Роль симуляционного обучения в снижении показателей перинатальной смертности по данным Ростовской области

Автор(ы): Каушанская Л.В., Фролов А.А., Лелик М.П.

Город: Ростов-На-Дону

Учреждение: НИИАП ФГБОУ ВО Рост ГМУ Минздрава России

Актуальность

Охрана репродуктивного здоровья населения России объявлена руководством страны важнейшей государственной задачей и является одной из приоритетных составляющих Национального проекта «Здоровье».
Концепция демографической политики, которую утвердил президент Российской Федерации в майском указе 2018 года, является перспективным планом решения демографических проблем.
Величина и динамика перинатальной смертности являются объективными критериями для оценки влияния медицинских, биологических и социальных факторов на здоровье беременных женщин и новорожденных детей и зависят от состояния системы антенатальной охраны плода, уровня материально-технического оснащения акушерских стационаров и качества медицинской помощи в них.
По данным Госкомстата в Российской Федерации в 2012 году отмечался рост показателей перинатальной смертности с 6,93 до 9,37 на 1000 родившихся живыми и мертвыми. Аналогичная динамика отмечалась в Ростовской области (9,99) что обусловлено переходом на международные критерии живорождения с 2012 года.
Каковы же пути снижения перинатальной смертности в нашей стране?
Это формирование 3-х уровневой системы оказания медицинской помощи, развитие специализированной медицинской помощи женщинам и детям, повышение квалификации специалистов акушерских стационаров.
Обеспечение квалифицированными кадрами, способными работать на современном высокотехнологичном оборудовании, одна из главных задач, которую необходимо решать здравоохранению в настоящее время.
В современных условиях теоретическая подготовка врачей должна сочетаться с широким набором симуляционных образовательных методов, соответствующих международным требованиям. Занятия в симуляционных центрах позволяют воспроизводить клинические ситуации неограниченное количество раз в условиях полностью соответствующих реальности.
С 2012 года врачи акушеры – гинекологи, неонатологи и анестезиологи – реаниматологи родовспомогательных учреждений отрабатывают и совершенствуют свои практические навыки на базе нашего симуляционного центра.

Цель

Цель обучения – отработка навыков оказания ургентной помощи матерям и новорожденным детям.
Задачи обучения – отработка алгоритмов действий при оказании помощи матерям и новорожденным детям в условиях ограниченного промежутка времени.

Материалы и методы

Обучение проходит в профильных учебных зонах, которые состоят из классов, имитирующих родильный зал, отделения реанимации и интенсивной терапии для новорожденных, отделения анестезиологии и реаниматологии и аудиторного класса, оснащенного мультимедийным оборудованием.
Обучение проводится на высокотехнологичных виртуальных медицинских тренажерах: компьютерной беспроводной системе симуляции родов Noelle, имитаторе рождения ребенка SimOne, мобильном дистанционном манекене новорожденного ребенка для оказания неотложной помощи NewBorn, компьютеризированном манекене недоношенного ребенка PremiHal, мобильном дистанционном манекене женщины для оказания неотложной помощи в команде при различных состояниях Susie, а также тренажерах, предназначенных для отработки различных мануальных навыков.
Курсанты в первый день проходят тестирование, и с целью выявления уровня практических навыков им предлагается решение ситуационных задач.
Перед проведением занятия формируются команды и предоставляется клиническая ситуация. Слушатели находятся в симуляционном классе оснащенном роботом-манекеном, медицинским оборудованием, инструментами, медикаментами, где проводится занятие.
Обстановка занятия максимально приближена к реальной клинической ситуации. Проводится видеосъемка занятия. После обучения на циклах проводится итоговое тестирование теоретических и практических знаний. Одновременно курсанты оценивают собственные знания до и после проведения курса обучения (по 10-ти бальной системе).

Результаты

В симуляционно - аттестационном центре НИИАП ФГБОУ ВО РостГМУ Минздара России с ноября 2012г по настоящее время прошли обучение 642 врачей Ростовской области. Из них 292 врача акушера – гинеколога, 225 неонатолога, 123 анестезиолога – реаниматолога работающих в акушерских стационарах.
Распределение врачей по уровню акушерского стационара представлено следующим образом: 11,3% работают в стационаре первого уровня, 63,3% работают в стационаре второго уровня и 25,4% - третьего. Средний возраст врачей составил 43,7±1,6 года. Стаж работы у курсантов разнообразен, больше всего на цикл обучения приезжают врачи со стажем работы от 5 до 10 лет (43,6%) и свыше 20 лет (31,3%), а также обучение проходят курсанты со стажем до 5 лет (25,1%).

Выводы

Анализ данных показал, что значительная часть обучающихся улучшила результаты выполнения заданий модулей базовых навыков после прохождения тренинга в среднем в 2,5 раза.
Симуляционное обучение является необходимым этапом в совершенствовании мануальных навыков врачей, работающих в акушерских стационарах, тем самым помогая решать вопрос обеспечения квалифицированными кадрами, способными работать на современном высокотехнологичном оборудовании.
Симуляционные центры позволяют значительно повысить уровень подготовки врачей, добиться снижения количества врачебных ошибок, что является одним из факторов снижения перинатальных потерь.
По данным Госкомстата в Российской Федерации отмечается определенная тенденция к снижению показателей перинатальной смертности как в целом по РФ (коэффициент перинатальной смертности (на 1000 родившихся живыми и мертвыми): 2012 год – 9,37; 2014 – 6,41; 2016 – 6,02; 2018 – 5,73), так и по Ростовской области (коэффициент перинатальной смертности (на 1000 родившихся живыми и мертвыми): 2012 – 9,99; 2014 – 8,34; 2016 – 7,70; 2018 – 7,2).
Симуляционные центры безусловно не могут в полном объеме решить проблемы медицинского образования. Тем не менее, в плане отработки мануальных навыков и отработки командных действий бесценным преимуществом центров является отсутствие какой-либо опасности для пациента в ходе подготовки врача.

Тема: Педиатрия и неонатология
Людмила Каушанская

Опыт симуляционного обучения врачей педиатров с использованием сценариев неотложных и экстренных ситуаций с помощью компьютерного робота -симулятора ребенка VI уровня реалистичности

Автор(ы): Халидуллина О.Ю., Ушакова С.А., Петрушина А.Д.

Город: Тюмень

Учреждение: ФГБОУ ВО Тюменский государственный медицинский университет Минздрава России, кафедра педиатрии института непрерывного профессионального развития

Актуальность

Симуляционное обучение с использованием высокореалистичных манекенов со сценариями неотложных состояний – является приоритетным в высокоэффективным при обучении врачей педиатров в рамках непрерывного медицинского образования. PediaSIM ECS - компьютерный робот- симулятор ребёнка шести лет, позволяет многократно отрабатывать навыки оказания неотложной и экстренной помощи, тренирует навыки командной работы.

Цель

Проанализировать результаты симуляционного обучения за период 2017-2019 г.г. слушателей сертификационных циклов и циклов непрерывного медицинского образования на кафедре педиатрии Института непрерывного профессионального развития ФГБОУ ВО «ТюмГМУ» с использованием базы Центра симуляционного обучения.

Материалы и методы

Представлен опыт симуляционного обучения слушателей при помощи высокореалистичных манекенов и внедрения подходов к оценке, распознаванию и стабилизации неотложных состояний у детей. Разработаны сценарии некоторых неотложных ситуаций для PediaSIM ECS – компьютерного робота - симулятора ребёнка шести лет, которые осуществлял технический работник Центра симуляционного обучения совместно с преподавателями кафедры. Предложены следующие сценарии ситуаций: отработка действий при анафилактическом шоке; острой дыхательной недостаточности при инородном теле, ларингостенозе и бронхообструкции, астматическом статусе; менингококкцемии; судорожном синдроме; нарушениях ритма сердца. Предложены роли для слушателей и варианты развития исходов при правильной и ошибочной тактике лечения одним специалистом или командой врачей - педиатров с возможным выходом в остановку дыхания и кровообращения с необходимостью проведения сердечно-легочной реанимации с применением автоматического наружного дефибриллятора. Производилась видеозапись с последующим дебрифингом – обсуждением тактики лечения, последовательности действий, коммуникативных навыков, слаженности работы каждого специалиста, участвовавшего в оказании неотложной помощи.

Результаты

Обучение с применением данной методики за два года прошло 280 врачей педиатров сертификационных циклов и 230 человек в рамках проведения циклов непрерывного медицинского образования. Данная методика обучения была использована впервые как для преподавателей, так и для обучающихся. С целью получения максимальной пользы от занятий с имитацией реальных ситуаций обучающимся было необходимо проникнуться предложенным сценарием и действовать, как в реальной жизненной ситуации. Некоторые врачи педиатры сталкивались с некоторыми неотложными и экстренными состояниями впервые и могли испытать себя в критической ситуации. Задачей технического работника центра и преподавателей было создание у врачей педиатров атмосферы серьѐзного и ответственного отношения к занятию и привлечение к максимальному участию.

Обсуждение

Проведение каждого занятия в Центре симуляционного обучения с таким количеством образованных специалистов, требующих новых, высокопрофессиональных знаний, основанных на доказательной базе, почерпнутых в том числе из зарубежных источников, требовало больших эмоциональных затрат. Преподаватели в данном случае, являлись энтузиастами профессионалами, создающими ситуации, при которых реакция слушателей бывала самой разнообразной, что нуждалось в быстрой реакции с гибким подходом к каждому из обучающихся. Слушатели, которые имели длительный стаж работы (30-40 летний), проходили обучение по данной методике впервые и имели собственное видение конкретной созданной ситуации, иногда шаблонность мышления. Зачастую отмечалось нежелание «раскрыться», повышенная ранимость, стеснительность у старшего поколения, что так же требовало от преподавателя определенной эмоционально затратной реакции.

Выводы

В целом все врачи – педиатры, прошедшие обучение, отмечали высокую эффективность одновременного усвоения теоретического материала и приобретения, а также отработки и усовершенствования практических навыков с использованием компьютерного робота - симулятора ребенка VI уровня реалистичности PediaSIM ECS. В 100% случаев при анкетировании врачи педиатры хотели бы продолжать обучение в данном формате.

Тема: Педиатрия и неонатология
Оксана Халидуллина

ОПЫТ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ СИМУЛЯЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ «ЛЕЧЕБНО-ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ТАКТИКА ПРИ НЕОНАТАЛЬНЫХ СУДОРОГАХ»

Автор(ы): Горшков Д.В., Новосельцев Д.В., Рипп Е.Г., Матвейчук Т.Н.

Город: Санкт-Петербург

Учреждение: Аккредитационно-симуляционный центр Института медицинского образования ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр им. В.А. Алмазова" Минздрава России

Актуальность

Неонатальные судороги (НС) – наиболее частый патологический неврологический симптом в периоде новорожденности, требующий безотлагательной терапии. По данным отечественных и зарубежных исследований частота встречаемости НС, включающих симптоматические судороги и младенческую эпилепсию, составляет от 2,6 до 8,6 на 1000 новорожденных. Целенаправленное лечение НС является перспективным направлением в неонатологии, но все еще остается сложной задачей из-за отсутствия единого алгоритма диагностическо-лечебной помощи ребенку.

Цель

Разработка симуляционной программы «Лечебно-диагностическая тактика при неонатальных судорогах» для проведения пациент-ориентированных командных практических занятий с использованием симуляционных методик и реального медицинского оборудования.
Задачи:
1. разработка стандартных имитационных модулей для отработки мануальных навыков оказания неотложной медицинской помощи новорожденному с судорогами;
2. формирование единого клинического мышления и алгоритма лечебно-диагностической работы у всех членов медицинской команды;
3. оценка эффективности программы «Лечебно-диагностическая тактика при неонатальных судорогах» при обучении медицинских работников.

Материалы и методы

Симуляционная программа «Лечебно-диагностическая тактика при неонатальных судорогах» разработана на основе Рекомендаций Международной противоэпилептической лиги (International League Against Epilepsy, ILAE) в 2017 году. За 2018 год прошли обучение 96 специалистов родовспомогательных учреждений. Обучение проводилось в смешанных группах, включающих врачебный и сестринский персонал (анестезиологические, неонатальные и междисциплинарные бригады).
Программа состоит из 2-х блоков – симуляционного тренинга и обучения на клинической базе Института перинатологии и педиатрии «НМИЦ им. В.А. Алмазова»
Для отработки мануальных навыков использовались: фантомы, манекены, расходные материалы и реальное медицинское оборудование. Для командного тренинга - симулятор новорожденного SimBaby с предварительно загруженными клиническими сценариями. Для решения кейсов - текстовое описание случая заболевания, описание и запись ЭЭГ и результаты лабораторной диагностики (реальный случай заболевания).
Оценка теоретических знаний проводилась путем тестирования. Тест считался сданным при количестве правильных ответов ≥70% вопросов. Оценка практических навыков, в том числе командной работы, осуществлялась путем наблюдения за выполнением и заполнением проверочного листа.
Структура программы (модуля): общая продолжительность – 5 часов.
1. Вступление, знакомство с оборудованием и манекенами - 10 минут.
2. Оценка базового уровня знаний и навыков:
o Клинический сценарий (командная работа в группе из трех специалистов) - 15-20 минут;
o Тестовый контроль (10 вопросов) - 10 минут.
3. Интерактивная презентация - 30 минут.
4. Обсуждение (дебрифинг) - 30 минут.
5. Симуляционный тренинг:
o Отработка отдельных практических лечебно-диагностических манипуляций при неонатальных судорогах (катетеризация периферической вены, вентиляция легких мешком Амбу, постановка желудочного зонда, техника люмбальной пункции) - 40 минут;
o Проведение клинического сценария повторно (дважды с каждой группой) с использованием проверочного листа – 30-40 минут;
o Повторное обсуждение (дебрифинг) - 30 минут;
o Тестовый контроль (итоговый уровень знаний; 10 вопросов) - 10 минут.
6. Посещение клинических отделений Института перинатологии и педиатрии — 30-60 минут.
7. Подведение итогов – 10-20 минут.

Результаты

При анализе базового уровня знаний: 65% обучающихся (n=62) дали правильные ответы менее, чем на 70% вопросов; 85% курсантов (n=82) сделали более 30% ошибок по данным проверочных листов и/или применяли не рекомендуемые и запрещенные методы оказания лечебно-диагностической помощи при неонатальных судорогах.
При анализе итогового уровня знаний: 100% участников модуля (n=96) дали правильные ответы более, чем на 70% вопросов, из них 93% (n=89) дали правильные ответы более, чем на 90% вопросов; 100% обучающихся (n=96) сделали менее 30% ошибок по данным проверочных листов и не применяли не рекомендуемые и запрещенные методы оказания лечебно-диагностической помощи.
По завершению модуля 100% участников знали: причины возникновения НС; алгоритм оказания лечебной помощи и обследования при судорожном синдроме; принципы организации эффективной командной работы и коммуникации.
По завершению модуля 100% участников умели: идентифицировать судороги у новорожденного; выполнять лечебно-диагностические мероприятия в правильной последовательности; эффективно общаться с коллегами и родственниками новорожденного в условиях экстренной клинической ситуации.
С 2018 года модуль включен в программу обучения неонатологов, анестезиологов-реаниматологов, педиатров и медицинских сестер отделений реанимации новорожденных.
В июне 2019 года было выпущено учебное пособие «Диагностика и лечение неонатальных судорог» для обучения и практического применения реаниматологами, неонатологами и педиатрами.

Выводы

• Реализация разработанной программы, содержащей стандартные имитационные модули, позволяет курсантам в короткие сроки отработать не только мануальные практические навыки оказания неотложной помощи новорожденным, но и навыки командного взаимодействия.
• Сочетание симуляционных тренингов с решением кейсов и посещением клинических отделений научных учреждений, оказывающих пациентам высокотехнологичную помощь, дает возможность курсантам получить и закрепить теоретические знания и увеличивает эффективность обучения.
• Системный подход в формировании навыков командой работы, основанный на алгоритмах неотложной помощи и использовании высокореалистичной симуляции должен повышать профессионально-компетентностные показатели и, как следствие, улучшать результаты клинической деятельности. Для доказательства данного положения требуется проведение дополнительных исследований.
• Необходимо планировать повторное обучение с целью получения данных о «выживаемости» полученных знаний и навыков и определения периодичности тренингов.

Тема: Педиатрия и неонатология
Евгений Рипп

Клинико-анамнестические особенности течения повторных случаев пневмонии у детей

Автор(ы): Парамонова К.В.

Город: Астрахань

Учреждение: ГБУЗ АО ОДКБ имени Н.Н.Силищевой

Цель

На основании комплексной оценки клинико-анамнестических и показателей у детей с пневмонией выявить факторы риска повторного развития заболевания.

Материалы и методы

Анализ клинико-анамнестических данных с установлением χ², у детей раннего и дошкольного возраста.

Результаты

Средний возраст пациентов составил 6,3 ± 4,4 лет. Выявлена достоверно более высокая частота патологии ЛОР-органов (аденоиды 2-3 степени, синуситы, отиты) среди детей с повторными случаями пневмонии (78% X2 = 6,3, p0,05) и угрозой прерывания беременности (X2 = 0,324, p>0,05), анемией (X2 = 5,788 , p<0,05), сопровождающееся длительной фебрильной лихорадкой (более 4 дней). Ранее перенесенные инфекции респираторного тракта зарегистрированы у 41% пациентов с повторными эпизодами пневмонии. Отмечено, что 35% детей с повторными случаями пневмонии, получали за последние 3 месяца курсы антибактериальной терапии.

Выводы

Таким образом, нами установлены предикторы развития повторных эпизодов пневмонии у детей, а именно: наличие хронических очагов инфекции ЛОР-органов, наличие отягощенного аллергоанамнеза, акушерского анамнеза, частые эпизоды ОРВИ в год.

Тема: Педиатрия и неонатология
Ксения Парамонова