БЭСТА В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ СТАРШИХ КУРСОВ, КЛИНИЧЕСКИХ ОРДИНАТОРОВ И ВРАЧЕЙ

Автор(ы): Журавель В.В., Эдгаев Д.А., Петров С.Н., Красивичева О.В., Каипбергенова А.А., Горина Ю.Н., Ким Е.В., Журавель Н.С., Одинокова С.Н., Газимиева Б.М.

Город: Москва

Учреждение: ФГАОУ ВО Первый МГМУ им.И.М. Сеченова УВК «Mentor Medicus»

Актуальность

Необходимость качественной подготовки будущих специалистов, желающих специализироваться в областях медицины, с применением эндохирургических методик лечения, можно реализовать с помощью внедрения в программу обучения студентов старших курсов базового эндохирургического симуляционного тренинга с последующей аттестацией. Такой курс разработанный группой авторов (Горшков М.Д., Совцов С.А., Матвеев Н.Л.) является достаточно простым и информативным методом обучения, который не требует много времени и высокой предварительной подготовки. Данная методика в свете предстоящей аккредитации позволяет внедрять единые стандарты. В связи, с чем на базе Учебной виртуальной клиники «Mentor Medicus» открыт не только специальный тренинг для действующих специалистов, но и тьюторский курс для студентов и ординаторов.
Целью проводимой исследовательской работы является определение условий для функционирования данного курса и создания системы оценки результатов подготовки по базовому эндохирургическому симуляционному тренингу (БЭСТА).

Материалы и методы

Учебно-виртуальный комплекс «Mentor Medicus» имеет в наличии 6 полноценно функционирующих лапароскопических симуляционных комплексов, весь набор необходимых инструментов и материалов, таких как лапароскопический видео тренажёр СМИТ (система мини-инвазивного тренинга), подставки с 12 штырьками, 6 силиконовыми призмами; стандартные диссекторы Миреленд, 5мм; блоки с ячейками и нумерацией; лапроскопы 10 мм, 30°; двойные нетканые салфетки с двумя нанесенными окружностями, пластиковые мега-клипсы для фиксации салфетки, ножницы Метценбаум, 5мм; красные канцелярские резинки; клип-апликаторы, под клипсы ML, 10 мм; клипсы ML, 10 мм; красные канцелярские ленты шириной 3мм; иглодержатели, шовный материал; подставки для крепления имитации ткани; дренажи Пенроуза; толкатели экстракорпоральных узлов; поролоновые формы с тремя отростками; захватывающие окончатые зажимы типа "Граспер" с кремальерой, 5мм. Контрольной группе студентов в количестве 30 чел было предложено под контролем одного тьютора, ответственного за организацию тренинга посещать симуляционную операционную, столько часов, сколько они сами посчитают необходимым. Предварительно тьюторы, проводившие исследование, по обучению базовым эндохирургическим навыкам, прошли подготовку по данному курсу. По условиям эксперимента каждый участник должен был один раз в течении календарной недели позволить провести измерения целевых показателей БЭСТы с отметкой количества часов, проведенных им за выполнением заданий.

Результаты

На данный момент новый виток эксперимента длится 28 недель. За это время экспериментальная группа посещала предложенные им занятия, и состав не изменился. Была выявлена потребность в дополнении курса подборкой теоретического материала, предназначенного для самоизучения. За период с 15-ого февраля 2017 г. по 15-ое августа 2017 г. тьюторами было проведено 60 занятий, на которых прошли подготовку 23 студента 5-6 курсов и 7 клинических ординаторов. Обучающиеся были разбиты на 6 групп по 5 человек. В ходе исследования было выяснено, что оптимальная продолжительность занятия должна составлять 4 часа (±0,5). Для достижения целевых показателей, выраженных в баллах, характеризующихся точностью выполнения всех заданий за ограниченный период времени, в среднем на одного студента понадобилось провести в среднем 10 встреч (коэфф.вариации 16%).

Обсуждение

Обучение базовым эндохирургическим навыкам по программе БЭСТА может отличным дополнением к теоретическим знаниям по хирургии, получаемым в процессе обучения в медицинском вузе на старших курсах, что в последующем поможет более точно определиться в выбранном направлении послевузовского обучения. Все студенты и клинические ординаторы, прошедшие тренинги в ходе данного исследования достигли запланированных результатов обучающей программы и очень положительно отозвались о целесообразности полученного опыта. Хочется отметить, что студенты, которые проходили оценку по этой системе в процессе её разработки, в настоящий момент закончили вуз и успешно работают в операционной, будучи клиническими ординаторами.

Выводы

Данные эксперимента подтвердили возможность для использования базового эндохирургического симуляционного тренинга (БЭСТА) в обучении студентов старших курсов и клинических ординаторов. Были определены целевые показатели, выраженные в проходных баллах по каждому упражнению. Симуляционное оборудование позволяет отработать базовые эндохирургические навыки на условных клинических моделях, помогает соединить базовую теоретическую подготовку с практикой, выработать правильную моторику. Необходимо отметить, что основным преимуществом БЭСТы является свободно заменяемый расходный материал, требующий минимального финансирования.

Тема: Хирургия, лапароскопия
Любовь Шубина

Организация практической подготовки по хирургии области головы-шеи в условиях симуляционного центра

Автор(ы): Закондырин Д .Е.

Город: Москва

Учреждение: Московский государственный медико-стоматологический университет им. А .И. Евдокимова

Актуальность

В условиях современного хирургического стационара одним из актуальных направлений работы является междисциплинарное взаимодействие. Хирургия области головы-шеи требует объединения усилий таких смежных специалистов как нейрохирурги, челюстно-лицевые хирурги и отоларингологи. Проведение симуляционных тренингов с участием представителей различных хирургических специальностей представляет сложную и организационно весьма интересную задачу.

Материалы и методы

В период с ноября 2015 по июнь 2017 гг в Центре симуляционного образования МГМСУ им. А. И. Евдокимова проводились симуляционные курсы по различным направлениям хирургии области головы-шеи с участием представителей 3 специальностей: нейрохирургии, челюстно-лицевой хирургии и отоларингологии. Отрабатывались навыки выполнения кранио-базальных и трансназального эндоскопического доступа к основанию передней черепной ямки, остеосинтеза костей лицевого черепа, костной пластики челюстей и дентальной имплантации. В качестве моделей использовались как биологические (фиксированные формалином препараты головы человека, нативные препараты челюстей крупных животных), так и физические (пластиковые модели черепа). Использовалось стандартное высокотехнологичное хирургическое оборудование, используемое при выполнении подобных вмешательств в "живой" хирургии: операционный микроскоп, моторные системы, эндоскопическая стойка.

Результаты

За указанный период обучение прошли 80 врачей. Состав обучающихся был следующим: нейрохирурги - 52 (65%), челюстно-лицевые хирурги - 22 (27%), отоларингологи - 6 (8%). Общее число отработанных навыков составило 13. В курсе посвященном краниобазальным доступам 100% (22) участников были представлены нейрохирургами, трансназальному эндоскопическому доступу - в 76% (19) нейрохирургами и в 24%(6) отолариногологами, остеосинтезу костей лицевого черепа - в 100% (12) нейрохирургами, костной пластике и дентальной имплантации - в 100% (22) челюстно-лицевыми хирургами.

Обсуждение

Полученный опыт показывает наибольшую активность в освоении смежных дисцисплин со стороны представителей нейрохирургической специальности, что вероятно, обусловлено наиболее частым обращением пациентов с патологией лицевого скелета и основания черепа в нейрохирургические отделения. Отоларингологи, и особенно челюстно-лицевые хирурги, более ориентированы на усовершенствование практических навыков в рамках своей специальности, что, вероятно, связано со специфичностью выполняемых ими вмешательств и значительным их отличием от общехирургических подходов.

Выводы

Перспективным явлется формирование программ симуляционного обучения по проблемам хирургии области головы-шеи таким образом, чтобы участие в курсах было одинаково интересно как нейрохирургам, так и представителям смежных дисциплин. Совместная работа специалистов, обладающих специфическими хирургическими навыками, должно стимулировать их к междисциплинарному взаимодействию и расширению спектра выполняемых вмешательств, а также формированию нового взгляда на патологию области головы-шеи.

Тема: Хирургия, лапароскопия
Дмитрий Закондырин

Этапы отработки мануальных навыков при обучении ординаторов хирургических специальностей в условиях симуляционного центра.

Автор(ы): Репин И.Г., Мизин С.П., Шипова А.А., Муршудли Р.Ч., Абросов А.Е.

Город: Москва

Учреждение: ФГБУ ДПО "Центральная государственная медицинская академия" Управления делами Президента РФ

Актуальность

Анализируя имеющийся на нашей кафедре 50-летний опыт обучения хирургов в ординатуре необходимо отметить, что уровень владения мануальными хирургическими навыками у выпускников медицинских вузов в последние годы крайне низкий. Многие молодые врачи не владеют даже элементарными хирургическими приемами. При этом, в ряде случаев, они стремятся немедленно освоить эндоскопические методики оперирования.
В данной ситуации считаем, что в процессе обучения необходимо четко придерживаться разработанного алгоритма обучения и соблюдать этапность отработки мануальных навыков.

Материалы и методы

На базе аттестационно-симуляционного центра академии прошли обучение ординаторы, обучающиеся по специальностям "хирургия" и "урология". Кроме того, навыки выполнения основных хирургических манипуляций отрабатывали ординаторы-стоматологи.
Первичные мануальные навыки отрабатывались с использованием панели BOSS (Basic Open Surgical Skills) c использованием стандартного набора инструментов и шовного материала. До уровня уверенного выполнения доводилось выполнение таких манипуляций как разрез кожи, формирование различных хирургических узлов, наложение основных хирургических швов. Непосредственно в процессе занятий демонстрировался учебный видеофильм, отдельные фрагменты которого при необходимости повторялись многократно. После сдачи промежуточного зачета ординаторы переходили к отработке основных навыков эндоскопической хирургии. Обучение было разделено на несколько этапов. На первом этапе основные навыки отрабатывались на виртуальных симуляторах LapSim, SimSurgery и LapVR. Многократно, до уровня уверенного выполнения упражнения, отрабатывались навыки навигации камеры, диссекции и рассечения тканей, клипирования сосудов и протоков. Для каждого ординатора количество выполненных упражнений, наличие ошибок, время выполнения фиксировалось и сохранялось в памяти симуляторов. На следующем этапе отрабатывали выполнение лапароскопической холецистэктомиии и аппендэктомии. Затем основные навыки отрабатывались на "коробочном" тренажере 3D-Med с использованием моделей тканей и реальных эндоскопических инструментов. Данные этапы ординаторы проходили а начале обучения, до начала работы в клинике. В начале второго года обучения продолжался интенсивный симуляционный курс, который включал в себя отработку навыков наложения экстракорпорального и интракорпорального шва, наложение анастомозов. Данные манипуляции последовательно отрабатывались на виртуальных симуляторах и коробочном тренажере. Затем, параллельно с отработкой мануальных навыков, начиналась отработка командного взаимодействия. Формировались операционные бригады. Сначала на тренажере с использованием учебной стойки Gimmi отрабатывали выполнение холецистэктомии. Затем операция выполнялась в условиях, максимально приближенных к реальности, в виртуальной операционной с использованием многофункциональной стойки Karl Storz. Ординаторы-урологи выполняли на симуляторе SimSurgery эндоскопическую нефрэктомию и другие урологические манипуляции.

Результаты

После прохождения интенсивного симуляционного курса ординаторы направлялись для работы в клинику. Результаты проведенного обучения были отмечены как преподавателями кафедры, так и врачами отделений стационаров, являющихся клиническими базами академии. Ординаторы первого года обучения после прохождения курса симуляционной подготовки достаточно уверенно выполняли базовые хирургические манипуляции, практически с первых дней работы в клинике их можно было включать в состав операционной бригады в качестве ассистентов. Достаточно уверенно ординаторы выполняли функции ассистента в ходе наиболее распространенных лапароскопических операций (холецистэктомия, аппендэктомия). При этом ранее только обучение пользованию камерой требовало достаточно большого времени и приводило к тому, что хирурги достаточно неохотно привлекали ординаторов к ассистированию.

Обсуждение

Мы считаем, что обучение ординаторов хирургических специальностей в условиях симуляционного центра должно проходить в несколько этапов. При этом на первых этапах должны осваиваться только базовые навыки. В клинике никто не позволит ординатору в начале обучения накладывать интракорпоральный шов или выполнять достаточно сложные этапы оперативного вмешательства. Поэтому на первом этапе обучения ординаторам не стоит тратить время на отработку сложных операций, а приложить все силы к уверенному освоению основных мануальных навыков в открытой и эндоскопической хирургии.
В ситуации, когда симуляционный центр расположен на отдельной базе (не в клинике) проведение первого интенсивного симуляционного курса следует проводить до начала обучения в клинике. Интенсивность работы в настоящее время такова, что проведение занятий после основной работы практически невозможно.

Выводы

1. Проведение первичного курса симуляционного обучения позволяет ординаторам хирургических специальностей отработать базовые мануальные навыки и значительно уменьшает время адаптации молодого врача в клинике.
2. Для получения качественных результатов первый симуляцинный курс следует проводить до начала обучения ординаторов в клинике.
3. Не следует включать в начальный симуляционный курс отработку сложных оперативных вмешательств, уделяя максимальное время отработке именно базовых навыков.

Тема: Хирургия, лапароскопия
Илья Репин

СИМУЛЯЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ХИРУРГИЧЕСКОЙ АРИТМОЛОГИИ

Автор(ы): НемироваС.В., Никольский А.В., Захаров В.С., Горох О.В., Потемина Т.Е., Медведев А.П., Биткина О.А.

Город: Нижний Новгород

Учреждение: Нижегородская государственная медицинская академия

Актуальность

Одним из неотъемлемых компонентов современной эффективной подготовки сердечно-сосудистого хирурга в ординатуре является симуляционное обучение, дающее возможность контроля базовых, теоретических знаний, в том числе – анатомии и тактики оперативного вмешательства, разбора ошибок и коррекции действий обучающегося на любом этапе формирования компетенций. Адекватный симулятор должен полностью анатомически соответствовать реальным органам и тканям, передавать идентичные реальным тактильные и визуальные ощущения, возникающие при выполнении той или иной манипуляции. При этом, в идеале, симулятор позволяет осуществить этапное обучение выполнения сложных многоступенчатых вмешательств и обладать наглядностью в оценке правильности действий обучающегося.
Наиболее сложными для освоения являются методики эндоваскулярных вмешательств. В настоящее время одним из самых распространенных видов сердечно-сосудистой патологии являются аритмии, которые оказываются причиной внезапной смерти 200 тысяч жителей в России ежегодно. Операции по поводу аритмий осуществляются под рентгенологическим контролем и требуют определенных навыков и умений хирурга для быстрой доставки электрода в необходимую камеру сердца, его правильного позиционирования и фиксации, что, в свою очередь, обуславливает необходимость создания симуляторов, соответствующих всем указанным выше требованиям.

Материалы и методы

Разработана модель сердца, которая повторяет анатомические структуры сердца взрослого человека, ее клапаны по подвижности и эластичности имитируют нативные, межпредсердная перегородка в области овальной ямки перфорируется при приложении усилия, адекватного реальному, материал, используемый для изготовления эндокарда, позволяет как фиксировать электрод между папиллярными мышцами, так и имплантировать его в миокард трансэндокардиально. При этом миокард выполнен из плотного материала, что позволяет сохранять форму сердца и облегчает применение его в качестве учебной модели. В стенке сердца имеются съемные смотровые окна, позволяющие визуально оценить положение электродов на начальных этапах обучения. Съемные клапаны сердца и овальная ямка, изготовленные из разных материалов, позволяют обеспечить временные дополнительные ориентиры для облегчения оценки положения электрода на экране и доработать навык в условиях, максимально приближенных к реальным.
Разработанная программа симуляционного обучения тестировалась с участием 17 студентов, ординаторов и сердечно-сосудистых хирургов, контроль освоения навыка проводился в ходе тестирования и работы с графическими изображениями, а также оценки правильности позиционирования электродов и времени, затраченного на операцию, что косвенно отражает возможную дозу рентгеновского облучения врача и пациента.

Результаты

При анализе тестов, графических изображений сердца в прямой проекции в динамике выяснилось, что разработанная 3D модель сердца эффективна как наглядное пособие для лучшего понимания пространственного расположения его анатомических структур.Прирост правильных ответов при тестировании после работы с моделью составил 25,9%, оценки графических изображений для правильного перечисления структур – 19,18% и, что в хирургии критически важно,правильного позиционирования структур – 8,29%.
Модель хорошо показала себя в качестве симулятора для отработки мануальных навыков проведения, позиционирования и фиксации электродов, позволяя многократно выполнять имплантацию. Даже двукратное выполнение процедуры имплантации электродов под прямым визуальным контролем сокращает время «операции»в среднем на 2,4151 минут для фиксации электрода в ушке правого предсердия с монтажом системы ЭКС и 5,294 минут для фиксации электрода в верхушке правого желудочка с монтажом системы ЭКС. При работе с ангиографом под Rg-контролем время сокращается в среднем с 8,5 до 5,5 минут для предсердной имплантации электрода и с 11,33 до 8,667 минут для желудочковых электродов.

Обсуждение

В ординатуре и на циклах повышения квалификации врачей, по мнению Гостимского А.В. и соавт. (2014), реализуется IV уровень фантомно-симуляционного обучения. Однако, зачастую, существующие симуляционные модели анатомически далеки от реальности и не дают достаточной достоверности визуальных и тактильных ощущений.
Все это способствовало появлению идеи создания новых, более адекватных симуляционных моделей, необходимых для укрепления мануальных навыков, усвоения операционной тактики и минимизации ошибок при реальных вмешательствах.
В настоящее время на кафедре в ходе реализации проекта ординаторы, имея личную заинтересованность в работе с более удобной и достоверной моделью, получили хорошую мотивацию для углубленного изучения вариантной анатомии, как в норме, так и при ряде патологических состояний, хода оперативных вмешательств. При этом участвующая в апробации модели группа гораздо быстрее усваивала материал и показывала достоверно более высокие контрольные результаты.
Функцией педагога на этом этапе работы был контроль и помощь в исправлении неточностей выполнения операции, особенно проведения электрода через атриовентрикулярные отверстия, пункции области овальной ямки и позиционирования электрода с активной и пассивной фиксацией.
При этом необходим активный обмен мнениями всех участников процесса. Обучающиеся наиболее четко отмечают прогресс профессиональных навыков, появление собственных новаторских идей, развитие творческого потенциала личности, совершенствование навыков планирования.Данный проект внедрен в учебных процесс кафедры госпитальной хирургии им. Б.А. Королева Нижегородской государственной медицинской академии и занял первое место в номинации «Медицина и здравоохранение» конкурса молодежных инновационных команд «Россия. Ответственность. Стратегия. Технология».

Выводы

Проведенное исследование показало целесообразность использования разработанной 3D модели сердца в качестве наглядно-демонстрационного учебного пособия, а также как многоразового симулятора для приобретения новых и закрепления уже имеющихся мануальных навыков в подготовке сердечно-сосудистых хирургов.

Тема: Хирургия, лапароскопия
Светлана Немирова

ЭНДОХИРУРГИЧЕСКИЙ СИМУЛЯЦИОННЫЙ ТРЕНИНГ ДЛЯ ВРАЧЕЙ-ОРДИНАТОРОВ-ХИРУРГОВ «ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ» В ПРАКТИКЕ АБДОМИНАЛЬНОГО ХИРУРГА»

Автор(ы): Литвин А.А., Коренев С.В., Князева Е.Г.

Город: Калининград

Учреждение: ФГАОУ ВО «Балтийский федеральный университет им. И. Канта»

Актуальность

В настоящее время эндохирургический симуляционный тренинг врачей-ординаторов-хирургов является обязательным для успешной профессиональной подготовки по хирургии. Стандартные манипуляции (клипирование, лигирование и др.) и операции (диагностическое вмешательство, видеоэндоскопическая аппендэктомия, холецистэктомия и др.) хорошо представлены на современных видеоэндоскопических симуляционных комплексах. Однако в практике хирурга относительно часто встречаются «трудные случаи» - те же заболевания, но с выраженными интраоперационными анатомическими нарушениями, воспалительной инфильтрацией тканей и т.д. В отдельной отработке практических навыков нуждаются ситуации с интраоперационными осложнениями (кровотечение, перфорация желчного пузыря, полого органа и др.). Поэтому важным становится использование для обучения ординаторов-хирургов симуляционного тренинга с включением максимально широкого перечня «трудных случаев» лапароскопической хирургии.
Целью работы явилась разработка, внедрение и изучение результатов использования эндохирургического симуляционного тренинга для врачей-ординаторов-хирургов «Трудные случаи» в практике абдоминального хирурга».

Материалы и методы

Интернов и ординаторов по хирургии (7 человек), а также начинающих хирургов (кружковцев СНО по хирургии) (20 человек), не имеющих опыта выполнения лапароскопических вмешательств, произвольно разделили на две группы - основную и контрольную. Контрольная группа проходила симуляционное обучение по стандартной методике – отработка базовых навыков на виртуальном симуляторе лапароскопических операций LapSim. Основная группа проходила обучение с использованием аналогичногго оборудования, но с применением помимо отработки базовых навыков также эндохирургического симуляционного тренинга для врачей-ординаторов-хирургов «Трудные случаи» в практике абдоминального хирурга». Данный курс включил в себя отработку практических навыков на виртуальном симуляторе лапароскопических операций - тренажере LapSim в случае интраоперационных осложнений с возникновением интенсивного внутрибрюшного кровотечения, перфорации полого органа с истечением его содержимого в брюшную полость.
При внутрибрюшном кровотечении необходимо было быстро визуализировать место кровотечения, остановить кровотечение либо коагуляцией, либо клипированием/ лигированием кровоточащего сосуда. При повреждении желчного пузыря, пузырного протока, 12 ПК также необходимо было быстро визуализировать место повреждения, остановить истечение доступными методами.
Затем хирурги обеих групп были протестированы на виртуальном симуляторе лапароскопических операций - тренажере LapSim при выполнении стандартных операций с вероятным возникновением интраоперационных осложнений. Оценка экспертами производилась на предмет количества допущенных неточностей и ошибок как в операции в целом, так и на отдельных ее этапах, а также времени, затраченного на устранение интраоперационных осложнений.

Результаты

Наблюдалось достоверное различие между количеством неточностей и ошибок, допущенных хирургами основной и контрольной групп, при выполнении лапароскопической аппендэктомии и лапароскопической холецистэктомии на виртуальном симуляторе лапароскопических операций LapSim, а также эффективностью устранения интраоперационных осложнений в случае их возникновения. Также достоверно снизилось время остановки кровотечения при симулировании его интраоперационного возникновения, а также длительность санации брюшной полости при истечении содержимого поврежденного желчного пузыря или полого органа.

Выводы

Результаты исследования демонстрируют, что использование эндохирургического симуляционного тренинга для врачей-ординаторов-хирургов «Трудные случаи» в практике абдоминального хирурга» улучшает качество выполнения стандартных операций с меньшим числом интраоперационных осложнений, лучшей коррекцией кровотечения и желчеистечения в «трудных» симулированных случаях.

Тема: Хирургия, лапароскопия
Андрей Литвин

Предложения РОХ, РОЭХ и РОСОМЕД по симуляционному этапу первичной специализированной аккредитации по хирургии

Автор(ы): Кубышкин В.А. (1), Горшков М.Д. (2); Совцов С.А. (3), Матвеев Н.Л. (4), Климаков А.В. (5)

Город: Москва

Учреждение: 1) МГУ им. М.В.Ломоносова, Москва; 2) Сеченовский Университет, Москва; 3) Южно-Уральский ГМУ, Челябинск; 4) МГМСУ им. А.И. Евдокимова, Москва; 5) МСЦ Боткинской больницы, Москва

Актуальность

В соответствии со статьей 69 главы 9 ФЗ-323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 Минздравом России разработано Положение об аккредитации специалистов, утвержденное Приказом №334н от 02.06.2016. В соответствии с п.4 Приказа «в отношении лиц, завершивших освоение программ подготовки кадров высшей квалификации... проводится первичная специализированная аккредитация», которая согласно п.33, помимо оценки уровня теоретической подготовки, включает в себя «оценку практических навыков (умений) в симулированных условиях», что обусловило необходимость разработки методик и станций для оценки практического мастерства выпускников ординатуры.

Материалы и методы

04.04.2017 года по инициативе РОСОМЕД в рамках Образовательного форума Первого Национального хирургического конгресса на круглом столе «Симуляционный этап первичной специализированной аккредитации по специальности «Хирургия» было принято решение создать Рабочую группу для разработки симуляционных станций аккредитации выпускников ординатуры по хирургии. Рабочая группа была сформирована из числа экспертов обществ и в июне приступила к работе. Обсуждение велось с помощью современных коммуникационных технологий (интернет, электронная почта, скайп, whatsup). Промежуточные и итоговые документы загружались на удаленный диск с авторизованным доступом. Проводилось очное анкетирование и онлайн-опрос на сайте НМО Российского общества хирургов. Разработка симуляционных станций и клинических сценариев, используемых для тестирования, велась на основе проекта Профессионального стандарта врача-хирурга.

Результаты

Под руководством акад. РАН Кубышкин В.А сформирована Рабочая группа в составе 9 экспертов. Очное анкетирование по вопросам необходимости и первоочередности тестирования навыков состояло из 52 наименований, в нем приняло участие 22 хирурга, участника круглого стола РОХ. В онлайн-опросе на сайте НМО Российского общества хирургов по теме выбора варианта выполнения вмешательства (открытый или лапароскопический), который необходимо оценивать в ходе аккредитации, приняло участие 726 зарегистрированных пользователей сайта – преподавателей и практикующих хирургов.

После активного обсуждение Рабочей группой было принято решение рекомендовать следующие пять симуляционных станций:

1. Неотложная медицинская помощь при жизнеугрожающих состояниях
2. Острая хирургическая патология
3. Хроническая хирургическая патология
4. Базовые хирургические навыки (открытая хирургия)
5. Базовые эндохирургические навыки

На первой станции (неотложная помощь) могут быть проведены следующие сценарии:
• Клиническая смерть;
• Инфаркт миокарда в послеоперационном периоде;
• Анафилактический шок при в/в введении антибиотика;
• Ошибочное внутривенное введение местного анестетика;
• Суицидальная попытка;
• Аспирационная асфиксия.

На станции по острой патологии возможно тестирование действий в ситуациях (примеры):
• Ножевое ранение в шею с развитием острой дыхательной недостаточности;
• Артериальное кровотечение из нижней конечности;
• Кровотечение из варикозно-расширенных вен пищевода, гиповолемический шок;
• Профузное носовое кровотечение (эпистаксис);
• Острая задержка мочеиспускания у мужчины;
• Разрыв селезенки с пневмотораксом пр ДТП;
• Ножевое ранение грудной клетки с тампонадой сердца;
• Послеоперационная тромбэмболия легочной артерии;
• Послеоперационное кровотечение;
• Синдром острого живота при аппендиците.

В рамках оценки действий при хронической хирургической патологии предлагаются к рассмотрению следующие сценарии:
• Цирроз печени с асцитом; выполнение лапароцентеза;
• Пальпация живота, диагностика хронической хирургической патологии;
• Пальпация и диагностика объемных новообразований яичка;
• Пальпация и диагностика объемных новообразований молочной железы;
• Пальпация и диагностика объемных новообразований прямой кишки и предстательной железы.

Для оценки базовых хирургических навыков могут использоваться манипуляции:
• Наложение узлового кожного шва;
• Иссечение липомы;
• Вскрытие панариция;
• Наложение межкишечного анастомоза;
• Наложение шва сосуда.

Завершающая станция по базовым эндохирургическим навыкам может включать в себя упражнения программы БЭСТА (Базовый эндохирургический тренинг и аттестация), например:

• Точное иссечение круга;
• Клипирование и пересечение;
• Наложение эндоскопической петли;
• Экстракорпоральный шов;
• Интракорпоральный шов.

Либо, при использовании виртуальных симуляторов тренажеров, возможно тестирование выполнения отдельных этапов лапароскопических вмешательств, таких как:
• Диагностическая лапароскопия;
• Лапароскопическая холецистэктомия;
• Лапароскопическая аппендэктомия;
• Лапароскопическое ушивание прободной язвы;
• Лапароскопия при внематочной беременности.

Обсуждение

Подробное обсуждение изложенного выше перечня тестируемых навыков/умений/манипуляций невозможно в рамках данного тезиса, однако может быть проведено на круглом столе в ходе конференции.

Выводы

Рабочей группой разработаны предложения по проведению симуляционного этапа первичной специализированой аккредитации лиц, завершивших освоение программ подготовки кадров высшей квалификации по хирургии. Требуется дальнейшее обсуждение и пробное пилотирование аккредитации на рекомендуемых симуляционных станциях.

Тема: Хирургия, лапароскопия
Максим Горшков

Тестирование практических навыков с использованием симуляционных технологий для присвоения квалификационной категории по специальностям «Хирургия» и «Эндоскопия»

Автор(ы): Логвинов Ю. И., Войтова А.Ю.

Город: Москва

Учреждение: Медицинский симуляционный центр Боткинской больницы

Актуальность

Аттестация врача на присвоение квалификационной категории осуществляется добровольно (по желанию врача) и рассматривается как один из механизмов государственного контроля за качеством подготовки специалистов и уровнем оказания медицинской помощи населению. Предполагается, что система аттестации стимулирует рост квалификации специалистов, повышает персональную ответственность при выполнении своих функциональных обязанностей. В ходе аттестации оцениваются профессиональная квалификация, компетентность с учётом соответствия квалификационным характеристикам, а также способность врача выполнять служебные обязанности в соответствии с занимаемой должностью.

Материалы и методы

Процедура присвоения квалификационной категории по специальностям «Хирургия» и «Эндоскопия» для специалистов ЛПУ подведомственных Департаменту здравоохранения г. Москвы с 1 марта 2016 года включает тестирование практических навыков с использованием симуляционных технологий, которое реализуется в Медицинском симуляционном центре Боткинской больницы.
Для каждой специальности разработаны уникальные тестовые задания с ведущими специалистами Боткинской больницы под руководством главного врача ГБУЗ «ГКБ им. С.П. Боткина ДЗМ», доктора медицинских наук, профессора, член-корреспондента РАН, заслуженного врача РФ и города Москвы, главного хирурга Департамента здравоохранения города Москвы Шабунина Алексея Васильевича.
Оценка мануальных навыков врачей - хирургов выполняется на системах мини-инвазивного тренинга (СМИТ) – 5 заданий, которые включают в себя отработку бимануальных манипуляций, координации «глаз-рука» и 3-х мерной ориентации по 2-мерному изображению, отработку навыков прошивания и интракорпорального наложения узла, основные принципы безопасного клипирования, управления аппаратом для наложения клипс, навык работы с тканями, работ обеими руками, ориентирование лапароскопических инструментов, зрительно-моторную координацию, отработку навыка работы эндоножницами, ориентирование в пространстве и целенаправленных движений, пространственного восприятия, манипулирование лапароскопическими инструментами, зрительно-моторную координацию, навык работы обеими руками возможно выполнение заданий на симуляторе с обратной связью «LapMentor».
Оценка мануальных навыков врачей-эндоскопистов выполняется на эндоскопическом компьютерном симуляторе-тренажере «GI-Bronch-Mentor». 4 задания включают в себя эзофагогастродуоденоскопию, колоноскопию, бронхоскопию и ЭРХПГ.
Задание считается выполненным («Зачтено») при соблюдении всех требований уровня навыка и выполнение временных нормативов: врачам-хирургам составляет от 15 до 30 мин, врачам-эндоскопистам 30-45 минут. Тестирование считается успешно сданным при выполнении всех заданий и количестве баллов по специальности «Хирургия» от 20 до 25, «Эндоскопия» 12 и более.

Результаты

На сегодняшний день симуляционное тестирование на базе Учебного центра для медицинских работников – Медицинского симуляционного центра Боткинской больницы прошли более 250 специалистов ЛПУ подведомственных Департаменту здравоохранения города Москвы.

Выводы

Интеграция симуляционных программ и технологий в методологию оценки аттестуемого позволяет обеспечить высокий уровень контроля за практической подготовкой врачей и направлена на формирование практических навыков, отвечающим современному состоянию хирургии с учетом новых методов диагностики и лечения, обеспечения мультидисциплинарного подхода, использования в практике современных эндоскопических и видеолапароскопических методов диагностики и лечения

Тема: Хирургия, лапароскопия
Анна Карпова

Разработка кардиохирургических тренажеров и методов симуляционного обучения

Автор(ы): Абзалиев К.Б., Сагатов И.Е., Белтенова А.Г., Сайдалин Д.М., Нурымбетов А.Б., Тураманов А.А.

Город: Алматы, Казахстан

Учреждение: Казахский медицинский университет непрерывного образования

Актуальность

Появившиеся на рынке 3D-моделирование и печать, позволяют поднять на более высокий уровень образовательный процесс в кардиохирургии, основанный на формировании и совершенствовании практических навыков на 3D-симуляторах. Дороговизна имеющихся симуляторов с одной стороны и отсутствие кардиохирургических тренажеров-симуляторов в нашей стране с другой стороны по специальности «Кардиохирургия, в том числе детская» в медицинских ВУЗах продиктовало нам необходимость в проведении данной работы.
Целью работы явилась разработка кардиохирургических тренажеров и методов симуляционного обучения резидентов по специальности «Кардиохирургия, в том числе детская» для формирования и совершенствования практических навыков.

Результаты

В мае 2017 года нами разработан кардиохирургический тренажерный комплекс, который соответствует всем современным требованиям, предъявляемым к такого рода симуляторам. На один из них получена приоритетная справка на инновационный патент РК, а по остальным сделаны заявки. С целью обеспечения обратной связи и изучения эффективности разработанных нами кардиохирургических тренажеров-симуляторов мы использовали опросник Лайкерта, который состоит из 10 несложных вопросов. Испытуемый по этой шкале оценивает степень своего несогласия или согласия с каждым поставленным в анкете вопросом. Отношение респондента к исследуемому тренажеру основано на простых суждениях, которые не противоречат друг другу. Сумма этих оценок по каждого вопросу позволяет выявить мнение испытуемого в целом.
По предварительным оценкам, разработанные нами тренажеры-симуляторы можно в высокой степени использовать практически в любой клинике, где производятся хирургические вмешательства на сердце, также в медицинских университетах, где обучаются студенты, резиденты, магистранты и докторанты. В рамках компетентностного подхода этими тренажерами можно проверить практические навыки любого кардиохирурга. В международном масштабе наши разработанные тренажеры-симуляторы могут конкурировать по дешевизне, мобильности, прочности, удобству применения и высокой эффективности.

Выводы

Таким образом, концентрация симуляционных технологий, применяемых при открытых операциях на сердце, в одном цикле позволяет слушателю овладеть необходимым спектром знаний и навыков за короткое время, что имеет и очевидный экономический эффект. Кроме того, разработанные нами кардиохирургические тренажеры-симуляторы можно и необходимо использовать в процессе обучения в рамках первичной переподготовки или повышения квалификации в виде самостоятельного цикла компонента по выбору, состоящего, к примеру, из 54 учебных часов, из них 18 – предусмотренных на СРС, 36 часов - на лекции и практические занятия. Обучение на тренажерах позволит сформировать необходимые компетенции по оказанию высокоспециализированной квалифицированной медицинской помощи пациентам кардиохирургического профиля в условиях клинических баз кафедры кардиохирургии Казахского медицинского университета непрерывного образования.

Тема: Хирургия, лапароскопия
Инкар Сагатов