Мультимедийные симуляции сценариев лечебно-диагностического процесса пациентов с кардиологической патологией

Автор(ы): Карась С.И., Васильцева О.Я., Гракова Е.В,

Город: Томск

Учреждение: НИИ кардиологии, Томский национальный исследовательский медицинский центр РАН

Актуальность

Основной мотивацией для разработки различных симуляторов является ликвидация разрыва между теоретическими знаниями студентов и принятием ими клинических решений в безопасной для пациентов ситуации. Второй причиной внедрения этих технологий является необходимость стандартизации оценки клинико-диагностических компетенций врачей и возможность повторения клинической ситуации необходимое количество раз, исследуя различные стратегии и варианты действий. Одним из форматов симуляционного обучения является использование виртуальных пациентов, под которыми мы будем понимать компьютерные модели сценариев лечебно-диагностического процесса. В мире виртуальный пациент стал одной из немногих цифровых технологий, в значительной степени изменивших медицинское образование. Несмотря на большое количество научных публикаций и практических разработок за рубежом, в Российских медицинских вузах виртуальные пациенты этого типа практически не применяются.

Цель

Целью данного исследования является разработка виртуальных пациентов, как мультимедийных моделей диагностики и лечения больных с сердечно-сосудистой патологией.

Материалы и методы

Для создания каждого виртуального пациента использовались текстовое и мультимедийное описания реального случая заболевания. Источниками деперсонализированной информации служили:
• завершенная история болезни,
• описания и записи ЭКГ и Холтеровского мониторирования,
• описания и видеозаписи эхокардиографии,
• описания и видеозаписи УЗИ сонных, бедренных и почечных артерий, плевральной полости и перикарда,
• описания и результаты мультиспиральной компьютерной томографии, магнитно-резонансной томографии и ангиографии, рентгеновских исследований,
• описания и результаты прочих функциональных исследований,
• результаты лабораторной диагностики.
После экспертной оценки полноты и непротиворечивости всей информации о завершенном случае заболевания, она в согласованных шаблонах передается программистам для заполнения базы данных в СУБД PostgreSQL и размещения на сервере. Для обеспечения возможности удаленного доступа к виртуальным пациентам использованы технологии Web-программирования, в частности Java Script (фреймворк Vue.js) и Twitter bootstrap.

Результаты

С февраля 2019 года в НИИ кардиологии Томского НИМЦ идет процесс создания виртуальных пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями. В настоящее время разработан действующий прототип виртуального пациента с линейной траекторией предъявления информации обучающимся.
По каждому случаю доступна информация об анамнезе жизни и заболевания; жалобах и результатах объективного исследования; тактике ведения, плане обследования и консультаций; фармакологическом анамнезе и актуальных назначениях препаратов; показателях клинико-лабораторной диагностики; деперсонализированные врачебные заключения и результаты инструментальных методов исследования; информация о предварительном, дифференциальном и уточненном диагнозах. Все сведения о виртуальных пациентах структурированы закладками, каждая из которых означает либо изменившееся состояние пациента, либо появление новой диагностической информации, либо новые назначения врача. Изменяющиеся статусы пациента обозначены как «посещения», отражают этапы лечебно-диагностического процесса, демонстрируют обучающимся динамику состояния пациента и этапные врачебные решения. Количество посещений различается, отражая индивидуальные особенности протекания заболевания у больного и его лечения; финальное посещение содержит эпикриз истории болезни и рекомендации врача пациенту. Каждый виртуальный пациент является мультимедийной моделью диагностики и лечения конкретного больного, используемой для демонстрации обучающимся. Обучающиеся могут самостоятельно выбрать последовательность предъявления клинико-диагностической информации, т.е. свободно перемещаться между разными этапами лечебно-диагностического процесса.

Обсуждение

До конца 2019 года будут подготовлены 50 виртуальных пациентов для демонстрации диагностики и лечения сердечно-сосудистой патологии в линейной схеме. Демонстрационный вариант послужит основой для разработки методического обеспечения формирования врачебных компетенций обучающихся в области кардиологии с использованием технологии виртуальных пациентов, в том числе в дистанционном формате. В 2020 году на основе тех же виртуальных пациентов будут созданы разветвленные клинико-диагностические ситуационные задачи с возможностью изменения траектории как обучения, так и проверки сформированных компетенций. Интерактивность образовательной технологии существенно увеличится и будет заключаться в принятии обучающимися этапных решений, которые будут влиять на выбор дальнейшей траектории прохождения задачи и оцениваться по рейтинговой системе.

Выводы

Преимуществом мультимедийных интерактивных симуляций сценариев лечебно-диагностического процесса является возможность совершенствования навыков принятия врачами клинико-диагностических решений без риска навредить реальным пациентам с возможностью повторения клинической ситуации необходимое количество раз и объективной оценкой стандартизованных врачебных компетенций.
Данное исследование поддержано грантом РФФИ № 19-013-00231 А.

Тема: Стандартизированный пациент
Сергей Карась

Опыт разработки и внедрения в образовательный процесс методики Стандартизованный пациент в НАО МУА РК

Автор(ы): Проф. Рустемова К.Р., MD PHD Абдулдаева А.А., Сулейменова С.Т., гл спец. Досжанова Г.Н.

Город: Астана, Казахстан

Учреждение: НАО МУА РК (Некомерческое акционерое общество Медицинский Университет Астана)

Актуальность

Внедрение и применение новой образовательной технологии «Стандартизованный пациент» позволяет преподавателям оценить клинические умения обучаемых в безопасной обстановке, исключает возможность нанести потенциальный вред реальному пациенту, а также занятие позволяет обучаемым (студентам, врачам-интернам, резидентам) упорядочить их теоретические знания, освоить практически алгоритм обследования и оказания неотложных медицинских мероприятий при конкретной клинической ситуации . Данная методика обучения позволяет совершенствовать коммуникативные навыки и повышает самооценку обучаемых .

Цель

Реализация Проекта «Модернизация медицинского образования в РК на 2016-2019г.г.
Задачи: обучение ППС НАО МУА методике разработки, апробации и внедрения в учебный процесс новой образовательной технологии «Стандартизованный пациент»
Внедрить максимально во все клинические кафедры НАО МУА новую образовательную технологию «Стандартизованный пациент».
Мониторинг эффективности внедренной образовательной технологии в учебный

Материалы и методы

1. ППС- 70 человек
2. разработанные клинические сценарии в соответствии с тематическим планом обучения.
3. видеоролики
4. анкеты для обратной связи.
5. презентация и обсуждение разработанных сценариев по методике СП

Результаты

В НАО МУА клинический случаи по СП разработаны и внедрены на следующих кафедрах: хирургические болезни №2, 1, Хирургические болезни по интернатуре, акушерства и гинекологии, детских хирургических болезней, кафедры ВОП ( семейной медицины обучения врачей общей практики) , инфекционных болезней, онкологии, психиатрии, терапии. травматологии, анестезиологии и реаниматологии. Это явилось результатом проводимых Учебно-клинического центра тренингов (далее УКЦ) и семинаров по данной методике обучения. На данный момент обучено 70 человек из ППС всех клинических кафедр университета. Постоянно проводится методологическое сопровождение данного процесса тренерами по Новым технологиям обучения Департамента развития ППС инновационных технологий обучения НАО МУА. Обучение проводится также и каскадным методом на местах. Тренинги по разработке клинического сценария СП проводятся 2 раза в год на базе УКЦ . К маю 2019 года утверждено и выдано 14 актов на внедрение в образовательный процесс данной технологии обучения клиническим кафедрам. Подготовлено 4 тренера тренеров НАО МУА. На кафедрах Акушерства и гинекологии №1 и Общей врачебной практики №2 для врачей- интернов уже внедрен метод Стандартизованный пациент (СП) на этапе приема экзаменов:
- «Коммуникативные навыки по проведению консультирования по методу лактационной амeнореи.»
- «Оказание экстренной скорой неотложной помощи на догоспитальном этапе при остром коронарном синдроме (ОКС)».

Обсуждение

Результаты проводимой работы ежегодно представлялись на Республиканских съездах и конференциях с международным участием посвященных Модернизации образовательного процесса и инновационным технологиям обучения. Обучение на мастер-классах тренеров на них является хорошим подспорьем в обучении ППС и активного внедрения методики Стандартизованный пациент в учебный процесс клинических кафедр. Проведение семинаров с ППС каждые 6 месяцев позволило усилить преемственность между кафедрами в процессе обучения. Презентация клинического сценария и его обсуждение помогает всем отработать алгоритм действий обучаемого в каждом конкретном случае. Все активно участвуют в обсуждении и утверждении окончательного варианта сценария.
за период 2016 по 2019 г. г. показатели результатов 1 этапа экзаменов :ОСКЕ изменились с 75% до 90%.
После проведения видео- дебрифинга желательно повторить выполнение клинической ситуации обучаемыми на установленное время. Это позволяет обучаемым четко усвоить практические навыки и закрепить коммуникативные навыки общения с пациентом и в команде .

Выводы

1.Внедрение новых технологий обучения значительно повышает эффективность учебного процесса и усвоения практических навыков, возможностей коммуникативных навыков обучаемых и работы в команде. Высокие результаты ОСКЭ на гос. экзаменах являются ярким подтверждением этого.
2.Проводимая активная работа по реализации и внедрению задач Дорожной карты по реализации проекта МЗ РК Модернизация медицинского образования» на 2016-2019 гг . успешно завершена. На всех клинических кафедрах внедрена методика обучения Стандартизованный пациент в соответствии с тематикой практических занятий.
3.Поэтапное внедрения методики СП как одного из этапов государственного экзамена является очередной задачей, стоящей перед Центром развития ППС и имплементации автономии университета совместно с отделом обеспечения качества образовательных программ Департамента по академическим вопросам и качеству НАО МУА РК.

Тема: Стандартизированный пациент
Кульсара Рустемова