ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕТОДИКИ СИМУЛЯЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ МАНУАЛЬНЫМ НАВЫКАМ ПО МОДУЛЮ «КАРИ-ЕСОЛОГИЯ И ЗАБОЛЕВАНИЯ ТВЕРДЫХ ТКАНЕЙ ЗУБОВ»

Автор(ы): В.В. Ростовцев

Город: Воронеж

Учреждение: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Воронежский государственный медицинский университет имени Н.Н. Бурденко» Министерства здравоохранения Российской Федерации

Актуальность

Современный уровень развития стоматологических технологий выдвигает качественно новые требования по методикам обучения практическим умениям как на этапе вузовского, так и послевузовского образования. Акту-альность проблемы подтверждается и обширной законодательной базой.
Существующая методика обучения на фантомах не обеспечивает долж-ного уровня практических умений. При традиционной системе выше риск для пациентов; лечебные мощности используются неэффективно и не по назначению; в ходе выполнения учебной манипуляции требуется присутствие наставника; обучение зависит от графика работы клиники и наличия изучаемой патологии; нет возможности повтора манипуляции или вмешательства. Кроме того, оценка уровня практической подготовки обучающихся, проводится субъективно.
Освоение практических навыков с помощью симуляционного тренинга дает возможность многократной отработки навыка и доведения манипуляции до автоматизма, обеспечивает объективный контроль качества ее выполнения, без труда моделирует редкие патологии и клинические случаи, позволяет снизить стресс, возникающих у молодых специалистов при проведении первых вмешательств на реальных пациентах.
Таким образом, становится очевидным, что на сегодняшний день, необходимо внедрение в учебный процесс программ симуляционного обучения по различным разделам стоматологии, что и определило актуальность данного исследования.

Цель

Определение эффективности метода симуляционного обучения по модулю «Кариесология и заболевания твердых тканей зубов» в клинических условиях.

Материалы и методы

С точки зрения статистики работа представляет собой двухстадийное проспективное нерандомизированное исследование. С научной точки зрения – завершенное исследование по разработке и внедрению оптимизированной программы виртуально-симуляционного метода обучения одонтопрепарирования опорных зубов при протезировании несъемными ортопедическими конструкциями.
Материалом исследования 1 этапа явились 104 человека, в 2012 г. сту-денты 3 курса обучающихся по модулю «Кариесология и заболевания твер-дых тканей зубов». Все студенты были разделены на две группы – контроль-ную (54 человека) где обучение мануальным навыкам проводилось по тра-диционной методике с использованием тренинга на стандартных фантомах и группу исследования (50 человек) где применялась виртуально-симуляционная методика одонтопрепарирования кариозных полостей с ис-пользованием стоматологического симулятора V поколения CDS 100 (EPED, Тайвань).
Материал исследования 2 этапа представили 68 человек, участвовав-ших в 1 этапе, на 2016 год молодые специалисты различных стоматологических учреждениях. Все участники исследования были разделены на две группы – контрольную (30 человек), где обучение мануальным навыкам на 3 курсе проводилось по традиционной методике и группу исследования (38 человек), где применялась виртуально-симуляционная методика одонтопрепарирования.
Помимо геометрии препарирования включающую в себя объем препарирования (качество некротомии), соотношение углов и стенок кариозной полости, программа оценивает количество повреждений соседних зубов, гладкость адгезионных поверхностей эмали и дентина, а также перфорацию пульповой камеры. Устанавливался 15% допуск отклонения от «идеальных» параметров, с вычетом баллов за каждое нарушение протокола препарирования. Минимальное количество баллов необходимых для успешной сдачи испытания – 70.
Критериями оценки качества одонтопрепарирования на 2 этапе исследования в контрольной группе и группе исследования служили результаты чек-листов и объективный контроль качества некротомии при помощи кари-ес-маркера.
Статистическая обработка данных проводилась с помощью стандарт-ного пакета Statistika 13.1. В качестве метода многомерной статистики при-меняли кластерный анализ по методу К-средних.

Результаты

Анализируя результаты исследований в контрольной группе, можно утверждать, что основной причиной необходимости дополнительной меха-нической коррекции кариозной полости, как на 1, так и на 2 этапе исследования, является неадекватность некротомии с показателем ANOVA фактора 1.15 для 1 этапа исследования и 1.21 для 2 этапа, что свидетельствует о ста-тистической тождественности предикторов этой группы.
В группе исследования, обнаружено отсутствие статистически достоверной разницы качества некротомии на 1 и 2 этапах исследования, ANOVA фактор 0.85, что свидетельствует о статистической значимости предиктора предварительное приобретение автоматизма движений, полученное при ра-боте с симулятором.
Таким образом, применение компьютерного стоматологического симу-лятора CDS 100 в сочетании с базисной методикой обучения мануальным навыкам на этапах вузовского обучения студентов обеспечивает высокий уровень приобретения, а главное «выживаемости» практических умений.
Применение в образовательной программе CDS 100 позволяет добить-ся значительного снижения затраченного времени для достижения планируемого результата, использовать объективную оценку результатов обучения, как на промежуточном, так и на итоговом этапах.

Тема: Стоматология
Владимир Ростовцев

ПРИМЕНЕНИЕ СИМУЛЯЦИОННОЙ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ МАНУАЛЬНЫМ НАВЫКАМ ПО МОДУЛЮ «НЕСЪЕМНОЕ ПРОТЕЗИРОВАНИЕ»

Автор(ы): В.В. Ростовцев, Б.Р. Шумилович

Город: Воронеж

Учреждение: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Воронежский государственный медицинский университет имени Н.Н. Бурденко» Министерства здравоохранения Российской Федерации

Цель

Определение эффективности симуляционного метода обучения мануальным навыкам по модулю «несъемное протезирование».

Материалы и методы

Материалом 1 этапа исследования явились 82 человека, студенты 3 курса, (1 группа, обучение с использованием стандартных фантомов и 2 группа, где применялся симулятор V поколения CDS 100). Качество манипуляции оценивалось по стандартному чек-листу, входящему в комплектацию симулятора. Материал 2 этапа – 48 человек, участвовавших в 1 этапе и раз-деленные на группы аналогично 1 этапу, на 2016 год молодые специалисты. Объективная оценка качества препарирования на 2 этапе производи-лась с помощью сканера Zirkozahn arti s600 и разработанного чек-листа [Пат. 2578813 РФ, МПК С1 5/00 G09B 23/28 (2006.01) «Способ оценки выживаемости приобретенных практических умений по препарированию твердых тканей зуба»]. Препарирование производилось под стандартную процедуру протезирования металлокерамической и цельнокерамической коронкой.

Результаты

При статистической обработке результатов чек-листов в 1 группе основной причиной необходимости дополнительной коррекции опорных зубов как на 1, так и на 2 этапе являлась неадекватность зубодесневого уступа с показателем ANOVA фактора 1.1 для 1 этапа исследования и 1.15 для 2 этапа, что свидетельствует о статистической тождественности предикторов этой группы. Во 2 группе обнаружено отсутствие статистически достоверной разницы качества выполненных зубодесневых уступов на 1 и 2 этапах исследования, ANOVA фактор 0.9, что свидетельствует о статистической значимости такого предиктора как предварительное приобретение автоматизма движений, приобретенное при работе с симулятором.

Выводы

Применение компьютерного интерактивного симулятора CDS 100 обеспечивает более высокий уровень приобретения и «выживаемости» практических умений.

Тема: Стоматология
Владимир Ростовцев