ОПЫТ РАЗВИТИЯ СИМУЛЯЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В КУРСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ МЕДИЦИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Автор(ы): Лазаренко В. А., Конопля А. И., Долгина И. И., Харченко В. В.

Город: Курск

Учреждение: ГБОУ ВПО Курский ГМУ

Результаты

Стремительное развитие симуляционного обучения в медицине требует поиска резервов в структуре образовательного процесса с целью более активного участия студентов в данном процессе. 

Проанализировав учебные планы, в Курском ГМУ уже в течение 4 лет проводится симуляционное обучение студентов в рамках элективного курса. Таким образом, если при изучении отдельных дисциплин акцент делается на освоение отдельных навыков и манипуляций, то в рамках элективного курса появляется возможность более широко использовать различные технологии симуляционного обучения. 

Обучение студентов на элективных курсах с использованием симуляции начинается на 3 курсе и направлено на освоение первой помощи до оказания медицинской согласно перечня состояний, при которых оказывается первая помощь и перечня мероприятий по оказанию первой помощи утвержденного приказом министерства здравоохранения и социального развития № 477 от 4 мая 2012 года. В соответствии с Федеральными образовательными стандартами третьего поколения (ФГОС III), по которым в настоящее время проводится обучение студентов медицинских специальностей и учебным планом нашего ВУЗа на элективный курс выделяется 135 часов, из которых 90 часов аудиторные. Это позволяет первоначально разобрать материал с использованием стандартных форм обучения и затем провести симуляционный курс по различным темам.

На 6 курсе функционирую 3 межкафедральных элективных курса по наиболее значимым направлениям: «Неотложные состояния в клинике внутренних болезней», «Неотложные состояния в клинике хирургических болезней» и «Неотложные состояния в акушерстве и гинекологии» с объемом аудиторной часовой нагрузки 76 часов. На данных элективах так же предпочтение отдается симуляционному обучению (79 % занятий построены по принципу симуляционных тренингов). Проведение симуляционных тренингов способствует формированию комплексных навыков при имитации клинических ситуаций, а работа в команде с распределением ролей позволяет анализировать как технические, так и нетехнические навыки обучающихся. 

Наличие внеаудиторной работы в рамках элективного курса позволило внедрить так называемый активный дебрифинг в виде переигрывания действия аналогичного видеоролику. В процессе проведения активного дебрифинга обучающиеся могут возвращаться к просмотру определенных эпизодов и корректировать свои действия. При этом роль преподавателя становиться второстепенной, а обучающиеся имеют возможность контролировать свои действия, что повышает роль самообразования.

Для оценки эффективности проведения симуляционного обучения в рамках элективных курсов регулярно проводятся социологические опросы выпускников медицинских специальностей (2011 год – n=76; 2012 год - n=93 и 2013 - n=107).

Результаты: 100% опрошенных в 2011-2013 гг. ответили, что обучение на базе ЦПП способствовало повышению их уровня практической подготовки в вопросах оказания неотложной помощи; 100% опрошенных в 2011 г., 96,8 % в 2012 г. и 97,2% в 2013 г. указали, что полученные знания, умения и практические навыки пригодятся им в профессиональной деятельности; 97,4% в 2011 г., 96,8 % в 2012 г. и 97,2% в 2013 г. опрошенных отметили, что полученные знания, умения и практические навыки пригодятся им в повседневной жизни. Респондентам предлагалось оценить и уровень практических навыков, полученных при обучении на базе ЦПП по 5 бальной шкале: 5- очень хороший; 4 – хороший; 3 – удовлетворительный; 2 – плохой; 1 – очень плохой». В результате уровень практических навыков как «очень хороший» оценили в 2011 г. - 71,1%, в 2012 г. - 92,44%, а в 2013 г. - 88,79%; как «хороший» в 2011 г. – 28,9%, в 2012 г. – 6,48%, а в 2013 г. - 8,41%; как «удовлетворительный» в 2011 г. – 0%, в 2012 г. – 1,08%, а в 2013 г. - 2,8%. Анализ результатов свидетельствует, что наряду с расширением материально-технической и учебно-методической оснащенности ОСЦ возрастают и требования обучающихся, о чем свидетельствует появление в 2012 г. и 2013 г. респондентов оценивающих уровень практической подготовки как «удовлетворительный».

Таким образом, расширение симуляционного обучения для студентов медицинских специальностей возможно и является эффективных в рамках элективных курсов, что способствует решению задач по формированию и совершенствованию клинического мышления и развитию возможности самостоятельной профессиональной деятельности в условиях быстро меняющейся системы образования и здравоохранения.

Тема: Анестезиология-реаниматология, неотложная помощь
Админ .

Внедрение симуляции in situ в практику обучения клинических интернов

Автор(ы): Долгина И.И., Сумин С.А., Богословская Е.Н.

Город: Курск

Учреждение: ГБОУ ВПО КГМУ Минздрава России

Результаты

Оказание первой и неотложной медицинской помощи в процессе формирования профессиональных компетенций будущего врача занимает важное место. Процесс формирования овладения данными навыками затруднен в рамках стандартного образовательного процесса, так как невозможно запланировать ургентную ситуацию в клинике.

Для оценки профессиональных компетенций выпускников лечебного факультета в аспекте оказания первой и неотложной медицинской помощи был проведен социологический опрос клинических интернов (самооценка уровня подготовки) и симуляции in situ неотложных состояний (обморочное и судорожное состояние) для объективной оценки их способности оказать первую помощь.

По результатам проведенного социологического выявили, что готовность оказать первую помощь выпускники оценивают на 8,37 балла из 10, а готовность оказать неотложную медицинскую помощь в 8,35 балла из 10. При этом основными причинами затруднений при оказании первой и неотложной медицинской помощи 36,84% респондентов считают стрессовую ситуацию и 47,37% отсутствие клинического опыта.

Для объективизации способности выпускников оказать первую помощи проводились симуляция in situ ургентного состояния (обморок или судорожный синдром) при проведении вводного занятия на симуляционном цикле с видеорегистрацией проводимых обучающимися действий. Ситуация моделировалась специально подготовленным обучающимся и учитывая начало обучения в интернатуре и недостаточное знание состава групп исключало возможность осознания «фальсификации». Для предупреждения полного срыва симуляции в учебном помещении находился преподаватель или осведомленный обучающийся (консультант). Проведено 17 симуляций (103 обучающихся) в результате которых выявлено, что только в 5,88% случаев самостоятельно обучающимися начато оказание помощи на 1 минуте, в 17,65 % в интервале 1-2 минута и в 76,47% случаев помощь оказывалась после 2 минут от начала или после включения в процесс оказания помощи консультанта. В 11,76% случаев были допущены принципиальные ошибки, оцененные как неэффективная помощь, в 52,94% алгоритм был выполнен не в полном объеме и полный объем помощи по разработанному алгоритму был выполнен только 35,3% случаев.

Проведенные дебрифинги симуляций с просмотром и анализом видеозаписи позволили сосредоточиться на цепочке событий, выявить и провести анализ ошибок и определить причинно-следственную связь результата симуляции. По окончании дебрифинга все 100% обучающихся были уверены, что в данной клинической ситуации они готовы оказать первую помощь пострадавшему.

Эффективность первичной симуляции и дебрифинга оценивалась при повторных симуляциях in situ в тех же группах обучающихся. При этом следует отметить, что первая помощь начинали оказывать на 1 минуте во всех случаях. Уменьшилось количество ошибок при оказании помощи: принципиальных ошибок, оцененных как неэффективная помощь при повторной симуляции in situ не было, полный объем помощи по разработанному алгоритму был выполнен в 76,47% случаев и в 23,53% алгоритм был выполнен не в полном объеме. 

Результаты проведенных симуляций in situ свидетельствуют об их высокой эффективности в отношении стресс-адаптации и значительном снижении количества ошибок при оказании первой помощи, что существенно повышает уровень профессиональных компетенций обучающихся и их готовность к самостоятельной практической деятельности.

Презентация

Тема: Анестезиология-реаниматология, неотложная помощь
Админ .

СТАРЫЕ ПРОБЛЕМЫ И НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ. ТРЕНИНГ ПО РЕСПИРАТОРНОЙ ТЕРАПИИ В АНЕСТЕЗИОЛОГИИ И РЕАНИМАТОЛОГИИ.

Автор(ы): Лопатин З.В. (1), Зарипова З.А. (1), Веревкин А.Е. (2), Гаврилова Е.Г. (1)

Город: Санкт-Петербург

Учреждение: 1) ПСПбГМУ им. академика И.П. Павлова 2) ООО "ВИРТУМЕД"

Результаты

Введение. Безопасность пациента всегда на первом месте, особенно важно это учитывать в анестезиологии и реаниматологии. Врачи данной специальности связаны с высоким профессиональным врачебным риском, который, в первую очередь, обусловлен нозологией заболеваний, условиями при которых оказывается медицинская помощь и уровнем квалификации специалистов. Вопрос безопасности является актуальным и при обучении практическим навыкам анестезиологов-реаниматологов, так как сопряжён с высокими рисками для пациентов. Необходимость выстраивания максимально безопасной модели подготовки молодого специалиста требует тщательного подбора педагогических технологий и инструментов с объективными критериями оценки полученных знаний и навыков.

Цель работы. Определение дефектов оказания анестезиолого-реаниматологической помощи для построения логистической модели обучения практическим навыкам, с целью снижения рисков для пациентов.

Материалы и методы. Аналитическая и экспертная оценка более 1500 историй болезни, 

поступивших на комиссионные судебно-медицинские экспертизы по поводу летальных исходов, имеющих прямую или косвенную связь с действиями врачей анестезиологов-реаниматологов.

Результаты и обсуждение. Из общего числа произведенных комиссионных медицинских экспертиз дефекты медицинской помощи, оказываемой врачами анестезиологами-реаниматологами, были выявлены в 45,6%. При этом несвоевременная диагностика фатальных осложнений встречалась в 5,5% экспертиз, дефекты лечения – в 63,7% случаев. Наибольший процент среди всех причин дефектов лечения был отнесён к неадекватному обеспечению проходимости дыхательных путей (57,4%), что выражалось в трудностях при прямой ларингоскопии и интубации трахеи с наступлением гипоксии. Практически во всех случаях были выявлены прямые причинно-следственные связи между дефектом оказания помощи и летальным исходом. Минимизировать подобные риски и сократить количество дефектов оказания помощи позволяет применение в образовательном процессе симуляционных технологий и методических программ, обеспечивающих оценку навыка слушателя и формирование соответствующей компетенции. Одним из таких симуляторов служит система Difficult Airway Management Simulator MW11. Особенностью данного оборудования является система обратной связи (Evaluation System), которая в режиме реального времени позволяет самому обучающемуся проследить типичные ошибки и недочёты при обеспечении проходимости дыхательных путей. Анализ литературы показал, что второй по значимости проблемой является обеспечение сосудистого доступа, что обусловливает большой процент ошибок, не приводящих к летальному исходу. Решением этой проблемы является ультразвуковая навигация при пункции и катетеризации центральных вен. Ещё одна значимая группа дефектов относится к неадекватной продлённой искусственной вентиляции лёгких. Применение новой аппаратуры часто сопровождается неправильным использованием режимов вентиляции, что приводит к повреждению структур гортани, трахеи и лёгочной паренхимы. Результаты проведённых экспертиз показали, что причиной допущенных дефектов в 57,3% случаев явился недостаточный уровень профессиональной подготовки специалистов. При этом оборудование, позволяющее отработать все режимы вентиляции вне зависимости от типа вентилятора, уже присутствует на рынке и доступно к использованию. Например, респираторный тренажёр ТестЧест способен реалистично воспроизводить лёгочную механику, газообмен и гемодинамические реакции, а также имитировать состояние лёгких с физиологическим откликом на изменения в терапии. Одним из преимуществ этого симулятора является воспроизводство функции нелинейного комплайнса, что делает модель незаменимой для процесса обучения начинающих специалистов. Безусловно, введение в образовательный процесс нового симулятора требует не только ответственного подхода к технике, но и разработку методических рекомендаций по проведению занятий и системы оценки полученных умений.

Выводы. Определение первоочередных проблем в подготовке специалистов на основании выявленных систематических ошибок позволяет направлять усилия в эту область. Проведение тренингов с использованием высокотехнологичных роботов-симуляторов обеспечивает не только систему обратной связи и адекватного оценивания навыков, но и формирует клиническое и патогенетическое мышление специалистов. Включение в программу высшего профессионального и дополнительного образования актуальных мастер-классов минимизирует риски для пациентов при оказании анестезиолого-реаниматологической помощи.

Презентация

Тема: Анестезиология-реаниматология, неотложная помощь
Админ .

РЕАНИМАЦИЯ ДЛЯ МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА

Автор(ы): Свистунов А.А., Шубина Л.Б., Грибков Д.М., Гофман А.М., Леонтьев А.В., Кузьмин С.Б., Шабанов Т.В., Гофман М.А., Хациева Т.В., Авдеев Ю.В.

Город: Москва

Учреждение: ГБОУ ВПО Первый МГМУ им.И.М. Сеченова УВК «Mentor Medicus»

Результаты

Тем не менее, существуют доказанные данные, о необходимости повышения требований к качеству сердечно-легочной реанимации. Но недостаточно просто знать эти требования, необходимо для обеспечения качества реанимации, регулярно повторять их на практике. Наибольший интерес для медицинского персонала представляет симуляция, в ходе которой отрабатывается алгоритм действий бригады медиков с использованием настоящего медицинского оборудования в условиях, максимально приближенных к реальным. Многократное повторение ситуаций оказания помощи, отработка единого алгоритма в разных ситуациях, взгляд на свои действия со стороны является необходимым инструментом для повышения качества оказания медицинской помощи пациентам.

Оказанию медицинской помощи при жизнеугрожающих состояниях необходимо не просто обучать каждого медицинского работника, но и периодически повторять такое обучение.

В Центре непрерывного профессионального образования (ЦНПО) «Первого меда» УВК «Mentor Medicus» с января 2014 года реализуется проект «Тренинги для медицинского персонала по реанимации». Цель, которая ставится перед участниками - повысить качество жизни пациента после его спасения. В ходе тренингов последовательно предлагается продержаться до прибытия реанимационной бригады, работать в качестве члена этой бригады и, наконец, возглавить эту бригаду.

Здесь нельзя сказать, что это обучение от «простого к сложному», это обучение под разные ситуации «ты один на один с пострадавшим и у тебя ничего нет», «ты в составе команды медиков», «ты член реанимационной бригады», не всегда можно сказать, что из этого сложнее, а что проще.

Именно разделение на три таких уровня, позволяет четко структурировать навыки, на которые делается акцент на каждом из этапов тренинга и добиваться от участников качества подготовки.

За период с января по август прошло обучение на однодневном тренинге около 200 человек, являющихся сотрудниками разных медицинских организаций г.Москвы. Перед началом тренинга все участники проходили анонимное анкетирования. Были проанализированы 163 анкеты с вопросами о первой помощи и о медицинской помощи в экстренной форме.

Готовыми к оказанию первой помощи считали себя 72% опрошенных, при этом уверенными в этом ответе было всего лишь 24% от всех опрошенных, а готовыми к оказанию медицинской помощи в экстренной форме считали себя 63% опрошенных, и уверенны в этом 23%

Более 93% опрошенных еще до начала обучения считали, необходимой периодическую переподготовку с тренингами, как по экстренной медицинской помощи, так и по первой помощи.

При этом знают, что такое первая помощь и кто обязан её оказывать только 9 % участников анкетирования. Остальные участники либо затруднились ответить, либо считают, что только медицинские работники обязаны оказывать первую помощь, либо наоборот любой человек обязан это делать. 

При ответе на вопрос о соотношении количества компрессий грудной клетки и вдохов для искусственной вентиляции легких ответы распределились следующим образом. Только 59 % ответили, что соотношение должно быть 30 к 2, около 12% ответили, что соотношение 2 к 15 (1 к 5), остальные 29% указали различные другие варианты (100 к 2, 1 к 3, 1 к 4 и т.д.) или затруднились с ответом.

При этом, 72 % опрошенных правильно ответили, что сердечно-легочная реанимация у взрослых должна начинаться именно с компрессии грудной клетки, 25 % считают, что необходимо первоначально выполнить вдохи, один человек считает, что это необходимо делать одновременно, один респондент затруднился с ответом и трое неверно считали, что на этапе первой помощи это должен быть прекардиальный удар. 

При ответе на вопрос о том, что целесообразно использовать для собственной защиты от инфекции, при осуществлении вдохов изо рта в рот 79% опрошенных неверно считали, что эту функцию может осуществить платок, салфетка, одноразовая маска, марля, бинт, любая ткань. И только 12 % указали, что это достигается при использовании специальных приспособлений, например, устройства из автомобильной аптечки, лицевой или дыхательной маски. Один опрошенный указал, что с этой целью будет просить выполнять вдохи родных пострадавшего, один указал на необходимость использования спирта, 5% опрошенных считают, что функцию будет выполнять оротрахеальная трубка и 2% затруднились с ответом.

Только 38 % опрошенных медиков знают о наличии четких и недвусмысленных международных рекомендаций, которыми можно руководствоваться при исполнении своих профессиональных обязанностей, таких как рекомендации Европейского совета по реанимации 2010 года, 

По окончании обучения все участники правильно отвечают на выше описанные вопросы, поэтому проводимые тренинги можно считать помимо повышающих практическую подготовку участников еще и просветительскими.

Тема: Анестезиология-реаниматология, неотложная помощь
Админ .

Первое погружение в виртуальный симуляционный мир.

Автор(ы): Довгый В.В., Коренев С.В.

Город: Калининград

Учреждение: Медицинский институт Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта

Результаты

Около года назад, на базе медицинского института Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта, был создан Центр симуляционной медицины. 

Имея в наличии высокотехнологичный роботизированный манекен MetiMan, было предложено в учебный план студентов-медиков старших курсов внедрить ряд занятий по неотложной кардиологии, ревматологии, реанимации а также поликлинической терапии, на базе Центра симуляционной медицины.

ЦЕЛИ.

В первую очередь, основной нашей целью было воссоздание картины, отражающей реальный дух происходящего при поступлении пациента в критическом состоянии, ощущения необходимости в четком, отлаженном алгоритме принятия решений, а также преодолении психологического барьера. В процессе слаженной работы в команде хорошо прослеживаются лидерские качества среди участников симуляции. С целью самостоятельной оценки результатов своей работы "со стороны" использовался метод обсуждения, проводился дебрифинг с использованием видеорегистрации, проводилась работа над ошибками с расстановкой всех связующих элементов в цепочке алгоритма действий при данном состоянии. Для более полноценного отражения изменений физиологии робота-манекена, нами были самостоятельно созданы новые, более объемные, насыщенные сценарии в программном обеспечении робота. Разыгрывалось целое представление с целью вовлечения студентов в виртуальную реальность, тем более, многие из них ни с чем подобным ранее не встречались. 

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ.

Робот-симулятор MetiMan, система аудио и видео регистрации MetiVision, программное обеспечение Müse.

Все студенты были разделены на подгруппы по 3-4 человека, для более эффективной работы, возможности проявить себя каждому. Остальные студенты в группе, наблюдали за действиями своих коллег со стороны. Эффект был колоссальным. Несмотря на многочисленные повторения алгоритмов оказания помощи пациентам в неотложных состояниях, проводя наблюдение за состоянием пациента в условиях максимально приближенных к реальным, многие были дезориентированы, лихорадочно соображая следующие этапы в логической цепочке проводимых действий. Незамедлительно проявились лидерские качества участников команды, которые, взяв инициативу в свои руки, добивались положительных результатов для всей команды и, как результат – 100% выживаемость виртуальных пациентов. Интересен тот факт, что процент ошибок в алгоритмах действия студентов проходивших тренинг первыми составил 45%, а тех кто уже наблюдал за действиями предыдущих - 49%. Студенты, заостряя внимание на ошибках своих коллег, делали свои, совершенно другие ошибки. Однако при повторных симуляциях, на последующих занятиях, количество ошибок значительно снизилось и составило 34% и 31% соответственно. Огромный эмоциональный подъем, рвение к диалогу и обсуждению сопровождали весь дебрифинг и, наверное, долгое время после него. Студенты самостоятельно указывали на ошибки других, учились проводить анализ своих, порой в горячих спорах отставали правильность своих действий.

ВЫВОДЫ.

Анализируя небольшой, но довольно насыщенный цикл занятий по неотложным состояниям в терапии с использованием робота-симулятора MetiMan, можно сделать вывод, что процесс образования в медицинских вузах перешел на новый, более качественный уровень, где промежуточную, связующую ступень между теорией и пациентом играет виртуальный мир, который завлекает, погружает, оттачивает мастерство. Для многих это возможность преодолеть профессиональный страх при виде больного в критической ситуации, для других проявить свой лидерский потенциал. Многократное повторение алгоритмов оказания помощи, отработка практических навыков, взгляд на свои действия со стороны, способность к самоанализу, усиление мотивации к обучению – вот всего лишь небольшой перечень положительных моментов от проведенных занятий. И это еще раз подтверждает необходимость включения в образовательный процесс, как студентов-медиков, интернов, клинических ординаторов, так и курсантов послевузовского образования симуляционных методов образования.

Презентация

Тема: Анестезиология-реаниматология, неотложная помощь
Админ .

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИМУЛЯЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ОКАЗАНИЯ НЕОТЛОЖНОЙ ПОМОЩИ

Автор(ы): Рипп Е.Г.

Город: Томск

Учреждение: ГБОУ ВПО «Сибирский государственный медицинский университет» Минздрава РФ. Центр медицинской симуляции, аттестации и сертификации

Результаты

Введение. Возможности обучения в анатомическом театре и на пациентах клиник с каждым годом уменьшаются в связи с принятием нормативных актов, ограничивающих или запрещающих подобное обучение, ростом юридической грамотности населения, а также по экономическим причинам. Кроме того, диагностику и лечение целого ряда клинических синдромов, состояний и заболеваний невозможно, как технически, так и по этическим и юридическим соображениям, доверить врачам, не имеющим соответствующей квалификации и опыта. В первую очередь это относится к диагностике и лечению неотложных состояний. Таким образом, стал формироваться целый пласт дипломированных специалистов имеющих хорошую теоретическую подготовку, но не владеющих практическими навыками.

Цель. Исследование эффективности симуляционных технологий в процессах формирования и поддержания у обучающихся практических навыков и компетенций оказания неотложной помощи.

Материал и методы. В исследование включены 608 интернов и ординаторов I года обучения (2013-2014 уч.год). Симуляционные тренинги проводились на базе Центра медицинской симуляции, аттестации и сертификации (ЦМСАС) СибГМУ по программе «Неотложная помощь». Продолжительность программы 36 - 72 часа (12 - 20 модулей). Тренингам в ЦМСАС предшествовало обучение на кафедре АРИТ по программе ФГОС-2 «Реанимация и интенсивная терапия» (40 часов). Тренинг проводился в группах, состоящих из 4 курсантов.

При проведении тренингов использовались роботы-симуляторы пациента Hal S3000 или Susie S2000 (Gaumard, USA); реальное оборудование палат интенсивной терапии (аппараты ИВЛ, прикроватные мониторы, перфузоры, вакуумные аспираторы, дефибрилляторы и пр.), инструменты и расходные материалы (наборы для обеспечения проходимости дыхательных путей, пункции, катетеризации и дренирования, инфузионные растворы и т.д.).

Для каждого обучающего модуля использовался стандартизованный клинический сценарий, разработанный в ЦМСАС СибГМУ и состоящий из разделов (кейсов): 1) основная проблема; 2) цели тренинга (изучаемые навыки, формирование компетенций); 3) краткое описание и блок-схема сценария; 4) руководство для оператора (описание процесса симуляции); 5) инструкция для лаборанта (подготовка помещения, роботов-симуляторов пациента, оборудования, инструментов и расходных материалов); 6) информация для курсантов; 7) дополнительная информация; 8) параметры оценки действий курсантов; 9) темы дебрифинга. В процессе проведения сценария проводилась аудио-видеозапись и, на каждую группу, заполнялся контрольный лист, которые использовались для проведения дебрифинга и оценки эффективности тренинга. Статистика: t-критерий Стьюдента и Х2 МакНимара.

Результаты тренингов по сценарию «Диагностика и интенсивная терапия острой кровопотери и геморрагического шока». Результат №1 – базовый уровень, результат №2 - после дебрифинга и повторного тренинга.

Нетехнические навыки: экстренная оценка клинической ситуации, меры безопасности (%) 18 – 72 (<0,001); своевременный вызов помощи (реаниматолог, хирург) (%) 20 – 94 (<0,001); полноценность сбора информации (%) 41 – 74 (0,0028); полноценность мониторинга (%) 54 – 88 (0,0056); определение объема кровопотери (%) 12 – 76 (<0,001); полноценность дополнительного обследования (анализы, УЗИ, пр.) (%) 33 – 71 (0,003); эффективность коммуникации в бригаде, распределение ролей (%) 7 – 84 (<0,001).

Технические навыки: обеспечение венозного доступа (%) 85 – 100 (0,3033); положение Тренделенбурга (%) 3 -56 (<0,001); адекватность инфузионно-трансфузионной терапии (%) 36 – 86 (<0,001); обеспечение проходимости дыхательных путей (%) 60 – 97 (0,0041); кислородотерапия (%) 86 – 99 (0,3776); установка катетера в мочевой пузырь (%) 38 – 92 (<0,001); установка назогастрального зонда (%) 13 – 89 (<0,001).

Эффективность работы: общее время прохождения тренинга (мин) 16,4±3,2 - 9,2±2,1 (<0,001); задержка с началом ИТ (переход в более тяжелую фазу шока) (%) 94 – 18 (<0,001); положительный результат тренинга (стабилизация состояния пациента) (%) 23 – 82 (<0,001).

Заключение: Симуляционный тренинг способствует быстрому, эффективному и безопасному формированию у обучающихся как технических, так и нетехнических навыков оказания неотложной помощи. При проведении симуляционного тренинга необходимо стремиться к достижению максимально возможного уровня реализма. Аудио-видеоконтроль и заполнение контрольных листов являются обязательным условием для проведения дебрифинга и оценки эффективности тренинга.

Презентация

Тема: Анестезиология-реаниматология, неотложная помощь
Админ .

Подготовка преподавателей в системе Российского Национального совета по реанимации

Автор(ы): Мороз В.В.(1), Кузовлев А.Н.(1), Перепелица С.А. (1,2), Мягкова Е.А. (1)

Город: Москва

Учреждение: (1) НИИ общей реаниматологии им. В.А. Неговского (2) Балтийский Федеральный университет им. И. Канта

Результаты

Введение. Подготовка преподавателей в системе симуляционной медицины – наиболее сложная и до конца не решенная задача. Российский Национальный совет по реанимации (НСР) с 2004 г. является полноправным членом Европейского совета по реанимации (ЕСР) и эксклюзивным представителем интересов России в нем. Учредителем Российского НСР является НИИ общей реаниматологии им. В.А. Неговского. Приоритетной задачей Российского НСР является подготовка преподавателей по различным типам симуляционных курсов в регионах страны в соответствии с международными рекомендациями, а также развитие сотрудничества с кафедрами анестезиологии-реаниматологии и симуляционными центрами медицинских ВУЗов. 

Цель исследования: описать систему подготовки преподавателей в системе Российского НСР.

Материалы и методы. В системе ЕСР и Российского НСР в течение многих лет существует эффективная система подготовки преподавателей для различных типов курсов. Подготовка преподавателей осуществляется на специализированных курсах инструкторов: курс сердечно-легочной реанимации и автоматической наружной дефибрилляции (СЛР/АНД) для инструкторов – подготовка инструкторов для курса СЛР/АНД провайдер (курс базовой СЛР/АНД); общий курс инструкторов – подготовка инструкторов для всех остальных типов курсов; освежающие курсы для инструкторов и мастер-классы для педагогов – подготовка инструкторов-тренеров, т.е. преподавателей, обучающих других инструкторов. Целью курса инструкторов является овладение навыками эффективного преподавания у взрослых. На курсах инструкторов ЕСР преподают инструкторы-тренеры, которых отбирают из числа наиболее опытных инструкторов. На общем инструкторском курсе, помимо инструкторов-тренеров, обязательно присутствует специалист по педагогике. К настоящему моменту на курсах Российского НСР подготовлено более 400 инструкторов. Преподавательский состав Российского НСР включает одного директора курсов и 34 инструктора в различных регионах страны (Москва, Санкт-Петербург, Красноярск, Екатеринбург, Калининград, Томск, Омск, Тюмень, Новокузнецк). Все инструкторы Российского НСР являются специалистами с высшим медицинским образованием, 98% из них – врачи анестезиологи-реаниматологи, среди них 5 докторов медицинских наук (2 профессора) и 16 кандидатов медицинских наук.

Результаты и обсуждение. Курсы инструкторов ЕСР включают в себя обсуждение теоретических аспектов преподавания, ознакомление с организацией ЕСР и Российского НСР, организационными особенностями конкретного курса, а также отработку следующих педагогических навыков и умений: 4-этапный метод преподавания; навыки публичных выступлений; проведения обсуждений в группах; работы с клиническими сценариями; проведения непрерывной и итоговой оценки знаний обучающихся.

Курсы инструкторов включают в себя значительное количество лекций и обсуждений, а также пленарные демонстрации основных педагогических навыков инструкторами-тренерами: демонстрация работы с группой и преподавания практического навыка, эффективного публичного выступления, открытой/закрытой дискуссии в группе, итоговой оценки практических навыков. После того, как обучающиеся увидели демонстрацию конкретного педагогического навыка инструкторами-тренерами, начинается ролевая игра, в которой обучающийся становится преподавателем для своей группы. Играя роль инструктора, участник курса отрабатывает необходимые навыки и умения. Инструкторы-тренеры проводят непрерывную оценку работы обучающихся, координируют групповое обсуждение и своевременно корректируют ошибки. Отдельно на курсах инструкторов отрабатывают навыки выступления перед аудиторией. Данная часть курса инструкторов выполняется либо как демонстрация инструктором-тренером, либо как короткие выступления каждого обучающегося с последующим обсуждением в группе под руководством инструктора-тренера. 

Очевидно, что обучение на одно- или двухдневном курсе инструкторов совершенно недостаточно для самостоятельной работы в качестве преподавателя. Поэтому в системе ЕСР предусмотрена система контроля качества: после успешного окончания курса инструкторов участник получает статус кандидата-инструктора (Instructor-Candidate, действителен в течение 2 лет после завершения курса инструкторов). Кандидат-инструктор не имеет права самостоятельно работать на курсе. Для получения статуса полноправного инструктора (Full Instructor) кандидат-инструктор должен провести минимум 2 курса провайдеров под руководством опытных полноправных инструкторов. Полноправный инструктор далее имеет право проводить курс провайдеров самостоятельно при количестве участников курса до 12 человек. Каждый инструктор должен проводить как минимум 2 курса за два года для того, чтобы поддерживать свой статус. 

Выводы. Таким образом, система курсов Европейского совета по реанимации, реализуемая на территории РФ Российским Национальным советом по реанимации, является примером эффективной общенациональной программы подготовки преподавателей в системе симуляционного обучения анестезиологии-реаниматологии.

Презентация

Тема: Анестезиология-реаниматология, неотложная помощь
Админ .

СИМУЛЯЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ БАЗОВОЙ РЕАНИМАЦИИ И АВТОМАТИЧЕСКОЙ НАРУЖНОЙ ДЕФИБРИЛЛЯЦИИ

Автор(ы): Перепелица С.А.(1,2), Лигатюк П.В.(2), Кузовлев А.Н.(1)

Город: Москва

Учреждение: 1)НИИ Общей реаниматологии им. В.А. Неговского 2)ФГБУ ВПО БФУ им. Иммануила Канта

Результаты

Цель работы – оценить эффективность симуляционного обучения на курсе базовой сердечно-легочной реанимации и автоматической наружной дефибрилляции для провайдеров ЕСР.

Материалы и методы. Впервые в Балтийском Федеральном Университете им. И.Канта (г. Калининград) симуляционный курс по базовой сердечно-лёгочной реанимации (СЛР) и автоматической наружной дефибрилляции (АНД) проведен для провайдеров у различных специалистов. Состав участников: врач поликлиники (2%), сотрудники частного медицинского центра (14%), хирурги (26%), стюардессы (38%), старшие помощники капитанов (20%).

За 3-4 дня до курса участники получили официальный перевод информационного материала ЕСР и изучили его. Программа обучения на курсе включает лекции, освоение алгоритма оказания помощи при внезапной остановке сердца и практические занятия на манекенах, включающие выполнение компрессий грудной клетки, искусственное дыхание, работу с учебным автоматическим наружным дефибриллятором (АНД). Продолжительность курса составляет 6 -7 часов. Успешно прошедшие курс и освоившие необходимые навыки, получили сертификат провайдера Европейского совета по реанимации и Российского Национального совета по реанимации.

Результаты. Добровольное участие в курсе было у 75% участников, что обусловило положительную мотивацию участия: стюардессы должны уметь оказать помощь в сложных условиях полёта, ограниченном пространстве при полном отсутствии квалифицированной помощи в ближайшее время; старшие помощники капитанов судов дальнего плавания обеспечивают оказание медицинской помощи также в сложных условиях работы при значительной удалённости от медицинских учреждений; врач поликлиники и сотрудники частного медицинского центра (не только медицинские работники) хотели значительно повысить свою профессиональную квалификацию. Обязательным участием было для хирургов, которые проходили сертификационный цикл. В этой категории мотивация на обучение была различной: положительная (60%), отрицательная (20%), крайне негативная (20%). Хирурги с последним вариантом мотивации на курс не пришли.

Как показал опыт работы, наиболее быстро и качественно обучаются специалисты не медицинской специальности. Стюардессы и старшие помощники капитанов сразу осваивают алгоритм оказания помощи, быстро и чётко выполняют компрессии грудной клетки, осваивают манёвр открытия дыхательных путей, искусственные вдохи и работу автоматического наружного дефибриллятора. В этой группе идёт активное обсуждение собственных результатов обучения, легко проводится, так называемый, «дебрифинг». У них отсутствует мнимая стеснительность перед коллегами. Хорошо проходит отработка методов реанимации при моделировании работы двумя спасателями. Аналогичная ситуация характерна для сотрудников частного медицинского центра. Для них главное: безопасность и комфорт пациентов, что обеспечивает имидж лечебного учреждения. Прошедший курс соответствовал ожиданиям у 100% участников, все в достаточной степени овладели практическими навыками СЛР и успешно завершили обучение.

Наиболее сложным оказалось обучение врачей-хирургов. Отсутствие у части курсантов желания повысить свою профессиональную квалификацию явилось серьёзной проблемой при проведении курса. Затрачена часть времени на установку хорошего контакта инструктора – преподавателя с аудиторией, создание доброжелательной обстановки на курсе. Наиболее частый мотив отказа – «я всё давно умею». Но, на практике именно «знайки» дольше всего запоминали алгоритм, не могли правильно и качественно выполнить компрессии грудной клетки и искусственные вдохи. Методическое проведения занятия все-таки способствовало приобретению необходимых современных знаний и навыков при оказании сердечно-лёгочной реанимации. В результате все в достаточной степени овладели практическими навыками базовой СЛР с АНД и успешно завершили обучение.

Заключение. Симуляционное обучение методам базовой сердечно-лёгочной реанимации и автоматической наружной дефибрилляции необходимо для «экстремальных» профессий: стюардесс, моряков дальнего плавания. Они хорошо овладевают всеми необходимыми навыками. Врачи различных специальностей обязаны уметь оказывать помощь при внезапной остановке сердца. В связи с этим, решением методического Совета отделения последипломного образования БФУ им. И.Канта, курс по базовой сердечно-легочной реанимации и автоматической наружной дефибрилляции для провайдеров Европейского совета по реанимации будут проходить все врачи-курсанты сертификационных циклов последипломного образования.

Тема: Анестезиология-реаниматология, неотложная помощь
Админ .

СИМУЛЯЦИОННЫЙ ТРЕНИНГ ПО СЕРДЕЧНО – ЛЁГОЧНОЙ РЕАНИМАЦИИ ДЛЯ ВРАЧЕЙ – ИНТЕРНОВ.

Автор(ы): Перепелица С.А.(1,2), Лигатюк П.В.(2), Кузовлев А.Н.(1)

Город: Москва

Учреждение: 1)НИИ Общей реаниматологии им. В.А. Неговского РАМН 2)ФГБУ ВПО БФУ им. Иммануила Канта

Результаты

Цель работы – овладение методами сердечно-лёгочной реанимации, приобретение навыков использования современной аппаратуры, обучение работы в коллективе.

Материалы и методы. В этом учебном году впервые симуляционный курс по базовой сердечно-лёгочной реанимации (СЛР) и автоматической наружной дефибрилляции (АНД) прошли 46 врачей-интернов. Распределение по специальностям: терапевты и невропа-тологи по 20%, акушеры-гинекологи- 15%, анестезиологи-реаниматологи-13%, дерматове-нерологии -9%, кардиологи-7%, хирурги и патологоанатомы по 6%, травматолог и аллерголог по 2%. Всем врачам-интернам предлагалось получить сертификат провайдера по СЛР/АНД.

За 3-4 дня до курса участники получили информационный материал и изучают его. В него включены лекционный материал и ролевые игры. Отработка практических навыков производилась на манекенах, использовались учебные автоматические наружные дефибрилляторы (АНД). Продолжительность курса составляет 6 -7 часов.

Результаты. Несмотря на обязательность участия, все участники имели мотивацию обучения: приобретение навыков оказания помощи по внезапной остановке сердца. Важным моментом является установка хорошего контакта инструктора – преподавателя с аудиторией, создание доброжелательной обстановки на курсе, что способствовало лучшему усвоению трудного материала для большинства участников. Использовался алгоритм, разработанный Европейским советом по реанимации и 4-х ступенчатая модель обучения практическим навыкам. Наиболее интересным на курсе были практические навыки отработки компрессий грудной клетки, искусственное дыхание. Одной из сложных задач явилась работа с АНД, т.к. у многих специалистов сформировано мнение о трудности его использования, страхе работы с ним. В процессе обучения преодолен этот комплекс, участники курса быстро освоили важный этап оказания помощи с применением АНД. На симуляционном курсе врачи-интерны разных специальностей научились работать в команде, принимать совместные решения в сложной профессиональной ситуации. Прошедший курс соответствовал ожиданиям у 100% участников, все врачи-интерны в достаточной степени овладели практическими навыками СЛР и успешно завершили обучение. В конце курса 29 врачей-интернов получили статус провайдера Европейского Совета по реанимации, 10 врачей – интернов продолжат обучение на курсе инструкторов.

Выводы. Проведение симуляционного курса по СЛР у врачей-интернов различных специальностей является важным этапом обучения, способствует приобретению теоретических знаний, практических навыков при внезапной остановке сердца.

Тема: Анестезиология-реаниматология, неотложная помощь
Админ .

Концепция «цепи выживания» в системе симуляционного обучения экстренной медицинской помощи

Автор(ы): Чурсин А.А., Радушкевич В.Л., Боев С.Н.

Город: Воронеж

Учреждение: Воронежская государственная медицинская академия им Н.Н. Бурденко

Результаты

В Российской Федерации прерогатива оказания медицинской помощи при жизнеугрожающих состояниях традиционно принадлежит службе скорой медицинской помощи (СМП) и медицины катастроф, а также отделениям реанимации и интенсивной терапии (ОРИТ). Такой выборочный подход не может обеспечить достаточной эффективности мероприятий, так как экстренное, угрожающее жизни состояние часто развивается не в присутствии сотрудников СМП и ОРИТ. В связи с этим, последними нормативными актами регламентировано оказание экстренной медицинской помощи врачами всех специальностей, а также стандарт оснащения отделений, больниц и т.д. Все это делает возможным создание «цепочки выживания», эффективность которой доказана длительным зарубежным опытом. 

Всего в системе оказания помощи при экстренных состояниях можно выделить четыре звена: первая помощь (первое звено), скорая медицинская помощь (второе звено), приемное отделение скорой помощи (третье звено), специализированное отделение или операционный стол (четвертое звено). Преемственную связь между звеньями можно сформировать только в условиях единой концепции подхода к системе обучения и оснащения медицинских работников всех специальностей, а также лиц без медицинского образования.

Учитывая успешный передовой международный и отечественный опыт, нами разработан курс повышения квалификации врачей всех специальностей «Экстренная медицинская помощь», суть которого состоит в последовательном, «от простого к сложному», освоению практических навыков всеми звеньями «спасательной» цепочки и «синдромный подход» к оказанию помощи на всех ее этапах».

Система обучения на курсе построена по принципу этапности и преемственности. Первый этап - дистанционное обучение с использованием учебно-методического комплекса (УМК) MOODLE. Второй этап - лекционный курс избранных лекций на базе Центра практической подготовки специалистов ВГМА. Третий этап- отработка практических навыков на базе ЦППС. Четвертый этап - решение ситуационных задач на базе симуляционного модуля экстренной медицинской помощи (СМЭМП) ЦППС.

СМЭМП состоит из четырех «рабочих станций» и «зала дебрифинга». Первая станция включает в себя имитацию фрагмента городской улицы - проезжую часть с расположенным на ней макетом автомобиля СМП. Здесь отрабатываются такие сценарии как ДТП, террористический акт и .т. д. Слушателями решаются задачи по первому и второму звеньям «спасательной цепочки» (отрабатывается аналог алгоритмов международных курсов Prehospital Trauma Life Support — PHTLS).

Вторая «рабочая станция» имитирует кабинет врача поликлиники. Здесь решаются задачи врачами амбулаторных и поликлинических специальностей (врачи общей практики, педиатры, терапевты). 

В ходе занятий отрабатываются алгоритмы по жизнеподдержанию (эквивалент алгоритма международного курса Basic Life Support and Automated External Defibrillator - BLS&AED), а также алгоритмы помощи при неотложных состояниях (эквивалент алгоритма международного курса Immediate Life Support — ILS).

Третья «станция» представляет собой имитацию палаты интенсивной терапии. Здесь используется симулятор SimMan, с помощью которого решаются ситуационные задачи врачами стационаров. Таким образом, помимо указанных выше, отрабатывается алгоритм расширенного реанимационного комплекса (эквивалент алгоритмов международных курсов Advanced Life Support — ALS и Advanced Cardiac Life Support — ACLS).

Четвертая «рабочая станция» имитирует приемное отделение (отделение скорой помощи) для отработки навыков расширенного реанимационного комплекса взрослым и и детям (эквивалент алгоритмов международных курсов Pediatric Advanced Life Support — PALS), в том числе при тяжелой травме. 

В этой части СМЭМП решаются задачи третьего и четвертого звеньев оказания медицинской помощи при экстренных состояниях врачами стационара (узкие специальности - хирургия, травматология, анестезиология и реанимация, нейрохирургия и т.д.). Здесь отрабатывается алгоритм квалифицированного жизнеподдержания при тяжелой травме (эквивалент алгоритмов международного курса Advanced Trauma Life Support — ATLS).

Таким образом, последовательно, от одной «рабочей станции к другой», соблюдая условия комплексного подхода и симуляционные технологии, формируется концепция единой подготовки участников «цепи выживания».

Тема: Анестезиология-реаниматология, неотложная помощь
Админ .

СИМУЛЯЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ ОЦЕНКЕ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ, МЕДИЦИНА КАТАСТРОФ»

Автор(ы): Левчук И.П., Костюченко М.В., Назаров А.П., Моросникова Е.А.

Город: Москва

Учреждение: ГБОУ ВПО РНИМУ им. Н.И.Пирогова Минздрава России

Результаты

Большинство выпускников вузов и молодых врачей не полностью готовы к практической работе в условиях чрезвычайных ситуаций, а 30% не способны оказать первую помощь на месте поражения в полном объеме с помощью подручных средств, не говоря уже о проведении медицинской сортировки и оказании врачебной помощи на этапах медицинской эвакуации. Внедрение инновационных методов обучения за последние годы позволило несколько улучшить данную ситуацию, но сохраняется проблема выбора адекватной системы контроля освоения студентами практических навыков в условиях перехода на балльно-рейтинговую систему оценки знаний.

Цель: повышение качества подготовки студентов медицинских вузов по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности, медицина катастроф».

Материал и методы: Для повышения качества контроля знаний студентов по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности, медицина катастроф» с 2013 году на кафедре медицины катастроф ГБОУ ВПО РНИМУ им.Н.И.Пирогова была внедрена балльно-рейтинговая система (БРС) с использованием интерактивных электронных и дистанционных технологий для самостоятельной работы студентов и оценки подготовки обучающихся. Также на кафедре в ходе занятий по первой помощи для обучения практическим навыкам активно используются симуляционные технологии и интерактивные ресурсы. Общий рейтинг студента по циклу «Первая помощь» данной дисциплины в соответствии с ФГОС складывался из баллов за посещение лекций (по 1 баллу) и практических занятий (по 1 баллу), за работу на практических занятиях (максимум 25 баллов за цикл), а также баллов за модульный тестовый контроль (максимум 50 баллов). С использованием БРС по первой помощи прошли обучение и оценку знаний 1190 студентов первого и второго курса лечебного и педиатрического факультетов.

Результаты и обсуждение: В ходе применения БРС была отмечена более высокая мотивация студентов к обучению на кафедре, проявлявшаяся повышением посещаемости, более активной работе на занятиях с возможностью получения баллов, студенты активно использовали в подготовке к тестовым контролям предлагаемые в порядке беспроводного дистанционного доступа электронные ресурсы и пробное тестирование. Это позволило 28,8% студентов получить 90% и более правильных ответов на тестовом контроле, 80-90% правильных ответов - 45,2% студентов, 70-80% правильных ответов 34,5% студентов, и только 8,5% обучающихся набрали менее 70%правильных ответов. Однако, уверенное освоение практических навыков по темам цикла «Первая помощь» с использованием симуляционных технологий оценивалось БРС максимум в 15 баллов, получаемых на практическом занятии, что способствовало изменению мотивации студентов в отношении совершенствования навыков. Около 57% студентов ограничивались только практическими занятиями для отработки навыков, 29% студентов проявляли самостоятельную активность в их освоении. И лишь 14% планировали свое время для отработки практических навыков в симуляционном классе, на манекенах, а также на этапах подготовки и участия в практических секциях олимпиад. 

Как правило, БРС использует тестовые контроли, базирующиеся на теоретической части дисциплины, т.о. практические навыки не значимы в итоговом рейтинге. Набор баллов для зачета, уводит освоение и закрепление практических навыков на второй план. Внедрение симуляционных и интерактивных методов обучения, конкурсы и олимпиады вызывает значительный интерес у студентов к практике, особенно у первокурсников, но не обеспечивает необходимой мотивации к самостоятельной работе по совершенствованию умений и навыков, являющихся неотъемлемой частью дисциплины «Безопасность жизнедеятельности, медицина катастроф». А ведь в случае чрезвычайных ситуациях предполагается выполнение в ограниченное время достаточно большого объема различных мероприятий по оказанию медицинской помощи подручными средствами, а также слаженную работу в команде. Поэтому такая неактивность студентов чревата в последующей их работе большим количество ошибочных действий, увеличением санитарных потерь и различного вида осложнений.

Заключение: Таким образом, работа в симуляционных классах, на тренажерах и манекенах должна быть важным компонентом оценки качества подготовки студентов, составляя не менее 40% в рейтинге студента медицинского вуза. Кроме того, необходимо более качественное решение для объективизации оценки практических навыков студентов в баллах, поскольку большинство используемых для симуляции манекенов и интерактивных программ не стандартизированы и различаются в зависимости от оснащенности кафедр университета, а использование повсеместно внедряемых симуляционных центров не всегда возможно в связи с большой одновременной нагрузкой (большое количество студентов) во время проведения модульных контролей.

Тема: Анестезиология-реаниматология, неотложная помощь
Админ .

ЭФФЕКТИВНОСТЬ СИМУЛЯЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ МЕТОДАМ ИНГАЛЯЦИОННОЙ АНЕСТЕЗИИ

Автор(ы): Блохина.Н.В., Пасечник И.Н., Скобелев Е.И., Крылов В.В., Рыбинцев В.Ю., Волкова Н.Н.

Город: Москва

Учреждение: ФГБУ "Учебно-научный медицинский центр" Управления делами Президента Российской Федерации

Результаты

АКТУАЛЬНОСТЬ. Симуляционное обучение прочно вошло в современную образовательную практику. Однако невелика база доказательств достоверного переноса навыков, полученных в симуляционном центре, в клиническую практику на пациентах.

 

ГИПОТЕЗА. Навыки, полученные на роботах-симуляторах, успешно переносятся в клинику.

 

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Мы провели сравнение эффективности методик обучения ингаляционной анестезии у клинических ординаторов первого года обучения. Клинические ординаторы (23 человека) были разбиты на две группы. В первую группу включили 12 человек, которые прошли общепринятую стандартную теоретическую подготовку. Во вторую группу вошло 11 клинических ординаторов, которые изучали способы проведения ингаляционной анестезии на роботе-симуляторе METI-HPS. Все ординаторы участвовали в семинарах по ингаляционным методам анестезии и успешно сдали теоретический зачет. Затем каждый ординатор под наблюдением опытного сертифицированного специалиста провел в клинике по 5 ингаляционных анестезий с индукцией внутривенным анестетиком. 

 

Оценивали эффективность обучения по пяти параметрам, которые вносили равный вклад в суммарную оценку (максимально 100 баллов): состояние гемодинамики, достижение и поддержание целевого уровня биспектрального индекса, поддержание постоянной целевой концентрации анестетика в выдыхаемой дыхательной смеси (оценивали по величине минимальной альвеолярной концентрации (МАК), время до экстубации после окончания операции, время до перевода больного в палату. За 100 % принимали усредненные показатели сертифицированных специалистов. 

 

РЕЗУЛЬТАТЫ. Установили, что клинические ординаторы в 1-й группе набрали в среднем 40,6±5,8 баллов, а во 2-й – 70,3±6,9 баллов (р<0,05 между группами). 

 

ВЫВОДЫ. Изучение эффективности симуляционного обучения методам ингаляционной анестезии у клинических ординаторов первого года обучения показало, что использование роботов-симуляторов позволяет повысить эффективность обучения клинических ординаторов анестезиологов-реаниматологов. Навыки, полученные на роботах-симуляторах, успешно переносятся в клинику

Презентация

 

Тема: Анестезиология-реаниматология, неотложная помощь
Максим Горшков