ИГРЫ СТУДЕНТОВ С «АЙ-БОЛИТОМ»

Автор(ы): Грошева А.И, Ушаков С.А, Фаргиева Х.Р, Хайбалиева Р.А.

Город: Москва

Учреждение: ФГАОУ ВО Первый МГМУ им.И.М. Сеченова УВК «Mentor Medicus»

Актуальность

На сегодняшний день лабораторная диагностика продвинулась далеко вперёд. Появились новые, современные методы оценки динамических показателей организма. Однако по сей день основными инструментами в руках клинициста являются такие анализы, как общий и биохимический анализы крови, общий анализ мочи, анализ мокроты и кала. Будучи студентами старших курсов и ординаторами, мы столкнулись с проблемой недостаточности времени для полноценной и качественной интерпретации результатов клинических исследований при работе с пациентами в отделении. С целью повышения эффективности навыков работы, а так же снижения времени, затраченного на трактовку данных, нами предложен симуляционный курс занятий, основанный на междисциплинарном подходе, с использованием программного обеспечения Виртуальный пациент «Ай-болит»

Материалы и методы

Для реализации этого подхода был подобран теоретический материал, построенный на углублении и обобщении знаний гематологии, гастроэнтерологии и нефрологии. А также сформирован банк клинических задач (15 базовых сценариев) с комментариями, на основе анализов реальных пациентов. Система оценки программного обеспечения оценивает время, правильность назначения исследования, интерпретацию каждого показателя или исследования в целом, а также диагностические гипотезы. Система имеет средства визуализации «хабитуса» пациента.

Результаты

Целью разработанного нами курса лекций было повышение знаний и ускорение обработки результатов клинических анализов. В настоящий момент система проходит стадию эксперимента, все участники которого (16 человек) отмечают полезность и практическую значимость данного курса. Тем не менее, отмечены также и недостатки в виде недостаточного набора всех возможных данных и примеров.

Обсуждение

Решение задач, таких как: углубление знаний в гастроэнтерологии, гематологии, нефрологии, развитие клинического мышления, способности к быстрой и эффективной обработки данных исследования, поставленные в процессе реализации испытательного симуляционного курса с помощью "виртуального пациента" вполне решаема, что даёт молодому врачу приобрести опыт без вреда пациентам за более короткие сроки. Полученные результаты позволяют нам сделать следующие выводы.

Выводы

Необходимо продолжить данное направление. Симуляция является инновационой методикой обучения студентов медицинских ВУЗов и ординаторов, обеспечивающей междисциплинарную интеграцию, захватывающий процесс и высокоэффективный подход.

Тема: Диагностика инструментальная
Любовь Шубина

Экспериментально – цифровая лаборатория по радиологии и лучевой диагностике

Автор(ы): Верзакова И.В., Ишемгулов Р.Р., Губайдуллина Г.М., Хафизов М.М., Иткулов А.Ф.

Город: Уфа

Учреждение: Башкирский Государственный Медицинский Университет

Актуальность

Современная лучевая диагностика является одной из стремительно развивающихся областей клинической медицины. В значительной степени это связано с большой клинической значимостью лучевых методов исследования, а также продолжающимся прогрессом в области физики и компьютерных технологий. Авангардом развития лучевой диагностики являются методы томографии: рентгеновской компьютерной и магнитно-резонансной, позволяющие неинвазивно оценить характер патологического процесса в теле человека.

Материалы и методы

Динамичное развитие лучевой диагностики требует внедрения новых технологий в процесс обучения студентов, в том числе симуляционных обучающих программ, которые позволяют значительно улучшить процесс освоения практических навыков по методикам РКТ и МРТ. Поэтому, с целью улучшения качества образования, на базе симуляционного центра БГМУ было внедрено специальное учебное оборудование – КТ и МРТ симуляторы производства PHYWE.

Результаты

Введение в образовательный процесс современных симуляционных технологий способствуют формированию у обучающихся системы средств и методов экспериментально-практического исследования, развитию творческих и исследовательских умений, расширению возможностей использования теоретических знаний. Проведение лабораторных работ с использованием данного оборудования позволяет глубже осознать и закрепить все важные аспекты физики рентгеновских лучей и явлений магнитного резонанса, облегчает восприятие, понятие физико-технических особенностей получения изображения, при использовании различных методов лучевой диагностики, в целом активизирует учебный процесс и открывает возможность к свободному проведению экспериментов.

Выводы

Таким образом, использование КТ, МРТ – симуляторов в процессе обучения является более эффективным, по сравнению с традиционными способами подачи учебного материала, методом формирования практических и теоретических знаний у обучаемых.

Тема: Диагностика инструментальная
Илья Артемов

Опыт создания тренинга по интерпретации ЭКГ

Автор(ы): Хохлов И.В.

Город: Москва

Учреждение: ФГАОУ ВО Первый МГМУ им.И.М. Сеченова УВК «Mentor Medicus»

Актуальность

В современном мире смертность от сердечно-сосудистых заболеваний стоит на первом месте во многих странах. ЭКГ является простым и доступным методом диагностики нарушений электрической активности сердца, который позволяет в кратчайшие сроки поставить правильный диагноз и назначить лечение. В медицинских вузах недостаточно уделяют вниманию практической части, а именно навыку расшифровки электрокардиографических плёнок. Это вызывает страх перед реальной практикой.

Материалы и методы

Обучение проводилось в группах до 10 человек. Программа подготовки состояла из 12 занятий продолжительностью по 3 часа, охватывающих основные разделы электрокардиографии. Два занятие представляли собой рубежный контроль, для закрепления пройденного материала. Одно занятие было посвящено навыкам лечения аритмий с использованием мануального дефибриллятора. Весь теоретический материал, по возможности, отдавался на самостоятельную подготовку. Перед началом занятия участникам раздавали плёнки ЭКГ, которые они должны были оценивать, используя стандартный алгоритм. После этого с группой происходил разбор случаев, вызвавших затруднения, и при необходимости давалася теоретический материал, который участники не смогли усвоить при самостоятельной подготовке. Всего в курсе приняло участие две группы по 6 человек. Занятия в первой группе проходили по схеме описанной выше, т.е. с акцентом на самостоятельную практику. Занятия во второй группе проходили по традиционной схеме, т.е. сначала читали лекцию, потом смотрели плёнки с преподавателем. На самостоятельный разбор уделялось не более 10% времени занятия. Проводилось исследование степени тревожности курсантов перед реальной практической работой. Перед началом курса у всех участников измерили пульс. После чего каждому участнику курса дали одинаковое задание - написать заключение по электрокардиограмме. Времени на задание было заведомо меньше, чем требовалось на его выполнение. После выполнения задания у участников повторно измеряли пульс и оценивали уровень тревожности по визуально-аналоговой шкале. После окончания курса из 12 занятий исследования повторили снова.

Результаты

В результате исследования мы наблюдали снижение уровня тревожности в первой группе. Если в начале курса у первой и у второй группы было увеличение ЧСС в среднем на ~10% от исходного, то по окончании курса в первой группе ЧСС при выполнении задания практически не отличалось от исходного, а во второй группе было повышение ЧСС на 5-7%. Аналогичные результаты были получены при оценке по визуально-аналоговой шкале.

Обсуждение

Новый способ подачи материала показал свою эффективность не сразу. Первые два занятий студенты из первой группы чувствовали себя неуверенно, низкий уровень теоретической подготовки требовал больше времени на разбор плёнок. Однако, постепенно ситуация изменилась в лучшую сторону и к концу курса удалось добиться того, что за то же самое время студенты сделавшие упор на самостоятельную работу разбирали на практическом занятии в 1,5-2 раза больше клинических случаев, чем студенты занимающиеся по традиционной схеме. Возможно, что снижение уровня тревожности было связано с тем, что студенты из первой группы имели больше практического опыта и поэтому поставленная задача не вызывала у них столь выраженной эмоциональной реакции, как у студентов второй группы.

Выводы

Система занятий ориентированная на получение самостоятельного опыта имеет преимущество перед традиционной системой. При освоении навыков, которые сочетаются с высоким уровнем теоретической подготовки необходимо подавать информацию дозированно делая достаточные перерывы для усвоения материала. Занятия стоит проводить не чаще 2-3 раз в неделю. Можно рекомендовать внедрение отдельного курса клинической электрокардиографии в систему подготовки студентов медицинских вузов.

Тема: Диагностика инструментальная
Админ 1

БАЗОВЫЕ НАВЫКИ ПО УЛЬТРАЗВУКОВОЙ ДИАГНОСТИКЕ ВСЕМ ВРАЧАМ

Автор(ы): Седова М.В.

Город: Москва

Учреждение: ФГАОУ ВО Первый МГМУ им.И.М. Сеченова УВК «Mentor Medicus»

Актуальность

Проблема диагностики любой патологии всегда являлась одной из ведущих, важной составляющей которой остается подготовка квалифицированных специалистов. Ультразвуковое исследование (УЗИ) является достаточно простым, недорогим и информативным методом, не требует много времени и не имеет противопоказаний. Вместе с тем оно является оператор-зависимым методом, то есть результат практически полностью зависит от квалификации специалиста, выполняющего исследование. Таким образом, встает необходимость в качественной подготовке будущих специалистов. Мы считаем, что базовыми навыками в УЗ-диагностике должен владеть врач любой специальности, и начинать обучение целесообразно уже на старших курсах медицинского университета. В связи с чем на базе Учебной виртуальной клиники «Mentor Medicus» открыт тьюторский курс для студентов.
Целью проводимого эксперимента являлась разработка курса обучения студентов базовым навыкам УЗ-диагностики.

Материалы и методы

Учебно-виртуальный комплекс «Mentor Medicus» имеет в наличии симуляторы для обучения навыкам УЗ-диагностики, такие как «SonoSim», «UltraSim» и «ScanTrainer», а также настоящий портативный сканер AcuVista Grace отечественного производства от Рей системс. Программа базовых занятий предполагала четыре встречи по 2 часа и ориентирована, прежде всего, на исследование по «FAST протоколу». Группа участников от 2 до 4 человек.
Симуляционное оборудование позволяет отработать навыки УЗ-сканирования на конкретных клинических примерах, помогает научиться различать нормальную УЗ-картину от патологии различных органов.
Исследование по «FAST протоколу» было взято за основу в связи со своей практической значимостью, простотой и невероятной информативностью при ургентной сонографии.
Предварительно группа тьюторов симуляционного обучения прошла подготовку по данному курсу и стала его проводить для всех желающих студентов Первого меда.

Результаты

За период с 1-ого мая 2017 г. по 31-ое июля 2017 г. командой тьюторов (Эдгаев Дольган, Мария Седова, Тагир Кудрачев, Калсеидова Кристина, Харченко Александра и др.) было проведено 15 занятий, на которых прошли подготовку 40 студентов 5-6 курсов. Эксперимент показал, что продолжительность занятия во многом зависит от предварительной подготовки студентов и в среднем составила 3 часа (±0,5). Для достижения необходимых показателей (безошибочность установки датчиков в нужном положении, определение анатомических структур на УЗ-скане), понадобилось пять встреч, а максимальное количество участников на одного тьютора не должно превышать 3 человека. Появилась необходимость в разработке специального дистанционного теоретического курса, который предварительно требуется изучить, а его содержание обсудить на первой встрече.
Также появились алгоритмы по «FAST протоколу» для преподаватель-замещающей системы “Теле-ментор”. Обучение на этой платформе станет отличным дополнением в освоении студентами данного навыка и в дальнейшем поможет в объективной оценке их подготовки.
Все студенты, прошедшие подготовку в ходе данного эксперимента достигли запланированных результатов обучения и очень положительно отозвались о целесообразности полученного опыта.

Обсуждение

Важная особенность симуляционного обучения УЗ диагностике заключается в том, что как и большинство курсов симуляционного обучения он не имеет конкретного количества часов обучения, но предполагает оценку итогового уровня мастерства, который устанавливается по результату выполнения соответствующих упражнений и сравнения со средним результатом базы данных. Тем не менее, в ходе эксперимента нам удалось установить оптимальные условия для проведения занятий по базовым навыкам УЗ-диагностики: максимальное количество участников 3 человека, предварительная теоретическая подготовка, 5 встреч, первая из которых посвящена теории и инструктажу по работе с оборудованием, продолжительность одной встречи 3 часа.
На данный момент в Учебной виртуальной клинике «Mentor Medicus» тьюторами по УЗ-диагностике проводятся занятия по модулям «УЗИ брюшной полости» и исследование по «FAST протоколу». Планируем развивать данное направление и предлагать продолжение данного курса по темам УЗИ малого таза, щитовидной железы, сердца, сосудов, исследование по «BLUE протоколу» и другим областям применения УЗИ. Наша Учебная виртуальная клиника «Mentor Medicus» обладает всеми возможностями для развития данного направления.

Выводы

Методика проведения занятий под руководством тьюторов с помощью симуляторов позволяет получить необходимые навыки по УЗ-диагностике и подготовить студентов к проведению реального УЗ-исследования. Тьюторы всегда готовы проводить занятия для всех желающих в свободное время и вместе с тем не в ущерб себе, ведь наш девиз: «Обучая других, обучаешься сам»!

Тема: Диагностика инструментальная
Любовь Шубина