 студентов Алтайского Государственного Медицинского Университета 1-6 курсов, членов научно-практических кружков по Акушерству и Гинекологии (10 человек), по Анестезиологии и Реаниматологии (10 человек), по Травматологии, Ортопедии и ВПХ (20 человек).

Результаты

Среди опрошенных 75% участвуют в олимпиадном движении (акушеры-гинекологи и травматологи-ортопеды по 80%, анестезиологи-реаниматологи 60%). Большинство студентов (80%), не принимающих участия в олимпиадном движении, занимаются в кружке первый год.
Анкетирование показало актуальность проблемы неосведомлённости студентов о возможностях симуляционного образования. Так данную проблему выделили среди недостатков симуляционного обучения 45% опрошенных (40% акушеров-гинекологов, 30% анестезиологов-реаниматологов, 55% травматологов-ортопедов). Особенно остро данная проблема стоит среди студентов младших курсов и первого года занятий в кружке.
На период подготовки к олимпиаде значительно увеличивается абсолютное время посещения симуляционного центра. В среднем на подготовку к симуляционным конкурсам студент затрачивает 3 недели, посещая симуляционный центр 3 раза в неделю. Учитывая, что среди исследуемых научно-практических кружков вне олимпиады акушеры-гинекологи проводят заседания 1 раз в неделю, анестезиологи-реаниматологи от 1 раза в 2 недели до 1 раза в месяц, а травматологи-ортопеды реже 1 раза в месяц, это значительное увеличение востребованности симуляционного центра.
При олимпиадной подготовке всего 36,6% опрошенных участников олимпиад используют информацию, полученную от преподавателя (кроме акушеров-гинекологов, среди которых данной информацией пользуются 62,5%). При этом 25% всех опрошенных считают отсутствие наставника одной из главных проблем симуляционного образования. Основным методом подготовки и наиболее эффективным большинство опрошенных студентов (56,6%) считают написание авторских чек-листов. Преподаватель в данном случае направляет создание авторского чек-листа и корректирует его.
Для популяризации симуляционного обучения наиболее эффективно создание олимпиадных чек-листов организатором, позволяющих, во-первых, стандартизировать процесс олимпиадной подготовки, во-вторых, повысить осведомлённость студентов в технике использования симуляционного оборудования.
Различается способ доступа к симуляционному оборудованию. Так 43,3% опрошенных участников олимпиад в своей олимпиадной подготовке имели свободный доступ к интересующему симуляционному оборудованию, 20% занимались с ответственным преподавателем по заранее установленному графику, 46,6% занимались с преподавателем по личной договорённости. При этом 86,6% опрошенных участников Олимпиад отмечают, что работали бы на симуляторах чаще, если был бы организован свободный доступ к симуляционному оборудованию.
Среди опрошенных участников олимпиад 73% отмечают, что работа на симуляторах оказала значительную помощь в Олимпиадной подготовке и оказала положительное влияние на результат.

Обсуждение

Проблема неосведомленности о возможностях симуляционного центра имеет несколько аспектов, среди которых можно выделить неоседомлённость о наличии тренажёров и незнание техники их использования. При этом проведение Олимпиад порой заставляет впервые студента самостоятельно пойти в симуляционный центр.
Особенно полезно для решения данной проблемы проведение внутривузовских симуляционных олимпиад, позволяющих студентам познакомиться с возможностями симуляционного центра, определить интересное для себя клиническое направление. Также подобное мероприятие является в наибольшей степени объединяющим, так как даёт повод для междисциплинарного контакта и взаимного обучения. Нельзя не отметить положительный опыт привлечения иностранных студентов (в том числе призовые места) в симуляционные олимпиады (кружок Травматологии, Ортопедии и ВПХ), который является для них первым подобным и позволяет наиболее быстро интегрироваться в общий образовательный процесс.

Выводы

Использование симуляционных конкурсов в олимпиадной программе позволяет ориентировать будущих специалистов на практическую деятельность.
Наиболее эффективным методом Олимпиадной подготовки с использованием симуляторов является создание собственных чек-листов на основании работы с литературными источниками и преподавателями.
Включение симуляционного обучения в олимпиадную подготовку позволяет увеличить востребованность симуляционного центра и абсолютное время использования тренажёров. Так же этому способствует организация свободного доступа к оборудованию, в том числе с привлечением тьюторов из числа ответственных и обученных студентов.

Тема: Мультидиcциплинарный тренинг
Ирина Чечина

"Живая" хирургия в мультидисциплинарном образовательном процессе симуляционного центра

Автор(ы): Неустроев П.А., Гоголев Н.М., Протопопова А.И., Ядреева А.П.

Город: Якутск

Учреждение: Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова

Актуальность

С развитием медицинских технологий прогрессивно изменилась система обучения практическим знаниям и навыкам в образовательном процессе студентов. Симуляционные центры стали стандартным этапом системы обучения. Но вместе с тем, симуляционные хирургические комплексы и тренировки в кадавер-классах недостаточны для полного представления о настоящей хирургии. Именно "ощущение живой ткани", визуализация кровотечений и других осложнений дает возможность понять суть будущей профессии, мотивируя студентов к активному изучению направления и в последующем быть уверенными в своих силах, чтобы приступить к практическим действиям.

Материалы и методы

На базе симуляционного центра и анатомического корпуса Медицинского института Северо-Восточного федерального университета усилиями преподавателей, практикующих хирургов и студентов-кружковцев был развернут операционный блок для проведения оперативных вмешательств на экспериментальном животном – минипиге. Оснащение учебной операционной стандартное для хирургического отделения, включает оборудование для открытых операций, микрохирургии и лапароскопических вмешательств.
Операция проводилась в соответствии с правилами гуманного обращения с животными, регламентированными Российским и Европейским законодательством. Были проведены: предоперационная подготовка, общая анестезия, интубация трахеи для проведения ИВЛ под контролем действующего анестезиолога-реаниматолога и ветеринара. Далее поэтапно выполнены эндоскопические хирургические вмешательства хирургической бригадой. Основная работа транслировалась посредством передачи изображения одной камеры, сфокусированной на операционном поле.

Результаты

Отличительной особенностью при проведении любого оперативного вмешательства является мультидисциплинарность процесса. Так, например, в предоперационном процессе моделируется терапевтическая ситуация патологии, проводятся необходимые назначения и подготовка. Далее бригада анестезиологов-реаниматологов ведет процесс анестезии с необходимым расчетом дозировок препаратов, выбора той или иной методики. Особенно ценны в обучении: момент ввода в наркоз, интубация трахеи, катетеризация вен и другие сложные, но необходимые в периоперационном периоде манипуляции. Хирургическая бригада проводит непосредственно оперативное вмешательство в зависимости от моделирования ситуации. Отрабатывается тактика и техника оперативных навыков, умение работать с тканью в условиях сохраненного кровообращения. В абсолютном большинстве случаев, операции моделируются в соответствии с проводимыми в институте научными исследованиями, то есть в процессе задействованы и научные сотрудники и лаборатории (патологистология и др.). В послеоперационном периоде снова подключается бригада терапевтических специальностей, целью которой является выхаживание экспериментального животного.

Выводы

В целом одно оперативное вмешательство дает возможность отработать знания и навыки в практическом варианте и обучить взаимодействию мультидисциплинарного комплекса, что дает неоспоримое преимущество перед обычными симуляционными технологиями. Необходимо отметить, что акселерируется и другой аспект образовательного процесса - это мотивация, профессиональная ориентированность и психологическая готовность студента. Таким образом, отработка практических навыков на экспериментальных животных с использованием симуляционных технологий необходима для эффективного образовательного процесса в медицинском вузе.

Тема: Мультидиcциплинарный тренинг
Петр Неустроев

Межведомственный тренинг: как не упустить главное, увлекаясь симуляционными технологиями?

Автор(ы): Дохов О.В., Шпаньков А.О., Радовня М.В.

Город: Гомель

Учреждение: Гомельский государственный медицинский университет

Актуальность

Несмотря на успехи симуляционного обучения в области аттестации и оценивания, существует ряд компетенций, формирующих soft skills, объективная оценка которых по-прежнему сложна и представляет предмет дальнейших исследований. Значение нетехнических навыков особенно велико в медицине катастроф, где количество выживших часто напрямую зависит от эффективного взаимодействия экстренных служб нескольких ведомств. Возможно поэтому в названиях конференций и семинаров мы всё чаще видим слова: межкафедральный, междисциплинарный, межведомственный. Целесообразность такого подхода отмечается как организаторами, так и участниками.

Цель

Выявить организационные, коммуникативные и технические трудности проведения межведомственных симуляционных тренингов в условиях высокореалистичной (иммерсивной) среды обучения.

Материалы и методы

Симуляционный тренинг «Межведомственное взаимодействие при оказании помощи пострадавшим в чрезвычайной ситуации» проводился на тренировочном полигоне Гомельского филиала университета гражданской защиты МЧС (УГЗ МЧС) совместно с военной кафедрой Гомельского государственного медицинского университета (ВК ГГМУ). Участниками пилотного проекта выступили студенты 2-6 курсов ГГМУ и курсанты УГЗ МЧС – всего 63 обучаемых. Они отрабатывали взаимодействие служб экстренной помощи при массовом количестве пострадавших в чрезвычайной ситуации. В качестве легенды ЧС выбрано «частичное обрушение жилого дома в результате взрыва бытового газа». Для этих целей на полигоне МЧС функционирует специально оборудованное трехэтажное здание.
Подготовка к тренингу включала проведение преподавателями ГГМУ тематических мастер-классов «Медицинская сортировка на догоспитальном этапе», «Первичный осмотр, BLS и ATLS», «Временная остановка наружного кровотечения», «Транспортная иммобилизация». Студентам было предложено проявить свои способности в одной из групп:
1. «Пострадавшие» - симулированные пациенты, каждый из которых отыгрывал свой уникальный клинический сценарий;
2. «Медперсонал СМП» - студенты, выполняющие функции бригад скорой медицинской помощи и медицинского отряда МЧС;
3. «Случайные прохожие»;
4. Гримёры;
5. Регистраторы;
6. Специалисты фото- и видеофиксации.
Все группы тестировались по тематике тренинга как перед его проведением, так и после него. Клинические сценарии составлялись на основе данных по схожим чрезвычайным ситуациям в Беларуси и Российской Федерации. Предложено 14 сценариев, включающих множественные механические повреждения, острую кровопотерю, сочетанную травму, термические ожоги и комбинированные поражения.

Результаты

Перед проведением тренинга свое умение работать в команде на «хорошо» и «отлично» оценивали 38 (60%) обучаемых, на дебрифинге сохранили свое мнение только 21 (33%). Одни и те же манипуляции, выполняемые студентами ГГМУ в условиях иммерсивной среды тренинга, занимали больше времени, чем во время тренировок в «кабинетных» условиях. Характерно, что для курсантов МЧС эти временны́е показатели оказались практически одинаковы.
Отмечена важность владения специальным имуществом в стрессовой ситуации. Например, у курсантов МЧС не было проблем с подключением пожарных рукавов, студенты же банально теряли время на отклеивании пластыря в перчатках.
Предполагалось, что специалисты МЧС должны активно помогать бригадам СМП в сортировке пострадавших. Такая активность не во всех случаях была полезна. Например, осмотренные врачом, но ещё не маркированные «погибшие», довольно быстро перемещались санитарами-носильщиками из числа курсантов. В результате часть «погибших» подвергалась повторной сортировке другой бригадой.
Нерациональными представлялись попытки оказывать первую помощь сотрудниками МЧС при наличии рядом свободной бригады СМП. В то же время, пренебрежение правилами личной безопасности медицинскими работниками создавало дополнительные трудности в работе пожарного расчета.

Обсуждение

Результаты проекта представили интерес не только для педагогического сообщества. Гомельское областное управление МЧС выразило заинтересованность в ежегодном проведении подобных тренингов.
Большое внимание было уделено созданию высокой реалистичности отыгрываемой чрезвычайной ситуации. МЧС «предоставило» горящее здание, дым, звуки серен, бьющегося стекла, тушение пожара пеной, эвакуацию пострадавших с использованием спецсредств. ГГМУ обеспечил медицинский инструментарий, комплекты и расходные материалы, профессиональный грим, форму одежды. Была создана иммерсивная среда обучения, и для этого не потребовалось сложных дорогостоящих устройств.

Выводы

Проведение межведомственных симуляционных тренингов в области медицины катастроф позволяет не только получить полезные данные для совершенствования образовательного процесса, но и выявить трудности реального взаимодействия экстренных служб Минздрава и других ведомств.

Тема: Мультидиcциплинарный тренинг
Олег Дохов

Использование симуляционного образования в деятельности научно-практического кружка медицинского ВУЗа

Автор(ы): Матрохина Г.В., Сидоровъ Н.С., Тинякова Л.В., Чечина И.Н.

Город: Барнаул

Учреждение: ФГБОУ ВО АГМУ Минздрава России

Актуальность

Симуляционное образование является современной тенденцией в развитии медицинского образования во всём мире. В 2012 году было создано Российское общество симуляционного обучения в медицине. Каждый год проводятся методические конференции, создаются новые симуляторы.
На существующие вызовы не могут не ответить научно-практические кружки при клинических кафедрах, которые объединяют наиболее продвинутых и профессионально ориентированных студентов медицинских ВУЗов России.

Цель

Определить перспективы развития симуляционного обучения в деятельности научно-практического кружка медицинского вуза.

Материалы и методы

Проведено анкетирование 40 студентов Алтайского Государственного Медицинского Университета 1-6 курсов, членов научно-практических кружков по Акушерству и Гинекологии (10 человек), по Анестезиологии и Реаниматологии (10 человек), по Травматологии, Ортопедии и ВПХ (20 человек).

Результаты

Каждая клиническая дисциплина имеет свою специфику, в том числе и в обучении. Для исследования были выбраны обозначенные научно-практические кружки, потому что именно по данным дисциплинам исторически первым возникло симуляционное образование. В данных дисциплинах симуляционное образование является незаменимым, потому что в реальной практике отрабатываемые на занятиях клинические ситуации встречаются не часто, следовательно, наработать навык по ним в практической деятельности не представляется возможным.
В настоящий момент времени на каждом из кружков реализуется различная модель организации обучения и доступа к симуляционному оборудованию. На кружке Акушерства и Гинекологии обучение происходит с участием тьюторов из числа наиболее успешных студентов-кружковцев. На кружке Анестезиологии и Реаниматологии симуляционные занятия проводят сотрудники кафедры. При этом преподавание проходит на более профессиональном уровне, но происходит снижение числа симуляционных занятий, которые проходят от 1 раза в месяц до 1 раза в 2 недели. Кружок Травматологии пока в симуляционном образовании представлен незначительно, ограничиваясь лишь навыками оказания первой помощи при травмах (транспортировка, транспортная иммобилизация, остановка кровотечения), но перечень навыков планируется расширять .
Одной из основных проблем, отмеченных опрошенными студентами, является допуск студентов к дорогостоящему симуляционному оборудованию. Особенно остро данная проблема стоит перед будущими акушерами-гинекологами, ее отметили 100% опрошенных. Решением проблемы стал подготовительный симуляционный курс, проводимый не на роботах-симуляторах родов, а на более простых тренажерах, где в качестве симулятора используются полуторс женщины и тряпичный плод, а роль «родовых сил» играет рука тьютора. Кружковцы допускаются к дорогостоящему оборудованию только после прохождения такого подготовительного симуляционного курса начальной отработки навыка акушерских пособий, на котором, как правило, совершается и обсуждается наибольшее число грубых ошибок, приводящих к порче оборудования.
Проблему нереалистичности симуляций отмечают 30% опрошенных акушеров-гинекологов и по 40% реаниматологов и травматологов, и является неизбежной при симуляционном обучении. По возможности следует привлекать к отработке навыков добровольцев из числа участвующих в занятии кружковцев для проведения смешанной симуляции. Также возможно использование натуральных биологических кадаверов при отработке хирургических навыков.
Проблема отсутствия у преподавателей свободного времени для дополнительных симуляционных занятий (40% акушеров, 30% травматологов) решается путём введения тьюторства.
При этом неоспорима эффективность симуляционного обучения. Так среди всех опрошенных 77,5% находят в симуляционном образовании возможность отработать практические навыки и разобрать различные клинические ситуации, 72,5% отмечают улучшение симуляционных навыков в практической деятельности, 80% - улучшение понимания учебного материала после симуляционных занятий.

Обсуждение

Никто лучше студентов, находящихся в эпицентре образования, не понимает проблем медицинского образования, поэтому важно учитывать их мнение при планировании дальнейшего развития симуляционного обучения, создавая его методические основы, определяя запрос на определённое оборудование.
Научно-практический кружок в рамках симуляционного образования может вести профессионально-ориентационную работу со школьниками и элективные курсы по практическим навыкам со студентами. Положительным моментом в данном случае является возрастная близость, создающая благоприятную психологическую обстановку, способствующую более эффективному обучению.
Решением проблемы самостоятельного допуска студентов к симуляционным занятиям является снижение экономической стоимости симуляции, например, отработка базовых навыков на простых недорогих тренажерах с последующей сдачей экзамена по допуску к более сложному и дорогостоящему оборудованию.
Тьюторство одновременно решает несколько важнейших проблем. На уровне медицинского ВУЗа – это формирование педагогических кадров уже на этапе студенчества (тьютор учит других и учится сам). На уровне симуляционного центра – увеличение посещаемости, рост популярности и востребованности симуляционного обучения. На уровне научно-практического кружка – увеличение количества симуляционных занятий, следовательно, уровня практических умений и теоретических знаний кружковцев.

Выводы

Симуляционное образование должно активно использоваться в деятельности научно-практического кружка, который должен стать центром развития симуляционного образования по обозначенному клиническому направлению.
Симуляция должна стать более доступной, в том числе за счёт организации тьюторства и разработки простых и понятных для восприятия симуляции, позволяющих увеличить количество симуляционных занятий без привлечения значительных финансовых средств на дорогостоящее оборудование.
Повышение реалистичности манипуляций при отработке навыков оказания первой помощи возможно при применении «смешанной симуляции» с привлечением студентов-кружковцев, участвующих в обучающем занятии.

Тема: Мультидиcциплинарный тренинг
Ирина Чечина

Опыт внедрения «Комплексной образовательной программы снижения младенческой смертности на территории Хабаровского края» (сколько можно обучать?..)

Автор(ы): Невская Н.А., Плотоненко З.А., Сенкевич О.А.

Город: Хабаровск

Учреждение: ФГБОУ ВО ДВГМУ Минздрава России, Хабаровск

Актуальность

Младенческая смертность, один из наиболее стратегически важных статистических показателей, является косвенным критерием экономической, социальной и политической составляющей государства. Показатель влияет на продолжительность жизни населения и позволяет составить отдаленные геополитические прогнозы на будущее. Во исполнение указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» вопросы снижения младенческой и детской смертности выведены в лидирующие позиции с формированием планов мероприятий для достижения целевых показателей.
Внедрение инновационных образовательных технологий одна из возможностей управления показателем неонатальной смертности. В «Дальневосточном государственном медицинском университете» в Центре симуляционного обучения и аккредитации с 2014 года поэтапно разработаны обучающие симуляционные модули. А с 2017 года объединены и реализованы в единой «Комплексной образовательной программе снижения младенческой смертности на территории Хабаровского края».

Материалы и методы

Основной идеологией «Комплексной образовательной программы снижения младенческой смертности на территории Хабаровского края» является сплошное наполнение профессиональными компетенциями членов медицинской бригады, оказывающей первичную реанимационную помощь новорожденным, с учетом вероятности использования мануальных навыков; контроль за жизнеспособностью компетенций. «Комплексная образовательная программа снижения младенческой смертности на территории Хабаровского края» предполагает определение уровня персонифицированной ответственности специалистов, участвующих в процессе оказания медицинской помощи новорожденным и обучение на всех уровнях подготовки; формирование в ЛПУ функционала специалистов-тренеров по вопросам оказания медицинской помощи новорожденным; строгое соблюдение стандарта оказания медицинской помощи; корректное ведение первичной медицинской документации на всех уровнях процесса подготовки.
На пациент-ориентированных практических занятиях формируются различные уровни компетенций: базовый, индивидуальный, расширенный, командный для специалистов со средним медицинским образованием и для специалистов с высшим медицинским образованием.
Комплексная образовательная программа включает в себя пять самостоятельных модулей с использованием симуляционных технологий: Модуль 1. Первичная реанимация новорожденного (базовая); Модуль 2. Респираторная поддержка новорожденных; Модуль 3. Коррекция гемодинамики и инфузионная терапия новорожденных; Модуль 4. Особенности ухода и проведения интенсивной терапии у детей с экстремально низкой массой тела (ЭНМТ); Модуль 5. Обучение тренеров-лидеров по вопросам первичной реанимации.
Каждый модуль рассчитан на определенный контингент обучающихся и предполагает определенную кратность повторения для поддержания компетенций на надлежащем уровне. С учетом географических особенностей Хабаровского края, принимая во внимание низкую плотность населения и значительные расстояния между родовспомогательными учреждениями второго и третьего уровня оказания медицинской помощи, программа реализуется в различных формах обучения. Модули 1-4 предполагают обучение непосредственно на базе центра симуляционного обучения и аккредитации в комбинации с внутренним аудитом тренером-лидером на «рабочих местах». Модуль 1 является наиболее доступным с точки зрения формирования профессиональных компетенций и подлежит освоению всеми (100% специалистов) участниками процесса сопровождения родов и неонатального периода. Модули 2-4 рассчитаны на обучение врачей-неонатологов, анестезиологов-реаниматологов отделения реанимации и интенсивной терапии для новорожденных, врачей выездной неонатальной бригады, анестезиологов-реаниматологов родильного блока, педиатров родильных стационаров, медицинских сестер и анестезисток родильных стационаров с различной кратностью обучения. По мере увеличения количества специалистов, подлежащих регулярной оценке практических навыков и компетенций, возрастает значимость Модуля 5.

Результаты

За более чем пять лет по модулям «Комплексной образовательной программы снижения младенческой смертности на территории Хабаровского края» проучено более 700 специалистов родовспомогательных учреждений Хабаровского края, включая врачебный и сестринский персонал (акушерские, анестезиологические, неонатальные и междисциплинарные бригады).
В течение последних 10 лет показатель младенческой смертности в Хабаровском крае неуклонно снижается, уменьшая разрыв с уровнем по РФ в целом. С 2012 года он снизился более чем в 2 раза, достигнув в 2018 году исторического минимума - 5,0 на 1000 родившихся живыми с оптимальным распределением по уровню родовспомогательного стационара. При анализе возрастной структуры младенческой смертности установлено, что доля детей, умерших в первые 6 суток жизни (ранний неонатальный период), уменьшилась в 1,2 раза, что демонстрирует не только эффективную систему маршрутизации и другие организационные мероприятия, но свидетельствует об успешной системе обучения специалистов родовспомогательных учреждений. Очевидно влияние числа специалистов родовспомогательных учреждений, прошедших обучение по модулям комплексной программы, на показатель младенческой смертности.

Выводы

Системный подход к формированию компетенций у врачебно-сестринской бригады, отработка командных навыков работы, осуществление систематического контроля за качеством профессиональных компетенций по модулям «Комплексной образовательной программы снижения младенческой смертности на территории Хабаровского края» позволяет образовательному сообществу оказывать влияние на социально-значимые показатели здоровья. В Хабаровском крае снижение показателя младенческой смертности произошло за счет снижения доли ранней неонатальной смертности, что, несомненно, является не только результатом высококвалифицированной деятельности специалистов родовспомогательных учреждений, но и организационных, методических и образовательных инноваций.

Тема: Мультидиcциплинарный тренинг
Нина Невская

Симуляционные бои - образовательные игры для студентов медицинского вуза

Автор(ы): Чечина И.Н., Чернусь В.Е., Теряев В.В., Дергунов Д.В., Ручейкин Н.Ю., Седов А.В., Каминская Я.П., Маршалкина П.С.

Город: Барнаул

Учреждение: ФГБОУ ВО АГМУ Минздрава России

Актуальность

Поиск новых направлений в медицинском образовании, направленных на повышении качества подготовки медицинских кадров, является весьма актуальным. Проведение образовательного мероприятия в формате «Симуляционных боёв» ставит задачу не только познакомить студентов всех курсов и факультетов медицинского вуза с возможностями симуляционного обучения, но и помочь выработать практические умения в оказании неотложной помощи, развить творческие и командные подходы к решению нестандартных ситуаций, а также стать тем фундаментом, который поможет успешно пройти первичную аккредитацию специалиста после окончания обучения в университете и приступить к врачебной деятельности.

Цель

Совершенствование программы проведения соревновательного образовательного мероприятия "Симуляционные бои" для студентов медицинского вуза на основе уже имеющегося опыта.

Материалы и методы

Первые симбои в АГМУ были проведены весной 2018 года, и поскольку этот опыт оказался положительным, через год он был повторён.
Организация «Симуляционных боев» проходила в несколько этапов. Сначала шла разработка конкурсов, клинических сценариев, оценочных чек-листов, которая осуществлялась совместно с членами координационного совета НОМУИС АГМУ и представителями кафедр вуза. Всего было отобрано 20 конкурсов, которые и вошли программу «I Симуляционных боев».
Конкурсы в программе мероприятия широко охватывали специальности и дисциплины, изучаемые в медицинском университете. Планировалось, что каждый член команды может попробовать себя в любом конкурсе, вне зависимости от того, на каком факультете он обучается.
Параллельно с этим происходило формирование команд, в составе которых было от 7 до 10 студентов всех курсов и факультетов во главе с капитаном.
На протяжении нескольких недель участники посещали Симуляционный центр, где осуществлялась подготовка к мероприятию.
Все конкурсы программы можно разделить на 2 типа:
Первый тип – это конкурсы, в которых происходит отработка практических навыков с помощью только симуляционного оборудования (конкурсы «Эндовидеохирургия», «Интубация трахеи новорожденного ребёнка» и «Анестезия в стоматологии» и др.), где в роли пациентов выступают современные тренажеры. Второй тип конкурсов - это клинические ситуации, с которыми врачи сталкиваются в своей профессиональной деятельности. В таких конкурсах роль пациентов играют заранее подготовленные волонтеры. Участникам предлагается провести дифференциальную диагностику тех или иных состояний, выбрать нужную тактику ведения пациента и оказания помощи. В ходе конкурса участник проводит сбор анамнеза, физикальное обследование, выписывает направления на необходимые диагностические процедуры, после чего наблюдатели станции предоставляют запрошенную информацию. Конечным этапом станции является непосредственная постановка диагноза для данного «пациента». При этом «пациент» обладает определенным поведением, которое может быть связано с заболеванием или являться особенностью характера, манерой общения.
В ходе конкурсов работу студентов оценивали эксперты из числа профессорско-преподавательского состава АГМУ.

Результаты

Результаты проведения в АГМУ симуляционных боёв видятся нам весьма положительными. При сравнении образовательных игр, проведенных в подобном формате в 2018 и 2019 гг., наблюдается увеличение количества участников команд (6 и 9 команд, 42 и 81 человек в 2018 и в 2019 годах соответственно), числа конкурсов-станций (15 и 20 станций в 2018 и в 2019 годах соответственно). Такое увеличение количества заинтересованных в мероприятии студентов и закономерное расширение базы станций мы связываем с положительными отзывами участников первых «боёв», а также масштабной пиар-компании среди студентов всех курсов и факультетов.

Обсуждение

В ходе подготовки и проведения подобных соревновательных мероприятий у студентов есть возможность дополнительно к учебной программе отрабатывать в симулированных условиях практические навыки, и даже проводить обширные оперативные вмешательства, трансуретральную резекцию простаты, гистероскопию, холецистэктомию и т.д. Студенческий энтузиазм и желание работать приводят к быстрому и качественному освоению навыков, что позволяет в будущем уверенно выполнять данные вмешательства на пациентах. Весьма эффективно обучение на симуляционном оборудовании навыкам оказания неотложной медицинской помощи в различных ситуациях.
Успешное внедрение кейсовых заданий определило вектор дальнейшего развития конкурса. Также мы ставим перед собой задачу по формированию симуляционного обучения «с человеческим лицом»: создание комбинированных заданий (кейсов), состоящих как из работы с человеком (симулированным пациентом), так и с симуляционным оборудованием.
Планируется расширить набор компетенций, оцениваемых в каждом конкурсе. Если раньше задание предусматривало грамотное проведение физикального осмотра, то теперь участникам предстоит также интерпретировать результаты лабораторных данных и данных функциональной диагностики, а также сформулировать диагноз. Планируется внедрение в конкурсы рентгенограмм, записей ЭКГ, аудиозаписей с патологическими шумами сердца и лёгких, а также фотографий с некоторыми патогномоничными симптомами. Постепенное получение информации, исходя из запрашиваемых данных, приближает ситуационную задачу к реальной практической деятельности. Формат "медицинского детектива", или квеста, не только делает конкурс увлекательнее, но и тренирует логику, умение грамотно общаться с пациентом, совместно с отработкой практических навыков формирует клиническое мышление будущего врача.

Выводы

Симуляционные бои оказывают положительное влияние на подготовку студентов медицинского вуза, позволяют расширить кругозор, способствуют формированию профессиональных компетенций будущих врачей. Поскольку по окончанию обучения в университете всем студентам предстоит пройти аккредитацию специалиста, Симуляционные бои являются хорошим способом отработки и проверки профессиональных навыков и подготовки к первичной аккредитации в дополнение к основной образовательной программе.

Тема: Мультидиcциплинарный тренинг
Ирина Чечина