Возможности формирования практических навыков при дистанционном обучении

Автор(ы): Лисовский О.В., Лисица И.А., Лисовская Е.О.

Город: Санкт-Петербург

Учреждение: Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет

Актуальность

Обучение оказанию экстренной медицинской помощи в общем, и проведение базовых реанимационных мероприятий, в частности, является обязательным этапом профессионального становления всех медицинских работников. Закрепленные в нормативных актах требования к уровню профессиональных компетенций определяют необходимость обучения студентов с первых курсов. Широкое внедрение современных образовательных технологий и методик с использованием фантомно-симуляционного оборудования различной степени реалистичности (от тактильного на первом курсе до интерактивного и интегрированного на старших курсах и в клинической ординатуре) позволяет сформировать мануальные навыки и элементы клинического мышления и поддерживать их не только во время обучения, но и с началом профессиональной деятельности. Отсутствие периодических тренингов выполнения практических навыков может привести к потере качества их выполнения.

Цель

Оценить выживаемость знаний и уровень владения практическими навыками проведения базовой сердечно-легочной реанимации взрослых среди студентов 6 курса после дистанционного обучения.

Материалы и методы

С помощью высокореалистичного симулятора BT-CPEA+ проведена оценка сохранения навыка проведения базовой СЛР взрослого у студентов 6 курса, обучавшихся дистанционно в период карантинных ограничений, связанных с Пандемией Новой коронавирусной инфекции, вызванной вирусом SARS-CoV2. С помощью запрограммированной автоматической записи выполнения алгоритма базовой СЛР (компрессии грудной клетки) в течение 120 секунд получены данные 330 студентов (254 (76,97%) девушки и 76 (23,03%) юношей), средний возраст которых составил 24,7 лет. Проанализированы графические и итоговые показатели симулятора BT-CPEA+, а также соблюдение алгоритма выполнения базовой СЛР в соответствие с требованиями Паспорта и оценочного листа станции «Базовая сердечно-легочная реанимация», утвержденного Методическим центром аккредитации специалистов в 2022 году.

Результаты

Все студенты до Пандемии обучены алгоритму выполнения базовой сердечно-легочной реанимации, отработка практических навыков проводилась на 1 – 4 курсах в рамках прохождения соответствующих циклов и дисциплин. Проведение занятий с применением дистанционных образовательных технологий в IX – XI семестрах (2020 – 2021 года) не позволили продолжить отрабатывать и закреплять практические навыки оказания экстренной медицинской помощи до возобновления очного обучения в XII семестре (2021 – 2022 ученый год). Проведен срезовый контроль сформированных профессиональных компетенций обучающихся, определены входящие теоретические знания и практические умения по оценке состояния пациента и оказания ему необходимой помощи. В 298 наблюдениях (90,3%) отмечена правильная последовательность оценки безопасности, дыхания и сознания, в 273 (82,73%) – правильный порядок вызова бригады скорой медицинской помощи и только в 183 (55,45%) – вызов на помощь окружающих. При оценке компрессий грудной клетки качество выше 90% продемонстрировали 15 студентов (4,54%), 70-90% – 43 обучающихся (13,03%), 50-70% отмечено в 54 (16,36%) наблюдениях. Эффективность компрессий грудной клетки выше 70% отмечена у 130 обучающихся (39,4%), правильное положение рук спасателя в центре грудной клетки пострадавшего в течение всего цикла в 100% отмечено у 200 обучающихся (60,6%), 70-99% – у 63 студентов (19,09%), ниже 50% – у 50 респондентов (15,15%), среди которых у 12 зарегистрирован показатель «0%». Смещение рук происходило преимущественно в эпигастральную область (68,4%), по парастернальным линиям в 18,4% случаев, по левой среднеключичной линии в – 13,2% наблюдений. Средняя глубина компрессий во время 120 секунд цикла СЛР у обучающихся составила 39,88 мм; нормативные значения зарегистрированы у 164 студентов (49,69%), среди которых 59 юношей и 105 девушек. Несмотря на то, что среди обучающихся средняя частота выполнения компрессий во время всего цикла составила 116 нажатий в минуту, нормативные показатели зарегистрированы в 162 наблюдениях (49,09%), среди которых 39 юноши и 123 девушки. У 44 обучающихся (13,33%) зарегистрирована низкая средняя частота компрессий, у 124 – превышение установленного показателя. За 5 подходов непрямого массажа сердца, необходимые 150 компрессий грудной клетки выполнили 79 студентов (23,94%), 151-200 – 159 респондентов (48,18%), две студентки за 2 минуты выполнили более 200 компрессий. У 90 студентов (27,27%) зарегистрированы низкие показатели общего числа компрессий: 100-149 – в 86 наблюдениях (26,06%), в трех наблюдениях (0,91%) – 90 компрессий, одна студентка за отведенное время выполнила 61 компрессию.
Оценка правильности выполнения искусственного дыхания во время тренинга не проводилась с учетом противоэпидемических ограничений.

Выводы

1. Дистанционные технологии в медицинском образовании не позволяют сформировать практические навыки у обучающихся, в том числе по оказанию экстренной и неотложной медицинской помощи.
2. Несмотря на высокие теоретические знания, после длительного перерыва в практическом обучении отмечается снижение мануальных навыков при выполнении реанимационных мероприятий.
3. Неудовлетворительное формирование практических компетенций во время использования дистанционных образовательных технологий обуславливает необходимость дополнительных занятий по отработке практических навыков.

Тема: Виртуальные и дистанционные технологии
Олег Лисовский

Создание автоматизированной отчетности по ЭКГ исследованиям как части программного комплекса SkiaAtlas

Автор(ы): Щеглов Б.О., Щеглова С.Н.

Город: Владивосток

Учреждение: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Дальневосточный федеральный университет», Медицинский центр г. Владивостока

Актуальность

В современном мире полным ходом идет внедрение продуктов, в основе которых лежат информационно-коммуникационные технологии. Медицина является одним из основных практико-прикладных направлений в данной сфере. При этом главными направлениями исследований в данной области является создание электронных хранилищ информации - баз данных, с использованием методов и алгоритмов машинного обучения для их управления и возможного прогнозирования трендов их изменения - систем знаний; бурный подъем переживают технологии компьютерного зрения, визуализации различных патологий и аномалий на разных уровнях жизненной организации.
Важным направлением в имплементации цифровых решений во врачебную практику является создание программных комплексов, позволяющих полностью или частично автоматизировать оформление рутинной медицинской документации. К примеру, отчетность по спирографии; заключения узких специалистов, с внесением основных числовых или фразовых значений согласно специфике проведения медицинских манипуляций; электронные истории болезней и медицинские информационные системы (МИС) в медицинских организациях.

Цель

Рассмотрение опыта создания веб-приложения для генерации ЭКГ описаний и заключений на основе введенных данных пользователем как части программного комплекса SkiaAtlas.

Материалы и методы

В данной работе рассматривается алгоритм для полуавтоматизированного формирования ЭКГ заключений на основе вводимых данных врачом функциональной диагностики. Данная задача может быть решена путем обозначения основных реперных точек: вид используемой платформы для формирования такого рода документации - десктопное или веб-приложение, характер ввода данных, вид обработки данных, формирование отчетности и способ ее вывода.

Результаты

Для данной задачи наиболее проприетарным способом формирования отчетности является создание веб-сервиса. Это связано с относительной простотой стилистического оформления и кроссплатформенности. В данном случае наиболее подходящими при реализации фронтенда приложения могут использоваться языки разметки гипертекста HTML с CSS. Сторона бэкенда приложения может быть описана путем использования мультипарадигменного языка программирования Java Script.
Ввод данных может осуществляться путем заполнения формы с последовательным вводом численных значений и вариантом выбора. Например, ввод длительности интервалов и длительности сегментов, высоты зубцов или выбор наличия функционального нарушения (депрессия или элевация сегмента ST на одном или нескольких боковых отведений) на ЭКГ.
При принятии необходимых значений из формы будет производиться подбор текстовых данных, описывающий данное функциональное состояние. Например, выбор наличия положительного зубца P будет формировать в заключении ответ «ритм синусовый».
Формирование отчётности будет происходить с учетом и подбором всех необходимых данных. В случае отсутствия необходимой информации пользователю будет выводиться предупреждение о пустом поле формы. При заполнении необходимых полей значением «-» в отчете будет выводиться информация «Отсутствуют данные по значению “Variable name”». Для необязательных полей их вывод будет игнорироваться.
Вывод заключения может быть представлен в нескольких форматах: вывод текста на странице сервиса в веб-браузере с возможностью его копирования или как pdf-файл или Word-файл для сохранения на устройстве пользователя.

Обсуждение

Цифровые решения позволяют снизить общее время проведения медицинских манипуляций и нейропсихологическую нагрузку на медицинского специалиста, что позволит ему сосредоточиться на получении наиболее точных показателей и характеристик анамнеза жизни и заболевания отдельно взятого пациента. При этом нельзя забывать о том, что только врач может ставить окончательный диагноз и назначать проведение процедур. Т.е. системы в рассматриваемых случаях автоматизации не должны быть объективным автономным средством постановки диагноза, а лишь своеобразными «помощниками-секретарями» при оформлении рутинной документации.

Выводы

В данной работе рассмотрен алгоритм создания и возможный вариант реализации сервиса для генерации ЭКГ заключений. При этом данная методика может стать основой формирования медицинской отчетности и в других направлениях медицины или как средство для создания автоматизированных систем управления на базе искусственного интеллекта для автоматизированной интерпретации подаваемых алгоритму машинного обучения снимков ЭКГ исследований.

Тема: Виртуальные и дистанционные технологии
Богдан Щеглов

Применение дистанционных технологий при обучении иностранных студентов на английском языке на кафедре внутренних болезней и семейной медицины

Автор(ы): Ермачкова Л.В., Кабирова Ю.А., Ховаева Я.Б., Воронова Е.И., Моисеенко Н.П., Сыромятникова Т.Н.

Город: Пермь

Учреждение: ФГБОУ ВО ПГМУ им. академика Е.А. Вагнера Минздрава России

Актуальность

Современное образование - это постоянный поиск новых эффективных подходов, средств и форм обучения. Эпидемия НКВИ повлияла на процесс преподавания, выявила проблемы дистанционного образования, связанные с интернетом, доступом к цифровым устройствам, готовностью работать и учиться в дистанционном режиме. И преподаватели и обучающиеся отмечают сложности, связанные с онлайн–образованием, и только качественное дистанционное обучение может обеспечить эффективный поиск, анализ, обработку и передачу необходимой информации для решения профессиональных задач.

Цель

С 2021 года мы впервые начали обучать иностранных студентов на английском языке на кафедре внутренних болезней и семейной медицины по дисциплине «госпитальная терапия». Перед проведением дистанционного обучения преподаватели провели небольшой «мозговой штурм», во время которого выявили свои сильные и слабые стороны, отобрали наиболее эффективные методики для онлайн обучения (рабочие тетради, майнд карты, разбор ЭКГ, ситуационных задач, анализов в пошаговом режиме), оценили опыт коллег. Замечательные идеи по онлайн-обучению мы почерпнули у коллег из Эдинбургского университета: использование коротких опросников, рабочих тетрадей в формате Word, чтобы студенты могли их скачать и распечатать. Кроме того, сравнительный анализ содержания учебников, изданных на английском языке, с русскоязычными источниками показал, что имеются определенные различия в подаче материала, в трактовке состояний и заболеваний. Безусловно, международная классификации болезней МКБ 10 предусматривает универсальность диагнозов для возможности их сопоставления в мировом медицинском сообществе. Однако ряд классификаций, клинико-морфологических особенностей течения заболеваний трактуются иначе, чем принято в России. С учетом опыта коллег, нашего собственного опыта при проведении дистанционных занятий нами были созданы рабочие тетради (Workbooks) по всем разделам дисциплины двух уровней сложности. Программа составлена так, что преподаватели, учитывая уровень знаний, умений и навыков студентов, имеют возможность изменять систему упражнений и вносить дополнения на этапе подготовки к занятию.

Результаты

Кроме того, при обучении иностранных студентов преподаватели сталкиваются с различиями в менталитете, традициях, обычаях, языковой культуре, отмечают слабые навыки самостоятельной организации распорядка дня, что непременно сказывается на восприятии учебного материала и снижает мотивацию к обучению. Имеющийся электронный вариант особенно для иностранных студентов дает возможность в дальнейшем использовать этот материал для подготовки к экзамену по нашей специальности. Дополнительной сложностью в процессе преподавания представляется то, что английский язык не является родным, как для студентов, так и для преподавателей. То есть он в данном случае используется как средство обучения и коммуникации в качестве «языка-посредника», поскольку имеет статус языка для международного обучения.
Подготовка к проведению лекционных и практических занятий в режиме «онлайн» позволила также пересмотреть представления о средствах обучения, эффективно использовать дополнительные возможности онлайн платформ: это управление включением и отключением звука и видео всех участников (при необходимости), совместный просмотр фото и видео на устройствах любого из участников, использование доски сообщений, использование чата и «смайликов» во время занятия.

Выводы

Таким образом, опыт дистанционного обучения иностранных студентов показал, что необходимым условием успешного образовательного процесса в режиме «онлайн» является знание индивидуальных особенностей учащихся, осуществление эффективной обратной связи, создание учебных пособий с заданиями различной степени сложности, в том числе с использование майндкарт, блок-схем и клинических кейсов. Также было отмечено, что постепенное усложнение заданий от темы к теме способствует повышению самостоятельности обучающихся, а объем помощи преподавателя снижается. Кроме того, дистанционный формат обучения неожиданно оказал стимулирующее влияние на внедрения новых форм обучения преподавателями кафедры, более глубокому интегрированию интерактивных форм обучения в учебный процесс, что, в свою очередь, поддерживает вовлеченность преподавателей и мотивацию к обучению, в том числе и у иностранных студентов.

Тема: Виртуальные и дистанционные технологии
Юлия Кабирова

Использование аппаратно-программного комплекса с системой визуализации анатомии человека в подготовке врача-рентгенолога

Автор(ы): Назарова Е.А.¹, Данилова К.А.², Ивашкина Е.В.³, Новоселов К.В.²

Город: Ижевск

Учреждение: ФГБОУ ВО «Ижевская государственная медицинская академия» МЗ РФ, Удмуртская Республика

Актуальность

В настоящее время стандарты обучения по специальности "рентгенология" помогают в формировании основных трудовых функции. Особенностями работы специалистов являются: проведение и интерпретация рентгенологических исследований (в том числе магнитно- резонансно-томографических исследований); организация и проведение исследований, медицинских осмотров, в том числе предварительных и периодических, диспансеризации, диспансерного наблюдения; оказание медицинской помощи пациентам в экстренной форме.
Несмотря на то, что рентгенография, КТ и МРТ являются высокотехнологичными методами исследования и считаются объективными, результат исследования прежде всего зависит от компетентности врача-рентгенолога.
Помимо того, что врачу-рентгенологу необходимо визуально уловить патологические изменения, также важно интерпретировать увиденное в соответствии с клинической картиной, а также точно указать локализацию и распространенность патологического процесса, выявить общие и специфические признаки наиболее частых заболеваний. Для того, чтобы увидеть патологию необходимо четко представлять норму и варианты развития, а также определить объем дополнительных исследований по результатам рентгенологического исследования.
При изучении анатомии в лучевом изображении возникает ряд трудностей. При классической рентгенологии это явления субтракции и суперпозиции: когда объемный объект, переходя в плоскостное изображение, образует взаимное наложение теней от органов и тканей. Например, передние отрезки ребер накладываются на задние, сосуды пересекаются со склерозированными бронхами, тенями от мягких тканей и т.д. При этом неопытному рентгенологу определяется картина очаговых образований, воздушных кист и абсцессов. Или напротив, тень сердца закрывает собой реально существующее образование в левом легком. Возникает вероятность 3-х типичных ошибок врача-рентгенолога: гипердиагностика, гиподиагностика, неточная локализация процесса.

Цель

Цель исследования: разработать и внедрить модуль симуляционного обучения для врачей рентгенологов с применением аппаратно-программного комплекса анатомии "Вивед" и оценить её эффективность.

Материалы и методы

Материалы и методы исследования: Наиболее часто лучевому исследованию в клинике подвергаются органы грудной клетки. Для эффективного изучения рентген-анатомии органов грудной клетки был разработан модуль симуляционного обучения с использованием аппаратно-программного комплекса "Вивед". Модуль разработан в соответствии с компонентами симуляционного обучения, включающие в себя: входной тест; ознакомительная презентация; симуляционное обучение; заключительный тест-контроль.Входной тест и заключительный тест-контроль состояли из 30 вопросов, представляющие из себя реальные клинические задачи в лучевой диагностике. Для чистоты эксперимента заключительный тест был несколько изменен по форме, отображая прежнюю суть вопросов. Модуль был разработан для целевой аудитории: лица, получающих высшее образование по основным образовательным программам (уровень ординатуры), лица, получающих дополнительное профессиональное образование по программам профессиональной переподготовки.
Модуль симуляционного обучения "Лучевая диагностика органов грудной клетки" была предложена ординаторам по специальности "Рентгенология" 1года обучения (9 человек), 2 года обучения (9человек), лицам, проходившим профессиональную переподготовку (7 человек), а также в режиме эксперимента студентам 3 курса лечебного факультета (50 человек).
Симуляционное обучение с использованием аппаратно-программного комплекса представляет собой реальные рентгенограммы и КТ сканы с поставленными конкретными задачами перед обучающимися: назвать указанный анатомический объект, описать локализацию патологического процесса.

Результаты

Результаты и их обсуждение:
Средний возраст анкетируемых оставил 28,7 лет. На момент исследования большинство респондентов 96 % испытывали положительные эмоции от подготовки с использованием новых методов обучения. Большинство анкетируемых 84 % считали, что данный обучающий модуль расширяет кругозор и дает необходимые знания для выявления признаков наиболее частых заболеваний. В ходе анкетирования выявлено, что подготовка с использованием системы визуализации (89 % опрошенных) позволяет увидеть патологию, представлять норму.
Результаты входного теста, включающий вопросы анатомии нормы и патологии, показали устойчивые знания: 53 % ординатора первого года обучения, 67 % второго года обучения, практикующие врачи – 50 %, студенты 3 курса - 45 %. При прохождении заключительного тест-контроля обучающие показали следующий уровень знаний: ординаторы 1-ого года: 90 %;
ординаторы 2-ого года: 98 %; лица, получающие образование по программе переподготовки: 95 %; студенты педиатрического факультета: 87 %.
Удовлетворенность подготовкой на обучающем модуле «Лучевая диагностика органов грудной клетки» и высокая положительная оценка полученными знаниями с применением системы визуализации аппаратно-программного комплекса «Вивед» получена у 91% опрошенных.

Выводы

Вывод:При использовании аппаратно-программного комплекса «Вивед» формируется представление о пространственном расположении сегментов легких. Система визуализации анатомии человека в трехмерном формате наглядно демонстрирует все внутренние структуры. Благодаря специальному виртуальному устройствупользователь может управлять изображением: поворачивать его, сегментировать, выбирать другое изображение. Модуль симуляционного обучения "Лучевая диагностика органов грудной клетки" позволяет существенно улучшить эффективность обучения по специальности "Рентгенология", создает прочную основу для приобретения последующих навыков, позволяет осуществлять контроль уровня знаний, может быть использована в преподавании кафедрами: анатомии человека, топографической анатомии, патологической анатомии, хирургических кафедр.

Тема: Виртуальные и дистанционные технологии
Ксения Данилова

Опыт проведения суммативного экзамена с использованием видео-симуляции у студентов медицинского университета г.Семей.

Автор(ы): Муканова Д.А., Смагулова Ж.И., Ковылина Р.А., Мусабекова Н.Е.

Город: Семей, Казахстан

Учреждение: НАО "Медицинский университет Семей"

Актуальность

Кризис, связанный с пандемией COVID-19, изменил наш мир, наше мировоззрение, наше отношение к своей жизнедеятельности, самим себе.
Наиболее усилили свои позиции те, кто занимался внедрением дистанционного образования как кластера будущего задолго до пандемии. Востребованность цифрового образовательного контента достигла наивысшего пика. Именно информационные технологии стали драйвером сохранения здоровья людей и спасения образования в условиях пандемии.
Реализация запланированных новшеств стала осуществляться в более сжатые сроки. В этом мы убедились на примере перевода сотрудников на удаленный режим работы. Несомненно, в ускоренном режиме осваивались новые компетенции, в том числе новые методы оценивания знаний обучающихся.

Цель

Оценить преимущества компьютеризированного структурированного клинического экзамена для обучения в условиях ДОТ на опыте НАО «Медицинский университет Семей».

Материалы и методы

Национальный Совет Медицинских Экзаменаторов США (NBME) с момента его основания в 1915 г. разрабатывает медицинские лицензионные экзамены. NBME работали с сотнями комитетов по разработке экзаменационных материалов, составлению и рецензированию вопросов для экзаменов USMLE Step, экзаменов NBME и экзаменов на получение лицензии для работы по специальности. Разработка экзаменационного материала для оценки практических компетенций, проводится с учетом имеющегося практического опыта, анализа международной практики и рекомендаций Национального Совета медицинских экзаменаторов США. Методы оценки знаний постоянно совершенствуются.
Выпускники интернатуры медицинских ВУЗов Казахстана в июне 2020 года сдавали независимую итоговую аттестацию, поводимую Национальным центром независимой экзаменации (НЦНЭ) с учетом рекомендаций NBME. В этом году, в связи с эпидемиологической ситуацией, независимая экзаменация интернов прошла удаленно. Особенностью второго этапа стало предоставление интернам через интернет-платформу видео-сценария с выполняемыми 5 практическими станциями для оценки навыков по оказанию скорой медицинской помощи. Согласно клинической задаче к видеоролику интерн должен был выбрать один верный ответ из пяти.
Учитывая вышеуказаный опыт кафедра симуляционных технологий НАО «Медицинский университет Семей» впервые провела практическую часть зимней экзаменационной сессии (суммативный экзамен) (2020-2021 у.г.) с использованием видео-симуляции. Видео были раработаны для специальностей «Фармация» - 3 и 5 курсы, «Общественное здравоохранение» - 4 курс. Задача студентов состояла в том, чтобы после просмотра видео-сюжета, найти заведомо заложенные ошибки и в течение 1 минуты отправить ответы экзаменатору.

Результаты

Учитывая результаты студентов и интернов, можно сказать, что данная методика подходит для всех уровней обучения и может быть применена к узким специальностям. Традиционное ОСКЭ требует больших затрат и времени, особенно если он используется для оценки большого числа студентов по сравнению с компьютеризированным клиническим экзаменом с использованием видеороликов.

Выводы

Данная методика дает возможность студентам не только выучить ход определенного навыка, но и анализировать, применяя свои знания на конкретном примере.

Тема: Виртуальные и дистанционные технологии
Динара Муканова

Возможности дистанционной практической подготовки в медицине

Автор(ы): Олексик В.С., Ходус С.В., Борзенко Е.С., Заболотских Т.В.

Город: Благовещенск

Учреждение: ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России

Актуальность

Практико-ориентированное обучение это процесс освоения образовательной программы студентами с целью формирования навыка практической деятельности за счет выполнения практических задач. За период 2021 -2022 года в условиях борьбы с пандемией новой коронавирусной инфекцией COVID-19 сложились особенности практического обучения. В 2021 году Аккредитационно-симуляционным центром (Центр) ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России (Академия) предложены новый дистанционный метод самоподготовки к практическому занятию «Базовая СЛР» и методология про-ведения конкурсов Олимпиады с использованием авторского метода «Аватар» (Ходус С.В., Олексик В.С.).

Цель

обоснование эффективности дистанционных методов подготовки к выполнению практических навыков.
Задачи исследования:
1. Оценить практические навыки во время прохождения конкурсных программ Олимпиады.
2. Оценить эффективность дистанционных методов обучения практической подготовки.

Материалы и методы

В исследование приняли 112 студентов 4-6 курсов лечебного факультета (ЛФ) ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России, которые участвовали в Олимпиаде.
С 2021 года самоподготовка студентов 4 курса ЛФ, в рамках подготовки к практическому занятию «Базовый комплекс СЛР», стала включать предложенный сотрудниками Центра дистанционный метод самоподготовки. Данный метод заключался в выполнение студентом алгоритма БСЛР в домашних условиях, выполнением компрессий грудной клетки (КГК) на любом мягком предмете, с видеофиксацией процесса и оценкой преподавателем правильности выполнения всех действий с обратной связью. С 2022 года, данный метод самоподготовки был обязательным при подготовке к практическим занятиям, т.к. появилась доказательная база его эффективности [1]. За период 2021-22 года в связи с пандемией новой коронавирусной инфекцией COVID-19, Ежегодная Олимпиада по практической подготовке среди студентов Академии проводилась в дистанционном формате. Для прохождения конкурсов Олимпиады использовался метод «Аватар» (участники демонстрировали свои практические навыки, управляя «виртуальным ассистентом», роль которого исполнял актер, имеющий мультимедийное «носимое» оборудование, позволяющее осуществить обратную аудио-видеосвязь для выполнения указаний команд-участниц) [2].
Студенты, принимавшие участие в исследование, были разделены на 2 группы: группа I – участники Олимпиады 2021 года, группа II –2022 года. Статистическую обработку полученных результатов проводили с помощью программы Microsoft Excel 2013 и SPSS Statistic 22.0. Рассчитывали время начала компрессий грудной клетки (КГК) (среднее значение в секундах (М) и 95% доверительный интервал для среднего (95% ДИ)). Данный показатель отражает владением коммуникативным навыком – более ранее начало КГК, предполагает корректное общение с «Аватаром», обозначение ему понятных и точных задач, необходимых для оценки ситуации и начала мероприятий первой помощи. Также оценивалась эффективности выполнений компрессий «Аватаром», среднее значение скорости, глубины выполняемых компрессий, релаксации грудной клетки (М) и 95% доверительный интервал для среднего (95% ДИ). Оценка данных показателей, проводилась после третьего комплекса СЛР (время необходимое для трансляции участником «Аватару» правильных действий и возможности корректировки выполнений КГК). При сравнение полученных данных использовали методы непараметрической статистики (расчет критерия Мана-Уитни). Для всех видов статистического анализа значимыми считались различия значений при p≤0,05.

Результаты

Проведя сравнительный анализ полученных данных, нами выявлены статистически значимые различия времени начала компрессий: среднее значения время начала компрессий в группе II составило 19,7 секунд (95% ДИ от 12,1 сек до 25,7 сек), что на 11,6 секунд быстрее чем в группе I – 31,3 секунд (95% ДИ от 16,3 сек до 39,2 сек) (p=0,046). При этом процент студентов, которые корригировали КГК с верной частотой (от 100 до 120 в минуту), в группе I составил 61,3%, в группе II – 82,4%. Среднее значение процента КГК с достаточной релаксацией грудной клетки в группах I и II составила 73,7% (95% ДИ от 58,3%-84,7%) и 70,1% (95% ДИ от 52,5% до 81,8%) соответственно (p=0,008).

Обсуждение

Полученные данные свидетельствуют о том, что предложенные дистанционные методы подготовки улучшают практические и коммуникативные навыки. Время начала КГК у студентов, участвовавших в Олимпиаде 2022 составило 19,7 секунд, что на 11,6 секунд быстрее, чем у участников Олимпиады 2021. Также стоит отметить, что показатели эффективности КГК, после коррекции их участником Олимпиады, улучшались. Так после коррекции, КГК с верной частотой во II группе увеличились на 21,1% и составили 82,4%. Среднее значение процента КГК с достаточной релаксацией грудной клетки в группах I и II составила 73,7% (95% ДИ от 58,3%-84,7%) и 70,1% (95% ДИ от 52,5% до 81,8%) соответственно (p=0,008). Эти данные также свидетельствует об улучшение коммуникативных навыков и возможности трансляции и оценки выполняемого практического навыка студентами, использующие в процессе обучения предложенные дистанционные методы.

Выводы

1. При оценке практических навыков во время прохождения конкурсных программ Олимпиады, у студентов, прошедших обучение по дисциплинам с использованием дистанционных методов подготовки, выявлена более высокая скорость начала компрессий грудной клетки и более эффективная коррекция выполняемых КГК.
2. Полученный опыт свидетельствует о возможности применения информационно-цифровых технологий в управление качеством выполнения практического навыка. Предложенные дистанционные методы обучения эффективны для при подготовке студентов к выполнению практического навыка выполнения базового комплекса СЛР.

Тема: Виртуальные и дистанционные технологии
Владимир Олексик

Использование опыта работы симуляционного центра Бакинского Филиала ПМГМУ им. И.М.Сеченова в реализации проекта гибридного обучения.

Автор(ы): Везирова З.Ш., Гаджиев Н.Дж., Исмайлова А.В., Агаева Г.Р., Мустафаева Н.И.

Город: Баку, Азербайджан

Учреждение: Бакинский Филиал Первого Московского Государственного Медицинского Университета им. И.М.Сеченова

Актуальность

В условиях модернизации здравоохранения одной из первостепенных задач становится поддержание и совершенствование уровня подготовленности медицинских работников. Перспективным направлением в этом контексте является метод симуляционного обучения, внедренный в систему очного обучения бакинского филиала Сеченовского Университета, и прошедший апробацию в формате дистанционного обучения в условиях пандемии. Несмотря на дебаты в отношении онлайн образования, эффективность некоторых ее аспектов была подтверждена в период изоляции, приобретя наибольшую актуальность в сегменте медицинских сотрудников, проживающих в регионах страны. Достижение поставленных целей, особенно в отношении вышеуказанной группы специалистов, возможно посредством внедрения гибридного формата симуляционного обучения.

Цель

Целью данного исследования является изучение возможности оптимизации процесса подготовки медицинских специалистов посредством внедрения в учебный процесс симуляционного обучения в гибридном формате, базируясь на опыте работы Учебно-симуляционного центра (УСЦ) Бакинского Филиала ПМГМУ им. И.М.Сеченова.

Материалы и методы

Сформировавшиеся в период пандемии ограничения в системе образования подтолкнули к созданию альтернативных вариантов общения со студентами: переходу от традиционной системы обучения к дистанционной при сохранении структуры курса. Отслеживая общемировую тенденцию к интеграции онлайн образования, сотрудниками УСЦ была разработана стратегия использования технической инфраструктуры центра и адаптация практических уроков к дистанционному формату. Занятия проводились по следующим дисциплинам: анестезиология-реаниматология, внутренние болезни, акушерство-гинекология. В создании плана тренинга принимали участие клинические эксперты, биоинженеры, а также сотрудниками УСЦ, отвечавшие за управление оборудованием и координацию процесса.
В ходе занятий использовалось оборудование 1-6 уровня реалистичности, подобранное в соответствии с клиническими сценариями и техническими параметрами прописанного стандарта тренинга. Помимо адаптации всей процедуры занятий, была создана мини-студия, выполнено тестирование различных ракурсов переносных и внутренних видеокамер, способов трансляции и записи симуляционных сценариев.
Профессиональные ресурсы и технические возможности УСЦ позволили внедрить несколько форматов проведения занятий: записи урока, записи видео-роликов с демонстрацией техники проведения манипуляций, лайв-стримы и, онлайн разбор виртуальных пациентов.

Результаты

Сложившаяся в период пандемии ситуация представила уникальную возможность апробации дистанционного метода симуляционного обучением, сравнения его с традиционным, а главное, вычленения положительных аспектов каждого из них с перспективой «гибридизации» образовательного процесса.
Большинство студентов положительно оценили внедрение подобного формата обучения. Предположительно это связано с новизной применения интерактивной формы обучения через онлайн-платформу, а также возможностью напрямую общаться с педагогом, получая разъяснения по интересующим вопросам в реальном режиме времени. Особый интерес среди студентов вызвали занятия, требующие применения навыков критического мышления. Несмотря на то, что обеспечение оперативной обратной связи и синхронного взаимодействия является довольно сложной задачей, следует отметить ценность подобного рода взаимодействия педагогов с учениками, способствовавшего улучшению процесса преподавания в целом.
Симуляционное обучение имеет определенные технические характеристики, усложняющие механизм его внедрения в рамки онлайн образования, однако положительные аспекты подобного опыта могут быть с успехом применены как в условиях вынужденной изоляции, так и в постпандемический период в рамках гибридного формата обучения.

Выводы

Анализ полученных данных позволяет сделать несколько основных выводов. Прежде всего, программы онлайн образования на основе симуляций действительно могут внести положительный вклад в процесс образования. Дистанционные образовательные технологии должны применяться частично и избирательно. С целью разработки рациональной структуры гибридного образования целесообразным является выделение критериев идентификации курсов, проведение которых возможно в дистанционном режиме и тех, что могут преподаваться лишь в традиционном формате.
На сегодняшний день на фоне серьезных экономических и социальных сдвигов, а также изменений в сфере здравоохранения и образования разработка гибридных методов обучения позволит создать долгосрочную стратегию обучения специалистов в области медицины.

Тема: Виртуальные и дистанционные технологии
Везирова Захра

«Виртуальный пациент» как способ формирования клинического мышления

Автор(ы): Юдаева Ю.А., Негодяева О.А., Куланина А.В.

Город: Оренбург

Учреждение: ФГБОУ ВО ОрГМУ Минздрава России

Актуальность

Одним из современных направлений в педагогике является использование различных электронных технологий. В высшем медицинском образовании сегодня это очень актуальное направление. В последнее время в медицинское образовательное пространство активно внедряется методика «Виртуальный пациент», но методологические аспекты и опыт ее применения освещены в отечественной литературе недостаточно, отсутствуют четкие механизмы интеграции этой симуляционной методики в образовательный процесс. Для получения качественного результата требуются обмен опытом и разработка учебно-методической базы этой методики.

Цель

Оценить эффективность использования технологии «Виртуальный пациент» в процессе формирования навыков клинического мышления.

Материалы и методы

При реализации дисциплины «Симуляционный курс, неотложные состояния в общей врачебной практике» на 6 курсе лечебного факультета после проведения практических занятий в традиционной форме было выделено 6 ч для работы с программой «Виртуальный пациент - Академикс3D». Для определения степени удовлетворенности по окончанию цикла было проведено анкетирование 280 студентов, и 12 преподавателей

Результаты

По результатам работы с программой «Виртуальный пациент» было проведено анкетирование студентов для оценки удовлетворенности симулятором.
88 % при ответе на вопрос: «Оцените степень Вашей удовлетворенности внедрением технологии “Виртуальный пациент”» ответили: «Полностью удовлетворен». 98% студентов отметили, что были полностью вовлечены и погружены в образовательный процесс, что является важным положительным моментом. 73% подтверждают, что использование данной методики тренирует навыки клинического мышления. 59% студентов высоко оценили систему обратной связи (отчет), остальные считают, что дебрифинг с преподавателем дает более высокий результат. 71% опрошенных считают, что результат зависит от уровня подготовки студентов, 29% утверждают – от уровня сложности сценария. 100% студентов считают, что данная технология должна использоваться в процессе обучения вместе с традиционными формами. Минусом методики «Виртуальный пациент» 61% студентов назвали отсутствие эмоционального контакта и реального взаимодействия.

Обсуждение

Программный продукт «Виртуальный пациент Академикс3D» демонстрирует реалистичную обстановку кабинета участкового терапевта и в игровой форме дает обучающемуся отрабатывать нетехнические навыки. Большое количество «пациентов» с разными нозологиями и многоуровневая структура сценария уменьшает вероятность случайных правильных решений. Методика позволяет студенту провести интеграцию теоретических знаний и клинического опыта, способствует формированию устойчивых алгоритмов действия при диагностическом поиске без риска для пациента. В качестве дебрифинга выступает подробный Отчет на экране монитора. В зависимости от результатов студент может пройти сценарий повторно, но в режиме «Теория» и «Обучение».
Реализация в учебном процессе игрового метода «Виртуальный пациент» нуждается в качественном методическом обеспечение и разработке практических рекомендаций по его реализации. В противном случае может иметь место реализация псевдоигровых форм. которые по факту не имеют практической значимости и образовательной ценности. Несмотря Геймификация это не замена, а модернизация традиционных педагогических форм с внедрением новых мотивационных схем. По мнению преподавателей, работающих с этой методикой ее высокая эффективность обусловлена несколькими моментами:
1) индивидуализация учебного процесса исходя из разного уровня готовности студента
2) высокая наглядность учебной информации и реалистичность моделируемой профессиональной задачи
3) объективность оценки результатов
4) самодиагностика и возможность исправления ошибок путем многократного повторения
5) повышение мотивации студентов.

Выводы

«Виртуальный пациент» является эффективной педагогической методикой при отработке навыков клинического мышления и принятия врачебных решений будущего участкового терапевта. Положительным моментом является возможность использования методики «Виртуальный пациент» в дистанционном формате без потери проблемно-ориентированного формата занятия. Игровой контекст этой методики повышает мотивацию и способствует максимальному вовлечению современных студентов. Опрос преподавателей и студентов показал высокую эффективность этого метода, но качественный результат возможен только при грамотной интеграции этой симуляционной методики в актуальные учебные программы.

Тема: Виртуальные и дистанционные технологии
Юлия Юдаева

Применение технологий виртуальной реальности для подготовки специалистов в области здравоохранения

Автор(ы): Лопатин З.В., Копылов Е.Д.

Город: Санкт-Петербург

Учреждение: ФГБОУ ВО СЗГМУ им. И.И.Мечникова Минздрава России

Актуальность

Цифровая трансформация здравоохранения направлена не только на совершенствование механизмов учета и быстрой аналитики данных, но и на внедрение новых технологий в процесс подготовки специалистов здравоохранения. Автоматизация и цифровизация способствовала техническому развитию симуляционного обучения. Поиск новых и эффективных методов подготовки врачей является актуальной задачей медицинского образования.

Цель

Оценить возможность интеграции VR-технологий в образовательные программы высшего образования.

Материалы и методы

Исследование проводилось на базе ФГБОУ ВО СЗГМУ им. И.И.Мечникова Минздрава России и состояло из нескольких этапов:
• изучены возможности симуляторов виртуальной реальности;
• проведен анализ образовательной программы по специальности «Лечебное дело»;
• разработано методическое пособие для подготовки к практическим занятиям с использованием VR-симулятора;
• проведено исследование удовлетворенности обучающихся применением VR-симуляторов в фокус-группе (34 студента 5-6 курсов, обучающихся по специальности «Лечебное дело»).

Результаты

VR-технологии сегодня позволяют изучать и отрабатывать широкий перечень навыков, т.к. данный метод не ограничен физическими объектами и пространством. В VR могут находится абсолютно любые объекты, любого размера, формы и физических свойств, они могут быть статичными и интерактивными, например, термометр, аппарат для измерения давления, виртуальные панели. Однако, виртуальная реальность остается виртуальной, что делает недоступными тактильные ощущения поверхностей виртуальных объектов. Симуляторы позволяют развивать и оценивать клиническое мышление у обучающихся, соответствие действий и тактики лечения заболеваний соответствующим протоколам оказания медицинской помощи.
Образовательная программа по специальности «Лечебное дело» разработана в соответствии с требованиями ФГОС3++ и федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «Об образовании в Российской Федерации». Согласно приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.06.2016 №435н практическая подготовка обучающихся может осуществляться на клинических базах только после успешного освоения практических навыков. Учитывая возможности оценки алгоритмов оказания медицинской помощи виртуальные симуляторы следует включать в образовательную программу на старших курсах обучения (4-6 курс). Следует отметить, что алгоритмы базовых манипуляций изучаются также в рамках 2-3 курсов, однако у обучающихся еще не сформировано клиническое мышление и обучение может быть недостаточно эффективным.
Для подготовки обучающихся к занятиям с использованием симулятора виртуальной реальности разработано методическое пособие «Амбулаторный прием». Кроме технических основ взаимодействия с виртуальным пациентом, в пособии отражены компетенции, которые могут быть сформированы с использованием VR-симуляторов.
Оценка удовлетворенности обучающихся проводилась методом фокус-группы. Перед началом занятия студентам необходимо оценить уровень собственных практических навыков по 10-ти бальной шкале. Половина исследуемых (17 человек - 50%) отметила недостаточный уровень коммуникации с пациентом, 14 человек (~40%) - низкий уровень навыков физикального осмотра. Среди других вариантов ответов отмечались: недостаточный уровень клинического мышления и низкий уровень навыка интерпретации данных лабораторных исследований.
Практическая часть заключалась в выполнении клинического кейса: последовательный сбор анамнеза, физикальное исследование сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем, назначение дополнительных лабораторно-инструментальных методов исследования и их последующая интерпретация в условиях виртуальной реальности, назначение лечения. Длительность работы ограничивалась 30 минутами, в течение которых было необходимо установить диагноз, назначить соответствующее лечение и ознакомиться с итоговыми результатами работы. Интерпретация удовлетворенности осуществлялась по результатам тестирования в конце занятия.
Средний балл оценки ожидаемых впечатлений от занятия с использованием VR-симулятора составил 9,8 баллов из 10 возможных. Среднее значение удовлетворенности симуляцией амбулаторного приема составил 9,6 баллов.
Участники исследования высказывались о высоком уровне медицинской достоверности, высоком качестве изображений и комфортном пребывании в виртуальной реальности в течение всего времени выполнения кейса.

Выводы

Виртуальная реальность – это реально доступная технология подготовки специалистов различного профиля. Практически безграничные возможности симуляции обеспечивают высокую реалистичность и позволяют отрабатывать клинические навыки без рисков для пациентов, обучающихся и оборудования. VR-симуляторы могут быть интегрированы в образовательные программы, в том числе в подготовку врачей-участковых, обучающихся по специальности «Лечебное дело». Подготовленное методическое руководство может использоваться в практической педагогической деятельности и для подготовки к занятиям. Обучающиеся высоко оценили возможности и качество виртуальной симуляции во время проведения исследования. Таким образом, технологии виртуальной реальности рекомендуется использовать в медицинском образовании для повышения квалификации и подготовки врачей.

Тема: Виртуальные и дистанционные технологии
Захар Лопатин

Дистанционные образовательные технологии в программах повышения квалификации современного учебного центра

Автор(ы): Логвинов Ю.И., Лыхин В.Н., Долгополова Л.Ю.

Город: Москва

Учреждение: ГБУЗ ГКБ им. С.П. Боткина ДЗМ

Актуальность

Важнейшей практической задачей Учебно-аккредитационного центра – Медицинского симуляционного центра Боткинской больницы в период вынужденных ограничений стало обеспечение непрерывного обучения медицинских работников путем реализации программ дополнительного профессионального образования (ДПО) в дистанционном формате с применением симуляционных технологий. Мощнейшим толчком к повсеместному внедрению ДОТ в систему ДПО послужила пандемия COVID-19. Перед учебными центрами встали непростые задачи: создать электронную информационно-образовательную среду, разработать программы ДПО с применением ДОТ, сформировать нормативную базу, регламентирующую соответствующие образовательные отношения и пр.

Цель

Проанализировать и внедрить опыт применения дистанционных образовательных технологий при разработке дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Регионарная анестезия экспертного уровня под контролем УЗИ. Плоские (межфасциальные) блоки и перикапсулярные блокады».

Материалы и методы

Совершенствование профессиональных компетенций, обеспечивающих соответствие уровня квалификации врачей меняющимся условиям профессиональной деятельности достигается путем овладения знаниями, умениями и навыками в результате освоения ДПП ПК «Регионарная анестезия экспертного уровня под контролем УЗИ. Плоские (межфасциальные) блоки и перикапсулярные блокады».
Характеристика совершенствуемых компетенций:
• способность и готовность применять методы регионарной анестезии в зависимости от хирургического вмешательства;
• способность и готовность оценивать показания к применению блокад в рамках различных болевых синдромов.
Достижение учебной цели осуществляется за счет применения в программе различных видов асинхронного обучения: видео-лекция, видео-инструкция, вебинар, видеоролик, мультимедийная презентация, онлайн-тестирование.

Результаты

В результате освоения программы, обучающиеся должны знать:
• возможности использования ультразвуковых аппаратов;
• особенности использования ультразвуковой анатомии при выполнении инвазивных манипуляций;
• особенности выполнения различных интервенций для лечения острой и хронической боли под контролем ультразвука.
уметь:
• выполнять элементы УЗИ-ассистированных интервенций для лечения острой боли;
• выполнять межфасциальные блокады передней брюшной стенки под контролем УЗИ;
• выполнять ультразвуковую навигацию интервенций для коррекции боли в области грудной клетки;
• выполнять УЗИ навигацию для коррекции острой и хронической боли.
владеть навыками:
• ультразвуковой визуализации различных анатомических структур;
• интерпретации ультразвуковой анатомии;
• УЗИ-ассистированных блокад по длинной и короткой оси;
• ультразвукового сканирования вен и артерий;
• выполнения блокады симпатических структур с целью коррекции острых и хронических болевых синдромов.

Выводы

Важнейшими преимуществами дистанционного курса «Регионарная анестезия экспертного уровня под контролем УЗИ. Плоские (межфасциальные) блоки и перикапсулярные блокады» являются гибкость учебного процесса и доступность для специалистов из других регионов. Внедрение ДОТ в ДПП ПК Учебно-аккредитационного центра – Медицинского симуляционного центра Боткинской больницы обеспечило непрерывность медицинского и фармацевтического образования в период пандемии, расширило географию обучающихся учебного центра, позволило впервые применить симуляционные технологии в заочной форме обучения.

Тема: Виртуальные и дистанционные технологии
Лилия Долгополова