Подготовка ко второму этапу первичной аккредитации. Станция «Диспансеризация»: анализ и рекомендации.

Автор(ы): Доготарь О.А., Сопетик В.С., Хынку Е.Ф., Базанаев А.С.

Город: Москва

Учреждение: Центр симуляционного обучения Медицинского института Российского университета дружбы народов

Актуальность

Появление высоких технологий в медицине, ускорение темпа жизни, нарастающий объем знаний, внедрение новых лечебно-диагностических методик вынуждает систему современного медицинского образования разрабатывать качественно новые подходы в подготовке кадров для здравоохранения. В соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» право на осуществление медицинской деятельности в РФ имеют лица, получившие медицинское образование и прошедшие процедуру аккредитации специалиста. В связи с этим каждый выпускник, желающий продолжить карьеру врача-клинициста, обязан пройти процедуру аккредитации. Для успешного прохождения второго этапа аккредитации при таких условиях на передний план выходит симуляционное обучение.

Материалы и методы

Группу наблюдения составили 197 студентов 6-го курса Медицинского института РУДН, обучающихся по специальности «Лечебное дело». Исследование проводилось на этапе подготовки к аккредитации. Результаты вносились в специальные оценочные листы (выложенные на сайте Федерального методического центра аккредитации). Обработка всех пунктов оценочных листов станции «Диспансеризация» проводилась путем объединения их в основные группы: «Установка контакта с пациентом и идентификация его личности», «Подготовка к работе с пациентом», «Осмотр пациента», «Измерение АД», «Завершение диспансеризации».

Результаты

«Установка контакта с пациентом и идентификация его личности» большинством испытуемых проводились практически безошибочно: «уточнить Ф.И.О. пациента» (2%, здесь и далее указан % ошибок среди всех студентов) и «сверить данные с документацией» (2%). При «Подготовке к работе с пациентом» основные ошибки были связаны с невыполнением («забыванием») определенных этапов: согласие пациента (4%), проверка укладки (13%), обработка рук гигиеническим способом (5%), утилизация отходов (18%). Наиболее встречающиеся ошибки при «Осмотре пациента»: оценка кожных покровов (5%) и носового дыхания (20%). Наибольшие затруднения наблюдались при «Измерении АД»: опрос пациента перед измерением АД (12%); установка правильного положения пациента(36%), подбор манжеты (6%), проверка работоспособности тонометра (10%), техника наложения манжеты (18%), пальпаторная проба перед измерением АД (12%); скорость нагнетания воздуха (47%), измерение АД на второй руке (48%). 18 % не успели измерить АД, среди остальных только 28% правильно определили АД. Ошибки на этапе «Завершения работы» связаны, скорее всего, с неукладыванием в отведенное для прохождения станции время: 23% студентов не поблагодарили пациентов, 36% забыли повторно обработать руки, 29% не обработали оливы и мембрану стетофонендоскопа.

Выводы

Наиболее затруднительными этапами прохождения станции «Диспансеризация» являются «Измерение АД» и «Завершающий этап диспансеризации» (последнее связано с недостаточно оперативным выполнением предшествующих методов физикального обследования). Данные результаты позволяют рекомендовать введение обязательного использования симуляционных технологий при изучении клинических дисциплин с повторением усвоенных навыков на разных годах обучения. При подготовке студентов непосредственно ко второму этапу аккредитации, необходимо акцентировать внимание на пошаговом разборе и демонстрации необходимых практических навыков.

Тема: Терапия
Олеся Доготарь

ОЦЕНКА ВЫЖИВАЕМОСТИ ЗНАНИЙ ПОСЛЕ ПЕРВИЧНОЙ АККРЕДИТАЦИИ ВЫПУСНИКОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ

Автор(ы): Кабирова Ю.А., Ховаева Я.Б., Рудин В.В.

Город: Пермь

Учреждение: ФГБОУ ВО ПГМУ им. академика Е.А. Вагнера Минздрава России

Актуальность

В 2017 году впервые была проведена первичная аккредитация специалистов лиц, завершивших освоение основных образовательных программ высшего медицинского и высшего фармацевтического как обязательная процедура для контроля оценки знаний и практических умений выпускника. С целью оценки выживаемости знаний после симуляционного (второго) этапа первичной аккредитации проведено анкетирование и повторная оценка с помощью чек-листа по станциям «Внезапная остановка кровообращения. СЛР» и «ОКС» ординаторов, которые прошли первичную аккредитацию в 2017 году.

Материалы и методы

В сентябре 2017 года проводилась оценка выживаемости знаний ординаторов 1 года обучения кафедры терапии и семейной медицины ФДПО Пермского государственного медицинского университета имени академика Е.А. Вагнера по специальностям «Общая врачебная практика», «Функциональная диагностика» и «Ультразвуковая диагностика». Все ординаторы являются выпускниками 6 курса лечебного факультета. Анализ выживаемости знаний включал в себя анкетирование, тестирование и проведение занятия в симуляционном центре с оценкой навыков с помощью чек- листов по станциям «Внезапная остановка кровообращения. Сердечно-легочная реанимация (СЛР)» и «острый коронарный синдром (ОКС) »

Результаты

Анализ результатов показал высокую заинтересованность в последующем обучении, все ординаторы успешно справились с повторным прохождением станций на 84-96% при тестировании и оценке практических навыков в симуляционном центре. Исследование показало, что все ординаторы успешно владеют теоретическими знаниями (протокол базовой СЛР согласно рекомендаций Европейского Совета по реанимации BLS/ AED, оказанием неотложной помощи при ОКС). Никто из ординаторов не делал нерегламентированных и небезопасных действий, а выявленные нарушения не носили критический характер. Практически не выявлено дефектов при оценке навыков оказания неотложной помощи (соблюдение пунктов чек-листов на 88-92%). Обращает на себя внимание следующая особенность, что даже при тестировании более высокий процент ответов наблюдается по темам, связанных с навыками, которые входили в станции при аккредитации. Например, на вопросы по базовому алгоритму СЛР процент правильных ответов составлял в среднем 94%, а по вопросам о проведении дефибриляции – правильных ответов было 48%.

Выводы

Таким образом, использование симуляционных технологий, проведение второго этапа аккредитации повышает уровень практической подготовки специалистов и качество медицинской помощи в целом. Выживаемость знаний выше по тем разделам, которые оцениваются на станциях второго этапа первичной аккредитации выпусников.

Тема: Терапия
Юлия Кабирова

ВТОРОЙ ЭТАП (ОЦЕНКА ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ) ПЕРВИЧНОЙ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ АККРЕДИТАЦИИ ПО ТЕРАПЕВТИЧЕСКИМ СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ

Автор(ы): Рипп Е.Г.

Город: Москва

Учреждение: Рабочая группа РОСОМЕД по терапии

Актуальность

Необходимость разработки методик и станций для оценки практического мастерства выпускников ординатуры по терапии.

Материалы и методы

Была сформирована рабочая группа в количестве 12 чел. Обсуждение велось с помощью интернет технологий. Промежуточные и итоговые документы загружались на удаленный диск с авторизованным доступом.

Результаты

В июне 2017 года был утвержден план работы, который включал следующие этапы:
1) создать перечень практических навыков (умений, манипуляций), которые можно продемонстрировать и оценить с помощью симуляционных методик на основе Профессиональных стандартов (проектов);
2) обсудить и утвердить станции ОСКЭ в соответствие с профессиональными компетенциями;
3) сгруппировать проверяемые навыки (умения, манипуляции) в соответствие со станциями ОСКЭ, определить приоритеты и выбрать навыки, которые будут проверяться в ходе аккредитации;
4) исходя из п.3 - разработать симуляционные сценарии (минимум по 5 на каждой станции), включая чек-листы;
5) провести валидацию станций и определение «веса» каждого параметра чек-листа;
6) обсуждение и утверждение перечня симуляционного оборудования и расходных материалов;
7) составление паспортов станций;
8) создание итогового документа по деятельности Рабочей группы и доклад на съезде РОСОМЕД-2017 в октябре 2017.
После обсуждения Рабочей группой было принято решение рекомендовать для второго этапа (оценка практических навыков (умений) в симулированных условиях) первичной специализированой аккредитации лиц, завершивших освоение программ подготовки кадров высшей квалификации по терапевтическим специальностям следующие станции ОСКЭ:
1. Расширенная сердечно-легочная реанимация (ALS)
(для лиц, завершивших освоение программ подготовки кадров высшей квалификации по всем терапевтическим специальностям)
• Алгоритм обследования пациентов в критических состояниях (ABCDE),
• Алгоритм экстренного анализа сердечного ритма,
• ALS при ритмах сердца подлежащих дефибрилляции,
• ALS при ритмах сердца не подлежащих дефибрилляции.
2. Экстренная медицинская помощь (для лиц, завершивших освоение программ подготовки кадров высшей квалификации по всем терапевтическим специальностям) при
• шоках различного генеза
‒ анафилактический,
‒ гиповолемический,
‒ обструктивный (ТЭЛА);
• острой дыхательной недостаточности
‒ некардиогенный отек легких,
‒ бронхообструктивный синдром (астма),
‒ ХОБЛ с пневмотораксом (не напряженном);
• заболеваниях сердечно-сосудистой системы и их осложнениях
‒ острый коронарный синдром (ОКС) с ПST и гипотонией,
‒ ОКС безПST и отеком легких,
‒ жизнеугрожающие аритмии (тахи-, бради-),
‒ гипертонический криз.
3. Функциональная диагностика и неотложная помощь (врачебные манипуляции)
(для лиц, завершивших освоение программ подготовки кадров высшей квалификации по всем терапевтическим специальностям)
• запись 12-ти канальной ЭКГ и интерпретация результатов,
• глюкометрия, расчет дозы и введение инсулина (п/к),
• пикфлоуметрия и небулайзер,
• исследование молочных желез,
• исследование простаты/ прямой кишки,
• зондирование желудка,
• катетеризация мочевого пузыря,
• катетеризация периферических вен и инфузия,
• программирование перфузора, расчет дозы и введение препарата (инсулин, гепарин),
• декомпрессия при напряженном пневмотораксе,
• постановка ротоглоточного воздуховода и ИВЛ мешком АМБУ,
• удаление инородных тел верхних дыхательных путей (осмотр ротоглотки, ручное удаление, прием Геймлиха, вакуумная аспирация).
4. Физикальный осмотр дыхательной системы (аускультация легких, оценка R-граммы ОГК, сопоставление аускультативной картины с нозологической формой)
(для лиц, завершивших освоение программ подготовки кадров высшей квалификации по всем терапевтическим специальностям)
• нормальные звуки дыхания
• патологические звуки дыхания (бронхиальное дыхание, мелкопузырчатые хрипы, среднепузырчатые хрипы, грубые крупнопузырчатые хрипы, свистящие хрипы на выдохе, низкочастотные сухие хрипы, шум трения плевры, стридор)
• астма
• эмфизема
• хронический бронхит
• острый бронхит
• ателектаз
• пневмоторакс
• отек легких
• долевая пневмония
5А. Физикальный осмотр сердечно-сосудистой системы (аускультация сердца, верхушечный толчок, пульс и аускультация сонных артерий, оценка ЭхоКГ)
(для лиц, завершивших освоение программ подготовки кадров высшей квалификации по специальностям «Терапия», «Общая врачебная практика», «Кардиология», «Геронтология», «Профпатология», «Пульмонология», «Фтизиатрия»)
• нормальные тоны сердца
• аортальный стеноз
• аортальная регургитация
• аортальный стеноз и регургитация
• митральный стеноз
• митральная регургитация
• митральный стеноз и регургитация
• пролапс митрального клапана
• стеноз легочной артерии
• трикуспидальная регургитация
• регургитация на клапане легочной артерии
• дефект межпредсердной перегородки
• дефект межжелудочковой перегородки
• синдром Эйзенменгера
• коарктация аорты
• гипертрофическая кардиомиопатия
• дилатационнаякардиомиопатия
• шум трения перикарда
• острый перикардит
5Б. Физикальный осмотр органов брюшной полости (пальпация, перкуссия, аускультация, оценка Rg ОБП, оценка УЗИ ОБП)
(для лиц, завершивших освоение программ подготовки кадров высшей квалификации по специальностям «Гастроэнтерология», «Нефрология», «Эндокринология»
• патологические образования брюшной полости различной консистенции и формы
• изменение размеров печени и формы нижнего края
• изменение размеров селезёнки
• изменение размеров почек
• растянутый мочевой пузырь
• асцит (перкуссия)
• непроходимость кишечника (перкуссия и аускультация)
• аневризма брюшного отдела аорты

Выводы

Рабочей группой РОСОМЕД «Терапия» разработаны предложения по проведению второго этапа (оценка практических навыков (умений) в симулированных условиях) первичной специализированой аккредитации лиц, завершивших освоение программ подготовки кадров высшей квалификации по терапевтическим специальностям. Требуется дальнейшее обсуждение и пробное пилотирование аккредитации на рекомендуемых симуляционных станциях.

Тема: Терапия
Максим Горшков

Симуляционное обучение практическим навыкам при исследовании сердечно-сосудистой системы и органов дыхания на разных тренажерах аускультации: сравнительная характеристика, методики и эффективность.

Автор(ы): Доготарь О.А., Хынку Е.Ф., Базанаев А.С., Сопетик В.С.

Город: Москва

Учреждение: Центр симуляционного обучения Медицинского института Российского университета дружбы народов

Актуальность

Симуляционное обучение все больше внедряется в современный образовательный процесс, и столь быстрый темп его внедрения объясняется большим рядом преимуществ данного направления: безопасность в проведении манипуляций; неограниченное время и неограниченное количество подходов при выполнении навыков; разнообразие видов обучения; объективизация оценивания необходимых профессиональных навыков. Все вышеперечисленное позволяет упростить, улучшить и сделать более эффективным современное медицинское образование. Остается открытым вопрос: как оптимизировать процесс обучения с минимальными затратами времени и какие симуляторы использовать для освоения практических навыков.

Материалы и методы

Целью нашего исследования было сравнить эффективность и разные подходы к обучению практическим навыкам при исследовании сердца и легких при использовании тренажеров аускультации «SAM II» и «TUTOR-MS». Группу наблюдения составили 229 студентов 2 курса Медицинского института РУДН, обучающихся по специальности «Лечебное дело». Этапы исследования: 1 - входной контроль распознавания аускультативных феноменов на тренажерах аускультации «SAMII» и «TUTOR-MS»; 2 - пошаговый разбор, демонстрация и отработка практических навыков (по 12 аускультативных феноменов при исследовании ССС и ОД в норме и при патологии), дебрифинг; 3 - итоговый контроль на симуляторах. Обучение, входной и итоговый контроль проводились при помощи симулятора «SAMII» с использованием фонендоскопа (группа S1, n=44) или внешней аудиосистемы (группа S2, n=67), и тренажер аускультации TUTOR-MS также с использованием фонендоскопа (группа T1, n=49) или внешней аудиосистемы (группа T2, n=69). Внутри каждой группы отработка навыков проводилось в 3х подгруппах с разным количеством повторов (3, 9 и 12). Оценивание проходило с использованием 100-балльной шкалы. Статистическая обработка проводилась с использованием пакета прикладных статистических программ Statistica 10.0.

Результаты

Входной контроль выявил низкую узнаваемость аускультативных феноменов: в группе S1 средний балл составил 44,6%, в группе S2 - 51,36%, в группе T1 - 28,75%, в группе T2 - 29,83%. Наиболее узнаваемыми феноменами были: «нормальное везикулярное дыхание» (группа S1 - 84%, n=37, группа S2 – 73%, n=49); «шум трения перикарда» (группа T1 - 63%, n=31); «влажные крупнопузырчатые хрипы» (группа T2 – 56,5%, n=39). При этом наименее узнаваемыми звуковыми феноменами в группе S1 были «сухие хрипы» (22,7%, n=10) и «шум трения плевры» (20%, n=9); в группе S2 - «систолический шум» (16,4%, n=11); в группе T1 - «бронхиальное дыхание» (2%, n=1); в группе T2 - «щелчок открытия митрального клапана» (13%, n=9). Не выявлено корреляционной связи результатов входного контроля с наличием предшествующего опыта работы на симуляторе (p=0,218). Выбор использования фонендоскопа или внешней аудиосистемы при входном контроле аускультативных феноменов не влиял на успешность выполнения задания (p=0,005). Но выявлена корреляционная связь между текущей успеваемостью студентов по профильным дисциплинам и результатом входного контроля (r=0,1662, p=0,014).
У группы студентов обучающихся на симуляторе SAMII наблюдалось статистически достоверное влияние на результаты итогового контроля частоты отрабатывания навыков (p=0,0078,) и вида использованной аудиосистемы (p=0,0003). Наилучший результат отмечен в подгруппах с количеством повторов отрабатывания навыков 9 и 12 раз (p=0,005), причем достоверных отличий в эффективности обучения между этими подгруппами не выявлено (p=0,734). При итоговом контроле средняя успеваемость в зависимости от количества повторов (3, 9, 12) составила соответственно: группа S1 - 73%-81%-85%, группа S2 - 86%-97%-91%.
У группы студентов обучающихся на симуляторе TUTOR-MS также отмечено статистически достоверное влияние частоты отрабатывания навыков на результат итогового контроля (p=0,0407), но вид используемой аудиосистемы не имел существенного влияния на освоения навыков (p=0,0958). Наилучший результат в этой группе наблюдался в подгруппах с частотой отрабатывания навыков 9 и 12 раз (p=0,016), причем достоверных отличий в эффективности обучения между этими подгруппами не выявлено (p=0,836). При итоговом контроле средняя успеваемость в зависимости от количества повторов (3, 9, 12) составила соответственно: группа T1 - 61%-81%-75%, группа T2 – 74%-78%-80%.

Выводы

Использование симуляторов SAM II и TUTOR-MS при обучении практическим навыкам исследования сердечно-сосудистой системы и органов дыхания приводит к достоверному улучшению распознавания аускультативных феноменов. Причем наблюдается тенденция к более высокой эффективности обучения при использовании симулятора SAM II. Независимо от использованного симулятора, доказано статистически значимое повышение узнаваемости звуковых феноменов у подгрупп с 9 и 12 повторами. Оптимальной для освоения аускультативных навыков является методика с использованием не менее 9-ти повторений.

Тема: Терапия
Олеся Доготарь

ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ ТВЕРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ПРОФИЛАКТИЧЕСКОМУ КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ НАСЕЛЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ ТЕХНОЛОГИЙ МОБИЛЬНОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Автор(ы): И.А. Жмакин, А.В. Соловьёва, В.Л. Красненков, Н.П Кириленко, О.М. Королёва, М.Н. Калинкин, Д.В. Килейников

Город: Тверь

Учреждение: ФГБОУ ВО Тверской государственный медицинский университет Минздрава России

Актуальность

В последнее десятилетие во многих странах мира стали активно использоваться технологии мобильного здравоохранения (mHealth), позволяющие оказывать населению медицинскую помощь вне лечебных учреждений. Это способствует реализации новой парадигмы здравоохранения («медицина шаговой доступности»). В России развитию mHealth так же оказывается большое внимание, и поэтому 29 июля 2017 г. был подписан закон «О телемедицине», позволяющий оказывать пациенту медицинскую помощь дистанционно. В связи с этим возникла необходимость разработки симуляционной модели обучения студентов-медиков профилактике НИЗ в условиях «медицины шаговой доступности».

Материалы и методы

В Тверском государственном медицинском университете (ТГМУ) реализуется проект «Профилактика неинфекционных заболеваний среди жителей Тверской области с помощью технологий мобильного здравоохранения», в котором активно участвуют студенты. Они в условиях торговых центров проводят среди посетителей не только анкетирование, антропометрию, оценку жирового состава тела, уровня артериального давления, но и осуществляют запись сигнала электрокардиограммы (ЭКГ) с помощью виртуальных технологий (ЭКГ показывается на айфоне врача и одновременно она оценивается врачом областного кардиоцентра). По результатам обследования студенты рассказывают пациентам о методах коррекции выявленных у них факторов риска (ФР) развития неинфекционных заболеваний (нездоровое питание, табакокурение, низкая физическая активность, пагубное употребление алкоголя, ожирение, артериальная гипертензия) и выдают им медицинское заключение. В нём так же указывается адрес сайта, логин и пароль онлайн-кабинета пациента. С его помощью осуществляется дальнейшее дистанционное общение с пациентом с целью повышения его приверженности к выполнению рекомендаций врача по коррекции выявленных у пациента ФР развития неинфекционных заболеваний (НИЗ).

Результаты

В результате такого обучения студенты получают практические навыки по инновационной технологии профилактики НИЗ с использованием виртуальных технологий регистрации сигнала ЭКГ и онлайн-кабинета пациента. Кроме этого студенты нарабатывают навык общения с пациентами в условиях новой парадигмы развития здравоохранения, когда не пациент идёт к врачу, а врач – к пациенту («медицина шаговой доступности»).

Обсуждение

Обучение студентов инновационным методам профилактики НИЗ вне лечебных учреждений позволяет своевременно отреагировать учебному процессу ТГМУ на нужды современного практического здравоохранения, одной из главных задач которого является профилактика НИЗ, в том числе с использованием дистанционных методов оказания медицинской помощи населению. Используемые симуляционные технологии будут способствовать повышению качества обучения студентов-медиков профилактике НИЗ в условиях «медицины шаговой доступности».

Выводы

Таким образом, студенты ТГМУ получают навыки инновационного проведения профилактики неинфекционных заболеваний с помощью технологий mHealth вне лечебных учреждений, что позволит им в дальнейшем использовать их во врачебной практике при дистанционном оказании медицинской помощи пациентам. Разработанная симуляционная модель обучения студентов профилактике НИЗ может быть широко использована в других медицинских вузах.

Тема: Терапия
Николай Кириленко

КЕЙС-МЕТОД – СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕЙ МЕДИЦИНСКОЙ ШКОЛЕ

Автор(ы): Рогожкина Ю.А., Юсупова Е.Ю.

Город: Тюмень

Учреждение: ФГОУ ВО «Тюменский государственный медицинский университет», г. Тюмень

Актуальность

Высшая медицинская школа – это новая высокотехнологичная система учебного процесса, новые учебные программы, электронные средства обучения, новые условия для реализации федеральных государственных образовательных стандартов. И в этой связи современные требования к преподавателю медицинского вуза включают в себя: владение технологиями, активизирующими самих обучающихся, изменение позиции преподавателя, умение совершенствовать образовательный процесс, в том числе на базе информационных технологий.Согласно современным требованиям, медицинское образование является инновационным и непрерывным в течение всей творческой жизни, сочетающим новые знания, практические навыки, систему моральных ценностей и исследовательскую работу.

Материалы и методы

Проведен анализ методов преподавания, изучение особенностей организации образовательного процесса отечественной школы и современной высшей медицинской школы.

Результаты

«Кейс-метод» включает в себя способы активизации студентов на занятии, а именно: ролевые игры (когда в процессе решения задачи студенты примеряют на себя разные роли: лечащего врача, заведующего отделением, врача диагностического отделения и т.д.), мозговой штурм, проблемная ситуация, дебаты. Таким образом, преподаватель на занятии с использованием кейс-технологии может разными способами влиять на обсуждение в аудитории.
Работоспособность студентов обеспечивается активизацией обучения. Достижение поставленных целей и задач, даёт возможность овладеть профессиональными компетенциями, развивает творческие возможности студентов, возможность понять и изучить учебный материал с разных позиций, существенно активизировать процесс обучения.

Обсуждение

Среди современных технологий и методов обучения в последнее время особое место в профессиональном образовании занимает обучение кейс-методом или case-study. Данный метод ориентирован на самостоятельную индивидуальную и групповую деятельность студентов, в которых студентами приобретаются навыки решения профессиональных ситуаций с учетом конкретных условий и фактического материала; формирует способность к проведению анализа и диагностики проблем, умение в процессе общения отстаивать свою позицию, анализировать поступающую информацию. Благодаря разбору многочисленных ситуаций в различных комбинациях вырабатываются важные в профессиональном плане навыки: умение мыслить творчески, выбор оптимального решения путем рассмотрения нескольких альтернативных вариантов, установка на выполнение профессионального действия. Основная деятельность преподавателя при внедрении метода «case-study» в образовательный процесс сосредоточена на разработке индивидуальных кейсов – в случае медицинского образования наборе клинических ситуаций, предназначенных для учебного анализа. И задача преподавателя состоит в тщательном отборе ситуаций, которые будут включены в кейс. На нашей кафедре используются два взаимодополняющих видов кейсов (клинические задачи и непосредственная курация пациентов многопрофильного стационара). Кейсы в виде клинических разноуровневых задач, описывают студентам типичные патологические процессы, классические клинические симптомы и синдромы при разных заболеваниях, объективные признаки болезней, всевозможные инструментально-лабораторные методы диагностики. При этом задачи разного уровня предусматривают увеличение объема и сложности задач при переходе на следующий уровень. Это позволяет на первых занятиях цикла сильным студентам ознакомиться с заданиями, понять, что требуется в процессе решения задачи, а более слабым студентам, не отставая от остальных, выработать алгоритм решения задачи, который понадобится при выполнении заданий следующего уровня.
При использовании разноуровневых заданий имеет место ситуация, при которой студент учится сам, а преподаватель осуществляет всестороннее управление его обучением. Цели уровневой дифференциации состоят в обеспечении достижения всеми студентами базового уровня подготовки, определяемого Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС), при одновременном создании условий для студентов, проявляющих больший интерес и способности к изучаемой дисциплине. Для каждого раздела (модуля) определены три уровня освоения: базовый, продвинутый, высокий. Базовый уровень предполагает достаточную нижнюю границу усвоения материала. Выполнение заданий этого уровня доступно всем студентам, на его основе формируются продвинутый и высокий уровни. Второй вид «кейсов», активно использующихся на нашей кафедре – курация пациентов (с согласия самих пациентов). Студенты небольшими группами (не более 6 человек) осматривая пациента, выставляют диагноз, который доказывают и обосновывают второй группе, которая уже со своей позиции задает вопросы и высказывает сомнения. Разворачивается активная дискуссия, в которую вовлекаются все до одного студенты обеих групп, задача преподавателя, при этом, наводящими вопросами указывать вектор рассуждений если спор зашел в тупик. Особенностью этих «кейсов» является абсолютная непредсказуемость результата как для студентов, так и для преподавателя, что делает дискуссию еще более оживленной (в отличие от задачи, где имеются ответы).

Выводы

Данная модель обучения позволяет формировать гармонически развитую творческую личность, способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях, способную систематизировать и накапливать знания, способную к саморазвитию и самореализации. Существует целый ряд вопросов и проблем, необходимость решения которых представляется особенно актуальной, например: комплексный подход к выбору форм и методов обучения; междисциплинарная и межкафедральная согласованность применяемых форм обучения; поиск, разработка и использование разных методических приемов по обеспечению результативности самостоятельной работы; разработка системы мониторинга, обобщения его результатов в системе личностного роста студента; совершенствование системы контроля и оценивания; повышение педагогического мастерства преподавателей.

Тема: Терапия
Екатерина Юсупова

Опыт использования симуляционного обучения в рамках преподавания дисциплины "Пропедевтика внутренних болезней"

Автор(ы): Шитова Е.С., Литвин А.А., Михайлова Л.В.

Город: Калининград

Учреждение: Медицинский институт БФУ им. И. Канта.

Актуальность

Симуляционное обучение активно используется при подготовке к аккредитации специалистов и внедряется в систему непрерывного медицинского образования. Не менее важно использование симуляционных технологий для преподавания базовой дисциплины «Пропедевтика внутренних болезней», в результате освоения которой в числе прочих должна быть сформирована профессиональная компетенция: способность и готовность проводить и интерпретировать опрос, физикальный осмотр, клиническое обследование, результаты современных лабораторно-инструментальных исследований, написать историю болезни стационарного больного. Студенты медицинского института к концу 3 курса должны владеть методами общеклинического обследования больного: навыками осмотра, пальпации, перкуссии и аускультации различных органов и систем. Зачастую, приходя в клинику, студенты сталкиваются с рядом психологических проблем: неумение общаться с пациентом, деликатно и быстро провести физикальное обследование пациента, а также не могут грамотно интерпретировать его результаты. Использование симуляционных технологий призвано решить эти проблемы, позволяя отработать алгоритм практических навыков с использованием аудиоматериала, визуальных, тактильных данных, создания конкретной клинической ситуации.

Материалы и методы

Для 76 студентов 3 курса, на площадке симуляционной клиники – аттестационного центра (СКАЦ) БФУ им. И. Канта было проведено 4 модульных занятия, продолжительностью 4-6 академических часов, в группах из 14-16 студентов. Для обучения студентов навыкам физикального обследования бронхолегочной и сердечно-сосудистой систем использовалась учебная система «К Plus» c внешней акустической системой (кардиологическая версия и версия аускультации легких). Для контроля освоения студентами практических навыков, оценки клинического мышления студентов, использовался манекен для физикального обследования «Физико», который предоставляет возможность преподавателю создавать конкретные клинические ситуации. Для оценки студентами эффективности занятий по их окончании студентам было предложено заполнить анкету, включающую 5 простых вопросов.

Результаты

97% студентов положительно оценили эффективность модульных занятий с использованием симуляционных технологий. 99% студентов планируют использовать полученные навыки в клинической практике. 88% стали увереннее чувствовать себя при работе с пациентами в отделениях стационара. 90% опрошенных студентов планируют в дальнейшем посещать факультативные занятия на базе СКАЦ. Также студенты отметили меньшее количество ошибок при интерпретации результатов обследований.

Выводы

В целом опыт применения симуляционных технологий на младших курсах медицинского института оценивается как положительный. Данные опроса наглядно демонстрируют высокую оценку и заинтересованность студентов в симуляционном обучении. В дальнейшем планируется продолжить обучение 3 курса на площадке СКАЦ. Помимо этого, для обучения студентов 3 курса коммуникации с пациентами, планируется включить в практические занятия общение со стандартизированным пациентом.

Тема: Терапия
Елена Шитова

Опыт подготовки студентов 6-го курса лечебного факультета к аккредитации на станции “диспансеризация”.

Автор(ы): Белаш В.А., Лебедева А.А., Кривошеина Е.О, Богданова Л.Д., Литусова Л.Ю., Нема М.А., Тесовская М.О., Шапорова Н.Л., Трофимов В.И., Авраменко Е.А., Семенов С.А., Вахитов М.Ш.

Город: Санкт-Петербург

Учреждение: ФГБОУ ВО «Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени акад. И.П. Павлова» Минздрава РФ

Актуальность

Введение.
Мировая практика подготовки студентов медицинских ВУЗов в настоящее время характеризуется возрастающей ролью симуляционных технологий обучения. Внедрение в России практической части аккредитации выпускников, упразднение интернатуры как обязательного этапа обучения перед началом самостоятельной врачебной практики требуют адаптации учебной программы к новым условиям, придание ей большей прикладной направленности. Опыт подготовки студентов лечебного факультета к аккредитации позволяет наметить возможные пути реализации этой задачи.
Цель.
Оптимизация практической подготовки студентов к прохождению аккредитации на станции “диспансеризация”.

Материалы и методы

Методы.
Занятие с каждой группой студентов проводилось в учебной комнате симуляционного центра, которая имитировала кабинет врача общей практики и была полностью укомплектована в соответствии с требованиями паспорта станции.
Занятие проводил один, либо два инструктора. Студенты принимали участие в занятии в качестве пассивных слушателей или активных участников.

Результаты

Результаты.
По нашим наблюдениям, наиболее конструктивно и эффективно занятия проходили при соблюдении следующих условий: студенты заранее имеют доступ к оценочному листу, паспорту станции и осведомлены в целом о предстоящем практическом занятии. Максимальное вовлечение студентов в занятие, т.е.исполнение ими и роли врача, и роли пациента, значительно повышали их заинтересованность и сконцентрированность во время тренинга. При этом инструктор выполнял роль координатора, направляя студентов и кратко разъясняя каждый из обязательных элементов задания и корректируя ошибки.
По нашему глубокому убеждению, затраты времени в начале занятия на обязательное при других формах обучения теоретическое введение, разъяснения правил, рассказ о целях, методах диспансеризации, напоминание основ пропедевтики и т.п. нецелесообразны.
Основное затруднение студентов, связанное, вероятно, с отсутствием опыта подобной формы оценки знаний, в большей степени психологическое и связано с постоянным ожиданием от преподавателя оценки каждого этапа прохождения станции и побуждения к выполнению следующих. Также, студентам непривычен строгий хронометраж, наличие видеокамеры и сама обстановка, воспринимаемая как сочетание экзамена и игры. Это приводило к появлению непродуктивной активности и потери времени даже хорошо теоретически подготовленными студентами.
По нашему опыту, наиболее эффективна структура занятия, при которой инструктор самостоятельно демонстрирует прохождение станции, комментируя при этом все свои действия и упоминая типичные ошибки. Ключевым моментом является необходимость выполнения временного регламента. Это помогало студентам снять часть внутренней напряжённости и почувствовать необходимый ритм прохождения станции. После этого необходимо чтобы станция была пройдена студентами самостоятельно, желательно дважды. Первый раз инструктор направляет все действия студента согласно оценочному листу. Второй раз преподаватель только наблюдает и комментирует. Достаточно одного инструктора. Такое занятие проходит максимально интенсивно, требует от преподавателя очень высокого ритма, но при этом помимо непосредственно практики и ознакомления со станцией решает важную задачу: снимает психологическое напряжение студентов, обусловленное страхом перед новым условиям обучения и сдачи экзамена.

Выводы

Заключение.
Грамотное моделирование в учебном процессе типовых ситуаций значительно повышает мотивацию студентов, акцентируя их внимание на прикладном аспекте обучения. Кроме того, оно позволяет тренировать навыки работы врача.
Необходимо сделать практические занятия регулярными, ввести их в учебную программу и значительно расширить спектр моделируемых ситуаций. Представляется важным расширять темы симуляционных занятий от традиционных реанимационных, хирургических и общеврачебных манипуляций к рутинным клиническим ситуациям, затрагивающим коммуникативные аспекты врачебной деятельности и закрепляющим на практике алгоритмы действий. Например, амбулаторный прием, квартирный вызов, назначение и контроль различных видов лечения, прием больного в отделении скорой помощи и т.п.

Тема: Терапия
Мавлет Вахитов

Эффективность симуляционного обучения в преподавании внутренних болезней

Автор(ы): Болотских В.И., Никитин А.В., Толстых Е.М., Карпухина Е.П.

Город: Воронеж

Учреждение: ФГБОУ ВО ВГМУ им. Н.Н. Бурденко

Актуальность

В процессе активного внедрения новых медицинских технологий в практическое здравоохранение повышаются требования к профессиональной компетентности медицинских работников, что определяет необходимость усиления практического аспекта подготовки специалистов. Высокие риски осложнений при выполнении медицинских манипуляций, ограничения правового и этического характера делают имитационные (симуляционные) технологии обучения одними из самых важных в процессе преподавания в медицинском вузе. Преимуществами симуляционного обучения в медицинском учебном учреждении являются приобретение навыков без риска для пациента, неограниченное число повторов для отработки навыков и ликвидации ошибок, объективная оценка выполнения манипуляции, возможность изучения редких патологий, отсутствие стресса.

Материалы и методы

На 2-3 курсе студенты ВГМУ им. Н.Н. Бурденко лечебного, педиатрического, медико-профилактического, стоматологического факультетов, изучают пропедевтику внутренних болезней. В результате изучения этого предмета у студентов формируются основы клинического мышления, профессиональные навыки обследования, основы медицинской этики и деонтологии. Курс включает практические занятия и лекции. Практические занятия проходят в отделениях терапевтического профиля лечебно-профилактических учреждений города: БУЗ ВО ВГКБ №20, БУЗ ВО ВОКЦСВМП, БУЗ ВО ВГКБ №3. Учебные модули «Аускультация сердца», «Аускультация легких» изучаются на базе Учебно-виртуальной клиники (симуляционно-тренингового центра) с использованием цифрового манекена-симулятора аускультации сердца и легких и устройства SMARTSCOPE™. По окончании курса обучения студенты пишут итоговую студенческую историю болезни и сдают экзамен.

Результаты

Уровень теоретических знаний, до прохождения цикла 56% опрошенных, оценили, как плохой и удовлетворительный, а уровень практических знаний 60%. После прохождения цикла, свои теоретические знания на отлично и хорошо оценило 82,6%, а субъективный прирост в качестве практических знаний составил 57%. На вопрос отношения к симуляционному обучению, более 98% оценило максимальной высокой оценкой. По мнению студентов, больше знаний позволяют получить симуляционные занятия (83,8%). Большинство опрошенных (95%) желает увеличения количества учебных часов отведённых, для занятий в симуляционных классах.

Выводы

Отмечен общий интерес к симуляционным технологиям обучения в рамках предмета пропедевтика внутренних болезней. Желание студентов пытаться реализовать свои теоретические знания на манекенах без риска для пациента в отсутствие стресса позволяет говорить о высокой эффективности данного направления.

Тема: Терапия
елена толстых

Роботизированный пациент – использование в обучении и аккредитации

Автор(ы): Драгунов Д.О., Арутюнов Г.П.

Город: Москва

Учреждение: Медицинский симуляционный центр Боткинской больницы

Актуальность

В последние годы возникает необходимость обновления взглядов на усовершенствование механизма образования врачей, которое оказывало бы максимально эффективное влияние на качество оказания медицинской помощи. На настоящий момент новым форматом обучения является обучение с использованием симуляционных технологий. Симуляционное обучение позволяет с учетом исходного уровня знаний врача/студента провести эффективное высокачественное обучение с использованием инновационных технологий в достаточно короткие сроки. Результат такого обучения – высокое качество оказания медицинской помощи, в результате которого число врачебных ошибок сводится к минимуму.

Материалы и методы

Курс повышения квалификации врачей терапевтов, врачей общей практики (ВОП) «Стандартизированный пациент в практике врача-терапевта» проводится в симуляционном центре, значительная часть обучения проводится с применением симулятора iStan (CAE Healthcare, США) – роботизированный пациент, способный моделировать любую клиническую ситуацию. С помощью программного обеспечения MUSE было разработано 11 программ для симулятора iStan, имитирующих клинические случаи: экстренные и плановые.
Реализация клинического случая позволяет определить уровень знаний/умений и навыков и провести объективную оценку по специально разработанным чек-листам.

Результаты

По программе на сегодняшний день обучено 270 врачей, работающих в различных амбулаторно-поликлинических центрах (АПЦ) восточного административного округа.
Результаты демонстрируют неудовлетворительный результат уровня знаний врачей на сегодняшний день, и не готовность к принятию решения при возникновении неотложных, угрожающих жизни состояниях. Однако анализ результатов аттестации врачей показал взаимосвязь занимаемой должности у уровня знаний, так заведующие филиалом АПЦ и заведующие терапевтических отделений имеют более высокий уровень подготовки.
Возможно полученные нами результаты – это результат достаточно жесткой и объективной оценки уровня знаний/умений и навыков, также возможно результат устоявшихся с течением времени шаблона ведения пациентов с различной нозологией.

Выводы

Обучение с применением симуляционных технологий позволяет повысить квалификационный уровень врачей без риска для пациента, без стресса для обучающегося. Объективная оценка выполнения заданий позволяет судить о значимости достигнутых результатов обучения - точность и скорость принятия решений в той или иной клинической ситуации, включая ургентное состояние. Таким образом, после обучения по новой технологии с применением симуляционных технологий работа врача терапевта/ВОП становится более стабильной, четкой, врачи демонстрируют выработанную тактику и алгоритм принятия решений в различных кинических ситуациях.

Тема: Терапия
Анна Карпова

Опыт использования гибридной симуляции.

Автор(ы): Латыпова Н.А., Нурпеисова Р.Г., Идрисов А.С.

Город: Астана, Казахстан

Учреждение: АО Медицинский университет Астана

Актуальность

С целью улучшения результатов обучения нами был разработан и внедрен новый метод обучения студентов с использованием междисциплинарного принципа изучения теоретического и практического курсов по вопросам первой врачебной помощи, в основу которого была заложена методика клинической гибридной симуляции.

Материалы и методы

Для реализации инновационого метода был разработан сценарий, позволяющий отработать практические навыки в объеме первой врачебной медицинской помощи, навыки работы в команде, проявить лидерские качества. Согласно принципам данной симуляции в обучении использовались робот – манекен, «стандартизированные» пациенты (пострадавшие). Студенты были разделены на бригады, в зависимости от объема оказываемой помощи. С целью качественого анализа ошибок и закрепления материала, при выполнении практических навыков, в каждой из бригад использовалась видеосъемка. Правильность выполнения практических навыков оценивалась с использованием оценочных листов.

Результаты

Целью гибридной симуляции являлось формирование знаний и навыков студентов 4 курса в рамках программы бакалавриата по специальности общая медицина при оказании первичной врачебной медицинской помощи.
Клинический сценарий " Дорожное транспортное происшествия" в городе Астана, по улице Бейбитшилик, где был обнаружен автомобиль с пострадавшими. Пострадавший - водитель автомашины, у которого во время управления автотранспорта, возник приступ острых интенсивных болей за грудиной (предположительно инфаркт миокарда). В результате водитель потерял ориентацию и не справился с управлением автомашины. Автомашина врезалась в фонарный столб. В машине находилась жена пострадавшего, вызвавшая бригаду скорой помощи. Прибывшая на место катастрофы бригада скорой помощи действует по обстановке. Основные задачи бригад (команд) оказать первую медицинскую помощь с последующей эвакуацией, доставку в стационар и оказание первой врачебной помощи пострадавшим. Действие команды завершается делегированием полномочий для выполнения очередного этапа оказания медицинской помощи следующей бригаде (команде).

Обсуждение

В процессе реализации гибридной симуляции были поставлены следующие задачи: отработать практические навыки (перечень практических навыков) согласно компетенциям клинических кафедр, отработать навыки транспортировки и эвакуации пострадавших, отработать практические навыки по медицинским процедурам, отработать лидерские навыки врача в команде, умение работать в команде, соблюдать синхронность и последовательность действий, строго соблюдать функциональные обязанности всех членов команды, оказание помощи пострадавшим и участникам ДТП (волонтерам) с соблюдением принципов этики и деонтологии, отработка коммуникативных навыков между всеми участниками клинической симуляции, отработка делегирования полномочий и в заключении проведения дебрифинга и обратной связи.

Выводы

Таким образом, проведенная гибридная симуляция является инновационой методикой обучения студентов медицинских ВУЗов обеспечивающая междисциплинарную интеграцию. Внедренный нами инновационый метод, существено повышает уровень практической компетенции студентов.

Тема: Терапия
Риза Нурпеисова

Опыт использования объективного структурированного клинического экзамена для оценки практических навыков студентов

Автор(ы): Керимкулова А.С., Нурпеисова Р.Г., Латыпова Н.А., Камалбекова Г.М.

Город: Астана, Казахстан

Учреждение: АО Медицинский университет Астана

Актуальность

Система контроля должна отвечать таким требованиям, как измеряемость результатов, объективность их оценки, унифицированность, технологичность и надежность. Именно подобный подход позволяет объективно оценивать знания и умения выпускника, ранжировать их по уровню подготовки, а также дает возможность сравнить качество специалистов выпускаемых различными вузами. Этим требованиям во многом отвечает объективный структурированный клинический экзамен. Благодаря участию сотрудников кафедр семейной медицины 5 вузов Казахстана в Международном проекте по развитию первичной медико-санитарной помощи (DFID) в медицинских вузах внедрены многие инновационные методы обучения. Инновация данного метода заключается в детализированном, фиксированном, шаговом и унифицированном по времени опросе студентов с исключением элемента субъективизма оценки знаний со стороны экзаменатора.

Материалы и методы

Проблема объективной оценки знаний студентов бесспорно актуальна и стремление к независимости, в этом плане, как со стороны студента, так и со стороны преподавателя является фактором прогресса системы экзаменации. Безусловно, одним из достижений стремлений к золотому стандарту экзамена является ОСКЭ. Предварительный опыт применения ОСКЭ на кафедре семейной медицины, начиная с 2002 года, показал необходимость его дальнейшего распространения, не ограничиваясь рамками одной кафедры.

Результаты

Внедрение ОСКЭ на кафедрах направления семейная медицина проводится по нескольким направлениям: 5 курс, интернатура, клиническая ординатура, курсы повышения квалификации семейных врачей. В интернатуре ОСКЭ включен в аттестацию практических навыков в конце цикла обучения. В интернатуре ОСКЭ включен в аттестацию практических навыков в годовую аттестацию практических навыков врачей-интернов. В клинической ординатуре ОСКЭ введен в текущую цикловую оценку по дисциплине и в годовую аттестацию практических навыков по вышеуказанным дисциплинам. В курс повышения квалификации семейных врачей ОСКЭ введен в цикловые занятия. По каждой дисциплине профильными специалистами были разработаны ОСКЭ по врачебным манипуляциям и клинические ситуационные задачи с описанием ситуации, вопросов для студента, разделом по коммуникативным навыкам и «обучающими вопросами». Каждый год перечень имеющихся ОСКЭ пересматривается и обновляется дополнительными. ОСКЭ позволяет оценивать не только знания и навыки, но и клиническое мышление, быстрый анализ представленной ситуации и нахождения оптимального способа оказания медицинской помощи – клиническую компетентность.
Последующий анализ проведения экзамена в виде ОСКЭ показал, что этот метод: стандартизирует как сами знания преподавателей в виде конкретных схем и плана действий в клинических ситуациях, так и оценку знаний и врачебных манипуляций студентов; устраняет элемент субъективизма со стороны преподавателя; способствует выработке автоматизма в выполнении врачебных манипуляций; формирует четкость действий; максимально приближает к реальной клинической ситуации; мобилизует экзаменуемого на быстрое решение проблемы; дает полную самостоятельность; повышает культуру проведения экзамена.

Обсуждение

Метод ОСКЭ эффективен для оценки практических навыков, главным его преимуществом является возможность оценить умение студента выполнить навык или манипуляцию в единой для всех, количественно измеримой (в виде баллов) и объективной форме (по оценочному критерию). Во время ОСКЭ оценивается способность студента оказать медицинскую помощь в условиях, приближенных к реальной жизни. Этот метод полезен для обучения, так как студент анализирует собственные знания и умения выполнить навык, а педагог – какие навыки недостаточно усвоены в процессе обучения.

Выводы

Наш опыт показывает, что ОСКЭ является на сегодняшний день наиболее оптимальным видом экзамена на клинических дисциплинах медицинских вузов, который можно внедрять в учебный процесс наряду с устным экзаменом и тестированием. Современный подход диктует необходимость использования нескольких, а не одного метода оценки. Мы надеемся, что наш опыт по внедрению и проведению ОСКЭ будет полезен нашим коллегам из других медицинских вузов.

Тема: Терапия
Риза Нурпеисова

Различные виды оценки компетентности студентов в медицинском вузе

Автор(ы): Керимкулова А.С., Джаксалыкова К.К., Латыпова Н.А., Нурпеисова Р.Г.

Город: Астана, Казахстан

Учреждение: АО Медицинский университет Астана

Актуальность

Контроль должен рассматриваться не только как процесс оценивания с выставлением соответствующего балла, но и как: процесс обучения студентов; концентрация внимания на важных вопросах; процесса вспоминания; структуризация базисных знаний; возможность восполнить пробелы в обучении; побуждение студентов к широкому самостоятельному чтению и активному участию в учебном процессе.
В системе медицинского образования применяется так называемая модель Миллера, при котором придается значение правильному подбору соответствующего метода оценки клинической компетентности (знаний, навыков и клинического мышления).

Материалы и методы

Согласно этой модели методы оценки выбираются исходя из необходимости определенного уровня усвоения знаний и навыков.

Результаты

Таким образом, первый уровень – это базовый знания выполнения навыка; второй уровень – знать, как применить на практике; третий уровень – умение показать навык и самый высокий четвертый уровень - сделать, т.е. практическое выполнение в реальной ситуации.
Письменный экзамен более приемлем для оценки базовых знаний. Для оценки знаний наиболее достоверными считаются тестовые задания, но они ограничены в возможностях поведения студента или демонстрации навыка. Для проверки клинического мышления наиболее приемлем экзамен видеоконсультирования, ОСКЭ, экзамены осмотра стандартизированных пациентов, экзамены оценки критического случая. ОСКЭ, активно внедряемый на кафедрах клинических дисциплин, позволяет создать условия для оценки поведения студента с больным или умение продемонстрировать навык за очень короткий промежуток времени. Для контроля выполнения навыков целесообразны методы оценки наблюдением экзаменатора за действием студента (мини клинический случай, продолжительный случай, метод «тройного прыжка» и др.) и ОСКЭ.

Обсуждение

К сожалению, нет какого-то одного универсального метода оценивания. Все методы оценки имеют ограничения, и ни один метод не может полностью оценить знания и навыки, поэтому рекомендуется использование нескольких методов оценки для большей достоверности оценки знаний и навыков студентов.

Выводы

Следовательно, оценка должна быть достоверной; требования экзамена должны соответствовать стандартам; оценка должна быть справедливой, честной; оценивание должно быть эффективным, полезным, целесообразным для студента. Только при выполнении этих условий можно говорить об эффективности обучения студента.

Тема: Терапия
Риза Нурпеисова

КОМПЬЮТОРНЫЕ СИМУЛЯТОРЫ И ТРЕНАЖЕРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ 6 КУРСА ПО ДИСЦИПЛИНЕ « ПОЛИКЛИНИЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ»

Автор(ы): Попова А.А., Яковлева Н.Ф., Яковлева И.В., Крылова В.Б., Шилов С.Н., Березикова Е.Н., Егорова Л.С., Гребенкина И.А.

Город: Новосибирск

Учреждение: ФГБОУ ВО НГМУ Минздрава России

Актуальность

Модернизация отечественного высшего образования характеризуется переориентацией его на личностную парадигму и компетентностный подход как приоритетный, а применение симуляционных технологий в процессе подготовки студентов медицинских вузов позволяет повысить качество образования и создает условия для формирования у выпускников профессиональных компетенций.
В настоящее время в результате клинической подготовки по дисциплине Поликлиническая терапия студенты должны овладеть навыками оказания высококвалифицированной медицинской помощи населению с различными наиболее часто встречающимися заболеваниями внутренних органов на амбулаторно – поликлиническом этапе. Формирование же компетенций возможно только через соответствующий опыт деятельности и общения, и такой опыт может быть получен именно в режиме интерактивного обучения.

Материалы и методы

Цель исследования: сравнить эффективность обучения студентов на виртуальном роботе-симуляторе пациента ECS для отработки навыков оказания врачебной помощи с традиционными методами на практическом занятии по теме: «Синдром болей в левой половине грудной клетки на примере ИБС».
Педагогический эксперимент проводился в 3 этапа: подготовка педагогического эксперимента (ПЭ), организация и проведение ПЭ, анализ результатов ПЭ.
На подготовительном этапе были отобраны 2 группы студентов шестого курса лечебного факультета НГМУ: основная (26 студентов) и группа сравнения (25 студентов).
Всем участникам ПЭ была предоставлена информация о его проведении и особенностях преподавания в конкретной группе.

Результаты

Второй этап ПЭ заключался в том, что в основной группе студентов занятие проводилось с использованием робота-симулятора пациента ECS (дифференциальный диагноз болей в левой половине грудной клетки; выявление признаков ОКС; оказание экстренной помощи при неотложных состояниях при ИБС). При этом, студенты получали не устное описание объективного статуса пациента, а разыгрывался сценарий. В группе сравнения практическая часть занятия предполагала решение ситуационной задачи с описанием жалоб, данными анамнеза, объективного осмотра, результатами лабораторного и инструментального исследования. Студент должен был поставить диагноз, и определить тактику лечения пациента.
Входной контроль (тестирование) показал одинаковый уровень подготовки обеих групп: «отлично» получили 23,0% и 20,0%; «хорошо» получили 38,5 % и 44,0 %; «удовлетворительно» - 38,5% и 36,0% студентов основной и групп сравнения соответственно.
Полученные результаты оценки клинических задач свидетельствуют о том, что студенты лучше решают задачи при визуальном предоставлении информации.
Отдельно в ходе ПЭ оценивались правильность постановки диагноза и выбор тактики ведения и лечения пациента.
Оказалось, что студентов, выставивших неправильный диагноз в основной группе в 2 раза меньше, чем в группе сравнения (p < 0,05); и они в 1,7 раза чаще выбирали правильную тактику ведения и лечение пациента, чем студенты группы сравнения (p < 0,05).
Результаты итогового тестирования показали, что оценка «отлично» у студентов основной группы встречалась в 1,4 раза чаще, чем в группе сравнения, оценка «хорошо» встречалась одинаково, а «удовлетворительно» в 1,5 раза чаще встречалась у студентов группы сравнения.
Сравнивая результаты входного и итогового тестирования, оказалось, в основной группе количество студентов, получивших «отлично» увеличилось в 1,5 раза, а в группе сравнения – в 1,2 раза. Распределение оценки «хорошо» в разных группах на этапах входного и итогового тестирования было примерно одинаковым. А в отношении оценки «удовлетворительно» различия оказались достоверными: в основной группе количество студентов, получивших данную оценку уменьшилось в 2 раза, а в группе сравнения - всего в 1,1 раза (p < 0,05).
Средний балл в основной группе составил 4,1, в группе сравнения – 3,96.

Обсуждение

При прохождении клинических дисциплин далеко не всегда осуществляется полноценный разбор каждого из курируемых больных и уж тем более контроль преподавателя за качеством выполнения каждым студентом объективного обследования пациента. В реальной клинике эта ситуация усугубляется отсутствием индивидуальной обеспеченности студентов тематическими больными и вынужденной работой в группе. Требования ФГОС к профессиональной компетенции выпускников и объективные условия реальной практики в здравоохранении диктуют необходимость изменений в методологии медицинского образования. Выпускник вуза обязан владеть регламентируемым объемом практических навыков и умений. При этом освоение большинства из них возможно лишь в теоретическом формате, что связано с рисками осложнений при выполнении определенных медицинских манипуляций.
Поэтому закономерно, что одним из главных направлений в сфере высшего медицинского образования является необходимость значительного усиления практического аспекта подготовки будущих врачей при сохранении должного уровня теоретических знаний.

Выводы

Таким образом, обучение с применением робота-симулятора пациента ECS наиболее эффективно по сравнению с традиционными методами и делает процесс обучения более мотивированным, продуктивным, эмоционально насыщенным, а значит, более качественным.

Тема: Терапия
Анна Попова

Интегрированный подход в изучении диагностики шумовой симптоматики при патологии сердца и легких у студентов третьего курса медицинского института РУДН.

Автор(ы): Клименко А.С., Тигай Ж.Г., Шек Д.Л., Ахуба Л.Г., Адильханов А.В.

Город: Москва

Учреждение: Центр симуляционного обучения Медицинского института Российского Университета Дружбы Народов.

Актуальность

Методика медицинского образования претерпевает значительные изменения в последнее время. С одной стороны, это обусловлено возрастающей заботой о безопасности пациентов и все более широким внедрением медицинских стандартов и алгоритмов оказания медицинской помощи, а с другой – необходимостью повышения не только теоретических, но и практических навыков врачей. Частота врачебных ошибок в мире достигает 3-4% ежегодно, при этом каждая третья ошибка обусловлена небрежностью, что в половине случаев влечет смерть пациента. Медицинские ошибки также способствуют ухудшению течения заболевания, увеличению сроков амбулаторного и стационарного лечения, в целом увеличению затрат здравоохранения. Призывы к изменению методики обучения привели к изменению действующих стандартов обучения, так в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» с 01.01.2016 года право на осуществление медицинской и фармацевтической деятельности в Российской Федерации имеют лишь лица, получившие медицинское, фармацевтическое или иное образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста, то есть прошедшие процедуру первичной аккредитации специалиста.
Кроме этого, в последние годы медицинское образование столкнулось с еще одной важной проблемой – нехваткой пациентов для демонстрации и отработки практических навыков. Сроки пребывания пациентов в стационарах минимизированы, также изменился профиль госпитализируемых пациентов в сторону их утяжеления и преобладания пациентов с коморбидной патологией. В итоге это реализовалось в острую нехватку для будущих врачей так называемых «типичных» пациентов той или иной нозологии. Именно поэтому, особенно актуальным стало создание симуляционных центров, оснащенных оборудованием, включающим разные типы симуляторов c разной точностью воспроизведения реальности. Симулятор Harvey The Cardiopulmonary simulator, созданный и разработанный в Университете Майами (США), позволяет изучить более 50 клинических сценариев в отработке теоретических и практических навыков у студентов-будущих врачей.

Материалы и методы

Целью нашего исследования было оценить компетенцию студентов 3 курса в диагностике сердечных и дыхательных шумов с использованием симулятора Харви по сравнению с реальными пациентами с наличием сердечных и дыхательных расстройств. В исследование было включено 380 студентов третьего курса медицинского института РУДН с предварительно проведенным MCQ тестом (multiple-choice question test) для оценки способности выполнять кардиопульмональное обследование пациента, дифференциации шумовой симптоматики при патологии сердца и легких. 51% (n=311) студентов, успешно сдавших данный тест, были разделены на две группы: студенты группы G1 (n=155) вначале проводят физикальное обследование пациентов с наличием сердечной патологии: типичный митральный стеноз (MS) и аортальный стеноз (AS), с наличием легочной патологии: пневмония с хрипами (CR) и бронхиальная астма с хрипами (WZ), а затем участвуют в распознавании шумовой симптоматики на симуляторе Harvey. Студенты второй группы G2 (n=156) вначале участвуют в диагностике шумовой симптоматики (те же сценарии) на симуляторе Harvey, а потом в исследовании реальных пациентов. По окончании обучения все студенты прошли MCQ тест. Статистический анализ проводили с использованием пакета прикладных статистических программ Statistica 10.0. Данные представлены в виде M+SD, где M – среднее значение, SD – стандартное отклонение среднего значения. Для сравнения частот признаков и качественных переменных использовали критерий хи- квадрат (ᵡ2), Манна-Уитни и множественный регрессионный анализ. Результаты считали достоверно значимыми при значениях двустороннего (р<0,05).

Результаты

311 студентов успешно завершили все испытания, не выявлено достоверно значимой разницы в средних показателях по данным теста до начала исследования между двумя исследуемыми группами (58% и 63%, р> 0,05), не выявлено достоверных различий в диагностике дополнительных дыхательных шумов между группами (74% и 72%, 80 и 78%, p> 0,05 соответственно). Однако распознаваемость шумовой симптоматики при наиболее часто встречающихся заболеваниях из группы приобретенных пороков сердца в группе G2 была достоверно выше (при диагностике митрального стеноза - 50 против 72%, χ2 = 15,1, p <0,05).

Выводы

Полученные результаты демонстрируют высокую эффективность симуляционного обучения, в обеих группах выявлено увеличение компетенции студентов в диагностике шумовой симптоматики сердца и легких по сравнению с базовым уровнем распознавания. При этом наиболее эффективной оказалась модель обучения с первоначальным использованием симулятора Harvey и последующим исследованием пациентов. Причем симуляционное обучение эффективно на разных этапах обучения: и в формате первоначальной отработки навыков до встречи с пациентом, и при последующем оттачивании навыков. Следует отметить, что манекены только имитируют, но не повторяют полностью реальность, именно поэтому так важен комплексный подход в обучении, с эффективной интеграцией симуляции в реальной клинической практике.

Тема: Терапия
Жанна Тигай