Симуляционное обучение в кардиохирургии: полный учебный курс миниинвазивной и робот-ассистированной хирургии

Автор(ы): Архипов А.Н., Кузнецова Т.А., Бойцова И.В., Эфендиев В.У., Караськов А.М.

Город: Новосибирск

Учреждение: ФГБУ “НИИ патологии кровообращения им. акад. Е.Н.Мешалкина Минздрава РФ”

Результаты

Симуляционные технологии давно являются неотъемлимой частью образовательных программ для различных хирургических дисциплин. Миниинвазивная кардиохирургия – одна из наиболее интенсивно развивающихся отраслей хирургии, что обусловлено стремлением трансполировать ряд преимуществ малоинвазивной хирургических технологий в сердечно-сосудистую хирургию. Однако эти технологии пока внедрены в клиническую практику лишь в единичных центрах. Для обучения миниинвазивной и робот-ассистированной кардиохирургии, хирург вынужден проходить циклы обучения в различных госпиталях, приобретая знания и опыт в той или иной технологии, напрасно тратя драгоценное время. Мы поставили своей целью создать и оценить эффективность учебной программы, основанной на симуляционном обучении, которая включала бы все миниинвазивные технологии, применяемые сегодня в различных областях сердечно-сосудистой хирургии.
ФГБУ ННИИПК им. акад. Е.Н.Мешалкина – один из ведущих кардиохирургических центров с ежегодным объемом более 12 000 оперативных вмешательств. Сегодня это единственный центр в России, в котором выполняется весь спектр миниинвазивных, торакоскопических и робот-ассистированных кардиохирургических вмешательств. Накопленный опыт инициировал создание учебного курса, базирующегося на симуляционных технологиях. Курс ориентирован как на ординаторов, так и на опытных хирургов, позволяя им в кратчайшие сроки овладеть навыками малоинвазивной кардиохирургии. Курс включает несколько этапов: 1. Клинические лекции с видеотрансляциями из операционной; 2. Dry lab с реальным хирургическим инструментарием для миннинвазивной хирургии и различными вариантами коробочных симуляторов; 3. Wet lab с разнообразными макропрепаратами (сосуды, свиные сердца и т.д.); 4. Курс робот-ассистированной кардиохирургии с использованием виртуального симулятора и тренировочных инструментов на реальном хирургическом комплексе da Vinci; 5. Демонстрация хирургических технологий на реальных случаях в операционной.
За два года существования программы было проведено шестнадцать 108-часовых курсов для ординаторов и двенадцать 72-часовых курсов для кардиохирургов из других российских центров. Кроме этого, мы провели восемнадцать 72-часовых курсов для штатных кардиохирургов нашего института. Для последних виртуальные симуляторы, учебная эндоскопическая стойка и коробочные симуляторы доступны в любое время. В качестве преподавателей приглашаются ведущие специалисты ННИИПК. По данным опросников 98% респондентов положительно отметили учебный курс и выразили готовность продолжить обучение. 84% преподавателей отметили значимое улучшение практических навыков слушателей курса. По завершению цикла все участники сдают экзамен. В 12 других госпиталях новые технологии внедрены в клиническую практику.
Таким образом, хирургический учебный курс, основанный на симуляционном обучении, доказал свою состоятельность и эффективность Концентрация различных малоинвазивных технологий, применяемых в различных областях кардиохирургии, в одном цикле позволяет обучаемому овладеть полным спектром знаний и навыков за короткое время, что имеет и очевидный экономический эффект.

Тема: Хирургия, лапароскопия
Алексей Архипов

Опыт организации симуляционного обучения

Автор(ы): Кощеева Н.А.

Город: Санкт-Петербург

Учреждение: ЧОУ ДПО "Академия медицинского образования им.Ф.И.Иноземцева"

Результаты

28 мая 2015 года на базе клиники СМТ на Римкого-Корсакова д.87/21 состоялось открытие сертификационного цикла «Актуальные вопросы лапароскопии в хирургии и гинекологии». Открывали цикл Главный операционный директор компании «Современные медицинские технологии» Шарко Константин Алексеевич, главный врач клиники СМТ Неронов Роман Витальевич и главный хирург клиник СМТ Ельцин Сергей Станиславович. Цикл был организован Академией медицинского образования им.Ф.И.Иноземцева при поддержке Компании «Современные медицинские технологии» и Компании KARL STORZ.
Расходные материалы для проведения практической части сертификационного цикла любезно предоставила Компания Covidien. Занятия проводились на двух площадках. На клинической базе Академии в клинике СМТ на пр. Римского-Корсакова 87/21 слушатели знакомились с теоретическими аспектами лапароскопии в хирургии и гинекологии. Теоретические вопросы лапароскопии освещали ведущие специалисты Компании «Современные медицинские технологии» и преподаватели Академии - к.м.н. главный гинеколог клиники СМТ Попов П.А., к.м.н., главный хирург клиники СМТ Ельцин С.С., к.м.н., бариатрический хирург Неймарк А.Е. "Изюминкой" симуляционного цикла стало приглашение доктора медицины, профессора, заведующего кафедрой акушерства и гинекологии Университета Луи Пастера Арно Ватьеза. Помимо теории в программу курса входили прямое включение из операционной с последующим обсуждением хода операции. Основные моменты лапароскопической резекции желудка, технику наложения ручного и инструментального шва в ходе данной операции слушатели смогли обсудить с Неймарком Александром Евгеньевичем и Соловьевой Марией Олеговной. Технику консервативной миомэктомии слушателям продемонстировали Попов Петр Алексеевич и Арно Ватьез. Отработка практических навыков проводилась в учебном классе Компании KARL STORZ. Каждый день цикла включал в себя теоретический и практический блоки. Завершая 4-х дневное обучение, слушатели выполнили тестовые задания по наложению швов, демонстрируя при этом полученные навыки. По итогам обучения слушателям были вручены именные сертификаты KARL STORZ и удостоверения о повышении квалификации. За эти четыре дня слушатели многому научились, сдружились. Ведь среди них были как представители медицинских организаций Санкт-Петербурга, так и других городов, в частности В.Новгорода, Краснодара, Ярославля, и даже других стран (Белоруссия, Минск). Общее количество слушателей, участвующих в симуляционном цикле по лапароскопии, составило 14 человек. Но число желающих в целом превышало возможности учебного класса, который нам любезно предоставила Компания KARL STORZ. В связи с этим Академией было принято решение об открытии собственного симуляционного центра для удовлетворения потребности врачей-специалистов и студентов в отработке практических навыков, их оттачивании в ходе симуляции. Что, как было уже неоднократно сказано, благоприятно скажется на качестве оказываемых услуг и приведет к уменьшению числа медицинских ошибок. Поэтому мы решили не останавливаться на достигнутом и 24-25 года мы проводим мастер-класс по лапароскопии для хирургов совместно с Компанией OLYMPUS. Компания OLYMPUS является партнером Академии медицинского образования им.Ф.И.Иноземцева в вопросе организации симуляционного обучения в области лапароскопии. Опыт проведения подобных мероприятий будет учтен Академией в дальнейшем при организации симуляционного обучения не только для хирургов и гинекологов, но и для других специалистов.

Тема: Хирургия, лапароскопия
Наталья Кощеева

Симуляционное обучение в хирургии

Автор(ы): Васильев П.В., Ионин В.П., Холфиева А.Ю.

Город: Ханты-Мансийск

Учреждение: ХМГМА

Результаты

Симуляционное обучение в хирургии
П.В. Васильев, к.м.н., руководитель УМСТЦ ХМГМА; д.м.н., профессор Ионин В.П., Холфиева А.Ю.

Современная медицина требовательна к подготовке специалиста и диктует непрерывность повышения его квалификации. Для реализации данного подхода хорошо зарекомендовала себя система симуляционного обучения для преобретения в том числе манипуляционного мастерства. Обязательным компонентом практической подготовки студента, интерна и ординатора стал симуляционный курс.
Симуляционные технологии эффективно и безопасно формируют прикладные навыки путем погружения в виртуальную реальность без риска для пациента и обучающегося. Для реализации данной технологии в Ханты-Мансийской государственной медицинской академии был создан учебный медицинский симуляционно-тренажерный центр, который функционирует 3 года.
Учебный курс в центре построен с учетом возможности непрерывного обучения студентов, начиная с первого курса, до вручения сертификата специалиста, с возможностью повышения квалификации врачей. Обучение призвано сформировать, поддерживать и улучшить клиническую компетентность. Целью обучения на курсе является приобретение конкретных моторных навыков. Структура центра включает подразделения реанимационного, хирургического, педиатрического и акушерско-гинекологический блоков.
Хирургический блок функционально разделен на 3 зоны. Лекционный зал оборудован для дебрифинг конференций с возможностью просмотра дйствий в записи и онлайн, а также демонстрации реальных операций. Операционный зал представлен тренажерами высшего класса, виртуальными симуляторами с обратной тактильной связью, с набором следующих учебных компьютерных программ: комплексная учебная система для развития и отработки навыков выполнения гистероскопических процедур и процедуры резекции HystSim/TURP SIM; учебная система для развития и отработки навыков выполнения рентген-васкулярных вмешательств Angio Mentor Ultimate; комплексная учебная система для развития и отработки навыков выполнения эндоскопических исследований GI-Bronch Mentor II; система для развития и отработки навыков выполнения эндоскопической лапароскопии Haptic LAP Mentor II; гибридная учебная система для отработки навыков выполнения процедур реконструкции тазового дна Pelvic Mentor.
Реанимационный зал оборудован симуляторами, позволяющими отработать навыки ухода за больными, первичной (Манекен-тренажер Оживленная Анна) и продвинутой реанимации (Манекен по уходу за пациентом Nursing Anne с системой SimPad).
На базе центра обучение проходят студенты, интерны и ординаторы, врачи и преподаватели ХМГМА. Был сформирован кружок из всех желающих студентов старших курсов 4,5,6 численностью обучающихся 15 человек, основная часть – это студенты 6 курса. Всего на студенческие группы на одном курсе приходится 288 аудиторных часов обучения.
Интерны и ординаторы проходят курс «Основы лапароскопической хирургии», который преобразован из системы подготовки и оценки базовых навыков. Основой отработки навыков является LAP Mentor II. Общее количество обязательных часов на одного интерна, ординатора 72 часа в год. Курс FLS построен по стандартной схеме: перемещение бубликов со штырьков, иссечение окружности по контуру, наложение эндопетли, экстракорпоральный шов, интракорпоральный шов. Окончанием курса считается достижение курсантом установленных значений уровня мастера. Уровень мастерства устанавливается по средним значениям (время выполнения, точность, отсутствие ошибок) пятикратного выполнения каждого упражнения двумя экспертами. В качестве эксперта выступают 2 ведущих хирурга клиники, специализирующихся на лапароскопии, необходимо отметить, что учитывалась первая серия результатов пятикратного выполнения на симуляторах.
В связи с этим отработка навыков предполагает активную роль самого курсанта и минимальное вмешательство инструктора, преподавателя. Курс выполняется на виртуальных симуляторах, при этом объективная оценка действий курсанта ведется тренажером постоянно в автоматическом режиме.
Для повышения мотивации обучающихся приобретение лапароскопических навыков происходит путем «игры на лидера»: необходимо превзойти оппонента – другого обучающегося или мастера. В конце цикла проходит тестирование, подведение итогов, допуск на теоретический экзамен.
Показателями успешного введения симуляционного курса стали успешные выступления обучающихся на региональных этапах Всероссийской олимпиады по хирургии, а также повышения практической заинтересованности хирургов.

Тема: Хирургия, лапароскопия
Павел Васильев

Экзамен "на права" по эндохирургии

Автор(ы): Горшков М.Д., Матвеев Н.Л., Совцов С.А., Царьков П.В., Шубина Л.Б., Грибков Д.М., Леонтьев А.В.

Город: Москва

Учреждение: Первый МГМУ им. И.М. Сеченова

Результаты

АКТУАЛЬНОСТЬ
Гарантией качества хирургической помощи служат отработанные до автоматизма навыки и умения, причем не только у опытных врачей, но и у ординаторов, только начинающих приобретать оперативный опыт и мастерство. В операционной внимание неумелого ординатора рассеивается и обучение идет неэффективно. Неумелый хирург долго оперирует и это обходится обществу и пациенту дорого.

ЦЕЛИ
Разработать принципы базового симуляционного эндохирургического тренинга, сформулировать основные характеристики курса; разработать требования к упражнениям и теоретической части курса; определить принципы оценки практического и теоретического уровня для выдачи допуска к следующему, клиническому этапу обучения.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
К настоящему времени разработано множество методик подготовки до операционной (коробочные тренажеры, виртуальные симуляторы). Существует множество курсов, часть из которых прошла валидацию, одобрена и рекомендована профессиональными сообществами, однако ни один из них решает поставленную задачу полностью. По инициативе правления общества РОСОМЕД была создана рабочая группа для разработки симуляционного курса тренинга и аттестации базовых эндохирургических навыков.

РЕЗУЛЬТАТЫ
Рабочая группа РОСОМЕД сформулировала цель базового курса симуляционного тренинга по эндохирургии, определила контингент обучаемых, разработала его структуру и основные характеристики. Особенности курса: эндохирургический, базовый, практическая направленность, преподаватель-замещающие методики, симуляционнй, универсальный, направлен на результат, без конфликта интересов, аттестационный. Принципы отбора упражнений: базовые, доступные, воспроизводимые, стандартизированные, валидность тренинга, объективность, валидность и дискриминантность оценки.

ВЫВОДЫ
На основе предложенных принципов необходимо разработать курс базового эндохирургического тренинга и аттестации приобретенных знаний и навыков.

Тема: Хирургия, лапароскопия
Максим Горшков

Биомоделирование в практике симуляционного центра. Опыт разработки и использования УЦИМТ ГБОУ ВПО РНИМУ им. Н.И.Пирогова Минздрава России

Автор(ы): Иванов А.А., Петрова К.В.

Город: Москва

Учреждение: Учебный центр инновационных медицинских технологий ГБОУ ВПО РНИМУ им. Н.И.Пирогова Минздрава России

Результаты

Введение.
В России использование биомоделей, в практике симуляционных центров пока не получило достаточного развития. Однако использование биомоделей имеет ряд преимуществ, перед другими типами тренажеров, поэтому они активно используются на мировых тренинговых площадках, в частности при проведении тренингов по эндоскопической хирургии.

Цель:
Оценить преимущества и недостатки использования биомоделей, в практике симуляционного образования.

Материалы и методы
На основании 4х летнего опыта работы Лаборатории биомоделирования Учебного центра инновационных медицинских технологий РНИМУ им.Н.И.Пирогова (Москва) в области оперативной гастроэнтерологии, отзывов слушателей и проводимых опросов преподавателей РНИМУ, а также на основании анализа опыта зарубежных партнеров, нами была разработана технология по изготовлению моделей для проведения тренингов по направлениям:
- эндоскопическая хирургия верхних и нижних отделов желудочно-кишечного тракта.
- эндоскопическая хирургия нижних отделов дыхательных путей
- гистерорезектоскопия
- трансуретральная резекция предстательной железы
- лапароскопическая хирургия гепатодуоденальной зоны

Преимущества использования биомоделей:
1) Максимальная тактильная и цветовая достоверность;
2) Возможность имитации большинства патологических состояний органов, таких как новообразования различной природы, стриктуры, перфорации, свищи, кровотечение.
Также на данном типе тренажеров возможно моделирование нескольких патологических процессов, с контролируемым уровнем сложности.
Ex.: Возможно моделирование кровотечения различного типа и характера, т.е. курсантам предоставляется возможность обучения всем видам эндоскопического гемостаза, на 10-12 источниках кровотечения с возможностью оценить преимущества того или иного метода при венозном или артериальном кровотечении различной локализации.
3) Также неоспоримым преимуществом биомоделей перед силиконовыми моделями является их электропроводимость, что позволяет использовать полный спектр физических методов воздействия на ткани, таких как электрокоагуляция.
4) Низкая себестоимость
5) Доступность и безопасность использования
Исходные биологические материалы легко найти и приобрести за низкую стоимость в любой части Российской Федерации. Гарантом безопасности использования является ветеринарное свидетельство.

Недостатки:
- Трудоемкость изготовления
- Все недостатки использования биологических тканей (ограниченный срок хранения)
- Отсутствие естественных физиологических реакций (перистальтика и.т.д.)

ВЫВОДЫ:
Использование данного вида тренажеров в тренинговых центрах позволяет существенно расширить спектр программ обучения по хирургическим и смежным специальностям. Особенно по таким направлениям, как: эндоскопическая хирургия желудочно-кишечного тракта, урология и гинекология.

Тема: Хирургия, лапароскопия
Ксения Петрова

Роль обучения в международном виртуальном университета по эндохирургии №1 в мире.

Автор(ы): Рубанов В.А., Камолов Б.Ш., Матвеев В.Б., Луцевич О.Э., Галлямов Э.А.

Город: Москва

Учреждение: РОНЦ им. Н.Н. Блохина, Кафера факультетской хирургии №1 МГМСУ.

Результаты

Внедрение и совершенствование высокотехнологичных видов медицинской помощи, к числу которых относят и малоинвазивные хирургические вмешательства, является приоритетным направлением развития отечественного здравоохранения. Стационары в крупных городах России активно оснащаются эндовидеохирургическим оборудованием, работа с которым требует не только освоения новых мануальных навыков, но и изучения большого пласта теоретической информации. Однако единой системы обучения эндовидеохирургическим технологиям и ресурса, объединяющего как опыт, так и знания российских эндохирургов в нашей стране не существует.
Во всем мире ежедневно проходят эндохирургические конгрессы, конференции и мастер-классы, где освещаются последние достижения в современной хирургии. В связи с большой занятостью у российских специалистов не всегда есть возможность посещать их.
Всё больше и больше интернет ресурсы набирают популярность среди врачей во всем мире, но, к сожалению, их посещаемость российскими специалистами остается на низком уровне. Наиболее авторитетным международным Интернет-порталом, объединяющий опыт ведущих хирургов, медицинских ассоциаций и научных изданий всего мира является Websurg.com.
Websurg.com это виртуальный университет, являющийся продуктом тренинг центра IRCAD (Страсбург, Франция) под руководством Жака Мареско (J.Marescaux), которой обладает уникальной видеобиблиотекой операций, докладов, обучающих циклов и объединяет более 300000 хирургов во всем мире. Основной задачей WebSurg.com является содействие развитию науки и искусства хирургии на международном уровне, внедрению новых технологий и обеспечение непрерывного образования врачей хирургических специальностей.
Ни для кого не секрет, что языковой барьер является преградой между широкой аудиторией российских врачей и мировыми web-ресурсами, и стоит на пути распространения уникального российского опыта за рубежом.
Благодаря совместной работе компании "Медицина Сегодня", фонда «Вместе против рака», кафедры факультетской хирургии №1 МГМСУ, материалы виртуального университета по эндохирургии №1 в мире доступны на русском языке, что, без сомнений, будет способствовать развитию малоинвазивной хирургии в России, а публикация видеоматериалов российских специалистов повысит влияние отечественной хирургии на мировой арене.

Тема: Хирургия, лапароскопия
Валентин Рубанов

Школа эндоваскулярной хирургии в Медицинской симуляционном центре Боткинской больницы

Автор(ы): Струценко М.В., Цуркан В.А., Араблинский А.В., Логвинов Ю.И., Хромова Л.Э.

Город: Москва

Учреждение: ГБУЗ ГКБ им. С. П. Боткина ДЗ Москвы

Результаты

Актуальность практической подготовки специалистов, применяющих в своей профессиональной деятельности инновационные методы диагностики и лечения сердечно-сосудистых заболеваний заключается в быстроразвивающемся характере рентгенэндоваскулярной хирургии.
Медицинском симуляционном центре Боткинской больницы разработана комплексная программа практической подготовки специалистов с использованием гибридного тренажерного комплекса рентгеноваскулярных процедур ЭНСИМ-ЭГ, компьютерного симулятора для развития и отработки навыков эндоваскулярных вмешательств ANGIO MENTOR Express.
Основная задача, которую ставит Медиинский симуляционный центр - обеспечение обучения на уровне современных требований к знаниям, умениям, навыкам, компетенциям специалистов, выполняющих эндоваскулярные вмешательства
Использование виртуальных симуляторов позволяет совершенствовать навыки выполнения эндоваскулярных вмешательств в следующих областях:
 вмешательства по поводу заболеваний периферических артерий
 вмешательства на сосудах головного мозга
 вмешательства на сосудах сердца
 вмешательства на аорте
Разработаны и готовы к реализации следующие модуля симуляционного обучения:
1. Инвазивные вмешательства на сосудах головного мозга
Цель обучения: отработка практических навыков, необходимых для выполнения вмешательств при внутричерепных аневризмах.
2. Инвазивные вмешательства на почечных артериях
Цель обучения: отработка практических навыков, необходимых для выполнения рентгеноэндоваскулярного обследования, баллонной ангиопластики и стентирования почечных артерий при стенозирующих поражениях.
3. Стентирование сонных артерий
Цель обучения: отработка практических навыков, необходимых для выполнения стентирования внутренней сонной артерии при стенозирующем атеросклерозе.
4. Транскатетерная имплантация аортального клапана
Цель обучения: отработка практических навыков, необходимых для выполнения транскатетерной имплантации аортального клапана.
5. Эндоваскулярное протезирование при аневризмах брюшного отдела аорты
Цель обучения: отработка практических навыков, необходимых для выполнения вмешательств при аневризмах брюшного отдела аорты.
6. Эндоваскулярное протезирование при аневризмах грудного отдела аорты
Цель обучения: отработка практических навыков, необходимых для выполнения вмешательств при аневризмах грудного отдела аорты.
7. Инвазивные вмешательства на коронарных артериях у пациентов с ишемической болезнью сердца
Цель обучения: отработка практических навыков, необходимых для выполнения рентгеноэндоваскулярного обследования, лечения и коррекции возможных осложнений, возникающих во время вмешательства у пациентов с ишемической болезнью сердца.
Теоретические аспекты эндоваскулярной хирургии слушатели осваивают в форме лекций, с описанием новых методик, разбор клинических случаев, дискуссии и презентации, просмотра видеофильмов.
Вводный инструктаж предполагает информацию об устройстве тренажера, назначении инструментов, правильном эргономическом положении и моторике, описании заданий и их учебных целях.
Входной тестовый контроль знаний позволяет определить степень готовности слушателей к практическому обучению.
Практическое тестирование определяет исходный уровень мастерства, что при сравнении с итоговыми результатами позволяет оценить эффективность тренинга. Это необходимо как для самооценки слушателя, так и для контроля качества обучения.
Основная часть программы построена по принципу чередования активности слушателя между мануальным тренингом и освоением теоретического материала.
Темы теоретической части подобраны так, чтобы последующий практический тренинг соотносился с ними, способствовал усвоению и закреплял теоретический материал.
Переход от одного модуля к другому осуществляется только после качественного выполнения определенных тестовых заданий.
Практика организуется в формате живой хирурги. Слушателям представляются он-лайн трансляции выполнения операций из реальных операционных Боткинской больницы.
ДЛЯ КОРРЕСПОНДЕНЦИИ:
ГБУЗ ГКБ имени С. П. Боткина ДЗ Москвы
125284, г. Москва, 2-ой Боткинский проезд, дом 5, корп. 22,
Медицинский симуляционный центр.

Логвинов Юрий Иванович
Заведующий Медицинским симуляционным центром
E-mail: mossimcentr@gmail.com
Тел. +7-910-523-54-36.

Тема: Хирургия, лапароскопия
Людмила Хромова

Обучающие модули индивидуального и бригадного использования виртуального симулятора Mimic в робот-ассистированной хирургии

Автор(ы): Логвинов Ю.И., Хромова Л.Э., Буланов А.А., Тавобилов М.М.

Город: Москва

Учреждение: Медицинский симуляционный центр Боткинской больницы ГБУЗ ГКБ им.С.П.Боткина ДЗМ

Результаты

Обучающие модули индивидуального и бригадного использования виртуального симулятора Mimic в робот-ассистированной хирургии

Логвинов Ю.И., Хромова Л.Э., Буланов А.А., Тавобилов М.М.
Медицинский симуляционный центр Боткинской больницы
ГБУЗ ГКБ им.С.П.Боткина ДЗМ

Современная оценка квалификации хирурга невозможна без определения практических навыков и умений специалиста. Это относится как к персональным навыкам выполнения хирургических вмешательств, так и к оценке умения работать в команде «хирург-оператор – хирург-ассистент». Начальным этапом внедрения в медицинское образование виртуальных симуляторов является использование их в процессе обучения (симуляционного тренинга) для отработки профессиональных умений и навыков.
В медицинском симуляционном центре ГБУЗ ГКБ им.С.П.Боткина ДЗМ разработан комплекс обучающих симуляционных модулей с использованием аппарата роботизированной хирургии Mimiс (программное обеспечение идентично роботической хирургической системе Da Vinci).
Учебные модули ориентированы на отработку индивидуальных профессиональных навыков в условиях, максимально приближенных к реальным, и соответствующих этапности оперативного вмешательства:
• модуль использования манипулятора EndoWrist позволяет отработать умения работать с более чем тремя инструментами;
• модуль совершенствования навыка управления видеокамерой ориентирован на отработку эффективного управления устройством захвата под контролем камеры;
• модуль отработки навыков манипулирования иглой выполняется в условиях, приближенных к реальным;
• модуль, включающий упражнения по наложению шва и завязыванию узла представляет отработку базовой техники наложения шва различной конфигурации и завязывания узлов, обычно используемых в роботизированной хирургии;
• модуль, включающий упражнения на закрытие раны: наложение непрерывного шва в горизонтальном и вертикальном направлениях, упражнения на выполнение прерывистого шва;
• модуль с упражнениями по технике использования монополярных и биполярных электроинструментов, диссекции и остановки кровотечения.
Особую значимость имеет отработка и усовершенствование навыков скоординированного взаимодействия между хирургом-оператором управляющей консоли и хирургом-ассистентом, управляющим лапароскопическими инструментами на консоли хирург-ассистента ТимТренер:
• оттачивание навыков управления гибкой роботизированной рукой EndoWrist;
• навык захвата объектов и передачи их на другой инструмент;
• размещение объектов в заданном месте,
• согласованная работа хирургов при манипулировании объектом.
Для оценки качества освоения робот-ассистированных манипуляций и эффективности отработки практических навыков использованы следующие оценочные критерии:
• время выполнения конкретной манипуляции;
• экономичность движений специалиста при выполнении манипуляции;
• неоднократность внепланового соприкосновения инструментов при выполнении манипуляции;
• чрезмерное давление на инструменты;
• кратность потери объекта в зоне манипуляции;
• кратность нахождения инструмента вне поля зрения;
• несанкционированное повреждение сосудов;
• объем кровопотери;
• неверно примененный режим коагуляции.
Успешная отработка навыков оперативных робот-ассистированных манипуляций на виртуальном симуляторе Mimic позволит решить задачу по допуску практического врача к реальным оперативным вмешательствам на роботической хирургической системе Da Vinci.
ДЛЯ КОРРЕСПОНДЕНЦИИ:

ГБУЗ ГКБ имени С. П. Боткина ДЗ Москвы
125284, г. Москва, 2-ой Боткинский проезд, дом 5, корп. 22, Медицинский симуляционный центр.

Логвинов Юрий Иванович
Руководитель медицинского симуляционного центра
E-mail: mossimcentr@gmail.com
Тел.моб.: +7-910-523-54-36.

Буланов Александр Александрович
Инженер медицинского симуляционного центра

Тема: Хирургия, лапароскопия
Юрий Логвинов

СТУДЕНЧЕСКИЙ КОНКУРС КАК МЕТОД МОТИВАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МЕДИЦИНЕ

Автор(ы): Аверьянов А.П., Дорогойкин Д.Л., Ефимов Е.В.

Город: Саратов

Учреждение: ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И.Разумовского Минздрава РФ

Результаты

В настоящее время проблема становления высококвалифицированных специалистов приобретает большее значение. Процесс совершенствования подготовки будущих специалистов в условиях современного образования достаточно сложен и обусловлен многими факторами. Одним из факторов является степень адекватности мотивационных установок поступления и осознание значения получаемой профессии. При этом мотивационно-потребностное соответствие будущей деятельности является неприемлемым условием формирования социально зрелой личности.

Вопрос развития мотивации познавательных способностей студента - медика рассматривается как один из составляющих профессиональной подготовки, как содержательный элемент целостного образовательного процесса, разработка которого позволит сделать заключения и выводы о специфике, направленности и содержании учебной деятельности.

Разработка методов мотивации образовательного процесса, основаны на комплексных подходах, и являются важной современной проблемой в сфере подготовки специалистов-медиков. Это требует от всех участников образовательного процесса серьёзной научно-теоретической подготовки и понимания специфики деятельности будущего специалиста. Существуют различные способы мотивации, одним из них по нашему мнению является самостоятельная практическая работа студентов.

Современные педагогические модели предусматривают широкое использование симуляционного обучения. В Саратовском ГМУ подобное направление учебного процесса находит всестороннюю поддержку у руководства вуза, задачи по реализации компетентностного подхода были отмечены как одни из приоритетных в докладе „СГМУ: итоги и перспективы работы“ ректора СГМУ. На кафедре общей хирургии в 2013 году был создан класс симуляционного обучения.

С 2014 года занятия в классе проходят у студентов 3-го курса лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов, интернов и ординаторов кафедры. В 2014 году обучение в классе практических навыков у студентов 1-го курса было ознакомительным, с 2015 года обучение в классе составило 15–20% учебного времени для всех студентов, проходивших практику в ЛПУ Саратова и области. Проведение активных и интерактивных форм обучения в классе практических навыков может реализовываться в рамках аудиторной (1-й курс) и внеаудиторной работы студентов (старшие курсы). Обучение на базе класса помогает создать условия для профессиональной самореализации студентов-медиков и стимулирует интерес к овладению медицинскими навыками. С целью повышения мотивации образовательного процесса в 2015 году в Саратовском ГМУ прошел конкурс „Простые медицинские технологии в уходе за больными“ по итогам учебной практики студентов 1-го курса, обучающихся по специальности „лечебное дело“. Местом проведения конкурса стал класс симуляционного обучения кафедры общей хирургии.

В качестве гостей активное участие в работе конкурса приняли студенты 1-го курса лечебного факультета, а также учащиеся Медицинского лицея СГМУ.

За победу в конкурсе боролись пять команд по 6 человек. Конкурс состоял из двух этапов: теоретического, в рамках которого командам были предложены кроссворды на знание медицинской терминологии по уходу за больными, и этапа практических заданий, на котором каждый из членов команды демонстрировал выполнение одного из заданий (пособие при стомах толстой кишки, кормление через назогастральный зонд, приготовление и смена постельного белья больному, пособие при смене белья и одежды тяжелобольному, уход за дренажом). Все практические конкурсы проводились с применением фантомов и симуляторов, имеющихся на кафедре, которые позволяли студентам в высокой степени реалистичности приблизиться к реальной деятельности.

Оценка практического этапа проводилась членами жюри с использованием бланк-шаблонов оценочных таблиц, которые были подготовлены на основании ГОСТа Технологии выполнения простых медицинских услуг.

По единому мнению студентов такая форма работы значительно повышает интерес к изучению медицины и формирует ответственное отношение к результатам познавательной деятельности.

Список  литературы:

1.Свистунов  А.А.  Имитационное  обучение  в  системе  непрерывного  профессионального  медицинского  образования. М.:,  2012.-  120  с.

2.Муравьев К.А. Симуляционное обучение в медицине-переломный период// Фундаментальные исследования.- 2011. - № 10-3. - С. 534-537

Тема: Хирургия, лапароскопия
Евгений Ефимов

СИМУЛЯЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ХИРУРГИЧЕСКИМ НАВЫКАМ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ: 5 ЛЕТ ОПЫТА

Автор(ы): Ефимов Е.В., Аверьянов А.П., Дорогойкин Д.Л., Кулигин А.А.

Город: Саратов

Учреждение: ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им.В.И.Разумовского

Результаты

Симуляционное обучение хирургическим навыкам студентов младших курсов: 5 лет опыта

 

ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И.Разумовского

Ефимов Е.В., Аверьянов А.П., Дорогойкин Д.Л., Кулигин А.А.

Решением администрации Саратовского ГМУ 5 лет назад был организован центр обучения практическим навыкам, его организация проведена по рассредоточенному типу. В настоящее время в СГМУ существуют и активно работают следующие подразделения центра практических навыков: класс хирургических навыков, класс реанимации и интенсивной терапии, класс терапевтических навыков, класс акушерства, гинекологии и неонатологии, класс стоматологических навыков и центр обучения навыкам эндоскопии.

Обучение хирургическим навыкам с применением симуляторов начинается на всех факультетах с 1 курса, когда в ходе прохождения учебной, а затем и производственной практики студентам выделяется по 12 учебных часов для освоения мероприятий по уходу за хирургическими больными с применением тренажеров. Контроль освоения проводится в ходе итогового экзамена и включает 3 базовые станции, определенные слепым выбором студента по билету. Критерии выполнения навыка оцениваются  в соответствии с   ГОСТ «ТЕХНОЛОГИИ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОСТЫХ  МЕДИЦИНСКИХ  УСЛУГ  МАНИПУЛЯЦИИ СЕСТРИНСКОГО УХОДА» утвержденный в январе 2009года. Итоговая оценка на экзамене состоит из суммы рейтингового балла, полученного в ходе практики, результатов дистанционного тестирования и баллов, поученных на симуляторах.

Следующей ступенью обучения хирургическим навыкам становится дисциплина «общая хирургия», которую студенты проходят на лечебном и педиатрическом факультетах на 3 и 2 годах обучения соответственно. В ходе прохождения модулей дисциплины студенты с преподавателями отрабатывают навыки, регламентированные рабочей программой дисциплины на фантомах. Основными навыками являются  методы местной анестезии, десмургия, уход за случайными и гнойными ранами, транспортная иммобилизация, декомпрессия желудка и другие. По окончанию дисциплины перед экзаменом каждый студент проводит еще 4 часа в центре для отработки навыков самостоятельно в удобное для него время. Клинический экзамен по общей хирургии этапный и включает удаленное тестирование, экзамен на фантомах и собеседование по задачам. Следует отметить, что практическим умениям уделяем максимальное значение, так из максимальных 100 рейтинговых баллов по дисциплине 22,5 балла студент может получить при правильном выполнении манипуляций. Сама структура экзамена отчасти повторяет экзамен на 1 курсе и включает 3 базовые станции, определенные слепым выбором студента по билету: десмургия, лечение травм и общие вопросы хирургии. Каждая станция максимально оценивается в 7,5баллов, за каждый шаг алгоритма студент получает от 0,5 до 1 балла.

     Организационно в СГМУ решено применять симуляционное обучение не по отдельным компетенциям, а по группам компетенций, сформированных в отдельные стандартные учебные модули. Стандартный учебный модуль или стандартный имитационный модуль (СИМ) – единица учебного процесса симуляционного обучения, равная доли рабочего времени, отведенного на непосредственное взаимодействие обучающихся со средствами обучения (практическую подготовку), сопровождаемое педагогическим контролем. Каждая такая единица имеет сформулированный конечный результат подготовки и определенную стоимость. Наличие такой единицы учебного процесса будет позволять производить расчеты потребности подготовки специалистов. Перечень навыков в СИМе объединен по тематическому принципу, по задействованному для этого оборудованию и по достижимости учебных целей. Каждый СИМ, реализуемый в виде тренингов должен обязательно иметь следующие четыре части: 1) входной контроль уровня подготовленности, инструктаж об имитации, получение задания (до 20% времени), 2) непосредственное выполнение заданий, 3) обсуждение выполнения (дебрифинг), 4) итоговое выполнение (до 10% времени). На вторую и третью часть должно отводиться не менее 70% времени, при этом в зависимости от вида компетенций распределение между ними может соотноситься от 60:10 для отдельных навыков, до 30:40 для профессиональной деятельности в целом.

Методическая работа сотрудников кафедры общая хирургия не ограничивается разработкой СИМов. За прошедший период  были опубликованы 5 тезисов и 2 статьи в центральной печати, посвященные методам симуляционных технологий.

Большое внимание в СГМУ уделяется и мотивации студентов. За 5 лет было проведено 3 мастер класса, 2 конкурса среди студентов «Лучший в выполнении практических манипуляций по уходу за больным», активно работает студенческий научный кружок при кафедре общей хирургии, студенты имеют возможность выполнения операций на трупном материале животных.

Оценка результативности работы не может быть без цифровых значений: 


  • за 5 лет обучение прошли 2 тысячи студентов

  •  при анкетировании 93% студентов положительно оценивают применение симуляторов в изучении хирургии

  •  повысилась выживаемость знаний и практических компетенций по результатам среза знаний с 3,2 до 4,5баллов

  • До 100% повысился охват студентов в обучении на тренажерах при прохождении учебной, а затем и производственной практики и обучения дисциплине «общая хирургия»

  • Общее количество часов обучения на фантомах хирургическим навыкам на младших курсах увеличилось до 30 часов на студента.

 

Тема: Хирургия, лапароскопия
Евгений Ефимов