ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ ПЕРВИЧНОЙ АККРЕДИТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ ВО И СПО В АККРЕДИТАЦИОННО-СИМУЛЯЦИОННОМ ЦЕНТРЕ ПЕРМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. АКАДЕМИКА Е.А. ВАГНЕРА

Автор(ы): В.В. Рудин, О.А. Артамонова, Н.В. Исаева, Т.И. Рудавина, Л.Ф. Михалева

Город: Пермь

Учреждение: ФГБОУ ВО Пермский государственный медицинский университет имени академика Е.А. Вагнера Минздрава России

Актуальность

Первичная аккредитация специалистов высшего и среднего медицинского образования является в настоящее время обязательной процедурой для допуска к профессиональной деятельности выпускников профильных медико-фармацевтических образовательных организаций в Российской Федерации. Сложность в соблюдении всех требований нормативных актов по проведению процедуры ПАС затрудняют деятельность отдельных образовательных организаций в этом направлении работы.

Материалы и методы

В 2018 году на уровне Министерства здравоохранения Пермского края и Министерства образования Пермского края было принято решение о проведении процедуры ПАС СПО на единой площадке для всех образовательных организаций, осуществляющих подготовку медицинских и фармацевтических кадров в крае с целью обеспечения качества и единства в организации и проведении первичной аккредитации специалистов на базе Аккредитационно-симуляционного центра ПГМУ им. академика Е.А. Вагнера. В ней принимали участие выпускники 10 образовательных организаций Пермского края. Общее количество аккредитуемых составило 806 человек. Также в ПГМУ им. академика Е.А. Вагнера по программам специалитета ВО обучаются студенты 4-х специальностей – лечебное дело, педиатрия, медико-профилактическое дело и стоматология. Общее количество допущенных к аккредитации студентов – 484 человек.

Результаты

Большую часть аккредитуемых специалистов ВО составили выпускники по специальности «Лечебное дело». Из них аккредитовано 238 чел. – 97,5%, не аккредитовано 6 чел., из них 4 чел. набрали менее 70%, а двое отказались от дальнейшего прохождения аккредитации на данном этапе. Второй этап – ОСКЭ успешно прошли все 238 чел., но из них только 228 чел. с первой попытки. Стоит также отметить, что в 2018 году была введена шестая «пилотная» станция второго этапа «Сбор жалоб и анамнеза на первичном амбулаторном приеме врача». Ее проходили 24 чел., набрав на этой станции 70 и более %. Эти результаты не учитывались в общем суммировании баллов, но показали достаточный уровень подготовки по данным навыкам у выпускников лечебного факультета. Третий этап (решение ситуационных задач) с первой попытки был преодолен 222 выпускником, средний бал составил 13,1±2,2, остальные студенты сдали этот этап со второй или третьей попытки.
Таким образом, первичную аккредитацию специалистов лечебного дела в 2018 году прошли 238 из 244 человек. На втором месте по общему количеству студентов, допущенных к аккредитации, являются выпускники по специальности «Педиатрия» - 94 чел. Во время прохождения первого этапа, с первой попытки было сдано 86 чел., после прохождения пересдач, ко второму этапу было допущено 93 аккредитуемых. Этап ОСКЭ все выпускники успешно прошли без пересдачи как и третий этап.
По специальности «Стоматология» были допущены 74 человека, из них первый этап пройден с первой попытки 62 студентами, не сдали этот этап 2 чел. Второй этап – ОСКЭ, с результатом «сдано», завершили 73 человека. Третий этап с первой попытки прошли 71 чел., а 2 чел. - только с третьей попытки. ПАС по специальности «Стоматология» организуется уже 3 года и накоплен большой опыт и сформирована высокая мотивационная составляющая у выпускников.
Медико-профилактический факультет предоставил к прохождению аккредитации 71 студента, которые были допущены по результатам прошедшей аттестации. С первой попытки успешно прошли тестирование 53 выпускника, после прохождения второго и третьего этапа, их общее количество остановилось на 66 студентах. Второй этап с результатом 70% и более, прошли 66 человек, которые и были к нему допущены. Третий этап, также успешно был сдан всеми студентами, допущенными к нему.
Первый этап первичной аккредитации СПО (тестирование) показал 70% и более правильных ответов у 720 из 806 аккредитуемых. Результат менее 70% у 38 чел. (4%), неявка на первый этап составила 48 (6,0%) аккредитуемых. Ко второму были допущены 720 аккредитуемых (Лечебное дело - 172 специалиста, Сестринское дело - 418, Фармация - 20, Лабораторная диагностика - 30, Стоматология ортопедическая - 35, Акушерское дело - 29, Медицинский массаж (для лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению) - 16).
Маршрутизация второго этапа первичной аккредитации СПО в зависимости от специальности включала цепочку станций с определенным перечнем практических навыков (умений) в пределах одного помещения.
Ежедневно работали 6 специально оборудованных симуляционных комнат по специальности «Сестринское дело», 2 комнаты по специальности «Лечебное дело», и по 1 комнаты по специальностям: «Фармация», «Лабораторная диагностика», «Стоматология ортопедическая», «Акушерское дело», «Медицинский массаж». Регламент процедуры составил до 30 минут на прохождение станции аккредитуемым и 5 минут на переходы и смену оснащения.
В результате прохождения 2 этапа «70% и более правильных действий» получили все 720 аккредитуемых.

Обсуждение

По окончании работы члены аккредитационной комиссии высказали замечания и предложения по организации работы:
1.Информирование выпускников о процедуре и особенностях прохождения этапов ПАС необходимо начинать проводить, начиная с начала учебного года, чтобы повысить уровень мотивации для подготовки к аккредитации
2.Не включать в члены АК сотрудников частных (коммерческих) медицинских центров из-за их отказа участвовать в дни и часы утвержденного графика аккредитации.
3.Совершенствовать работу системы «Клиент аккредитация медицинских работников» и рассмотреть возможность применения электронных подписей членов аккредитационной комиссии в протоколах.
4.Считать опыт совместной работы Пермского государственного медицинского университета имени академика Е.А. Вагнера и практического здравоохранения положительным

Выводы

Опыт проведения первичной аккредитациии специалистов высшего медицинского образования ФГБОУ ВО Пермский государственный медицинский университет имени академика Е.А. Вагнера Минздрава России 2016-17 годов позволил разработать оптимальную маршрутизацию ПАС более чем 1000 выпускников ПГМУ и выпускников организаций среднего медицинского образования Пермского края.

Тема: Организация здравоохранения
Виктор Рудин

На ошибках учатся! Использование результатов первичной аккредитации в совершенствовании подготовки специалистов.

Автор(ы): Вахитов М.Ш., Власов Т.Д., Каменева Е.Г., Авраменко Е.А., Орлова С.А., Александрин В.А.

Город: Санкт-Петербург

Учреждение: Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им.акад. И.П.Павлова

Цель

Повысить уровень подготовки выпускников университета к практической деятельности.

Материалы и методы

Материалом для исследования явились результаты оценки практической подготовленности выпускников 1СПбГМУ им.акад.И.П.Павлова экспертной группой в процессе проведения П этапа первичной аккредитации. Для анализа использованы данные стандартных чек-листов, обязательных для заполнения экспертами на 5 станциях аккредитации по всем представленным позициям. Всего подвергнуто анализу результаты аккредитации 200 выпускников университета.

Результаты

Анализ результатов П этапа первичной аккредитации выпускников 1СПбГМУ им.акад.И.П.Павлова в целом свидетельствует о достаточно высоком уровне их практической подготовленности. Все 500 выпускников лечебного факультета успешно прошли П этап аккредитации. Однако при выполнении поставленных на каждой станции задач ряд студентов допускали ошибки и неточности в выполнении отдельных ее фрагментов, что снижало уровень итоговой оценки. Так, на станции «Внезапная остановка кровообращения» наиболее часто встречающейся ошибкой (17-20%) были констатированы неадекватная частота компрессий и неадекватный объем ИВЛ. На станции «Экстренная медицинская помощь» около 20% выпускников нарушали последовательность осмотра пациента, не проводилось повторное исследование неврологического статуса, не обеспечивалось правильное положение пациентов в соответствии с его состоянием, что предусмотрено алгоритмом прохождения аккредитации на данной станции. Отдельные студенты допускали ошибки при выполнении и интерпретации ЭКГ. Ошибки, наблюдавшиеся на станции «Неотложная медицинская помощь», касались уточнения аллергоанамнеза (34,5%), контроля отсутствия воздуха в шприце (16,5%), отметки в медицинской документации после манипуляции (32,5%). На станции «Физикальное обследование» выпускники делали ошибки в позициях: «подготовка оборудования», «правильное измерение ЧДД», «аускультация митрального клапана с изменением положения» и в ряде других позиций. В целом эти и другие ошибки допускались не более 20% студентов. На станции «Диспансеризация» процент отдельных недочетов также был невелик и в среднем допускался 17% выпускников. Эти ошибки касались позиционирования пациентов, правильной оценки носового дыхания, подготовки оборудования и др. Треть аккредитуемых на отдельных станциях не обрабатывали руки после манипуляции.

Обсуждение

Проводя общий анализ результатов первичной аккредитации 2017 года следует отметить, что кафедрами университета уделено достаточное внимание формированию клинического мышления и освоению практических навыков. Тем не менее, при выполнении практических заданий на станциях имелись недочеты, которые можно объяснить рядом возможных на то причин: стресс, не правильное распределение времени на выполнение отдельных элементов задания, в результате чего некоторые элементы были упущены, небрежность выполнения и, наконец, недостаточная отработка в период обучения алгоритма действий при тех или иных клинических случаях. Все эти факторы, а возможно и другие, конечно же, могут иметь место при испытаниях подобного типа. Однако, анализ причинно-следственных связей свидетельствует, что в большинстве случаев ошибки на втором этапе аккредитации допускаются студентами в силу недостаточных навыков в работе с использованием симуляционных технологий. Одной из причин этого, вероятно, является акцент на работу студентов, прежде всего, с пациентами в рамках практических занятий в клиниках университета и недостаточное внимание к заменяющим пациента современным методам обучения на симуляционной платформе.

Выводы

1. Симуляционные технологии – важный компонент образовательного процесса в медицинском вузе на современном этапе, требующий активной интеграции его на всех этапах практической подготовки студентов.
2. Результаты первичной аккредитации выпускников – основа совершенствования методологии и содержания учебной программы клинических дисциплин.

Тема: Организация здравоохранения
Мавлет Вахитов

ВНЕДРЕНИЕ БЕРЕЖЛИВЫХ ТЕХОЛОГИЙ В ПОДГОТОВКУ УЧАСТКОВОГО ВРАЧА-ПЕДИАТРА

Автор(ы): Лисовский О.В., Гостимский А.В., Прудникова М.Д., Лисица И.А., Кочарян С.М., Краковская К.А., Абубакарова М.Р., Лихачевская И.В., Мусаева А.Ш.

Город: Санкт-Петербург

Учреждение: Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет.

Актуальность

Повседневная работа врачей поликлинического звена регламентируется приказом Министерства Здравоохранения РФ №290Н от 02.06.2015г. («Об утверждении типовых отраслевых норм времени на выполнение работ, связанных с посещением пациентов врача-педиатра участкового, врача-терапевта участкового…»). Вместе с тем, высокая обращаемость на первичные приемы в поликлиниках наряду с несоблюдением принципов бережливого здравоохранения ведет к потерям и дефектам оказания медицинской помощи. Среди существующих потерь особое внимание следует уделить времени ожидания пациентом приема или манипуляции, отсутствие логистики движения пациентов на амбулаторном этапе, смешение потоков здоровых и больных детей, поиск карт при обращении пациента в регистратуру непосредственно перед приемом врача, длительное прохождение профилактического осмотра детей в возрасте 1 года и старше, недостаточное информационное сопровождение. Список проблем поликлиник может быть продолжен, но вышеупомянутые проблемы уже не позволяют на должном уровне вести прием, не задумываясь об организации рабочих процессов. Также существуют потери во время приема, связанные со сбором анамнеза и заполнением медицинской документации, включая статистические талоны, журналы учета и регистрации нозологических форм. Таким образом, рационально используется менее 50% рабочего времени, что ведет за собой необходимость работать с пациентом сверх регламентированных законом временных норм и, как следствие, негативное отношение населения к качеству оказания медицинской помощи на первичном приеме участковых врачей-специалистов.

Цель

Анализ и оптимизация работы врачей-педиатров на амбулаторном приеме соблюдая принципы бережливого здравоохранения.

Материалы и методы

В Санкт-Петербургском государственном педиатрическом медицинском университете создан "Учебный центр эффективной помощи "Бережливая поликлиника". Задачей Центра является проведение фабрик процессов с выявлением проблем первичного приема и последующей оптимизацией работы специалистов, позволяющей уменьшить потери. Моделирование фабрики процессов первичного приема врачами-специалистами в реальном времени, вебинаров и удаленных курсов, деловых игр и наглядных кейсов с последующим анализом проделанной работы позволило организовать рабочее пространство в кабинете специалиста и увеличить время на осмотр пациента как за счет упразднения лишнего документооборота, так и за счет перераспределения функциональных обязанностей среднего медицинского персонала.

Результаты

Проведение фабрики процессов "Прием участкового врача-педиатра" ориентирован на детей до года и детей старшего возраста. В учебном центре моделировались обе фабрики. Прием проводился в трех кабинетах имитируя реальные участки поликлиники. На начальных этапах выявлены проблемы на рабочем месте. Выявлено отсутствие единого представления о текущем и целевом состоянии процесса, технике картирования и видах потерь и, конечно, о возможностях оптимизации, направленных на улучшение как расположения рабочих мест в кабинетах, взаимодействия между сотрудниками, так и расположении подручных средств на рабочем месте. При повторном проведении приемов аналогичными специалистами время первичного приема детей до 1 года удалось уменьшить на 4 минуты (исходные показатели - 12 минут), что позволило больше времени уделить пациенту. Отдельное внимание уделялось непрофильным пациентам, пришедшим без записи и опоздавшим. Во время проведения фабрики процессов наблюдение велось и за временем ожидания в коридоре. Так, путем перераспределения обязанностей медицинских сестер, удалось получить целевые показатели времени ожидания в очереди, сократив их от 45 до 20 минут.

Выводы

Проведение фабрики процессов в условиях Учебного центра эффективной подготовки врачей и комплексное внедрение всех описанных мероприятий позволяет оптимизировать условия для эффективной и качественной работы медицинского персонала лечебно-профилактических учреждений и, как следствие, улучшить качество оказания медицинской помощи населению на первичном приеме.

Тема: Организация здравоохранения
Олег Лисовский

ПЕРВИЧНАЯ АККРЕДИТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ. ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ РЕШЕНИЯ

Автор(ы): Гостимский А.В., Лисовский О.В., Лисица И.А.

Город: Санкт-Петербург

Учреждение: Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет.

Актуальность

Внедрение ФГОС третьего поколения в преподавание в медицинских вузах подразумевает возможность самостоятельной работы выпускников по определенным медицинским специальностям. Допуском к работе стало прохождение процедуры аккредитации специалиста по окончании вуза.
Правила проведения аккредитации определены приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 25 февраля 2016 г. №127н «Об утверждении сроков и этапов аккредитации специалистов, а также категорий лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов» [1].
Основной задачей современного образовательного стандарта является формирование у выпускников компетенций – способностей применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении профессиональных задач. Составляющими компонентами компетенций являются теоретические знания и практические навыки, полученные в ходе обучения в вузе.

Цель

Выявить проблемы подготовки и проведения первичной аккредитации специалистов.

Материалы и методы

В 2016 году в ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» впервые проводилась аккредитация по специальности «стоматология». Это был первый опыт проведения аккредитации для вуза и страны в целом. Учитывая небольшое количество аккредитуемых (57 выпускников), сложности в проведении были связаны с технической обеспеченностью станций и техническими возможностями аккредитационного центра.
По окончании 2016/2017 учебного года желание пройти аккредитацию в университете изъявили 362 человека по специальности «педиатрия», 51 – «лечебное дело», 73 – «стоматология», 9 – «медико-профилактическое дело», 6 – «медицинская биофизика». Таким образом, всего к аккредитации были допущены 501 выпускник вуза.
По итогам 2017/2018 учебного года аккредитацию прошли 392 человека по специальности «педиатрия», 63 – «лечебное дело», 57 – «стоматология», 15 – «медико-профилактическое дело», 8 – «медицинская биофизика». Всего - 535 выпускников.
Таким образом, в течение трех лет на базе СПбГПМУ аккредитовано 1096 специалистов: 754 - по специальности 31.05.02 «Педиатрия», 114- по специальности 31.05.01 «Лечебное дело», 14- по специальности 30.05.02 «Медицинская биофизика», 24 по специальности 32.05.01 «Медико-профилактическое дело», 187- по специальности 31.05.03 «Стоматология».

Результаты

Первичная аккредитация специалистов проходила в 3 этапа: тестирование, оценка практических навыков и умений в условиях «симулированной» клиники и решение задач.
Подготовка студентов к сдаче первичной аккредитации проводилась в течение учебного года. Она включала как самостоятельную работу (прохождение репетиционного тестирования и решение ситуационных задач на официальном Интернет-сайте Методического центра аккредитации специалистов (http://fmza.ru)), так и практическую работу (организованные на базе симуляционного центра факультативные занятия по отработке практических навыков, занятия на кафедрах с разбором клинических задач и использованием оценочных средств для первичной аккредитации).
Для подготовки ко второму этапу аккредитации использовались изданные в СПБГПМУ учебные пособия для студентов педиатрического и лечебного факультета («Оказание неотложной помощи в схемах и таблицах», «Физикальное обследование и диспансеризация пациента», «Физикальное обследование и профилактический осмотр ребенка») [2,3,4], а также видеоматериалы (обучающие фильмы) для помощи в подготовке к каждой станции.
Основными проблемами при подготовке студентов отмечалась нехватка времени для освоения навыков практического этапа ввиду загруженности учебного плана и несвоевременная публикация базы тестовых заданий и паспортов станций. Особенно остро эти факторы определялись в 2016 году, что оказывало значительное психологическое воздействие на аккредитуемых.

Обсуждение

На этапе тестирования проблемы возникли, главным образом, в 2016-2017 гг. Отмечалась низкая скорость интернет-соединения и результаты не имели конкретной информации, что было необходимым для поступления в клиническую ординатуру (на экране указывалось «Сдано»-«Не сдано»). В 2018 году результаты выдавались сразу, однако, технические проблемы еще сохранялись.
При проведении второго этапа основные трудности составили алгоритмы выполнения действий и незавершенные паспорта станций. В ряде случаев, не указывалась необходимость использования симулированного пациента в роли сопровождающего. Это отмечалось и при профилактическом осмотре ребенка и при остановке артериального кровотечения. Существенные затруднения вызвали "внезапные" изменения паспортов станций по специальности «Биофизика» в 2017 году, что определило необходимость приобретения дополнительного оборудования в кратчайшие сроки.
При подготовке и проведении третьего этапа, состоящего из ситуационных задач, отмечалась нехватка стандартизированных оценочных средств и отсутствие четких эталонов ответов, что, несомненно, может говорить о доле субъективности оценки аккредитуемых.
Таким образом, трехлетний опыт проведения первичной аккредитации специалистов позволил выявить уязвимые места в организации и проведении этапов аккредитации, слабые места в подготовке выпускников, что служит основанием для коррекции вышеуказанных пунктов.

Выводы

1. Изменения фонда оценочных средств, паспортов станций, введение дополнительных станций на этапах аккредитации должны быть заблаговременными, не позже начала учебного года.
2. Аккредитационные центры должны иметь утвержденную штатную структуру, целевое финансирование, необходимые площади и оборудование для обеспечения круглогодичной подготовки специалистов, проведения аттестации и психологической поддержки аккредитуемых.

Тема: Организация здравоохранения
Олег Лисовский

АНАЛИЗ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ СТАНДАРТОВ СЕРДЕЧНО-ЛЕГОЧНОЙ РЕАНИМАЦИИ У ВРАЧЕЙ-КУРСАНТОВ НА БАЗЕ ЦЕНТРА СИМУЛЯЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ И АККРЕДИТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ РЯЗГМУ

Автор(ы): Е.Н.Танишина, И.В.Бахарев

Город: Рязань

Учреждение: ФГБОУ ВО РязГМУ Минздрава России

Актуальность

Как показывает ряд исследований, большинство выпускников медицинских вузов, а также многие практикующие врачи, обладая необходимыми профессиональными знаниями и качествами, как теоретически, так и практически, являются недостаточно подготовленными к правильному и адекватному выполнению СЛР. Подобная ситуация актуализирует широкое внедрение симуляционных образовательных технологий на базе Центров симуляционного обучения в практику последипломной подготовки врачей различных специальностей и с разным стажем работы, в связи с чем приобретает особую весомость вопрос о соответствующей дифференциации обучения, вытекающей из различного исходного уровня теоретических знаний и практических навыков курсантов. Последние показатели в публикациях последних лет оцениваются лишь суммарно, без учета стажа и специализации врачей.

Цель

Целью данного исследования являлось получение дифференцированной оценки знаний современного европейского алгоритма СЛР среди врачей в зависимости от места их работы и стажа врачебной деятельности перед проведением однодневного тренинга по модулю «Базовая сердечно-легочная реанимация».

Материалы и методы

Проанализировано 392 анкеты с вопросами по методике проведения СРЛ, заполненные курсантами перед началом занятий, посвященных отработке и закреплению навыков СЛР, соответствующих европейским стандартам.

Результаты

Средний стаж врачебной деятельности обучаемых - 13,9±3,3 лет (р ≤ 0,05). По месту работы выделены 4 группы курсантов: работающие в городских и областных стационарах общего профиля – 144, в специализированных стационарах (кардиодиспансер, психбольница, туберкулезный диспансер и пр.) – 75, в ЦРБ – 67, в поликлиниках - 106. В каждой группе регистрировалось количество правильных ответов на конкретные вопросы, выражаемое в % по отношению к общей численности группы. Полученные показатели проанализированы с использованием методов вариационной статистики.

Обсуждение

Анализ приведенных результатов опроса и тестирования врачей курсантов в Центре симуляционного обучения и аккредитации специалистов РязГМУ показывает определенную дифференциацию в уровне теоретических знаний стандартов, необходимых для успешного выполнения СЛР, зависимых как от места работы, так и от врачебного стажа.

Выводы

Выявленные различия в подготовке требуют уделить особое внимание симуляционному обучению врачей ЦРБ и поликлиник. Подобные различия в подготовке требуют особого учета в дальнейшем симуляционном обучении. При этом, в ходе обучения особенно важной представляется унификация теоретических знаний и стандартов проведения СЛР среди врачей городских стационаров, ЦРБ и поликлиник.

Тема: Организация здравоохранения
Елена Танишина

Моделирование работы регистратуры медицинской организации в подготовке по организации здравоохранения на вузовском этапе

Автор(ы): Иванова Н.В., Самаркин А.И.

Город: Псков

Учреждение: ФГБОУ ВО Псковский государственный университет

Актуальность

Внедрение эффективной системы управления амбулаторно - поликлиническим звеном здравоохранения является одной из наиболее актуальных проблем организации здравоохранения. Проблема очередей в амбулаторно-поликлинических учреждениях снижает доступность амбулаторно-поликлинической помощи и вызывает недовольство населения. Первое знакомство посетителей с поликлиникой начинается в регистратуре, которая является основным структурным подразделением по реализации приема больных в поликлинике. От организации работы регистратуры зависит в значительной степени ритмичность работы всех подразделений поликлиники, обеспечение наиболее оптимального распределения потоков посетителей и уменьшение затрат времени больных на посещение поликлиники. В основном наличие очередей объясняется проблемами с регистрацией на прием. Об этом свидетельствуют принимаемые меры: введение IP телефонии, электронной регистрации, регистрации по телефону. Из теории очередей следует, что очереди не растут и остаются конечными только при условии, что пропускная способность системы массового обслуживания больше плотности потока требований.
Работа медицинского учреждения и его отдельных подразделений может рассматриваться как классический объект применения положений теории массового обслуживания.

Цель

Обучение студентов медицинских специальностей в курсе организации здравоохранения применению пакетов компьютерного моделирования для имитации систем массового обслуживания специфичных для здравоохранения.

Материалы и методы

Процесс моделирования может управляться событиями, либо временем моделирования. В первом случае модель представляет собой автомат, переключающийся между отдельными состояниями, причем время переключения заранее неизвестно (например, лечебное учреждение работает в штатном режиме, пока не появился экстренный пациент). Во втором случае, в системе моделируется ход времени, в процессе которого с определенной вероятностью происходят события (например, обращения пациентов). Рассмотрены несколько имитационных моделей деятельности регистратуры медицинской организации с точки зрения теории массового обслуживания. Пациент, обратившийся в регистратуру (далее – обращение) представляет собой сущность. Сущности создаются блоком-генератором, параметрами которого являются закон распределения обращений и характеристики указанного закона (для потока Пуассона – интенсивность обращений). Обращение обрабатывается отдельным окном регистратуры за некоторое среднее время обслуживания, причем время обслуживания является случайной величиной. Окно регистратуры моделируется блоком-сервером. В случае, если окно регистратуры занято, обращение помещается в очередь с дисциплиной «первый пришел – первый вышел» (first in – first out, FIFO). Непринятые обращения помещаются в очередь.
Используемые пакеты компьютерного моделирования для имитации систем массового обслуживания специфичных для здравоохранения представляют некую компьютерную игру, которая позволяет студентам рассмотреть некоторые возможности по улучшению обслуживания обращений:
1. Повышение скорости обслуживания в окне (за счет интенсификации труда оператора).
2. Увеличение числа окон обработки при сохранении производительности
3. Установка устройства автоматической записи (инфомата) и другие.

Результаты

Модели, представленные выше, позволили оценить нагрузочную способность регистратуры медицинской организации при заданных условиях. Так, очевидно, что единственное окно регистратуры неспособно обработать поток заявок без неприемлемо большого времени ожидания и разрастания очереди ожидания до пределов ее емкости. Интенсификация труда регистратора (например, путем внедрения АРМ), при заданных параметрах, не устраняет очередь, а лишь сдвигает сроки ее увеличения до предельных размеров. Таким образом, следует либо увеличить интенсивность труда, что может быть ограничено скоростью работы регистратора, либо перейти к экстенсивным методам – созданию следующего окна обработки, либо установке автоматов для самостоятельной записи – инфоматов.

Обсуждение

Компьютерное моделирование позволяет проанализировать достаточно сложные с аналитической точки зрения проблемы при достаточно малых затратах и привлекаемых ресурсах. Рассмотренные в настоящей статье модели достаточно просты и являются лишь первым приближением к наблюдаемым в реальной жизни проблемам. Так, очевидна необходимость в моделировании потоков пациентов с учетом их территориально-гендерного и возрастного распределения по участкам, хронометрирования реальных сроков обслуживания пациентов и возможной стратификации обращений по уровню сложности.

Выводы

Таким образом, можно сделать вывод о возможности применения пакетов компьютерного моделирования для имитационного моделирования систем массового обслуживания, в том числе, специфичных для здравоохранения, что позволяет повысить уровень практико - ориентированной подготовки по организации здравоохранения в системе медицинского образования, предсказать загрузку регистратуры медицинской организации, выработать рекомендации по количеству окон обработки обращений пациентов, нормативов на обработку отдельного обращения, оценить результаты установки инфомата и дать рекомендации разработчикам интерфейсов о времени взаимодействия пациента с инфоматом.

Тема: Организация здравоохранения
Наталья Иванова

ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЕ АВТОРСКОЙ МЕТОДИКИ «КЛАСС» ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ СИНДРОМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И СТРЕССА, УПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫМ СОСТОЯНИЕМ В ЖИЗНИ И РАБОТЕ ВРАЧА

Автор(ы): Кныш О.Ю., Логвинов Ю.И.

Город: Москва

Учреждение: ГБУЗ ГКБ им. С. П. Боткина ДЗМ (Учебный центр для медицинских работников – Медицинский симуляционный центр Боткинской больницы)

Актуальность

Учебный центр для медицинских работников - МСЦ Боткинской больницы – один из крупнейших и мощных п о оснащению учебных центров в Европе. За период своей работы с 2015 по 2018 годы обучение прошли более 20 000 человек по практически всем медицинским специальностям.
Во время обучения с курсантами проводилось анкетирование и ряд опросов для повышения уровня образовательных программ. В ходе такого сбора обратной связи от медицинских работников, в частности выяснилось, что одной из актуальных проблем современной ситуации в медицине является профессиональное и эмоциональное выгорание и неумение управлять своим психоэмоциональным состоянием в стрессовых ситуациях.
По отзывам медицинских работников, выгорание негативно сказывается на психологическом и физическом здоровье, влияет на ряд профессиональных компетенций, затрудняет успешное лечение больных

Материалы и методы

В настоящее время в медицинском сообществе сформировалась потребность в создании простой и понятной, быстрой и эффективной методики работы по устранению профессионального выгорания и самостоятельному регулированию своего психоэмоционального состояния или работе со стрессом. Единой эффективной модели преодоления выгорания, удовлетворяющей указанным выше требованиям медицинских работников в настоящий момент нет, и каждое решение требует индивидуального подхода, который будет учитывать специфику человека, ситуации, конкретного учреждения. Однако первый шаг в работе над проблемой выгорания медицинских работников сделан именно в МСЦ Боткинской больницы.
На основе существующих разрозненных методик по работе со стрессом и профессиональным выгоранием был разработан свой авторский метод КЛАСС (Кныш-Логвинов Антистресс Система Саморегуляции). Предлагаемая методика КЛАСС полностью удовлетворяет основным требованиям и запросам медицинских работников: быстро, просто, эффективно, надежно, доступно. Для того, чтобы наиболее полно и эффективно использовать все возможности разработанной методики, специалистами МСЦ Боткинской больницы разработаны и внедрены программы дополнительной профессиональной подготовки и повышения квалификации медицинских работников: «Профилактика профессионального выгорания в работе врача» и «Профилактика стресса и эмоционального выгорания у среднего медицинского персонала».
В предлагаемой системе КЛАСС использованы проверенные методики как отечественных, так и зарубежных специалистов, дополнены техниками НЛП и самогипноза, что позволяет быстро и надежно проработать стрессовую ситуацию любой степени эмоциональной значимости и оперативно (за 7-10 минут) самостоятельно медицинскому работнику скорректировать свое психоэмоциональное состояние без привлечения специалистов в области психологии и психотерапии.
Методика КЛАСС состоит из 5-ти последовательных шагов:
1. Быстрая и остановка стрессового воздействия.
2. Психоэмоциональная перезагрузка человека.
3. Корректировка восприятия стрессовых факторов и ограничивающих убеждений.
4. Самогипноз для восстановления своего оптимального состояния.
5. Выстраивание позитивного восприятия и целеполагания.

Результаты

В МСЦ Боткинской больницы эффективность проведенных курсов с использованием методики КЛАСС была измерена с помощью стандартной процедуры входного и выходного тестирования курсантов. В тестировании приняли участие 127 медицинских сестер из 21 лечебного учреждения ДЗМ и 135 врачей из 30 лечебных учреждения ДЗМ.
Результаты тестирования показывают, что после прохождения учебной программы, у курсантов наблюдается уверенное снижение тревожности, симптомов депрессии, патологических стресс-реакциям и пр. в диапазоне 18-25%, а отдельных случаях и до 70-80%. Применение методики КЛАСС доказало свою эффективность в случае даже однократного применения в не замотивированной аудитории медицинских работников, прибывших по распоряжению руководства проходить обучение:
1. По тесту «Шкала безнадежности Бека» негативное отношение своего будущего снизилось у медсестер на 9,8%, у врачей на 10,5%.
2. По тесту «Шкала тревоги Бека», определяющему оценку степени выраженности тревожных расстройств, произошло снижение тревожности у медсестер на 16,8%, у врачей на 10,2%.
3. По тесту «Шкала депрессии Бека», ощущение своего состояния как депрессивного снизилось у медсестер на 33,8%, у врачей на 38,1%.
4. По тесту «Самочувствие в экстремальных условиях» предрасположенность медицинских работников к патологическим стресс реакциям улучшилась у медсестер на 20,5%, у врачей на 20%.

Выводы

Таким образом, в результате использования методики КЛАСС, при прохождения обучения по разработанным в Учебном центре для медицинских работников МСЦ Боткинской больницы программам, курсант на своем личном опыте ощущает снижение уровня стресса, тревожности и нестабильного психоэмоционального состояния, поэтому он может осознанно и уверенно применять практические навыки для того чтобы реагировать спокойно и адекватно на стрессовые ситуации:
• специалист может повлиять на свою оценку нестандартных и стрессовых ситуаций, т.е. умеет эмоционально более гибко воспринимать события, без излишних разрушающих переживаний;
• медицинский работник в состоянии не допустить развития разрушающих изменений в работе своего организма в том случае, если он уже отреагировал, т. е. правильно и своевременно успокоить себя и коллег, провести комплекс упражнений для восстановления своего психоэмоционального состояния.
В качестве объективной оценки слушателями предложенной программы по профилактике синдрома профессионального и эмоционального выгорания может служить раздел «Отзывы» на сайте ГКБ им. С.П. Боткина: https://botkinmoscow.ru/simcenter/otzyvy-msc/

Тема: Организация здравоохранения
Админ 1

"ИНТЕГРАЦИЯ В МЕЖДУНАРОДНУЮ СИСТЕМУ МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ СОВМЕСТНО С АМЕЕ (МЕЖДУНАРОДНОЙ АССОЦИАЦИЕЙ МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ)"

Автор(ы): Логвинов Ю.И., Свиридова С.А.

Город: Москва

Учреждение: ГБУЗ ГКБ им. С. П. Боткина ДЗМ (Учебный центр для медицинских работников – Медицинский симуляционный центр Боткинской больницы)

Актуальность

Интенсивное развитие сферы медицинского профессионального образования диктует необходимость решения актуальных проблем российского медицинского образования посредством исследования и изучения аналогичных и альтернативных новейших европейских технологий для их последующего применения в области образования в профессиях здравоохранения в рамках непрерывного обучения, последипломного и непрерывного образования в Российской Федерации.

Материалы и методы

AMEE (Association for Medical Education in Europe) - Ассоциация по медицинскому образованию в Европе - основана в 1972 году, с целью способствовать коммуникации среди медицинских преподавателей и оказывать помощь в развитии национальных ассоциаций по вопросам медицинского образования в Европе.
AMEE – европейская региональная ассоциация Всемирной Федерации Медицинского Образования (WFME), входящая в состав Исполнительного совета WFME. Членами AMEE являются представители более 90 государств на 5 континентах. Непосредственными участниками AMEE являются учителя, преподаватели, инструкторы, исследователи, администраторы, разработчики учебных программ, деканы, студенты и ординаторы в медицине и сфере здравоохранения.
Именно AMEE содействует распространению международного передового опыта, оказывает сильнейшее влияние на образовательные политики и практику образования.
AMEE поддерживает преподавателей и институты в их текущей образовательной деятельности и в разработке новых подходов к планированию учебных планов, методам преподавания и обучения, методам оценки и управлению образованием в ответ на прогресс в медицине, изменения в доставке медицинских услуг, требования пациента, а также новые образовательные методы.
Представительство AMEE в России будет способствовать активному интегрированию российского медицинского образования в глобальный образовательный ландшафт. Подобная открывающаяся возможность обмена опытом в традиционных подходах и информацией о передовых и инновационных методах в образовании всенепременно способствуют стимулированию новых научных исследований в области медицинского образования и перспективе их дальнейшего применения на практике не только в пределах Российской Федерации, но и на международной арене.

Результаты

Преподаватели европейских (и не только) медицинских вузов постоянно повышают свою квалификацию, осваивая образовательные программы от AMEE, теперь данная возможность появится и у российских представителей медицинской среды, равно как и единый доступ для каждого члена организации к онлайн и архивным вебинарам по медицинскому образованию.
Кроме того, это уникальная перспектива участия в международном сообществе преподавателей сферы здравоохранения, а также возможность принимать участие в широком спектре мероприятий, организуемых AMEE, включая комитеты и рабочие группы.
Немаловажным фактором является и возможность продвижения и популяризации организаций страны-участницы AMEE через сеть MedEdWorld.
Продвижение индивидуальных достижений и выход на сцену мирового медицинского сообщества так же является одним из основных преимуществ вступления в AMEE, что влечет перспективу номинации на премии и награды АМЕЕ (награды международного уровня).

Выводы

Таким образом, Российская Федерация, будучи официальным представителем, сможет непосредственно оказывать влияние на все ключевые решения внутри AMEE. Эти решения принимает Исполнительный комитет – высший управленческий орган Ассоциации. В него входит 6 человек со всего мира, это представители Польши, Ирландии, Австрии, США, Германии, а теперь еще и Россия. На данный момент, членом Исполнительного комитета от России является Залим Замирович Балкизов – секретарь Комиссии по оценке мероприятий и материалов для НМО Координационного совета по развитию НМО Минздрава России.

Тема: Организация здравоохранения
Софья Свиридова

ПРЕИМУЩЕСТВА И ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ БЛОКЧЕЙН ТЕХНОЛОГИЙ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Автор(ы): Логвинов Ю.И., Шматов Е.В.

Город: Москва

Учреждение: ГБУЗ "ГКБ им. С.П. Боткина ДЗМ"

Актуальность

Блокчейн в дословном переводе с английского означает «цепочка блоков». Это общедоступный реестр, не хранящийся централизованно, а распределенный между различными узлами в сети. Информация записывается в блоки. Каждый новый блок связан с предыдущим. Изменение информации в одном блоке невозможно без изменения всей цепи. Реестр хранит всю историю изменений.
Первыми технологией Blockchain заинтересовались финансисты. Новая технология, позволит снизить стоимость денежных переводов, особенно международных.
Банк России еще в сентябре 2017 года создал ассоциацию развития финансовых технологий «Финтех», в которую вошли все ключевые игроки отечественного финансового рынка, такие как Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, Альфа-банк, Национальная система платежных карт, платежная система Qiwi. Развитие технологии Blockchain — одно из приоритетных направлений работы ассоциации, которая разрабатывает собственный распределенный реестр — «Мастерчейн». В коммерческую эксплуатацию «Мастерчейн» планируется запустить в 2019 году. Сбербанк и Альфа-банк в конце ноября 2017 года провели первую операцию по технологии блокчейн: оператор сотовой связи «Мегафон» перечислил со счета в Альфа-банке 1 млн рублей своей дочерней компании «Мегалабс» на счет в Сбербанке.
С 1 января 2018 года Россия начала эксперимент по использованию технологии блокчейн для мониторинга достоверности сведений Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН). Эксперимент, согласно постановлению правительства РФ, продлится до 1 июля 2018 года, в Москве.
В 2017 году компания «Газпром нефть» в рамках реализации проекта BitumMap, направленного на создание комплексной системы управления поставками битумных материалов, планирует использовать технологию распределенного реестра. Специалисты блока развития шельфовых проектов «Газпром нефти» и «Газпромнефть-Снабжения» протестировали технологию блокчейн и концепцию интернета вещей в логистике материально-технических ресурсов. На приобретенное для «Газпром нефть шельфа» оборудование были установлены радиочастотные метки (RFID) и датчик спутникового позиционирования (GPS). На этапе отгрузки с завода-производителя в Великом Новгороде после считывания RFID-меток сформирован документ с информацией о поставке. GPS-датчик позволил контролировать движение груза на базу хранения в Мурманске, скорость его перемещения, количество и продолжительность остановок в пути.

Цель

Блокчейн – мощный и современный доверительный инструмент, дающий возможность для сторон производить обмен данными, осуществлять платежи с высоким уровнем доверия. Этот инструмент для хранения данных удобно использовать во множестве сфер деятельности. Высокий уровень безопасности и гибкости предоставляет широкие возможности в сфере здравоохранения.
В марте 2018 года в интервью советник председателя Внешэкономбанка Владимир Демин заявил о планах перевода медицинских карт граждан России в электронный вид, а именно — на блокчейн. Технология блокчейн способна значительно ускорить обмен данными (истории болезни, данные ФОМС и др.) между учреждениями; хранение данных осуществляется распределено (информация сохраняется у каждого участника обмена данными), при этом внесение информации происходит при согласовании со всей цепочкой сети что позволяет защитить данные от ложного изменения!
Технология блокчейн способна избавить здравоохранение от нелегальных бланков (листов нетрудоспособности, рецептов и др.). Снабдив бланки открытым ключом блокчейн любой человек сможет проверить подобный бланк (кому, когда и по какой причине он выдавался), для этого необходимо просканировать код бланка через специальное приложение.
Технология блокчейн способна изменить подход в обучении медицинского персонала. Возможно создание персональных идентификаторов медицинских работников (снабдить каждого медицинского работника персональным ID). Это позволит отслеживать в реальном времени сертификацию (аккредитацию) и категорию мед персонала, что даст возможность, как для персонала, так и для учреждений, проводить качественное обучение без ущерба для основной деятельности мед персонала. В настоящее время направление на учебу происходит в конце срока действующего сертификата, что обусловлено большими сложностями (отпускной период, загрузка на работе и др.). При создании персональных ID мед работников, появится дополнительная возможность отслеживания срока сертификации (аккредитации). Данная технология даст возможность образовательным учреждениям приглашать мед персонал на обучение (аккредитацию, аттестацию, учебные курсы и т.д.) не дожидаясь окончания срока действующего сертификата, это позволит более качественно проводить обучение, не создавая огромных групп слушателей.
При помощи технологии блокчейн возможно создание единой базы лекарственных препаратов. Снабдив лекарственные препараты открытыми ключами можно отследить цепочку поставки, наличие и количество того или иного препарата в любом учреждении, и исключит появление контрафактных препаратов.

Материалы и методы

СЛОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ БЛОКЧЕЙНА В МЕДИЦИНЕ.
Внедрение современных цифровых технологий возможно только там, где есть все возможности для этого. Цифровыми технологиями широко пользуются, сложность возникает на начальном этапе внесения информации:
• кому это поручить? (Необходима персонифицированная ответственность за правильность и безопасность внесения информации).
• как не допустить передачу информации третьим лицам.
• предотвращение и устранение ошибок при внесении данных.

Результаты

Внедрение Блокчейн технологии в сфере здравоохранения неизбежно. В отличие от индустрии финансов, в здравоохранении новые продукты внедряют значительно осторожнее и медленнее. Помимо того, что отрасль — консервативных, внедрение новой технологии требует серьезных финансовых вложений. Для того чтобы клиники смогли обмениваться данными пациентов внутри одной страны, нужно создать общую сеть, и обеспечить в медучреждениях более высокий уровень кибербезопасности и дополнительно обучить персонал.

Тема: Организация здравоохранения
Егор Шматов