ОЦЕНКА УРОВНЯ ПРОВЕДЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ПЕВИЧНОЙ АККРЕДИТАЦИИ ПО МНЕНИЮ ВЫПУСКНИКОВ БАШКИРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА 2019 ГОДА

Автор(ы): Мурсалимов В.Д., Гафурова Р.Р., Кудаярова Л.Р., Юмалин С.Х.

Город: Уфа

Учреждение: Башкирский государственный медицинский университет

Актуальность

За последние годы в подготовке специалистов здравоохранения произошел ряд изменений, такие как: исключение интернатуры, как одного из этапов послевузовского профессионального образования; переход к трехэтапной аккредитации, как последующего допуска к профессиональной деятельности, а также внедрение системы непрерывного медицинского образования (НМО).
С 2016 года в соответствии с приказом Минздрава России от 25.02.2016 г. №127н «Об утверждении сроков и этапов аккредитации специалистов, а также категорий лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов» во всех медицинских ВУЗах РФ началась реформа системы образования, которая заключалась в постепенном переходе к системе первичной аккредитации – процедуре допуска к медицинской и фармацевтической деятельности по специальности. Наряду с итоговой государственной аттестацией весной 2016 года была введена система первичной аккредитации у выпускников стоматологического и фармацевтического факультетов, в 2017 году у выпускников таких специальностей как: педиатрия, лечебное дело, медико-профилактическое дело, медицинская кибернетика, медицинская биохимия и медицинская биофизика.
Процедура первичной аккредитации включает в себя три этапа: тестирование, объективный структурированный клинический экзамен (ОСКЭ) - оценка практических навыков (умений) в условиях симуляционных центров, а также решение ситуационных задач.
На сайтах Министерства здравоохранения РФ и Методического центра аккредитации специалистов выпускник в открытом доступе может ознакомиться с тестовыми заданиями для подготовки к первому этапу первичной аккредитации с последующим прохождением репетиционного тестирования; с перечнем станций ОСКЭ второго этапа аккредитации, а также пройти репетиционный экзамен по решению ситуационных задач в качестве подготовки к третьему этапу первичной аккредитации.

Цель

Оценить мнение выпускников 2019 года педиатрического факультета БГМУ по поводу уровня качества организации, подготовки, а также объективного отношения к первичной аккредитации в целом и каждого этапа в отдельности после ее завершения.

Материалы и методы

Для достижения поставленной нами цели была разработана анкета по принципу «вопрос-ответ». Выбранный нами метод сбора информации позволил за достаточно короткий срок собрать данные, которые были необходимы нам для проведения последующей оценки.
Разработанная нами анкета содержала 14 вопросов, которые условно были разделены на 3 блока. Первый блок вопросов содержал сведения, которые позволили нам распределить респондентов по гендерному признаку, а также форме обучения (бюджетная или коммерческая); второй блок – вопросы, которые были направлены на оценку отношения выпускников к первичной аккредитации в целом; третий блок – вопросы, направленные на оценку каждого этапа первичной аккредитации в отдельности (тестирование, этапа практических навыков (умений), а также этапа решения ситуационных задач).

Результаты

Всего в анкетировании приняло участие 176 выпускников 2019 года педиатрического факультета БГМУ, что составило 53% от общего количества обучающихся, проходящих первичную аккредитацию, что на наш взгляд является достаточным для того, чтобы считать предоставленные нами данные достоверными и учитывать их на этапах организации и подготовки, обучающихся в последующие года аккредитации.
При оценке данных первого блока было выявлено, что среди выпускников, ответивших на вопросы анкеты, 118 человек (67%) – женского пола и 58 человек (33%) - мужского. Из числа респондентов 101 человек (57%) обучались на бюджетной форме обучения и 75 (47%) человек на коммерческой.
При анализе второго блока вопросов, направленных на оценку первичной аккредитации в целом было выявлено, что 124 (70%) опрошенных выпускников имели представление о прохождении первичной аккредитации; 131 (74%) остались довольны организацией и форматом проведения первичной аккредитации; ожидание 154 (87%) респондентов первичная аккредитация в полном объеме себя оправдала; 104 (59%) выпускника испытывали волнение при прохождении первичной аккредитации, а 98 (55%) трудности на этапе к ее подготовки; 103 (59%) опрошенных считают, что им было достаточно выделено времени на подготовку к этапам первичной аккредитации, а 143 (81%), что материал для подготовки к аккредитации имел большой объём. На вопрос: «Какой из этапов первичной аккредитации на Ваш взгляд был самый сложный?» ответы были распределены следующим образом: тестирование у 81 (46%) респондентов; практические навыки - 36 (20%) и решение ситуационных задач у 59 (34%) опрошенных выпускников.
При оценке третьего блока вопросов, было выявлено, что 113 (64%) опрошенных респондентов считали, что были достаточно хорошо подготовлены к первому этапу аккредитации и 91 (52%), что тестовая часть была составлена достаточно грамотно. 144 (82%) выпускников считают, что достаточно хорошо были подготовлены ко второму этапу аккредитации и на вопрос о компетенции и профессионализме преподавателей ВУЗа, участвующих в подготовке ко второму этапу первичной аккредитации дали положительный ответ 157 (89%) выпускников. 101 (57%) опрошенных выпускников были достаточно подготовлены к этапу решения ситуационных задач и 109 (62%) были удовлетворены с их грамотным составлением.

Выводы

Наше исследование показало, что большая часть студентов осталась довольна проведением и организацией первичной аккредитацией в целом, а также к каждому этапу в отдельности.

Тема: Аккредитация, оценивание
Рита Гафурова

Экзаменационная станция для проверки практических навыков ординаторов по специальности «травматология и ортопедия» «Монтаж унифицированного репозиционно-функционального шарнирного узла»

Автор(ы): Солдатов Ю.П., Насыров М.З., Горбачева Л.Ю.

Город: Курган

Учреждение: ФГБУ «Российский научный центр «Восстановительная травматология и ортопедия» им. акад. Г.А. Илизарова» Минздрава России

Актуальность

Разработка и внедрение современных технологий и подходов в будущую систему аккредитации медицинских работников является актуальным направлением отечественного медицинского образования [1]. В настоящее время начинает широко внедряться в систему обучения травматологии и ортопедии обучающие технологии с применением тренингов с алгоритмическим подходом и электронных обучающих 3Д программ для самостоятельной работы [2]. Однако остается недостаточно решенным вопрос по технике оценки качества обучения и практических навыков у ординаторов данного профиля.
Наиболее частым технологическим этапом чрескостного остеосинтеза является установка шарнирных соединений между модулями аппарата Г.А. Илизарова. Поэтому с целью проверки компетенции у ординаторов по специальности «травматология и ортопедия» – «знание технологических аспектов метода чрескостного остеосинтеза, умение корректного монтажа биомеханически обоснованного унифицированного функционально-репозиционного узла из стандартных деталей комплекта аппарата Илизарова» - был разработан паспорт экзаменационной станции «Монтаж унифицированного репозиционно-функционального шарнирного узла аппарата Илизарова».

Цель

Разработать экзаменационную станцию по монтажу унифицированного репозиционно-функционального шарнирного узла аппарата Илизарова и определить эффективность ее применения у ординаторов.

Материалы и методы

В РНЦ «ВТО» им. акад. Г.А.Илизарова была разработана и внедрена в учебный процесс экзаменационная станция для проверки практических навыков ординаторов по специальности «травматология и ортопедия» «Монтаж унифицированного репозиционно-функционального шарнирного узла аппарата Илизарова».
Задача станции: демонстрация аккредитуемым знаний комплектации аппарата Илизарова, навыков владения техникой монтажа конструктивных элементов аппарата Илизарова, понимание цели и задач монтируемого функционально-технического узла. Продолжительность работы станции - 10 минут. Необходимое симуляционное оборудование: симуляционное устройство - пластиковая модель сочленения (коленного, голеностопного) или деформированной (условно остеотомированной) длинной кости с монтированными модулями аппарата Илизарова без их соединения, рентгеновский снимок, условно отражающий клиническую ситуацию, скиаграмма (в случае коррекции деформации), стандартный набор аппарата Илизарова, инструментарий (плоскогубцы, кусачки для спиц, спиценатягиватель, гаечные ключи рожковые 10/12 – 2 шт., гаечные ключи торцовые 10 – 2 шт.), предметы, симулирующие асептические условия работы (латексные хирургические перчатки, маска медицинская, шапочка медицинская хирургическая).
Основные цели симуляционного устройства: 1) устранение угловой деформации между разъединёнными частями костного сегмента в результате остеотомии, перелома, дефекта; 2) обеспечение технической возможности мобилизации сустава в процессе фиксации в аппарате Илизарова.
Оценка практического навыка проводилась по пятибалльной системе и рассчитывалась по формуле: , где О – результат (оценка) в пятибалльной системе, К – количество правильно выполненных манипуляций из 12 (по чек-листу), 5 – максимальная оценка.

Результаты

Данная экзаменационная станция позволила у испытуемых ординаторов оценить умения по: 1) визуальному осмотру, линейным измерениям (расстояние от вершины деформации до суставной щели смежных суставов, расстояние от вершины угла до ближайших опор соединяемых модулей аппарата, ангулометрия); 2) рентгенологической оценки клинической ситуации, а в случае плановой хирургической операции - моделирование окончательной установки костных фрагментов при различных вариантах установки шарнирного соединения с выбором оптимального, обеспечивающего нормальную биомеханическую ось; 3) выявлению истинной плоскости углового смещения, определению уровня и плоскости оси вращения шарнира для полного и точного устранения углового смещения костных отломков или костной деформации.
Согласно паспорту экзаменационной станции аккредитационная (экзаменационная) комиссия проводит: 1) идентификацию личности; 2) регистрацию последовательности и правильности действий или расхождения действий аккредитуемого в соответствии c параметрами в оценочном листе (чек-листе); 3) необходимый диалог с аккредитуемым от лица пациента.
Результаты применения данной экзаменационной станции проанализированы у 23 ординаторов по специальности травматология и ортопедия 2 года обучения.
Анализ результатов проверки практических навыков по чек-листам показал, что с заданиями справились все ординаторы, среди которых хорошие и отличные результаты были у 91%.

Выводы

Таким образом, применение паспорта экзаменационных станций и чек-листов для проверки практических навыков является эффективным инструментом, которые оказывают весомую помощь в процессе обучения ординаторов и рационализации труда экзаменаторов, а их разработка – целесообразным в плане подготовки квалифицированных врачей.
Литература.
1. Применение симуляционных технологий при проведении промежуточной и итоговой аттестации клинических ординаторов по специальности «анестезиология и реаниматология» / А.А. Андреенко, Р.Е. Лахин, И.В. Лобачев, Е.П. Макаренко, А.В. Щеголев // Вестник российской военно-медицинской академии. 2016. №1 (53). С.248-255.
2. Солдатов Ю.П., Овчинников Е.Н.. Климов О.В. Оптимизация самостоятельной работы ординаторов и слушателей при обучении чрескостному остеосинтезу c применением электронных программ и критерии оценки ее качества // Виртуальные технологии в медицине. 2018. №2 (20. С.64-65.

Тема: Аккредитация, оценивание
Юрий Солдатов

Двухуровневый контроль освоения практических навыков в ходе итоговой государственной аттестации выпускников лечебного факультета

Автор(ы): Чечина И.Н.

Город: Барнаул

Учреждение: ФГБОУ ВО АГМУ Минздрава России

Актуальность

Использование симуляционных технологий в виде практических тренингов, направленных на освоение и отработку мануальных навыков, является в наши дни неотъемлемой частью образовательного процесса в медицинском вузе. Использование симуляционных технологий в оценке освоения навыков также показало свою эффективность. Например, способность и готовность выпускника к проведению сердечно-легочной реанимации, плевральной пункции, ведению осложненных родов и т.д. правильнее и эффективнее оценивать в симулированных условиях. Однако есть целый ряд навыков, которые возможно и более эффективно демонстрировать на живом человеке без риска для него (демонстрация методик пальпации, перкуссии, аускультации, сбора жалоб и анамнеза и пр.). Актуальным является разработка отдельных реестров навыков с разными способами оценивания (в клинке или в симцентре).

Цель

Определить перечень практических навыков, оцениваемых на этапе ГИА выпускников лечебного факультета, с указанием наиболее рационального способа оценивания: на симуляционном оборудовании, на реальном пациенте, на стандартизированном пациенте.

Материалы и методы

Исторически сложилось, что до 2018 года оценка освоения практических навыков у выпускников лечебного факультета АГМУ в ходе итоговой аттестации проводилась в условиях клиники на реальных пациентах. Естественно, перечень оцениваемых компетенций не мог включать все необходимые навыки, поскольку далеко не все навыки можно продемонстрировать на живом человеке без вреда для его здоровья.
С 2018 года оценку освоения выпускниками лечебного факультета АГМУ практических навыков в ходе государственной итоговой аттестации стали проводить в 2 этапа: у постели больного в клинике, и в симуляционном центре на симуляторах, фантомах и тренажерах. Для этого был составлен реестр практических навыков, отработка и оценка формирования которых возможна в клинике у постели больного, а также отдельный перечень навыков, демонстрация которых на живом человеке невозможна или менее эффективна, чем на симуляционном оборудовании. В ходе ГИА на лечебном факультете в 2018 и 2019 гг. применялась двухуровневая оценка практических навыков выпускников – и в клинике, и в симуляционном центре.

Результаты

Для проведения второго этапа ГИА (оценка практических навыков) выпускников лечебного факультета АГМУ составлены два перечня навыков. Первый список включает навыки, оценка которых проходит в клинике у постели больного в рамках последнего (зачетного) занятия на клинических кафедрах по ранее разработанным чек-листам. Результаты оценки вносятся в ведомости и передаются аттестационной комиссии. Второй перечень включает навыки, демонстрация которых проходит в симуляционном центре на симуляционном оборудовании и оценивается непосредственно в ходе 2 этапа государственной итоговой аттестации.

Обсуждение

Опыт проведения ГИА на лечебном факультете с использованием двухуровневого контроля освоения практических навыков показал свою эффективность. В этом случае оценка сформировоанности компетенций у выпускников медицинского вуза является более объективной и позволяет охватить больший спектр практических навыков.

Выводы

Оценку практических навыков выпускников лечебного факультета медицинского вуза в ходе итоговой государственной аттестации рекомендуем проводить в два этапа: у постели больного и в симуляционном центре.

Тема: Аккредитация, оценивание
Ирина Чечина