Включение методики первичного углубленного осмотра пациента в симуляционные клинические сценарии по неотложным состояниям как важный элемент формирования комплексного подхода к оценке состояния пациента и выбору тактики оказания медицинской помощи.

Автор(ы): Бородина М.А., Попов О.Ю., Васильев А.Г., Довгаль В.Н.

Город: Москва

Учреждение: ФГБОУ ДПО "Институт повышения квалификации Федерального медико-биологического агентства"

Актуальность

Квалифицированное оказание экстренной и неотложной медицинской помощи требует от медработника, прежде всего, быстрого реагирования и выбора тактики лечения жизнеугрожающего состояния. Для формирования навыка универсального подхода к осмотру пациента в критическом состоянии за рубежом используется ABCDE-подход, базирующийся на динамической последовательной оценке систем жизнеобеспечения, определяющей дальнейшую тактику лечения. Использование данного подхода выводит выполнение клинического сценария в симулированной среде на качественно новый уровень, а в реальной практике обеспечивает безопасное оказание медицинской помощи пациенту.

Материалы и методы

Для мастер-классов были подготовлены рабочие станции, оснащенные манекеном-симулятором ребенка с расширенными функциями мониторинга витальных функций и обратного ответа (Mega Code, SimJuniour, Laerdal), мануальными и автоматическими наружными дефибрилляторами, расходными средствами для обеспечения проходимости дыхательных путей и периферического сосудистого доступа. До работы на симуляционной станции всем участникам проводилась вводная презентация и демонстрация навыка углубленного первичного осмотра. Команды из одного- четырех участников решали клинические сценарии по наиболее распространенным неотложным состояниям у детей (асфиксия, аллергия и анафилактический шок, гиповолемия, потеря сознания и пр.). Оценка работы участников на станции не ставила задачу тщательного контроля техники выполнения отдельных манипуляций. Целью было проанализировать уровень знаний и навыков по проведению первичного углубленного осмотра и проанализировать, как дефекты проведения осмотра пациента влияют на общее выполнение и исход клинического сценария.

Результаты

В ходе работы отмечалась достаточно высокая подготовка участников по определению первичных признаков жизни по алгоритму АВС и при необходимости началу базовых реанимационных мероприятий по Рекомендациям Европейского Совета по Реанимации (ERC). Однако при работе по сценариям с пациентами в критическом состоянии, выявили достаточно низкий уровень знаний и навыков по проведению углубленного систематизированного динамического осмотра пациента по принципу ABCDE с определением ведущего жизнеугрожающего нарушения и началу незамедлительных действий по его коррекции. Основные ошибки совершали на этапах обеспечения проходимости верхних дыхательных путей, выбора необходимых устройств, своевременном начале оксигенотерапии, измерении артериального давления и обеспечения периферического сосудистого доступа, подключения монитора и динамической оценке витальных функций, проведения дополнительных исследований (глюкозометрии), поиска прочих диагностических признаков (полный осмотр тела). В результате допущенных диагностических и тактических ошибок преподавателю часто приходилось менять ход сценария в сторону декомпенсации состояния пациента.

Обсуждение

Кафедра неотложных состояний имеет 22-летний опыт работы в системе повышения квалификации медработников службы скорой медицинской помощи. Важно отметить, что именно АBCDE-подход вызывает наибольшие трудности при выполнении клинических сценариев у медработников независимо от стажа работы. Схожие результаты оценки владения данным навыком среди наиболее высоко подготовленных студентов - участников Олимпиады диктуют необходимость более широкого внедрения международно-стандартизованных алгоритмов по оказанию неотложной медицинской помощи еще со студенческой скамьи.

Выводы

Включение навыка универсального осмотра пациента (АBCDE-подход) в учебные и экзаменационные клинические сценарии, с детальным занесением этапов проведения осмотра в оценочные средства, безусловно, повысит качество подготовки медперсонала на образовательных программах и объективность оценки профессиональных компетенций по оказанию экстренной и неотложной помощи в рамках первичной, первичной специализированной аккредитации и сертификации специалистов.

Тема: Анестезиология-реаниматология, неотложная помощь
Мария Бородина

СИМУЛЯЦИОННЫЙ КУРС «ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ ПРИ МАССОВОМ ПОСТУПЛЕНИИ ПОСТРАДАВШИХ (ДЛЯ ВОЛОНТЕРОВ ЧМ ПО ФУТБОЛУ 2018)»

Автор(ы): Литвин А.А., Коренев С.В., Князева Е.Г., Князева М.В.

Город: Калининград

Учреждение: ФГАОУ ВО «Балтийский федеральный университет им. И. Канта»

Актуальность

В преддверии чемпионата мира по футболу, который состоится в нашей стране в 2018 году, важной является подготовка максимально большего количества волонтеров приемам оказания первой помощи при возможном массовом поступлении пострадавших в очаге чрезвычайной ситуации.
Главная особенность медицины чрезвычайных ситуаций – стремительная скорость развития ургентных состояний у большого числа возможных пострадавших. Возникновение «непредвиденных» обстоятельств может потребовать привлечения волонтеров немедицинских специальностей, которые должны быть обучены приемам оказания первой помощи. Как правило, самые большие пробелы выявляются при оказании первой помощи в экстренных ситуациях, когда время принятия решения сводится к минимуму, и на первый план выступает отработанность навыков.
Целью работы явилась разработка, внедрение и изучение результатов практического использования симуляционного курса «Оказание первой помощи при массовом поступлении пострадавших (для волонтеров ЧМ по футболу 2018)».

Материалы и методы

Симуляционный курс «Оказание первой помощи при массовом поступлении пострадавших (для волонтеров ЧМ по футболу 2018)» был проведен среди студентов немедицинских специальностей БФУ им. И. Канта как этап подготовки к предстоящему Чемпионату мира по футболу – 2018.
В ходе проведения курса слушатели учатся: 1) правильно анализировать обстановку и не теряться при ЧС; 2) распознавать неотложные состояния пострадавших; 3) оказывать первую помощь при обострении различных заболеваний; 4) оказывать первую помощь при травмах и кровотечении; 5) проводить сердечно-легочную реанимацию; 6) использовать автоматический наружный дефибриллятор; 7) осуществлять транспортировку пострадавших.
Обучение проводилось в группах 8-12 человек. Тренеры – сотрудники симуляционной клиники – аккредитационного центра БФУ им. И. Канта, прошедшие дополнительную подготовку по программе «Первая помощь».

Результаты

Всего курс посетили 60 студентов немедицинских специальностей БФУ им. И. Канта – волонтеров Чемпионата мира по футболу – 2018. На 2017-2018 учебный год запланировано обучение еще 50-60 волонтеров.
На курсах студенты-волонтеры изучили следующие вопросы: 1) юридические аспекты оказания первой помощи; 2) принципы оказания первой помощи, безопасность при оказании первой помощи; 3) основы анатомии и физиологии человека; 4) сердечно-легочная реанимация; 5) нарушение проходимости дыхательных путей; 6) сердечный приступ, использование автоматического наружного дефибриллятора (АНД); 7) особые случаи: электротравма, утопление; 8) раны, кровотечения и шок; 9) травмы опорно-двигательного аппарата, головы и позвоночника; 10) термические травмы (ожоги, обморожения, тепловой удар, переохлаждение); 11) отравления; 12) транспортировка пострадавшего; 13) готовность к чрезвычайным ситуациям, массовые чрезвычайные происшествия.
Занятия проводились в специально оборудованных классах симуляционного центра, оснащенных современными симуляционными технологиями в виде различных муляжей, фантомов, оборудований для оказания первой помощи, набора учебных видеофильмов, тематических слайдов, а также компьютерно-мультимедийных средств демонстрации последних.
Большое внимание на занятиях с волонтерами придавалось отработке практических навыков. Практические занятия проводились в виде ролевых игр по разработанному ранее сценарию, где имитировались различные ситуации оказания первой помощи.

Выводы

Симуляционный курс «Оказание первой помощи при массовом поступлении пострадавших (для волонтеров ЧМ по футболу 2018)» позволил улучшить качество процесса обучения студентов немедицинских специальностей БФУ им. И. Канта и повысить эффективность освоения волонтерами чемпионата мира по футболу 2018 необходимых практических навыков оказания первой помощи в случае возникновения чрезвычайной ситуации.

Тема: Анестезиология-реаниматология, неотложная помощь
Андрей Литвин

Тренинги in-situ в отдаленных санаторно-курортных учреждениях.

Автор(ы): Репин И.Г., Пасечник И.Н., Крылов В.В.

Город: Москва

Учреждение: ФГБУ ДПО "Центральная государственная медицинская академия" Управления делами Президента РФ

Актуальность

Проблема обучения персонала санаторно-курортных учреждений принципам и навыком оказания неотложной помощи является весьма актуальной. С одной стороны большинству сотрудников в ходе своей рутинной работы практически не приходится сталкиваться с пациентами, находящимися в критических состояниях, с другой – данные состояния могут возникнуть в любой момент. При этом экстренную помощь должны оказать любые специалисты санатория, независимо от специальности.
Для обучения сотрудников навыкам оказания экстренной помощи в неотложных ситуациях на современном уровне необходимо использование реалистичного симуляционного оборудования. Опыт показал, что обычное чтение лекций, без отработки реальных действий на фантомах является малоэффективным. Центральная государственная медицинская академия Управления делами Президента Российской Федерации располагает симуляционным центром III уровня, оснащенным манекенами, роботами и виртуальными симуляторами 5-6 уровня реалистичности. Наличие данного оборудования и опытных преподавателей позволяет проводить тренинги по неотложным состояниям в максимально приближенных к реальности условиях и на высоком методическом уровне. Однако для большинства санаторно-курортных учреждений практически невозможным является решение вопроса о командировании в Москву для обучения достаточно большого количества сотрудников..

Материалы и методы

В связи с вышеизложенным с 2014 года в Академии разработана и внедрена методика обучения персонала санаторно-курортных учреждений на выездных тренингах. Занятия проводятся непосредственно в учреждениях, при этом туда заранее направляется необходимое оборудование.
Тренинги проводились индивидуально и в группе.
В программу входили:
1. Базовая сердечно-легочная и мозговая реанимация (используется манекен AmbuMen c контролем параметров непрямого массажа сердца и вентиляции легких)
2. Расширенная сердечно-легочная и мозговая реанимация (вентиляция с использованием мешка Амбу, различных ларингеальных масок, использование полуавтоматических и автоматических дефибрилляторов) Отработка производится на манекене Lary, воспроизводящем ЭКГ, различные виды нарушений ритма, фибрилляцию и асистолию. Использовались реальные дефибрилляторы: полуавтоматический DEFIGARD 5000 (SСHILLER) и автоматический FRED-easy (SСHILLER).
3. Оказание неотложной помощи при травмах. Использовался специальный манекен с накладными ранами, имитирующими реальное кровотечение, наборы пластиковых и вакуумных шин, воротников для иммобилизации (МедПлант), перевязочного материала, средств для транспортировки пострадавшего.
4. Отработка техники внутривенных инъекций, установки периферических венозных катетеров. Использовался муляж руки LF111 с сосудами, заполненными искусственной кровью, шприцы, иглы, наборы для катетеризации периферических вен.
Особое внимание уделялось отработке навыков личной безопасности, в частности использования защитных средств. Все навыки отрабатывались в перчатках, специальных защитных очках, масках. Отрабатывались навыки командного взаимодействия.
Продолжительность одного тренинга составляла 6 часов, количество одновременно обучающихся 6-10 человек. Большее количество в один день нецелесообразно, так как реально отработать мануальные навыки и сделать все самому в этом случае не получится.
Тренинги проводились непосредственно на рабочем месте обучающихся в лечебных корпусах санаториев в условиях, максимально приближенных к реальным.

Результаты

За прошедшее время вышеописанные тренинги проведены во всех санаториях, курируемых Главным медицинским управлением Управления делами Президента Российской Федерации. Оценка проведенных занятий обучившимися весьма высокая. В ряде санаториев данные тренинги проводились уже неоднократно с интервалам между тренингами около 1 года.
При этом многие врачи и медицинские сестры неоднократно отмечали, что ранее посещали лекции по данным темам, но при этом многие приборы и инструменты держали в руках впервые и впервые их использовали.

Обсуждение

Вопрос с обучением персонала отдаленных учреждений весьма непростой. С одной стороны результат от чтения лекций (особенно дистанционных) крайне невысок, уровень готовности к оказанию помощи в экстренных ситуациях при этом остается неудовлетворительным. С другой стороны привести весь персонал для обучения в Москву или другой город не представляется возможным. Для проведения адекватного тренинга требуется большое количество аппаратуры, которую преподаватели физически не смогут взять с собой в самолет или поезд. Это требует организации предварительной отправки оборудования транспортной компанией либо иным способом. Добавляются расходы на командировку преподавателей. Стоимость проведения мастер-класса при этом возрастает. Однако, если целью действительно является научить персонал уверенным и правильным действия в экстренных ситуациях, то данный вариант однозначно является предпочтительным.

Выводы

1. Форма обучения навыкам неотложной помощи в критических состояниях в виде выездных тренингов является эффективной и перспективной.
2. По данным большого количества зарубежных авторов наработанные навыки сохраняются в течение 9-12 месяцев, следовательно обучение следует повторять с интервалом около года.
3. Расходы на обучение в этой форме выше, чем на обычные лекции (тем более если обучение осуществляется без выезда преподавателей с использованием систем телекоммуникации), однако эффект несравним.

Тема: Анестезиология-реаниматология, неотложная помощь
Илья Репин

ПОИСК ПУТЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ К АККРЕДИТАЦИИ

Автор(ы): Горох О.В., Потемина Т.Е.,Туш Е.В., Литвинова Л.Г.

Город: Нижний Новгород

Учреждение: Нижегородская государственная медицинская академия

Актуальность

Одним из главных направлений в сфере высшего медицинского образования является необходимость значительного усиления практического аспекта подготовки будущих врачей общей практики при сохранении должного уровня теоретических знаний. Учебный процесс становится ориентированным на овладение студентами практическими навыками и умениями, определяющим в нем становится « уметь» и «владеть». Такая ориентированность настраивает выпускника на углубленное освоение практических навыков, владение которыми, оценивается в процессе первичной аккредитации специалистов. Подобное положение вещей заставляет искать пути повышения эффективности практической подготовки, в том числе и в рамках подготовки к аккредитации.

Материалы и методы

Подготовка студентов VI курса лечебного факультета к работе на станции «Экстренная помощь» проводилась на базе симуляционно-тренажерного комплекса НижГМА с использованием симулятора MEGACODE KELLY( Laerdal). Цикл подготовки был разделен на две части: подготовительный тренинг «Системный подход к оценке состояния больного» и последующая часть – тренировка оказания неотложной помощи при коронарном синдроме. В процессе подготовительного тренинга студенты углубляли свои знания и умения в оценке ЦНС, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, гомеостаза; осваивали мониторинг жизненно-важных функций; определяли основные направления неотложной помощи и интенсивной терапии при их нарушении. Во время аккредитации после работы на станции «Экстренная помощь» проводилось анкетирование аккредитуемого.

Результаты

Анализ опроса прошедших аккредитацию выпускников лечебного факультета, показал следующее: 95% опрошенных отметили реальную пользу тренинга за счет систематизации имеющихся знаний и освоенных умений в обследовании больного; 80% опрошенных, сказали, что после комплексной подготовки чувствовали себя уверенно при работе на станции «Экстренная медицинская помощь»; 20% аккредитуемых испытывали сильное волнение при оказании неотложной помощи на станции и 5% выпускников остались безразличны к проведенному тренингу.

Обсуждение

Полученные данные свидетельствуют об эффективности комплексной подготовки. В тоже время, результаты позволяют поставить задачу разработки новых методических подходов для повышения ее эффективности и, тем самым, достичь 100% заинтересованности выпускников в освоении практических навыков.

Выводы

Тренинг «Системный подход в оценке состояния больного» способствует систематизации навыков обследования пациента, требующего экстренной помощи, развивает клиническое мышление, формирует психологическую устойчивость в критической ситуации. Данный тренинг должен предшествовать тренингам по оказанию экстренной и неотложной помощи и может быть использован как составная часть подготовки студентов к аккредитации.

Тема: Анестезиология-реаниматология, неотложная помощь
Ольга Горох

Анализ результатов второго этапа первичной аккредитации – оказание помощи при внезапной остановке кровообращения.

Автор(ы): Авторы: Собетова Г.В., Давыдова Н.С., Айрапетов Д.В., Макарочкин А.Г., Черников И.Г.

Город: Екатеринбург

Учреждение: ФГБОУ ВО «Уральский государственный медицинский университет» Минздрава России

Актуальность

Первичная аккредитация специалиста лиц, завершивших освоение основных образовательных программ высшего медицинского и высшего фармацевтического в 2017 году обязательная процедура для контроля оценки знаний и практических умений выпускника. Станция второго этапа «Внезапная остановка кровообращения. СЛР» обязательное звено цепочки для всех аккредитуемых независимо от специальности.

Материалы и методы

Выпускники по специальностям: «лечебное дело», «педиатрия», медико- профилактическое дело, Всего – 308 аккредитуемых. Оценка критериев глубины компрессий и ИВЛ методом «рот-в-рот» проводилась автоматизированной системой робота-симулятора.

Результаты

Анализ результатов второго этапа аккредитации, что все выпускники успешно справились с поставленными задачами. Не стало исключением прохождение испытания на первой станции – «Внезапная остановка кровообращения. СЛР». Обучающий симуляционный курс «Базовая сердечно-легочная реанимация» является обязательным для выпускников всех специальностей. Обучение проходит в симуляционном центре медицинского университета, который оснащен самым современным оборудованием. Оценка экспертов свидетельствует, что испытуемые успешно владеют теоретическими знаниями (протокол СЛР) – оценка безопасности окружающей обстановки, оценка состояния пострадавшего, вызов помощи. Никто из испытуемых не делал нерегламентированных и небезопасных действий. Вместе с тем, при выполнении манипуляций – непрямой массаж сердца, ИВЛ методом «рот-в-рот» были выявлены дефекты, связанные с техникой выполнении. Неадекватная глубина компрессий, полное высвобождение рук между компрессиями у 28%, неадекватный объем ИВЛ 43%. Следует отметить, что оценка этих критериев была лишена субъективного характера, так как проводилась автоматизированной системой робота-симулятора и экспертами, имеющими сертификат Европейского Совета по реанимации BLS/ AED. Перечисленные дефекты не носили критический характер.

Выводы

Подводя итог, мы делаем вывод, что все выпускники готовы оказать помощь пациенту с внезапной остановкой кровообращения. Однако, в дальнейшем при подготовке студентов ко второму этапу аккредитации следует особое внимание уделять на отработке практических навыков.

Тема: Анестезиология-реаниматология, неотложная помощь
Галина Собетова

РЕАНИМАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ в СТАЦИОНАРЕ - ПРОБЛЕМА КАЧЕСТВА

Автор(ы): Кузовлев А.Н.(1), Линчак Р.М. (2), Колодкин А.А. (3)

Город: Москва

Учреждение: 1 НИИ общей реаниматологии им. В.А. Неговского ФНКЦ РР, ФНКЦ реаниматологии и реабилитологии; 2 Национальный медицинский исследовательский центр профилактической медицины МЗ РФ; 3 ФГБУ ВЦМК "Защита" МЗ РФ

Актуальность

В Российской Федерации смертность от внезапной остановки кровообращения (ОК) составляет около 250000-300000 человек/год. По данным Американской Ассоциации Сердца (2016 г.) ежегодно развивается 209000 ОК, выживаемость до выписки из стационара составляет 24,8%. В качестве первичных ритмов в 18% случаев регистрируется фибрилляция желудочков (ФЖ) или тахикардия с широкими комплексами, и из них до выписки из стационара доживают 44%; после электромеханической диссоциации или асистолии – 7%. Четыре мероприятия при остановке кровообращения являются принципиальными, т.е. обеспечивающими повышение процента выживаемости больных до выписки из стационара: ранняя диагностика ОК и вызов экстренной службы, немедленное начало компрессий грудной клетки, немедленная дефибрилляция (по показаниям), совокупность мероприятий в постреанимационном периоде.

Материалы и методы

Исследование проведено в многопрофильном стационаре г. Москвы в 2016-2017 гг. На первом этапе проводилась оценка владения медицинскими работниками навыками базовой сердечно-легочной реанимации (СЛР); на втором – расширенной СЛР. Проводилась аудио- и видеозапись, регистрировались параметры компрессий грудной клетки (КГК). В качестве референсных критериев использовали рекомендации ЕСР и НСР 2015 г. Статистический анализ данных был выполнен при помощи пакета Statistica 7,0.

Результаты

Без функции обратной связи в среднем менее 30% медицинских работников выполняет КГК достаточной глубины и частоты, а большинство попадает в группу, выполняющую лишь 0-20% компрессий в соответствии с рекомендациями. При работе в бригадах глубина КГК была ниже целевых значений при выполнении сценария 1. Частота КГК превышала целевой диапазон в обоих сценариях. Процент целевых КГК был в рекомендованных пределах (более 60%) в обоих сценариях. Паузы до и после нанесения разряда дефибриллятора были больше рекомендованных в обоих сценариях.

Обсуждение

Таким образом, при проведении КГК без контроллера у большинства медицинских работников СЛР была некачественной. При использовании аудиовизуального контроллера процент целевых КГК составил 50,2±30,8%, что было достоверно выше, чем при работе без контроллера (15,9±27,2%) (p=0,002). Во всех реанимационных бригадах было зарегистрировано несоответствие последовательности действий алгоритму расширенной реанимации ЕСР и НСР 2015 г. и неэффективная командная работа.

Выводы

Полученные нами результаты доказывают недостаточное владение медицинскими работниками навыками проведения реанимационных мероприятий и подтверждают актуальность систематизированного симуляционного тренинга и ретренинга.

Тема: Анестезиология-реаниматология, неотложная помощь
Артем Кузовлев

ПРИМЕНЕНИЕ СИМУЛЯЦИОННЫХ СЦЕНАРИЕВ В ПОДГОТОВКЕ ОРДИНАТОРОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «АНЕСТЕЗИОЛОГИЯ–РЕАНИМАТОЛОГИЯ»

Автор(ы): Сазонов К.А., Ситкин С.И., Шеховцов В.П.

Город: Тверь

Учреждение: ФГБОУ ВО Тверской Государственный Медицинский Университет Минздрава России

Актуальность

Постдипломное обучение с применением симуляционных технологий - быстро развивающийся метод, дополняющий и улучшающий клинические навыки обучающихся. Тренинги наряду с традиционными формами обучения призваны способствовать повышению качества формирования профессиональных компетенций.

Материалы и методы

Задача: оценить с помощью симуляционных технологий готовность ординаторов к оказанию неотложной помощи во время тренинга с ситуационными задачами, основанными на современных клинических рекомендациях. Ситуационные задачи: острое злокачественное течение анафилактического шока, рецидивирующая тромбоэмболия лёгочной артерии, острый коронарный синдром с подъёмом сегмента ST. В каждом сценарии была внезапная остановка кровообращения. Реализация осуществлялась на симуляторе пациента ALS Simulator Laerdal с монитором, выводящим показатели жизнедеятельности on-line. Укладка неотложной помощи содержала весь набор медицинских изделий и имитаторов лекарственных средств для оказания экстренной медицинской помощи. На протяжении занятия велась аудио- и видеозапись на программно – аппаратном комплексе «Replay» CAE, с возможностью дебрифинга. В тренингах участвовали 10 ординаторов 1 и 2 годов обучения по специальности «анестезиология – реаниматология». Их задачей была оценка состояния пациента по алгоритму ABCDE, оказание экстренной медицинской помощи согласно клиническим рекомендациям при неотложном состоянии и проведение расширенной сердечно – лёгочной реанимации в команде. В роли конфедерата привлекались подготовленные студенты 5 курса. Сценарии длились 10 минут. Имели линейную структуру течения неотложного состояния до клинической смерти, с последующей возможной вариацией параметров жизнедеятельности от действий испытуемого. В первые 2 минуты проводился опрос и оценка исходного статуса пациента. Далее к 4 минуте состояние прогрессивно ухудшалось до клинической смерти. При правильном выполнении реанимационных мероприятий в течение 6 минут после введения 2 дозы адреналина сердечный ритм (асистолия) изменялся на фибрилляцию желудочков на 1 минуту. Если испытуемый успевал оценить новый ритм и провести дефибрилляцию, то пациент «оживал» - сценарий выполнен успешно. При наличии грубых ошибок и нарушении протоколов лечения и реанимационных мероприятий сценарий считался не выполненным и пациент «умирал». Оценка действий проводилась по чек – листу, где учитывались: коммуникативные навыки, последовательность, правильность и своевременность лечения неотложного состояния и алгоритма сердечно – лёгочной реанимации; фиксировали выполнение отдельных навыков, лидерские качества и исход.

Результаты

При реализации первой задачи положительный результат был только у одного.
Основные ошибки у остальных: 3 забыли опросить жалобы и собрать анамнез; 9 не провели полноценную оценку состояния; 7 не выполнили лечение анафилактического шока; 3 своевременно и правильно не оценили сердечный ритм, требующий дефибрилляции; у 6 не было контроля времени при проведении реанимации; у 5 были длительные перерывы во время реанимации (более 10 секунд); 3 интубировали пациента в сознании, без анальгоседации. Однако, 2 человека применили анальгоседацию. С учетом выявленных ошибок 9 испытуемых не смогли правильно выполнить протоколы расширенной сердечно – лёгочной реанимации и лечения неотложного состояния.
Во второй задаче положительный исход достигнут уже у 8 человек.
Основные ошибки: 2 забыли опросить жалобы и собрать анамнез; 5 не провели полноценную оценку состояния; 1 не выполнил лечение тромбоэмболии лёгочной артерии; 2 своевременно и правильно не оценили сердечный ритм, требующий дефибрилляции; у 2 не было контроля времени при проведении реанимации; 1 допустил перерывы во время реанимации более 10 секунд. Уже 4 человека выполняли интубацию трахеи пациента с применением анальгоседации.
При симуляции третей задачи положительный результат у 9 ординаторов.
Основные ошибки: 1 не собрал анамнез; 3 не провели полноценную оценку состояния; 3 ошибочно лечили острой инфаркт миокарда; 2 своевременно и правильно не оценили сердечный ритм, требующий дефибрилляции; у 2 не было контроля времени при проведении реанимации; у 2 были длительные перерывы во время реанимации. Пятеро интубировали с анальгоседацией.

Обсуждение

Во время дебрифинга все ординаторы отметили, что это была стрессовая ситуация. Некоторые не смогли адаптироваться к симулированному пациенту и провести полноценную оценку состояния, происходила задержка в постановке правильного диагноза/синдрома. При повторных занятиях отмечается тенденция к устранению этих ошибок.
Отсутствие контроля времени при сердечно – лёгочной реанимации привело к нарушению алгоритма его выполнения. Ординаторы связывали это с условиями быстро меняющегося сценария. При повторных занятиях у некоторых сохраняется эта ошибка, устранить которую, могут только частые тренинги или тщательный контроль времени.
Несоблюдение проколов лечения неотложных состояний связано со слабой теоретической базой, неспособностью применить знания на практике, в связи с недостаточным клиническим опытом.
Ошибка интубации трахеи пациента в сознании без анальгоседации связана с желанием применить навык, без понимания его роли в комплексе оказания помощи. При повторениях все больше испытуемых применяли этот навык вместе с анальгоседацией, или заменяли его альтернативным способом искусственной вентиляции лёгких.
Прослеживается прямая зависимость в снижении количества ошибок, от полученного опыта в проведённых тренингах. Все участники отметили высокую степень реалистичности симуляционного сценария, удовлетворённость проведёнными тренингами.

Выводы

Использование симуляционных технологий позволяет объективно оценить сформированность профессиональных компетенций. Все испытуемые обладают теоретическими знаниями и отдельными базовыми навыками по оказанию неотложной помощи, но не могут в полной мере применить их в комплексе в ходе реализации созданных сценариев из-за малого клинического опыта. Для формирования устойчивых профессиональных навыков необходимо проведение регулярных тренингов.

Тема: Анестезиология-реаниматология, неотложная помощь
Константин Сазонов

Проблемы моделирования критической клинической ситуации

Автор(ы): Хаустова С.А., Титова З.А., Чечина И.А., Шмелев В.В., Райкин И.Д., Кухленко А.В.

Город: Барнаул

Учреждение: Алтайский государственный медицинский университет МЗ РФ

Актуальность

Среди медицинских профессий работа врача анестезиолога-реаниматолога одна из самых тяжелых в психологическом плане. При всей настороженности и готовности к не лучшему варианту событий, мы регулярно сталкиваемся с обстоятельствами когда «все пошло не по плану». Научить врача, выполнять технически сложные действия строго в соответствии с протоколами можно и нужно. Но этого недостаточно для создания системы высокой надежности. Практика непрерывного медицинского образования позволяет решить проблему низкого уровня знаний. Ушла в прошлое модель аттестации врачей, когда требовались исключительно теоретические знания, в настоящее время врач, не владеющий достаточными практическими навыками, не может быть допущен к профессиональной деятельности. Безопасный для пациента врач – врач много знающий, многое умеющий. Разобрать инцидент, обнаружить пресловутый «человеческий фактор», наказать виновного нетрудно. Сформировался новый фактор стресса – страх быть втянутым в судебный процесс при неблагоприятном для пациента исходе или даже осужденным. Значительно возрос общий уровень конфликтности в условиях, когда необходимо разделять ответственность внутри команды за здоровье и жизнь пациентов. Жизнь требует качественно новых подходов в подготовке врача к профессиональной деятельности. Привлекательным форматом обучения могут быть симуляционные курсы с применением клинического моделирования.

Материалы и методы

В процессе обучения врачей анестезиологов-реаниматологов в симуляционном центре мы выявили определенные проблемы. Во-первых отработка отдельных практических навыков на тренажерах в меньшей степени интересует практикующих врачей, по сравнению с возможностью моделирования кризисной ситуации. Во-вторых в моделируемой ситуации врачу анестезиологу- реаниматологу часто не хватает коллег (медицинской сестры, врачей смежных специальностей). Действительно, в критических ситуациях врач работает не один, а в команде и внутри сложно организованной системы. После анализа информации по симуляционному образованию, нами были взяты на вооружение ключевые элементы курсов Анестезиологического управления ресурсами в кризисной ситуации (ACRM). Сценарии были написаны на основании реальных клинических случаев. Создано реалистическое клиническое окружение с высоким уровнем достоверности: техническое оснащение современного уровня, соответствие уровня работы симулятора клинической задаче. Выполнение всех манипуляций проводится в полном объеме (вскрытие ампул, инфузионная терапия, внутрикостный доступ..). В условиях клинического моделирования мы учитываем административную структуру лечебного подразделения. Система обязанностей, профессиональных взаимоотношений идентична системе отечественного здравоохранения. Вся документация используемая врачами и медицинскими сестрами в процессе симуляционного обучения (наркозные карты, листы назначений, протоколы гемотрансфузий) соответствует требованиям современного здравоохранения. Практика показывает насколько важно в анестезиологии в кризисной ситуации концентрировать свое внимание на пациенте. Но важно, чтобы преподаватель знал о различных аспектах работы, понимал, о необходимости сфокусировать внимание курсанта на каждом из этих аспектов, в том числе на правильном документировании критической ситуации. Мы считаем целесообразным, так же как в курсах ACRM высокое соотношение инструктор-курсант (от 1:2 до 1:4). Достаточный штат позволяет отработать за короткий период времени широкий диапазон задач, от освоения новых навыков до сведения смежных специалистов в одной точке кризисного решения, когда команда успешно сработает. Во время симуляционной работы, курсанты должны самостоятельно видеть возникающие проблемы, находить решения, предполагать будущие перспективы, со сменой клинической обстановки ставить перед собой следующие цели. Функции координатора в этих условиях могут выполняться только членом команды курсантов. Эффективным руководителем бригады может оказаться иногда не тот курсант чьи «служебные обязанности» по клинической ситуации это предполагали. Со стороны инструктора курация работы бригады исключена. Мы соблюдаем принцип «экстерриториальности» - ведется дистанционное наблюдение через видеокамеры из отдельного помещения. Курс завершается анализом и обсуждением моделированной задачи. Ключевыми аспектами являются: во-первых, необходимость подробного разбора сразу по завершении сценария, «по горячим следам»; во- вторых обсуждение своих действий каждым обучающимся.

Результаты

В условиях работы смежных специалистов необходим анализ взаимодействия служб, суть его не во взаимных претензиях по принятым решениям и выполненным действиям. Целью является открытое обсуждение проблем клинической практики, выявление слабых мест, нуждающихся в организационном улучшении. На сегодняшний день мы видим позитивное отношение к предлагаемым нами методам обучения, как со стороны молодых, так и уже опытных коллег. Большая часть участников, проанкетированных по окончании цикла (98%) выразила желание участвовать в дальнейшем в данных курсах.

Обсуждение

Высокая мотивация специалистов налицо, но мы не торопимся с оценкой нашей работы. Можно и нужно документировать результаты группового и индивидуального обучения, разрабатывать критерии их оценки. Но является ли квалификация отдельного участника проекта приоритетом? Не только «безопасный врач анестезиолог-реаниматолог», а система безопасной медицины в сфере наших интересов. Мы видим крайнюю необходимость в обратной связи между технологией обучения и клинической практикой.

Выводы

Методы симуляционного обучения в медицине известны давно, но современное здравоохранение ставит перед нами новые цели и предлагает новые возможности для их реализации. Мы рассматриваем симуляционные технологии как удобный способ практического тренинга при подготовке специалистов.

Тема: Анестезиология-реаниматология, неотложная помощь
Светлана Хаустова

Сложности подготовки второго этапа первичной специализированной аккредитации по направлению «анестезиология-реаниматология»

Автор(ы): Полушин Ю.С., Зарипова З.А.

Город: Санкт-Петербург

Учреждение: Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени И.П. Павлова

Актуальность

Несмотря на оснащённость симуляционных центров при ВУЗах и активное использование симуляционных технологий при подготовке анестезиологов-реаниматологов, нет единой методической базы, которая позволила бы сформировать адекватные чек-листы. Рабочие программы в разных ВУЗах не адаптированы под задачи аккредитации. Кроме того, нет утвержденного профессионального стандарта, чтобы ссылаться на него. Разработанные клинические рекомендации не всегда согласуются со смежными специальностями, что ограничивает их использование при формировании проверочных средств.
Цель: определить возможные проблемы при подготовке второго этапа аккредитации ординаторов и наметить пути их решения.

Материалы и методы

На конференции «Медицинское образование – 2017» было принято решение о создании рабочей группы по направлению «анестезиология-реаниматология». 28 специалистов из разных ВУЗов, профессиональных сообществ, научных и клинических учреждений согласились принять участие в подготовке ко второму этапу первичной специализированной аккредитации. Были определены сроки каждой стадии, чтобы была возможность вносить своевременные коррективы. Деятельность группы осуществлялась удаленным способом, путём рассылки и обработки ответов, с последующей координацией направления работы.

Результаты

По результатам первого и второго запросов был сформирован примерный перечень практических навыков, которые можно проверить на симуляционном этапе: получилось 18 наименований. Третий запрос касался перечня трудовых функций и трудовых действий, взятых из проекта профессионального стандарта, которые аккредитуемый может продемонстрировать на аккредитации. Все те пункты, которые невозможно оценить на втором этапе (или в этом нет необходимости), членами рабочей группы были переадресованы на 1 и 3 этапы (тесты и задачи). Четвертый запрос позволил сформировать перечень станций – максимально 12. При этом возникло много вопросов, касаемых оснащения каждой станции, сложности создания сценариев и возможности проверки сформированности навыка. Кроме того, было отмечено, что для проверки нетехнических навыков, как основных для нашей специальности, необходима командная работа, а на этапе аккредитации выпускник работает один. На сегодняшний день начата разработка паспортов станций и чек-листов, чтобы была возможность обсудить их с коллегами до начала подготовки. Почти единогласно решено, что для проверки некоторых компетенций необходим физиологический ответ в условиях запрограммированного сценария, что требует роботизированной техники. При этом было отмечено, что не все учреждения на сегодняшний день в полной мере оснащены соответствующим оборудованием, и не все преподаватели владеют навыком ведения клинического сценария. Это, в свою очередь, показывает трудности, как подготовки к аккредитации, так и её проведения.

Обсуждение

В результате деятельности рабочей группы были выявлены проблемы, решением которых надо заниматься в этом учебном году. Не все вопросы можно решить на местном уровне, поскольку требуется дооснащение симуляционных центров и внесение корректив в рабочие программы, что является компетенцией вышестоящих органов. Кроме того, необходимо пересматривать некоторые положения проекта профессионального стандарта и проверять "стандарт обученности" ординатора в соответствии с ним. Также надо понимать, будут ли в ближайшее время внесены изменения в существующие клинические рекомендации, поскольку формирование методических материалов и чек-листов основано на них. Обучение преподавателей навыку ведения клинических сценариев на этапе подготовки и проведения аккредитации также может стать приоритетным направлением. Все эти вопросы требуют привлечения заинтересованных инстанций и руководителей высокого уровня.

Выводы

На промежуточном этапе деятельности рабочей группы выявлены проблемы организационного характера, связанные с профессиональным стандартом и оснащением симуляционных центров, и поставлены вопросы методического обеспечения при построении рабочих программ ординатуры. Совместными усилиями разработаны проекты станций для второго этапа первичной специализированной аккредитации, которые требуют тщательной проработки и унификации с учётом существующей обстановки и реальных возможностей ВУЗов. Принято решение об обсуждении поставленных вопросов на заседании круглого стола в рамках конференции «РОСОМЕД-2017» с последующим выходом на вышестоящие инстанции.

Тема: Анестезиология-реаниматология, неотложная помощь
Зульфия Зарипова

Медицинский учебный тренажер для люмбальной и субокципитальной пункций

Автор(ы): Рудин В.В., Малышева Т.В., Сумливая О.Н., Токманцева Н.О.

Город: Пермь

Учреждение: ФГБОУ ВО ПГМУ им. академика Е.А. Вагнера Минздрава России

Актуальность

Для отработки навыка спинномозговой и субокципитальной пункций необходимо применение биологического материала или симулятора. Использование биологического материала (трупов) сопряжено со значительными юридическими, санитарно-эпидемиологическими и материальными затратами.
В настоящее время отсутствуют тренажеры, отвечающие требованиям правильного определения анатомических ориентиров и функциональной составляющей люмбальной и субокципитальной пункций, с наличием визуальности, возможностью моделирования индивидуальных особенностей. Известен тренажер для люмбальной пункции Lumbarpuncturesimulator-II, Великобритания, который имитирует анатомию поясничной области, имеет участок прозрачного блока в поясничном отделе для пункции, накладки имитации увеличенной подкожной клетчатки. Но в нем нет возможности придания физиологических изгибов позвоночного столба и возможности субокципитальной пункции. Модели тренажеров для проведения субокципитальной пункции отсутствуют.

Результаты

Тренажер для спинномозговой и субокципитальной пункции, состоящий из связанных между собой имитаторов позвонков с уровня первого шейного по пятый поясничный, подвздошных костей, спинномозгового канала в виде емкости, заполненной жидкостью, имитирующей ликвор, тренажер снабжен кожухом, выполненным в виде торса человека и имеет окно, выполненное из прозрачного полимерного материала, расположенное в поясничной области, отличающийся тем, что кожух выполнен в виде торса человека с головой с затылочной костью и имеет второе прозрачное окно, расположенное в затылочной области, а имитаторы позвонков соединены между собой с помощью гибкого троса, проходящего через тела позвонков и закрепленных одним концом в области затылочной кости, а другим – в области крестца.

Обсуждение

Использование тренажеров для люмбальной пункции уже вошло в рутинную практику обучения врачей. Но имеющиеся в продаже тренажеры позволяют отработать только навык непосредственного прокола тканей и забора ликвора. Данные тренажеры не создают целостной картины алгоритма всех манипуляций врача с пациентом при проведении пункции (укладка пациента, придание необходимого изгиба позвоночника и пр.). Не все тренажеры позволяют визуально оценить правильность проведения пункции на этапах обучения и оценки навыка. Тем более в тренажерах не учитываются возможные индивидуальные особенности строения позвоночника (патологические изгибы и иная плотность тканей), что очень важно для обучения врачей на этапе дополнительного профессионального образования. Данные особенности подтолкнули нас к созданию тренажера, лишенного этих недостатков. Изучение биомеханики движения в позвоночнике и вариантов плотности тканей позволили провести математическое и биомеханическое моделирование для воссоздания естественной и патологической подвижности позвоночного столба.
Начальные испытания прототипа тренажера показали важность выбранного пути, т.к. проведение пункции на нем максимально приближалось к процедуре на живом человеке, что и было подчеркнуто нашими экспертами (сотрудниками клинических баз университета).

Выводы

Таким образом, благодаря тренажеру для спинномозговой и субокципитальной пункции возможно: сформировать правильные навыки спинномозговой и субокципитальной пункции как в классическом варианте, так и с УЗИ наведением; повысить уровень уже имеющихся навыков, улучшить пространственную ориентацию; создать ситуации, максимально приближенные к реальным; оценить базовые навыки спинномозговой и субокципитальной пункции.

Тема: Анестезиология-реаниматология, неотложная помощь
Татьяна Малышева

Формирование списка станций для проведения второго этапа первичной специализированной аккредитации по специальности «анестезиология-реаниматология»

Автор(ы): Андреенко А.А., Лахин Р.Е., Макаренко Е.П.

Город: Санкт-Петербург

Учреждение: Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова

Актуальность

Современная система подготовки анестезиологов-реаниматологов помимо приобретения устойчивых навыков выполнения определенного набора манипуляций должна стимулировать выработку у них профессионально важных качеств специалиста - умение работать в команде, лидерство, коммуникация, анализ ситуации, толерантность к высоким интеллектуальным и психоэмоциональным нагрузкам, эффективное использование ресурсов. Аккредитация выпускников клинической ординатуры должна учитывать требования профессионального стандарта специалиста и обеспечивать возможность оценки технических и нетехнических навыков специалиста.

Материалы и методы

В соответствии с решением круглого стола «Симуляционный этап первичной аккредитации по специальности «Анестезиология-реаниматология», проведенного в рамках «Недели медицинского образования в Москве» 3-7 апреля 2017 г. была сформирована рабочая группа из экспертов РОСОМЕД и представителей профессиональных общественных организаций. Задачей рабочей группы было формирование итогового списка подлежащих оценке навыков (умений, манипуляций), а также для разработка вариантов симуляционных станций и объективных критериев оценки.
На первом этапе работы эксперты на основании проекта профессионального стандарта по анестезиологии-реаниматологии выбрали перечень навыков, который сочли необходимым проверить в рамках 2 этапа аккредитации. На втором этапе работы был разработан список станций и предложено примерное оснащение, позволяющее решить задачи оценки отобранных навыков.

Результаты

В результате обсуждения на первом этапе работы эксперты рабочей группы сформировали согласованный список навыков, которые необходимо оценивать в рамках 2 этапа первичной специализированной аккредитации выпускников клинической ординатуры по "анестезиологии-реаниматологии". Мнение экспертов ранжировали от "абсолютно согласен" (5 баллов в рейтинг) до "абсолютно не согласен" (2 балла в рейтинг):
1. Осуществлять осмотр первичный и/или повторный, включая сбор анамнеза и оценку лабораторных данных - 5 баллов
2. Определять риск анестезиологического пособия после оценки состояния пациента перед операцией - 5 баллов
3. Проводить сердечно-легочную реанимацию - 5 баллов
4. Определять необходимость специальных методов исследования, уметь интерпретировать их результаты - 5 баллов
5. Выбирать и проводить наиболее безопасную для пациента анестезию во время оперативного вмешательства, при болезненных манипуляциях и исследованиях - 4,93 баллов
6. Осуществлять функциональный и лабораторный мониторинг адекватности проводимой анестезии и интенсивной терапии - 4,93 балла
7. Выполнять пункцию и катетеризацию периферических и магистральных сосудов - 4,93 балла
8. Выполнять пункцию и катетеризацию эпидурального и спинального пространства, блокаду нервных стволов и сплетений - 4,86 балла
9. Выполнять интубацию трахеи - 4,7 балла
10. Обеспечивать проходимость дыхательных путей с помощью воздуховода, надгортанных воздуховодов разного типа - 4,7 балла
11. Выполнять коникотомию (крикотиреотомию) - 4,7 балла
12. Осуществлять профилактику, диагностику и лечение осложнений анестезии, реанимации и интенсивной терапии - 4,6 балла
13. Проводить интенсивную терапию синдромов, представляющих угрозу для жизни - 4,53 балла
14. Эксплуатировать аппараты для проведения различных методов заместительной интенсивной терапии, искусственной вентиляции легких; распознавать основные неисправности используемой аппаратуры - 4,53 балла
15. Распознавать осложнения анестезии, возникшие вследствие необычной реакции на медикаменты, неправильной техники анестезии и при прочих манипуляциях на основании используемых методов мониторинга -4,47 балла
16. Своевременно и грамотно проводить лечебно-реанимационные мероприятия при возникающих осложнениях - 4,2 балла
17. Выполнять пункцию и катетеризацию периферических и магистральных сосудов под УЗ-наведением - 3,8 балла
18. Осуществлять УЗ-мониторинг за наличием свободной жидкости в перикарде, плевральной и брюшной полостях -3,8 балла
Согласованный список подлежащих оценке навыков послужил основой для разработки перечня рабочих станций. Целью экспертов на данном этапе работы было обеспечение возможности оценки всех отобранных навыков. Следует отметить, что во главу угла при формировании списка станций были положены требования профстандарта, а не существующие учебные программы в ВУЗах страны.
Проект списка станций включает в себя:
1. Осмотр пациента.
2. Расширенная СЛР.
3. Интубация трахеи.
4. Установка надгортанных воздуховодов.
5. Выполнение крикотиреотомии.
6. Спинальная анестезия.
7.Эпидуральная анестезия.
8. Проверка и подготовка наркозно-дыхательной аппаратуры
9. Катетеризация центральных вен.
10. УЗ-ассистированная катетеризация центральных вен.
11. Интенсивная терапия.
12. Анестезия.

Обсуждение

В целом, эксперты продемонстрировали схожие позиции относительно подлежащих оценке навыков. Была установлена необходимость принятия решения о возможном участии на ряде станций помощников в роли медицинских сестер-анестезистов не из числа проходящих аккредитацию выпускников. Это является обоснованным, поскольку свои профессиональные обязанности врач анестезиолог-реаниматолог выполняет в составе бригады и адекватная оценка его действий на ряде станций без участия ассистента невозможна. Также имеются вопросы по оценке навыка катетеризации центральных вен под УЗ-контролем. Данные навыки включены в профессиональный стандарт и очевидно, что применение УЗ-технологий при выполнении инвазивных манипуляций повышает безопасность пациентов и снижает риск осложнений. Следовательно необходимо пересмотреть программы подготовки ординаторов и включить в них данный раздел.

Выводы

Опыт работы рабочей группы выявил срочные задачи, которые необходимо решить в 2018 году: дооснащение аккредитационных центров, подготовка специалистов для приема 2 этапа аккредитации и разработка методических материалов (критериев оценки), оптимизация учебных программ ординатуры для обеспечения приобретения выпускниками изложенных в профстандарте навыков.

Тема: Анестезиология-реаниматология, неотложная помощь
Александр Андреенко

«Осмысленная практика» при обучении алгоритму неотложной помощи с использованием симуляционных технологий.

Автор(ы): Пикало И.А., Мельников В.А., Анкудинов А.С., Акудович Н.В.

Город: Иркутск

Учреждение: Иркутский государственный медицинский университет

Актуальность

Компетентностно-ориентированный подход использует два базовых понятия: компетенция и компетентность. Компетенция – компонент качества человека, определяющий его способность выполнять определенную группу действий в сфере того или иного рода деятельности. Задача компетенции - освоить навык. Компетентность - умение мобилизовать и актуализировать свои компетенции для решения реальных задач. Способность человека к решению вопросов в условиях реальной действительности.Компетентность — это способность действовать в ситуации неопределённости.
С учетом постоянно меняющихся образовательных стандартов и регулярно обновляющихся алгоритмов лечения и диагностики пациентов, использование компетентностно-ориентированного подхода позволяет сформировать осмысленный навык у обучающихся, который они будут способны применить в дальнейшей практической деятельности.

Материалы и методы

В течение учебного 2016-2017 года был проведен анализ результатов обучения на кафедре медицинской симуляции с центром аккредитации 453 студентов по различным специальностям. Был взят за основу навык базовой сердечно-легочной реанимации. I группа состояла из 215 студентов лечебного, педиатрического факультетов, которые проходили обучение по адаптированной программе BLS/AED, где создавались различные условия (несколько пострадавших, наличие инородного тела в дыхательных путях или рвотных масс, угроза спасателю, видимые повреждения грудной клетки, реанимация в команде и т.д.). II группа - 238 студентов стоматологического, медико-профилактического и фармацевтического факультетов обучались по упрощенной программе, в рамках которой рассказывалось о принципах базовой сердечно-легочной реанимации и проводилась демонстрация навыка, далее в течение нескольких часов они самостоятельно тренировались на симуляторах. Проведен суммарный анализ оценочных листов в обеих группах.

Результаты

При окончании обучения студенты проходили контроль полученных навыков. Контроль проходил в два этапа. На 1 этапе обучающиеся демонстрировали навык по базовой сердечно-легочной реанимации, где создавалось одно условие, как при аккредитации - один пострадавший, один реаниматор, не использовалась автоматическая наружная дефибрилляция. Все обучающиеся показали отличный результат. При сравнении итогов оценочных листов статистических различий не выявлено: I группа - 96,4±1,9%, II группа - 94,5±3,4% (p>0,05). Эти результаты подтвердились во время первичной профессиональной аккредитации, все выпускники успешно прошли первую станцию. На 2 этапе контроля искусственно создавались различные условия во время базовой сердечно-легочной реанимации. Студенты не знали в какой ситуации они окажутся. При подведении итогов 2 этапа видны явные отличия между группами: I группа - 90,8±6,9%, II группа - 63,4±13,1 (p<0,05). 72,1% студентов II группы оказались не готовы применить навык по базовой сердечно-легочной реанимации в дальнейшей практической деятельности.

Обсуждение

Компентентностно-ориентированное обучение, которое внедрено в образовательный процесс в рамках реализации ФГОС 3+, преследует одну цель сформировать у выпускников "осмысленную практику". Федеральный закон № 323-ФЗ от 21.11.2012 г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» приводит к тому, что отработка практических навыков у обучающихся возможна только на симуляторах. Как показал результат нашего исследования классическое преподавание в медицинском вузе не позволяет подготовить в полном объеме выпускника для дальнейшей работы. В свою очередь для формирования компетентности у студента необходимы следующие принципы: группа обучающихся не более 8 человек, для закрепления навыка необходимо минимум 20 повторов, при использовании дебрифинга должно быть задействовано 2 преподавателя. Эти принципы невозможно реализовать в современных условиях: группа по 12-15 человек, рассчитывается нагрузка на одного преподавателя, плохая мотивация студентов.

Выводы

1. Симуляционное обучение является неотъемлемой частью образовательного процесса.
2. Отработка навыка должна проводиться многократно.
3. Процесс симуляционного обучения необходимо реализовывать в рамках отдельной дисциплины.
4. «Механическое» выполнение навыка, не привязанного к конкретной ситуации, не гарантирует формирование компетентности у выпускаемого специалиста.

Тема: Анестезиология-реаниматология, неотложная помощь
Илья Пикало

Симуляционное обучение студентов немедицинских специальностей

Автор(ы): Киясов А.П., Рашитов Л.Ф., Мансурова Г.Ш.

Город: Казань

Учреждение: Институт фундаментальной медицины и биологии Казанского (Приволжского) федерального университета

Актуальность

Имеющийся на сегодняшний день мировой опыт свидетельствует о высокой эффективности действий ранее обученных работников приемам оказания первой помощи. По данным ВОЗ, 60% погибших в результате несчастных случаев в мирное время могли бы быть спасены, если медицинская помощь им была оказана своевременно. Своевременно и правильно оказанная первая помощь позволяет существенно снизить тяжесть последствий производственных и других травм, спасти человека, оказавшегося в экстремальной ситуации, уменьшить тяжесть человеческих и материальных потерь для государства и общества.

Материалы и методы

Центр симуляционного и имитационного обучения создан в Институте фундаментальной медицины и биологии Казанского (Приволжского) федерального университета (КФУ) в 2013 г. Центр симуляционного и имитационного обучения располагается по адресу г. Казань, ул. Карла Маркса, 74а, общая площадь составляет 1851 м2, из них 519 м2 занимает Виртуальный госпиталь, 300 м2 - Центр медицинской науки. В состав Казанского (Приволжского) федерального университета входит 17 институтов. Все студенты КФУ проходят обучение по дисциплине "Безопасность жизнедеятельности". Модуль "Оказание первой помощи" был передан в симуляцонный центр, что позволила набрать штат сотрудников и сформировать кафедру.

Результаты

За период 2014-2017 гг на базе центра прошли обучение 10013 студентов немедицинского профиля. Из них в 2014-2015 учебном году – 3071 человек, в 2015-2016 учебном году – 3219 человек, а за 2016-2017 года – 3723 студентов. Программа обучения рассчитана на 8 часов, что позволяет студентам освоить и отработать практически все приемы оказания первой помощи. Перечень практических навыков - согласно Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 4 мая 2012 г. N 477н "Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи"

Обсуждение

Симуляционное обучение дает возможность успешно проводить занятия со студентами, получающими не медицинское образование. Обучение проводят преподаватели, владеющие навыками оказания первой помощи и неотложной медицинской помощи. Оценка полученных знаний и навыков по оказанию первой помощи проводится в виде зачета и демонстрации практических навыков. В апреле 2017 на базе симуляционного центра была проведена олимпиада по оказанию первой помощи среди институтов КФУ, которая показала лучшие результаты у студентов, прошедших обучение в симуляционном центре. 12-13 октября планируется проведение аналогичной олимпиады среди студентов-медиков и студентов-немедиков вузов РФ (соорганизатор - РОСОМЕД).

Выводы

Таким образом, симуляционное обучение может успешно применяться в многопрофильных вузах для обучения не только студентов медицинского направления, но и студентов немедицинских специальностей.

Тема: Анестезиология-реаниматология, неотложная помощь
Ленар Рашитов

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОПРОСА СТУДЕНТОВ 4 КУРСА ФГБОУ ВО Амурская ГМА ПО ОКОНЧАНИЮ ЦИКЛА «НЕОТЛОЖНЫЕ СОСТОЯНИЯ В ТЕРАПИИ»

Автор(ы): Ходус С.В., Олексик В.С., Пустовит К.В.

Город: Благовещенск

Учреждение: ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России

Актуальность

Симуляционное обучение медицинских работников стремительно превращается в ведущую обучающую и оценочную методику, которая реализуется в симуляционных центрах. Студенты прочно связаны с самого первого года своего профессионального становления, но проблемы в связи с переходом общения «человек-человек» к «человек-робот», невозможно избежать. Проведения анализа путем самооценки студентов по окончанию цикла дает нам возможность увидеть положительные и отрицательные моменты симуляционных технология в рамках клинических циклов.

Материалы и методы

Исследование проводилось на базе Симуляционно-аттестационного центра ГБОУ ВПО Амурская ГМА (Академия) 2016-2017 учебный год, с помощью дистанционных технологий. В исследовании приняло участие 111 человека (студенты 4 курса). Всем студентам, после окончания цикла «Неотложные состояния в терапии», который включает в себя занятия с применением симуляционных технологий, было предложено добровольно пройти анонимный опрос, созданный в Google форме. В анкету были включены 12 вопросов, касающихся качества знаний до и после прохождения цикла, отношения к дистанционному обучению (ДО) и симуляционным занятиям, какой компонент занятия лучше помогает усвоить материал, какое занятие понравилось больше. Статистическая обработка данных проводилась с помощью приложения IBM SPSS Statistics.

Результаты

Уровень теоретических знаний, до прохождения цикла 68,4% опрошенных, оценили, как плохой и удовлетворительный, а уровень практических знаний 66,6%. После прохождения цикла, свои теоретические знания на отлично и хорошо оценило 87,4%, а субъективный прирост в качестве практических знаний составил 53%. На вопрос отношения к симуляционному обучению, более 95% оценило максимальной высокой оценкой. В свою очередь, одобрение ДО получило у 68,3% обучающихся. На вопрос о наиболее «понравившемся» занятие, в рамках цикла, 82% респондента отметили занятия по сердечно-легочной реанимации и нарушению ритма сердца, именно данные занятия проводились в виде симуляционных тренингов. По мнению студентов, больше знаний позволяют получить симуляционные занятия (83,8%). Такие методики как ДО, самоподготовка и тестирование получила меньше отклика: 22,5%, 14,4% и 13,5% соответственно. Также 41% опрошенных отмечают, что лекционный материал помогает лучшему усвоению теоретических знаний. Конечно нельзя исключать квалификацию преподавателя как источника информации, но было отмечено, что это не являлось снижением интереса к симуляционной методике преподавания.
В целом, по результатам работы мы получили 110 положительных и всего 1 негативный отзыв, в адрес симуляционного обучения. Большинство опрошенных (91%) желает увеличения количества учебных часов отведённых, для занятий в симуляционных классах.

Выводы

После проведенной оценки результатов опроса, отмечен общий интерес к симуляционным технологиям обучения в рамках клинических циклов. Желание студентов пытаться реализовать свои теоретические знания на манекенах без опасения навредить, с мануальной памятью, сочетание с дистанционным обучением позволяет говорить о высокой эффективности данного направления. В дальнейшем нас будет интересовать процент «выживаемости» полученных знаний, что тоже будет являться критерием эффективности процесса обучения.

Тема: Анестезиология-реаниматология, неотложная помощь
Владимир Олексик

Интеграция международных протоколов оценки ургентных пациентов через внедрение ультразвуковой визуализации в практике врачей, оказывающих экстренную медицинскую помощь

Автор(ы): Логвинов Ю.И., Родионов Е.П., Филявин Р.Э., Лыхин В.Н.

Город: Москва

Учреждение: Медицинский симуляционный центр Боткинской больницы

Актуальность

Экстренная медицинская помощь одно из стремительно развивающихся направлений в медицине критических состояний. Применение новых технологий диагностики тяжести пациентов позволяет повысить качество и безопасность экстренной помощи за счет внедрения международных стандартов оценки. Advanced Trauma Life Support (ATLS) – тренировочный курс, который оценивает тяжесть пациентов при воздействии различных повреждающих факторов. В обязательное начальное обследование ургентных пациентов, в рамках программы ATLS, включен Focused assessment with sonography for trauma (FAST) протокол, выполняемый любым специалистом, прошедшим обучение данной методике. FAST протокол включает в себя оценку наличия жидкости в брюшной, плевральной, перикардиальной полостях, а также дифференциальный диагноз при пневмотораксе. Экстренная диагностика жизнеугрожающих состояний, в том числе обратимых причин (напряженный пневмоторакс, тампонада сердца, тромбоэмболия легочной артерии, гиповолемия), позволяет повысить выживаемость пациентов, а также помочь врачам в сортировке пациентов по тяжести состояния на месте катастрофы.

Материалы и методы

С августа 2017 года в Медицинском симуляционном центре Боткинской больницы запущена дополнительная профессиональная программа повышения квалификации: «Протокол ультразвукового исследования FAST в ургентной практике врача». Программа разработана специалистами симуляционного центра совместно с врачами ГКБ им. С.П.Боткина. В рамках программы за 18 часов обучения курсанты получают теоретическую информацию по точкам приложения протокола FAST, а также используя симуляционное оборудование высокой реалистичности, отрабатывают практические навыки с применением прецизионного ультразвукового оборудования. За время обучения курсанты проходят несколько этапов оценки теоретических знаний и практических навыков. В качестве методов оценки используется система письменного и визуального тестирования.

Результаты

За время проведения программы обучено 32 врача различных специальностей. Большую часть курсантов представляют врачи анестезиологи-реаниматологи и врачи скорой и неотложной медицинской помощи. Оценка результатов обучения с помощью системы письменного и визуального тестирования позволяет объективно определить объем усвоенного материала и сделать акцент на пробелах, возникших во время обучения. Высокая заинтересованность врачей, оказывающих экстренную медицинскую помощь, подтверждает актуальность программы. При онлайн-анкетировании курсантов через 14 дней 40% опрашиваемых описывают использование элементов FAST в рутинной практике.

Выводы

Интеграция ультразвуковых технологий в неотложной медицине позволяет поднять безопасность и скорость оказания медицинской помощи на новый уровень. Актуальность темы интеграции ультразвука в рутинную практику и использования ургентных протоколов оценки состояния пациентов подтверждается интересом врачей и погружением в обучение во время проведения курса. Использование элементов FAST протокола в ежедневной практике врачей позволяет повысить качество оказываемой помощи, а также удовлетворенность самих врачей, что, возможно, снизит синдром эмоционального выгорания.

Тема: Анестезиология-реаниматология, неотложная помощь
Анна Карпова

МОДУЛЬНОЕ СИМУЛЯЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ВРАЧЕЙ-ИНТЕРНОВ, ОРДИНАТОРОВ

Автор(ы): Перепелица С.А.

Город: Калининград

Учреждение: Балтийский федеральный университет имени И. Канта, Калининград, Россия

Результаты

Приоритетная задача постдипломного высшего медицинского образования - подготовка врачей высокой квалификации, обладающих необходимыми профессиональными компетенциями. Наиболее сложной задачей является обучение врачей всех специальностей методам оказания неотложной помощи. Как показал опыт работы, именно этот раздел медицины является проблемным. Необходима разработка и внедрение целостного подхода к освоению практических навыков в области неотложной медицины. Этот подход является уникальным, так как все составляющие морфогенеза, диагностики и лечения неотложных состояний до настоящего времени изучаются в различные периоды обучения в медицинских высших школах, и не дают обучающимся целостного представления о развитии критических состояний в клинике внутренних болезней.
Одним из перспективных направлений является интегрированное модульное симуляционное обучение. Обучающий симуляционный курс «Базовая и расширенная сердечно-легочная реанимация» является обязательным для врачей-интернов и ординаторов всех специальностей. Обучение проходит в симуляционном центре медицинского института, который позволяет консолидировать материально-техническую базу и педагогический опыт преподавателей с целью совершенствования освоения практических умений и владений обучающимися. Залог успешного обучения в симуляционном центре – наличие глубоких теоретических знаний по предполагаемой теме симуляции. С этой целью разработана и внедрена программа интегрированного модульного обучения, которая включает два модуля:
1. Дистанционное заочное обучение, которое состоит из двух частей. В первой части задания врачам предлагается самостоятельно систематизировать свои знания в области фундаментальных дисциплин (клиническая анатомия, физиология и т.д.) с целью глубокого понимания этиологических и патогенетических процессов, возникающих при критических состояниях у пациентов. Во второй части предлагается теоретически изучить новый материал, посвященный оказанию неотложной помощи при критических состояниях. Как правило, это рассылка методических рекомендаций Европейского совета по реанимации, клинических протоколов. Задача этого этапа – получение претендентами на симуляционное обучение, глубоких теоретических знаний по изучаемой теме.
2. Занятия в симуляционном центре, которые проходят в несколько этапов. На первом этапе проводится вводное занятие, на котором обучающиеся знакомятся с симуляционным центром, особенностями его работы, наличием симуляторов и манекенов. При этом учитываются психологические особенности претендентов на симуляционное обучение. На втором этапе происходит обучение на простых симуляторах, для освоения технических навыков проведения базовой сердечно-легочной реанимации и автоматической наружной дефибрилляции. На следующем этапе задача усложняется, и происходит переход к сложной симуляции, например, приобретение практических навыков оказания неотложной помощи при коллапсе, шоке и т.д.. При этом используются высокотехнологичные роботы, позволяющие провести реалистичную симуляцию клинических сценариев с комплексной оценкой различных показателей пациента. Важным является оценка эффективности лечения, т.е. реакции робота на проводимое лечение. В случае правильного алгоритма действий врача «пациент» выздоравливает. Симуляция распространена не только на терапию, но и акушерство. Наличие высокореалистичного манекена для проведения родов позволяет освоить врачам клинические протоколы ведения пациенток, использовать самые сложные, в том числе и достаточно редкие, клинические акушерские сценарии. Симуляционное обучение ставит перед собой еще одну задачу: командный тренинг врачей различных специальностей, например, анестезиолога - реаниматолога и акушера – гинеколога.
Успешность обучения зависит от наличия обеих составляющих – теории и практики. При отсутствии теоретических знаний алгоритмов оказания помощи, занятия в симуляционном центре имеют низкую результативность. Время, отведенное на симуляцию, используется не рационально, преподаватель отвлекается на объяснение теории и повторении алгоритма.
Педагогический опыт должен быть направлен на совершенствование практических умений и владений в области неотложной медицины. Интегрированное модульное симуляционное обучение является видом осмысленной интенсивной практики для врачей - интернов и ординаторов всех специальностей. Позволяет не только освоить технические навыки, запомнить алгоритм или клинические протоколы по нозологическим формам, но и продолжить формировать клиническое мышление у обучающихся. Обучение на курсе призвано повысить уровень профессионального мастерства и практических навыков на учебном этапе, обеспечивая им эффективный переход к выполнению своих профессиональных задач.

Тема: Анестезиология-реаниматология, неотложная помощь
Светлана Перепелица