Некоторые комбинированные формы обучения на кафедре нормальной, топографической и клинической анатомии Пермского государственного медицинского университета мени академика Е.А. Вагнера

Автор(ы): Баландина И.А., Рудин В.В., Торсунова Ю.П.

Город: Пермь

Учреждение: ФГБОУ ВО ПГМУ им. академика Е.А. Вагнера Минздрава России

Актуальность

На данный момент в нашей современной жизни обычным и рядовым считается целый ряд нововведений последних десятилетий, негативно встречаемых при их появлении. В тоже время высшее медицинское образование остается достаточно консервативным. Постоянно возрастающий поток информации уже не усваивается привычными ранее методами, а современные студенты очень отличаются от студентов не только прошлого века, но и даже студентов прошлого десятилетия. Можно долго рассуждать, что молодежь стала хуже, менее образованна, меньше читает, «гаджетозависима» и пр. Но это будет малопродуктивно – так как они такие, какие есть. Полный отказ от лекций и классических форм практических занятий в медицинском образовании не реален. Поэтому, необходимо не теряя качество и достоинства классического образования, активно внедрять современные образовательные технологии, комбинировать различные виды аудиторных занятий и форм обучения, изменяя мотивировочную концепцию.

Материалы и методы

Все больше внедряется симуляционное обучение в медицине, появляются новые тренажеры, муляжи и макеты, активно используются дистанционные технологии и электронные ресурсы. В Пермском государственном медицинском университете имени академика Е.А. Вагнера на кафедре нормальной, топографической и клинической анатомии внедряются варианты комбинаций разных форм обучения.
Клиническая направленность преподавания базовых морфологических дисциплин начинает формироваться с «Анатомии человека», когда в лекционный курс вводятся дополнительные вопросы клинической анатомии разных возрастных групп, типов телосложения и аппаратной анатомии. А на практически занятиях более активно применяется решение ситуационных задач и мини-кейсов.
Нами проведен анализ трехлетнего опыта применения активных образовательных технологий. Данные формы значительно больше мотивируют студентов к изучению анатомии, так как показывают непосредственную связь знаний анатомического строения и лечебно-диагностического процесса.

Результаты

Внесение элементов активной (почти игровой) деятельности на занятии в форме квеста повышает интерес и активизирует познавательную деятельность в отличие от статичных практических занятий типа «вопрос-ответ-оценка».
Нами определено, что особенно эффективна данная методика при изучении топографической (клинической) анатомии и оперативной хирургии. Квест позволяет смоделировать реальную клиническую ситуацию, используя как классический разбор проблемы на семинаре, так и командную и индивидуальную работу в диагностическом и лечебном процессе применяя и различные источники информации (учебники, монографии, журналы, гаджеты с выходом в Интернет), симуляционное оборудование и симулированных пациентов.
На старших курсах более эффективны так называемые первооткрывательские кейсы. Потому что наблюдение за решением такого кейса даёт возможность увидеть, способен ли человек мыслить нестандартно сам и может ли он подхватить чужую мысль, развить её и использовать на практике при групповом занятии. Тем самым помогает оценить не только знание определенного алгоритма действий, а и выявляет творческий потенциал и предрасположенность каждого студента группы к определенным специальностям внутри профессии. Максимальная эффективность методики при дополнительном профессиональном образовании врачей. Поскольку обучающийся принимает решение, основанное на суждении, - т.е. выбора, обусловленного как знаниями, так и накопленным опытом. Человек использует знание о том, что случалось в сходных ситуациях ранее, чтобы спрогнозировать результат альтернативных вариантов выбора в существующей ситуации. При этом опираясь на здравый смысл, он выбирает альтернативу, которая принесла успех в прошлом.

Выводы

Анализ опыта применения данных методов показал больший уровень усвоения материала, повышение качества знаний и умений у обучающихся.

Тема: Мультидиcциплинарный тренинг
Виктор Рудин

Использование симуляции In Situ для анализа работы специалистов практического здравоохранения

Автор(ы): Зарипова З.А., Теплов В.М., Вахитов М.Ш., Веревкин В.А.,

Город: Санкт-Петербург

Учреждение: Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени И.П. Павлова

Актуальность

Симуляционные технологии в настоящее время используются в нашей стране, в основном, для обучения студентов и для проверки сформированности компетенций у выпускников. И вместе с тем, конечной целью образовательного процесса в медицинском ВУЗе является повышение качества оказания медицинской помощи на всех этапах лечения пациента. Одним из показателей деятельности стационара является готовность и способность оказывать экстренную помощь в приёмном отделении, при этом качественных измерительных инструментов для адекватной оценки деятельности специалистов клиники пока не имеют. На основании опыта зарубежных коллег известно, что погружение в симуляцию на рабочем месте (In Situ) может помочь оценить работу персонала, а также выявить проблемные моменты, как на организационном, так и на личностном уровне.
Цель: выявить возможные проблемы при оказании экстренной помощи пациенту в стационарном отделении скорой медицинской помощи (СО СМП) многопрофильного стационара с использованием методики симуляции In Situ.

Материалы и методы

В сценарий были посвящены только организаторы симуляции и заведующий СО СМП. Для реалистичности разыгрываемой ситуации и последующей объективной оценки был использован робот METI-MAN, одетый в обычную одежду и обувь, имеющий реальные вес и размеры взрослого мужчины. Наличие физиологического ответа на действия персонала в условиях запрограммированного сценария, функционирование в беспроводном режиме и автофиксация всех действий позволили не отвлекаться на ведение документации. Разработанный чек-лист и параллельная запись с нескольких стационарных видеокамер сделали возможным провести качественный дебрифинг. В симуляции приняли участие врачи СО СМП, заведующий отделением, медицинские сестры, статисты-очевидцы, студенты. Ввиду особенностей In Situ брифинг с участниками не проводился, разрешения на фото- и видеосъёмку получено не было. Сценарий был представлен острым коронарным синдромом с типичным болевым приступом у пациента в зелёной зоне (амбулаторный приём и плановая госпитализация), с осложнением в виде желудочковой тахикардии с последующей потерей сознания. Работа осуществлялась в реально действующем отделении, в рабочее время, с использованием настоящего оборудования.

Результаты

Персоналу СО СМП потребовалось менее 1 минуты после призыва о помощи, чтобы осуществить диагностику состояния пациента и приступить к оказанию помощи. В течение последующих 2 минут была осуществлена транспортировка в красную зону, выполнена интубация трахеи, налажены искусственная вентиляция лёгких и мониторинг. Поскольку ситуация была распознана, то действия персонала были правильными, с благоприятным исходом. Симуляция показала, что сотрудники отделения быстро и адекватно реагируют на возникающую нештатную ситуацию и немедленно приступают к оказанию экстренной помощи. Основные сложности у персонала возникли в связи с тем, что они не были знакомы с характеристиками и возможностями робота, и с отсутствием вводных и чётко очерченной задачи, которую обычно ставят на брифинге. Были выявлены некоторые пробелы общего характера в знании протоколов проведения сердечно-лёгочной реанимации. В ситуации был лидер, но при этом слаженной командной работы не наблюдалось.

Обсуждение

В режиме электронной очереди пациент ожидает приёма в комфортных условиях, но сотрудники могут попросту не заметить внезапного «тихого» ухудшения его состояния (шум, разговоры, много людей, рутинная работа). Однако данная симуляция показала, что система оповещения при неотложных состояниях в СО СМП хорошо отработана. Чаще всего анализ деятельности медицинской организации производится страховыми компаниями ретроспективно по историям болезни, что не может в полной мере служить отражением реальной работы персонала и качества лечения. Моделирование ситуации с использованием робота-симулятора человека позволяют решить сразу несколько задач: от проверки организационной составляющей лечебного процесса и выбранных стратегий диагностики и лечения пациента до малых тактических шагов и персонального вклада членов команды в каждый случай. Здесь же в полной мере выявляются все навыки командной работы, в том числе междисциплинарного взаимодействия. Предварительная подготовка каждой симуляции требует не только проработки деталей самого сценария, но и привлечения административного ресурса, чтобы у персонала было понимание важности проводимого обучения. Более того, в стационаре должна быть уверенность, что подобная «внеплановая» симуляция может быть проведена в любой из дней, в любом из отделений, чтобы степень готовности всегда поддерживалась на высоком уровне. При этом, организовывая симуляцию In Situ, надо быть уверенным, что незнание функционала робота не станет основным препятствием к грамотному выполнению всего комплекса мероприятий. В связи с этим In Situ следует проводить с тем персоналом, который уже ранее встречался с таким роботом при отработке тех или иных манипуляций. И это значит, что симуляционные технологии надо использовать не только в период обучения и аккредитации студентов, а необходимо активно внедрять в рутинную деятельность практикующих врачей и медицинских сестёр в стационары, амбулатории и СМП, чтобы у них была возможность «свободного общения» с манекенами. В этом случае не будет возникать ощущения нереальности происходящего при отработке сложных сценариев. В свою очередь это позволит систематически обучать сотрудников стационара, отрабатывать новые протоколы и, тем самым, повышать качество лечения реальных пациентов.

Выводы

Проведённая симуляция In Situ не выявила серьёзных проблем при оказании экстренной помощи пациентам в СО СМП, что может служить показателем хорошей организации лечебного процесса. При этом были отмечены сложности командного взаимодействия и необходимость в повторении протоколов ведения некоторых групп пациентов, этапа расширенной реанимации и постреанимационного периода. На основании проведённого дебрифинга, как врачи, так и сестринский персонал высказали пожелание в дополнительном обучении, в том числе с использованием робота-симулятора человека.

Тема: Мультидиcциплинарный тренинг
Зульфия Зарипова