КОМАНДНАЯ РАБОТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СИМУЛИРОВАННЫХ ПАЦИЕНТОВ ПРИ ОТРАБОТКЕ НАВЫКОВ ОКАЗАНИЯ НЕОТЛОЖНОЙ ПОМОЩИ

Автор(ы): Лисовский О.В., Гостимский А.В., Карпатский И.В., Бута А.А.

Город: Санкт-Петербург

Учреждение: Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет.

Актуальность

Обучение оказанию неотложной помощи основывается на теоретических знаниях, овладении практическими навыками и слаженной командной работе. Отработка алгоритмов оказания неотложной помощи возможна на современных роботах-симуляторах. Однако приобретение необходимых коммуникативных навыков командной работы значительно улучшается при общении с реальными больными или симулированными пациентами. Большинство клинических сценариев, используемых в обучении студентов и клинических ординаторов, содержат протоколы оказания неотложной помощи невыполнимые при работе без помощника или команды. Клинические ситуации определяют необходимость принятия решения о лидерстве, распределении ролей и функциональных обязанностей, умении выявить среди окружающих потенциальных помощников. Во время решения этих задач проявляются трудности взаимодействия участников команды и внедрения в подобные сценарии реального больного - симулированного пациента.

Цель

Оценить уровень подготовки студентов и врачей к оказанию неотложной помощи в команде при работе с симулированным пациентом.

Материалы и методы

В исследование вошли две группы обучающихся. Студенты 5-6 курсов, готовые работать в команде в рамках подготовки к олимпиадам по медицинским дисциплинам и клинические ординаторы первого и второго года обучения. В обеих группах проводились клинические сценарии, требующие взаимодействия между участниками. В проводимые сценарии вводился симулированный пациент. В роли последнего выступали сотрудники симуляционного центра, члены студенческого научного общества, эффективность работы обучающихся определяли как сами симулированные пациенты посредством заполнения оценочных листов, так и наблюдатели, не участвующие в проведении сценариев. Разработанные анкеты и чек-листы позволили оценить как профессиональные компетенции, так и коммуникативные навыки при работе с коллегами или пострадавшим. В клинические сценарии включены травмы с повреждением костей, артериальным кровотечением, патология новорожденного в родильном зале, отравление ребенка лекарственными средствами, анафилактический шок, токсические осложнения инфекционных заболеваний, приступы брадикардия и другие.

Результаты

В ходе исследования выявлено, что удовлетворительные результаты работы с симулированным пациентом при оказании неотложной помощи среди подготовленных к командной работе студентов отмечались в 59,1%. Неподготовленные студенты из исследования исключены, так как в абсолютном большинстве показали отсутствие навыков подобных действий. Среди клинических ординаторов аналогичный показатель оказался ниже - 52,7%, что объясняется отсутствием специальной подготовки для работы в команде и низким уровнем коммуникативных навыков.

Выводы

1. Обучение практическим навыкам в симулированных условиях не должно ограничиваться освоением изолированных манипуляций или алгоритмов оказания неотложной помощи. Все умения и навыки должны быть отработаны при командном взаимодействии.
2. Для качественной подготовки врача к реальным условиям работы необходимо внедрение методики симулированного пациента на всех уровнях обучения (студенты, клинические ординаторы, врачи). Симулированными пациентами могут быть не только пострадавшие, нуждающиеся в очевидной помощи, но и сопровождающие больного, родственники или коллеги, которым, возможно, необходима поддержка или психологическая помощь.

Тема: Стандартизированный пациент
Олег Лисовский