ФОРМИРОВАНИЕ ПАТТЕРНОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРОПЕДЕВТИКИ ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ

Автор(ы): Асеева Е.В., Манжос М.В., Моисеева Т.В., Сырцова Е.Ю., Финько Л.Н

Город: Самара

Учреждение: ЧОУ ОО ВО Медицинский университет «Реавиз»

Актуальность

Современная действительность, включающая внедрение в широкую медицинскую практику профессиональных стандартов, компетентностную модель подготовки выпускника, первичную аккредитацию, предоставляющую право сразу после окончания обучения заниматься практической клинической деятельностью, предъявляет высокие требования к подготовке обучающихся в медицинском вузе.
Основная стратегическая задача обучения медицинским специальностям на додипломном этапе предусматриает формирование необходимых компетенций, которые позволят молодому специалисту в начале своей медицинской карьеры избежать профессионального кризиса, обнаружив у себя отсутствие реально необходимых в работе знаний и практических умений.

Цель

Не вызывает сомнения, что изучение пропедевтики внутренних болезней играет важную роль в формировании мировоззрения врача любой специальности. На протяжении всей истории высшей медицинской школы курс пропедевтики внутренних болезней занимал центральное место в клинической подготовке студентов. По своей сути пропедевтика внутренних болезней имеет междисциплинарный, синтетический характер. Данное обстоятельство определяет тактические задачи преподавания данной дисциплины

Результаты

В последнее время молодые врачи стали придавать меньше значения классическим клиническим методам исследования – расспросу, осмотру – inspectio, ощупыванию – palpatio, выстукиванию – percussio, выслушиванию- auscultatio . Это связано не только с широкими информационными возможностями современных лабораторных и инструментальных методов исследования, сколько с недостаточным владением основными методами объективного обследования больных. Последнее обстоятельство отчасти объясняется большим объемом новой эмпирической информации, которая сложно усваивается студентами 2-3 курса.
В связи с этим на кафедре внутренних болезней Медицинского университета «Реавиз» при преподавании дисциплины «Пропедевтика Внутренних Болезней» (ПВБ)» активно используются методики, направленные на формирование паттернов различного плана. Это прежде всего психологический паттерн, который представляет pяд cтepeoтипныx дeйcтвий или пoвeдeнчecкий шaблoн, кoтopый дoвeдён дo aвтoмaтизмa, и вocпpoизвoдитcя в cooтвeтcтвующиx уcлoвияx. Безусловно именно формирование психологического паттерна играет важную роль при обучении расспросу, который предполагает процедуру знакомства врача и пациента, сбор жалоб и анамнеза. Далее следует этап осмотра, включающий общий осмотр: общее состояние больного; состояние сознания; телосложение и конституция больного; выражение лица, осмотр головы и шеи; осмотр кожи и видимых слизистых оболочек, характер волос и ногтей, развитие подкожно-жирового слоя, наличие отеков; состояние лимфоузлов; оценка состояния мышц, костей и суставов, и осмотр отдельных систем: нервная система, органы дыхания, сердечно-сосудистая система, органы пищеварения, органы мочевыделения, эндокринная система. На этапе осмотра добавляется формирование двигательных паттернов по разработанным чек-листам, основанных на методиках пальпации, перкуссии и аускультации. Отработка практических навыков осуществляется несколькими способами:
• в парах, где спарринг-партнерами выступают студенты группы: один выполняет роль врача, другой роль пациента, затем ролевые функции меняются;
• на симуляторах различного уровня сложности;
• в режиме самостоятельной работы.
Промежуточная аттестация по дисциплине ПВБ проходит в 2 этапа: на первом этапе предполагается контролировать владение студентом практических навыков клинического осмотра больного, 2 этап включает собеседование по билетам и решение практик ориентированной ситуационной задачи. Ко второму этапу допускаются лишь те студенты, кто успешно преодолел 1 этап.

Выводы

Результаты промежуточной аттестации обучающихся 3 курса лечебного факультета в текущем учебном году показали эффективность данной методики.
Сформированные паттерны подлежат закреплению и контролю на следующих этапах ОПОП: факультетской терапии, госпитальной терапии, поликлинической терапии, подготовки к сдаче и сдаче государственного экзамена, в период первичной аккредитации.

Тема: Терапия
Елена Сырцова

РАЗВИТИЕ СИМУЛЯЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ НА КАФЕДРЕ ФАКУЛЬТЕТСКОЙ ТЕРАПИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ БОЛЕЗНЕЙ

Автор(ы): Молчанова А.А., Осипова И.В., Чечина И.Н.

Город: Барнаул

Учреждение: ФГБОУ ВО «Алтайский государственный медицинский университет» Минздрава России

Материалы и методы

При проведении занятий в клинике, преподаватели и студенты могут сталкиваться с различными трудностями: отсутствие тематического пациента, отказ пациента от сотрудничества, невозможность многократного повторения практических навыков, анализа работы каждого студента и пр. Эти проблемы легко преодолимы в условиях симуляционного центра.
На кафедре факультетской терапии и профессиональных болезней для реализации симуляционных сценариев была подготовлена рабочая станция, оснащенная манекеном-симулятором взрослого человека с расширенными функциями мониторинга витальных функций и обратного ответа, кардиографом, небулайзером, пульсоксиметром, расходными материалами и лекарственными препаратами (муляжами).
План занятия включает в себя следующие разделы:
– мотивация темы и целевая установка: преподаватель сообщает тему симуляционного тренинга, акцентирует внимание обучающихся на наиболее актуальных проблемах темы.
– брифинг: преподаватель и обучающиеся обсуждают наиболее значимые вопросы темы.
– вводный инструктаж: преподаватель знакомит студентов с содержанием и порядком проведения тренинга, материально-техническим оснащением, методикой оценивания результатов. Знакомит с устройством и правилами эксплуатации симуляторов и тренажеров, правилами техники безопасности. – работа в симуляционной секции – «станции»: отработка практических умений, решение представленного сценария ролевой игры.
– дебрифинг: проводится в интерактивной манере с глубоким анализом профессиональных действий, определением ошибок и погрешностей. Так называемый процесс обратной связи по результатам работы, в процессе которого, преподаватель задает серию вопросов в определенной последовательности. Это позволяет студентам сосредоточиться на цепочке событий, повлекших тот или иной результат, определить причинно-следственную связь. В идеале, на наш взгляд, этот раздел занятия должен сопровождаться просмотром и анализом видео-записей.
– для объективизации и оценивания уровня сформированности навыков применяются «Чек - листы» (табл. №1). При недостаточном освоении практических навыков по оказанию неотложной помощи при тяжелом приступе бронхиальной астмы принимается решение о повторном тренинге.
– анкетирование участников тренинга: участники тренинга заполняют анкету об удовлетворенности качеством занятия в симуляционном центре. Вносят предложения по улучшению качества и эффективности.
В предлагаемой ситуации, обучающийся принимает роль дежурного врача – терапевта, которого вызывают в палату терапевтического (или иного) отделения для оказания помощи пациенту, который задыхается.

Результаты

В ходе работы по сценариям с пациентами в тяжелом состоянии, выявляется достаточно низкий уровень коммуникативных навыков студентов. Это касалось, в основном, этапа сбора необходимых жалоб и анамнеза в условиях дефицита времени.
Практические навыки по осмотру пациента, с определением ведущего синдрома были сформированы на достаточно хорошем уровне.
Основные ошибки студенты совершали на этапе выбора необходимых дополнительных методов исследования для уточнения диагноза (кардиограф, пульсоксиметр и т.д.), своевременном начале оксигенотерапии, оценке состояния гемодинамики (измерение артериального давления и частоты сердечных сокращений). Так же у студентов возникали затруднения в выборе лекарственного препарата, его дозы, кратности и пути введения.

Обсуждение

В результате допущенных диагностических и тактических ошибок преподавателю часто приходилось менять ход сценария в сторону ухудшения состояния пациента. После освоения клинического сценария был проведен разбор действий каждого студента и преподавателем продемонстрирован эталон (алгоритм) решения конкретной ситуационной задачи. По окончании дебрифинга, у обучающихся была возможность еще раз отработать поставленную задачу.

Выводы

Включение робота-симулятора Hall 1000 в симуляционные клинические сценарии по неотложным состояниям на кафедре факультетской терапии у студентов 4 курса лечебного факультета позволило более объективно оценить исходный уровень подготовки студентов. Выявить значительные трудности в коммуникативном общении студентов. В ходе занятия обучающиеся более совершенно овладели навыками сбора жалоб и анамнеза в условиях дефицита времени, осмотра пациента, регистрации ЭКГ и проведения неотложных лечебных мероприятий. Работа в симулированных условиях позволяет не только многократно отрабатывать практические навыки по оказанию неотложной помощи при тяжелом приступе бронхиальной астмы, но и доводить их до автоматизма, следуя четко прописанным алгоритмам.
Необходимо отметить, полученные на тренинге эффективные навыки коммуникации с пациентом заметно снизили психологический барьер при контакте с пациентами в процессе обучения с использованием симуляционных технологий.
Анализ анкетирования студентов об эффективности симуляционного обучения показал, что 100% обучающихся считают отработку навыков на манекенах полезными, необходимыми и высказывали пожелания об увеличении таких занятий, которые придают уверенность, особенно в критических ситуациях.
Кроме того, выявленные дефекты в коммуникативном общении у студентов ставят новые задачи в совершенствовании учебного процесса.

Тема: Терапия
Софья Знобина