Семинар "Как подготовить симуляционный обучающий курс по акушерству"

Автор(ы): Проф.Диого де Кампос

Город: Лиссабон, Португалия

Учреждение: Университет Лиссабона

Результаты

Презентация

Тема: Акушерство и гинекология
Елена Заславская

Опыт обучения лапароскопии в гинекологии на базе учебно - симуляционного центра ФГБУ «Ростовский научно-исследовательский институт акушерства и педиатрии» Минздрава России

Автор(ы): Каушанская Л.В., Ширинг А.В., Скачков Н.Н.

Город: Ростов-На-Дону

Учреждение: ФГБУ «Ростовский научно-исследовательский институт акушерства и педиатрии» МЗ РФ, г. Ростов-на-Дону

Результаты

Важнейшим направлением модернизации здравоохранения России является внедрение и совершенствование оказания высокотехнологичных видов медицинской помощи, к которым относятся и лапароскопические методы хирургических вмешательств. В течение ближайших лет значительная часть операций в гинекологии должна и будет выполняться лапароскопическим способом.

Во многих лечебных учреждениях страны уже сейчас имеются необходимые для этих целей оборудование и инструментарий. Но при этом не хватает врачей, которые могут эффективно выполнять лапароскопические операции. Все еще довольно много, особенно на начальных этапах работы, совершается врачебных ошибок.

К сожалению, среди всех врачей хирургических специальностей в нашей стране, желающих самосовершенствоваться и, в том числе, осваивать лапароскопическую технику, не так и много – менее половины. По этому показателю мы значительно уступаем уровню развития лапароскопической хирургии в экономически развитых странах. Гинеколог, выполняющий традиционные вмешательства, каким бы опытным он ни был, не может сразу перейти к проведению лапароскопических операций в связи с необходимостью прохождения сответствующей подготовки. Низкая эффективность подготовки лапароскопистов обусловлена традиционным принципом обучения - путем зрительной фиксации и дальнейшего повторения определенных действий опытных врачей. Классическое обучение лапароскопической хирургии не всегда является самым результативным. Наибольшей эффективностью обучения мануальным навыкам лапароскопической хирургии обладают симуляционные способы.

Подготовка гинеколога как и любого специалиста хирургического профиля для выполнения лапароскопических операций является длительным и кропотливым процессом. Основная сложность такого обучения состоит в необходимости приобретения врачом большого количества мануальных навыков. Система обучения состоит из последовательных этапов, при этом переход от одного этапа к другому осуществляется только после качественного выполнения определенных тестовых заданий.

Для решения задач, направленных на квалифицированное освоение практических навыков в лапароскопии в учебно - симуляционном центре на базе ФГБУ «РНИИАП» Минздрава России проводятся циклы тематического усовершенствования для врачей акушеров - гинекологов на тему «Лапароскопия в акушерстве и гинекологии ( практический курс с использованием симуляционных тренажеров)».

Целью обучения является профессиональное совершенствование врачей акушеров – гинекологов лапароскопической хирургии.

На первом этапе обучающиеся на наших циклах получают необходимые теоретические знания и овладевают базовыми навыками лапароскопической хирургии на виртуальных симуляторах. На последующих этапах с ними разбираются детали упражнений, ставятся четкие учебные цели, разбирают возможные ошибки и указываются моменты на которые необходимо обратить внимание. Следующим этапом обучения - является отработка навыков для развития тактильного восприятия объекта при работе с реальными хирургическими инструментами, а так же освоение различной техники наложения швов. 

Занятия у обучающихся ведут квалифицированные врачи акушеры - гинекологи, доктора и кандидаты медицинских наук.

Средний возраст обучающихся составлял 31,2±1,4 лет. Средний врачебный стаж – 14,1±1,42 лет. Средний стаж выполнения эндоскопических операций составлял 3,2 ± 1,1 год.

Оценка практических навыков оценивалось до и после проведения курса обучения. Анализ данных показал, что значительная часть обучающихся улучшила результаты выполнения заданий модуля базовых навыков после прохождения тренинга в среднем в 2,6 раза. 

При проведении анкетирования было отмечено, что значительная часть курсантов улучшила показатели работы на лапароскопических симуляторах: 90,0% курсантов после занятий приобрели умение держать горизонтальный уровень изображения на экране видеомонитора при работе с лапароскопом, 90,2% – уверенно фиксировали объект лапароскопом в центре экрана видеомонитора, 76,9% – быстро достигали цели при движении инструментом, 80,7% надежно фиксировали объект инструментом, 66,6% – осуществляли безопасную тракцию тканей

Таким образом, использование симуляционного обучения необходимо для освоения и совершенствования лапароскопической методики оперативных вмешательств в гинекологии.

Презентация

Тема: Акушерство и гинекология
Админ .

Опыт симуляционного обучения у врачей анестезиологов-реаниматологов, работающих в стационарах акушерско-гинекологического профиля.

Автор(ы): Панова И.А., Малышкина А.И., Манис С.С., Сытова Л.А., Дудов П.Р.

Город: Иваново

Учреждение: ФГБУ «Ивановский научно-исследовательский институт материнства и детства им. В.Н.Городкова» Минздрава России

Результаты

Обучение навыкам и умениям оказания неотложной помощи в условиях клиник практически невозможно осуществить из-за ряда объективных причин, одна из которых – непрогнозируемый сценарий ургентного состояния. Для решения задач, направленных на квалифицированное освоение практических навыков и умений оказание неотложной помощи в симуляционном центре на кафедре акушерства и гинекологии, неонатологии, анестезиологии и реаниматологии ИвНИИ МиД им. Городкова проводятся циклы тематического усовершенствования для врачей анестезиологов, работающих в учреждениях родовспоможения на тему «Анестезия, интенсивная терапия и реанимация в акушерском и гинекологическом стационарах».

Целью обучения является профессиональное совершенствование врача анестезиолога-реаниматолога по наиболее актуальным теоретическим и практическим вопросам специальности в акушерстве и гинекологии, знакомство с современными подходами в диагностике и лечении различных критических состояний, новыми фармакопейными средствами и современной наркозно-дыхательной и следящей аппаратурой, а также новой техникой, используемой для интенсивной терапии. Занятия у обучающихся ведут квалифицированные врачи анестезиологи–реаниматологи, проводится отработка практических навыков на тренажерах. Полученные навыки закрепляются в сценариях клинических ситуаций на манекенах и симуляторах. 

Нами проведен анализ теоретической подготовки и качества выполнения сердечно-легочной реанимация (СЛР) взрослого человека врачами анестезиологами, прошедшими обучение на нашем цикле. Достоверность различий между показателями независимых выборок оценивалась по t-критерию (M±m).

Средний возраст обучающихся составил 37,9±1,37 лет. Средний стаж работы в должности врача – 12,1±1,42 лет, причем достоверно чаще среди обучающихся были врачи со стажем до 5 и свыше 20 лет по сравнению с коллегами с другим стажем работы (р<0,05 в обоих случаях). Распределение курсантов по уровню работы в акушерском стационаре представлено таким образом – 25,5% работают в стационарах первого уровня, 43,6% – второго уровня и 30,9% – третьего уровня. При этом 50,8% из всех обученных нами врачей не имели квалификационной категории (р<0,001), 83,3% анестезиологов, проученных на курсе дежурят в родильном доме.

Для оценки теоретических знаний курсантов на цикле проводится тестирование по основным вопросам анестезиологии и реанимации в акушерстве. Тесты включают в себя 80 вопросов. Итоговый тестовый контроль проводится в конце курса обучения. При средней величине процентов правильных ответов менее 70 – выставляется оценка «неудовлетворительно», 71-80 - оценка «удовлетворительно», 81-90 – оценка «хорошо», а при сумме баллов 91-100 – «отлично». По результатам тестирования установлено достоверное улучшение теоретических знаний курсантов: средняя оценка итогового тестирования составила – 4,74±0,05 (при исходном уровне – 3,36±0,09; р<0,001). 

Качество практических навыков по сердечно-легочной реанимации (непрямой массаж сердца и искусственная вентиляция легких «рот-в-рот») оценивалось на манекене «Resusci Anna SkillReporter», который обеспечивает моментальную и объективную информацию о правильности выполнения ключевых приемов СЛР. Правильность компрессий оценивается модулем по трем параметрам - сила компрессии, частота, правильность расположения рук; правильность вентиляции легких оценивается по глубине вдоха, частоте и обеспечении проходимости дыхательных путей. Кроме того, манекен выдает информацию о скорости компрессий, объеме вдыхаемого воздуха и оценивает соотношение компрессий и вентиляций. Данный модуль имеет встроенный принтер для распечатки результатов выполнения курсантами приемов СЛР. 

Оценка практических навыков по оказанию первичной реанимации оценивалось до и после проведения курса обучения. Анализ данных, характеризующих, правильность выполнения непрямого массажа сердца, показал, достоверное увеличение правильно выполненных компрессий грудной клетки, по сравнению с показателями до проведения цикла (р<0,001). Процент правильно проведенных ИВЛ (методом «рот-в-рот» или мешком АМБУ) после цикла ТУ также достоверно увеличился (р < 0,001). Необходимо отметить, что ошибки при выполнении реанимационных мероприятий были однотипными во всех группах. Наиболее часто встречались чрезмерно сильная компрессия грудной клетки и неправильное расположение рук при проведении непрямого массажа сердца, при проведении искусственной вентиляции легких – неадекватный (избыточный или недостаточный) объем вдыхаемого воздуха из-за неправильного положения головы больного. 

Таким образом, использование симуляционного обучения позволяет значительно улучшить теоретические знания и практические навыки у анестезиолого-реаниматологов, работающих в учреждениях родовспоможения.

Презентация

Тема: Акушерство и гинекология
Админ .