ПЕРВЫЙ ОПЫТ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА К СДАЧЕ ВТОРОГО ЭТАПА ПЕРВИЧНОЙ АККРЕДИТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ

Автор(ы): Крюкова А. Г., Викторов В.В., Титова Т.А.

Город: Уфа

Учреждение: ФГБОУ ВО «Башкирский государственный медицинский университет» Минздрава России Кафедра факультетской педиатрии с курсами педиатрии, неонатологии и симуляционным центром ИДПО

Актуальность

В предыдущем учебном году прошла подготовка выпускников педиатрического факультета к первичной аккредитации специалистов в соответствии с новым профессиональным стандартом «Врач педиатр участковый».
Цель и задачи обучения: формирование трудовых функций А/01.7 Обследование детей с целью установления диагноза» А/02.7 «Назначение лечения детям и контроль его эффективности и безопасности» и трудовых действий «оценка клинической картины болезней и состояний, требующих оказания экстренной помощи детям».

Материалы и методы

В учебном плане основной образовательной программы высшего образования по специальности «Педиатрия»31.05.02 был предусмотрен цикл симуляционного обучения для студентов 6 курса. Модуль рассчитан на 108 часов и включает лекции, практические занятия и самостоятельную работу студентов в симуляционном центре. По станции «экстренной медицинской помощи» обучение проходило с использованием компьютерных манекенов BabySim, PediaSim и решением клинических сценариев кетоацидоза, гипогликемии, бронхообструкции, лихорадки, на заключительном этапе- анафилактического шока. В качестве вспомогательного персонала по подготовке станций, сопровождению выпускников выступили интерны и ординаторы педиатрических кафедр.

Результаты

На начало учебного года четкие указания относительно подготовки студентов отсутствовали. Поэтому студенты готовились с учетом пяти станций, запланированных для второго этапа аккредитации. Неоднократные изменения сценариев и заданий оценочных листов самой сложной станции «экстренной медицинской помощи» обуславливали трудности обучения и восприятия информации студентами. Преподавателям и студентам необходимо было постоянно перестраиваться и изучать все новые версии заданий. В отличие от тренингов командной работы врачей, а также второго этапа государственной итоговой аттестации, где студент сдает экзамен у постели больного и имеет возможность живого общения с пациентом и его родителями, будущему выпускнику предстояло работать в изолированных условиях, в «одиночку» с «молчаливым» пациентом.
В этой связи при подготовке ко второму этапу аккредитации первостепенными задачами обучения были умения:
• установить коммуникативные связи с «пациентом» и «родителями»: здороваться, представиться, познакомиться с родителями пациента и пациентом, быть вежливым, получить информированное согласие
• соблюдения правил гигиены и безопасности, что включало гигиеническую обработку рук, одевание перчаток, маски и очков;
• работать на камеру;
• четко и громко озвучивать свои действия;
• правильно и четко вызвать на помощь бригаду скорой помощи.
Станция «Экстренной медицинской помощи» наиболее насыщенная по сценариям, оборудовании и оснащению. Поэтому важная роль была отведена закреплению профессиональных компетенций (ПК). ПК 5 готовностью к сбору и анализу жалоб пациента, данных его анамнеза, результатов осмотра, лабораторных, инструментальных … исследований, в целях распознавания состояния или установления факта наличия или отсутствия заболевания, ПК 11 готовностью к участию в оказании скорой медицинской помощи детям при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства и общепрофессиональной компетенции (ОПК-11) готовностью к применению медицинских изделий. Студенты учились накладывать кислородные маски, устанавливать воздуховод, пользоваться ротаметром, аспираторами, пульоксиметром, глюкометром, учебным дефибриллятором; подключить, настроить и интерпретировать показатели монитора.
Результаты сдачи второго этапа аккредитации по станции «Экстренной медицинской помощи» выпускниками педиатрического факультета были успешными.

Обсуждение

Анализ 115 заключительных оценочных листов показал:
Основная часть выпускников набрали необходимые 70 % ответов, но допускали различные ошибки, среди которых часто встречались следующие:
• Торопливо проговаривали заученные вопросы оценочных листов
• Действия не были координированы с озвучиванием
• Аускультация легких проводилась поверхностно
• Небрежные санация дыхательных путей, присоединение датчика пульоксиметра, наложения манжетки тонометра
• В условиях ограничения времени отмечено пренебрежение безопасностью: использованные аспираторы падали на пол, не все выпускники правильно утилизировали перчатки, не помещали их в специальный контейнер с мешком для отходов
• При вызове специалистов скорой медицинской помощи забывали озвучивать свои личные данные, не дожидались подтверждения принятия вызова
• Нарушалась последовательность повторного АВСDЕ-осмотра
К сожалению, 6,6 % выпускников не набрали 70 % правильных ответов.
Положительный момент ответов выпускников: хорошо были выполнены пункты по применению правильного набора лекарственных средств, выбору оптимального способы их введения, использовались верные дозировки и верное разведение лекарственных препаратов.
Из 32 вопросов, представленных в оценочном листе, по всем пунктам ответ «Да» составил у 20 % выпускников. Действия их были спокойные, четкие, координированные с озвучиванием, аккредитуемые продемонстрировали отличные знания, умения, приобретенные навыки и личные качества соблюдали все правила оказания личной безопасности и безопасности пациента.

Выводы

Актуальность и важность симуляционного обучения студентов для обеспечения быстрого вхождения в профессию подтверждают успешные результаты второго этапа первичной аккредитации, которые обусловлены большой работой преподавателей и вспомогательного персонала. Итоги первичной аккредитации выпускников педиатрического факультета необходимо учесть при подготовке студентов в текущем учебном году, обращая особое внимание на допущенные ошибки.

Тема: Педиатрия и неонатология
Алевтина Крюкова

ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ АККРЕДИТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ФГБОУ ВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДИАТРИЧЕСКОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ПЕДИАТРИЯ»

Автор(ы): А.В. Гостимский, О.В. Лисовский, М.Д. Прудникова, В.В. Погорельчук, А.Н.Завьялова, И.В. Карпатский

Город: Санкт-Петербург

Учреждение: Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет

Актуальность

Основной задачей современного образовательного стандарта является формирование у выпускников компетенций – способности применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении профессиональных задач. Составляющими компонентами компетенций являются теоретические знания и практические навыки, полученные выпускниками в ходе обучения в вузе.
Результатом внедрения ФГОС-3 в практику является возможность самостоятельной работы выпускников в качестве участковых педиатров, терапевтов, врачей-гигиенистов, врачей-стоматологов. В соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» с 1 января 2016 года право на осуществление медицинской и фармацевтической деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие медицинское, фармацевтическое или иное образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста, то есть прошедшие процедуру аккредитации специалиста.
Для реализации внедрения симуляционных методов обучения в СПбГПМУ в 2011 году создана кафедра общей медицинской практики и в последующем на ее базе – симуляционный центр.

Материалы и методы

Выпускники Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета 2017 года по специальности «педиатрия» впервые получили высшее медицинское образование в рамках реализации ФГОС третьего поколения. Это был первый опыт проведения аккредитации для вуза и страны в целом по указанной специальности.
Желание пройти аккредитацию в университете изъявили 362 человека. Процедура прохождения аккредитации подразумевала прохождение аккредитуемыми трех этапов. К каждому последующему этапу допускались специалисты успешно прошедшие предыдущий. Первый этап заключался в онлайн тестировании. Второй этап – этап оценки практических навыков (умений) в симулированных условиях. На третьем этапе аккредитуемые решали практические задачи.
В университете был составлен график прохождения аккредитации, согласован с аккредитационной комиссией и центром аккредитации Минздрава РФ.

Результаты

Первый этап аккркдитации прошли с первой попытки 336 (92,8%) выпускников. Оставшиеся 25 (6,9%) человек справились с заданием со 2 и 3 попыток и одна выпускница не прошла тестирование и, как следствие, не была допущена ко второму этапу.
Наиболее затратным по времени и материально-техническому оснащению был второй этап аккредитации. В ходе второго этапа специалисты продемонстрировали свои мануальные навыки, полученные в ходе обучения в университете. Методическим центром аккредитации специалистов были разработаны станции, на которых экзаменующиеся демонстрировали практические навыки в симулированных условиях.
Для выпускников определены 5станций: «сердечно-лѐгочная реанимация (базовая)», «экстренная медицинская помощь», «неотложная медицинская помощь», «физикальное обследование пациента» и «профилактический осмотр ребенка». Одновременно к выполнению задания допускались пять специалистов, которые по команде приступали к выполнению задания. По окончании выполнения задания, аккредитуемые менялись станциями по цепочке. Следует отметить неравномерность выполнения задач на различных станциях. Так, проведение базовой сердечно-легочной реанимации (СЛР) как правило занимало около 5 минут, а экстренная помощь при анафилактическом шоке у педиатров занимала все отведенное время - 8,5 минут. Члены аккредитационной комиссии наблюдали за всем происходящим в отдельном кабинете через систему видеонаблюдения и совместно с сотрудниками симуляционного центра заполняли онлайн форму чек-листов. Таким образом оценочные листы на бумажных носителях не использовались.
Со вторым этапом справились все выпускники (в 1 случае со второй попытки) и перешли к собеседованию, где на примере задач оценивалось клиническое мышление. Третий этап также прошли все аккредитуемые.

Обсуждение

К прохождению второго этапа студенты 6 курса готовились на протяжении последнего семестра. Однако алгоритмы прохождения станции методическим центром аккредитации специалистов неоднократно изменялись вплоть до середины июня по отдельным специальностям, что затрудняло подготовку. Вместе с тем экзаменующиеся продемонстрировали хорошее владение практическими навыками.

Выводы

Таким образом из 362 специалистов, допущенных к аккредитации, успешно прошли экзамен 361 (99,7%) выпускник педиатрического университета, продемонстрировав хорошие теоретические знания и владение практическими умениями, полученными в ходе обучения.

Тема: Педиатрия и неонатология
Олег Лисовский

РОЛЬ СИМУЛЯЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ B ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ СПЕЦИАЛИСТОВ ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

Автор(ы): Галактионова М.Ю., Маисеенко Д.А., Конуркина Н.С., Дударев В.А.

Город: Красноярск

Учреждение: ФГБОУ ВО "Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно- Ясенецкого" Минздрава России

Актуальность

Важную роль при подготовке специалистов педиатрического профиля играют практические занятия, которые направлены на формирование и развитие профессионально важных навыков, умений, знаний и способностей путём непосредственного применение полученных теоретических знаний во время обучения в вузе. Практические занятия играют важную роль при подготовке специалистов педиатрического профиля. Для решения задач профессиональной подготовки студентов на клинических кафедрах в Красноярском государственном медицинском университете им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого используется целостная система различных педагогических технологий. Главное при проведении практических клинических занятий выдерживать принцип: поэтапно, от простого к сложному тренировать студентов в выполнении осмысленных профессиональных действий.

Материалы и методы

Для изучения мнения выпускников, проходивших аттестацию по практическим навыкам на тренажерах- симуляторах, манекенах и фантомах, по окончании ГИА, было проведено анкетирование. Aнкетирование было анонимным, анкета содержала 9 вопросов, включающих, как опрос по использованию во время теоретической подготовки к данному этапу библиотечных электронных ресурсов вуза, разработанных и утвержденных алгоритмов выполнения практических навыков, созданный банк видеоуроков по проведению практических манипуляций, так и вопросы, отражающие практическую значимость данного практическогоэтапа аттестации для студента, так и оценку оснащенности оборудованием и расходными материалами.

Результаты

В анкетировании участвовали 89 cтудентов педиатрического факультета. На первый вопрос «Использовали ли Вы для подготовки к пpaктическому этапу ГИА банк видеоуроков, размещенных на сайте КрасГМУ?», ответили утвердительно 86 респондентов (96,63%). На второй вопрос анкеты «В освоении каких практических навыков помог данный ресурс? Перечислите» ответы респондентов были следующими: в освоении всех навыков - 29 человек (32,58%); в изучении технологии выполнения внутривенных инъекций - 13 студентов (14,60%), по проведению сердечно-легочной реанимации - 19 (21,34%), по общеврачебным навыкам - 15 человек (16,89%), в освоении акушерско- гинекологических навыков - 31 (34,83%), по выполнению хирургических навыков - 24 студента (26,96%). При ответе на четвертый вопрос «Использовали ли Вы утвержденные алгоритмы выполнения практических навыков, размещенные на сайте вуза в документах деканата», практически все студенты ответили утвердительно (88 человек, 98,87%). На пятый вопрос «В освоении каких практических навыков Вам помог данный ресурс?» были получены следующие ответы. В освоении всех навыков - 36 респондентов (40,44%), большинства общеврачебных навыков ответили - 26 респондентов (29,21%), акушерско- гинекологических навыков - 11 (12,35%), в освоении хирургических навыков - 16 студентов (17,97%), никаких – 1 студент (1,12%). На вопрос анкеты «Улучшил ли данный этап ГИА Вашу практическую подготовленность к профессиональной деятельности?» положительно ответили превалирующее большинство студентов (86 человек, 96,62%). При этом в 25 анкетах было отмечено, что значительно улучшили свою подготовленность по выполнению большинства общеврачебных навыков, проведению СЛР, в 7 анкетах оценена подготовленность к практическому выполнению хирургических, акушерских навыков. Средний балл по оценке материально-технической оснащенности данного этапа по мнению студентов составил – 4,59. Из общего числа респондентов 9 (10,11%) человек указали на необходимость проводить прием практических навыков на манекенах и симуляторах в течение всего времени обучения (начиная с 3 курса) на клинических кафедрах при проведении практических занятий для лучшего усвоения материала. 12,35% человек отметили, что хотелось бы иметь большее количество часов/ дней на тренировку перед практическим этапом ГИА в условиях кафедры- центра симуляционных технологий; 6,74% человек – указали на необходимость увеличения времени выполнения некоторых манипуляций. На дополнение банка видеоуроков по технологии выполнения практических навыков указали – 19 (21,34%) человек. В 21,34% случаев респонденты отметили необходимость выделения большего количества времени на подготовку и отработку практических навыков ко II экзамену ГИА на базе кафедры-центра симуляционных технологий. Увеличить количество консультаций по данному этапу отметили 7 (7,86%) студентов, 10 (11,23%) респондентов отметили необходимость расширения объема общеврачебных навыков, за счет включения педиатрических навыков. В целом удовлетворенность по организации и проведению данного этапа, материально-технической и методической оснащенности экзамена на базе кафедры-центра симуляционных технологий высказали превалирующее число респондентов (81 человек- 91,01%), а также все члены ГЭК, включая представителей практического здравоохранения.

Выводы

Формирование практических умений и навыков может осуществляться только с применением деятельностного подхода в обучении: учить деятельности, действиям, а не знаниям и умениям их применять. Следовательно, при обучении нужно создавать условия для выполнения обучающимся действия неоднократно, под контролем правильности его выполнения, до полного овладения им. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости отработки практических навыков на занятиях, используя имеющиеся симуляторы и манекены, что отражает современные требования к уровню и качеству подготовки будущего врача. Для того, чтобы приобретённые студентами умения и навыки сохранялись прочнее необходимо, чтобы вся совокупность видов внеучебной работы поддерживала систему приобретения этих навыков и умений. Обязательным условием является то, что навыки и умения должны носить комплексный характер, сочетать знания, приобретённые в процессе изучения всех дисциплин.

Тема: Педиатрия и неонатология
Марина Галактионова

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО НЕОНАТОЛОГИИ В СИМУЛЯЦИОННОМ ЦЕНТРЕ И МАСТЕР-КЛАСС НЕОНАТОЛОГОВ ИЗ ШВЕЦИИ И ЛИТВЫ В КРАСНОЯРСКЕ

Автор(ы): Кузнецова И.В., Таптыгина Е.В.

Город: Красноярск

Учреждение: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф.Войно-Ясенецкого" Министерства здравоохранения Российской Федерации

Актуальность

Медицинский специалист должен быть высококвалифицированным профессионалом, опирающимся на комплекс необходимых знаний, умений и навыков. Одним из способов реализации этих требований является внедрение в учебный процесс симуляционных технологий. На современном этапе в системе высшего медицинского образования использованию симуляторов в учебном процессе отводится большая роль, учитывая значимость практических навыков в профессиональной деятельности врача. Неонатология, в отличие от других специальностей, наиболее часто связана с оказанием помощи при возникновении различных критических ситуаций. Эти знания невозможно приобрести и пополнить на реальных пациентах по этическим моментам и в связи с угрозой для их жизни. Клинические ситуации, которые в практике встречаются достаточно редко, при помощи симуляторов можно воспроизводить с любым необходимым количеством повторов в условиях полностью соответствующих реальности. С 2016 года в практику обучения неонатологов на базе КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого была введена технология командной работы с отработкой технических (практических профессиональных) и нетехнических (коммуникативных) навыков. Одним из важных показателей эффективности работы с курсантами является обратная связь.
С целью оценки качества симуляционного обучения неонатологов на базе Красноярского государственного медицинского университета имени профессора В.Ф.Войно-Ясенецкого разработана анкета обратной связи и проведен анкетный опрос специалистов.

Материалы и методы

На базе центра симуляционных технологий врачи-неонатологи получают не только теоретические знания, но и совершенствуют практические навыки, отрабатывают модели поведения медицинского персонала (работа в команде) во время ведения родов, при возникновении критических ситуаций при развитии неотложных состояний у новорожденных различного срока гестации, в том числе при проведении первичных реанимационных мероприятий в родовом зале. Разработаны клинические сценарии по темам: мекониальная аспирация, асфиксия, транзиторное тахипноэ.
9 сентября 2017 года на базе кафедры-центра симуляционных технологий КрасГМУ в рамках V Международного конгресса по респираторной поддержке был проведен мастер-класс «Отработка практических навыков медицинским персоналом» по темам: «Оказание интенсивной помощи у новорожденных в родильном зале с гестационным возрастом более 34 недель», «Режимы неинвазивной вентиляции». В мастер-классе участвовали врачи-неонатологи из Красноярска, Томска, Тувы, Хакасии, Ачинска, Сосновоборска, Назарово и др. Обучение проводили с участием специалистов из Швеции, Литвы, Санкт-Петербурга. В симуляционном обучении на базе кафедры – центра симуляционных технологий приняли участие и прошли анкетирование неонатологи (n=37).
Для оценки качества обучения использована унифицированная анкета обратной связи, разработанная нами и адаптированная с учетом специалитета.

Результаты

Анализ данных анкет обратной связи показал высокую востребованность симуляционного обучения неонатологов, их понимание необходимости проведения таких тренингов. Ключевыми вопросами анкеты выделены следующие: Что Вам понравилось в процессе обучения? 100% респондентов отметили: организация, оснащение, отличные симуляционные технологии, идея проведения такого формата обучения, различные клинические возможности респираторной поддержки, возможность общения с коллегами из других территорий, услышать мнение зарубежных специалистов. Вопрос о том, что было не удачно и надо изменить: 15% считают, что мало дано времени на решение клинических случаев и разбора ситуаций. Вопрос о необходимости проведения тренингов: в 100% ответы были «Да». Вопрос о частоте проведения: 30% – 1 раз в год, 40% – 1 раз в 6 мес. и 30% – 1 раз в 3 – 4 мес.
Коллеги из Швеции и Литвы очень высоко оценили уровень оснащенности Симуляционного центра КрасГМУ, говоря о том, что за рубежом не так много центров, имеющих такое оснащение. Высокий уровень используемых технологий и представленных обучающих программ подтвердили врачи из Томска и Санкт-Петербурга. Также отмечено, как участниками данного обучения, так и преподавателями, проводившими данный мастер-класс, что методология проведения симуляционного обучения является самой современной, прогрессивной и высоко эффективной формой обучения, как для студентов, ординаторов, так и практикующих врачей. Итогом данного мастер-класса явилась договоренность с коллегами из Швеции о дальнейшем сотрудничестве в данном направлении.

Выводы

Оттачивая мастерство отработки практических навыков на симуляторах, в том числе в командной работе, врачи улучшают свой профессионализм и, как следствие, качество оказания медицинской помощи, что очень важно на сегодня в свете приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10 мая 2017 г. N 203 н «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи».
С привлечением иногородних и иностранных специалистов к реализации симуляционного обучения повышается общий уровень готовности профессорско-преподавательского состава к внедрению виртуальных технологий в педагогический процесс, модернизируется мышление в целом, совершенствуются и обогащаются педагогические компетенции преподавателей.

Тема: Педиатрия и неонатология
Елена Таптыгина

ОБУЧЕНИЕ ПЕРВИЧНОЙ СЕРДЕЧНО-ЛЕГОЧНОЙ РЕАНИМАЦИИ НОВОРОЖДЕННЫХ В РОДОВОМ ЗАЛЕ В РАМКАХ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА БАЗЕ СИМУЛЯЦИОННОГО ЦЕНТРА

Автор(ы): Шелепова Е.В., Панина Е.А., Угнич К.А., Соловьев В.Ю., Щукин Ю.В.

Город: Самара

Учреждение: ФГБОУ ВО «Самарский государственный медицинский университет» Минздрава России

Актуальность

Частота рождения детей с очень низкой массой тела (1000-1500 г) составляет 1-1,8%; детей с массой менее 1000 г – 0,4-0,5%. Но именно эти дети составляют 60-70% среди умерших в раннем неонатальном периоде.От качества и своевременности проведения реанимационных мероприятий в родильном зале существенно зависит уровень смертности и инвалидизации новорожденных, родившихся в состоянии асфиксии. В результате тяжелой интранатальной асфиксии в мире ежегодно умирают около 900000 новорожденных. Приблизительно 10% детей при рождении нуждаются в помощи для начала самостоятельного дыхания. Примерно 0,5% новорожденных проводятся расширенные реанимационные мероприятия, включающие вентиляцию через интубационную трубку, непрямой массаж сердца, введение медикаментов.
Важнейший фактор снижения смертности и инвалидизации новорожденных детей - совершенствование неотложной помощи в неонатологии. Подготовка специалистов высокой квалификации и доступность современной аппаратуры - важные факторы качественного оказания помощи критически больным новорожденным детям, позволяющие обеспечить улучшение демографических показателей.
Учитывая, что проведение развернутых реанимационных мероприятий - ситуация, требующая четких отработанных действий, навыки выполнения которых могут утрачиваться, необходимо их регулярное восстановление и повторение.

Материалы и методы

С целью отработки техники проведения первичной реанимационной помощи и интенсивной терапии новорожденным в условиях ОРИТН с использованием современных манекенов, муляжей и имитаторов были организованы 3-х дневные неонатологические циклы на базе учебно-производственного центра симуляционного обучения СамГМУ. Задачи цикла - доведение до врачей современной информации по вопросам диагностики и лечения критических состояний; освоение методов углубленного обследования новорожденных детей; приобретение и совершенствование навыков реанимации и интенсивной терапии, ухода за критически больными и глубоко недоношенными новорожденными; знакомство со специальной медицинской аппаратурой и получение навыков работы с ней; отработка индивидуальных и групповых манипуляций на специальных тренажерах, моделей поведения медицинских работников при возникновении неотложных состояний у новорожденных.
Контингент слушателей врачи-неонатологи и врачи анестезиологи-реаниматологи, всего прошли тренинги 20 человек. Режим занятий: 6 часов в день. Обучение проводится в оборудованной профильной учебной зоне.
Занятия состоят из двух частей - теоретической и практической. Курсантам предлагается повторить протокол проведения первичной реанимационной помощи, предложенный в методическом письме Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 21.04.2010, его разделы:
1. Алгоритм принятия решения о начале первичных мероприятий.
2. Последовательность основных реанимационных мероприятий.
3. Особенности оказания первичной реанимационной помощи глубоко недоношенным детям.
Повторяются критерии оценки новорожденного по В. Апгар и ее интерпретация.
Отрабатывается лекарственная терапия при проведении первичной реанимации в родовом зале (адреналин, физиологический раствор, гидрокарбонат натрия) с акцентом на дозировки, методы разведения и скорости введения указанных препаратов.
Пошагово отрабатываются основные мероприятия по поддержанию температуры тела, обеспечению проходимости дыхательных путей. Закрепляется навык санации ротоглотки с помощью электроаспиратора; особое внимание уделяется таким деталям, как разрежение, глубина введения катетера и продолжительность санации.
В симуляционном зале имеется оборудование для проведения ИВЛ с помощью саморасправляющегося мешка, имитация аппарата ИВЛ с Т-коннектором, позволяющим создавать и регулировать давление как на вдохе, так и на выдохе, применять метод nCPAP с регуляцией концентраций О2 во вдыхаемой смеси у глубоконедоношенных детей. На оборудовании отрабатываются навыки ИВЛ через лицевую маску, интубация трахеи, ИВЛ через интубационную трубку; закрытый массаж сердца одной и двумя руками; катетеризация пупочной вены. Отдельное внимание уделяется последовательности действий при наличии мекония в околоплодных водах. Курсантам предлагается отработка сценариев профессиональной деятельности по оказанию развернутой реанимации с использованием компьютеризированного манекена новорожденного. Симуляционные залы имеют компьютеризированную систему мониторинга, позволяющую записывать действия курсантов с последующим проведением анализа.

Результаты

До и после тренинга проводится оценка уровня практических умений в соответствии с алгоритмом действий по бальной шкале 0-1-2, где 0 – не выполнено, 1 – частичное выполнение, 2 – выполнено в полном объеме. Оценивается уровень практических навыков: техника проведения масочной ИВЛ, интубации трахеи, непрямого массажа сердца, катетеризации пупочной вены, введение медикаментов (в том числе расчет доз вводимых препаратов), координация действий.
Оценка уровня практических умений курсантов (в процентном соотношении) в сравнении: до тренинга 0 баллов - нет, 1 балл - 90%, 2 балла - 10%;
после тренинга 0 баллов - нет, 1 балл - 40%, 2 балла - 60%
Как показали результаты тестирования, после симуляционного тренинга курсанты отмечают большую уверенность при выполнении практических манипуляций.

Выводы

Таким образом, отработка практических навыков по первичной реанимации новорожденных в родовом зале с использованием тренажеров и манекенов способствует повышению практических умений у врачей, что позволяет оказывать высококвалифицированную помощь при рождении детей, и в результате - снизить перинатальные потери и инвалидность.

Тема: Педиатрия и неонатология
Вячеслав Соловьев

ОСОБЕННОСТИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО ОСМОТРА РЕБЕНКА НА ЭТАПЕ АККРЕДИТАЦИИ ПЕДИАТРОВ

Автор(ы): Гостимский А.В., Завьялова А.Н., Лисовский О.В.

Город: Санкт-Петербург

Учреждение: Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет. Кафедра общей медицинской практики. Симуляционный центр. Санкт-Петербург

Актуальность

Успешная работа на станции профилактический осмотр позволяет определить навык организации и проведения профилактических медицинских осмотров здоровых детей разных возрастных групп: 1 месяц, 3 месяца, 9 месяцев и 6 лет, а также, санитарно- просветительской работы среди родителей. Необходимо оценить состояние здоровья и физического развития детей в соответствии с их возрастом и полом, и действующими нормативными документами.

Материалы и методы

Продолжительность работы на станции - 10 минут, из них непосредственно на работу 8,5 минут. Кабинет для испытаний имитировал кабинет участкового врача – педиатра. Перед входом на станцию испытуемый знакомился с заданием. В кабинете участкового педиатра его ожидал первый пациент с мамой. Симулированную мать выбирали из числа интернов, ординаторов, или кружковцев. Общение на станции происходило с симулированной матерью.

Результаты

Все испытуемые здоровались и представлялись, однако, не все доктора уточняли фамилию имя отчество мамы и ребенка, довольствовались исключительно возрастом пациента. Гигиеническая обработка рук и получение согласия на осмотр не вызывала затруднений. Некоторые, забывая о том, что находятся в рабочем кабинете врача – педиатра на входе оценивали безопасность, но в последующем ориентировались и действовали согласно сценарию. Затруднения как правило вызывал сбор аллергологического и вакцинального анамнеза (около 50% аккредитуемых вспоминали об этом пункте). Оценка длины тела и веса не вызывала затруднений, не все сразу измеряли окружности груди и головы, однако при попытке оценить физическое развитие по центильным таблицам, возвращались к измерениям. Термометрию, оценку кожных покровов, размеры большого родничка, аускультацию легких и сердца, осмотр наружных половых органов проводили все. Тургор тканей, состояние и распределение подкожно- жирового слоя, форму головы и грудной клетки, наличие деформаций, состояние слизистых полости рта и зева оценивали не все аккредитуемые. Оценка рефлексов врожденного автоматизма не вызывала затруднений. По сценарию вводные данные – что делает ребенок, дает помощник, а целесообразно, если аккредитуемый будет проговаривать самостоятельно, это особенно важно для начинающих врачей. Единицы не раздевали детей, и проводили термометрию поверх распашонки, так же и взвешивали и измеряли окружности ребенка. Однако, в чек листах пункт раздеть ребенка отсутствует.

Обсуждение

Наиболее длительно проходил осмотр детей раннего возраста, с оценкой рефлексов врожденного автоматизма. Некоторые проводили оценку сосательного рефлекса.
Неоднократно, после осмотра зева и полости рта шпатели отправляли не в соответствующие контейнеры для сбора медицинских отходов, а обратно к чистым шпателям.
Заключение о состоянии здоровья не вызывало затруднений, физическое развитие ребенка оценивали все.
В целом, времени для прохождения профилактического осмотра детей разных возрастных групп достаточно. Оценку кожи, формы головы и грудной клетки, отсутствие деформаций, и что мы видим у здорового ребенка при оценке рефлексов врожденного автоматизма целесообразно проговаривать испытуемому.

Выводы

Наш опыт проведения аккредитации педиатров показал необходимость отработки навыков профилактических осмотров детей всех возрастов в симуляционном центре.

Тема: Педиатрия и неонатология
Александр Гостимский

Этапы реализации международного проекта Erasmus+ «Обучение во избежание медицинских ошибок – TAME» в Медицинском университете Астана

Автор(ы): А.С. Сыздыкова, Р.Г. Нурпеисова, Ж.Б. Бекбергенова, Ж.К. Букеева, Г.М.Утенова

Город: Астана, Казахстан

Учреждение: АО «Медицинский университет Астана», г. Астана, Республика Казахстан

Актуальность

Современные темпы развития медицинской науки в Казахстане во многом определяются изменениями в образовательных системах стран участниц Болонского процесса. Сопоставимость национальных систем высшего образования в настоящее время представляется одним из наиважнейших компонентов развития науки, оказывающих большое влияние на повышение качества образовательных программ. В этом свете вопросы интеграции инновационных методов преподавания и обучения в образовательную программу высшего медицинского образования Республики Казахстан являются весьма актуальными.

Материалы и методы

АО «Медицинский университет Астана» с 2015 года начал работу в международном проекте Erasmus+ «Обучение во избежание медицинских ошибок – TAME» совместно с вузами – партнерами Великобритании, Украины, Вьетнама, Швеции, Греции, Чехии.
Целью данного проекта «ТАМЕ» является внедрение инновационных методов обучения и преподавания для подготовки студентов в безопасной среде, приближенной к потребностям реальной клинической практики, для предотвращения медицинских ошибок.
Проект «ТАМЕ» состоит из нескольких основных этапов реализации:
1. Адаптация учебного плана для реализации обучения во избежание медицинских ошибок;
2. Адаптация и внедрение педиатрических случаев для обучения во избежание медицинских ошибок;
3. Разработка и внедрение новых случаев для обучения во избежание медицинских ошибок

Результаты

Первый этап был реализован с ноября 2015 года по март 2016 года. Был проведен анализ образовательной программы «Общая медицина» и определено место в образовательной программе для внедрения педиатрических и новых кейсов с медицинскими ошибками. Разработано расписание для педиатрических кейсов с медицинскими ошибками на осенний семестр 2016-2017 учебного года для студентов 4 курса «Общая медицина», по модулю «Детские болезни» с внедренными педиатрическими кейсами.
Второй этап с января по июнь 2016 г. Университет Святого Георга, (Великобритания) представил 6 бранчевых педиатрических кейсов на английском языке, которые были переведены и адаптированы тьюторами – адапторами. При адаптации и переводе учитывались социально-экономические факторы, национальные протоколы и другие факторы. Из 6 бранчевых кейсов были сформированы 6 линейных кейсов, которые были загружены в OpenLab для проведения занятий. В ноябре-декабре 2016 года были проведены занятия у 64 студентов, которые прошли обучение по линейным и бранчевым кейсам с медицинскими ошибками. После каждого кейса студенты проходили онлайн анкетирование.
Третий этап начался с января по июнь 2017 г. В декабре два тьютора в Лондоне прошли тренинг по написанию кейсов, которые по приезду обучили других тьюторов (5). С февраля месяца наши тьюторы написали 6 кейсов с медицинскими ошибками и были загружены в OpenLab.
В сентябре 2017 г., новые кейсы будут протестированы и внедрены в расписание для студентов 5 курса «Общая медицина». Занятия по новым кейсам запланированы в ноябре-декабре 2017 года.

Выводы

Таким образом, реализация международного проекта Erasmus+ «Обучение во избежание медицинских ошибок – TAME» в АО «Медицинский университет Астана» проходит согласно плану и все этапы проекта выполнены.

Тема: Педиатрия и неонатология
Айнура Сыздыкова

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЛИНИЧЕСКИХ КЕЙСОВ ОСНОВАННЫХ НА МЕДИЦИНСКИХ ОШИБКАХ В МЕДИЦИНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ.

Автор(ы): Нурпеисова Р.Г., Сыздыкова А.С., Бекбергенова Ж.Б.

Город: Астана, Казахстан

Учреждение: АО Медицинский университет Астана

Актуальность

С этой целью совместно с другими вузами партнерами Великобритании, Украины, Швеции, Греции и Чехии, Медицинский университет Астана в 2015 году начал работу в международном грантовом проекте «Обучение во избежание медицинских ошибок –TAME». В рамках данного проекта, внедрение «Использование клинических кейсов основанные на медицинских ошибках по дисциплине "детские болезни" для студентов медицинских вузов», способствует развитию клинического мышления у студентов и улучшению коммуникативных компетенций, а также позволит студентам пройти обучение по предупреждению врачебных ошибок в безопасной среде, что приводит к повышению качества обучения.

Материалы и методы

Преимуществами клинических кейсов основанные на медицинских ошибках является умения анализировать ситуацию, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и составлять план его осуществления, осознанность допущения медицинских ошибок. И если в течение учебного цикла подход применяется многократно, то у будущих врачей вырабатывается опыт решения профессиональных задач. При этом важной особенностью метода является то, что он способствует развитию у студентов способностей к обоснованному и аргументированному выбору различных вариантов решения той или иной проблемы, что, в свою очередь, создает предпосылки для формирования профессиональных ценностей, убеждений и, в конечном итоге, организации ценностных ориентаций и их распространение на профессиональную деятельность.

Результаты

При использовании данной инновации, в клинических кейсах использовались 10 видов ошибок, которые студенты будущими врачами могут встретиться в начале своей практической деятельности. Ошибки характеризующие компетенции врача это: бравада/робость: когда врачи переоценивают свой уровень квалификации, или не соответствуют ему, недостаточность навыков: эта ошибка происходит, если у врача клинициста нет необходимого набора навыков для качественного выполнения их роли. Это может быть результатом плохого обучения, отсутствия обучения или атрофии навыков, плохая коммуникация: корень этой ошибки не в том, что в команде недостаточно информации, а в том, что эта информации не доводится вовремя до того места, где принимаются решения, плохая работа в команде: эта ошибка напоминает ошибку плохой коммуникации. Снова у врачей хватает навыков и персонала, чтобы удовлетворить клинические потребности, но работа плохо организована, и не те специалисты решают неправильные задачи, что ведет к неправильному ведению пациента, игра вероятностей: эта ошибка происходит, когда врач игнорирует маловероятную причину заболевания просто, потому что она маловероятна, незнание: просто врач не знает достаточно, чтобы решить клиническую проблему, халатность: делать все правильно не обременительно, но иногда требует усилий. Врач часто одобряет тот диагноз или путь, который требуют меньших усилий, даже если ситуация требует более активных действий, ошибки медицинской сортировки: врачи должны уметь эффективно расставлять приоритеты между задачами и обязанностями, так, чтобы срочное было сделано сначала, и чтобы самые тяжелые пациенты были обслужены вначале. Ошибки медицинской сортировки будут вредить лечению, фиксация/потеря видения: фиксация происходит, когда врач приходит к какому-либо заключению рано в ходе обследования пациента, системная ошибка: эта ошибка не предполагает непосредственное участие конкретного врача, но у врача есть важная роль в предупреждении медицинского учреждения (или системы) о возможных ошибках в организации работы.

Обсуждение

Использования D-PBL на основе клинических кейсов с медицинскими ошибками является новой инновацией, которую можно использовать при преподавании в медицинском вузе.

Выводы

Таким образом, преимуществом данной инновации в системе медицинского образования, позволит развитию клинического мышления у студентов и улучшению коммуникативных компетенций, а также студенты смогут пройти обучение по предупреждению врачебных ошибок в безопасной среде, что приводит к повышению качества обучения.

Тема: Педиатрия и неонатология
Риза Нурпеисова

ОПЫТ АДАПТАЦИИ ПЕДИАТРИЧЕСКИХ КЕЙСОВ ОСНОВАННЫЕ НА МЕДИЦИНСКИХ ОШИБКАХ.

Автор(ы): Нурпеисова Р.Г., Бекбергенова Ж.Б., Сыздыкова А.С., Джаксалыкова К.К.

Город: Астана, Казахстан

Учреждение: АО Медицинский университет Астана

Актуальность

Медицинский университет Астана в 2015 году начал работу в международном грантовом проекте «Обучение во избежание медицинских ошибок –TAME». В рамках данного проекта, рабочая группа изучила учебные планы ГОСО-2006 г. по специальности «Общая медицина». Согласно которой с 1 по 5 курс – бакалавриат, 6-7 курс - это интернатура. С первого по третий курс студенты изучают базовые дисциплины (физиология, анатомия, гистология, фармакология и т.д.) нами были исключены данные курсы, так как для работы с педиатрическими кейсами уже необходимо иметь знания базовых дисциплин

Материалы и методы

Предоставленные клинические кейсы были адаптированы согласно критериям адаптации, которые были разработаны нами в результате перевода данных клинических кейсов основанных на медицинских ошибках, по модулю «детские болезни». проходят на 4 курсе Зарубежными партнерами были предоставлены 6 педиатрических кейсов.

Результаты

В результате адаптации нами выявлены следующие трудности: различия в системе здравоохранения, особенно на этапах оказания медицинской помощи, насколько предложенные методики диагностики и лечения соответствуют протоколам диагностики и лечения, утвержденным в Республике Казахстан, а также нами используются клинические рекомендации Всемирной организации здравоохранения «Интегрированное ведение болезней детского возраста».

Обсуждение

Однако, следует отметить в предоставленных клинических кейсах в основном обговаривались группы препаратов и международные непатентованные названия препаратов, поэтому схемы лечения не требовали особой корректировки.
Следующей трудностью при адаптации явилось, коммуникативные навыки, связанная с традиционной культурой, нами изменены фамилии и имена пациентов, а также особенности физикального обследования пациентов, командная работа в медицинском учреждении.
При адаптации, трудность вызывала аббревиатуры на английском языке, требовалось дополнительное время для поиска расшифровки, а также трудность возникало при переводе медицинской терминологии: на пример выражение "tracheal tug" подразумевало западение яремной ямки при дыхательной недостаточности. Третий момент в клинических кейсах на английском языке медсестра проводит первичный прием и сортировку пациентов, в нашем случае вышеуказанные действия проводит врач, следовательно нами действия медицинской сестры заменены на действия врача приемного покоя, так как в нашей стране нет практики сестринского приема и диагноза.

Выводы

Таким образом при адаптации D-PBL кейсов нами вышеуказанные трудности были нивелированы, и успешно данные кейсы внедрены в учебный процесс 4 курса.

Тема: Педиатрия и неонатология
Риза Нурпеисова