СИМУЛЯЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ БАЗОВЫХ НАВЫКОВ УХОДА ЗА БОЛЬНЫМ НА 1 КУРСЕ ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА

Автор(ы): Юдаева Ю.А.

Город: Оренбург

Учреждение: ГБОУ ВПО ОрГМА Минздрава России

Результаты

Цель учебной практики - приобретение студентами общетеоретических знаний и практических навыков по общему уходу за терапевтическими и хирургическими пациентами. В 2011 г. разработан учебно-методический комплекс учебной практики «Уход за больными терапевтического и хирургического профиля», согласно которого для повышения уровня освоения практических навыков, часть занятий проходит в обучающем симуляционном центре (ОСЦ) ОрГМА. 

В рабочей программе были выделены стандартные имитационные модули, обязательные к освоению в ОСЦ в рамках модуля «общий уход»: асептика и антисептика (4 часа); основы ухода за тяжелобольным (8 часов); парентеральное введение лекарственных препаратов (4 часа); зондовые манипуляции (4 часа); клизмы (4 часа); катетеризация мочевого пузыря (4 часа); десмургия (4 часа); способы временной остановки кровотечения (4 часа); базовая сердечно-легочная реанимация (4 часа). Разработано комплексное методическое обеспечение имитационных модулей (для преподавателей и студентов): определены цели, объем исходного уровня знаний и умений, перечень формируемых практических умений, алгоритмы манипуляций, система оценки.

Занятие в Центре начинается с контроля исходного уровня знаний и коррекции уровня подготовки. После этого преподаватель демонстрирует выполнение практического навыка на имитационном оборудовании. Большая часть времени отводится на самостоятельную отработку студентами навыков на имитационном оборудовании под контролем преподавателя. Заканчивается имитационный модуль контрольным выполнением практического навыка. 

Соответствующее имитационное оборудование и медицинский инструментарий учебного зала позволяют многократно и точно воссоздавать типичные клинические сценарии и дают возможность адаптировать учебную ситуацию под каждого обучающегося. Обучение студентов на манекенах, тренажерах и имитаторах, имеющихся на базе ОСЦ, дает возможность отработать редкие виды навыков, не ограничивая студента во времени и без риска для пациента. 

В ходе занятий в ОСЦ студенты младших курсов приобретают навыки сестринского ухода за больными терапевтического и хирургического профиля, овладевают базовым комплексом первичных реанимационных мероприятий, основами первой медицинской доврачебной помощи при основных неотложных состояниях в терапии и хирургии. Практические занятия в центре способствуют повышению мотивации студентов к обучению. Высокая позитивная мотивация может восполнять недостаток специальных способностей и недостаточный запас теоретических знаний, играя роль компенсаторного фактора, в то время как способный студент без желания не добьётся успеха в обучении. Формирование понимания технологии практического умения способствует появлению уверенности студента в своих возможностях, облегчает переход от теории к практической деятельности во время производственной практики, уменьшая степень новизны и неожиданности. Это снижает потенциальный риск для пациентов и повышает качество медицинской помощи.

Тема: Сестринское дело, уход
Админ .

Алгоритмы отработки базовых (сестринских) навыков с использованием симуляционных образовательных технологий

Автор(ы): Пахомова Ю.В., Посевкина О.В., Захарова Н.Б., Сидорова Ю.Х., Яворский Е.М.,Трунченко В.С.

Город: Новосибирск

Учреждение: ГБОУ ВПО НГМУ МЗ РФ, Межрегиональный образовательный центр высоких медицинских технологий

Результаты

Так, для обеспечения эффективности процесса симуляционного обучения по освоению обучающимися базовых (сестринских) навыков, авторским коллективом Межрегионального образовательного центра высоких медицинских технологий создано электронное учебное издание «Алгоритмы отработки базовых (сестринских) навыков с использованием симуляционных образовательных технологий», которое входит в серию электронных учебных изданий «Электронная библиотека студента», учредителем и издателем которой является НГМУ. В электронном учебном издании собраны, проанализированы, систематизированы, унифицированы и наглядно проиллюстрированы более 350-ти различных алгоритмов отработки базовых (сестринских) практических навыков для организации симуляционного обучения на базе «виртуальной клиники пропедевтики внутренних болезней».

«Алгоритмы отработки базовых (сестринских) навыков с использованием симуляционных образовательных технологий» созданы для самоподготовки обучающихся и обязательны к изучению обучающимся перед посещением обучающего симуляционного курса. По итогам изучения «Алгоритмов отработки базовых (сестринских) навыков с использованием симуляционных образовательных технологий» студенты проходят on-line тестирование на сайте НГМУ и только после этого допускаются к практическим занятиям в симуляционных классах.

Навигация по информационным источникам электронного учебного издания «Алгоритмы отработки базовых (сестринских) навыков с использованием симуляционных образовательных технологий» предоставляет возможность обучающимся и преподавателям автоматически формировать перечень базовых (сестринских) практических навыков в соответствии с требованиями к должностям среднего медицинского персонала (медицинская сестра, медицинская сестра палатная (постовая), медицинская сестра участковая, медицинская сестра процедурной, медицинская сестра перевязочной, медицинская сестра приемного отделения, медицинская сестра по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи, медицинский регистратор) на основании требований приказа Минздравсоцразвития России от 19 марта 2012 г. N 239н «Об утверждении Положения о порядке допуска лиц, не завершивших освоение основных образовательных программ высшего медицинского или высшего фармацевтического образования, а также лиц с высшим медицинским или высшим фармацевтическим образованием к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности на должностях среднего медицинского или среднего фармацевтического персонала». 

Навигация по информационным источникам электронного учебного издания также предоставляет возможность обучающимся и преподавателям автоматически формировать перечень базовых (сестринских) практических навыков и умений по прохождению производственной практики студентов высших и средних медицинских образовательных учреждений в соответствии с требованиями ФГОС для специальностей «лечебное дело», «педиатрия», «стоматология», «медико-профилактическое дело» и «сестринское дело».

Презентация

Тема: Сестринское дело, уход
Админ .

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ (ТРЕНИНГОВЫХ) ФОРМ ОБУЧЕНИЯ ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ

Автор(ы): Нестерова Е.В., Шубина Л.Б., Грибков Д.М., Тинт Т.З.

Город: Москва

Учреждение: ГБОУ ВПО Первый МГМУ им.И.М. Сеченова УВК «Mentor Medicus»

Результаты

В соответствии с Законом РФ «Об образовании в РФ» 273-ФЗ, (ст.41) здоровье обучающихся отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования, и одним из важных аспектов является пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни (ЗОЖ). 

Очень многие зачастую не желают заниматься укреплением своего здоровья, так как это требует целеустремленности, настойчивости, значительных волевых усилий. Здоровье - часто недооценивают, когда оно есть, воспринимая его как данность, и не обдуманно растрачивают свои функциональные резервы. Современная жизнь постоянно усложняется и упор, в основном, делается на умственное развитие, карьерный рост, отодвигая физическое развитие и соблюдение правильного режима дня на второй план, что в свою очередь приводит к постоянному ухудшению здоровья.

Многие посещают фитнес-центры, подбирая себе двигательную активность и режим тренировки самостоятельно, при этом, не имея представлений об оптимальной частоте пульса, правильной технике выполнения упражнений и рационального режима питания. Часто диета сопровождается однобоким подходом или голодовкой. Большое количество разнообразной, порой противоречивой информации в различных источниках, ещё больше усугубляет ситуацию для неупорядочного применения оздоровительных методик. Впоследствии такое положение может даже навредить здоровью. Так, например, если не укрепить мышцы стопы, занятие бегом человеком с плоскостопием, может спровоцировать боли в тазобедренном суставе и/или позвоночнике.

Таким образом, назрела необходимость целенаправленного культивирования здорового образа жизни, обучению рачительному использованию функциональных резервов, а не только пропаганде пагубного воздействия вредных привычек. 

В настоящее время в учебно-виртуальной клинике «Ментор Медика» в рамках обучения по программе профессиональной ориентации для учащихся 10 классов общеобразовательных школ «Шаг в медицину» разработаны и внедрены различные учебные модули о здоровье человека, о способах лечения, ухода и первой помощи, а также профилактике этих состояний. В программу включен и отдельный модуль по ЗОЖ. Его цель приобщение участников программы к здоровому образу жизни и овладению современными здоровье-сберегающими технологиями. 

В рамках занятий предполагается решение следующих задач: Повышение компетентности в вопросах о здоровье, навыках содействующих его поддержанию, укреплению и сохранению, оценки функциональных возможностей, а также мотивации к ответственному отношению к своему здоровью.

За развитием осознанного отношения к своему здоровью и непрерывной системой внедрения умений и навыков оптимальной физической активности, питания, полового поведения, личной гигиены и самоконтроля за их выполнением будет формироваться устойчивая мотивация к здоровому образу жизни. Наличие такой мотивации позволит заботе о собственном здоровье стать естественной формой поведения в течение всей жизни.

Для того, чтобы информация о ЗОЖ не превратилась в скучную лекцию с нотациями, сотрудниками УВК «Ментор Медика» разработано практическое занятие в формате ролевой игры «Профилактическая оценка состояния здоровья пациента» с использованием методик измерения интегральных показателей, биоимпеданса, а также изучение «азбуки фитнеса и рационального питания».

На основании интереса участников к проведенной работе можно сделать вывод о необходимости активного участия медицинских работников, педагогов и психологов в вопросах формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни и мотивации к изучению своих возможностей среди различных категорий населения.

Тема: Сестринское дело, уход
Админ .