Сравнительная оценка владения студентами физикальными навыками до и после внедрения в образовательный процесс симуляционных технологий

Автор(ы): Королёва Л.Ю.

Город: Орёл

Учреждение: ФГБОУ ВО "Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева", медицинский институт

Актуальность

На сегодняшний день симуляционные технологии настолько активно внедрены и успешно применяются в курсе различных клинических дисциплин, что образовательный процесс в медицинском вузе без них не представляется возможным. Особое значение обучение с использованием симуляторов имеет в курсе пропедевтики внутренних болезней, в рамках которой студенты только приступают к изучению клинической медицины и освоению практических умений. Симуляционные технологии позволяют совершенствовать физикальные навыки, сводя к минимуму при этом вероятность причинения вреда пациенту в будущем.

Цель

Дать сравнительную оценку владения студентами физикальными навыками до и после внедрения симуляционных технологий в процесс обучения дисциплине «Пропедевтика внутренних болезней».

Материалы и методы

Проанализированы данные о результатах успеваемости студентов по итогам сдачи практического этапа экзамена по дисциплине «Пропедевтика внутренних болезней». Для сравнения были использованы данные о результатах экзамена 87 обучающихся, завершивших освоение курса пропедевтики внутренних болезней в 2009 году, и 138 студентов, сдавших экзамен по указанной выше дисциплине в 2019 году.

Результаты

В 2009 году освоение обучающимися физикальными навыками осуществлялось без использования симуляционных технологий, в качестве моделей изначально выступали сами студенты, после многократной отработки практических умений друг на друге студенты демонстрировали полученные навыки на пациентах профильных отделений на этапе сдачи практического экзамена по дисциплине «Пропедевтика внутренних болезней». По итогам прохождения этого этапа из 87 студентов 26 (30%) получили оценку «отлично», 39 (45%) – оценку «хорошо», 19 (22%) – оценку «удовлетворительно» и 3 человека (3%) – оценку «неудовлетворительно».
С 2012 года в процесс обучения пропедевтике внутренних болезней внедрены симуляторы для отработки практических навыков. Студенты получили возможность помимо освоения друг на друге совершенствовать свои практические умения на манекенах-тренажерах для обучения навыкам аускультации сердца и легких, пальпации живота. По итогам прохождения промежуточной аттестации 138 обучающимися при сдаче практического этапа экзамена по дисциплине в 2019 году были получены следующие результаты: 52 студента (38%) получили оценку «отлично», 64 (46%) – оценку «хорошо», 21 (15%) – оценку «удовлетворительно» и 1 человек (1%) – оценку «неудовлетворительно».

Обсуждение

Таким образом, при проведении сравнительной оценки владения физикальными навыками в курсе изучения дисциплины «Пропедевтика внутренних болезней» установлено, что использование симуляционных технологий в образовательном процессе способствует значительному улучшению показателей освоения практическими умениями студентами медицинских вузов.

Выводы

Внедрение симуляционных технологий в процесс овладения студентами физикальными навыками объективно улучшает успеваемость обучающихся по предмету и способствует совершенствованию их практических умений, что позволяет минимизировать потенциальный вред будущим пациентам в их последующей профессиональной деятельности.

Тема: Терапия
Лилия Королёва

ПРОГРАММА СИМУЛЯЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ЖИЗНЕУГРОЖАЮЩИХ СОСТОЯНИЯХ

Автор(ы): Х.А. Намитоков, И.Н. Калинина, О.Л. Прутько, Е.С. Бушуй, А.А. Одарич

Город: Майкоп

Учреждение: Медицинский институт ФГБОУ ВО МГТУ

Актуальность

Современное высшее и последипломное образование подразумевает одной из важных задач – формирование у обучающихся компетенций, в основе которых лежат не только знания, но и умения и навыки. В медицинском ВУЗе приобретение таковых, имеет свои особенности. Для специалистов этой отрасли необходимо не только формирование способности быстро принимать решения, но и четкое выполнение всех врачебных манипуляций и вмешательств, особенно при неотложных состояниях. Получение практических навыков и умений представляется возможным ввиду появления и расширения симуляционных технологий, которые дают возможность снизить риск технических ошибок во врачебной практике, ятрогенных осложнений, возникающих зачастую при обучении на пациенте и довести до автоматизма технику выполнения отдельных процедур. В настоящее время достаточно широкое применение манекенов-симуляторов, позволяет отработать первичные врачебные навыки в различных клинических ситуациях и имеет ряд несомненных преимуществ: режим обучения не ограничен во времени, возможно, любое повторение упражнений, не требуется постоянное присутствие преподавателя. Между тем, имеется и ряд недостатков, касающихся организации симуляционного обучения, в частности – отработка разрозненных практических навыков, отсутствие системного подхода к организации человеческого организма, использование в основных программах линейных сценариев развертывания клинической ситуации и др., что не вполне позволяет объединить полученные теоретические знания и практические навыки и тем самым сформировать правильное клиническое мышление.

Цель

Разработка алгоритма учебно-тренировочного сценария в процессе симуляционного обучения, позволяющего в условиях автоматически меняющейся клинической ситуации оказать неотложную помощь при различных состояниях, угрожающих жизни пациента.

Материалы и методы

На базе Центра аккредитации и практических навыков Медицинского института ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет» разработано несколько учебно-тренировочных сценариев оказания неотложной помощи при различных жизнеугрожающих состояниях, в том числе: «Развитие токсико-инфекционного шока при лептоспирозе», «Геморрагическая лихорадка с почечным синдромом» и др. для симуляционной модели робота-пациента 6-го уровня реалистичности АРР 000036 «Аполлон». В основу таковых положен алгоритм развертывания клинической ситуации, который в отличие от широко применяющихся, имеет разветвленную структуру и подразумевает автоматическое изменение параметров в зависимости от правильности врачебных действий.
Обучающимся дается вводная на брифинге. Далее осуществляется диагностика состояния (физикальные методы обследования, результаты лабораторных исследований и др.) и установление предварительного диагноза. Оказывается первая помощь. При неправильном диагнозе, неверно выбранной или оказанной первой помощи алгоритм позволяет автоматически вернуть ситуацию на предыдущий уровень-этап, для уточнения, или динамически меняет состояние пациента на более тяжелое с соответствующим изменением вводных на мониторе.
Клиническая картина при правильной тактике лечения отражает улучшение состояния, при неправильной – согласно сценарию, происходит ухудшение состояния или возникают осложнения заболевания. Необходимо отметить, что динамика состояния организма может меняться на любом из этапов сценария при неправильно выбранном решении. Тем самым, у обучающего появляется возможность изменить тактику оказания помощи, корректировать свои действия в процессе оказания помощи пациенту. Отличительной особенностью таких учебно-тренировочных сценариев оказания неотложной помощи при различных жизнеугрожающих состояниях является отсутствие необходимости вручную вводить сценарий каждого последующего этапа (конечно при отсутствии цели занятия отработки определенных навыков) и своевременно получать обратную связь в соответствии с назначенным лечением.

Результаты

Данные сценарии были отработаны в условиях практических занятий с обучающимися.

Выводы

Результаты позволяют заключить, что при реализации образовательной программы появляется возможность в рамках приобретения необходимых компетенций получить навыки и умения по выбору правильной врачебной тактики, сокращению времени на определенную задачу, а также навыки принятия решения без использования стандартных, и зачастую неэффективных схем.

Тема: Терапия
Хазрет Намитоков

Модификация симулятора Куото Каgaku MW2810 “К v.2 Plus”, для повышения эффективности формирования навыка аускультации сердца у студентов медицинского ВУЗа

Автор(ы): Жалсанов Б.Д. Кологривова Л.В. Артемов А.В. Дадэко С.М.

Город: Томск

Учреждение: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации

Актуальность

Аускультация сердца в настоящее время не потеряла своего значения в диагностическом процессе, несмотря на доступность инструментальных исследований.
Аускультация сердца - сложный навык, для его формирования требуется большое количество времени и многократные повторения. В процессе обучения в ВУЗе, как правило, не удается качественно сформировать этот навык у студентов, что приводит к значительному стрессу во время первичной аккредитации и ошибкам в практической деятельности начинающего специалиста. Появление возможности проводить обучение с использованием симулятора Куото Кагаку MW2810 “К v.2 Plus” значительно облегчает обучение, но для формирования и поддержания навыка необходимы частые повторения. Решение этой учебной задачи не может быть сведено только к предоставлению студентам возможности онлайн доступа к прослушиванию “мелодий порока”. Для формирования полноценного навыка необходимо дать возможность четко соотносить звуковую картину с фазой сердечного цикла и точкой аускультации , т.е с определенным клапаном.

Цель

Повысить эффективность формирования навыка аускультации сердца в результате образовательного процесса, с применением симуляционного оборудования.
Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:
Удаленный доступ к библиотеке “аускультация сердца” Куото Кагаку MW2810 “К v.2 Plus”;
Обеспечить возможность прослушивания всех точек аускультации сердца по выбору обучающегося;
Обеспечить возможность определения фазы сердечного цикла путем выведения на экран синхронизированной ЭКГ и/или сфигмограммы сонной артерии;
Создать не только библиотеку звуков, но и соответствующие видео к патологии сердца.

Материалы и методы

Для решения данной задачи, нам понадобилось 1 IP камера, 1 роутер (wifi), кабель канал (rj 45), паяльная станция, компьютер.
У данного симуляционного оборудования есть одна функция, воспроизведения звука сердца на конкретной точке аускультации. Звук идет с main платы на колонки. Разьем для выхода звука с платы стоит RCA jack. У некоторых IP камер есть разьем для внешнего микрофона. И так, нам нужно припаять/присоеденить провода RCA jack к микрофону камеры. Тем самым, мы получаем, через эту функцию симулятора, картинку обзора манекена с фонендоскопом студента в определенной точке аускультации и звук этой точки в аудио-видео данных камеры. Нам осталось только зайти к этой камере по сети и увидеть\услышать. Далее, через протокол rtsp мы скачиваем данное видео и сохраняем их в соответствующую библиотеку патологий.
Синхронизированную запись ЭКГ мы будем использовать из самого симулятора.
К данной библиотеке, а также, к видео файлам, мы даем доступ через наш сайт (moodle).

Результаты

Разработанная модификация позволяет по удаленному доступу с телефона или компьютера выбрать из библиотеки интересующую патологию. На экране появляется синхронизированная запись ЭКГ и картинка с точками аускультации, нажимая на которые обучающийся слышит через наушники звуки соответствующего клапана сердца. В результате обучающийся получает все необходимые данные для постановки диагноза: соотношение шумов и тонов в разных точках аускультации и отношение шума к фазе сердечного цикла.
На видео студенты могут увидеть “вживую” как правильно проводить аускультацию.
Конечно, для формирования полноценного навыка недостаточно только онлайн занятий, так как они не могут предоставить всех сенсомоторных компонентов необходимых для полноценного формирования навыка аускультации сердца, например, таких как: выбор правильной точки аускультации, пальпации сонной артерии. Данная программа может быть использована только как дополнение к практическим занятиям с преподавателем.

Выводы

В результате модернизации Куото Кагаку MW2810 “К v.2 Plus” была создана программа, позволяющая обучающимся самостоятельного совершенствовать навык аускультации сердца в удобное время и комфортном темпе. Данная программа может быть использована не только для самостоятельной подготовки обучающихся, но и преподавателями на занятиях по любой клинической дисциплине при подготовке студентов, ординаторов, слушателей курсов профессиональной переподготовки ,

Тема: Терапия
Баир Жалсанов