Обучение как мотивирующий фактор в повышении качества сестринско-акушерской помощи

Автор(ы): Марчук Н.П., Хаматханова Е.М., Сухих Г.Т.

Город: Москва

Учреждение: ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр акушерства, гинекологии и перинатологии имени В.И. Кулакова» Минздрава России

Актуальность

Существенные преобразования в сфере здравоохранения, с усложнением и расширением деятельности медицинских работников со средним профессиональным образованием требуется не только качественная базовая подготовка специалистов, но и выстроенная система последипломного образования. Подготовка высококвалифицированных специалистов, творчески относящихся к работе, способных к самообразованию, является основной целью деятельности системы последипломного образования медицинских работников. В то же время обучение среднего медицинского персонала в большинстве лечебно-профилактических учреждениях на рабочих местах осуществляется без использования научно обоснованных систематических подходов к организации этого процесса.
Симуляционно-тренинговый центр ФГБУ «НМИЦ АГП им. В.И. Кулакова» Минздрава России был открыт в 2011 году, за весь период прошли обучение 2106 специалистов со средним профессиональным образованием, акушерки составили 30%. Специалистов из регионов обучено 353 человека, что составило 16,8%.

Цель

С целью повышения качества оказания обучающих услуг симуляционно-тренинговым центром для среднего медицинского персонала Центра и анализа приверженности специалистов к повышению уровня своей квалификации, а также предпочитаемых форм и методов обучения было проведено анкетирование. Респондентами явились 232 специалиста со средним профессиональным образованием, работающих в 17 структурных подразделениях ФГБУ «НМИЦ АГП им. академика В.И. Кулакова» Минздрава России».

Результаты

Среди опрошенных оказалось 69,7% специалистов, имеющих диплом по специальности «Сестринское дело», 25,5% - «Акушерское дел» и 4,7% - по специальности «Лечебное дело» -фельдшер.
Респонденты женского пола составили 99%.Возраст «от 40 и больше»указали 41,9% респондентов, 18,6% - «от 25 до 29», 16% - «от 35 до 39», 15,2% - «от 30 до 34», 8,2% - «от 19 до 24». Наибольшее число сотрудников имеет стаж работы в Центре 3-10 лет – 29,4%, 25,1% сотрудников имеют опыт работы более 20 лет, 19,5% проработали от 1 года до 3 лет, 13,4% - имеют стаж в 10-15 лет, 11,3% - работают в Центре на протяжении 15-20 лет, 1,3% респондентов не ответили на данный вопрос.
Информацию о СТЦ половина опрошенных (50%) получила от своих коллег и 15 % от руководителей отделения. В СТЦ обучается «весь медицинский персонал» - так считает 89% анкетированных, 6% считают, что обучаются только ординаторы и врачи. Посещали тренинги 24,6% респондентов, лекции – 16,8% и 12,5% - обучающие курсы, несколько вариантов обучения прошли 23%. Групповое обучение предпочли 56% медсестер и акушерок, у опытного коллеги на рабочем месте желают обучаться 19,3% и несколько вариантов указали 19%. Самостоятельное обучение обозначили только 6% респондентов. В то время как стремление к самообразованию, планированию собственного профессионального развития является сильнейшим движущим фактором. Из обстоятельств, препятствующих обучению в СТЦ, 44% указали отсутствие времени, «нет информации о курсах» - 30,6%, не видят в этом необходимости – 1,3% , «нет интересующих меня занятий» - 5,2%. Коллеги выступают преобладающим источником информации, затем руководители отделения и электронная рассылка. Информацию о предстоящих курсах в СТЦ предпочитают получать от руководителей отделения 26,3% специалистов, СМС рассылкой -6%, на сайте Центра – 4,3%, получать информацию из нескольких источников желают 52,6% акушерок и медсестер.Анализ анкет подтверждает, что для значительной части специалистов обучение является важным мотивирующим фактором. С необходимостью обновления своих профессиональных знаний и навыков согласны 74,6% среднего персонала. Приобрести дополнительные профессиональные навыки считают необходимым 77,2% респондентов. Необходимость в коррекции имеющихся навыков согласно современным требованиям видят 80,3%. Считают себя информированными о предстоящей аккредитации специалистов в системе НМО 55,6% анкетированных. Отработать навыки непосредственно по специальности желают 31,5% опрошенных, редко используемые навыки, но необходимые в практической деятельности – 16%, и те и другие – 31,9%, навыки смежных специальностей хотят отработать 3,9%, все варианты навыков на площадке симуляционно-тренингового центра готовы отработать 14,2% среднего персонала. То есть, большая часть специалистов нацелена на практикоориентированное обучение.

Выводы

В работу симуляционно-тренингового центра внесен гибкий подход, ориентированный на:
- дальнейшее профессиональное развитие специалистов со средним профессиональным образованием, с заблаговременным планированием обучающих краткосрочных (2-4 часа) курсов и тренингов с учетом графика работы персонала;
- систематизацию процесса последипломного обучения для медсестер различной специализации с учетом интересующих их тематик;
- расширение программ по дополнительному профессиональному образованию по согласованию с руководителями отделений и пожеланиями специалистов;
- ориентирование слушателей на реализацию полученных знаний и умений в повседневной практике;
- мотивацию специалистов на дальнейшее развитие, расширив методы и каналы информирования (через руководителей, старших медсестер, электронной рассылкой) по предстоящим курсам и возможностям СТЦ;
- поддержку тесной связи с руководителями ЛПО, отделений по информированию, планированию и систематизации обучающего процесса, по целям, задачам и результатам обучения;
- изучение причины отсутствия желания к обучению у 1,3% специалистов.
Достижение поставленных целей позволит повысить квалификацию специалистов и качество оказываемых медицинских услуг.

Тема: Акушерство и гинекология
Елена Заславская

ОТРАБОТКА НАВЫКОВ ВЕДЕНИЯ РОДОВ ЧЕРЕЗ ЕСТЕСТВЕННЫЕ РОДОВЫЕ ПУТИ В ТАЗОВОМ ПРЕДЛЕЖАНИИ В РАМКАХ ЦИКЛА НМО

Автор(ы): Каганова М.А., Угнич К.А., Спиридонова Н.В., Соловьев В.Ю., Щукин Ю.В.

Город: Самара

Учреждение: ФГБОУ ВО «Самарский государственный медицинский университет» Минздрава России

Актуальность

На территории Российской Федерации в 2017 году был выпущен клинический протокол: «Тазовое предлежание плода (ведение беременности и родов)», в котором приводятся группы пациенток, у которых возможно ведение родов через естественные родовые пути в тазовом предлежании. Реализация проекта НМО позволяет в короткие сроки организовать внедрение новых протоколов с полноценной отработкой мануальных навыков и алгоритмов действий, регламентированных данными протоколами.

Цель

Цель: определить будет ли симуляционное обучение повышать компетентность слушателей при ведении родов в тазовом предлежании через естественные родовые пути.

Материалы и методы

С учетом всех пунктов, которые регламентирует данный протокол, нами была смоделирована клиническая ситуация и чек-лист для оценки действий слушателей ИПО. Для симуляции родов нами был использован полноразмерный женский робот NOELLE (Gaumard Scientific Company, Inc., Miami, FL), все симуляции были записаны в цифровом виде. Группу слушателей составили 20 человек, пришедших на очередной цикл в рамках НМО. После самостоятельного изучения клинических рекомендаций (протокола): «Тазовое предлежание (ведение беременноси и родов)» от 18.05.2017г., учащиеся участвовали в стандартизованном сценарии родов в тазовом предлежании через естественные родовые пути. Средний стаж работы слушателей составил 10,5±5,7 лет. Опыт ведения родов в тазовом предлежании из них имели только 5 человек (25%). Затем курсанты получали блок теоретических знаний и возможность отработки навыков и алгоритма в процессе обучения на симуляторах. По окончании цикла слушатели были повторно протестированы с использованием аналогичного сценария. Оценку результатов проводила группа экспертов по записям с применением стандартизованного оценочного листа, при чем, какие симуляционные ситуации были в начале обучения, а какие потом эксперты не знали. В чек-листе присутствовали следующие пункты:
1. Позвать на помощь второго врача, неонатолога, анестезиолога
2. Разворачивание операционной
3. Предусмотреть по показаниям выполнение эпизиотомии и введение атропина.
4. Пособие по Цовяьнову:
- положение рук
- отсутствие тракций
5. придерживание туловища ребенка и заворачивание его в сухую пеленку
6. классическое ручное пособие при запрокидывании ручек
7. прием по рождению головки (Морисо-Левре-Лашапель или Вейта-Смеллли).
Выполнение каждого пункта соответствовало 1 балу, невыполнение соответственно – 0, максимальное количество балов – 6, так как 3 пункт не был включен в оценку (впоследствии мы оговаривали, что он не является обязательным и присутствует в зависимости от клинической ситуации). Статистический анализ включал в себя критерии Wilcoxon, McNemar, корреляционный анализ, значение р менее 0,05 считали статистически значимым

Результаты

При исходном решении симуляционного сценария средний бал составил 3,35±1,87 балов. При чем отмечена положительная корреляция со стажем работы – 0,64 (р=0,02) и наличием опыта ведения родов в ягодичном предлежании 0,65 (р=0,01). При анализе по пунктам чек-листа было выявлено следующее: на помощь позвали только 50 % испытуемых, при чем, в основном это были слушатели с наименьшим опытом работы. Только 30% приняли решение вести роды в условиях развернутой операционной, правильная постановка рук при оказании пособия по Цовьянову наблюдалась у 80%, но в 65% случаев курсанты выполняли тракции и пытались ускорить рождение плода, что являлось ошибкой. Пеленку для заворачивания ребенка применило только 10%. Классическое ручное пособие и пособие по освобождению головки было правильно выполнено у 65%. По окончании обучения итоговое решение симуляционного сценария в среднем было оценено в 6,3±1,2 бала, что значимо отличалось от первого испытания (р=0,000), 100% обучаемых пригласило на помощь (р=0,000), 90% приняли решение вести роды в условиях развернутой операционной (р=0,57), эпизиотомия и введение атропина наблюдалось в 50% случаев, тогда как в исходном тестировании 75% слушателей применили эти вмешательства. В 90% случаев правильно выполнено пособие по Цовьянову (положение рук р=0,004, тракции р=0,36) и в 95% - классическое ручное пособие по выведению ручек (р=0,63) и освобождению головки (р=0,06), в 80% - применена пеленка для заворачивания новорожденного(р=0,27).

Выводы

Симуляционное обучение улучшает эффективность выполнения манипуляций при родах в тазовом предлежании. Отработка навыков ведения родов в тазовом предлежании является хорошей практикой в симуляционном обучении, т.к. роды в тазовом предлежании довольно редкая ситуация в акушерстве, но при этом действовать необходимо правильно и быстро, а ошибочная техника может привести к серьезным травмам, вплоть до летального исхода.

Тема: Акушерство и гинекология
Вячеслав Соловьев