Базовая сердечно-легочная реанимация: «выживаемость» навыка

Автор(ы): Лопатин З.В., Евстратова А.В., Абдусаламова А.И., Верещагина И.М.

Город: Санкт-Петербург

Учреждение: ФГБОУ ВО Северо-Западный государственный медицинский университет им.И.И.Мечникова Минздрава России

Актуальность

Навык выполнения базовых реанимационных мероприятий - один из ключевых навыков первой помощи и, безусловно, является важным и для практикующих врачей, и студентов медицинских вузов. Впервые обучающиеся встречаются с изучением базовой сердечно-легочной реанимации (СЛР) на первом курсе и поддерживают навык в течение всего обучения в вузе. Имеются исследования, доказывающие, что «выживаемость» навыка снижается, начиная практически со следующего дня после обучения, и утрачивается через шесть месяцев (Bhatnagar V. et al. Cardiopulmonary Resuscitation: Evaluation of Knowledge, Efficacy, and Retention in Young Doctors Joining Postgraduation Program, Anesth Essays Res. 2017 Oct-Dec; 11(4): 842–846). Также имеются данные, говорящие о том, что восстановление навыков оказания неотложной помощи зависит от интервалов времени между повторениями занятий.

Цель

Целью исследования является изучение длительности сохранения навыка выполнения базовой СЛР на должном уровне при различных схемах проведения занятий для студентов с одинаковым исходным уровнем владения навыком. Для достижения поставленной цели, сформулирован ряд задач:
• Разработать схемы проведения занятий.
• Оценить уровень владения навыком выполнения СЛР после прохождения курса занятий.
• Сравнить уровень владения навыком СЛР в двух группах студентов в зависимости от количества занятий за одинаковый промежуток времени (6 месяцев).

Материалы и методы

Для проведения исследования студенты были разделены на две группы. Для первой группы студентов (n=216) проводилось одно занятие за 6 недель (1,5 месяца) до контрольной оценки. Вторая группа студентов (n=432) была разделена на 8 подгрупп, в каждой по 54 человека. Для каждой подгруппы проведены подряд 2 занятия за 22 недели и за 20 недель до контрольной оценки, затем ещё 2 занятия с интервалом в 2 недели - за 6 и за 8 недель до контрольной оценки.
Обе группы отрабатывали навык с преподавателем по стандартной методике 4-х часового практического занятия малыми группами по 12 человек, на котором студенты закрепляли навык СЛР, выполняя поочередно 30 компрессий и 2 вдоха. При обучении и контроле использовали одно и тоже оборудование: роботизированный симулятор Rodam для отработки навыков СЛР с компьютерным контроллером.
Анализ выполнили на основании данных, полученных с помощью компьютерного контроллера. Оценивали такие показатели, как: адекватная глубина компрессий, адекватное положение рук при компрессиях, полное высвобождение рук между компрессиями, адекватная частота компрессий, адекватный объем ИВЛ, адекватная скорость ИВЛ.

Результаты

С целью наглядности представления полученных результатов по каждой подгруппе второй группы, данные представлены в средних значениях в целом, поскольку при детальном анализе подгрупп исследуемых, результаты студентов не имели достоверного отличия (р > 0,05), в связи с чем были усреднены:
- адекватная глубина компрессий: первая группа 71%, вторая группа 73%; адекватное положение рук при компрессиях: первая группа 84%, вторая группа 86%;
- полное высвобождение рук между компрессиями: первая группа и вторая группа по 88%;
- адекватная частота компрессий: первая группа 88%, вторая группа 90%;
- адекватный объем ИВЛ: первая группа 80%, вторая группа 81%;
- адекватная скорость ИВЛ: первая группа 81%, вторая группа 83%.

Выводы

На основании полученных результатов следует, что «выживаемость» навыка в течение 6 месяцев поддерживается на стабильно высоком уровне, статистически достоверного различия между первой и второй группами выявлено не было. Результаты исследования доказывают, что проведение одного практического 4-х часового занятия поддерживает владение навыком базовой СЛР в течение 6 месяцев на должном уровне.

Тема: Анестезиология-реаниматология, неотложная помощь
Захар Лопатин

Система «Триаж», или решить за 30 секунд…

Автор(ы): Алтухова И.В., Зарипова З.А.

Город: Симферополь

Учреждение: Крымский симуляционный центр

Актуальность

В существующем ФГОС по специальности «Лечебное дело» не предусмотрены часы на освоение дисциплины «Скорая медицинская помощь». В связи с этим выпускники, как специалисты первичного звена, не имеют полного представления о том, каким образом вести ситуацию с несколькими пострадавшими, не готовы психологически начать оказывать помощь и на практике никогда реально не отрабатывали медицинскую сортировку. Это обусловлено как самой системой обучения, так и работой в гражданском здравоохранении, спокойными условиями труда и мирным временем. В Крымском симуляционном центре, где обучают сотрудников скорой медицинской помощи, работа строится на полном реализме действий, с многократным повторением, без фразы «допустим, сделали». Результатом этой деятельности у фельдшеров и врачей формируется устойчивый навык, который необходим им в практической деятельности, что является мотивацией в обучении взрослых. Кроме того, умение работать в команде позволяет эффективно использовать имеющиеся ресурсы.

Цель

Внедрить опыт медицинской сортировки в условиях массового поступления пострадавших с использованием симуляционных технологий в обучение студентов медицинских вузов, начиная с младших курсов

Материалы и методы

Нами использована программа обучения фельдшеров и врачей скорой медицинской помощи, разработанная в Крымском симуляционном центре, по которой производилась подготовка бригад для реальной практической деятельности. На базе Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. академика И.П. Павлова под курацией действующих сотрудников скорой медицинской помощи проводилась подготовка студенческих команд на соревнования по тем же принципам, по аналогичной программе. Для проверки навыков был организован и проведён «Большой симулятор – 2018» в рамках Всероссийского конгресса «Актуальные вопросы медицины критических состояний».

Результаты

Команды студентов, подготовленные с использованием симуляционных технологий с максимальным реализмом и многократной отработкой навыков сортировки в различных условиях, в течение года занимали призовые места на различных соревнованиях (Казань, Ставрополь, Санкт-Петербург), где были этапы массового поступления пострадавших. Бригады скорой медицинской помощи, прошедшие обучение в Крымском симуляционном центре, также занимают первые места на Всероссийских соревнованиях. Кроме того, отмечено повышение выживаемости пациентов на догоспитальном этапе у этих бригад.

Выводы

В программу, которая построена на существующих европейских стандартах и адаптирована к российским условиям, как обязательный компонент включена многокомпонентная медицинская сортировка. То, что команды, подготовленные по данной программе, завоевали за последний год первые места, показывает её эффективность, а повышение выживаемости пациентов показывает необходимость интеграции её в систему обучения студентов, а не только при подготовке к соревнованиям.

Информация об авторах:
Алтухова И.В.(1), Зарипова З.А.(2)
1) Крымский симуляционный центр, Симферополь
2) ФГБОУ ВО «ПСПбГМУ им. акад. И.П. Павлова» Минздрава России, Санкт-Петербург

Тема: Анестезиология-реаниматология, неотложная помощь
Админ 1

ВИРТУАЛЬНЫЙ ЭПИДУРАЛЬНЫЙ СИМУЛЯТОР

Автор(ы): Кулигин А.В., Суетенков Д.Е., Мареев О.В., Мареев Г.О., Зворыгина Ю.С., Данилова Т.В., Мантуров А.О., Алайцев И.К.

Город: Саратов

Учреждение: ФГБОУ ВО "Саратовский государственный медицинский университет им. В.И.Разумовского"

Актуальность

Формирование соответствующих компетенциям практических навыков – основная задача современного медицинского образовании. Важнейшими практическими навыками являются манипуляции по проведению спинномозговой пункции и эпидуральной анестезии. Эти методики связаны с доступом в пространство позвоночного канала через мягкие ткани спины и промежутки между позвонками, затянутые прочными связками и широко используются в хирургии при операциях на нижних конечностях, брюшной полости, органах таза, при родах, кесаревом сечении; спинномозговая пункция используется врачами различных специальностей. Обучиться этим манипуляциям можно на трупном материале ( в настоящий момент малодоступно); на фантомах; непосредственно на самих больных. Для фантомов необходимы расходные материалы что ограничивает их использование в учебном процессе.
.
На современном уровне можно реализовать такой симулятор, перенося манипуляции в виртуальное пространство с симуляцией тактильных ощущений. Для проверки нашей идеи мы создали прототип предлагаемого нами аппаратно-программного комплекса. Для создания тактильных ощущений нами используется специальное устройство с тактильной обратной связью. При выполнении пункции устройство с тактильной обратной связью создает сопротивление, соответствующее биомеханике послойного прокола тканей в выбранной для пункции точке модели спины, что визуально можно наблюдать на дисплее. В мире не существует виртуального симулятора спинномозговой пункции и эпидуральной анестезии, позволяющего создать достаточно точные тактильные ощущения, возникающие при послойном прохождении массива тканей спины, с объективным контролем за действиями обучающегося, что определяет актуальность нашей работы.

Цель

Разработка концепта виртуального симулятора, позволяющего выполнять процедуры, связанные с проведением эпидуральной анестезии и люмбальной пункции в пространстве виртуальной реальности с имитацией тактильных ощущений.

Результаты

Созданный нами виртуальный эпидуральный симулятор позволяет выполнить процедуры, связанные с проведением эпидуральной анестезии и спинномозговой пункции в виртуальном пространстве. Прототип предлагаемого нами аппаратно-программного комплекса должен выполнен нами на базе устройства с тактильной обратной связью, доработанного соответствующим образом и установленного в общий корпус, имеющий выход на компьютер с дисплеем (ноутбук). Изображение спины в виде трехмерной послойной ее модели можно увидеть в стереоскопическом изображении на дисплее. Для создания тактильных ощущений нами используется специальное устройство с тактильной обратной связью, к которому присоединена специальная насадка со шприцом и павильоном пункционной иглы, которая соединена трубкой с поршневым насосом и датчиком давления. При выполнении пункции устройство с тактильной обратной связью создает сопротивление, соответствующее биомеханике послойного прокола тканей в выбранной для пункции точке модели спины, что визуально можно наблюдать на дисплее. Поршневой насос создает в системе АПК необходимое давление, регулируемое датчиком и микроконтроллером, имитируя потерю сопротивления при надавливании на поршень шприца при попадании в эпидуральное пространство или спинномозговое пространство. Для тестирования нами создана упрощенная послойная трехмерная низкополигональная модель тканей спинычеловека, а также начато создание послойной трехмерной модели спины человека на основании данных компьютерной томографии. ПО симулятора должно быть способно к воспроизведению различного типа заданий по симуляции как спинномозговой пункции с истечением жидкости из павильона иглы при попадании в спинномозговое подпаутиноое пространство, так и эпидуральной анестезии с имитацией явления LOR (loss of resistence, потеря сопротивления) путем создания адекватного давления в системе поршневой насос-шприц при выполнении симуляционного задания. ПО должно автоматически проводить оценку манипуляций и по прохождении курса тестовых заданий выдавать характеристику усвоения практических навыков эпидуральной анестезии и спинномозговой пункции обучающимся.
Пользователь может выбирать место выполнения укола, позу виртуального пациента, управлять положением и ориентацией иглы. В режиме обучения имеется возможность изменения прозрачности тканей для изучения анатомии и наблюдения за прохождением иглы через ткани. Управление положением точки обзора, выбор заданий и другие взаимодействия производятся через тач-интерфейс.
В процессе работы симулятор обеспечивает возможность выполнения эпидурального прокола. При выполнении эпидурального прокола пользователь должен прикладывать усилия, сопоставимые с таковыми при выполнении реальной манипуляции. При прохождении слоёв различных тканей и связок создаётся соответствующее тактильное ощущение прокола, при попадании иглы в кость дальнейшее её движение невозможно.
Помимо усилия, необходимого для продвижения иглы, пользователь может ощущать давление воздуха или жидкости (физ. раствора) в шприце, что позволяет отрабатывать технику определения попадания в эпидуральное пространство по потере сопротивления.
В случае прокола арахноидальной мозговой оболочки имитируется вытекание ликвора, что свидетельствует об успешном выполнении люмбальной пункции либо об ошибке выполнения эпидуральной анестезии в зависимости от задания.

Выводы

Таким образом, нами впервые предложен виртуальный симулятор для отработки навыков эпидуральной анестезии, имеющий следующие преимущества над имеющимися аналогами: не требует расходных материалов;имеет достаточную реалистичность тактильной симуляции и высокое обучающее значение ввиду возможности создания трехмерных изображений с прозрачной структурой, наглядно иллюстрирующих действия обучающегося;обладаает возможностью создания и использования различных моделей анатомической области спины, отражающих варианты нормального и патологического строения этой области

Тема: Анестезиология-реаниматология, неотложная помощь
Глеб Мареев

Оценка «выживания» навыка выполнения внутривенной инъекции

Автор(ы): Долгина И.И., Гапонов А.Ю., Григорьян М.Ф., Соболева Н.И.

Город: Курск

Учреждение: ФГБОУ ВО Курский государственный медицинский университет

Актуальность

Выполнение внутривенной инъекции входит в перечень навыков, подлежащих освоению и косвенно проверяется в рамках процедуры первичной аккредитации специалистов по специальности «Лечебное дело». Являясь безусловно важным для практики врача навыком, фактически внутривенная инъекция часто недооценивается студентами, считающими навык «непрофильным» для врача. В связи с этим мы провели оценку «выживаемости» навыка.

Цель

Целью исследования стала оценка «выживаемости» навыка проведения внутривенной инъекции в течение года.

Материалы и методы

В исследовании приняли участие 122 ординатора КГМУ, сдавших аккредитацию в 2017 году и набравших по данной станции не менее 70% правильно выполненных действий. Оценка навыка проводилась по оценочным листам первичной аккредитации. Сама процедура оценки «выживаемости» полностью копировала таковую при первичной аккредитации. С целью объективизации в исследовании приняли участие ординаторы, не работающие в роли среднего медицинского персонала.

Результаты

Все участники исследования успешно прошли повторное испытание, но общий процент выполнения станции снизился с 88,97% в 2017 г. до 79,24%. Дальнейший детальный анализ выполнения критериев оценочного листа позволил выявить «системные ошибки» выполнения. «Системной ошибкой» считали невыполнение действия более чем 25% испытуемых.
Наиболее значимыми «системными ошибками» стали: не уточнение самочувствия пациента, не точное соблюдение правил асептики, неправильный контроль наложения жгута. Так если во время аккредитации о самочувствии пациента поинтересовались 94,26 % аккредитуемых, то при повторном прохождении данный вопрос был задан только 69,67% участников. При позиционировании руки пациента на подушечке лишь 54,1% положили сверху одноразовую салфетку (на самой аккредитации данный пункт успешно выполнен 96,72% аккредитуемых). Двукратную пальпацию пульса на лучевой артерии при наложении жгута выполнили только 44,26% участников исследования (90,16% в 2017 г.). Почти треть участников (32,78%) обрабатывали инъекционное поле протирая локтевой сгиб сверху вниз, а не круговыми движениями, как того требует алгоритм станции.
Значительно в отсутствие тренировок на манекенах, упал процент успешных пункций: если на аккредитации в 2017 г. с первой попытки в вену попали 85,2% участников исследования, то в 2018 г. процент успеха составил только 65,57%. Сам навык процесса введения лекарственного средства (проверочные тракции до и после снятия жгута, положение и движения рук) практически не пострадал.
В то же время, аллергоанамнез и информированное согласие при исследовании собрали лучше, чем при аккредитации – 98,8% против 91,4% в 2017 году.
Этапы подготовки рабочего места, оценки, вскрытия и набора лекарственного средства в шприц в целом остались на прежнем уровне, однако следует отметить, что без тренировки действия участников исследования были существенно медленнее.
На завершающем этапе участники исследования смогли правильно рассортировать и утилизировать отходы, повторно обработать руки и сделать запись в листе назначений.

Выводы

Таким образом, навыки всех участников исследования оказалось достаточными, чтобы успешно повторить прохождение станции аккредитации, хотя, безусловно, процент ошибок вырос. Возникновение «системных ошибок» наиболее вероятно связано с отсутствием тренировок. «Выживание» навыка составило более 70%, что свидетельствует об эффективности системы подготовки выпускников КГМУ к первичной аккредитации.

Тема: Анестезиология-реаниматология, неотложная помощь
Ирина Долгина

ТЬЮТОРСКИЕ ПОДХОДЫ В СИМУЛЯЦИОННОМ ОБРАЗОВАНИИ

Автор(ы): Хаустова С.А., Титова З.А., Шмелев В.В., Райкин И.Д., Рахмонов А.А., Эпп Д.П.

Город: Барнаул

Учреждение: ФГБОУ ВО АГМУ Минздрава России, 656038, Барнаул, Россия

Актуальность

Тьютор (англ. tutor — наставник) — исторически сложившаяся особая педагогическая должность. Тьютор обеспечивает поддержку индивидуальных образовательных программ студентов и ординаторов, фактически сопровождает процесс индивидуального образования в вузе. В России должностные обязанности тьютора и должностные требования к нему регулируются приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел „Квалификационные характеристики должностей работников образования“» от 02.08.10 № 761н. Тьюторская поддержка в условиях современного медицинского вуза, выпускающего врача через технологически сложнный многоэтапный экзамен видится как давно назревшая необходимость.

Цель

Задачей нашего симуляционного центра является подготовка врача к выпуску в практическое здравоохранение через аккредитацию. Избирательность целей обучения обусловлена необходимостью в процессе аккредитации специалиста, оценить его умение и владение практическими навыками.

Материалы и методы

С одной стороны, навыки - это только простейшие компоненты деятельности (какова бы не была их технический сложность). В усвоенном варианте навык представляет собой однотипное действие, но с другой стороны не секрет, что в профессиональном исполнении в ургентной ситуации только кажется, что навык носит автоматизированный и бессознательный характер. Насаждаемая при неудачном выполнении многократность тренировок для освоения навыка формирует психологически негативный фон и разочарование в собственных профессиональных возможностях. Если процесс обучения подчинен дидактическим принципам: мотивированности, систематичности и последовательности изучаемого, успешность его выше. Здесь вполне, реализуем творческий потенциал тьюторов. В качестве старшего коллеги (тьютора) в наших условиях можно предложить клинических ординаторов. В процессе подготовки клинических ординаторов одной из обязательных дисциплин является педагогическая практика и прохождение ее именно в условиях симуляционного центра позволяет максимально заинтересовать ординаторов самой дисциплиной, с другой стороны оптимизировать учебный процесс специалитета: формировать минимальные по количеству человек групп в симуляционных классах и даже создать условия к индивидуальному обучению студента. Эти же условия позволяют перейти к индивидуальной оценке качества решения симуляционных заданий и освоения навыков.

Результаты

Благодаря тьютерским подходам, созданию клиническирми ординаторами благожелательного психологического климата (отсутствие менторства, давления авторитетов, психологическая близость к студенческой среде) в процессе обучения формируются стимулы к мотивации к приобретению устойчивых практических навыков. Клинические ординаторы кафедры анестезиологии, реаниматологии и клинической фармакологии с курсом ДПО активно участвуют в процессе симуляционного обучения студентов на специалитете, и так же в их подготовке к олимпиадам. Соревновательность (командные занятия, внутривузовские и межвузовские олимпиады) хорошо мотивируют на освоение знаний, навыков, умений.

Обсуждение

Сравнивая наш опыт и опыт других университетов (так же активно использующих тактику совместной подготовки студентов и ординаторов к олимпиадам, симуляционным боям) можно подвести в итогах учебного года, что помощь старших коллег внесли весомый вклад в подготовку студентов. На сегодняшний день заинтересованность ординаторов педагогическим процессом достаточно высокая, это не только желание помочь младшим коллегам, но и дополнительный мотив прийти еще раз в симуляционный центр, принять участие в работе над симуляционным сценарием, отработать собственные навыки предусмотренные аккредитацией по специальности "Анестезиология-реаниматология".

Выводы

- Тьюторская система эффективна, о чем свидетельствует успешное участие наших студентов в российских и международных олимпиадах
- Тьюторская система имеет право на существование как юридически оформленное наставничество законом «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел „Квалификационные характеристики должностей работников образования“» от 02.08.10 № 761н (со всеми сложностями свободных ставок, отчетности часов, трудоустройства, оплаты). Но предлагаемый нами вариант педагогической поддержки в образовательном процессе в симуляционном центре на всех уровнях подготовки студентов доступен, организационно прост и главное на наш взгляд достаточно эффективен..

Тема: Анестезиология-реаниматология, неотложная помощь
Светлана Хаустова

Опыт симуляционного обучение сердечно – легочной реанимации врачей, работающих в родовспомогательных медицинских учреждениях.

Автор(ы): Каушанская Л.В., Лелик М.П.

Город: Ростов-На-Дону

Учреждение: НИИАП ФГБОУ ВО Рост ГМУ Минздрава России

Актуальность

Обучение и переподготовка специалистов предусматривают приобретение профессиональных компетенций, а также их восстановление и обновление в процессе трудовой деятельности. Однако, освоение большинства навыков и манипуляций, зачастую возможно лишь в теоретическом формате, так как, считавшийся нормальным в прошлом, путь приобретения практических навыков в ходе работы с пациентами, учитывая риски для их здоровья и жизни, в настоящее время не может рассматриваться, как допустимый, ни по этическим, ни по правовым основаниям. В этой связи единственно возможным решением представляется повсеместное внедрение в процесс обучения симуляционных технологий, а муляжи и виртуальные модели должны применяться не только в образовании, но и для непрерывного тестирования уровня практической последипломной подготовки врача. Это практика крайне актуальна, так как некорректное выполнение приемов при проведении сердечно-легочной реанимации (СЛР) влечет за собой ряд тяжелых последствий - от инвалидизации реанимируемого, до летального исхода.

Цель

Обучение методике сердечно – легочной реанимации в условиях симуляционного центра врачей, работающих в родовспомогательных медицинских учреждениях (акушеров – гинекологов и анестезиологов - реаниматологов), в соответствии с современными алгоритмами оказания неотложной помощи.

Материалы и методы

Проводимый лекционный курс освещает анатомические и физиологические предпосылки, являющиеся основой эффективности простейшей искусственной вентиляции легких, а также создания искусственной гемодинамики. В лекциях формулируются задачи и последовательно излагаются варианты их решений, освещаются патогенез быстрого и медленного умирания, состояние физиологических функций и биохимических процессов при умирании, а также при проведении реанимационных мероприятий.
Семинарские занятия направлены на углубление теоретических знаний по данному разделу курса, повышение активности обучающихся в самостоятельном поиске и проработке их под руководством преподавателей.
В рамках практических занятий, слушатели получают умения проводить реанимационные мероприятия при различных вариантах обстановки и условий. Особое внимание обращается на возможные ошибки и осложнения при проведении простейших реанимационных мероприятий.
Основные реанимационные мероприятия проводятся вне зависимости от причины остановки кровообращения и включают в себя три этапа (САВ):
- проведение непрямого массажа сердца (Circulation);
- обеспечение проходимости дыхательных путей (Airway);
-проведение искусственной вентиляции легких (ИВЛ) (Вгеаthing), в том числе с использованием лицевой и ларингеальной масок, двухпросветного воздуховода, эндотрахеальной интубации, с выбором метода респираторной поддержки в зависимости от клинической ситуации. Разбираются варианты обучения практическим приемам с помощью реанимационных манекенов (манекен женщины мобильный дистанционный для оказания неотложной помощи Susie S2000, модуль головы взрослого человека с возможностью проведения интубации). Корректность выполнения элементов СЛР верифицируется визуальным контролем выбора места компрессий, инструментальной оценкой их глубины, частоты, а также регистрацией параметров ИВЛ.
Специализированные реанимационные мероприятия требуют использования лекарственных средств и реанимационного оборудования, но не исключают, а лишь дополняют основные:
- дифференциальная диагностика,
- лекарственная терапия,
- дефибрилляция сердца.
Распределение врачей по уровню акушерского стационара представлено следующим образом: 33% работают в стационаре первого уровня 40,0% работают в стационаре второго уровня и 28,8% - третьего. Средний возраст врачей составил 41,7±2,09 лет. Стаж работы у слушателей разнообразен, больше всего на цикл обучения приезжают врачи со стажем работы от 5 до 10 лет (42,7%) и свыше 20 лет (32%).

Результаты

Занятия по сердечно-легочной – церебральной реанимации включены в учебные программы циклов «Клиническое акушерство» и «Анестезия, интенсивная терапия и реанимация в акушерском и гинекологическом стационарах», проводимых на базе «НИИАП» ФГБОУ ВО РостГМУ Минздрава России. Обучение проводится поэтапно от наиболее простого для технического усвоения и понимания к наиболее сложному. На каждом занятии разбирается один блок, и соответствующий технический навык доводится до автоматизма, на предпоследнем занятии идет соединение этапов и отработка их в комплексе. Для отработки алгоритма действий разработан и внедрен в процесс обучения ряд клинических сценариев, предусматривающих реализацию базовой и специализированной СЛР в зависимости от создавшейся ситуации. Последнее занятие проводится, как контрольное, где обучающиеся демонстрируют усвоенный технический и теоретический материал. Для достижения наилучших результатов в процессе обучения, на этапе дебрифинга обучающиеся имеют возможность оценивать свои действия, находить и исправлять допущенные ошибки.
С целью максимальной объективизации оценки полученных навыков и знаний разработаны и внедрены контрольные листы, составлены с учетом возможности оценки каждого блока реанимации отдельно и комплекса в целом. Выполнение курсантом алгоритма проведения СЛР 70% и более оценивается как положительный.
За время существования центра с 2012г по настоящее время прошли обучение более тысячи специалистов родовспомагательных медицинских стационаров из ЮФО, СКФО, Крымского ФО и г. Севастополь ( Из них врачи врачи акушеры – гинекологи - 901 специалист и врачи анестезиологи – реаниматологи работающие в акушерско – гинекологических стационарах –218человек.

Выводы

Обучение методике СЛР в условиях симуляционного центра позволяет сформировать устойчивый навык проведения реанимационных мероприятий в соответствии с современными алгоритмами оказания неотложной помощи.

Тема: Анестезиология-реаниматология, неотложная помощь
Людмила Каушанская

ПРЕПОДАВАНИЕ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ РАБОТНИКАМ В УСЛОВИЯХ СИМУЛЯЦИОННОГО ЦЕНТРА

Автор(ы): Рашитов Л.Ф., Мансурова Г.Ш., Закирова А.М., Гараев А.Т., Рашитова Э.Л.

Город: Казань

Учреждение: Казанский федеральный университет

Актуальность

Своевременно и правильно оказанная первая помощь позволяет существенно снизить тяжесть последствий производственных и других травм, спасти человека, оказавшегося в экстремальной ситуации, уменьшить тяжесть человеческих и материальных потерь для государства и общества. Часто оказание первой помощи детям ложится на плечи воспитателей детских садов и учителей средних образовательных учреждений.

Материалы и методы

Симуляционный центр Института фундаментальной медицины и биологии Казанского (Приволжского) федерального университета (КФУ) работает с 2013 г., общая площадь составляет 1851 м2, из них 519 м2 занимает Виртуальный госпиталь, 300 м2 - Центр медицинской науки. Наряду со студентами медиками все студенты КФУ проходят обучение по модулю "Оказание первой помощи" дисциплины "Безопасность жизнедеятельности".
В составе КФУ имеется Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. В 2017 г было принято решение о преподавании первой помощи педагогическим работникам в симуляционном центре.

Результаты

За период c сентября 2017 по май 2018 гг на базе центра прошли обучение 4845 педагогических работников, проходящих повышение квалификации в Программа обучения «Оказание первой помощи при работе с детьми» рассчитана на 8 часов, что позволяет педагогам освоить и отработать практически все приемы оказания первой помощи. Перечень практических навыков - согласно Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 4 мая 2012 г. N 477н "Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи"

Обсуждение

Обучение проводят преподаватели, владеющие навыками оказания первой помощи и неотложной медицинской помощи. Занятия включают в себя все основы медицинских знаний и первой помощи: оценка состояния пострадавшего, первая помощь при заболеваниях сердечно-сосудистой, дыхательной системы, желудочно-кишечного тракта, понятие о реанимации (навыки удаления инородных тел, приемы сердечно-легочной реанимации). Кроме того, учителей обучат первой медицинской помощи при воздействии факторов внешней среды: острые отравления бытовыми ядами (угарным газом, спиртами, кислотами), природными ядами (ядовитых растений, грибов), при укусе змей и насекомых, а также при утоплении, воздействии высоких и низких температур на организм. Отдельной темой станут повреждения, реакция организма на них, открытые повреждения мягких тканей, суставов, костей и закрытые – ушибы, растяжения и разрывы связок, вывихи, переломы, понятие о кровотечении, асептике и антисептике, десмургии. Оценка полученных знаний и навыков по оказанию первой помощи проводится в виде демонстрации практических навыков.

Выводы

Таким образом, симуляционное обучение может успешно применяться в многопрофильных вузах для обучения не только студентов, но и воспитателей детских садов и учителей средних школ, проходящих повышение квалификации.

Тема: Анестезиология-реаниматология, неотложная помощь
Ленар Рашитов

МЕТОДИКА "СИМУЛИРОВАННЫЙ ПАЦИЕНТ" В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИНЫ "ЛЕЧЕНИЕ БОЛИ"

Автор(ы): Перепелица С.А.

Город: Калининград

Учреждение: ФГАОУ ВО Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта, Калининград, Россия; НИИ общей реаниматологии им. В.А. Неговского, Федерального научно-клинического центра реаниматологии и реабилитологии (ФНКЦ РР), Москва, Россия

Актуальность

Лечение боли на современном этапе является одной из приоритетных задач здравоохранения, т.к. большинство заболеваний сопровождаются развитием, в первую очередь, острой боли. При этом разработаны новые подходы в лечении различных болевых синдромов. Особое внимание должно уделяться лечению всех видов боли, а в отделениях экстренной медицинской помощи - острой боли, однако порой обезболивание проводится не всегда эффективно. Хроническая боль является одной из наиболее распространенных причин, по которой пациенты обращаются за медицинской помощью. Хроническая боль является сложной проблемой, как для пациента, который живет с постоянной болью, так и для лечащего врача. Наркотические анальгетики, часто назначаемые для лечения хронической боли, могут вызывать привыкание, и увеличивают смертность от их передозировки. Существует множество безопасных рекомендаций по назначению опиоидов, но соблюдение этих рекомендаций остается низким.
Объем медицинских знаний, нужных для лечения пациентов при различных неотложных состояниях, продолжают увеличиваться. В связи с чем, необходимо обеспечить своевременное и эффективное обучение медицинских работников. Крайне необходимо изменение подходов к обучению, которые объясняют экспоненциальный рост медицинских знаний при одновременном приспособлении к динамичным и клиническим сложным условиям практики. Новые образовательные технологии (электронное и симуляционное обучение) могут улучшить знания медицинских специалистов в разделе лечения болевых синдромов.

Цель

Цель работы - формирование у студентов медицинского института профессиональных клинических компетенций, обучение осознанному подходу к решению поставленных профессиональных задач.

Материалы и методы

Обучение в медицинском институте БФУ им. И. Канта осуществляется на основании Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) высшего образования по направлению подготовки 31.05.01 "Лечебное дело" (уровень специалитета), квалификация - "Врач - лечебник". В вариативную часть программы специалитета, введена учебная дисциплина по выбору "Лечение боли". Все занятия проводятся на базе симуляционного центра. Обучение осуществляется в 11 семестре, на дисциплину отводится 72 часа. В работе применялись образовательные технологии: классический лекционный курс, устный опрос обучающихся, с целью выявления уровня теоретической подготовки по изучаемой дисциплине, решение клинических задач с использованием методики "симулированный пациент".

Результаты

Методика "симулированный" пациент использовала в роли "пациента" самих студентов. Глобальная перспектива обучения: отработка навыков принятия клинических решений, систематизация собственных знаний и их критическая оценка, приобретение новых навыков. Сначала предполагается симуляция простых "клинических случаев", чтобы студенты понимали поставленные перед ними задачи, затем с каждой симуляцией "клинические" случаи усложняются. Применялась индивидуальная работа, когда студенту, играющему роль пациента, формулировалась короткая вводная предполагаемой клинической задачи, затем претендент на роль "стандартизированного" пациента формулировал жалобы, симптомы заболевания, описывал течение заболевания в зависимости от возможного лечения и "погружался" в роль пациента. Т.е. до начала симуляции преподаватель убеждается, что выбранный студент может сыграть эту роль правильно. Эта роль наиболее сложная, т.к. необходимо хорошо знать все детали предполагаемого заболевания, особенности в различных обстоятельствах и возможные варианты течения болезни. Исполнение роли требует от студента наличие глубоких теоретических и клинических знаний, концентрации внимания, чтобы вовремя сориентироваться в ответ на назначаемое лечение. Данная методика позволяет не только систематизировать знания по клинической дисциплине "Лечение боли", но и "ощутить" себя в роли пациента, понять, что он может испытывать в этом случае, критически оценивать неправильные действия коллег Студенты стараются активно провести симуляцию и в роли врача, и в роли пациента. В симуляции студенту- "врачу" дается возможность изложения индивидуального подхода к лечению пациента, что стимулирует обучающегося к более глубокому самостоятельному обучению изучаемой дисциплины, с использованием современных знаний мировой медицинской науки. Это соответствует цели преподавания: поощрение и стимуляция студентов к самостоятельному обучению. В результате симуляции студенты осваивают следующие этапы:
• Коммуникативные навыки (уметь показать сочувствие к пациенту, страдающему от различных видов боли; установить контакт с пациентом и его/ее семьей; установить контакт с медсестрами, социальными работниками, медицинскими психологами, врачом общей практики);
• Методику сбора анамнеза заболевания;
• Методику клинического осмотра пациентов различного возраста с острым или хроническим болевым синдромами;
• Методику интерпретации лабораторных и дополнительных методов исследования; • Методику формулировки клинического диагноза и проведение дифференциальной диагностики;
• Методику оценки выраженности болевого синдрома с применением различных шкал;
• Методику назначения лечения при болевых синдромах (название препарата, доза и путь введения) с учетом индивидуальных особенностей пациента, клинической картины, наличия сопутствующих заболеваний, показаний и противопоказаний к назначению выбранных лекарственных средств;
• Расчет обезболивающих препаратов. Особенное внимание уделяется расчетам препаратов для пациентов с хроническим болевым синдромом и паллиативным больным.
• Умение вести медицинскую документацию..

Выводы

Методика "симулированный" пациент позволяет улучшить преподавание дисциплины "Лечение боли". Использование различных клинических сценариев болевого синдрома способствуют формированию клинического мышления, аналитическому подходу к решению профессиональных задач.

Тема: Анестезиология-реаниматология, неотложная помощь
Светлана Перепелица

Структурированный подход к симуляционному обучению в рамках группы программ по регионарной анестезии

Автор(ы): Логвинов Ю.И.(1), Лыхин В.Н.(1,2)

Город: Москва

Учреждение: 1) Медицинский симуляционный центр Боткинской больницы. 2) ГБУЗ ГКБ им. С.П. Боткина ДЗМ

Актуальность

Современный взгляд на симуляционное обучение в России показывает необходимость дальнейшего развития новых направлений, которые в свою очередь должны быть интегрированы в реальную работу медицинских работников. Учитывая увеличение продолжительности жизни большой интерес играет ряд методов обеспечения безопасной и качественной анестезиологической помощи, группе пациентов пожилого и старческого возраста. Наиболее перспективным направлением выглядит регионарная анестезия. За последние 5 лет мы стали свидетелями ультразвуковой революции в регионарной анестезии. Использование ультразвуковой навигации позволило значительно расширить границы метода, а снижение количества осложнений и улучшение качества регионарных методов анестезии является результатом возможностей ультразвуковой навигации, по сравнению с методиками по анатомическим ориентирам и нейростимуляции.

Материалы и методы

С августа 2017 года на базе Медицинского симуляционного центра Боткинской больницы стартовала группа программ по регионарной анестезии под контролем ультразвука. Преимущества группы программ заключаются в преемственности на нескольких этапах обучения. Программа по регионарной анестезии верхней конечности под контролем ультразвука является первым этапом, который позволяет ввести слушателя в курс предстоящих событий. Навыки полученные на первом этапе включают в себя развитие координации для качественной визуализации иглы и анатомических структур. Вторым этапом обучения выступает программа по регионарной анестезии нижней конечности, данная программа содержит несколько этапов, один из которых является точкой закрепления навыков полученных в курсе первого уровня. Кроме того, расширяется объем манипуляций по регионарной анестезии нижней конечности. Группа программ позволяет поэтапно повышать сложность выполняемых интервенционных вмешательств, а также с каждым этапом улучшать качество мануальной координации, что в свою очередь повышает эффективность и снижает временные затраты на выполнение инвазивных манипуляций. Последним этапом структурированного обучения является комплексная программа, которая включает в себя наиболее сложные в выполнении регионарные методы анестезии, а также ультразвуковую навигацию при нейроаксиальных методах анестезии.

С момента поэтапного запуска курсов по регионарной анестезии проведено суммарно 17 курсов, что позволило охватить 77 курсантов. Новизна курсов лежит в особом этапном подходе к обучению, а также в трансляции новейших методов регионарной анестезии под контролем ультразвука, особенно хочется отметить группу фасциальных блокад и навигации нейроаксиальных методов анестезии. Отличие от подобных тренингов проводимых в ряде ВУЗов страны заключается в интеграции европейского уровня преподавания (преподаватель курса является преподавателем Европейского общества регионарной анестезии), а также использование новейшего симуляционного оборудования высокой реалистичности, предназначенного для конкретных целей программ по регионарной анестезии под контролем ультразвука.

Результаты

Обучение в рамках группы программ по регионарной анестезии под контролем ультразвука является высокорезультативным методом передачи теоретической информации и практических навыков, что подтверждается высокой вовлеченностью курсантов в образовательный процесс. После прохождения первого этапа, в результате анкетирования, было установлено желание курсантов участвовать на последующих этапах для формирования полного объема знаний и навыков для использования в реальной клинической практике. За время проведения курсов обучено 77 курсантов, 52 человека (68%) из которых прошли обучение по всем трем программам. Использование обратной связи с курсантами позволило установить степень использования полученных знаний и навыков в реальной клинической практике. Обратная связь в виде телефонного звонка показала, что 70% курсантов регулярно используют различные методы регионарной анестезии в реальной практике, также проведение опроса показало увеличение качества выполняемых блокад и удовлетворенности собственными действиями, за счет этапности обучения и множественного повторения методов навигации иглы и визуализации анатомических структур.

Обсуждение

Использование структурированных этапных программ обучения позволяет качественно подготовить специалиста к интеграции полученных навыков в реальную клиническую практику. Траектория обучения, включающая несколько этапов от базового уровня до продвинутого, позволяет значительно повысить как эффективность обучения, так и заинтересованность курсантов. Подобные подходы имеют большие перспективы в рамках симуляционного обучения в России.

Тема: Анестезиология-реаниматология, неотложная помощь
Админ 1

Принцип "наставничества" в предаккредитационной подготовке студентов

Автор(ы): Чурсин А.А., Боронина И.В., Боев С.Н., Лавлинский А.Ю.

Город: Воронеж

Учреждение: ГБОУ ВПО «Воронежский Государственный Медицинский Университет им. Н.Н. Бурденко» МЗ РФ

Актуальность

С введением в образовательные стандарты обучения студентов медицинских ВУЗов первичной аккредитации встал вопрос о надлежащей подготовке к данному мероприятию, в связи с чем было введено понятие о«предаккредитационном» обучении. Данный этап направлен на активную отработку практических навыков и умений, с применением симуляционного оборудования. С его помощью проводят обучение студентов выпускных курсов практическим навыкам на станциях ОСКЭ, алгоритмам оказания экстренной медицинской помощи при угрожающих жизни состояниях, а так же проведению высококачественной сердечно-легочной реанимации. Для более продуктивной работы, активную помощь в проведении «предаккредитационной» подготовки оказали клинические врачи-ординаторы кафедры анестезиологии-реаниматологии и тьюторы ВГМУ им. Н.Н. Бурденко.

Цель

При проведении подготовки студентов мы ставили целью ни только успешное прохождение «первичной аккредитации»,но и доведение до автоматизма оказание экстренной медицинской помощи в практической деятельности. Для более объективной оценки работы ординаторов и тьюторов, а так же оценки знаний и умений, полученных студентами на симуляторах мы выбрали несколько контрольных групп. В первой группе студенты в течение двух недель занимались при участии ординаторов и тьюторов. В другой группе занятия проводились только преподавателями.

Материалы и методы

Для объективной оценки полученных результатов и умений использовалось программное обеспечение, учитывающее основные параметры при проведении сердечно-легочной реанимации (СЛР) и оказании экстренной медицинской помощи. При проведении СЛР программа определяет адекватность проведенных комплексов компрессий, их скорость, глубину, а так же декомпрессию и адекватность искусственной вентиляции легких. При оказании экстренной реанимационной помощи, программа учитывает скорость ее проведения, адекватность и соответствие современным стандартам.

Результаты

При проведении предаккредитационной подготовки мы рассматривали ряд основных задач. Преподаватели осуществляли теоретический разбор алгоритмов, а затем при участии ординаторов и тьюторов на симуляционном оборудовании проводилась отработка алгоритмов жизнеподдержания на практике. С использованием симуляционного оборудования, с учетом параметров эффективности, мы постарались максимально объективно оценить результат в обеих контрольных группах. В течение двух недельного цикла мы осуществляли постоянный контроль полученных знаний и умений. По окончанию цикла было проведено итоговое занятие, на котором каждый студент контрольной группы демонстрировал полученные знания и навыки. При выполнении базового жизнеподдержания во всех контрольных группах итоговый результат составил не менее 90-95%. При выполнении алгоритмов направленных на оказание экстренной медицинской помощи, итоговый результат составил так же не менее 95%.

Выводы

Эффективное взаимодействие между ординаторами, тьюторами и студентами достигнуто благодаря низкому психо-эмоциональному барьеру между друг-другом, принципу "наставничества" и вовлеченности всех участников в образовательный процесс.
Участие ординаторов и тьюторов в отработке практических навыков при подготовке к первичной аккредитации показало достаточно высокие результаты и, на наш взгляд, может использоваться как элемент обучения.

Тема: Анестезиология-реаниматология, неотложная помощь
Александр Чурсин