Методика «стандартизированный пациент» в формировании коммуникативных, правовых и психологических компетенций будущего врача.

Автор(ы): Булатов С.А., Мухарямова Л.М.

Город: Казань

Учреждение: Казанский государственный медицинский университет

Результаты

Проблемы современного здравоохранения очень тесно связаны с нарушением должного взаимодействия в системе «врач –пациент». По данным литературы можно выделить более десятка объективных причин объясняющих сложившуюся ситуацию. К сожалению, за обилием учебных программ и желанием каждой клинической кафедры потратить отведенное время на изучение нозологических единиц, вопросы деонтологии, правовй подготовки и общечеловеческое сострадание к больному человеку уходят на второй план. Умение «слушать и слышать» больного, получать информацию от «живого» общения постепенно заменяется сухим анализом данных лабораторных проб, рентгенологических, ультразвуковых и других современных инструментально-диагностических тестов. А отсюда и, вполне заслуженные, упреки со стороны больных в недостатке внимания со стороны лечащего доктора. Как научить будущего специалиста не бояться говорить с пациентом о самых трудных и психологически тяжелых темах, сохранять свое человеческое и профессиональное лицо при работе с неуравновешенными и мало коммуникативными пациентами – такая задача была поставлена перед сотрудниками Казанского государственного медицинского университета. Сотрудниками кафедр медицинской психологии, медбиоэтики, медицинского права и истории медицины, истории, философии, политологии и социологии разработана специальная межкафедральная учебная программа, предусматривающая иллюстрацию и разбор наиболее типичных сложных ситуаций во взаимоотношениях между врачом и пациентом. В качестве базы для проведения занятий предполагается использовать центр практических умений и методика «стандартизированный пациент» с привлечением специально подготовленных актеров. Вся программа разделена на две части и рассчитана на студентов 4 и 5 курсов. Особенностью данного подхода является его индивидуальный подход к каждому студенту. В целом, система построена по принципу ОСКЕ - получив задание и необходимую информацию, каждый из обучающихся должен пройти 8 последовательных ситуаций (станций), в которых актеры будут имитировать различные сложные ситуации касающиеся коммуникативных, правовых и психологических аспектов общения с врачом. Большое педагогическое значение придается фиксации всего процесса решения поставленной задачи на видео. Последующий дебрифинг и подробный разбор допущенных ошибок позволят закрепить результаты в сознании студента. Для студентов 5 курса задача будет более комплексной – наряду с психоэмоциональными проблемами пациента им предстоит решить еще и задачу диагностики и лечения определенной патологии.

Подобный междисциплинарный подход и использование потенциала центра практических умений, по мнению авторов, позволит повысить компетентность будущего врача в практических вопросах создания доверительных отношений с пациентом.

Тема: Стандартизированный пациент
Админ .

«Стандартизированный пациент» или «статист» при симуляционном обучении студента в СтГМУ

Автор(ы): Зинченко О.В., Муравьева А.А., Владимирова О.В., Рой С.В.

Город: Ставрополь

Учреждение: Ставропольский государственный медицинский университет

Результаты

За последнее десятилетие произошла значимая модернизация медицинского образования, были cформированы новые подходы в подготовке студентов медицинских вузов, разработаны новые учебные программы, в которых большое внимание уделяется симуляционному обучению студентов. Для реализации этих программ, в медицинских вузах стали организовываться центры практических навыков, где студент на различных манекенах и симуляторах мог отработать и освоить необходимый перечень практических навыков. Однако, не один манекен не в состоянии передать и отразить весь спектр эмоций, присущий живому человеку, в связи с этим в СтГМУ разработана и внедрена модель подготовки «статистов» из числа обучающихся для осуществления ролевых игр во время проведения занятий в ЦПН. В зарубежной практике эти технологии появились давно, с привлечением пациентов-актёров, так называемых «стандартизированных пациентов», которым, как правило, является актер со стажем, пенсионного возраста, прошедший кратковременную подготовку по симуляции патологий. Обучающиеся отрабатывают самостоятельно навыки пропедевтики внутренних болезней, обследуя «пациентов», делая назначения обследования и вырабатывая тактику лечения. 

Нами же, для достижения поставленных целей на базе центра практических навыков СтГМУ была создана группа «статистов» из числа студентов 3 курса лечебного факультета. Основным критерием выбора данной категории студентов является то, что студенты 3 курса проходя обучение на основных базовых кафедрах, получают теоретические основы нозологии и при проведении определенного уровня подготовки способны смоделировать различные клинические ситуации. При подготовке «статистов» впервые были смоделированы клинические экстренные ситуации, связанные с острым нарушением витальных функций. 

Подготовка студентов «статистов» проводилась согласно разработанному плану и сценарию ролевых игр сотрудниками кафедр общей хирургии; анестезиологии, реаниматологии и СМП и ЦПН. План подготовки включал:

- изучение теории общей хирургии и анестезиологии и реаниматологии;

- дополнительная теоретическая подготовка в ЦПН с использованием мультимедийных комплексов, с обсуждением каждой нозологии с преподавателями кафедр;

- демонстрация тематических пациентов в клинике;

- создание симуляционного комплекса из пациента, нозологии в виде аппликационно-художественного макета, и алгоритма первой помощи данному пострадавшему;

- отработка на практике каждого элемента экстренного случая.

Данная методика подготовки и актерского воспроизведения клинических ситуаций, с нашей точки зрения, обладает рядом преимуществ по сравнению с традиционно используемыми моделями «стандартизированного пациента» и позволяет обеспечить:

- реалистичность действия «статиста», знающего не только клиническую картину, но и патофизиологию развития моделируемой клинической ситуации;

- возможность полного контроля преподавателем проведения ролевых игр и возможность «статистам» изменить клиническую модель в результате изменения клинической ситуации;

- экономичность, привлечение в качестве «статистов» студентов медицинских вузов не требует материальных затрат;

- получение не только теоретических знаний, но и возможность оценить различные клинические картины, сыграть роль пострадавшего, отработать основы неотложной помощи в условиях, приближенных к реальной действительности с использованием реальных пострадавших-статистов.

Эффективность и реалистичность наших ролевых игр была оценена в результате проведения на базе СтГМУ 16-17 мая 2014 г. межвузовской студенческой олимпиады по экстренной и неотложной помощи «Асклепий 2014, в которой приняли участие 9 команд из различных медицинских вузов России. Во время проведения данного мероприятия, в условиях приближенных к реальной действительности, согласно сценария, была реализована модель минно-взрывной травмы с большим количеством пострадавших и модель пострадавшего при развитии несчастного случая. Всеми участниками команд, членами жюри были отмечены зрелищность, поражающая реалистичность и высокий уровень театрального мастерства «статистов» в моделировании различных клинических ситуаций.

В группе студентов из числа «статистов», отмечен очень высокий уровень знаний по программе общей хирургии, травматологии, реанимации и скорой медицинской помощи. Этот факт подтвержден результатами итоговой аттестации 3 курса, где более 70% студентов, проходивших наш курс обучения, получили «отлично».

Разработанная нами методика подготовки и привлечения студентов в качестве «статистов» ролевых игр является ценным инструментом развития и совершенствования получаемых профессиональных навыков студентом. Элементы данной методики могут быть применимы на различных этапах образовательной деятельности: при приобретении и отработке навыков оказания экстренной и неотложной помощи, оказания помощи при различных травмах и ранениях, а также могут рассматриваться как один из этапов при проведении ИГА.

Презентация

Тема: Стандартизированный пациент
Админ .