Использование симуляционного образования в деятельности научно-практического кружка медицинского ВУЗа

Автор(ы): Матрохина Г.В., Сидоровъ Н.С., Тинякова Л.В., Чечина И.Н.

Город: Барнаул

Учреждение: ФГБОУ ВО АГМУ Минздрава России

Актуальность

Симуляционное образование является современной тенденцией в развитии медицинского образования во всём мире. В 2012 году было создано Российское общество симуляционного обучения в медицине. Каждый год проводятся методические конференции, создаются новые симуляторы.
На существующие вызовы не могут не ответить научно-практические кружки при клинических кафедрах, которые объединяют наиболее продвинутых и профессионально ориентированных студентов медицинских ВУЗов России.

Цель

Определить перспективы развития симуляционного обучения в деятельности научно-практического кружка медицинского вуза.

Материалы и методы

Проведено анкетирование 40 студентов Алтайского Государственного Медицинского Университета 1-6 курсов, членов научно-практических кружков по Акушерству и Гинекологии (10 человек), по Анестезиологии и Реаниматологии (10 человек), по Травматологии, Ортопедии и ВПХ (20 человек).

Результаты

Каждая клиническая дисциплина имеет свою специфику, в том числе и в обучении. Для исследования были выбраны обозначенные научно-практические кружки, потому что именно по данным дисциплинам исторически первым возникло симуляционное образование. В данных дисциплинах симуляционное образование является незаменимым, потому что в реальной практике отрабатываемые на занятиях клинические ситуации встречаются не часто, следовательно, наработать навык по ним в практической деятельности не представляется возможным.
В настоящий момент времени на каждом из кружков реализуется различная модель организации обучения и доступа к симуляционному оборудованию. На кружке Акушерства и Гинекологии обучение происходит с участием тьюторов из числа наиболее успешных студентов-кружковцев. На кружке Анестезиологии и Реаниматологии симуляционные занятия проводят сотрудники кафедры. При этом преподавание проходит на более профессиональном уровне, но происходит снижение числа симуляционных занятий, которые проходят от 1 раза в месяц до 1 раза в 2 недели. Кружок Травматологии пока в симуляционном образовании представлен незначительно, ограничиваясь лишь навыками оказания первой помощи при травмах (транспортировка, транспортная иммобилизация, остановка кровотечения), но перечень навыков планируется расширять .
Одной из основных проблем, отмеченных опрошенными студентами, является допуск студентов к дорогостоящему симуляционному оборудованию. Особенно остро данная проблема стоит перед будущими акушерами-гинекологами, ее отметили 100% опрошенных. Решением проблемы стал подготовительный симуляционный курс, проводимый не на роботах-симуляторах родов, а на более простых тренажерах, где в качестве симулятора используются полуторс женщины и тряпичный плод, а роль «родовых сил» играет рука тьютора. Кружковцы допускаются к дорогостоящему оборудованию только после прохождения такого подготовительного симуляционного курса начальной отработки навыка акушерских пособий, на котором, как правило, совершается и обсуждается наибольшее число грубых ошибок, приводящих к порче оборудования.
Проблему нереалистичности симуляций отмечают 30% опрошенных акушеров-гинекологов и по 40% реаниматологов и травматологов, и является неизбежной при симуляционном обучении. По возможности следует привлекать к отработке навыков добровольцев из числа участвующих в занятии кружковцев для проведения смешанной симуляции. Также возможно использование натуральных биологических кадаверов при отработке хирургических навыков.
Проблема отсутствия у преподавателей свободного времени для дополнительных симуляционных занятий (40% акушеров, 30% травматологов) решается путём введения тьюторства.
При этом неоспорима эффективность симуляционного обучения. Так среди всех опрошенных 77,5% находят в симуляционном образовании возможность отработать практические навыки и разобрать различные клинические ситуации, 72,5% отмечают улучшение симуляционных навыков в практической деятельности, 80% - улучшение понимания учебного материала после симуляционных занятий.

Обсуждение

Никто лучше студентов, находящихся в эпицентре образования, не понимает проблем медицинского образования, поэтому важно учитывать их мнение при планировании дальнейшего развития симуляционного обучения, создавая его методические основы, определяя запрос на определённое оборудование.
Научно-практический кружок в рамках симуляционного образования может вести профессионально-ориентационную работу со школьниками и элективные курсы по практическим навыкам со студентами. Положительным моментом в данном случае является возрастная близость, создающая благоприятную психологическую обстановку, способствующую более эффективному обучению.
Решением проблемы самостоятельного допуска студентов к симуляционным занятиям является снижение экономической стоимости симуляции, например, отработка базовых навыков на простых недорогих тренажерах с последующей сдачей экзамена по допуску к более сложному и дорогостоящему оборудованию.
Тьюторство одновременно решает несколько важнейших проблем. На уровне медицинского ВУЗа – это формирование педагогических кадров уже на этапе студенчества (тьютор учит других и учится сам). На уровне симуляционного центра – увеличение посещаемости, рост популярности и востребованности симуляционного обучения. На уровне научно-практического кружка – увеличение количества симуляционных занятий, следовательно, уровня практических умений и теоретических знаний кружковцев.

Выводы

Симуляционное образование должно активно использоваться в деятельности научно-практического кружка, который должен стать центром развития симуляционного образования по обозначенному клиническому направлению.
Симуляция должна стать более доступной, в том числе за счёт организации тьюторства и разработки простых и понятных для восприятия симуляции, позволяющих увеличить количество симуляционных занятий без привлечения значительных финансовых средств на дорогостоящее оборудование.
Повышение реалистичности манипуляций при отработке навыков оказания первой помощи возможно при применении «смешанной симуляции» с привлечением студентов-кружковцев, участвующих в обучающем занятии.

Тема: Мультидиcциплинарный тренинг
Ирина Чечина

Опыт внедрения «Комплексной образовательной программы снижения младенческой смертности на территории Хабаровского края» (сколько можно обучать?..)

Автор(ы): Невская Н.А., Плотоненко З.А., Сенкевич О.А.

Город: Хабаровск

Учреждение: ФГБОУ ВО ДВГМУ Минздрава России, Хабаровск

Актуальность

Младенческая смертность, один из наиболее стратегически важных статистических показателей, является косвенным критерием экономической, социальной и политической составляющей государства. Показатель влияет на продолжительность жизни населения и позволяет составить отдаленные геополитические прогнозы на будущее. Во исполнение указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» вопросы снижения младенческой и детской смертности выведены в лидирующие позиции с формированием планов мероприятий для достижения целевых показателей.
Внедрение инновационных образовательных технологий одна из возможностей управления показателем неонатальной смертности. В «Дальневосточном государственном медицинском университете» в Центре симуляционного обучения и аккредитации с 2014 года поэтапно разработаны обучающие симуляционные модули. А с 2017 года объединены и реализованы в единой «Комплексной образовательной программе снижения младенческой смертности на территории Хабаровского края».

Материалы и методы

Основной идеологией «Комплексной образовательной программы снижения младенческой смертности на территории Хабаровского края» является сплошное наполнение профессиональными компетенциями членов медицинской бригады, оказывающей первичную реанимационную помощь новорожденным, с учетом вероятности использования мануальных навыков; контроль за жизнеспособностью компетенций. «Комплексная образовательная программа снижения младенческой смертности на территории Хабаровского края» предполагает определение уровня персонифицированной ответственности специалистов, участвующих в процессе оказания медицинской помощи новорожденным и обучение на всех уровнях подготовки; формирование в ЛПУ функционала специалистов-тренеров по вопросам оказания медицинской помощи новорожденным; строгое соблюдение стандарта оказания медицинской помощи; корректное ведение первичной медицинской документации на всех уровнях процесса подготовки.
На пациент-ориентированных практических занятиях формируются различные уровни компетенций: базовый, индивидуальный, расширенный, командный для специалистов со средним медицинским образованием и для специалистов с высшим медицинским образованием.
Комплексная образовательная программа включает в себя пять самостоятельных модулей с использованием симуляционных технологий: Модуль 1. Первичная реанимация новорожденного (базовая); Модуль 2. Респираторная поддержка новорожденных; Модуль 3. Коррекция гемодинамики и инфузионная терапия новорожденных; Модуль 4. Особенности ухода и проведения интенсивной терапии у детей с экстремально низкой массой тела (ЭНМТ); Модуль 5. Обучение тренеров-лидеров по вопросам первичной реанимации.
Каждый модуль рассчитан на определенный контингент обучающихся и предполагает определенную кратность повторения для поддержания компетенций на надлежащем уровне. С учетом географических особенностей Хабаровского края, принимая во внимание низкую плотность населения и значительные расстояния между родовспомогательными учреждениями второго и третьего уровня оказания медицинской помощи, программа реализуется в различных формах обучения. Модули 1-4 предполагают обучение непосредственно на базе центра симуляционного обучения и аккредитации в комбинации с внутренним аудитом тренером-лидером на «рабочих местах». Модуль 1 является наиболее доступным с точки зрения формирования профессиональных компетенций и подлежит освоению всеми (100% специалистов) участниками процесса сопровождения родов и неонатального периода. Модули 2-4 рассчитаны на обучение врачей-неонатологов, анестезиологов-реаниматологов отделения реанимации и интенсивной терапии для новорожденных, врачей выездной неонатальной бригады, анестезиологов-реаниматологов родильного блока, педиатров родильных стационаров, медицинских сестер и анестезисток родильных стационаров с различной кратностью обучения. По мере увеличения количества специалистов, подлежащих регулярной оценке практических навыков и компетенций, возрастает значимость Модуля 5.

Результаты

За более чем пять лет по модулям «Комплексной образовательной программы снижения младенческой смертности на территории Хабаровского края» проучено более 700 специалистов родовспомогательных учреждений Хабаровского края, включая врачебный и сестринский персонал (акушерские, анестезиологические, неонатальные и междисциплинарные бригады).
В течение последних 10 лет показатель младенческой смертности в Хабаровском крае неуклонно снижается, уменьшая разрыв с уровнем по РФ в целом. С 2012 года он снизился более чем в 2 раза, достигнув в 2018 году исторического минимума - 5,0 на 1000 родившихся живыми с оптимальным распределением по уровню родовспомогательного стационара. При анализе возрастной структуры младенческой смертности установлено, что доля детей, умерших в первые 6 суток жизни (ранний неонатальный период), уменьшилась в 1,2 раза, что демонстрирует не только эффективную систему маршрутизации и другие организационные мероприятия, но свидетельствует об успешной системе обучения специалистов родовспомогательных учреждений. Очевидно влияние числа специалистов родовспомогательных учреждений, прошедших обучение по модулям комплексной программы, на показатель младенческой смертности.

Выводы

Системный подход к формированию компетенций у врачебно-сестринской бригады, отработка командных навыков работы, осуществление систематического контроля за качеством профессиональных компетенций по модулям «Комплексной образовательной программы снижения младенческой смертности на территории Хабаровского края» позволяет образовательному сообществу оказывать влияние на социально-значимые показатели здоровья. В Хабаровском крае снижение показателя младенческой смертности произошло за счет снижения доли ранней неонатальной смертности, что, несомненно, является не только результатом высококвалифицированной деятельности специалистов родовспомогательных учреждений, но и организационных, методических и образовательных инноваций.

Тема: Мультидиcциплинарный тренинг
Нина Невская

Симуляционные бои - образовательные игры для студентов медицинского вуза

Автор(ы): Чечина И.Н., Чернусь В.Е., Теряев В.В., Дергунов Д.В., Ручейкин Н.Ю., Седов А.В., Каминская Я.П., Маршалкина П.С.

Город: Барнаул

Учреждение: ФГБОУ ВО АГМУ Минздрава России

Актуальность

Поиск новых направлений в медицинском образовании, направленных на повышении качества подготовки медицинских кадров, является весьма актуальным. Проведение образовательного мероприятия в формате «Симуляционных боёв» ставит задачу не только познакомить студентов всех курсов и факультетов медицинского вуза с возможностями симуляционного обучения, но и помочь выработать практические умения в оказании неотложной помощи, развить творческие и командные подходы к решению нестандартных ситуаций, а также стать тем фундаментом, который поможет успешно пройти первичную аккредитацию специалиста после окончания обучения в университете и приступить к врачебной деятельности.

Цель

Совершенствование программы проведения соревновательного образовательного мероприятия "Симуляционные бои" для студентов медицинского вуза на основе уже имеющегося опыта.

Материалы и методы

Первые симбои в АГМУ были проведены весной 2018 года, и поскольку этот опыт оказался положительным, через год он был повторён.
Организация «Симуляционных боев» проходила в несколько этапов. Сначала шла разработка конкурсов, клинических сценариев, оценочных чек-листов, которая осуществлялась совместно с членами координационного совета НОМУИС АГМУ и представителями кафедр вуза. Всего было отобрано 20 конкурсов, которые и вошли программу «I Симуляционных боев».
Конкурсы в программе мероприятия широко охватывали специальности и дисциплины, изучаемые в медицинском университете. Планировалось, что каждый член команды может попробовать себя в любом конкурсе, вне зависимости от того, на каком факультете он обучается.
Параллельно с этим происходило формирование команд, в составе которых было от 7 до 10 студентов всех курсов и факультетов во главе с капитаном.
На протяжении нескольких недель участники посещали Симуляционный центр, где осуществлялась подготовка к мероприятию.
Все конкурсы программы можно разделить на 2 типа:
Первый тип – это конкурсы, в которых происходит отработка практических навыков с помощью только симуляционного оборудования (конкурсы «Эндовидеохирургия», «Интубация трахеи новорожденного ребёнка» и «Анестезия в стоматологии» и др.), где в роли пациентов выступают современные тренажеры. Второй тип конкурсов - это клинические ситуации, с которыми врачи сталкиваются в своей профессиональной деятельности. В таких конкурсах роль пациентов играют заранее подготовленные волонтеры. Участникам предлагается провести дифференциальную диагностику тех или иных состояний, выбрать нужную тактику ведения пациента и оказания помощи. В ходе конкурса участник проводит сбор анамнеза, физикальное обследование, выписывает направления на необходимые диагностические процедуры, после чего наблюдатели станции предоставляют запрошенную информацию. Конечным этапом станции является непосредственная постановка диагноза для данного «пациента». При этом «пациент» обладает определенным поведением, которое может быть связано с заболеванием или являться особенностью характера, манерой общения.
В ходе конкурсов работу студентов оценивали эксперты из числа профессорско-преподавательского состава АГМУ.

Результаты

Результаты проведения в АГМУ симуляционных боёв видятся нам весьма положительными. При сравнении образовательных игр, проведенных в подобном формате в 2018 и 2019 гг., наблюдается увеличение количества участников команд (6 и 9 команд, 42 и 81 человек в 2018 и в 2019 годах соответственно), числа конкурсов-станций (15 и 20 станций в 2018 и в 2019 годах соответственно). Такое увеличение количества заинтересованных в мероприятии студентов и закономерное расширение базы станций мы связываем с положительными отзывами участников первых «боёв», а также масштабной пиар-компании среди студентов всех курсов и факультетов.

Обсуждение

В ходе подготовки и проведения подобных соревновательных мероприятий у студентов есть возможность дополнительно к учебной программе отрабатывать в симулированных условиях практические навыки, и даже проводить обширные оперативные вмешательства, трансуретральную резекцию простаты, гистероскопию, холецистэктомию и т.д. Студенческий энтузиазм и желание работать приводят к быстрому и качественному освоению навыков, что позволяет в будущем уверенно выполнять данные вмешательства на пациентах. Весьма эффективно обучение на симуляционном оборудовании навыкам оказания неотложной медицинской помощи в различных ситуациях.
Успешное внедрение кейсовых заданий определило вектор дальнейшего развития конкурса. Также мы ставим перед собой задачу по формированию симуляционного обучения «с человеческим лицом»: создание комбинированных заданий (кейсов), состоящих как из работы с человеком (симулированным пациентом), так и с симуляционным оборудованием.
Планируется расширить набор компетенций, оцениваемых в каждом конкурсе. Если раньше задание предусматривало грамотное проведение физикального осмотра, то теперь участникам предстоит также интерпретировать результаты лабораторных данных и данных функциональной диагностики, а также сформулировать диагноз. Планируется внедрение в конкурсы рентгенограмм, записей ЭКГ, аудиозаписей с патологическими шумами сердца и лёгких, а также фотографий с некоторыми патогномоничными симптомами. Постепенное получение информации, исходя из запрашиваемых данных, приближает ситуационную задачу к реальной практической деятельности. Формат "медицинского детектива", или квеста, не только делает конкурс увлекательнее, но и тренирует логику, умение грамотно общаться с пациентом, совместно с отработкой практических навыков формирует клиническое мышление будущего врача.

Выводы

Симуляционные бои оказывают положительное влияние на подготовку студентов медицинского вуза, позволяют расширить кругозор, способствуют формированию профессиональных компетенций будущих врачей. Поскольку по окончанию обучения в университете всем студентам предстоит пройти аккредитацию специалиста, Симуляционные бои являются хорошим способом отработки и проверки профессиональных навыков и подготовки к первичной аккредитации в дополнение к основной образовательной программе.

Тема: Мультидиcциплинарный тренинг
Ирина Чечина