Оценка навыков общения с пациентами в симулированных условиях при аккредитации медицинских специалистов или симуляция оценки?

Автор(ы): Дьяченко Е. В.

Город: Екатеринбург

Учреждение: ФГБОУ ВО «Уральский государственный медицинский университет» Минздрава Росси

Результаты

К настоящему моменту проведено множество исследований, направленных на поиск наиболее эффективных методов обучения, позволяющих стабильно изменить поведение врачей на пользу пациентам. В профессиональный экзамен по допуску к клинической практике внедрены стандартизированные процедуры оценки навыков общения врачей с пациентами – специально обученными людьми, имитирующими конкретные клинические случаи.
К подобному подходу мировые медицинские школы и профессиональные ассоциации пришли не одномоментно, а через многолетний опыт и анализ успешных образовательных практик и оценочных процедур.
В России осознание необходимости структурированно и консолидировано решать проблему понимания коммуникативной компетентности медицинских специалистов активно звучит, начиная с 2017 года. Отсутствие согласованного трактования модели профессионального общения затрудняет разработку как образовательных программ, так и инструментов оценки навыков общения отечественных специалистов системы здравоохранения.
Российские выпускники медицинских организаций, осуществляющих образовательную деятельность по группе медицинских специальностей, c 2018 года демонстрируют навыки общения с пациентом в процедурах первичной и первичной специализированной аккредитации специалистов. Оценка навыков общения с пациентом в симулированных условиях в формате ОСКЭ является сложной и порой противоречивой задачей. Часто она опирается на косвенные показатели, которые дают лишь ограниченное представление о потенциале, сильных сторонах и областях совершенствования коммуникативной компетентности специалиста. Возможна ли и необходима ли всесторонняя оценка навыков общения с пациентом в условиях аккредитации специалиста? Спорный вопрос. Однако, следует отметить, что непроработанность проблемы методологии оценки навыков общения в симулированных условиях превращает подобную оценку в «симуляцию оценки».
Проработка подходов, методов и конкретных инструментов оценки навыков общения обеспечивает требования, предъявляемые к любым оценочным процедурам, – требования объективности, стандартизированности, валидности и надежности.

Тема: Коммуникативные навыки
Ольга Смирнитская

Компакт-кейсы как инструмент повышения пациентоориентированности врача

Автор(ы): Е.Н. Васильева, О.М. Исаева

Город: Нижний Новгород

Учреждение: НИУ "Высшая школа экономики"

Актуальность

Общеизвестно, что деятельность работников сферы здравоохранения осуществляется в условиях повышенных социально-психологических требований и связана с умственным и психоэмоциональным напряжением. Вследствие этого эффективность работы врача определяется не только профессиональными знаниями, умениями и навыками - «hard-skills», но и так называемыми «мягкими навыками» («soft-skills»), в число которых, в частности, входят стрессоустойчивость, готовность к неопределенности, развитый самоконтроль, высокий уровень эмоционального интеллекта и коммуникативная компетентность. Компетентность врача в общении с пациентом помогает выстроить их продуктивные отношения, повышает взаимопонимание, доверие пациента к назначениям, положительный эмоциональный настрой на лечение, обеспечивает его общую удовлетворенность и положительный результат лечения. Коммуникативная компетентность напрямую связана с пациентоориентированностью, определяемой как модель взаимодействия между медицинским работником и пациентом, основанную на дружелюбии, уважении, умении предугадать и эффективно разрешить конфликт, на понимании просьб пациента, способности их решать, на внимании к эмоциональному состоянию больного. Одним из современных инструментов повышения уровня пациентоориентированности является использование компакт - кейсов с целевым содержанием.

Цель

Представление опыта применения компакт-кейсов, разработанных на основе существующих проблем взаимоотношений пациентов и медицинских работников.

Материалы и методы

Кафедра организационной психологии НИУ «Высшая школа экономики»-Нижний Новгород на протяжении достаточно долгого времени проводит исследования, связанные с разработкой современных технологий и инструментов по повышению уровня клиентоориентированности сотрудников организаций разных сфер деятельности, в том числе и специалистов медицинской сферы: студентов медицинских вузов, практикующих врачей, управленцев различного уровня. В случае с медицинскими работниками речь идет о пациентоориентированности. К сожалению, в настоящее время, все еще существуют факторы, препятствующие внедрению подхода, ориентированного на пациента: отсутствие адекватного денежного вознаграждения; некомфортные условия труда; сложный психологический климат в коллективе; отсутствие возможностей для обучения и карьерного роста; профессиональное выгорание, личные проблемы врачей и т.д. Повысить ориентацию на пациента можно различными способами, среди которых: повышение заработной платы с помощью государственных программ; обеспечение индивидуального подхода к работе каждого медицинского специалиста: своевременное обучение, повышение квалификации и психологическая помощь в случае профессионального выгорания; организация тренингов, коучинговых сессий по запросу специалистов. Одним из инструментов повышения уровня пациентоориентированности является использование метода кейсов. Метод кейсов — это метод обучения с использованием описания реальной проблемной ситуации. Для ее решения необходимо тщательно изучить ситуацию, понять суть проблемы, проанализировать «сопутствующие» материалы, предложить возможные пути решения и выбрать лучшее из них. Случаи, используемые в кейс-методе, чаще всего, основаны на реальном фактическом материале или близки к реальной ситуации. Кейсы могут решаться индивидуально или в команде и способствуют развитию как профессиональных («hard-skills»), так и «надпрофессиональных» («soft – skills») компетенций. Кейсы могут быть представлены в разных формах:
• классический кейс: 20-30 стр., не менее четырех часов самостоятельной подготовки, охват тем из нескольких сфер или учебных курсов;
• сжатый кейс: 3-5 стр., упрощенное представление ситуации и ее решения, около двух часов самостоятельной подготовки, ориентация на соотнесение теоретической модели с практической ситуацией;
• компакт-кейсы: 1 – 2 стр., яркое представление проблемы и ее решения, не требуют дополнительной подготовки, могут разбираются сразу в процессе проведения.
В нашем случае были использованы компакт-кейсы, содержание которых основано на анализе и обобщении существующих проблем взаимоотношений пациентов и медицинских работников и которые демонстрируют проблемные ситуации, связанные с общением и деятельностью врача. Решение таких кейсов готовит специалистов в сфере медицины к подобным моментам в будущем, помогая выбрать наиболее эффективную модель поведения, повышая, тем самым, уровень пациентоориентированности.

Результаты

На основании проведенного эмпирического исследования пациентоориентированности одного из медицинских центров г. Нижнего Новгорода определились «проблемные зоны», на проработку которых и была направлена разработка целевой серии компакт-кейсов. Каждый кейс имеет объем от 1,5 до 3 страниц описания проблемной ситуации, а также вопросы, ориентированные на оценку действий «главного персонажа» и анализ его поведения с точки зрения пациентоориентированности, а также выбор стратегии действия в роли «главного персонажа». Прежде чем кейсы были «запущены» в обучение сотрудников центра, они прошли экспертную оценку руководителей центра и специалистов по кейс-методу НИУ «Высшая школа экономики»-Нижний Новгород. Использование компакт-кейсов в процессе систематического обучения медицинских работников показало их эффективность для развития коммуникативной компетентности и повышения уровня пациентоориентированности, что в дальнейшем, несомненно, отразится на их общем психоэмоциональном состоянии, стрессоустойчивости и эффективности деятельности.

Тема: Коммуникативные навыки
Елена Васильева

Клиническая коммуникация с роботом

Автор(ы): Грибков Д.М.1., Гуляева М.А. 1, Ким Е.В2, Шубина Л.Б.1

Город: Москва

Учреждение: 1 - Факультет фундаментальной медицины МГУ им. М.В. Ломоносова, Москва 2 – Симуляционный центр Синтомед

Актуальность

Обучение по медицинской специальности накладывает особую ответственность, а общество предъявляет студентам-медикам – повышенные требования. В процессе обучения у будущих медиков, в числе прочих компетенций, происходит формирование профессиональных навыков и клинического мышления. Это требует большого количества времени на участие в практической медицинской деятельности во время обучения. Симуляционное обучение успешно способствует решению этой задачи. Для увеличения количества часов для наработки навыков общения с пациентом, сбора клинически значимой информации и навыков постановки диагноза, предлагается дополнить процесс симуляционного обучения человекоподобными роботами с различными сценариями для формирования базовых профессиональных навыков у будущих специалистов. Немаловажным является вопрос о восприятии студентами-медиками новых технологий в процессе обучения

Цель

Путем проведения пилотной станции в рамках аккредитации выявить готовность выпускников к взаимодействию с роботом, а также возможности Виртубота в качестве симулированного пациента

Материалы и методы

На базе кафедры клинического моделирования и мануальных навыков ФФМ МГУ им. М.В. Ломоносова во время проведения аккредитации выпускников специалитета и ординатуры была предложена дополнительная (пилотная) станция. После проведения пилота все аккредитуемые, члены экспертной комиссии и сотрудники, обученные в качестве симулированного пациента, приняли участие в анонимном опросе, связанном с описанием полученного опыта. В опросе приняло участие 111 человек. Перед входом на пилотную станцию, все участники были проинформированы о том, что станция экспериментальная в общей оценке не участвует, а общение они будут вести с роботом. Необходимо отметить, что специального обязательного курса ни по коммуникативным навыкам, ни по подготовке к аккредитации большинство участников не проходили. Существует факультативный курс по навыкам общения, который пожелали пройти около 2% всех выпускников. Все остальные участники проходили традиционное обучение и подготовку по паспорту станции. Для оценки работы на пилотной станции использовалась внутренняя система оценки по чек-листу, аналогичному опубликованному в паспорте экзаменационной станции, а также субъективная оценка эксперта, работающего на станции

Результаты

В настоящий момент на роботе предлагался сценарий, использованный в прошлом году на аккредитации. Работа робота организована в соответствии с требованиями для оценки следующих параметров (наличия этапов консультирования, возможность задавать открытые вопросы, вопросы для скрининга, выявления мнения пациента, обобщения и высказывания предварительной клинической гипотезы). 100% выпускников преодолели 70% барьер по чек-листу. Среднее время затраченное при этом на пилотной станции составило 3 минуты 3 секунды, при этом минимальное время 1 минута 40 секунд, а максимальное 6 минут 23 секунды. Количество респондентов, отметивших опыт работы с роботом как отличный и хороший составил 17% (5 % и 12% соответственно). Тем не менее, по субъективной оценке от экспертов, участвующих в эксперименте, выпускников, которые реально справились со сценарием, не более 3%

Обсуждение

Каждый из выпускников знал алгоритм работы на станции. Так как робот запрограммирован на идеальный алгоритм, то отклонение от него, приводило к «техническим проблемам», которые для многих казались непреодолимыми. Некоторые понимая, что не даёт им продвинуться вперед возвращались к своим последним фразам, что позволяло дойти до конца сценария. Основные проблемы коммуникации в данном пилоте это – слова паразиты, долгие паузы в формулировании вопроса, преждевременный переход к уточняющим вопросам по первой предъявленной жалобе, не использование обобщения перед тем, как задать скрининговый вопрос после уточняющих вопросов. Экспертам, участвующим в эксперименте, совершенно очевиден недостаток глубокого понимания применяемых навыков общения у аккредитуемых и их сегодняшнюю неготовность к использованию данной технологии. Преимуществом данного робота является возможность для отработки коммуникаций по большому количеству клинических сценариев

Выводы

Безусловно, использование подобных роботов существенно упрощает работу по организации и обеспечению большого количества разных сценариев, предъявляемых всем аккредитуемым в подчеркнуто одинаковых условиях. Но использование роботов должно обязательно пройти через подготовительный этап в сравнение с работой человека в роли симулированного пациента, а также на практике в медицинских организации с пациентами, что обеспечит и глубокое понимание используемых навыков, и психологическую готовность к новым технологиям

Тема: Коммуникативные навыки
Любовь Шубина

Интерактивные методы обучения как метод реализации компетентностного подхода при подготовке врача

Автор(ы): Е.И. Морозова

Город: Чита

Учреждение: ФГБОУ ВО ЧГМА

Актуальность

С учетом изменений в обществе и требований к специалисту ориентиром высшей школы на современном этапе становится компетентностный подход, целью которого является компетентный специалист, готовый «к созданию нового в сфере своей профессиональной деятельности», способный «успешно работать даже в условиях отсутствия в своей базе готовых алгоритмов, проявляя творческое, созидательное мышление в нестандартных ситуациях», а также осознаю-щий «социальную значимость и личную ответственность за результаты этой деятельности, необходимость ее постоянного совершенствования». Целесообразность ис¬пользования именно активных методов согласуется и с данными экспериментальной психологии, согласно которым усваивается 10% материала, принятого на слух, 50% материала увиденного, и 90% из того, что обучающиеся сделали сами.

Цель

Суть метода ситуационно-ролевой игры состоит в импровизированном разыгрывании ситуации (в нашем случае амбулаторный прием пациента), моделирующей типичную для данной группы деятельность и проблемы, которые возникают в хо¬де этой деятельности. В игре участвуют несколько человек, которые по ходу иг-ры используют роли отдельных персонажей ситуации. Одна и та же ситуация может проигрываться несколько раз, чтобы дать возможность участникам игры побывать в разных ролях. При этом моделируемая в игре ситуация должна максимально приближаться к реальной действительности.

Материалы и методы

Согласно профессиональному стандарту «Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)», выпускники медицинских вузов должны владеть следующими трудовыми функциями: проведение обследования пациента с целью установления диагноза, назначение и контроль эффективности и безопасности медикаментозного и немедикаментозного лечения, разработка и проведение профилактических, санитарно-гигиенических мероприятий, а также предоставление медико- статистических данных и организация деятельности подчиненного медицинского персонала. Одним из методов проведения практических занятий в объеме изу-чения терапевтических дисциплин в интерактивной форме у студентов 5-6 курса предлагается ролевая игра "Амбулаторный прием", предполагающая освоение следующих компетенций:
- ПК-2 (способность и готовность к проведению профилактических медицинских осмотров, диспансеризации и осуществлению диспансерного наблюдения).
- ПК-7 (готовность к проведению экспертизы временной не-трудоспособности, участию в проведении медико-социальной экспертизы, констатации биологической смерти человека)
- ПК-9 (готовность к ведению и лечению пациентов с различными нозологическими формами в амбулаторных условиях и условиях дневного стационара)

Результаты

Перед проведением занятия в форме ролевой игры, преподаватель готовит сценарий заданной ситуации (согласно теме практического занятия) и предполагаемую модель пациента с соответствующим диагнозом, при этом уровень сложности может варьироваться от отсутствия жалоб и отклонений по данным лабораторных и инструментальных исследований до наличия выраженных клинических проявлений предполагаемого заболевания. Далее распределяются роли среди студентов группы. Как правило это пациент, пришедший на прием, участковый врач-терапевт, участковая медсестра, врач-лаборант, председатель врачебной комиссии и т.д. Наряду с этим преподаватель подготавливает реальную медицинскую документацию (анализы, ЭКГ и др.), обеспечивает студентов вспомогательной информацией (нормативно-правовыми документами, таблицами, макетами и пр.), бланками учетной документации.
Ведущий - преподаватель начинает игру исходной врачебной ситуации. Студенты, согласно своим ролям и заданной модели пациента, должны провести амбулаторный прием: собрать жалобы и анамнез, предположить диагноз и характерные для данного заболевания физикальные данные, интерпретировать полученные результаты обследований и имеющиеся факторы риска хронических неинфекционных заболеваний, оценить трудоспособность, при необходимости, отправить пациента на дополнительное обследование и назначить лечение. План действий и целесообразность всех принятых решений специалистами обязательно обосновывается вслух. В заключении осуществляется разбор игры. Преподавателем или экспертами из числа студентов проводится анализ удачных и неудачных решений и действий всех участников игры. Каждый из студентов так же может изложить свою точку зрения на проигранные ситуации, определить оптимальность их реализации. Итоги игры подводит преподаватель с разбором ошибок, обращая внимание на их исправление.

Обсуждение

В ходе игры у преподавателя есть возможность не только проверить у студентов знания и умения по клиническим рекомендациям, стандартам ведения больных и действующим в первичном звене нормативным актам, но и оценить уровень деонтологической подготовки студентов, а также правильность и эффективность сбора жалоб и анамнеза.

Выводы

Таким образом, ролевая игра "Амбулаторный прием" формирует знания и навыки в объеме профессиональных компетенций образовательного стандарта ФГОС3+ и ФГОС 3++ и готовит выпускников к соответствующим трудовым функциям, необходимым для профессиональной деятельности, а также является первым уровнем изучения и отработки коммуникативных навыков.

Тема: Коммуникативные навыки
Евгения Морозова

Объединение специалистов в области профессионального общения в медицине

Автор(ы): Васильева Е.Ю1., Грибков Д.М.2, Дьяченко Е.В.3, Шубина Л.Б.2

Город: Москва

Учреждение: 1 – Кафедра педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Северный государственный медицинский университет» 2) Факультет фундаментальной медицины МГУ им. М.В. Ломоносова» 3) Центр компетенций ФГБОУ ВО «Уральский государственный медицинский университет»

Актуальность

Профессиональное общение в медицине – область клинического знания, активно развиваемая в отечественном медицинском образовании и поддерживаемая профессиональным сообществом, в части внедрения в профессиональный экзамен по допуску к деятельности оценивающих процедур по коммуникативной компетентности медицинских специалистов. Существенным ограничением в целенаправленной и систематической подготовке будущих работников здравоохранения навыкам профессионального общения является отсутствие согласованного подхода в профессиональном сообществе специалистов медицинского образования по вопросам методологии обучения и оценивания коммуникативной компетентности

Цель

Консолидировать специалистов в области профессионального медицинского общения и специалистов медицинского образования для согласованной проработки вопросов в области понятийно-терминологического аппарата, методологии обучения и оценивания навыков профессионального общения в медицине

Материалы и методы

В настоящий момент в составе инициативной рабочей группы по вопросам обучения профессиональному медицинскому общению состоит 59 человек, являющихся представителями различных организаций, осуществляющих как образовательную деятельность, так и оказывающих медицинскую помощь населению. Решение о создании рабочей группы было принято во время очередного Круглого стола «Модели профессионального общения в клинической практике», организованного по инициативе общероссийской общественной организации "Российское общество симуляционного обучения в медицине" (РОСОМЕД), 17 марта 2022 г. Площадкой для работы инициативной группы выступила закрытая платформа электронного обучения компании Синтомед и кафедры клинического моделирования и мануальных навыков ФФМ МГУ им. М.В.Ломоносова

Результаты

В ходе серии опросов и ряда проведенных в 2021-2022 гг. совместных мероприятий выявлено, что абсолютное большинство участников инициативной группы (93%) не считают качество подготовки студентов-медиков в области профессионального общения удовлетворительным. Возможное решение проблемы участники связывают с необходимостью разработки и реализации согласованного подхода в понимании содержания такой области знания как «профессиональное медицинское общение», подходы и методы обучения и оценивания коммуникативной компететности медицинских специалистов. Согласованный подход рассматривается как альтернатива традиционным разрозненным обучающим практикам и подходам в подготовке студентов-медиков (98%). Установлено, что «человеческий» барьер и барьеры, связанные с опытом преподавания, являются основными триггерами на пути разработки и реализации согласованного подхода в данной области клинической медицины – области навыков профессиональной медицинской коммуникации.
Работа инициативной группы была организована по проектному типу – плану мероприятий и дорожной карте их реализации. Этапы работы группы: разработка модели профессионального медицинского общения, согласование понятийно-терминологического аппарата, проектирование и разработка методических рекомендаций по формированию программ обучения и средств для педагогической оценки коммуникативной компетентности с целью дальнейшей интеграции в действующие основные образовательные программы медицинского образования всех уровней подготовки

Обсуждение

В настоящий момент в работе инициативной группы обсуждаются семь авторских оригинальных моделей профессионального общения в медицине, предложены 157 терминов, описывающих данную область знания,. Для 14 терминов, наиболее важных, по мнению участников группы, уже даны определения, которые проходят стадию обсуждения. Очевидно, что имеется большой разрыв между тем, что эксперты считают передовой практикой, и тем, что на самом деле используется в клинических условиях. Также встаёт вопрос, почему, несмотря на наличие публикаций и информации по этой теме, большинство медицинских работников и специалистов медицинского образования не принимают или не отдают приоритет коммуникации, ориентированной на пациента. Данные факты, по нашему мнению, свидетельствуют в пользу того, что согласованный подход в обучении и оценивании коммуникативной компетентности в медицинских вузах России смог бы стать определяющим условием для создания в РФ единой методологии обучения, методического сопровождения в области преподавания и оценки навыков общения, включая процедуру аккредитации специалистов, в соответствии с особенностями российского медицинского образования, практического здравоохранения, российского менталитета

Выводы

Инициатива консолидации усилий медицинских специалистов и специалистов медицинского образования по вопросу согласования позиций в понимании терминологического аппарата области «профессиональное медицинское общение», подходов и практик обучения и оценивания коммуникативной компетентности медиков – существенный шаг в выработке отечественного согласованного подхода в данной области клинического знания.
Согласованность понимания и трактования модели профессионального медицинского общения открывает возможности для разработки рекомендательных методических материалов по целенаправленному и системному формированию коммуникативной компетентности медицинских специалистов, их внедрения в образовательный процесс организаций, осуществляющих подготовку будущих врачей и медицинских сестер

Тема: Коммуникативные навыки
Любовь Шубина

Этапы развития коммуникативной компетентности: опыт Медицинского университета Караганды

Автор(ы): Кемелова Г.С., Аимбетова Д.Б., Мациевская Л.Л., Риклефс В.П.

Город: Караганда, Казахстан

Учреждение: НАО "Медицинский университет Караганды"

Актуальность

В Казахстане на протяжении последних пятнадцати лет приоритетным направлением в медицинском образовании является развитие коммуникативных навыков в подготовке специалистов здравоохранения. За данный период образовательные программы (ОП) по формированию коммуникативной компетентности претерпели несколько трансформаций, которые корректировались с учетом мнения и обратной связи всех заинтересованных сторон: студентов, преподавателей, работников практического здравоохранения и пациентов. Преподаватели медицинских вузов опасаются, что нынешние студенты обладают слабыми коммуникативными навыками, потому что они много времени проводят в виртуальной среде, последние два года обучение проходило в дистанционном формате, студенты предпочитают социальную среду для общения, и это может повлиять на профессионализм в будущем, в связи с этим ОП делает фокус на развитие данного направления. Медицинский университет Караганды за пятнадцать лет опыта обучения дисциплины "Коммуникативные навыки" применил разные подходы.

Цель

Целью данного исследования явилось описание этапов изменения образовательных программ развития коммуникативной компетентности студентов медицинского образования.

Материалы и методы

Материалами исследования явились ОП по специальности «Общая медицина» Медицинского университета Караганды за период 2007-2022 годы.

Результаты

Анализ ОП бакалавриата по специальности «Общая медицина» условно были разделены на три этапа в соответствии с пересмотром ОП: 1 этап – 2007–2014 гг., 2 этап – 2015-2018 гг., 3 этап – 2019-2022 гг. В рамках реформирования медицинского образования в Казахстане дисциплина «Коммуникативные навыки» (КН) была впервые внедрена в государственный общеобразовательный стандарт образования (ГОСО) 2006 года и ежегодно обсуждалась с целью выявления слабых сторон программы и улучшения его содержания. На первом этапе своего развития дисциплина была разделена на два блока «Коммуникативные навыки-1» (КН-1) с изучением базовых навыков на 1 курсе и «Коммуникативные навыки-2» (КН-2) с изучением продвинутых навыков на 2 курсе по 90 академических часов/2 кредита соответственно. Была создана кафедра коммуникативных навыков, отвечающая за интеграцию дисциплины в ОП из специально обученных клинических психологов и клиницистов, имеющих опыт работы с реальными пациентами и навыками преподавания. КН-1 был направлен на овладение вербальных и невербальных способов взаимодействия с пациентами. КН-2 был сосредоточен на взаимодействии с трудными пациентами и сообщении плохих новостей пациенту или его родственникам. Оценивание проводилось по стандартизированным чек-листам, состоящим из 6 блоков и 45 критериев. В обучении КН-2 применялись стандартизированные пациенты с разными психотипами. Слабой стороной данной реформации была «бравада» разработчиков ОП, переоценивших возможности обучающихся. Ожидаемые результаты обучения данной программы не были достигнуты в полной мере, так как данная дисциплина воспринималась участниками обучения как ответственность только одной кафедры, преподающей данную дисциплину. КН-2 из-за сложности предмета не соответствовала уровню обучения студентов 2 курса, потому что они еще не освоили клинические науки, а в дальнейшем студенты затруднялись продемонстрировать коммуникативные навыки у постели больного на клинических дисциплинах, несмотря на успешное её освоение. Образовательные вмешательства, направленные на повышение способности студентов общаться с пациентами, оказались многообещающими.
На втором этапе были разработаны и пересмотрены ОП и контрольный чек-лист для оценки коммуникативных навыков на основе Калгари-Кембриджской модели. Дисциплина подразделялась на КН-1 (обучение базовых навыков на 1 курсе) и КН-5 (обучение продвинутых навыков на 5 курсе) с увеличением объема академических часов до 135 (3 кредита) и объединением критериев оценки до 8 пунктов. Обучение КН-5 стало более продуктивным и эффективным, так как студенты освоили большую часть клинических дисциплин, могли определять проблемы пациентов, сообщать печальные новости, работать с трудными пациентами и добиваться их приверженности. Несмотря на успешную демонстрацию КН на итоговом ОСКЭ, при встрече с реальными пациентами студенты имели такие же трудности, какие были выявлены на 1 этапе. Трудности в контакте с реальными пациентами были следствием дисциплинарного подхода обучения, так как студенты после прохождения КН-1 не стремились закрепить полученные знания и навыки, а обучение клинических дисциплин не ставило приоритетом оценку КН для закрепления и было сосредоточено только на изучении нозологий клинических дисциплин.
Далее был начат новый этап преподавания дисциплины под названием «Пациент-центрированная помощь и эффективный комплаенс», которая выбрала образовательную стратегию по интеграции КН во все дисциплины. С 2019 года обучение КН была основана на интеграции нескольких подходов обучения с применением перевернутого класса, виртуального и стандартизированного пациентов. Интеграция КН в фундаментальные и клинические науки позволяет на протяжении всего периода обучения обеспечить непрерывность и преемственность формирования КН. Все участники образовательного процесса в равной степени ответственны за развитие КН обучающегося.

Обсуждение

Развитие коммуникативной компетентности в медицинском образовании несомненно является актуальным направлением и за последние пятнадцать лет реализации ОП «Общая медицина» Медицинский университет Караганды применил разные подходы обучения дисциплины «Коммуникативные навыки». Анализ этапов развития коммуникативной компетентности обучающихся показал, что необходимо отойти от дисциплинарного подхода обучения и интегрировать развитие коммуникативных навыков во все дисциплины через регулярный мониторинг/контроль знаний и умений достигнутых результатов на каждом этапе обучения.

Выводы

Таким образом, тотальная интеграция КН в ОП на протяжении последних трех лет продемонстрировала свою эффективность, которая измеряется итоговым контролем через ОСКЭ на всех этапах обучения и государственной независимой экзаменацией выпускников.

Тема: Коммуникативные навыки
Гульшат Кемелова

Значение мотивационной составляющей в освоении основ коммуникационных взаимоотношений «врач-пациент»

Автор(ы): Булатов С.А.,Харисова Э.Х.

Город: Казань

Учреждение: Казанский государственный медицинский университет

Актуальность

В настоящее время, в высшем медицинском образовании уделяется особое внимание обучению студентов принципам профессионального общения с пациентами. К сожалению, прагматичный подход к этому со стороны страховой медицины ограничивает и без того скромные возможности преподавателей клинических кафедр по предоставлению обучающимся достаточно времени на работу с реальными пациентами. На освоение данной компетенции, начиная с первого курса, отводится достаточно большое количество часов, однако, результат можно считать лишь «удовлетворительным» (Светлякова О.А., 2014г.) При этом, единого подхода к методике обучения студентов коммуникативным навыкам на данный момент не выработано. По мнению ряда отечественных и зарубежных авторов (Герасименко С.Л., 2009г., Кондратова Н.В., 2011г., Deveugele M., 2016г., Brouwers M, Custers J, и др., 2019г.) в основе должен быть максимально персонализированный подход в подготовке будущих специалистов с созданием стереотипа вербального инструмента в конкретной ситуации. Внедрение Калгари-Кембриджской системы, как алгоритма взаимодействия врача и пациента, значительно упростило и систематизировало подходы к обучению в вузе. Вместе с тем, набор сухих рекомендаций, не подкрепленных практикой, не позволяет сформировать навык.

Цель

Разработка методики обучения студентов коммуникационным навыкам взаимодействия с пациентом на основе игрового подхода и повышения мотивационной составляющей в изучении Калгари-Кембриджской системы.

Материалы и методы

Нам представляются уникальными возможности методики «стандартизированный пациент». На 4-м курсе обучения в Казанском ГМУ студенты лечебного и педиатрического факультетов проходят тренинговый курс в объеме 36 часов, основу которого составляет работа с пациентами-актерами по методике «стандартизированный пациент». Пациентам-актерам была поставлена задача, во время первой встречи со студентами, демонстрировать выражение эмоций, которые наиболее часто встречаются в реальной жизни у больного человека: гнев, раздражительность, обида, недоверие, нигилизм. Студенты, без предварительной подготовки, оказывались в сложной, эмоционально напряженной ситуации и подвергались психологическому прессингу со стороны пациентов в течении 10 минут. Все студенты, участники данного эксперимента, были разделены на 2 группы: одна встречалась с психологическими проблемами общения с пациентом, вторая подобных проблем не имела. Для оценки коммуникативных умений студентов были использованы тесты в 3 точках – после занятия занятий, в конце цикла и через 3 месяца. Для оценки выживания практических умений мы использовали стандартные положения Калгари-Кембриджской системы.

Результаты

Оценивали результат взаимодействия внешние эксперты и пациенты-актеры. Положительным считался результат если студенту удавалось в течении 5-7 минут перейти к «профессиональным» вопросам: сбору анамнеза, объективному обследованию пациента. Негативным считался результат если обучаемый демонстрировал в ответ негативные эмоции, молчал, обращался за помощью к преподавателю или покидал рабочее место и прекращал общение с пациентом. Во второй половине занятия проводилось обсуждение каждой ситуации с выработкой практических рекомендаций по ее преодолению

Обсуждение

По результатам анализа ответов студентов было выявлено, что усвоение положений Калгари–Кембриджской системы было выше в группе с «психологическим стрессом». По мнению пациентов-актеров, студенты этой группы более активно пользовались приемами активного взаимодействия: открытые и закрытые вопросы, поза, уточняющие вопросы, демонстрирование эмпатии к собеседнику. Был проведен опрос студентов о впечатлениях от проведенного тренингового курса. Многих студентов (83%) привлекла возможность встречи с эмоциями пациентов и последующий разбор ситуации с выработкой практических рекомендаций по преодолению сложных психологических ситуаций..

Выводы

Введение эмоциональной составляющей в игру пациента-актера, с последующим разбором ситуации с преподавателем, повышает заинтересованность и мотивацию студентов к углубленному изучению Калгари-Кембриджской системы как основы коммуникации врач-пациент.

Тема: Коммуникативные навыки
Сергей Булатов

Обучение у постели больного с точки зрения преподавателей, студентов и пациентов

Автор(ы): А.В. Байков, Т.Л. Шахбатян, Л.Дж. Петросян, Э.А. Оганнисян, А.Э. Туманян

Город: Ереван, Армения

Учреждение: Ереванский государственный медицинский университет им. М. Гераци

Актуальность

Обучение у постели больного веками являлось одним из самых эффективных способов подготовки врачей. Оно традиционно считается ключевым элементом клинического обучения, поскольку позволяет студентам участвовать в ряде реальных процессов, связанных с профессиональной деятельностью врача, что было бы невозможно осуществить в аудитории у доски. Многие врачи, мыслители и философы высказывались о важности клинического опыта в медицинском образовании вообще, и о приобретении навыков исследования пациентов и способности оформлять истории болезни уже во время учебы в частности.

Цель

С целью выяснения современного состояния проблемы обучения у постели больного была проанализирована англоязычная литература за последние два десятилетия, с сопоставлением со спектром методик и формами обучения, применяемыми в Ереванском государственном медицинском университете им. М. Гераци (ЕГМУ).

Материалы и методы

Данное исследование является литературным обзором. Были отобраны 52 статьи, 27 из которых соответствовали критериям включения. Все статьи были получены из интернет-источников с открытым доступом. Для поиска статей использовались ключевые слова «bedside teaching, clinical teaching, medical education, clinical teaching benefits, bedside teaching decline, clinical skills». Статьи, посвященные медицинскому образованию в условиях COVID-19 были исключены. Для сравнения состояния вопроса с контекстом системы высшего медицинского образования в Республике Армения (РА) были использованы данные ЕГМУ.

Результаты

Тщательный анализ литературных данных свидетельствует, что обучение у постели больного в целом воспринимается положительно участниками процесса (клинические преподаватели, студенты и пациенты). Несмотря на некоторые неудобства, эффективность занятий у постели больного достаточно велика с точки зрения преподавателей и студентов. Готовность пациентов на согласие на участие в занятиях зависит от национальной, этнической, религиозной, половой принадлежности, а также от возраста и социального класса. В основном женщины пожилого возраста с удовольствием проявляют желание быть вовлеченными в процесс обучения, они с удовольствием общаются со студентами и врачами-преподавателями по поводу собственного здоровья. Соотношение студенты/пациенты имеет ощутимое значение для эффективности занятий у постели больного, т.к. большое количество студентов в основном негативно воспринимается пациентами. Наиболее целесообразна организация занятий малыми группами (по 5-6 студентов). Однако некоторые пациенты принципиально против своего вовлечения в клинические занятия по не всегда понятным причинам. Введение практики дачи информированного согласия пациентом на этапе поступления в университетскую клинику поможет облегчить планирование клинических занятий. В РА обучение у постели больного зачастую воспринимается как нарушение конфиденциальности, в особенности при обсуждении деликатных вопросов, подобная закономерность замечается в восточных странах, тогда как в западных странах пациенты чаще проявляют готовность к участию. Мы склонны считать отказы некоторых пациентов в РА от участия в клинических занятиях феноменом «малой страны». Профессионализм и педагогический опыт преподавателя также имеет важное значение для успешного применения методики обучения у постели больного. Некоторое регресс в применении методики занятий у постели больного может быть обусловлен открытием в ЕГМУ симуляционного образовательного центра и интегрированием его в учебных процесс, одновременно отмечается значительное повышение уровня преподавания и освоения клинических навыков.

Обсуждение

Обучение у постели больного в больничной палате предполагает непосредственную коммуникацию студента, врача-преподавателя и больного, которая, однако, не всегда бывает успешной. Несмотря на важность этой формы обучения, она постепенно вытесняется из набора методик обучения медицинских вузов, так как в организации процесса возникают проблемы, значительно снижающие эффективность обучения, в связи с чем, высшие учебные заведения в настоящее время зачастую не принимают меры по ее поддержанию и развитию. Помимо этого, в XXI веке внедрение инновационных образовательных технологий несколько затмило эту форму обучения. Однако нельзя забывать, что владение современными технологиями не может в полной мере вооружить будущих врачей необходимыми профессиональными навыками. Общение с пациентом и демонстрация эффективных коммуникативных навыков являются одними из важнейших обязанностей врача. Получения теоретических знаний на занятиях без применения их на практике с реальным пациентом недостаточно для успешной карьеры врача. Дефицит институциональных средств и большое количество студентов также могут привести к снижению эффективности этой формы обучения.

Выводы

Для преодоления существующих проблем необходима методологическая реформа с организационными решениями, позволяющими в полной мере сохранить и развить обучение у постели больного как классическую форму клинического медицинского обучения в современном исполнении для обеспечения надлежащего формирования профессиональных коммуникативных навыков будущих врачей.

Тема: Коммуникативные навыки
Арам Байков

Барьеры коммуникации : пациент - врач

Автор(ы): С.А. Знобина

Город: Барнаул

Учреждение: Алтайский Государственный Медицинский Университет

Актуальность

Ключевая цель любого медицинского центра и любого врача - иметь счастливого и довольного клиента. Коммуникативные навыки имеют основополагающее значение, когда речь идет о медицине и обслуживании клиентов. Успешный медицинский бизнес строится на доверии и общении как между персоналом, так и, конечно же, между врачами и пациентами. Вот почему понимание важнейших понятий коммуникации в индустрии здравоохранения является обязательным для любого врача.

Цель

Выяснить значимость общения в профессиональной деятельности врача. Ее успешность, как и эффективность профессионально-личностной адаптации, во многом определяется развитостью способности субъекта к организации процесса профессионального общения, умений выделять ее смыслообразующие компоненты, эффективно использовать средства и приемы построения перцептивных, информационных и межличностных отношений в диаде «врач-пациент».

Материалы и методы

Необходимо развивать и поддерживать отношения между врачом и пациентом, а это не самая простая задача. Однако, поскольку это необходимо, у хорошего врача нет другого выбора, кроме как изучить основные правила общения с пациентами и управления взаимоотношениями с пациентами. Это почти так же важно, как иметь высшее медицинское образование.
Профессиональное общение для врача включает в себя следующие не-гласные правила:
- проявление заботы, сочувствия и чуткости к чувствам каждого пациента;
- чувство такта, сохранение личных границ пациента;
- постоянное стремление к честному общению, основанному на уважении;
-постоянное развитие профессиональных и личностных навыков: необходимо обращать внимание на современные методики, изобретения, обучение и прочее;
-проявление уважения по отношению к своим коллегам.
Коммуникация также отвечает за построение удовлетворительных и благоприятных отношений между всеми заинтересованными сторонами системы здравоохранения. Между врачом и пациентом это помогает установить взаимопонимание, повысить удовлетворенность пациентов, справиться с назначениями и обеспечить желаемые положительные результаты. С другой стороны, эффективная коммуникация между медицинскими работниками (врачами, студентами и аспирантами, медсестрами, вспомогательным медицинским персоналом) помогает создать безопасную, надежную, благоприятную и профессиональную рабочую среду.
В настоящее время обучение медицинских работников тому, как эффективно общаться в медицинских учреждениях, стало скорее необходимостью, чем роскошью. Многие профессиональные программы здравоохранения уже включили навыки общения в свои учебные программы, основанные на компетенциях.
Коммуникация является важным компонентом ухода за пациентами. Традиционно коммуникация в учебных программах медицинских школ включалась неофициально в рамках раундов и обратной связи с преподавателями, но без особого или интенсивного внимания навыкам общения как таковым.

Результаты

Систематический обзор рандомизированных клинических испытаний и аналитических исследований общения между врачом и пациентом подтвердил положительное влияние качественной коммуникации на результаты в области здравоохранения. Продолжение исследований в этой области имеет важное значение.

Обсуждение

Исторически в медицине существовал патерналистский подход к принятию решения о том, что следует сделать для пациента: врач знал лучше всех, и пациент безоговорочно принимал рекомендации. Эта эпоха заканчивается, ее сменяет потребительство и движение к совместному принятию решений. Пациенты советуют друг другу "просвещаться и задавать вопросы". Удовлетворенность пациентов своим уходом в значительной степени зависит от того, насколько успешно будет осуществлен этот переход. Свободный доступ к качественной информации и продуманные обсуждения между пациентом и врачом являются основой этой революции.

Выводы

Высокая значимость общения в профессиональной деятельности врача очевидна. Ее успешность, как и эффективность профессионально-личностной адаптации, во многом определяется развитостью способности субъекта к организации процесса профессионального общения, умений выделять ее смыслообразующие компоненты, эффективно использовать средства и приемы построения перцептивных, информационных и межличностных отношений в диаде «врач-пациент».

Тема: Коммуникативные навыки
Софья Знобина

Опыт проведения коммуникативных тренингов с применением виртуальных пациентов

Автор(ы): Н.Г. Королева, З.В. Лопатин, А.В. Воздвиженская, К.Ю. Королев

Город: Санкт-Петербург

Учреждение: ФГБОУ ВО Северо-Западный государственный медицинский университет имени И.И. Мечникова Министерства здравоохранения Российской Федерации

Актуальность

Профессиональная модель российского врача основана на комплексе компетенций, включающем знания доказательной медицины, высокий уровень владения практическими навыками, а также мягкими навыками (soft skills), такими как коммуникативные навыки, критическое мышление, эмпатия и т.д. Сегодня формирование компетенций будущего врача требует безопасной обучающей среды для отработки ключевых профессиональных навыков, которая основана на симуляционных технологиях. На наш взгляд, симуляционные технологии эффективны не только в отработке навыков манипуляций, но и для обучения коммуникативным навыкам будущего врача. Виртуальные пациенты (ВП) как особый тип компьютерных программ или набор видео сюжетов симулируют реальные клинические сценарии, при прохождении которых обучающийся исполняет роль медицинского работника с целью сбора анамнеза, проведения физикального осмотра, принятия диагностических и терапевтических решений. В этом свете, коммуникативные тренинги с применением ВП несут пропедевтическую функцию, реализуя обучение на собственных ошибках без риска для пациента, получение быстрой оценки своим действиям и многократное повторение моделей коммуникативного поведения, что позволяет обеспечить качественно более высокий уровень подготовки медицинского работника к пациент-ориентированной коммуникации.

Цель

Цель исследования: интегрировать технологию виртуального пациента (ВП) в образовательную программу высшего образования уровня специалитет - 31.05.01 "Лечебное дело" (СЗГМУ им. И.И. Мечникова) для совершенствования обучения врачей пациент-ориентированной коммуникации.
Задачи исследования: определить наиболее оптимальную технологию обучения коммуникативным навыкам, разработать методическую поддержку ВП, реализовать дисциплину «Коммуникативные навыки врача» на основе ВП и оценить уровень удовлетворенности обучающихся выбранным методом подготовки.

Материалы и методы

Выполнен анализ 136 зарубежных и отечественных публикаций, размещенных в базах данных elibrary, PubMed, Scopus, ResearchGate, EMBASE и других в интервале с 1990 по 2020 гг. изучена таксономия и применение ВП в целом, а также использование данной методики для обучения непосредственно коммуникативным навыкам врачей. Теоретические выводы исследования построены на валидных источниках, отобранных по инструкции PRISMA.
Разработан банк из 6-ти ВП, которые интегрированы в модули образовательной программы “Коммуникативные навыки врача”. ВП, использовавшиеся в обучении, спроектированы с помощью открытой онлайн платформы OpenLabyrinth. Все сценарии поведения ВП разработаны на основе реальных клинических ситуаций и имеют свои коммуникативные особенности: отражают три возможные модели коммуникативного поведения врача (пациент-ориентированную как наиболее оптимальную, патерналисткую и конфликтогенную).
Для оценки коммуникативных навыков студентов после обучения с применением ВП был использован метод блюпринт (blueprinting), который заключается в последовательной оценке запланированных результатов обучения в каждой обучающей сессии.
Итоги анализа научной литературы, авторские педагогические разработки и результаты тестирования системы обучения на основе ВП были использованы при проектировании дисциплины "Коммуникативные навыки врача" (31.05.01 "Лечебное дело"), реализуемой в 5 и 6 семестре 3 курса.
Для выявления уровня удовлетворенности студентов применением ВП в обучении применен метод анкетирования, в котором приняли участие 210 студентов (35% от общего числа обучающихся на курсе).

Результаты

Согласно методу blueprinting при проектировании сценариев ВП были сформулированы обучающие цели для последующего измерения достигнутых результатов, результаты обучения для каждой сессии с ВП, модуля дисциплины и дисциплины в целом. Метод blueprinting также был применен для дизайна универсальной системы учебных действий в каждой сессии с ВП. Например, на учебную сессию с ВП по теме “Гипертензия - Разговорчивый пациент” отводится 4 академических часа для внеаудиторной самостоятельной работы (просмотр онлайн лекции, выполнение заданий по теме лекции в СДО Moodle, подготовка докладов) и 4 контактных часа (просмотр ВП, обсуждение, дискуссия, ролевая игра и резюмирование). В качестве оценочных средств работы с ВП использованы следующие инструменты и методы: рефлексивное эссе, ролевая игра с участием стандартизированного пациента, дискуссия в малых группах, взаимная оценка. Объективации системы оценки способствует использование чек-листов для каждого инструмента или метода.
Методом входного анкетирования мы выявили, что до начала обучения большинство студентов относились отрицательно (33,49%), либо нейтрально/безразлично (27,75%) к прохождению дисциплины. Лишь треть из них (38,76%) действительно стремилась улучшить свои коммуникативные навыки для работы с пациентами в будущем. По итогам прохождения первого модуля дисциплины мнение студентов изменилось (выходное анкетирование): 79,76% респондентов отмечают необходимость данной дисциплины в предложенном формате, 66,99% студентов отмечают, что их коммуникативные навыки существенно улучшились, скептически к собственному прогрессу отнеслись 8,61% участников анкетирования.

Выводы

Работа с ВП была положительно оценена 84% обучающихся: студенты отметили ее интерактивность, доступность, анимационность, приближенность к реальности. Тьюторы (100%) подчеркнули, что повышению интереса, мотивации студентов к тренингам способствовали клиническая достоверность ВП, наличие в каждом ВП оптимальных не предпочтительных моделей коммуникативного поведения врача, а также то, что работа с ВП на 3-ем курсе выполняет пропедевтическую функцию: готовит к диагностической практике, то есть к первой встрече с реальным пациентом.
Перспективами методики ВП является создание банка ВП и сопровождающих методических разработок для подготовки к сдаче коммуникативной станции ОСКЭ, интеграции стандартизированного пациента в систему обучающих мероприятий для тренировки коммуникативных навыков, дальнейшего проектирования учебных модулей с применением виртуальных пациентов.

Тема: Коммуникативные навыки
Наталия Королева

Инновационные средства обучения коммуникативным навыкам в сфере неотложной медицины

Автор(ы): Перепелица С.А.

Город: Калининград

Учреждение: Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Калининград; Научно-исследовательский институт общей реаниматологии им. В.А. Неговского ФНКЦ РР, Москва

Актуальность

Быстрое развитие новых медицинских технологий, методов диагностики и лечения диктует необходимость внесения изменений в программу обучения врачей на уровне специалитета. За последние 5 лет основной документ, Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования -специалитет по специальности 31.05.01 Лечебное дело, регламентирующий подготовку кадров в высших учебных учреждениях, был дважды пересмотрен. В 2016 году вышел Приказ Министерства образования и науки РФ от 09 февраля 2016 г. № 95 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению п подготовки 31.05.01 Лечебное дело (уровень специалитета), а в 2020 г. опубликован новый Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 12 августа 2020 г. № 988 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования -специалитет по специальности 31.05.01 Лечебное дело. В настоящее время реализуется компетентностный подход в обучении врачей. Разработан перечень компетенций, которые формируются у студентов за весь период обучения. В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) высшего образования по направлению п подготовки 31.05.01 Лечебное дело (уровень специалитета) (2016 г.) наряду с профессиональными компетенциями выделена общепрофессиональная компетенция - 2 (ОПК-2): готовность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности, т.е. уделяется особое внимание формированию коммуникативного навыка. В ФГОС (2020 г.) разработаны две универсальные компетенции (УК), посвященные командной работе и лидерству, УК-3: способен организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели». Отдельно выделена УК-4, посвященная коммуникации: способен применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностранном(ых) языке(ах), для академического и профессионального взаимодействия. Таким образом, в основную образовательную программу необходимо вносить изменения и дополнения, направленные на формирование этих компетенций. В настоящее время эти компетенции формируются в рамках дисциплин, начиная с младших курсов, но эффективность обучения различная. Существует необходимость разработки и внедрения в учебный процесс новых педагогических технологий, направленных на формирование УК-3 и УК -4.

Цель

Разработать комплекс средств, способствующих формированию коммуникативных навыков при изучении дисциплины «Анестезиология, реанимация и интенсивная терапия» у студентов выпускного курса специалитета по специальности 31.05.01 Лечебное дело.

Результаты

В программе изучения дисциплины «Анестезиология, реанимация и интенсивная терапия» предусмотрены два обязательных блока: теоретический и симуляционный. На занятиях решается несколько педагогических задач. Основополагающими являются обучение сердечно-легочной реанимации, личностному и профессиональному общению. Для обучения коммуникации предложен новый формат работы над рефератом - методика «Реферат-интервью» с использованием компьютерных технологий в виде двух этапов: «погружения» и «результирующий». Именно на «результирующем» этапе происходит обучение коммуникации, умению вести научную дискуссию, диалог, формировать и представлять собственное мнение.
В качестве инновационной была разработана и внедрена методика «Медицинская мультипликация». Каждой группе была предложена медицинская тема мультфильма, посвященная одному из разделов неотложной медицины. Вовремя работы студенты обмениваются мыслями, деталями проекта, т.е. возникает позитивная коммуникация. Командная работа стимулирует, так называемых, «молчащих» студентов, которые на занятиях не проявляют активности при обсуждении теоретических вопросов.
Одной из проблем при оказании неотложной помощи является быстрое создание команды под руководством лидера, которая может оказать качественную медицинскую помощь. Обучение лидерству является сложным процессом. Роль лидера является ключевой в практической работе врача, т. к. очень часто возникает необходимость организации и координации многих специалистов при оказании неотложной медицинской помощи. Лидерство — это процесс прямого влияния личности на социум, который побуждает и направляет членов команды к действию. Это централизованная форма управления и контроля выполнения задач, в которой один человек оказывает влияние на других. Он стимулирует создание эффективной организации, которая сможет высококачественно решить поставленные задачи. Конечная цель этого процесса — формирование личности лидера, который сможет принять на себя управление командой в экстремальной ситуации. Во время обучения лидер-кандидат приобретает не только устойчивые медицинские знания, но и учится управлению группой, коммуникации, анализу и синтезу.
Поставленная цель достигается при создании определенных педагогических условий, которые реализуются в рамках Модели формирования компетенции, состоящей из трех блоков:
1. Целевой блок необходим для разработки банка дидактических материалов и методических рекомендаций по дисциплине «Анестезиология, реанимация, интенсивная терапия»: интеллект-карта, методика «Реферат-интервью», тематическая мультипликация, набор клинических случаев для проведения симуляционного тренинга, подготовка манекенов и высоко реалистичных роботов к работе. Разработка пакета оценочных средств.
2. Деятельностный блок. Проведение практических занятий по дисциплине «Анестезиология, реанимация, интенсивная терапия» с использованием разработанных методик интеллект-карты, «Реферат-интервью», тематической мультипликации, набора клинических случаев для проведения симуляционного тренинга.
3. Рефлексивный блок. Оценка уровня сформированности компетенций

Выводы

Разработанные технологии могут успешно применяться не только при изучении дисциплины «Анестезиология, реанимация и интенсивная терапия», но и других дисциплин, на которых должны формироваться УК-3 и УК-4.

Тема: Коммуникативные навыки
Светлана Перепелица

Роль «Стандартизированного пациента» в симуляционном обучении врачей-интернов 6-7 курса НАО «КАЗНМУ»

Автор(ы): Колбаев М.Т., Ахметов А.А., Михайлова И.Е.

Город: Алматы, Казахстан

Учреждение: НАО «Казахский национальный медицинский университет им. С.Д. Асфендиярова»

Актуальность

Результаты внедрения стандартизированного пациента в симуляционное обучение дают возможность качественно улучшить клиническое мышление молодых специалистов, наряду с отработкой самого практического навыка и определяют понимание важности включения стандартизированного пациента в образовательный процесс на уровне подготовки врачей общей практики, поэтому организация данного проекта направлена на выявление позитивных факторов внедрения обучения используя симуляционные технологии на базе специализированного Симуляционного Центра.
Суть данного метода заключается в том, что в роль пациента отыгрывает «стандартизированный пациент», который способен воспроизвести любой клинический случай, заранее обговоренный тренером, согласно тематике практического занятия, с большой степенью достоверности. Жалобы и вся остальная часть (анамнез), будут выдаваться обучающемуся по мере задавания соответствующих конкретных вопросов стандартизированному пациенту.

Цель

Определение качества предлагаемых образовательных услуг в условиях интеграции симуляционного обучения в образовательный процесс, организованных на базе Симуляционного Центра (СЦ), используя метод «стандартизированного пациента» врачей-интернов 6-7 курсов по специальности «Общая медицина».

Материалы и методы

Симуляционное обучение осуществлялось на базе симуляционного Центра Казахского национального медицинского университета им. С.Д. Асфендиярова (НАО КазНМУ), г. Алматы, согласно расписания.
В работе описано внедрение метода «Стандартизированный пациент» в симуляционное обучение врачей-интернов 6-7 курса специальности «Общая медицина», реализуя программы «Симуляционные технологии в практике ВОП» (для врачей интернов 6 курса) и симуляционный курс «Неотложные состояния» (для врачей интернов 7 курса).
Мониторинг качества уровня практической подготовки молодого врача интерна осуществлялся на протяжении всего симуляционного курса «Неотложные состояния», используя метод дебрифинга и видео обратную связь.
В рамках проведения обучения, с использованием метода «стандартизированный пациент», повысилось понимание выполнения медицинских манипуляций, благодаря отработке коммуникативных навыков молодого врача интерна специальности «Общая медицина». По анализу результатов анкет обратной связи эффективность использования данного метода позволила обучающимся отследить допущенные ошибки в организации коммуникации между врачом и пациентом, а также предотвратить их в будущем.

Результаты

По завершению прохождения симуляционного курса врачей интернов 6-7 курса специальности «Общая медицина», было отмечено, что одной из первостепенных проблем в обучении является отсутствие обеспеченности реальными больными и возможная сложность в вопросах общения «студент-пациент» в силу этических моментов (не всегда пациент готов раскрыться перед студентом в той или иной ситуации) вносят дополнительные трудности в несовершенном владении обучающимися практическими и коммуникативными навыками.
По окончанию занятия обучающимся предлагалось заполнить анкету обратной связи. Для удобства заполнения, оптимизации времени, а также быстрого анализа информации в симуляционном Центре разработана электронная анкета на платформе Google form, доступная всем обучающимся, врачам интернам факультета Общая медицина, прошедшим дисциплину «Симуляционные технологии в практике ВОП» для интернов 6 курса и Симуляционный курс «Неотложные состояния» для интернов 7 курса.
Полученные результаты отражают положительные стороны метода «стандартизированный пациент» в симуляционном обучении, такие как уверенность студентов в профессиональных навыках, сокращение количества медицинских ошибок, а также удовлетворенность обучающихся образовательным процессом.
Также интерны отметили важность данного метода в устранении профессионального барьера в навыках коммуникации врача и пациента.

Выводы

Все материалы, предоставленные в процессе обучения, были доступны, актуальны и надежны. Участники подтвердили 100% необходимость получения данного практического опыта и применение его в своей профессиональной практике врача.
Коэффициент удовлетворенности предложенными образовательными услугами в рамках симуляционного обучения составляет –Qср 96%

Тема: Коммуникативные навыки
Мейербек Колбаев

Анализ анкет обратной связи врачей-интернов 6 курса прошедших симуляционное обучение

Автор(ы): Колбаев М.Т., Мизонова С.Н., Латкина К.С.

Город: Алматы, Казахстан

Учреждение: НАО «Казахский национальный медицинский университет им. С.Д. Асфендиярова»

Актуальность

Результаты реализации симуляционного курса обучения предполагают определение понимания важности на уровне подготовки врачей общей практики, поэтому организация данного проекта направлена на выявление позитивных факторов внедрения обучения используя симуляционные технологии на базе специализированного Симуляционного Центра.
Важность подготовки к проведению симуляционного обучения отражена в рамках всей организации, а именно: специализированной программы обучения, подготовки тренерского состава и наполнения кабинетов соответствующим оборудованием.
Для определения результата подготовки и коэффициента удовлетворенности образовательными услугами разработана и представлена анкета обратной связи.

Цель

Определение коэффициента качества предлагаемых образовательных услуг в условиях интеграции симуляционного обучения в образовательный процесс, организованных на базе Симуляционного Центра (СЦ), используя метод анкетирования врачей-интернов 6 курса по специальности «Общая медицина».

Материалы и методы

Симуляционное обучение осуществлялось на базе симуляционного Центра Казахского национального медицинского университета им. С.Д. Асфендиярова (НАО КазНМУ), г. Алматы, согласно расписания.
В работе описано внедрение симуляционного обучения в образовательный процесс студентов 6 курса специальности «Общая медицина» по модулям «Симуляционные технологии в практике ВОП». Обучение практическим и коммуникативным навыкам проводилось на базе Симуляционного Центра.
(г. Алматы ул. Шевченко 100, 3-4 этаж. Участники обучения: Врачи-интерны 6 курса ВОП -426 обучающихся.)

Результаты

1. Шкала «Мотивация к обучению» от 1 до 5.
Вопрос 1. «Практическое обучение соответствует моим профессиональным потребностям» - Средний коэффициент соответствия- 99%.
Интерны 6 курса отметили содержание образовательной программы симуляционного обучения как хорошо организованный курс, а также пояснили, что данный выбор практических навыков соответствует их профессиональным потребностям.
2. Шкала «Организация симуляционного пространства» от 1 до 5.
Вопрос 2. «Симуляционное пространство кабинета подготовлено реалистично в соответствии теме занятия» - средний коэффициент соответствия – 98%.
3. Шкала «Техническое оснащение» от 1 до 5.
Вопрос 3. «Техническое оснащение (роботы, манекены, фантомы, муляжи с накладками) помогает выполнить практический навык» - Средний коэффициент составляет 98% (4,8 баллов).
Все участники обучения 100% отметили, что техническое оснащение помогает в полной мере выполнить практический навык.
4. Шкала «Помощь тренера» от 1 до 5.
Вопрос 4. «Тренер пояснил выполнение практического навыка» - Средний коэффициент соответствия- 98%.
5. Шкала «Результат применения практического навыка» от 1 до 5.
Вопрос 5. «В данное время я могу применять практический навык в практики врача» - Средний коэффициент составляет 98%.
6. Шкала «Уровень заинтересованности» от 1 до 5.
Вопрос 6. «Для меня было интересно и полезно на данном обучении» - Средний коэффициент соответствия – 98%.
7. Шкала «Время для освоения навыка» от 1 до 5.
Вопрос 8. «Мне хватило время выполнить практический навык в полном объеме -Средний коэффициент соответствия 98%.
В рамках отработки практических навыков врача-интерна, каждому обучающемуся предоставлена возможность самому определить способность выполнять практические и коммуникативные навыки в профессиональной среде.
интерны подтвердили готовность выполнять практические и коммуникативные навыки в полном объёме на 100%. Интернов пояснили, что им не хватило времени для освоения практических и коммуникативных навыков, при том 30% участников обучения просили увеличить время на симуляционную подготовку – «два раза в год», а также предложили расширить перечень практических навыков. Интерпретация результатов анкет обратной связи позволяет формулировать запрос на увеличение времени для выполнения практических навыков на 20%.
8. Шкала «Оценка тренерскому составу» от 1 до 5.
Вопрос 9. «Ваша Оценка тренеру/ тренерам» -Средний коэффициент составляет 98% (4,9 баллов).
9. Шкала «Ваши предложения по улучшению проведения практических занятий (в свободной форме)» отражены в вопросе 10.

Выводы

Все материалы, предоставленные в процессе обучения, были доступны, актуальны и надежны. Участники подтвердили 100% необходимость получения данного практического опыта и применение его в своей профессиональной практике врача.
Коэффициент удовлетворенности предложенными образовательными услугами в рамках симуляционного обучения составляет –Qср 96%

Тема: Коммуникативные навыки
Мейербек Колбаев