Роль симуляционного обучения в формировании практических навыков студентов-медиков

Автор(ы): Галактионова М.Ю., Иванова Н.В., Михайлова Е.А.

Город: Псков

Учреждение: ФГБОУ ВО Псковский государственный университет

Актуальность

Современный этап развития высшей школы характеризуется постоянным повышением качества образования. Достижение более высокого качества обучения может быть обеспечено за счет интеграции обучения, новых научных данных и инновационной деятельности. В связи с этим возрастает значение применение новых симуляционных технологий. Основой образовательных стандартов при подготовке медицинских работников стал компетентностный подход. В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования по специальности 31.05.01 Лечебное дело обозначены общепрофессиональные, универсальные и профессиональные компетенции, соответствующие основным видам профессиональной деятельности. Следовательно, в условиях формирования профессиональных компетенций, при текущем контроле и итоговой аттестации, актуальное значение имеет измерение не полученных знаний, а профессиональных навыков. Предполагается, что профессиональная оценка студента определяется уровнем его готовности к профессиональной деятельности.

Цель

Изучить мнение студентов, проходивших практическую подготовку и аттестацию по летней клинической производственной практике с использованием тренажеров- симуляторов.

Материалы и методы

Проведено анкетирование 89 студентов 4 курса специальности 31.05.01 Лечебное дело по разработанной анкете, включающей вопросы оценки удовлетворенности прохождения производственной практики, освоения практических навыков. Анкетирование было анонимным, каждый респондент мог высказать свое мнение по организации производственной практики, подготовительного этапа на базе акредитационно-симуляционного центра ПсковГУ в виде свободного комментария. Проведен сравнительный анализ результатов промежуточной аттестации в виде дифференцированного зачета с оценкой за три последних года.

Результаты

Летняя производственная клиническая практика "Помощник процедурной медицинской сестры"- неотъемлемая и очень важная составляющая подготовки врача. В процессе прохождения практики обучающиеся выполняют следующие задачи: ознакомление с особенностями работы медицинского учреждения; освоение коммуникативных навыков (общение с пациентами, формирование контакта с врачами и средним медицинским персоналом); освоение мануальных навыков; оценка психологической готовности студента к профессиональной деятельности. Выпускник медицинского вуза обязан знать и уметь выполнять необходимый набор медицинских манипуляций. Симуляционное обучение, как обязательный компонент профессиональной подготовки, предоставляет каждому обучающемуся возможность выполнить профессиональную деятельность в соответствии с профессиональными стандартами (порядками) оказания медицинской помощи. Обучение практическим фельдшерским умениям и сестринским манипуляциям (от инъекции лекарственных препаратов до проведения сердечно-легочной реанимации) проводится на муляжах и фантомах. Отдельного внимания заслуживает методика оценки компетентности студентов в рамках выполнения манипуляций в соответствии с медицинскими стандартами во время летней клинической производственной практики.

Обсуждение

Включение в программу освоения навыков контроля качества выполнения позволяет за короткий промежуток времени определить возможные трудности усвоения материала каждым студентом. Экспертный лист оценки (check-card) заполнялся преподавателем-экспертом на каждого студента индивидуально. Практический навык оценивался по результатам выполнения данного навыка, в оценочном листе фиксируются баллы: 0 – «не выполнен», 0,5 – «частично выполнен», 1 – «выполнен правильно». По сумме баллов выставляется оценка. Эталоном соответствия для любой медицинской манипуляции, является идеальное выполнение, при котором за 5 минут выполняются все необходимые действия, и достигается абсолютный результат этой манипуляции. При этом должны быть соблюдены все требования к обеспечению безопасности медицинского работника, пациента и окружающей среды, а также требования этики и деонтологии. По мнению 91,01% респондентов отмечена хорошая организация и оснащенность подготовительного и аттестационного этапов, подчеркнута необходимость освоения ряда практических навыков на тренажерах- симуляторах и манекенах. 96,62% студентов ответили, что аттестация с использованием симуляторов улучшила практическую подготовленность по сестринским навыкам, повысилась уверенность в возможности самостоятельной профессиональной деятельности. Один из вопросов подразумевал собой оценку по пятибалльной шкале уровня оснащенности оборудованием и расходными материалами занятий по программам «Общий уход», производственных практик «Помощник младшего медицинского персонала», «Помощник процедурной медицинской сестры». На «отлично» оценили – 59 студентов (66,29%), на «хорошо» - 27 человек (30,33%), на «удовлетворительно» - 2 респондента (2,24%). На вопрос анкеты «Улучшил ли подготовительный этап отработки навыков на симуляторе Вашу практическую подготовленность к профессиональной деятельности?» положительно ответили превалирующее большинство студентов (86 человек, 96,62%). В 50% анкет было отмечено, что студенты значительно улучшили свою подготовленность по выполнению большинства сестринских навыков. Из общего числа респондентов - 12,35% человек отметили, что хотелось бы иметь большее количество часов/ дней на симуляционнный тренинг перед выходом на практику. Результаты дифференцированного зачета по итогам летней клинической производственной практики «Помощник процедурной медсестры» в 2021 году продемонстрировали высокий средний балл - 4,64 (4,38 по итогам 2020 г., 4,18 по итогам 2019 г.).

Выводы

Использование симуляционных технологий в аттестации студентов по программам производственных практик, позволяет оптимизировать организационную и содержательную структуру образовательного процесса с акцентом на практическую ориентированность студентов, реализовать все преимущества симуляционного обучения в медицинском образовании. Симуляционное обучение становится важным этапом практической подготовки врачей терапевтов в соответствии с программами первичной аккредитации.

Тема: Сестринское дело, уход
Марина Галактионова

Освоение навыков командной работы в условиях симуляционного центра.

Автор(ы): Н.В.Кузнецова, З.А.Пермякова

Город: Тюмень

Учреждение: Тюменский государственный медицинский университет

Актуальность

Командообразование ( team bealding )- комплекс упражнений на формирование эффективных команд, которые способны достигать высоких результатов в лечебной деятельности. Работа врача и медицинской сестры в лечебном учреждении это слаженная работа команды профессионалов для достижения высоких результатов в лечении пациента

Цель

Определить роль симуляционного обучения в формирования навыков командной работы в медицинской организации.

Материалы и методы

. Проведено анкетирование врачей и медицинских сестер из различных лечебных учреждений города Тюмени. В опросе приняли участие 50 специалистов.

Результаты

По данным анкетирования 85 % респондентов убеждены, что командой считается группа специалистов в которой учитывается индивидуальность каждого члена группы, а также все члены должны быть заинтересованы в достижении общего результата. 100% отметили, что при всех критических ситуациях (трудная интубация, массивное кровотечение, технические сложности при выполнении процедур, снижение АД) включается режим директивного управления. В условиях «аварийно» ситуации появляется старший в команде, который руководит всеми действиями врачей и медсестер. Работа в таком режиме проходит до стабилизации состояния пациента. Все команды и распоряжения отдаются четко и громко вслух, если кто-либо в команде замечает какие-либо изменения в динамично меняющейся ситуации , он обязан громко и четко сообщить об этом вслух. Это необходимо для быстрого и адекватного реагирования на ситуацию, чтобы не было потеряно время для ее исправления. Навыки командной работы начинают отрабатывать с будущими врачами и медицинскими сестрами в условиях симуляционного обучения на старших курсах университета.

Обсуждение

В обсуждении приняли участие врачи и медицинские сестры разных лечебных учреждений. Команда в медицине это не только врачи и медицинские сестры, это и пациенты и их родственники. Медицинские работники должны относиться друг к другу , к пациентам и их родственникам с уважением и доброжелательностью. Пациент и его родственники часть команды и помогают в лечении, тогда результаты гораздо выше. Постоянно заботясь о повышении квалификации, врачи должны иметь возможность обучения в условиях симуляционных центров с профессиональными тренерами психологами и отрабатывать навыки работы в команде на электронных и механических манекенах

Выводы

Медицинское сообщество обязано оказывать помощь врачу в постоянном повышении квалификации, обучении в условиях симуляционного центра и укреплении его профессиональных навыков, в том числе психологической устойчивости для командной работы. Руководители структурных подрзделений могут еще больше повысить эффективность работы команды, приглашая квалифицированных специалистов тренеров и обеспечивая периодическое обучения в условиях симуляционных центров . Оценивая высказывания участников таких тренингов, можно подвести итог выше изложенного: возрастает корпоративная культура в команде и повышается результат работы.

Тема: Сестринское дело, уход
Наталья Кузнецова

Симуляционное обучение как основа формирования профессиональных компетенций медицинской сестры.

Автор(ы): Н.В.Кузнецова, З.А.Пермякова

Город: Тюмень

Учреждение: Тюменский государственный медицинский университет

Актуальность

Качественной подготовка будущих специалистов с медицинским образованием является важным вопросом, поскольку требования к уровню профессиональных знаний, умений и навыков медицинских кадров сегодня невероятно повысились. На сегодняшний день очень важен практико-ориентированный подход медицинской сестры с высшим образованием, особую роль в котором играет симуляционное обучение, основанное на моделировании клинических ситуаций, различных лечебных манипуляций с помощью электронных и механических манекенов.

Цель

Проследить роль практических учебных занятий в симуляционном центре в формировании профессиональных компетенций. Симуляционное обучение позволяет создать условия, максимально приближенные к реальной профессиональной деятельности, которые способствуют отработке и закреплению профессиональных компетенций.

Материалы и методы

Анкетирование обучающихся направления медицинских сестер по вопросам о роли практических занятий в симуляционном центре для формирования профессиональных компетенций.

Результаты

На базе симуляционного центра осуществляется отработка сестринских манипуляций. С обучающимися проводятся практические занятия, учебные и производственные практики, а затем и зачеты по результатам прохождения практики. Обучение в условиях симуляции позволяет обеспечить контроль правильности выполнения будущей медицинской сестрой той или иной манипуляции. Сестринские манипуляции моделируются в условиях симуляционного центра весьма успешно. В тюменском ГМУ было проведено анкетирование студентов направления подготовки медицинских сестер, в котором приняли участие по 15 студентов второго, третьего и четвертого курсов. Из учащихся второго курса 99% респондентов подчеркнули единственно возможным освоить манипуляцию через обучение на электронных и механических манекенах. Студенты третьего в 93% и 85% обучающихся четвертого курса отметили важную роль в формировании профессиональных навыков именно практические занятия проведенные в симуляционном центре.

Обсуждение

В обсуждении приняли участие 100% обучающихся по направлению сестринское дело. Студенты первого курса отметили интересную подачу изучаемого материала. Возможность отработки практических навыков впервые. Студенты старших курсов важным моментом обозначили возможность повторения изученного материала и закрепление навыка выполнения сестринских манипуляций.

Выводы

В учреждениях образования, реализующих программы подготовки медицинских сестер с высшим медицинским образованием, созданы симуляционные центры по отработке практических навыков. Успешно достигается цель работы в таком центре по формированию и совершенствованию практических навыков и профессиональных компетенций, обучающихся медицинских сестер с высшим образованием. Опыт проведения занятий в симуляционном центре подтверждает надежное овладение и закрепление профессиональных компетенций в процессе обучения.

Тема: Сестринское дело, уход
Наталья Кузнецова

Организационно-методическое сопровождение педагогических работников по применению симуляционных методик в дополнительном профессиональном образовании медицинских специалистов

Автор(ы): Бажанова Э.И., Лашина Г.В.

Город: Уфа

Учреждение: ГАУ ДПО РБ «Центр повышения квалификации»

Актуальность

Актуальность организационно-методического сопровождения педагогов ДПО обусловлена рядом причин:
- внедрением передового педагогического опыта в деятельность образовательной организации в условиях высокой конкуренции на рынке образовательных услуг.
- развитием и совершенствованием симуляционных технологий в медицине;
- упор на практико-ориентированное обучение специалистов с медицинским образованием.
Возникает потребность в переосмыслении содержания и методологических подходов проведения симуляционных занятий, поиске эффективных средств и методов организационно-методического сопровождения педагогов в образовательных организациях медицинской направленности.
Организационно-методическое сопровождение включает в себя систему взаимосвязанных мероприятий, ориентированных на развитие педагогами коммуникативных, организаторских компетенций, способов взаимодействия с аудиторией и методик преподавания дисциплины. В процесс сопровождения вовлечены педагог симуляционного обучения, наставник, методист, заместитель директора по учебно-методической и инновационной деятельности, заведующий центром аккредитации и симуляционного обучения.

Цель

Цель работы – представить опыт проведения организационно-методических мероприятий с преподавателями симуляционного обучения в ГАУ ДПО РБ «Центр повышения квалификации» при проведении симуляционных занятий.

Материалы и методы

Организационно-методическое сопровождение предполагает непрерывную (заранее спланированную) деятельность, направленную на предотвращение трудностей или освоение нового. Структура организационно-методического сопровождения по применению симуляционных методик предполагает комплексную работу с педагогическим коллективом:
 Систематическое, непрерывное повышение квалификации педагогов: один раз в три года – по должности преподаватель, один раз в пять лет – по профилю специальности (преподаваемой дисциплины).
 Обучение преподавателей на базе Центра, включающую в себя систему наставничества – комплекс мер, направленных на оказание помощи молодым педагогам в приобретении необходимых навыков и опыта работы в Центре, ускорения процессов их адаптации и профессионального становления, развития способностей самостоятельно, качественно и ответственно выполнять возложенные на них функциональные обязанности. Наставник назначается из числа наиболее опытных педагогов по схожей специальности.
В рамках системы наставничества функционирует Школа молодого педагога. Совместно с методистом проводятся занятия, позволяющие молодому педагогу раскрыть потенциальные возможности, проявить творческий подход к работе. В целях демонстрации и передачи педагогического и профессионального мастерства ежегодно составляется график проведения и посещения открытых симуляционных занятий.
На ежемесячной основе проводятся педагогические и методические советы – коллегиально принимаются решения коллектива по вопросам повышения качества образования, использования достижений педагогической науки и передового практического опыта в медицине.
Проводятся симуляционные тренинги для преподавателей, позволяющие подготовить клинически компетентного педагога, в дальнейшем - качественно проводить обучения для слушателей. Симуляционные тренинги с педагогами проводятся ежегодно в целях приобретения и закрепления знаний, умений и навыков педагогов, а также при приобретении нового симуляционного оборудования.
К основным этапам обучения преподавателей методике подготовки проведения симуляционного занятия относятся:
• Теоретические занятия (групповые или индивидуальные).
• Обучающий симуляционный тренинг (групповой, индивидуальный).
• Самостоятельная работа преподавателя.
• Сопровождение преподавателя во время проведения симуляционного занятия методистами.
Обучающий симуляционный тренинг может быть проведен как в групповой форме, так и индивидуально преподавателями-инструкторами, методистом или специалистом медицинского симуляционного обучения. За основу берутся СИМы по сквозным темам, касающихся общих компетенций специалистов.
 Саморазвитие педагогов - неотъемлемая, профессиональная функция педагога, это условие для его профессионального роста, а значит, и условие успешности и востребованности его слушателей.

Результаты

За 2021-2022 учебный год:
1. в системе наставничества приняло участие 7 педагогов;
2. школа молодого педагога провела 8 занятий;
3. штатные преподаватели прошли повышение квалификации 100% ;
4. проведено 6 тренингов для преподавателей;
5. разработано 9 СИМов;
6. в рамках образовательных мероприятий проведено 11 мастер-классов для специалистов со средним и высшим медицинским образованием, в т.ч в рамках НМиФО.

Выводы

Результатом организационно-методического сопровождения педагогов симуляционного обучения должно явиться становление индивидуальной, высокоэффективной системы педагогической деятельности, когда каждый педагог овладеет умением осуществлять проблемный анализ (видеть не только свои достижения, но и недостатки в своей работе) и на основе его данных моделировать, планировать свою деятельность, получать намеченные результаты.

Тема: Сестринское дело, уход
Гузель Лашина

Методика «слушатель-симулированный пациент», как субъектно–деятельностный подход в развитии коммуникативных компетенций специалистов со средним медицинским образованием

Автор(ы): Лашина Г.В.

Город: Уфа

Учреждение: ГАУ ДПО РБ «Центр повышения квалификации»

Актуальность

В свете субъектно-деятельностного подхода, особое значение имеют активные творческие методы обучения, такие как методика симулированный пациент. Проблемой настоящего времени является отсутствие стандартизированных пациентов на базе учреждения дополнительного профессионального образования.
Учитывая, что определенная доля слушателей учреждения дополнительного профессионального образования является медицинскими работниками с достаточным профессиональным опытом, предлагается использовать их в роли «слушатель-симулированный пациент», способных воспроизвести клинический случай/состояние по своей специальности, согласно практико-ориентированным образовательным программам с применением субъектно-деятельностного подхода.

Цель

Определить эффективность методики «слушатель-симулированный пациент» с применением субъектно–деятельностного подхода, направленной на развитие коммуникативных компетенций специалистов со средним медицинским образованием в процессе обучения по ДПП ПК на базе ГАУ ДПО РБ «Центр повышения квалификации».

Материалы и методы

Исследование проводилось на базе центра аккредитации и симуляционного обучения ГАУ ДПО РБ «Центр повышения квалификации» на циклах повышения квалификации по специальности «Сестринское дело». Группы подразделялись на контрольную и экспериментальную по 24 человека, приблизительно равные по возрастному составу. В группе возраст большей части (58%) слушателей 45-59 лет, численность старше 60 лет составило 8%, слушателей 30-44 года (21%), остальные слушатели были 20-29 лет (13%). Профессиональный стаж в медицинских организациях составляет от одного года до 48 лет. В экспериментальной группе практические занятия проводились по методике «слушатель-симулированный пациент» с применением субъектно–деятельностного подхода.
Принимая во внимание идеи контекстного обучения, о том, что организация учебного процесса должна обеспечить переход учащегося из позиции слушателя в позицию специалиста, а затем «трансформацию учебной деятельности в профессиональную» во время проведения занятий слушателям, из числа наиболее опытных, предлагалось участвовать в новой для себя роли, «слушатель-симулированный пациент».
На основе разработанного СИМа коммуникативного поведения «Трудный пациент. Вызов на дом к пациенту с ХОБЛ» с практической реализацией в симуляционном кабинете «Организация ухода за больным», был положен кейс, максимально реалистичный и часто встречающийся в повседневной деятельности медицинской сестры.
Основываясь на работах С. Л. Рубинштейна слушателю-симулированному пациенту предоставлялась возможность проявить себя творческой, самостоятельной личностью, поставив себя в роль «реального пациента», вращающейся в ином формате, т.е. обучающейся, сопоставляющей свой взгляд на психологическое восприятие болезни со взглядами своих коллег. Слушателям также определялась задача быть субъектом–хозяином своей деятельности: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты.
Обязательным условием во время проведения симуляционного занятия являлось видео фиксация всех шагов деловой игры/тренинга.
Методы исследования: тестирование, письменный опрос-анкета, сравнительный анализ уровня сложности и индекса дискриминации.

Результаты

По результатам исследования можно судить, что уровень сформированности коммуникативной компетентности стал выше и в контрольной, и в экспериментальной группе. Слушатели успешно проявляют коммуникативные умения и навыки применительно ситуации беседы, а также имеют в целом более высокий уровень эмпатии; активно проявляют обратную связь в общении и используют приемы активного слушания, вербальные и невербальные средства.
Слушатели экспериментальной группы, оцениваемые по выбранным критериям, по завершению симуляционного занятия, показали лучшие результаты по сравнению со слушателями контрольной группы:
• проблема психологической готовности к работе в условиях совместной деятельности, при обращении с уточняющими вопросами к симулированному пациенту/ слушателю-симулированному пациенту (экспериментальная группа-в начале занятия 29% слушателей., в конце занятия 8%слушателей.; контрольная группа-в начале занятия 31% сл., в конце занятия 15% сл.);
• затруднение навыков и умений в общении в нестандартных ситуациях (экспериментальная группа-в начале занятия 12% сл., в конце занятия 4%сл.; контрольная группа-в начале занятия 10% слушателей, в конце занятия 7% сл.);
• отсутствие самоконтроля и коррекции своих действий слушателями (экспериментальная группа-в начале занятия 25% сл, в конце занятия 4%сл.; контрольная группа-в начале занятия 29% сл., в конце занятия 21% сл.);
• рефлексия, как адекватная самооценка себя как специалиста и субъекта профессиональной деятельности и межличностного общения (экспериментальная группа-в начале занятия 8% сл., в конце занятия 75%сл.; контрольная группа-в начале занятия 34% сл., в конце занятия 58% сл.).
Индекс дискриминации составил 0,5 в контрольной группе и, практически, столько же в экспериментальной - 0,6, что говорит о целесообразности проведения практического задания в обеих группах, при этом уровень сложности станции составил 75,3% и 77,2% соответственно.

Обсуждение

Использование субъектно-деятельностного подхода при реализации методики «Слушатель-симулированный пациент» в процессе дополнительного профессионального образования обеспечивает высокий уровень усвоения навыков общения в силу высокого коэффициента задействованности слушателей в учебной работе, соблюдения преемственности в формировании умений, соответствия способов обучения и темпа прохождения материала характеру задач и его индивидуальным возможностям.

Выводы

Исследование показывает, что чем больше развита коммуникативная компетенция у слушателей, тем интенсивнее их совместная творческая деятельность.
«Слушатель-симулированный пациент» в контексте субъектно–деятельностного подхода – это эффективная педагогическая методика, которая может быть предложена для отработки навыков клинического мышления и общения в учреждениях дополнительного профессионального образования медицинских работников.

Тема: Сестринское дело, уход
Гузель Лашина

Значимость симуляционного обучения бакалавров Сестринскому уходу в педиатрии

Автор(ы): Сагадеева Е.М. , Антонова Г.А.

Город: Тюмень

Учреждение: ФГБОУ ВО Тюменский ГМУ

Актуальность

Дисциплина "Сестринское дело" включает технологии Ухода за взрослыми больным, которые существенно отличаются от технологий ухода за ребенком. Кроме того, в педиатрии уход актуален в работе как с больными, так и здоровыми детьми, причем дифференцирова по возрастным группам. Это побудило нас включить в программу обучения бакалавров Учебную практику "Сестринский уход в педиатрии" во 2 учебном семестре.

Цель

Оценить значимость включения симуляционного обучения бакалавров в рамках Учебной практики "Сестринский уход в педиатрии" навыки по уходу за здоровым и больным ребенком в эффективности формирования компетенций на производственной практике Клиническая практика "Помощник младшего медицинского персонала".

Материалы и методы

Учебная практика "Сестринский уход в педиатрии" проводилась в условиях Центра отработки практических навыков Тюменского ГМУ, оснащенного симуляторами детей различных возрастных групп, средствами ухода за детьми. Эффективность освоения навыков на Учебной практике, умений на Производственной практике и знаний по дисциплине Сестринское дело в педиатрии оценивалась по бально-рейтинговой системе и 5-бальной оценочной шкале.

Результаты

Программа Учебной практике "Сестринский уход в педиатрии" включала следующие виды работ обучаемых: 9 часов практической подготовки, 12 часов самостоятельной внеаудиторной работы и 21 час симуляционной работы по приобретению навыков ухода за здоровым и больным ребенком. На практических занятиях изучались вопросы организации сестринской помощи здоровым детям разного возраста и больным детям в клинических условиях. Для самостоятельной работы предлагались кейс-задания по материалам практических занятий. После предварительной самостоятельной работы на следующих практических занятиях производился разбор в учебной группе выполненных кейс-заданий, обсуждение и коррекция преподавателем. По обозначенным в кейс-заданиях манипуляциям обучаемыми отрабатывались навыки ухода на симуляторах. Работа оценивалась бально-рейтинговой системе и 5-ти бальной системы. Итоговые результаты обучения в 1-ой группе составили среднюю оценку 5,2 и баллы МРС 94,6, во 2-ой группе – 5,0 и 91,8 соответственно. Оценка результатов Производственной практики "Клиническая практика "Помощник младшего медицинского персонала", которую студенты проходят в условиях лечебно-профилактических организаций, показала следующие показатели: в 1-ой группе знания алгоритмов ухода 5,5, умения по результатам демонстрации навыков на симуляторах 95,7, во 2-ой группе 5,2 и 92,3 соответственно. Сравнительная оценка результатов Производственной практики "Клиническая практика "Помощник младшего медицинского персонала" в предыдущие годы, когда в программе обучения не была включена Учебная практика "Сестринский уход в педиатрии" и демонстрация умений на симуляторах, результаты производственной практики составляли оценки 4,6-4,7-4,4.

Обсуждение

Таким образом, включения в программу обучения бакалавров сестринского дела Учебной практики" Сестринский уход в педиатрии" позволил сформировать навыки и умения по уходу за здоровым и больным ребенком в домашних и клинических условиях, что обеспечило возможность эффективного формирования умений на Производственной практике "Клиническая практика "Помощник младшего медицинского персонала" на базах детских клинических стационаров, где они смогли закрепить навыки и получить умения по уходу за больными детьми, и на базах детских поликлиник, где были востребованы умения по уходу за здоровыми детьми. Это повысило средний балл по результатам производственной практики.

Выводы

Включение симуляционного обучения бакалавров Сестринского дела уходу за здоровым и больным ребенком в рамках Учебной практики "Сестринский уход в педиатрии" показал положительный эффект повышения уровня сформированности компетенций.
Бакалавры, получившие навыки ухода за детьми допускались до работы на практике в детские лечебно-профилактические организации, куда были приглашены для постоянной работы.
Сформированные навыки и умения на учебной практике "Сестринское дело в педиатрии" является практической основой формирования профессиональных компетенции в процессе освоения дисциплины "Сестринское дело в педиатрии", входящей в программу обучения бакалавров Сестринского дела в 6 семестре

Тема: Сестринское дело, уход
Елена Сагадеева

МЕТОДЫ ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЙ ЗРЕНИЯ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ

Автор(ы): Гребецкая А.О. Научный руководитель Островская И.В.

Город: Москва

Учреждение: Кафедра управления сестринской деятельностью, Российский университет дружбы народов

Материалы и методы

В исследовании приняли участие 43 респондента. Средний возраст 20,8 ± 2,2 года. Для сбора информации использовалась составленная нами анкета. Для обработки полученных данных были использованы методы описательной статистики.

Результаты

60,5% респондентов страдают нарушением зрения. В основном это близорукость (78,6%) и астигматизм (17,9%). Не отметили у себя нарушения зрения 34,9% респондентов. Анализ ответов на вопрос о наличии симптомов «компьютерного синдрома» показал, что почти половина респондентов (48,8%) отмечает чувство «сухости» и быстрой утомляемости глаз. Ухудшение остроты зрения заметили 41,9% опрошенных. 25,6% участников исследования отметили боли в области глазниц и лба; 20,9% - покраснение глаз; 16,3% - боль при движении глаз. Больше четверти (27,9%) опрошенных не заметили появление перечисленных симптомов. Один опрошенный отметил головную боль. Анализ ответов на используемые методы профилактики нарушений зрения при дистанционных технологиях показал, что лишь 55,8% респондентов соблюдают расстояние до экрана компьютера; 53,5% респондентов соблюдают требования к освещенности рабочего места; 46,5% студентов обращаются к окулисту хотя бы раз в год; 44,2% респондентов соблюдает рациональное питание; 41,9% респондентов соблюдают требования к рабочему сидению; 30,2% опрошенных пользуется увлажняющими каплями; 27,9% респондентов соблюдают режим дня; 21% опрошенных принимают БАДы и выполняют гимнастику для глаз; 11,6% студентов делают паузы при работе с компьютером.

Выводы

Наша гипотеза о том, что студенты не соблюдают методы профилактики нарушений зрения во время дистанционного обучения, подтвердилась.

Тема: Сестринское дело, уход
Ольга Смирнитская

Симуляционное обучение, как вектор современных образовательных технологий по освоению навыков сердечно-легочной реанимации

Автор(ы): Косцова Н.Г., Снегирева Т. Г., Семин Д.А.

Город: Москва

Учреждение: Кафедра управления сестринской деятельностью РУДН

Актуальность

Большинство медицинских школ преподают сердечно-легочную реанимацию (СЛР) в течение последнего года учебной программы курса, чтобы подготовить студентов к оказанию помощи с первых минут развития чрезвычайной ситуации. Мало что известно об оптимальном методе обучения этому важнейшему навыку с использованием высокоточного симуляционного оборудования Родам - тренажер для отработки навыков оказания первой помощи c объективной оценкой, проводимой СЛР и стандартном манекене CPR Prompt®.

Цель

Целью исследования является сравнение результата обучения освоения практических навыков у студентов-медиков по сердечно-легочную реанимацию (СЛР) на высокоточном симуляционном оборудование и стандартном манекене CPR Prompt®, а также удержания знаний и навыков.

Материалы и методы

В исследовании приняли участие 42 студента четвертого курса МИ РУДН бакалавриата по направлению подготовки «Сестринское дело». Студенты были поделены на 2 группы: SIM и STD.
SIM-группа проходила обучение на Родам - тренажер c объективной оценкой, проводимой СЛР. STD-группа - стандартном манекене CPR Prompt®. Обе группы занимались в течении 3-х месяцев. Теоретическая часть для всех участников была одинаковая.

Результаты

Студенты в группе SIM выполняли СЛР строго придерживаясь рекомендаций по глубине сжатия и фракции сжатия. Средняя глубина сжатия составляла 4,57 см (см) (95% доверительный интервал (далее ДИ): (ДИ 4,30-4,82) для SIM и 3,89 см (95% ДИ 3,50-4,27) для STD, p=0,02. Средняя фракция сжатия составила 0,724 (95% ДИ 0,699-0,751) для группы SIM и 0,679 (95% ДИ 0,655-0,702) для STD, p=0,01. Не было никакой разницы в степени сжатия или отдачи между группами. Время активации составило 24,7 секунды (с) (95% ДИ 15,7-40,8) для группы SIM и 79,5 с (95% ДИ 44,8-119,6) для группы STD, p=0,007.

Обсуждение

Исследование показало, что комплексное симуляционное обучение с использование передовых высокореалистичных виртуальных технологий обучения, интенсивность и интерактивность, максимальная индивидуализацию в обучении, включение в образовательные программы наиболее актуальных проблем с учетом современных достижений медицины занимают лидирующие позиции в сфере получения практических навыков.
На основе исследования навыков первой помощи у студентов-медиков 4 курса в двух группах, основанное на своевременной обратной связи, повторяющейся практике, интеграции учебных программ, точности моделирования и измерении результатов, обнаружило, что высококачественный СЛР эффективно повышает квалификацию студентов в управлении реальными чрезвычайными ситуациями.

Выводы

Высокоточное симуляционное обучение превосходит обучение манекенам с низкой точностью и способствует приобретению и сохранению знаний и навыков с течением времени. Однако значительная потеря знаний и навыков в области сердечно-легочной реанимации произошла через 3 месяца после обучения в обеих группах.

Тема: Сестринское дело, уход
Ольга Смирнитская

ПРЕСТИЖ ПРОФЕССИИ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ ЕЕ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ

Автор(ы): Егураева М.В. Научный руководитель Островская И.В.

Город: Москва

Учреждение: Кафедра управления сестринской деятельностью, Российский университет дружбы народов

Материалы и методы

Сбор эмпирического материала проходил с помощью разработанной нами анкеты. В анкетировании приняли участие 40 респондентов, обучающихся на программе бакалавриата по направлению подготовки «сестринское дело» на 1 и 4 курсе (очная и очно-заочная формы обучения) медицинского института РУДН. Средний возраст респондентов 25 лет. 42,5% респондентов работали в сфере здравоохранения на момент исследования.

Результаты

Анализируя ответы респондентов из разных групп, различий в отношении к престижу профессии медицинской сестры у студентов 1-го и 4-го курсов очного разных форм обучения выявлено не было. Поэтому было принято решение рассматривать ответы в общей совокупности.
Было выявлено, что 27,5% респондентов считают профессию медицинской сестры престижной, 35% - скорее престижной, 35% - скорее непрестижной и только 2,5% считают ее непрестижной. 97,5% уверены, что ее престиж в обществе нужно повышать.
47,5% респондентов ответили, что замечали неуважительное отношение к медицинским сестрам со стороны знакомых студентов и 60% респондентов замечали подобное отношение со стороны медицинских работников. Это означат, что будущие специалисты в сфере здравоохранения уже сейчас часто воспринимают медицинских сестер, как подчиненных, а не коллег.
На основе полученных результатов исследования нами были составлены рекомендации для профессорско-преподавательского состава Медицинского института РУДН. К ним относятся: развитие профессиональной компетенции медицинских сестер и проведение бесед со студентами различных направлений/специальностей Медицинского института. Рекомендации могут помочь повысить престиж профессии медицинской сестры в Медицинском институте РУДН и могут повлиять на взаимоуважение студентов друг к другу не только в рамках института, но и в будущем на работе.

Выводы

Представления молодежи не отражают реальность профессии медицинской сестры. Молодые люди и общественность нуждаются в реалистичной информации о профессии, и действия по повышению престижа профессии должны осуществляться на всех уровнях общества. Потому что важно привлекать молодых людей в данную сферу, чтобы восполнить имеющийся в стране дефицит кадров. Одним из способов повышения престижа профессии медицинской сестры является развитие высшего сестринского образования: совершенствование профессиональной подготовки, развитие научных исследований в области сестринского дела и использование их результатов в практическом здравоохранении.

Тема: Сестринское дело, уход
Ольга Смирнитская

УРОВЕНЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СТИЛЯ УПРАВЛЕНИЯ СЕСТРИНСКИМ ПЕРСОНАЛОМ

Автор(ы): Горшкова Е.И. Научный руководитель Островская И.В.

Город: Москва

Учреждение: Кафедра управления сестринской деятельностью, Российский университет дружбы народов

Материалы и методы

В исследовании приняли участие 44 человека, работающих медицинскими сестрами в медицинских организациях Москвы. Средний возраст респондентов 34,25 ± 10 лет. Большинство респондентов (52%) имеют стаж работы более 10 лет. В качестве эмпирического инструментария использовались методика диагностики эмоционального выгорания К. Маслач; методика определения системного индекса синдрома выгорания; разработанная нами анкета, направленная на выявление мнений медицинских сестер о наиболее частом, с их точки зрения, стиле управления, которое использует руководитель.

Результаты

У 68% медицинских сестер сложился высокий уровень эмоционального истощения. Это говорит о том, что у них наиболее сильно выражена основная составляющая выгорания, проявляющаяся в снижении эмоционального тонуса, отстранённости и необоснованным вспышкам гнева при общении с пациентами и коллегами. У 59% медицинских сестер выявлен высокий уровень стадии деперсонализации, проявляющейся в равнодушии и негативных эмоциях при общении с пациентами.
Стадия редукции личных достижений у 52% медицинских сестер выражена на среднем уровне. Это, в свою очередь, говорит о том, что у них проявляются зачатки тенденции негативно оценивать себя, занижать свои профессиональные навыки, а хроническое отсутствие сил приводит к полной потере заинтересованности в профессии.
Методика определения системного индекса выгорания позволила нам дать более точную оценку распространенности синдрома эмоционального выгорания у респондентов. Средний индекс выгорания принявших участие в исследовании медицинских сестер ниже среднего значения (0,5), и составляет 0,42±0,14.
Анализ мнений медицинских сестер о наиболее частом стиле управления, который использует руководитель, позволила нам определить степень выраженности того или иного стиля управления по частоте взаимодействий с ним. По мнению респондентов: 50% руководителей наиболее часто используют демократический стиль управления; 20% руководителей чаще используют авторитарный стиль управления; 7% руководителей используют либеральный стиль управления; 23% руководителей чаще использую сочетание нескольких стилей управления при руководстве сестринским персоналом.

Выводы

Выявленная корреляционная взаимосвязь (rэмп. = 0,61> rкрит = 0,39 при р = 0,01) между индексом выгорания и авторитарным стилем управления подтверждает то, что авторитарный стиль управления способствует повышению уровня эмоционального выгорания медицинских сестер. То же можно сказать и о либеральном стиле управления (rэмп. = 0,44> rкрит = 0,39 при р = 0,01). Взаимосвязи между демократическим стилем управления и индексом выгорания выявлено не было.

Тема: Сестринское дело, уход
Ольга Смирнитская

Оценка сохранения практических навыков у бакалавров по направлению подготовки «Сестринское дело» после курса симуляционного обучения

Автор(ы): Снегирева Т. Г., Косцова Н.Г., Семин Д.А.

Город: Москва

Учреждение: Кафедра управления сестринской деятельностью РУДН

Актуальность

В современном образовании существует множество педагогических инновационных технологий. В то же время повышение эффективности обучения студентов-медиков остается острой проблемой для зарубежных и отечественных преподавателей [1,2,3]. Оценка сохранения клинических навыков являются ключевой областью надлежащей профессиональной подготовки студентов-медиков, в последнее время все больше признается компонент практической компетентности, основанный на результатах. Недостаточное обучение практическим навыкам является серьезной проблемой современного медицинского образования. Многие процедуры потенциально опасны из-за их инвазивного характера, и поэтому их трудно преподавать и изучать. Обучение на основе симуляционного класса играет все более важную роль в образовании в области здравоохранения во всем мире. Помимо снижения риска для пациентов, симуляция ценится за способность создавать условия, оптимизирующие обучение к практическому здравоохранению. Сложные элементы сложной процедуры можно выборочно повторять снова и снова, и студенты достигают компетентности благодаря преднамеренной и повторной практике на фантомах.

Цель

оценить уровень сохранения практических навыков, преподаваемых в симуляционном классе.

Материалы и методы

Участниками исследования были 42 студента-медика (бакалавров) последнего курса девушек из них 5студентов иностранцев. Им были предоставлены онлайн-видеоролики перед курсом и руководства по процедурам асинхронно с повторным доступом. Были отобраны 3 навыка, которым обучали в течение 3 лет с использованием тренажеров. После демонстрации от преподавателей студенты практиковались в небольших группах, а преподаватели облегчали наблюдение и поддержку коллег перед формальным тестированием. Были разработаны оценочные листы с подробными контрольными списками процедур, в которых подробно описан минимальный проходной стандарт (MPS) для каждого навыка. Чтобы проверить сохранение навыков, 18 месяцев спустя был проведен необъявленный тест, чтобы продемонстрировать владение навыками. Студентам было предложено заполнить анкету, указав, сколько раз и где они практиковали или выполняли навыки.

Результаты

Студенты-медики бакалавриата прошли необъявленное тестирование практических навыков с использованием фантомов непосредственно перед окончательным результатом освоения практических навыков (n = 42 студента). 45% студентов сохранили MPS по всем 5 навыкам в течение 3-летнего периода. 55% не достигли MPS по 2 или более навыкам, а 4% не достигли MPS по 3 или более навыкам.
Из 5 навыков катетеризация мочевого пузыря была наиболее плохо сохраняемым навыком, в то время как студенты лучше всего справлялись с венепункцией. Результаты демонстрируют корреляцию между количеством случаев, когда студенты самостоятельно заявляли, что они практиковали навыки, и высоким уровнем компетентности.
Был проведен дальнейший анализ выполнения 2 навыков с самым большим интервалом между первоначальным обучением и оценкой и повторным тестированием. Венепункция, которую студенты неоднократно практиковали в симуляционном классе на фантомах за прошедшее время, и катетеризация, которую студенты практиковали меньше всего. Для облегчения этого анализа MPS были дополнительно отнесены к аффективной, когнитивной или психомоторной областям. Анализ результата показывает, что различные процедурные навыки при повторном тестировании имеют элементы распада из разных аспектов областей: запоминание, понимание, применение, анализ, синтез и оценки (таксономии Блумса), что подтверждает аргумент о том, что преднамеренная повторная практика должна включать все компоненты навыков, а не только технические аспекты. Было отмечено, что, когда студенты не смогли достичь MPS при повторной проверке, психомоторные аспекты этих навыков были выполнены плохо для обеих процедур. Интересно, что поведенческий аспект варьировался для обеих процедур одинаково. Студенты лучше запомнили поведенческие аспекты техники венепункции по сравнению с катетеризацией.

Обсуждение

Исследования показывают, что сохранение навыков студентов-медиков снижается уже через три месяца после обучения. Факторы, которые, как известно, влияют на приобретение навыков и знаний, включают мотивацию, среду обучения и использование симуляции для улучшения сохранения навыков. Обучение навыкам в симуляцинных классах может улучшить сохранение студентами-медиками основных клинических навыков, а целенаправленная практика клинических навыков под наблюдением привлеченного инструктора является ключевым компонентом модели мастерства. симуляционное обучение - это подход к обучению, повышающий компетентность, при котором используются целевые учебные занятия на основе моделирования, которые распределены по времени и подкреплены структурированными, непрерывными практическими занятиями, способствующими максимальному сохранению клинических навыков. Исследование показывает, что симуляционное обучение может облегчить обучение клиническим навыкам.

Выводы

Среди студентов существуют значительные различия в отношении снижения навыков, и это напрямую связано с практикой. Таким образом, непрерывная практика должна поощряться индивидуальным опытом и оценками в клинических условиях с акцентом на прямое наблюдение и целенаправленную обратную связь для укрепления навыков, приобретенных в условиях симуляционного класса.

Тема: Сестринское дело, уход
Ольга Смирнитская

Организация медико-социального сопровождения лиц пожилого и старческого возраста с множественными хроническими заболеваниями

Автор(ы): О.В. Галиулина

Город: Тюмень

Учреждение: ФГБОУ ВО Тюменский ГМУ Минздрава России

Актуальность

В современном мировом сообществе прослеживается общий тренд – это неуклонное старение населения и увеличение доли населения, которое доживет до 60 лет и старше. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) к 2050 году численность людей пожилого возраста составит 22% или более двух миллиардов человек.
Сложная динамика изменений состояния здоровья в пожилом возрасте отражается на физических, психических способностях и функционировании пожилых людей. Физиологические изменения, болезни и мультиморбидность в пожилом возрасте, обуславливают другие состояния здоровья, не входящие в традиционные классификации болезней и характеризующиеся хроническим течением, например, старческая дряхлость, которая после 65 лет может составлять до 10%. Последствия этих процессов сопровождается изменениями и психосоциальном статусе пожилых людей, требует длительного нахождения рядом членов семьи или посторонних людей осуществляющих уход за пожилыми и поддержку их психосоциального статуса.

Цель

Определить потребность лиц пожилого и старческого возраста в дополнительном медико-социальном сопровождении при трудных жизненных ситуациях, обусловленных здоровьем

Материалы и методы

Опрос лиц пожилого и старческого возраста проводился социологическим методом, исследование когнитивных функций проводилось эпидемиологическим методом, обработка полученных данных осуществлялась статистическим инструментарием.

Результаты

В соответствии с определением ООН, к пожилым людям относятся лица 60 лет и старше. Согласно международным критериям, население страны считается старым, если людей в возрасте 65 лет и старше насчитывается более 7%.
Увеличение продолжительности жизни в России в среднем до 74 лет и увеличение доли населения старших возрастных групп ставит новые задачи и цели перед государством и обществом, направленные на обеспечение основных потребностей граждан старшего поколения для поддержания условий жизнедеятельности.
По данным проведенного исследования о качестве жизни людей старших возрастных групп выявлено, что из общего числа лиц пожилого и старческого возраста, только 12% нуждались в посторонней помощи в повседневной жизни. Полностью самостоятельно могли принимать пищу 86,2% лиц пожилого и старческого возраста, осуществлять гигиенические процедуры 74,4%, полностью контролировали акт дефекации 82,4%, а мочеиспускание - 58,4% и частично не контролировали 32,6% участвовавших в опросе. Качество жизни оценивается не только возможностью самообслуживания в повседневной жизни, но и нахождение в социальной среде, так передвигаться на расстояние более 50 метров полностью самостоятельно 81,4% пациентов, в эпизодической посторонней помощи при передвижении нуждались 12,2% опрошенных, в постоянной посторонней помощи при передвижении нуждались 4,3%, а 2,1% респондента были полностью лишены возможности, передвигаться. Полностью самостоятельно могли подниматься по лестнице 59,4%, пользоваться телефоном 52,5% опрошенных, распоряжались своими финансами 77,4% респондентов.
По данным опроса лиц пожилого и старческого возраста, выявлено, что самостоятельно в правильной дозировке и в назначенном режиме принимать лекарственные средства могли 48,2% респондентов, в частичной посторонней помощи или напоминании о времени приема лекарственных средств нуждались 42,4%, полностью зависели от посторонней помощи при приеме лекарственных средств 8,7% опрошенных. Среди опрошенных 51,1% лиц пожилого и старческого возраста были не в состоянии самостоятельно правильно и своевременно принимать назначенные лекарственные препараты, таким образом, лица третьего возраста без посторонней помощи лишены адекватной терапии или подвергаются риску, связанному с неправильной дозировкой, так в постоянном контроле и посторонней помощи при приеме лекарственных средств нуждались 10,2%. Респонденты, проживающие вне семьи, могут получать адекватную терапию только при привлечении социальных работников или третьих лиц, для контроля правильности приема назначенных препаратов.
Результаты исследования показали, что при уменьшении активности повседневной жизни пациента пропорционально увеличивается степень его нуждаемости/зависимости в постороннем уходе.
Сумма баллов Степень нуждаемости Удельный вес (%)
0-30 III 78,8
31-70 II 18,8
71-100 I 2,4
Нарастающая беспомощность и прогредиентное течение когнитивных расстройств обуславливает возрастающую потребность пожилого населения в специальном внимании, особенном обслуживании этой группы граждан, а проявление самой болезни и утяжеление неблагоприятно сказывается на окружении пациента и вызывает изменения в условиях жизни всей семьи.

Обсуждение

С увеличением возраста, ухудшаются показатели здоровья, а, следовательно, и увеличивается бремя болезней от множественной хронической патологией людей старших возрастных групп, что в свою очередь требует подготовки специалистов нового формата, готовых оказывать не только медицинскую, социальную, психологическую помощь, но и готовых обучать членов семьи уходу за лицами пожилого и старческого возраста.

Выводы

Данные обстоятельства обуславливают новые подходы, структурные и ведомственные взаимодействия в решение медицинских, социальных и психологических проблем. Большинство социальных институтов и систем здравоохранения не готовы к удовлетворению потребностей пожилых людей, имеющих хронические заболевания, в том числе представленные разнообразными возраст-специфическими синдромами, что определяет потребность в комплексной медицинской гериатрической помощи.

Тема: Сестринское дело, уход
Ольга Галиулина

Развитие коммуникативных компетенций медицинского персонала, как фактор, улучшающий взаимодействие с пациентом

Автор(ы): О.В. Галиулина, Саитгалеева А.С.

Город: Тюмень

Учреждение: ФГБОУ ВО Тюменский ГМУ Минздрава России

Актуальность

Медицинским работникам отводится особая роль в предоставлении качественной медицинской помощи пациентам с различными заболеваниями. Особую значимость приобретают коммуникативные компетенции медицинского персонала, которые улучшают качество медицинской помощи и повышают уровень взаимодействия между медицинскими работниками и пациентами. Медицинский персонал демонстрирует свои профессиональные качества на всех этапах лечения, поэтому удовлетворенность пациента, его эмоциональный настрой, во многом будут способствовать выздоровлению [1]. Прямое общение между медицинским работником и пациентом, выстроенное на правильных коммуникативных компетенциях, имеет очень значимый характер и является неотъемлемой частью в лечении больного, особенно онкологического профиля. Поэтому развитие правильных коммуникативных компетенций, их применение в повседневной работе медицинской команды во многом определяет комплаентность пациентов к лечению и выздоровлению

Цель

Выявить потребности и сложности в общении медицинских работников и пациентов онкологического профиля.

Материалы и методы

В исследовании применены теоретический, аналитический и статистический методы. Проведено социологическое исследование на основании анонимного анкетирования медицинского персонала (врач, медицинская сестра, младший медицинский персонал) Областного онкологического диспансера г.Тюмени. Полученные данные были структурированы и анализированы.

Результаты

Результаты проведенного пилотного исследования на предмет владения коммуникативными компетенциями медицинского персонала показывают, что осуществление медицинской деятельности с пациентами онкологического профиля, требуют большего ухода, внимания, уровня субъективного контроля в процессе общения с ними. 66% респондентов считают, этической основой профессиональной деятельности медицинского работника с этой группой пациентов является принцип «не навреди», соответственно 64% указывают на «милосердие» и 57% на «гуманность». Европейское бюро ВОЗ в своих рабочих документах определила, наиболее важные компетенции, которыми должен обладать медицинский персонал для предоставления комплексных медицинских услуг, ориентированных на нужды людей [2]. Анализируя полученные данные, мы выявили, что защиту интересов пациента, а именно: «Поддерживаете Вы пациентов и членов их семей (при необходимости) в принятии решений, связанных с медицинским обслуживанием» 28% отметили, что никогда этого не делают, а 51% ответили утвердительно и 21% делают изредка. Знакомят пациентов с их правами на получение безопасной, высококачественной, доступной медицинской и социальной помощи, в том числе с правовыми инструментами 59% опрошенных всегда выполняют эту компетенцию, 21% никогда этого не делают, 20% информируют изредка. Просвещают пациентов об их правах на медицинскую помощь и о льготах, положенных им в связи с заболеванием 60% опрошенных, не занимаются этим 28% и 12% делают лишь изредка. Следующий блок вопросов, который нас интересовал – это полноценное общение с пациентом, медицинский персонал, работающий с этими пациентами, часто имеет пониженный уровень эмпатии. Так, умеют активно и сочувственно слушать, и сообщать информацию пациентам об их здоровье и с их согласия 72% дали утвердительный ответ, 15% респондентов ответили отрицательно и у 13% это получается не всегда. Очень важно общаться с пациентами на понятном им языке, без употребления профессиональной лексики, так на вопрос, сообщаете информацию пациентам без использования профессионального жаргона и каких-либо моральных оценок. В понятной форме доводите до сведения пациентам в том числе и варианты плана помощи им утвердительно ответили 66%, 44% делают это иногда, или вообще не делают. Выбирают стиль общения с пациентами, который учитывает влияние состояния здоровья пациентов на их способность усваивать и понимать информацию. Добиваются полноты потока информации и обмена информацией между пациентами и их родственниками (если необходимо), членами медицинской команды утвердительный ответ дали 83% опрошенных. Блок вопросов касающихся коммуникаций в общении в составе медицинской бригады позволил сделать вывод, что большинство опрошенных респондентов, а именно 84% считают профессиональное общение должно четко определять и поддерживать роли и обязанности всех членов медицинской бригады, необходимо быстро и без каких-либо обид разрешать разногласия или конфликты в работе, проявлять практичность, гибкость и способность к адаптации в процессе оказания медицинской помощи. Следующий блок вопросов касался самооценки медицинских работников приобщении с пациентами, так 60% опрошенных считают, что доступно объясняют пациентам о назначенных медикаментах, которые им следовало принимать дома после выписки из стационара или окончания визита к врачу, 20% считают, что пациенты не нуждаются в объяснениях. 50% опрошенных информируют пациентов и их родственников о возможных побочных эффектах назначенных медикаментов, требующих особого внимания, а соответственно 27% и 23% не информируют или делают это изредка. Разбираются в проблемах пациента при наличии у них тревоги относительно своего здоровья 53% опрошенных, делают это изредка 30%, остальные ответили отрицательно. Таким образом полученные данные в ходе проведенного исследования, позволяют сделать следующие выводы.

Выводы

Профессиональные качества медицинского персонала, построенные на правильном взаимодействие между всеми участниками лечебного процесса, улучшат показатели здоровья пациентов их приверженность к лечению. можно добиться, если уделять должное внимание пациентам, их семьям и сообществам. Такие качества, как сочувствие, доброта, готовность всегда прийти на помощь, объяснить методику лечения являются важнейшими компетенциями и навыками медицинского персонала и позволяют настроить общение с пациентом и его родственниками, тем самым обеспечить более легкое течение болезни и скорейшее выздоровление больного. Обладание этими навыками и компетенциями значительно улучшить взаимодействие медицинского персонала и пациентов.

Тема: Сестринское дело, уход
Ольга Галиулина

Формирование профессиональных качеств специалиста сестринского дела в процессе дуального обучения

Автор(ы): Белькова Л.В., Лапик С.В.

Город: Тюмень

Учреждение: ФГБОУ ВО Тюменский государственный медицинский университет Минздрава России

Актуальность

Высшее сестринское образование в Российской Федерации перешагнуло 30-летний рубеж , претерпев за это время множество реформ и трансформаций. Самый первый образовательный стандарт был направлен на подготовку работающих специалистов сестринского дела в качестве управленцев –менеджеров сестринских служб . Абитуриенты со средним профессиональным образованием уже имели определенный стаж и опыт работы в медицине и не нуждались в дополнительной мотивации к обучению в вузе. Факультет высшего сестринского образования Тюменского государственного медицинского университета, открытый в 1996 году, в этот период подготовил более 1200 менеджеров здравоохранения, которые до сих пор составляют костяк руководителей сестринских служб региона .Следующий этап развития двухуровневого образования бакалавров, а именно, одномоментный переход на Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования, уровень высшего образования –бакалавриат, направление подготовки 34.03.01 Сестринское дело, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 03.09.2015 г. N 964.В соответствии с изменившимися задачами и компетенциями, Министерством образования и науки РФ квалификация выпускника была изменена с бакалавра на квалификацию «Академическая медицинская сестра (академический медицинский брат). Преподаватель». Эта квалификация позволяет выпускникам программы трудоустраиваться не только в системе здравоохранения, но и в качестве преподавателей. Все 100% выпускников факультета высшего сестринского образования трудоустроены, из них в здравоохранении и образовании региона – 96%.

Цель

Целью исследования является выявление наиболее значимых профессиональных качеств в практической деятельности медицинских работников у студентов первого и четвертого курсов бакалавриата по направлению подготовки Сестринское дело Тюменского ГМУ и специалистов сестринского дела.

Материалы и методы

В анкетном опросе приняло участие 63 человека.

Результаты

В ответе на вопрос о профессиональных качествах, которые должны быть присущи медицинской сестре, все респонденты на первое место ставят ответственность; на второе место: студенты 1 курса – умение подбодрить, поддержать пациента (60%), студенты 4 курса – дисциплинированность (64%), медицинские сестры – компетентность (65%); на третье место студенты и практикующие специалисты сестринского дела поставили компетентность и умение принимать быстрые решения.
Наиболее важными личными качествами для медицинской сестры студенты считают терпеливость и выдержанность (50%), эмоциональная уравновешенность (48%), самодисциплина и ответственность (44%), доброжелательность и приветливость (48%); медицинские сёстры придают большое значение таким качествам как терпеливость и выдержанность (70%), эмоциональная уравновешенность (60%), трудолюбие и добросовестность (50%). Отвечая на вопрос о выборе наиболее важных профессиональных способностей медсестры большая часть анкетируемых выбрали способность быстро реагировать на ситуацию.
Большинство участников опроса считают профессионально нежелательным качеством безответственность (71%).

Обсуждение

Наиболее влиятельным фактором, влияющим на профессиональную репутацию, первокурсники и медицинские сестры выделяют отношение к больным (48%), четверокурсники – постоянное саморазвитие (36%). Наиболее привлекательным видом деятельности для студентов является работа в коммерческих медицинских организациях, а практикующих медицинских сестёр – работа в стационаре (90%). Мотивирующим фактором обучения в медицинском ВУЗе у студентов 1 курса – удовольствие от обучения и интерес, желание помогать людям (66%), 4 курса – получение высшего образования (52%).Будем надеяться, что переход бакалавриата по сестринскому делу в укрупненную группу «Организация здравоохранения и общественное здоровье» , появление профильной магистратуры будет дополнительным мотивирующим фактором, повышающим престиж образовательной программы.

Выводы

Проведённое исследование показывает, что студенты направления подготовки Сестринское дело не придают большого значения становлению профессиональных качеств в процессе симуляционного обучения и практической подготовки в медицинских организациях. С приобретением опыта практической деятельности возрастает понимание важности профессиональных качеств.

Тема: Сестринское дело, уход
Светлана Лапик

Итоги 10-летней работы комиссии по допуску к работе на должностях среднего медперсонала в Тюменском ГМУ

Автор(ы): Лапик С.В.

Город: Тюмень

Учреждение: ФГГБОУ ВО Тюменский ГМУ Минздрава России

Актуальность

Процедура допуска студентов к деятельности в качестве среднего медицинского персонала в соответствии с Приказом Минздрава РФ от 27.06. 2016 г. N 419-н с последующим их трудоустройством как в стационары, так и в первичное звено здравоохранения, прежде всего в медицинские организации амбулаторно-поликлинического профиля, является одним из ключевых факторов восполнения дефицита кадров среднего медицинского персонала в системе здравоохранения Тюменского региолна.

Цель

Анализируются итоги 10-летней работы комиссии по допуску к работе в качестве среднего медицинского персонала в Тюменском ГМУ , определяются проблемы и перспективы ее деятельности.

Материалы и методы

Федеральные и локальные нормативные и распорядительные документы по организации работы комиссии по допуску лиц, не завершивших освоение основных образовательных программ высшего медицинского образования, а также лиц с высшим медицинским образованием к осуществлению медицинской деятельности на должностях среднего медицинского персонала, отчеты комиссии Тюменского ГМУ за десять лет

Результаты

Процедура экзамена по допуску к работе на должностях среднего медицинского персонала аналогична процедуре первичной аккредитации и включает в себя тестирование, выполнение манипуляций и процедур сестринской деятельности на фантомах и муляжах, а также собеседование по организации работы специалиста сестринского дела в клинических условиях. Все соискатели должны продемонстрировать комиссии умения коммуницировать с пациентами, соблюдения санитарно-эпидемиологического режима, оказания доврачебной медицинской помощи.
Первый этап –это тестирование , которое в течение двух последних лет проводится с использованием электронной информационно-образовательной среды Тюменского ГМУ, в банке тестов более 2,5 тыс. вопросов. Мы не используем , как некоторые другие вузы опцию тренировочного тестирования первичной аккредитации, т.к. считаем, что нельзя приравнивать университетскую подготовку студентов в рамках осваиваемых ими универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций , позволяющих осуществлять им деятельность в качестве среднего медицинского персонала к подготовке специалистов сестринского дела в медицинском колледже. Однако при разработке фондов оценочных средств комиссии мы однозначно учитываем трудовые функции профессионального стандарта медицинской сестры/ медицинского брата и действующих нормативных и распорядительных документов. Все это диктует нам необходимость ежегодного обновления фондов оценочных средств к экзамену по допуску к деятельности на должностях среднего медицинского персонала.

Обсуждение

Подавляющее большинство соискателей сдают экзамен с первого раза, но есть небольшой процент, который допускается со второй и третьей попыток, после получения дополнительной симуляционной и клинической практики. Лучшие результаты показывают обучающиеся по специальностям лечебное дело, педиатрия, сестринское дело, хуже-будущие стоматологи. В связи с чем методический совет по стоматологии принял решение о включении в учебный план на первом курсе такой дисциплины, как сестринское дело в стоматологии, что улучшит симуляционную подготовку студентов и этой образовательной программы.Еще одним значимым трендом стала успешная сдача экзамена по допуску к работе на должностях среднего медицинского персонала иностранными студентами из Египта, Индии, Колумбии, Мозамбика, которые демонстрируют не только хорошее владение манипуляционной техникой, но и знание вопросов санитарно-эпидемиологического и лечебно-охранительного режимов.Для формирования компетенций, включающих современные знания, умения и владения по медицинскому уходу, определенные требованиями ФГОС высшего образования по медицинским специальностям целесообразно преподавание дисциплин по манипуляционной технике (общему уходу, сестринскому делу для врачей, манипуляционной технике- возможны разные названия) [4] в интеграции с учебными и производственными практиками в качестве помощников младшего и среднего медицинского персонала осуществлять на профильных кафедрах сестринского дела, обладающих соответствующим кадровым и материально-техническим потенциалом, которые открыты в большинстве медицинских вузов.Из проблем до сих пор остается открытым вопрос о дальнейшей профессионально-образовательной траектории тех лиц, кто по тем или иным причинам продолжает свою работу в качестве среднего медицинского персонала по истечению пятилетнего срока допуска, а также по допуску лиц, получивших или не завершивших медицинское образование в иностранных государствах. В настоящее время идет активное обсуждение профессиональным сообществом проекта нового варианта приказа по допуску к работе на должностях среднего медицинского персонала, будем надеяться, что данные нормативные коллизии в новом приказе будут устранены.

Выводы

Опыт кафедры теории и практики сестринского дела Тюменского ГМУ по преподаванию дисциплины Сестринское дело для врачей в сочетании с освоением компетенций на симуляционных и производственных практиках обеспечивает успешную сдачу экзамена по допуску в среднем 85% соискателей независимой комиссии, в состав которой входят как преподаватели кафедры теории и практики сестринского дела, так и потенциальные работодатели - руководители сестринских служб медицинских организаций г. Тюмени, что позволило нашему региону, а также Курганской области привлечь к работе в поликлиниках, на скорой помощи, в моноинфекционных госпиталях студентов Тюменского ГМУ в непростой период пандемии коронавирусной инфекции .

Тема: Сестринское дело, уход
Светлана Лапик

Индивидуальные образовательные траектории бакалавра сестринского дела: опыт Тюменского ГМУ

Автор(ы): Лапик С.В.

Город: Тюмень

Учреждение: ФГБОУ ВО Тюменский государственный медицинский университет Минздрава России

Актуальность

Основные направления развития Тюменского государственного медицинского университета, одного из шестнадцати медицинских вузов , включенных в стратегическую программу модернизации образования «Приоритет-2030», включают в себя несколько проектов, самый важный из которых задает вектор реформирования медицинского образования на основе компетентностной модели и последующего включения в региональные, российские и международные системы разделения труда.

Цель

Нами обобщен опыт по логистике формирования индивидуальной образовательной траектории (ИОТ) бакалавров сестринского дела в Тюменском ГМУ в рамках основной профессиональной образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки 34.03.01-Сестринское дело, начиная с первого курса.

Материалы и методы

Методическим советом и руководителем образовательной программы с участием работодателей ежегодно формируется и актуализируется портфолио дисциплин ИОТ образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки 34.03.01-Сестринское дело, с которым мы знакомим студентов в начале обучения на одном из первых занятий дисциплины «Введение в профессию». ИОТ образовательной программы на весь период обучения формируется в электронном виде в личном кабинете студента по его выбору.
За основу формирования ИОТ мы берем области профессиональной деятельности, к которым мы должны подготовить бакалавров сестринского дела с учетом нашего опыта их трудоустройства и мнения работодателей, это деятельность в качестве руководителей структурного подразделения медицинской организации, клиническая сестринская практика, реабилитация и профилактика, психолого-педагогическая деятельность.

Результаты

Самое востребованное направление, это организационно-управленческое, которое включает такие элективных дисциплин, как правоведение, экономика здравоохранения, теория управления, факультативы: бережливые технологии в здравоохранении, юридические основы деятельности медицинского работника.
Вторая востребованная ИОТ, это психолого-педагогическая, что обусловлено тем , что большинство выпускников бакалавриата Тюменского ГМУ трудоустраивается в структуры среднего медицинского образования и поступает в магистратуры этого профиля. Индивидуализация обучения достигается за счет элективных дисциплин: русский язык и культура речи, коммуникативные умения, педагогика и психология в профессиональной деятельности и др., и факультативов, например, инклюзивное образование. С точки зрения ситуации с охраной здоровья школьников очень перспективна ИОТ по школьной медицине. Наш вуз и больница г. Новый Уренгой ЯНАО участвовали в реализации пилотного проекта по подготовке кадров бакалавров для школьной медицины, в рамках которого наши студенты проходили практику в этой медицинской организации, работали в качестве медицинских работников в школах , выполняли исследовательские работы. Однако после окончания пилотного проекта ИОТ, по школьной медицине, стала маловостребованной, что мы связываем с отсутствием нормативных и распорядительных документов по их трудоустройству на соответствующих должностях, хотя профессиональный стандарт специалиста по организации медицинской помощи несовершеннолетним обучающимся в образовательных организациях вступил в юридическую силу.

Обсуждение

Индивидуализация образовательного пространства бакалавров в рамках портфолио дисциплин, формируемых участниками образовательных отношений, индивидуального подхода к выбору баз практик и тем научно-исследовательских работ, с сохранением всех дисциплин базовой части образовательной программы бакалавриата по сестринскому делу соответствует компетентностному подходу в высшем образовании и не противоречит требованиям федерального государственного образовательного стандарта высшего образования.

Выводы

Преимущества индивидуализации обучения в рамках ИОТ для бакалавра -это планирование трудоустройства, начиная с первого курса, формирование дальнейшей индивидуальной образовательной траектории для обучения в магистратуре и аспирантуре; для образовательной организации: привлекательность бакалавриата для абитуриентов, повышение мотивации студента к освоению образовательной программы, удовлетворенность обучающихся перспективами карьеры и уровнем образования; для работодателя: формирование профессиональных компетенций, востребованных на рынке труда

Тема: Сестринское дело, уход
Светлана Лапик

Реализация инновационных технологий при формировании практической компетентности у медицинских сестёр

Автор(ы): Мутигуллина А.А.

Город: Казань

Учреждение: ФГБОУ ВО Казанский ГМУ Минздрава России

Актуальность

В рамках реализации приоритетов компетентностного подхода в системе профессионального медицинского образования определяется необходимость разработки и поиска более эффективных методов обучения, способствующих сближению образовательного процесса с реальной профессиональной средой для формирования более высокого уровня практической компетентности будущей медицинской сестры. Рассматриваемое нами понятие «практическая компетентность будущей медицинской сестры» как интегральное качество личности, характеризующееся готовностью и способностью реализовать совокупность сформированных общих и профессиональных компетенций при осуществлении практической сестринской деятельности в системе здравоохранения, раскрыто по структурным составляющим компонентам: мотивационно-целевому, когнитивному, деятельностному, рефлексивно-оценочному. Данные компоненты практической компетентности предложено сформировать посредством внедрения в образовательный процесс смоделированного комплекса имитационных неигровых и игровых методов обучения на основе теории контекстного подхода А.А. Вербицкого. при освоении профессиональных модулей при обучении в медицинском колледже.

Цель

Цель работы - разработка и реализация комплекса имитационных методов обучения при освоении профессиональных модулей как целостного процесса, способствующего более эффективному формированию практической компетентности будущей медицинской сестры.

Материалы и методы

В нашем исследовании, реализация комплекса имитационных методов обучения, осуществлена на примере изучения профессионального модуля 02 «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах», посредством поэтапного и систематичного применения имитационных методов неигровых и игровых методов обучения, с учетом их преемственности при изучении конкретной темы и осуществлялась в три этапа:
- учебно-познавательный (формирование навыков учебно-познавательной деятельности),
- симуляционной (формирование навыков квазипрофессиональной деятельности),
- учебно-практический этап – (формирование навыков профессиональной деятельности).
Нами были выявлены организационно - педагогические условия эффективности реализации комплекса имитационных методов обучения: создание учебно- симуляционной образовательной среды; подготовленность преподавателей к реализации комплекса имитационных методов обучения (организация и проведение заседаний школ педагогического мастерства с освещением вопросов особенностей применения имитационных методов обучения, оказание методической помощи преподавателям при проектировании методических разработок занятий); создание учебно- методического обеспечения (учебно-программная и учебно-методическая документация); разработка диагностического инструментария оценки сформированности практической компетентности у будущих медицинских сестёр, отвечающего запросам ФГОС.
Описанный процесс внедрения комплекса имитационных неигровых и игровых методов обучении реализован на примере изучения профессионального модуля. Эффективность использования имитационных методов обучения в процессе формирования практической компетентности будущей медицинской сестры доказана на основе анализа результатов педагогического эксперимента.

Результаты

На основе разработанных критериальных показателей практической компетентности выявлен начальный уровень сформированности компонентов практической компетентности будущей медицинской сестры, позволивший определить низкий уровень подготовки будущей медицинской сестры к практической деятельности и подтвердилась необходимость внедрения имитационных методов обучения. Для оценки педагогической эффективности внедряемого комплекса разработана совокупность показателей сформированности компонентов практической компетентности будущей медицинской сестры. Данные компоненты оценивались с помощью специально разработанных методов диагностики, включающих комплект ситуационных задач с описанием манипуляционной техники, тестовые задания, анкеты – опросники. Сформированность практической компетентности в экспериментальных группах, в среднем, на 15-20% выше, чем у студентов контрольных групп. Результаты экспериментальной работы подтверждают целесообразность реализации комплекса имитационных методов обучения при формировании практической компетентности у будущих медицинских сестёр.

Выводы

Реализация системы имитационных методов обучения для формирования практической компетентности у будущих медицинских сестер, представляет собой целостный процесс поэтапного и систематичного применения имитационных методов неигрового и игрового обучения, где профессиональная деятельность медицинской сестры смоделирована как система разрешения проблемных ситуаций, ситуационных задач в условиях имитации; использования совокупности
мотивационно-целевого, когнитивного, деятельностного и рефлексивно-оценочного компонентов путем трансформации учебно-познавательной деятельности в учебно-профессиональную (через квазипрофессиональную), которые реализуются в контексте основных приоритетов модульно-компетентностного, личностно-деятельностного и контекстного подходов и выявленных педагогических условий эффективного применения имитационных методов обучения.

Тема: Сестринское дело, уход
Айгуль Мутигуллина