Роль симуляционного центра в повышении качества подготовки обучающихся медицинских вузов

Автор(ы): Викторов В.В.,Файзуллина Р.М., Гафурова Р.Р., Магафуров Р.М., Кудаярова Л.Р., Богомолова Е.А.

Город: Уфа

Учреждение: ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России, г. Уфа

Результаты

На сегодняшний день современный образовательный процесс с рациональным сочетанием и применением традиционных методов теоретической и клинической подготовки, инновационных и симуляционных средств и технологий является одним из обязательных компонентов медицинского образования. Направленность которого ориентированно на повышение и усовершенствование качества и уровня профессиональных знаний, умений, навыков, компетенций, а также овладение трудовыми функциями будущими врачами с учётом возникающих трудностей, связанных с ограничением или отсутствием возможности отработки практических умений и профессиональных навыков в условиях реальной клинической практики. Реализация обучения с применение симуляционных технологий стала возможна благодаря открытию различного уровня симуляционных центров на базах медицинских вузов, государственных научно-исследовательских и медицинских организаций.
Началом развития и формирования мультипрофильного аккредитационно- симуляционного центра ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России, г. Уфа можно считать 2012 год, когда в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2011 года No 1069 «О финансовом обеспечении создания обучающих симуляционных центров в федеральных государственных бюджетных учреждениях» на базе Клиники университета был открыт обучающий симуляционный центр, в структуру которого вошли 3 блока: акушерско-гинекологический, блок анестезиологии и реанимации, а также педиатрии и неонатологии.
С 2019 года симуляционный центр ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России переименован в мультипрофильный аккредитационно-симуляционный центр, став универсальной площадкой и подразделением с целью реализации практической подготовки освоения и усовершенствования владения практическими навыками и профессиональными компетенциями в стандартизированных симуляционных условиях.
В 2020 году аккредитационно-симуляционный центр ФГБОУ ВО БГМУ сменил свое территориальное расположение в отдельно стоящий учебный корпус, настоящее время центр объединяет в себе два структурных подразделения, такие как: федеральный аккредитационной центр и центр симуляционных технологий обучения.

На сегодняшний день центр симуляционных технологий Мультипрофильный аккредитационно-симуляционный центр ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России оснащён современным и высокотехнологичным симуляционным оборудованием мирового уровня и прошёл аккредитацию комиссией общероссийской общественной организацией РОСОМЕД с присвоением III (высшего) уровня симуляционно-аттестационного центра, является одной из крупной платформой для прохождения первичной аккредитации уровня специалитета, которая распространяется для лиц, которые освоили основные образовательные программы высшего и среднего медицинского (фармацевтического) образования и первичной специализированной аккредитация (ПСА), которая распространяется на специалистов, которые освоили программу ординатуры или получившие новую квалификацию (профессиональная переподготовка, повышение квалификации).

Тема: Организация здравоохранения
Рита Гафурова

Первые результаты по апробации конструктора объективного статуса пациента в поликлинике Медицинского центра ДВФУ

Автор(ы): Щеглов Б.О.

Город: Владивосток

Учреждение: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Дальневосточный федеральный университет», Медицинский центр г. Владивостока

Актуальность

Цифровизация различных отраслей человеческой деятельности сегодня является основной областью приложения информационно-коммуникационных технологий. Здравоохранения не является исключением, где основной упор делается на доступность медицинской информации пациента, для возможности отслеживания показателей его здоровья с течением времени вне зависимости от географического положения лечебно-профилактического учреждения (ЛПУ), в которое он мог бы обратиться за медицинской помощью.
Более того, внедрение таких методик для управления медико-биологической информацией позволит более структурировано анализировать структуру заболеваемости и смертности пациентов и выявлять особенности патофизиологических механизмов различных нозологий и профилактировать их развитие.
Однако есть определенные сложности внедрения таких технологий. Например, ЛПУ должно иметь доступ в сеть Интернет и соответствующее оборудование и персонал, которое будет настраивать его для работы пользователей.

Цель

Продемонстрировать опыт применения и особенности имплементации программного продукта - конструктора объективного осмотра пациента для врачей поликлиники Медицинского центра ДВФУ г. Владивостока.

Материалы и методы

Базой реализации разработанного шаблона был Медицинский центр ДВФУ. В качестве основы формирования электронной медицинской документации использовался стандарт руководства по электронной медицинской документации (РЭМД), требующий выгрузки данных объективного осмотра в виде файла-шаблона формата XML. В качестве более расширенных материалов для заполнения вариантов использовались медицинские шаблоны наиболее опытных врачей-терапевтов вместе с указаниями из методологических медицинских пособий по пропедевтике внутренних болезней.

Результаты

В результате была разработана внешняя обработка для системы 1С Больница на основе JSON структуры файла объективного осмотра, состоящего из 700 параметров, характеризующих состояние следующих систем организма: осмотр с показателями нервно-психической системы и характеристиками щитовидной и молочных желез, дыхательной, сердечно-сосудистой, пищеварительной, мочевыделительной систем и параметрами физиологических отправлений.
Часть полей (порядка 200) остались для свободного заполнения врачом специфических уточнений. Внедрены следующие обязательные поля для формирования медицинского документа: рост и вес пациента с автоматическим расчетом индекса Кетле (массы тела) и определением степени нарушения габитуса, частота дыхания и сатурация крови O2 (SpO2), частота сердечных сокращений и пульс на правой и левой руках с автоматическим расчетом и определением дефицита пульса, уровень систолического и диастолического давления на разных руках и расчет пульсового и среднего АД по формуле Хикэма.
Автоматически при создании документа часть полей имеет значения по умолчанию в норме с автоматически формируемым текстом объективного осмотра «условно здорового человека». При выборе других значений возникает изменение текста осмотра.
На данный момент были проведены предварительные тесты совместно с врачами Медицинского центра ДВФУ, на которых согласно показателям пациентов производилось заполнение формируемого электронного медицинского документа необходимыми значениями.

Обсуждение

С позиций разработки имеются сложности в характере систематизации и обработке большого массива медико-биологических данных в форму шаблона, которая предложена руководством по электронной медицинской документации (РЭМД).
Также немаловажным фактором в создании таких шаблонов является наличие специфики в формировании собственной документации, в зависимости от специализации врача (гастроэнтеролог, кардиолог и др.), что требует совместной работы программистов и врачей, и / или врачей-кибернетиков по обоснованию логики создаваемых программных продуктов и их внедрению в качестве информационных медицинских систем. Однако благодаря систематической работе с медицинским персоналом и руководством больницы удалось нивелировать возможные ограничения при организации структуры ШМД и в кратчайшие сроки их внедрить в практическую деятельность врачей-терапевтов и узких медицинских специальностей врачей поликлиники.
На данный момент проводится создание похожих конструкторов для отделений инструментальной диагностике; анестезиологии, реанимации и интенсивной терапии и стационарного отделения.

Выводы

В данной публикации приведены результаты внедрения модуля общего терапевтического осмотра для врачей Поликлиники Медицинского центра ДВФУ. Описана структура разработанного IT решения в виде внешней обработки EPF для уже используемой системы 1С больница. Приведены основные сложности, которые могут возникнуть у разработчиков таких систем для автоматизации формирования медицинских документов для медицинских специалистов. Данный программный продукт может быть использован при обучении студентов пропедевтике внутренних болезней при сборе объективного анамнеза пациента.

Тема: Организация здравоохранения
Богдан Щеглов

Учебный центр как фактор повышения профессиональной компетентности сотрудников

Автор(ы): Ю.И. Логвинов, М.В. Михайлова

Город: Москва

Учреждение: ГБУЗ ГКБ им. С.П. Боткина

Актуальность

Современное внутрифирменное обучение, организованное на предприятиях, становится одной из самых востребованных систем профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала. Это связано с тем, что в настоящее время в Российской Федерации возник дефицит высококвалифицированных рабочих, владеющих современными технологиями и способных удовлетворить потребности и интересы работодателя.
За последние несколько лет количество обучаемых в Учебно-аккредитационном центре – Медицинскоом симуляционном центре Боткинской Больницы резко возросло, что актуализировало познания педагогической наукой процесса повышения квалификации в условиях центра.
Возникает необходимость разработки научного методического обеспечения, без которого реальна стагнация профессионального обучения неоднородного контингента специалистов разной степени профессионального мастерства - выпускников вузов, колледжей, лицеев, училищ.
В практике развития учебного центра сохраняются элементы формализма и ориентация на устаревшую систему управления процессом повышения качества профессионального образования специалистов.

Цель

Целью исследования является выявление успешной реализации в области развития организационного-педагогических условий, создание единого методического пространства в сфере повышения квалификации и непрерывного развития профессионального мастерства педагогических сотрудников в соответствии с приоритетными задачами в области образования.

Материалы и методы

С точки зрения функционирования процесса сотрудников важно выстроить стройную систему взаимодействия следующих звеньев: профессиональные стандарты, ключевые критерии результативности деятельности, функциональных обязанностей сотрудника и модели компетенций медицинских организаций.
Методы повышения профессиональной компетентности сотрудников учебного центра:
– повышение квалификации специалиста по этапам: проектирование, организация, управление, самоконтроль;
– разработка целостной системы показателей развития профессиональной компетентности (когнитивные, деятельностные, ценностные, диагностические компоненты);
– определение аксиологического содержания профессиональной компетентности специалиста, включающее прогнозирование и построение процесса развития профессиональной компетентности соответственно качественному вектору личностных изменений (ценностное отношение к самому себе, профессиональной деятельности);
– реализация инновационных задач, как необходимого условия развития профессиональной компетентности специалиста.

Результаты

Четкие требования к персоналу, прописанные в модели компетенций, должны способствовать приему на работу, разделяющих ценности организации и отвечающих требованиям к профессиональным знаниям и навыкам, требуемым в конкретном отделении, имеющем свой портрет модели компетенции развития учебного центра должно способствовать росту компетенций новых сотрудников, периодические оценки призваны контролировать динамику увеличения компетенций, а также в свою очередь способствует созданию кадрового резерва.

Выводы

Современные потребности и задачи электронного здравоохранения обусловливают значительные перемены в образовательном процессе высших медицинских учебных заведений, так как их решение возможно только имеющими соответствующую подготовку специалистами, которая должна быть организована.
Первостепенные задачи высшего медицинского образования в рамках цифровизации здравоохранения включают в себя формирование у обучающихся комплекса знаний, умений и компетенций, позволяющих выполнять профессиональные медицинские обязанности в разных направлениях единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения с целью улучшения доступности и качества медицинской помощи населению Российской Федерации.
Таким образом, задачи учебного центра в аспекте цифровизации медицины предусматривают активизацию учебно-методической деятельности кафедр и других организационных структур вуза по подготовке методического обеспечения и внедрения его в учебный процесс, что является одной из задач Учебно – аккредитационного центра – Медицинского симуляционного центра Боткинской больницы.

Тема: Организация здравоохранения
Мария Михайлова

Возможности симуляционных технологий в реализации научных стратегических проектов. #NeuroCHEбурашка

Автор(ы): С.В. Ходус, Е.С. Борзенко, Т.В. Заболотских, В.С. Олексик

Город: Благовещенск

Учреждение: ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России

Актуальность

Стремительное развитие в России инновационных методик и технологий обучения в медицине сегодня – это сочетание современного симуляционного оборудования, цифровых продуктов, рабочих программ, педагогических приемов, научных изысканий и конструкторских разработок. Личностный подход, практико- и пациенториентированность – важные векторы развития медицинского образования 21 века. Внешние и внутренние вызовы, стоящие перед образовательной организацией, при поддержке Государства дают возможность трансформировать образовательную, научную, молодежную политики вуза, приняв за центр современного развития симуляционные технологии и цифровые продукты.

Цель

С 2022 г. ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России реализует инновационный проект «#NeuroCHEбурашка», одной из задач которого является разработка и внедрение в практику уникального нового вида медицинской помощи.

Материалы и методы

Реализация проекта включает создание прогностических моделей течения заболевания на основании анализа больших данных разрабатываемой нейросетью на основе искусственного интеллекта. На первом этапе планируется создать базу данных клинического течения социально-значимых заболеваний с разработкой и трансляцией населению региона и РФ индивидуальной траектории медицинских услуг. Реализация проекта планируется при тесном взаимодействии с ключевыми стейкхолдерами РФ, Дальневосточного федерального округа, Амурской области, ведущими бизнес-партнерами и крупными предприятиями страны.
Разработка и внедрение нового вида медицинской помощи потребует создания консорциумной площадки с правительственными структурами, ведущими образовательными, медицинскими организациями и научно-исследовательскими институтами России и стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Одним из разделов проекта является апробация и стандартизация имеющихся данных о течении заболеваний на контингенте обучающихся с использованием симуляционного оборудования, а также интеграцию цифровых прогностических моделей заболеваний, смоделированных искусственным интеллектом, в сценарии симуляционного обучения.

Результаты

Результатом реализации стратегического проекта «#NeuroCHEбурашка» станут:
1. Внедрение нового цифрового вида медицинской помощи, и как следствие, увеличение показателей доступности и качества оказания медицинской помощи.
2. Улучшения целевых показателей здравоохранения (в том числе продолжительность жизни, смертность населения)
3. Цифровая трансформация и трансформация образовательных программ вуза с интеграцией в них симуляционного обучения, направленных на подготовку R&D специалистов, обладающих навыками стратегического управления, а также управления рисками в системе здравоохранения.
4. Создание и функционирование научной-исследовательской и опытно-конструкторской площадки.
5. Создание привлекательного социального центра развития региона, Мировое «брендирование» отечественного медицинского образования и здравоохранения.

Тема: Организация здравоохранения
Сергей Ходус