ПРОВЕДЕНИЕ ЭКЗАМЕНА ПО ДОПУСКУ К РАБОТЕ НА ДОЛЖНОСТЯХ СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА В АЛТАЙСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ МЕДИЦИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СИМУЛЯЦИОННОГО ЦЕНТРА

Автор(ы): Федоров Д.В., Бишевский К.М., Климова Е.Е., Вострикова Н. В., Федорова Н.Н., Царигородцева Н.О., Знобина С.А.

Город: Барнаул

Учреждение: ФГБОУ ВО «Алтайский государственный медицинский университет» Минздрава России

Материалы и методы

Традиционная система обучения основана, прежде всего, на получении знаний, тогда как в профессиональной среде оценка специалиста ведется по критериям умений и навыков. Одним из главных направлений в сфере высшего медицинского образования является необходимость значительного усиления практического раздела подготовки будущих врачей.При дальнейшем прохождении клинических дисциплин далеко не всегда осуществляется полноценный разбор курируемых больных и не всегда объективен, четок и конкретен контроль преподавателя за качеством выполнения каждым студентом обследования пациента.
Симуляционные технологии позволяют моделировать различные клинические ситуации, в том числе редкие клинические сценарии. Цель использования симуляционных технологий – это формирование профессиональных умений и навыков на основе знания содержания образовательной программы.
К экзамену допускаются студенты, освоившие основную образовательную программу высшего медицинского образования по специальностям «Лечебное дело», «Педиатрия», или «Стоматология» в объеме трех курсов и более или имеющие диплом о высшем профессиональном образовании по специальности «Лечебное дело», «Педиатрия» или «Стоматология». Экзамен проводится в три этапа: тестовый контроль знаний, оценка практических умений и собеседование.

Результаты

Применение симуляционного обучения в здравоохранении имеет ряд существенных преимуществ:
– приобретение навыков без риска для пациента;
– не ограничено число повторов для отработки навыков и ликвидации врачебных/сестринских ошибок;
– объективная оценка выполнения манипуляции.

Выводы

Можно с уверенность сказать, что применение симуляционных образовательных технологий в подготовке врачей и медицинских сестер с возможностью объективной оценки усвоения профессиональных умений и навыков приведет к значительному повышению квалификации медицинских специалистов, будет способствовать снижению врачебных ошибок, уменьшению осложнений и повышению качества оказания медицинской помощи населению.

Тема: Сестринское дело, уход
Софья Знобина

Подготовка к аккредитации бакалавров по специальности «Сестринское дело»

Автор(ы): Косцова Н.Г., Шубина Л.Б., Гажева А.В.

Город: Москва

Учреждение: ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов»; ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет) , Некоммерческое партнерство«Ассоциация специалистовс высшим сестринским образованием

Актуальность

На сегодняшний момент реализуется процедура аккредитации медицинских работников. Официально она начата в 2017 году и распространяется сейчас на выпускников вузов и медицинских колледжей. С 2019 года в процедуру аккредитации вступают бакалавры по специальности «Сестринское дело» и многих волнует вопрос - какие практические навыки на 2 этапе аккредитации будет оценивать аккредитационная комиссия.
Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата, включает охрану здоровья граждан путем оказания квалифицированной сестринской помощи в соответствии с установленными требованиями и стандартами в сфере здравоохранения.
Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата, являются:
• физические лица (пациенты);
• население;
• сестринский персонал;
• совокупность средств и технологий, направленных на создание условий для охраны здоровья граждан.
Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу бакалавриата:
• лечебно-диагностический;
• медико-профилактический;
• реабилитационный;
• организационно-управленческий;
• педагогический;
• научно-исследовательский

Цель

Целью настоящей работы является предложение станций 2 этапа аккредитации бакалавров по специальности«Сестринское дело», для обсуждения медицинским сообществом.

Материалы и методы

Для реализации поставленной цели были рассмотрены предложения Некоммерческого партнерства«Ассоциации специалистов с высшим сестринским образованием», генеральный директор А.В. Гажева.
При выборе практических навыков мы опирались на новую программу ФГОС(Приказ Минобрнауки России от 22.09.2017 N 971 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 34.03.01 Сестринское дело»). В результате освоения программы бакалавриата у выпускника должны быть сформированы компетенции, установленные программой бакалавриата. В новом ФГОСе прописано: программа бакалавриата должна устанавливать универсальные и общепрофессиональные компетенции. А вот профессиональные компетенции, устанавливаемые программой бакалавриата, формируются на основе профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников (при наличии), а также, при необходимости, на основе анализа требований к профессиональным компетенциям, предъявляемых к выпускникам на рынке труда, обобщения отечественного и зарубежного опыта, проведения консультаций с ведущими работодателями, объединениями работодателей отрасли, в которой востребованы выпускники.

Результаты

Первичная аккредитация проводится после получения базового образования. Задача, которая ставится перед процедурой аккредитации выпускников - оценка уровня их профессиональной компетентности с целью принятия решения о допуске к профессиональной деятельности в первичном звене здравоохранения.
Второй этап первичной аккредитации представляет собой перечень станций ОСКЭ, для проверки профессиональных компетенций, которые соответствуют трудовым функциям бакалавра (оказание медицинской помощи в амбулаторных условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения, в том числе на дому).
Станции для проведения второго этапа первичной аккредитации:
1. станция «Сердечно-легочная реанимация (базовая)»
2. станция «Экстренная медицинская помощь»
3. станция «Неотложная медицинская помощь»
4. станция «Диспансеризация»
5. станция «Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия»
6. станция «Разъяснение пациенту о необходимости посещения школы «Профилактики сахарного диабета»».

Обсуждение

Процесс формирования практических навыков находится под влиянием ряда социальных, психологических и педагогических факторов, которые важно учитывать при подготовке выпускников медицинских вузов. Немаловажным является единообразие в обучении выполнения одних и тех же навыков врачом и академической медицинской сестрой, а также его контролю и оценке.

Выводы

Таким образом, после обсуждения данные паспорта станций могут быть предложены для проведения аккредитации бакалавров по специальности «Сестринское дело».

Тема: Сестринское дело, уход
Елена Заславская

К вопросу о первичной аккредитации бакалавров сестринского дела

Автор(ы): Лапик С.В.

Город: Тюмень

Учреждение: ФГБОУ ВО Тюменский государственный медицинский университет Минздрава РФ

Актуальность

В 2019 году планируется проведение первичной аккредитации (ПА) выпускников, закончивших обучение по программе бакалавриата по направлению подготовки 34.03.01 –Сестринское дело с присвоением квалификации академическая медицинская сестра/брат. Преподаватель. Большинство выпускников программы этого года не планируют проходить первичную аккредитацию, т.к. имеют среднее медицинское образование и соответствующий сертификат. Вопрос первичной аккредитации, таким образом, будет актуальным для вузов, которые выполняют госзадание и обучают на бакалавриате лиц без среднего медицинского образования в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки.

Цель

Проблемами при разработке фонда оценочных средств для ПА бакалавров являются: отсутствие утвержденного профессионального стандарта; проекты ПС бакалавра сестринского дела, проходящие сейчас обсуждение, предусматривают взаимоисключающие трудовые функции (ТФ); отсутствие нормативной базы по трудоустройству бакалавров после прохождения ПА; трудоустройство по допуску к медицинской деятельности на должностях среднего медперсонала; поступление на вторую ступень в магистратуру; стремление разработчиков проектов паспортов оценить врачебные трудовые функции.

Материалы и методы

На сайте РОСОМЕД опубликованы для открытого обсуждения проекты паспортов станций второго этапа ПА бакалавров сестринского дела. Всего планируется аккредитация бакалавров на втором этапе по шести станциям: Экстренная медицинская помощь, Разъяснение пациенту о необходимости посещения школы «Профилактики сахарного диабета», Сердечно-лёгочная реанимация (базовая) (СЛР), Санитарно противоэпидемические (профилактические) мероприятия, Неотложная медицинская помощь, Диспансеризация.

Результаты

При детальном анализе проектов паспортов станций мы пришли к следующему заключению:
Проекты паспортов станций ПА для выпускников бакалавриата по направлению подготовки 34.03.01 не соответствуют направлению подготовки –Сестринское дело, трудовым функциям (ТФ) проекта профессионального стандарта бакалавра сестринского дела, Приказу МЗ РФ от 15.06.2017n 328Н "О внесении изменений в квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки "Здравоохранение и медицинские науки", утвержденные Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 8.102015 г. n 707н» , за исключением СЛР.
Паспорта станций «Экстренная медицинская помощь» и «Диспансеризация», полностью дублирующие станции ПА для врачей по специальности - Лечебное дело , необходимо исключить из второго этапа ПА бакалавров
В остальные предлагаемые для ПА бакалавров паспорта станций необходимо внести существенные изменения и дополнения в соответствии с действующими нормативными документами.

Обсуждение

В предлагаемых проектах паспортов не оценивается ТФ по доврачебной медицинской помощи, наблюдению и медицинскому уходу за пациентами при заболеваниях, состояниях, отравлениях и травмах, являющаяся неотъемлемой характеристикой сестринского дела, и ТФ по организации сестринского дела в отделении МО по профилю медицинской помощи, являющаяся основной функцией бакалавра сестринского дела.

Выводы

Проекты станций ПА бакалавров сестринского дела необходимо срочно направить для рецензирования, внесения изменений и дополнений практикам с ВСО. К обсуждению необходимо привлечь Российскую ассоциацию медицинских сестер и ее региональные отделения

Тема: Сестринское дело, уход
Светлана Лапик

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ: «ТЕХНОЛОГИЯ ВЕНОЗНОГО ДОСТУПА ДЕТЕЙ РАЗНОГО ВОЗРАСТА (0 ДО 5 ЛЕТ)»

Автор(ы): Домахина С.В., Марченко С.В., Потехина Е.В.

Город: Новосибирск

Учреждение: ГАПОУ НСО "Новосибирский медицинский колледж"

Актуальность

В современном мире первостепенной проблемой в обучении профессиям является отработка навыков и различных манипуляций до применения их в реальных условиях. Проверить теоретические знания на современном этапе не составляет труда, повышая объективность до надлежащего уровня, в связи с наличием компьютерной техники, видеокамер и прочих технических приспособлений. Но как узнать или предвидеть готовность того или иного специалиста к реализации знаний попав в рамки определённых обстоятельств? Данная проблема особенно актуальна при оказании экстренной помощи, при проведении манипуляций пациентам с помрачённым или нарушенным сознанием, имеющим разные возрастные периоды жизни, разный тип нервной деятельности и массу других отягчающих клинических ситуаций. Для минимизации ошибок и неудач на современном этапе решение этой задачи возможно только при использовании симуляционных технологий. Объединение симуляций позволяет интегрировать и выбрать теоретический материал в практическое его применение. Руководствуясь данными постулатами, мы приступили к реализации заказа нашему образовательному учреждению «Клиникой Пасман» на обучающий семинар «Технология венозного доступа детей разного возраста (0 до 5 лет)». Потребность работодателя продиктована часто возникающими сложностями в проведении данной манипуляции специалистами среднего звена именно у детей периода новорожденности, грудного возраста и раннего детского возраста.

Цель

Повышение подготовки специалистов среднего звена к проведению венозного доступа детям в период новорожденности, грудного и раннего детского возраста.

Материалы и методы

Подготовительный этап осуществлялся в подборе нормативно-правовой документации касающейся вопросов венозного доступа у детей, подготовки теоретического материала в сопровождении с максимальной наглядностью для слушателя.
Для проведения тренинга сформированы ключевые направления брифинга, освещающие анатомические области венозного доступа, топографическую анатомию, показания, противопоказания и возможные осложнения венепункции. Разработаны чек листы: «Постановка периферического венозного катетера», «Забор крови в педиатрической практике». Каждая манипуляция разбита на этапы, при отработке которой использовалась предметно-операционная методика.
Основные этапы симуляции включали:
 подготовку к манипуляции с использованием трансиллюминации и без использования данного прибора;
 способы фиксации ребёнка;
 венозный доступ на верхней конечности;
 венозный доступ на нижней конечности.
Симуляция осуществлялась на муляже младенца «DOKTOR GENERAL» - заполненного имитирующей кровь жидкостью. Тренинговые подходы заканчивались итоговым выполнением манипуляции с заполнением индивидуального «Чек листа».

Результаты

Основные ошибки при проведении тренинга слушателями: не фиксировали конечность и катетер 50% слушателей, 25% осуществляли выбор не правильного угла введения иглы. В 10% выявились скрытые ошибки в осуществлении инфекционной безопасности, связанные с обработкой рук при инвазивных вмешательствах, обработки поверхности кожи в местах инъекций. В дальнейшем ситуации стали усложнятся предложенными различными клиническими ситуациями. При оценивании данных клинических задач контролируется не только техника забора крови, но и количество крови, которое возможно взять у ребёнка в зависимости от веса и других анамнестических данных.
После проведения симуляционного тренинга следовал этап дебрифинга, с обсуждением работы каждого, как со стороны преподавателя - тренера, так и со стороны самих слушателей.
Анкетирование слушателей выявило следующие положительные результаты:
1. Исчезновение не уверенности и страха перед самой манипуляцией;
2. Оптимальные варианты выбора вены венозного доступа;
3. Проведение подбора соответствующего размера периферического катетера;
4. Выбор наиболее эффективного способа фиксации ребёнка;
5. Подбор метода адекватной анестезии.

Выводы

Полученные результаты подтверждают эффективность методики симуляционного обучения в подготовке специалиста к практической работе, способной значительно снизить количество профессиональных ошибок, как у юного специалиста, так и при повышении квалификации медицинских работников среднего звена.

Тема: Сестринское дело, уход
Светлана Марченко