МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ СИМУЛЯЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Автор(ы): Логвинов Ю.И., Орловская А.И.

Город: Москва

Учреждение: ГБУЗ ГКБ им. С. П. Боткина ДЗМ (Учебный центр для медицинских работников – Медицинский симуляционный центр Боткинской больницы)

Актуальность

Настоящий этап развития образования (симуляционного обучения) характеризуется существенным обновлением содержания, методик и технологий обучения, формированием рынка симуляционных услуг, попытками задействовать научный потенциал и передовой педагогический опыт в реализации инновационных подходов в организации профессионального образования. В этих условиях существенно возрастает роль учебно-методической службы по обеспечению методического сопровождения образовательного процесса.

Материалы и методы

Одним из основных направлений учебно-методической службы МСЦ Боткинской больницы является методическое сопровождение образовательной деятельности. Для эффективного функционирования и динамичного развития МСЦ Боткинской больницы разработана модель методического сопровождения образовательной деятельности и реализации симуляционного обучения, которая в свою очередь представлена следующими более узкими направлениями деятельности:
1. Организационно-методическая и консультационная деятельность;
2. Учебно-методическое сопровождение;
3.Научно-методическое сопровождение;
4. Мониторинговая и информационно-аналитическая деятельность.
Особое внимание при осуществлении методического сопровождения образовательной деятельности в МСЦ Боткинской больницы уделяется обеспечению научно-методической и организационно-педагогической поддержки преподавателей в решении задач внедрения симуляционных технологий в образовательный процесс; созданию условий для повышения квалификации преподавателей - системы непрерывного повышения квалификации педагогических работников для формирования готовности к реализации симуляционного обучения.
В соответствии с актуальными образовательными потребностями специалистов практического здравоохранения и смежных сфер деятельности, с учетом современных достижений и тенденций медицины осуществляется разработка инновационных образовательных программ, основанных на применении передовых высокореалистичных виртуальных технологий обучения, сформирован информационно-методический каталог образовательных программ, реализуемых в МСЦ Боткинской больницы.
Реализация научно-методической деятельности в МСЦ Боткинской больницы направлена на анализ учебно-методической, научной и иной литературы; разработку методических материалов; создание условий для эффективной деятельности педагогического и методического сообщества через издательскую и просветительскую работу, развитие инновационной и экспериментальной деятельности.
Значимым направлением методического сопровождения образовательной деятельности в МСЦ Боткинской больницы является мониторинг и информационно-аналитическая деятельность. В рамках этого направления регулярно проводятся мониторинговые и социологические исследования, подводятся итоги симуляционного обучения, организуется обратная связь от слушателей, обмен мнениями в области качества и эффективности обучения в МСЦ Боткинской больницы (в формате круглого стола). Аналитическое сопровождение (анализ требований действующего законодательства; внутренней образовательной среды; осуществление аналитико-прогностического обоснования развития методической деятельности МСЦ Боткинской больницы) позволяет повысить эффективность обучения, адаптировать образовательный процесс под индивидуальные образовательные потребности слушателей.

Результаты

За период работы МСЦ Боткинской больницы ведущими специалистами отечественного практического здравоохранения под руководством главных внештатных специалистов ДЗМ разработано более 200 образовательных программ для специалистов различных медицинских специальностей и профессиональных уровней образования, а также лиц иных сфер профессиональной деятельности (образование, социальная служба). Разработаны аннотации, контрольно-измерительные материалы к образовательным программам, организованы методические уголки в учебных узкоспециализированных клиниках и отделениях для преподавателей, подготовлены уголки с информационными материалами и инструкциями для слушателей.
Системно проводится оценка эффективности обучения, анализ уровня удовлетворенности слушателей курсов повышения квалификации качеством образовательных услуг МСЦ Боткинской больницы.
На страницах различных печатных изданий представлены мнения специалистов по актуальным проблемам медицинского образования, основным аспектам обучения с использованием имитационных технологий, опыт организации и управления МСЦ Боткинской больницы в виде научных статей в области симуляционного обучения, тезисов, информационно-методических материалов.

Выводы

Мониторинг и сравнительный анализ деятельности МСЦ Боткинской больницы, полнота охвата специалистов практического здравоохранения в ходе социологических исследований позволяют говорить о значимости и востребованности методического сопровождения деятельности по симуляционному обучению в обеспечении качества подготовки современных медицинских кадров.

Тема: Менеджмент симуляционного центра
Админ 1

ОПТИМИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОРДИНАТОРОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЧРЕСКОСТНОМУ ОСТЕОСИНТЕЗУ C ПРИМЕНЕНИЕМ ЭЛЕКТРОННЫХ ПРОГРАММ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЕЕ КАЧЕСТВА

Автор(ы): Солдатов Ю.П., Овчинников Е.Н., Климов О.В.

Город: Курган

Учреждение: ФГБУ «Российский научный центр «Восстановительная травматология и ортопедия» им. акад. Г.А. Илизарова» Минздрава России

Актуальность

В настоящее время при преподавании травматологии и ортопедии в системе высшего (ординатура) и дополнительного профессионального образования (ДПО) (повышение квалификации, профессиональная переподготовка) кроме традиционного представления лекционного материала и проведения семинарских занятий широко используются инновационные методы в виде мастер-классов, совмещающих лекции с практической работой обучающихся на биоманекенах и синтетических костях (С.М. Кутепов и др., 2016). В процесс ДПО по чрескостному остеосинтезу в травматологии и ортопедии широко внедряется обучающий тренинг, результатом применения которого в практической деятельности врача является снижение процента профессиональных ошибок и осложнений, существенное улучшение качества лечебно-диагностической помощи (Ю.П. Солдатов и др., 2015). Однако, в современной литературе недостаточно освещены вопросы самостоятельной работы обучающихся, в частности в системе профессионального обучения травматологов-ортопедов.

Цель

Цель работы: разработать и внедрить в учебный процесс технологию самостоятельного обучения ординаторов и врачей методикам чрескостного остеосинтеза, разработать критерии оценки его результативности.

Материалы и методы

В РНЦ «ВТО» для оптимизации самостоятельного учебного процесса проводятся работы по созданию интерактивных обучающих и демонстрационных программ и приложений, которые состоят из последовательных этапов: 1) моделирование, 2) анимация, 3) программирование, 4) интеграция интерактивной сцены либо в самостоятельную компьютерную программу, либо в одно из приложений для презентации (интернет браузеры - Internet Explorer или приложения Microsoft Office: Word, PowerPoint, Exel, либо приложения Adobe Acrobat). Ценность данных программ заключается в возможности обучающегося врача самостоятельно на моделях скелета человека имитировать процесс оперативного вмешательства и определять ортопедические и биомеханические изменения у человека.
Для самостоятельной работы обучающихся используется разработанный учебный комплекс в виде электронных учебных пособий, кейса и реализация закрепленных теоретических знаний на симуляторе «Аппарат чрескостной фиксации-кость».
С помощью данного комплекса обучающиеся врачи травматологи – ортопеды последовательно изучают выполнение конкретной методики оперативного лечения патологии опорно-двигательной системы по электронному 3D учебному пособию, где демонстрируется последовательность этапов: проведение фиксаторов-спиц на различных уровнях сегмента конечности с учетом топографии сосудов, нервов и сухожилий; установка опор аппарата; монтаж узлов аппарата; выполнение остеотомии для реконструкции кости; управление аппаратом Илизарова для коррекции деформаций и манипуляций им в послеоперационном периоде.
Электронные учебные пособия состоят из 3 разделов: учебника по изучению методики лечения, 3Д-схем компоновок аппарата Илизарова для изучения последовательности его монтажа и 3Д-схем последовательного выполнения хирургической операции – от проведения чрескостных фиксаторов (спиц) до остеотомии и управления аппаратом.
Симуляционный комплекс «Аппарат чрескостной фиксации – кость» включает набор деталей аппарата Илизарова, хирургический инструментарий, дрель для проведения остеофиксаторов (спиц), набор синтетических костей.
Результативность обучения определяли на основании записей – «Отчета куратора образовательного мероприятия», в котором представляются сведения о соответствии программы обучению расписанию занятий и самоподготовки, посещаемость занятий (в % от количества дней), удовлетворенность слушателей проведенному циклу обучения (по данным анкетирования), средний балл по тестированию знаний (0-100), средний показатель выживаемости знаний (баллы от 0 до 100), удовлетворенность работодателя (отзыв работодателя). Также по данным анкет по месту работы врачей изучали полезность обучения. Анализировали количественные и качественные показатели профессиональных и технических ошибок, специфических осложнений, исходы лечения больных с травмами и заболеваниями опорно-двигательной системы. При этом определяли взаимосвязь между проведённым циклом обучения и повышением профессионального уровня. Работодатель оценивал удовлетворенность по шкале от 0 до 100 баллов (0-30 баллов – плохо, 31-70 баллов – удовлетворительно, 71-90 баллов – хорошо, 91-100 баллов – отлично).

Результаты

Проанализированы удовлетворенность проведенному циклу, средний балл по тестированию знаний, показатель прочности усвоения знаний и навыков у 40 обучающихся врачей травматологов-ортопедов, а также удовлетворенность работодателя. Контрольную группу составили 20 человек без предварительной самостоятельной подготовки по описанной методике, группу сравнения также составили 20 обучающихся, которым применялась программа с самоподготовкой.
Исследование показало, что после повышения квалификации (144 часа) в контрольной группе без предварительной самостоятельной подготовки изучаемые показатели были ниже. В группе сравнения удовлетворенность обучающихся повышалась за счет эффективности запоминания манипуляций на практических занятиях. Наиболее показательным является коэффициент выживаемости знаний, который составил в контрольной группе 54, а в группе сравнения - 94.
Методом анкетирования слушателей выявлено, что обучающие технологии с применением тренингов с алгоритмическим подходом и электронных обучающих 3Д программ для самостоятельной работы позволили сократить профессиональные и технические ошибки, специфические осложнения в 2-3 раза. При этом констатировано повышение процента положительных исходов лечения больных с травмами и заболеваниями опорно-двигательной системы.

Выводы

Таким образом, применение электронных программ для самостоятельной подготовки ординаторов и врачей является эффективным и перспективным методом улучшения качества высшего образования и ДПО в системе непрерывного медицинского образования, повышает производительность учебного процесса, положительно влияет на профессиональные качества и уровень медицинской помощи.

Тема: Травматология, ортопедия, артроскопия
Юрий Солдатов

Структурированный подход к симуляционному обучению в рамках группы программ по регионарной анестезии

Автор(ы): Логвинов Ю.И.(1), Лыхин В.Н.(1,2)

Город: Москва

Учреждение: 1) Медицинский симуляционный центр Боткинской больницы. 2) ГБУЗ ГКБ им. С.П. Боткина ДЗМ

Актуальность

Современный взгляд на симуляционное обучение в России показывает необходимость дальнейшего развития новых направлений, которые в свою очередь должны быть интегрированы в реальную работу медицинских работников. Учитывая увеличение продолжительности жизни большой интерес играет ряд методов обеспечения безопасной и качественной анестезиологической помощи, группе пациентов пожилого и старческого возраста. Наиболее перспективным направлением выглядит регионарная анестезия. За последние 5 лет мы стали свидетелями ультразвуковой революции в регионарной анестезии. Использование ультразвуковой навигации позволило значительно расширить границы метода, а снижение количества осложнений и улучшение качества регионарных методов анестезии является результатом возможностей ультразвуковой навигации, по сравнению с методиками по анатомическим ориентирам и нейростимуляции.

Материалы и методы

С августа 2017 года на базе Медицинского симуляционного центра Боткинской больницы стартовала группа программ по регионарной анестезии под контролем ультразвука. Преимущества группы программ заключаются в преемственности на нескольких этапах обучения. Программа по регионарной анестезии верхней конечности под контролем ультразвука является первым этапом, который позволяет ввести слушателя в курс предстоящих событий. Навыки полученные на первом этапе включают в себя развитие координации для качественной визуализации иглы и анатомических структур. Вторым этапом обучения выступает программа по регионарной анестезии нижней конечности, данная программа содержит несколько этапов, один из которых является точкой закрепления навыков полученных в курсе первого уровня. Кроме того, расширяется объем манипуляций по регионарной анестезии нижней конечности. Группа программ позволяет поэтапно повышать сложность выполняемых интервенционных вмешательств, а также с каждым этапом улучшать качество мануальной координации, что в свою очередь повышает эффективность и снижает временные затраты на выполнение инвазивных манипуляций. Последним этапом структурированного обучения является комплексная программа, которая включает в себя наиболее сложные в выполнении регионарные методы анестезии, а также ультразвуковую навигацию при нейроаксиальных методах анестезии.

С момента поэтапного запуска курсов по регионарной анестезии проведено суммарно 17 курсов, что позволило охватить 77 курсантов. Новизна курсов лежит в особом этапном подходе к обучению, а также в трансляции новейших методов регионарной анестезии под контролем ультразвука, особенно хочется отметить группу фасциальных блокад и навигации нейроаксиальных методов анестезии. Отличие от подобных тренингов проводимых в ряде ВУЗов страны заключается в интеграции европейского уровня преподавания (преподаватель курса является преподавателем Европейского общества регионарной анестезии), а также использование новейшего симуляционного оборудования высокой реалистичности, предназначенного для конкретных целей программ по регионарной анестезии под контролем ультразвука.

Результаты

Обучение в рамках группы программ по регионарной анестезии под контролем ультразвука является высокорезультативным методом передачи теоретической информации и практических навыков, что подтверждается высокой вовлеченностью курсантов в образовательный процесс. После прохождения первого этапа, в результате анкетирования, было установлено желание курсантов участвовать на последующих этапах для формирования полного объема знаний и навыков для использования в реальной клинической практике. За время проведения курсов обучено 77 курсантов, 52 человека (68%) из которых прошли обучение по всем трем программам. Использование обратной связи с курсантами позволило установить степень использования полученных знаний и навыков в реальной клинической практике. Обратная связь в виде телефонного звонка показала, что 70% курсантов регулярно используют различные методы регионарной анестезии в реальной практике, также проведение опроса показало увеличение качества выполняемых блокад и удовлетворенности собственными действиями, за счет этапности обучения и множественного повторения методов навигации иглы и визуализации анатомических структур.

Обсуждение

Использование структурированных этапных программ обучения позволяет качественно подготовить специалиста к интеграции полученных навыков в реальную клиническую практику. Траектория обучения, включающая несколько этапов от базового уровня до продвинутого, позволяет значительно повысить как эффективность обучения, так и заинтересованность курсантов. Подобные подходы имеют большие перспективы в рамках симуляционного обучения в России.

Тема: Анестезиология-реаниматология, неотложная помощь
Админ 1

Создание унифицированного комплекса средств объективного контроля и внедрение его в процесс обучения и переподготовки медицинских работников. Интеграция данных в системе персональной идентификации «ID медицинского работника»

Автор(ы): Логвинов Ю.И., Кислый А.И.

Город: Москва

Учреждение: МСЦ Боткинской больницы

Актуальность

В Медицинском симуляционном центре (МСЦ) Боткинской больницы ведётся разработка концепции создания и внедрения универсального комплекса средств оценки качества и полноты усвоения учебного материала. Возможности и преимущества внедрения подобной системы освещены в данной статье.

Цель

Сегодня не вызывает сомнений утверждение о том, что результатом обучения, или повышения квалификации специалиста практического здравоохранения мы хотим видеть не только приобретение им теоретических знаний, но и умение применить эти знания в своей профессиональной деятельности. Одним из ключевых элементов современной концепции образовательного процесса в рамках симуляционного обучения является поиск оптимального соотношения теории и практики. Мы же рассмотрим то, что обобщает и связывает эти два критерия – а именно, необходимость постоянной оценки качества и полноты усвоения учебного материала.

Материалы и методы

В настоящее время в образовательных учреждениях при проведении проверки знаний на различных этапах (будь то различные формы тестирования: входное, промежуточное, итоговое тестирование, или экзаменационные процедуры) используются самые разнообразные системы критериев и оценок- это в равной степени относится как к теоретической, так и к практической составляющей учебного процесса.
И именно в области симуляционного обучения, являющейся одним из направлений в системе образования в наибольшей степени подверженных тотальной информатизации, с каждым годом становится всё более очевидной необходимость систематизации и унификации различных оценочных критериев и показателей, используемых во время проведения процедуры проверки знаний и навыков, имеющей своей конечной целью-контроль правильности выполнения ряда заданных действий.
Создание единой базы параметров оценки с эталонными значениями- это перспектива ближайшего будущего. Необходимо рассмотреть техническую составляющую данного вопроса. Одним из возможных путей реализации и развития этого направления станет создание унифицированного модуля- комплекса средств объективного контроля, беспристрастно дающего оценку действиям экзаменуемого (или испытуемого), основываясь на чётко заданных параметрах. В программном обеспечении большинства современных симуляторов есть элементы, отвечающие за оценку действий обучаемого- т.е., по окончании выполнения упражнения, симулятор формирует отчёт по определённой группе параметров. Проблема заключается в том, что такие элементы довольно сложно объединить в целостную систему объективной оценки, и кроме того, сами критерии и параметры оценки, зачастую, не соответствуют требованиям конкретных учебных задач. Решением этой проблемы и станет создание особого программного модуля, включаемого в каждую единицу компьютеризированного симуляционного оборудования. Для создания подобной системы необходимо, в первую очередь, обеспечить тесное взаимодействие двух сторон: производителя симуляционного оборудования, дополняющего таким модулем как уже существующее, так и находящееся на стадии разработки ПО симуляторов, и научного сообщества, ведущего разработку критериев оценки и эталонных значений, обеспечивающих корректную работу этого модуля.

Результаты

Внедрение подобной системы предоставляет огромные возможности и имеет ряд неоспоримых преимуществ:
- В подавляющем большинстве случаев позволит отслеживать динамику результатов учебного процесса, причём это относится не только к личным показателям самого обучаемого, но и даёт общую картину по отдельно взятому образовательному учреждению: существенно упрощается процесс выявления оптимальных условий и оценки эффективности методики обучения в целом. В свою очередь, это ведёт к формированию глобальной системы ранжирования учебных заведений, осуществляющих свою деятельность в области симуляционного обучения.
- В долгосрочной перспективе внедрение подобных инструментов может привести к изменению статуса локальных документов об образовании (дипломы, аттестаты, лицензии и пр.) на международном уровне.
- Будет способствовать ускорению процесса перехода к цифровой среде, что полностью соответствует современной тенденции повсеместного отказа от бумажных носителей и перевода документов в электронный вид.
- И конечно же, станет очередным шагом в перспективном направлении развития в области здравоохранения системы единого идентификатора медицинского работника.
Интеграция такого инструмента в единой базе данных «ID медицинского работника» -ресурсе, в основе которого лежит передовая технология «Блокчейн» (Blockchain), позволит в реальном времени осуществлять синхронизацию актуальной информации (при этом, в разы сократив трудозатраты по её обработке) обо всех этапах обучения и повышения квалификации любого медицинского работника, осуществляющего своею профессиональную деятельность на территории Российской Федерации.

Выводы

В заключении стоит сказать, что такой комплекс ни в коем случае не служит упразднению так называемых «авторских» методик, но ведёт к повсеместной стандартизации и унификации подходов при выполнении манипуляций. Введение отраслевых стандартов неизменно оказывает положительное влияние на работу отдельных структурных подразделений, прямым следствием чего, если говорить об области обучения врачей и среднего медицинского персонала, несомненно, является повышение качества оказания медицинской помощи и уровня практического здравоохранения в целом.

Тема: Менеджмент симуляционного центра
Админ 1

Принцип "наставничества" в предаккредитационной подготовке студентов

Автор(ы): Чурсин А.А., Боронина И.В., Боев С.Н., Лавлинский А.Ю.

Город: Воронеж

Учреждение: ГБОУ ВПО «Воронежский Государственный Медицинский Университет им. Н.Н. Бурденко» МЗ РФ

Актуальность

С введением в образовательные стандарты обучения студентов медицинских ВУЗов первичной аккредитации встал вопрос о надлежащей подготовке к данному мероприятию, в связи с чем было введено понятие о«предаккредитационном» обучении. Данный этап направлен на активную отработку практических навыков и умений, с применением симуляционного оборудования. С его помощью проводят обучение студентов выпускных курсов практическим навыкам на станциях ОСКЭ, алгоритмам оказания экстренной медицинской помощи при угрожающих жизни состояниях, а так же проведению высококачественной сердечно-легочной реанимации. Для более продуктивной работы, активную помощь в проведении «предаккредитационной» подготовки оказали клинические врачи-ординаторы кафедры анестезиологии-реаниматологии и тьюторы ВГМУ им. Н.Н. Бурденко.

Цель

При проведении подготовки студентов мы ставили целью ни только успешное прохождение «первичной аккредитации»,но и доведение до автоматизма оказание экстренной медицинской помощи в практической деятельности. Для более объективной оценки работы ординаторов и тьюторов, а так же оценки знаний и умений, полученных студентами на симуляторах мы выбрали несколько контрольных групп. В первой группе студенты в течение двух недель занимались при участии ординаторов и тьюторов. В другой группе занятия проводились только преподавателями.

Материалы и методы

Для объективной оценки полученных результатов и умений использовалось программное обеспечение, учитывающее основные параметры при проведении сердечно-легочной реанимации (СЛР) и оказании экстренной медицинской помощи. При проведении СЛР программа определяет адекватность проведенных комплексов компрессий, их скорость, глубину, а так же декомпрессию и адекватность искусственной вентиляции легких. При оказании экстренной реанимационной помощи, программа учитывает скорость ее проведения, адекватность и соответствие современным стандартам.

Результаты

При проведении предаккредитационной подготовки мы рассматривали ряд основных задач. Преподаватели осуществляли теоретический разбор алгоритмов, а затем при участии ординаторов и тьюторов на симуляционном оборудовании проводилась отработка алгоритмов жизнеподдержания на практике. С использованием симуляционного оборудования, с учетом параметров эффективности, мы постарались максимально объективно оценить результат в обеих контрольных группах. В течение двух недельного цикла мы осуществляли постоянный контроль полученных знаний и умений. По окончанию цикла было проведено итоговое занятие, на котором каждый студент контрольной группы демонстрировал полученные знания и навыки. При выполнении базового жизнеподдержания во всех контрольных группах итоговый результат составил не менее 90-95%. При выполнении алгоритмов направленных на оказание экстренной медицинской помощи, итоговый результат составил так же не менее 95%.

Выводы

Эффективное взаимодействие между ординаторами, тьюторами и студентами достигнуто благодаря низкому психо-эмоциональному барьеру между друг-другом, принципу "наставничества" и вовлеченности всех участников в образовательный процесс.
Участие ординаторов и тьюторов в отработке практических навыков при подготовке к первичной аккредитации показало достаточно высокие результаты и, на наш взгляд, может использоваться как элемент обучения.

Тема: Анестезиология-реаниматология, неотложная помощь
Александр Чурсин