СИМУЛЯЦИОННЫЕ ТРЕНИНГИ ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ

Автор(ы): Гостимский А.В., Кузнецова Ю.В.

Город: Санкт-Петербург

Учреждение: Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет.

Актуальность

Симуляционные технологии в настоящее время широко используются в ходе подготовки студентов медицинских вузов, врачей различных специальностей. Наряду с этим симуляционная подготовка внедряется в обучение так называемых «парамедиков»: работников МЧС, полиции, других категорий граждан, данная подготовка используется в ходе обучения водителей. Вместе с тем, в обществе существуют категории населения, сталкивающиеся с неотложными ситуациями, но не имеющие навыков их решения.

Цель

Определить группы населения и тематику тренингов, которые могут быть использованы для обучения навыкам неотложной помощи.

Материалы и методы

Для выявления заинтересованных групп в симуляционном центре СПбГПМУ проводились ознакомительные занятия с использованием симуляционных технологий в рамках различных мероприятий социальной направленности. Использовалось оповещение населения с помощью социальных сетей, библиотечной сети. Тематика тренингов частично предлагалась преподавателем, частично – избиралась по запросу обучающихся.

Результаты

Наиболее заинтересованными в овладении навыками неотложной помощи оказались матери детей младшего возраста (чаще имеющие первого ребенка). Высокая степень ответственности за жизнь и здоровье своего ребенка служили мотивацией к получению новых знаний и умений. Занятия охватывали наиболее часто встречающиеся темы: раны, травмы, кровотечения, острые аллергические заболевания, острый ларинготрахеит, инородные тела гортани, основы сердечно-легочной реанимации. Большой интерес проявили люди пенсионного возраста, имеющие целый ряд заболеваний, которые могут осложниться неотложными жизнеугрожающими состояниями. Тематика занятий в этой группе была следующей: гипертонический криз, боль в сердце, основы сердечно-легочной реанимации, острые аллергические заболевания, раны, травмы, кровотечения, судороги. После проведения тренингов получены положительные отзывы в обеих группах с пожеланием проводить симуляционные тренинги регулярно для широкого круга лиц.

Выводы

Методики симуляционного обучения населения навыкам неотложной помощи вызывают интерес и желание участвовать в тренингах ряда социальных групп.
Проблемными являются юридические аспекты обучения лиц без медицинского образования в медицинских ВУЗах, а также отсутствие финансовой поддержки для проведения таких социальных проектов.

Тема: Мультидиcциплинарный тренинг
Олег Лисовский

Web-сервис формирования клинико-диагностических компетенций студентов и врачей в вузовском и последипломном медицинском образовании

Автор(ы): Карась С.И.(1), Колганов С.О.(2)

Город: Томск

Учреждение: 1) НИИ кардиологии, Томский НИМЦ; СибГМУ 2) ООО "Элекард-Мед"

Актуальность

Существует ряд проблем в клинической подготовке студентов Российской Федерации. Большинство медицинских вузов не имеет своих клиник; при этом в любой клинике может не быть пациентов с изучаемой патологией; страховая медицина осложняет вовлечение студентов в лечебно-диагностический процесс. Кроме того, студенты во время обучения систематически не приобретают навыков работы с медицинскими информационными системами, что не соответствует требованиям современного рынка труда. Информационные компетенции Российских студентов можно развивать при изучении клинических дисциплин, используя электронные истории болезни, активно формируя общее для студентов и преподавателей информационное поле. Врачу в системе непрерывного медицинского образования необходимо ежегодно проходить курс повышения квалификации на базе образовательного учреждения. Очное присутствие врача на курсах приводит к материальным затратам, а также к дефициту кадровых ресурсов на основном месте его работы, что особенно ощутимо в удаленных от медицинских образовательных центров регионах. Для решения задачи совершенствования клинико-диагностических компетенций и проверки навыков принятия врачебных решений без непосредственного контакта с пациентами и преподавателем актуальны виртуализация завершенных случаев заболевания и обеспечение удаленного доступа к этой информации.

Цель

В Томске выполняется проект, морально и финансово поддержанный ИТ-кластером Томской области, целью которого является разработка и реализация информационно-коммуникационного подхода к формированию клинико-диагностических компетенций обучающихся с использованием учебных электронных историй болезни и образовательной технологии "виртуальных пациентов". В рамках проекта решались задачи разработки интерактивной учебной электронной медицинской карты (УЭМК) на платформе существующей медицинской информационной системы и учебных электронных историй болезни (УЭИБ), профилированных в соответствии с определенными клиническими дисциплинами. Задачами проекта также являются создание баз мультимедийных виртуальных пациентов (деперсонализированных завершенных случаев) и клинико-диагностических задач на их основе. Проект будет завершен созданием Web-сервиса использования УЭИБ и виртуальных пациентов в образовательном процессе. Для подготовки технического задания на модификацию МИС использованы коммуникативные методы извлечения персональных экспертных знаний преподавателей-клиницистов. Для моделирования образовательного и лечебно-диагностического аспектов клинических дисциплин применена стандартная методология UML.

Результаты

Реализация модифицированного программного средства проведена сотрудниками ООО "Элекард-Мед". На первом этапе проведена разработка интерактивной УЭМК. Ненужные при обучении функции МИС в интерфейсе нового продукта отсутствуют. Взаимодействие с преподавателем происходит в специально созданных окнах интерфейса, где обучающийся отмечает окончание заполнения раздела УЭМК и получает от преподавателя информацию о ее качестве, комментарии, оценку. Особенности оформления историй болезни в разных клинических дисциплинах были учтены в интерфейсах, что привело к созданию "терапевтической" и "хирургической" типовых деперсонализированных УЭИБ. Организация Web-сервиса использования УЭИБ пока не проведена, хотя решение этой задачи требует лишь определенных кадровых, финансовых и временных ресурсов. В научной литературе можно встретить разное понимание термина "виртуальный пациент": и компьютеризованные роботы-симуляторы, и мультимедийные имитации обследования пациента, и стандартизованные клинические случаи в исполнении добровольцев или актеров. Мы понимаем под виртуальным пациентом совокупность деперсонализированной информации разного типа, описывающей завершенный случай заболевания и реализованной на основе Web-технологий. В настоящее время этот раздел работы оформлен в виде заявки на проект основного конкурса РФФИ по разделу "Фундаментальные проблемы образования". Интеграция информационно-коммуникационных и образовательных технологий в клинических областях имеет фундаментальное значение для отечественной педагогики. Большое прикладное значение будут иметь база виртуальных пациентов, которая будет использована для формирования клинических компетенций студентов и повышения квалификации врачей путем демонстрации и детального разбора "эталонных" завершенных случаев заболевания. Компьютерная имитация этапов работы с пациентом и Web-доступ дают возможность неоднократного изучения завершенного случая заболевания в удобное время, развития и совершенствования навыков клинического мышления. Для проверки этих навыков адекватны мультимедийные клинико-диагностические задачи с рейтинговой оценкой эффективности принятия решений. Web-сервис предоставления информационно-технологической платформы для ведения обучающимися УЭИБ, демонстрации виртуальных пациентов и решения клинико-диагностических задач может стать основой дистанционной клинической подготовки в вузовском и непрерывном медицинском образовании Российской Федерации.

Тема: Мультидиcциплинарный тренинг
Елена Заславская

Использование 3D – сенсорного анатомического стола в Медицинском институте Чеченского государственного университета

Автор(ы): Батаев Х.М., Исаева Э.Л., Хациева М.С.

Город: Грозный

Учреждение: ФГБОУ ВО "Чеченский государственный университет" Медицинский институт

Актуальность

Инновационные процессы, используемые как в организационных, так и дидактических структурах образовательных систем актуализируются стремлением более полно и эффективно реализовать потенциал самой системы и субъектов, осуществляющих деятельность в различных ее структурах.
Бесспорно, большинство образовательных заведений, и в первую очередь высшего профессионального образования, ориентируясь на перспективы развития в свете реализации Болонского соглашения, в той или иной степени работают в инновационном режиме.

Цель

На кафедре нормальной и топографической анатомии с оперативной хирургией Медицинского института Чеченского государственного университета внедряются в учебно-образовательный процесс 3D – виртуальные технологии. Речь идет о 3D сенсорном визуализационном столе, который является уникальным продуктом, представляющим собой результат успешного совмещения достижений производственной практики, прикладных наук в области медицинской техники и современных компьютерных 3D - технологий.

Материалы и методы

3D - визуализационный стол позволяет обучающимся проводить исследования с помощью исключительно подробного компьютерного представления реальной анатомии человеческого тела. С помощью этого стола наши студенты могут просматривать любые изображения формата dicom, полученные при помощи практически любого медицинского оборудования.

Результаты

В учебном процессе на морфологических кафедрах Медицинского института Чеченского государственного университета сенсорный анатомический стол устраняет необходимость в проведении традиционного вскрытия в рамках судебно-медицинского или патологоанатомического исследования, если вскрытие противоречит религиозным или культурным традициям. Он позволяет выявлять детали, которые трудно обнаружить при обычном вскрытии, в частности, с помощью этого прибора можно рассчитать угол входа клинка ножа или пули, а также определить локализацию патологических скоплений воздуха. Кроме того, 3D-сенсорный анатомический стол позволяет сэкономить время, помогая выделить ту область, в которой следует провести традиционное исследование. В учебном процессе 3D-сенсорный стол - это мощный образовательный инструмент, с помощью которого студент не только совершенно новым способом может исследовать анатомию, но также имеет возможность наилучшим образом самостоятельно спланировать операцию, что часто мы используем во время проведения студенческих научных кружков. С помощью сенсорного анатомического стола идет преподавание самой дисциплины «Анатомия человека», а на старших курсах «Оперативной хирургии и топографической анатомии».

Обсуждение

В больших клинических центрах сенсорный анатомический стол предназначен чтобы помочь группам различных специалистов подготовиться к хирургической операции. Так, хирург имеет возможность осмотреть пациента с любого угла в 3D натуральную величину и установить расположение, например, главных вен и нервов, что повышает эффективность планируемой операции, а зачастую может спасти пациенту жизнь.
Таким образом, сенсорный анатомический стол является превосходным инструментом для совместной работы и взаимодействия врачей- специалистов при выборе тактики лечения пациентов. Это актуально для лечения пациентов с травмой, ортопедии, спортивной медицине, онкологии. уникальный формат экрана и сенсорный интерфейс позволяют легко управлять изображениями и обмениваться мнениями в процессе их анализа. Сенсорный стол позволяет врачам обмениваться медицинской информацией на конференциях (телемедицина), а также на клинических экспертных советах.

Выводы

Сенсорный анатомический стол представляет собой оптимальное решение для медицинских вузов в образовательном процессе: позволяет проводить исследования с помощью исключительно подробного компьютерного представления реальной анатомии; позволяет работать с трехмерными изображениями в интерактивном режиме, выбирая экранные элементы простым касанием; при обучении проведения аутопсии, позволяет многократно повторять виртуальное вскрытие, что дает возможность сократить количество практических занятий в анатомическом театре и снижает затраты учебного заведения. Трехмерные изображения, полученные по данным компьютерной и мультиспиральной компьютерной томографии, помогают быстро сформировать медицинское заключение. Студенты при работе с этим столом при надобности из изображений можно удалить кожный и мышечный слой, их можно увеличивать, уменьшать и поворачивать. Кроме того, используя палец в качестве виртуального скальпеля, можно получить изображение нужного среза.

Тема: Мультидиcциплинарный тренинг
Элина Исаева