Использование симуляционных образовательных технологий при изучении вопросов организации здравоохранения: «Фабрика процессов ПоLEANклиника»

Автор(ы): Павлов А.В., Иванова И.В., Жбанников П.С., Шпынова С.Ю., Бараева А.Н., Фрянцева Т.В., Павлючков А.П., Шутов А.С.

Город: Ярославль

Учреждение: ФГБОУ ВО ЯГМУ Минздрава России

Актуальность

В последние годы особую актуальность представляют разработки, направленные на внедрение технологий симуляционного обучения в традиционно «теоретические» отрасли медицинских знаний, в первую очередь в сферу организации здравоохранения. В условиях реформирования системы организации медицинской помощи населению в соответствии с принципами «бережливого производства» образовательные программы, дающие возможность отработать навыки управления типовыми процессами в искусственно воссозданной среде условной медицинской организации приобретают особое значение.

Материалы и методы

Образовательный проект «Фабрика процессов ПоLEANклиника» направлен на интерактивное изучение методов и принципов бережливого производства и предполагает полное погружение обучающихся в типовой процесс «Проведение медицинского осмотра в условиях медицинской организации» с целью выявления, минимизации, прогнозирования и профилактики производственных потерь с конечной задачей, состоящей в повышении эффективности деятельности условной медицинской организации. Основными инструментами, применяемыми для решения поставленных задач на «Фабрике процессов», являются:
• система SQDCM, направленная на оценку показателей безопасности, качества, производительности, стоимости и удовлетворенности условных производителей и потребителей медицинской услуги;
• система 5С, позволяющая достичь рациональной организации рабочего окружения и, как следствие устранить потери, повысить качество, безопасность и эффективность медицинской помощи;
• определение видов потерь и использование методов их устранения;
• картирование, позволяющее визуализировать процесс, выявлять проблемы, и принимать правильные управленческие решения.
В процессе обучения слушатели под руководством тренеров-преподавателей выполняют роли медицинских специалистов и пациентов – участников типового медицинского осмотра, оценивают текущее состояние процесса, сравнивают с целевыми точками, определяют проблемы и пытаются найти решения, направленные на их устранение с последующей оценкой эффективности. В зависимости от уровня базовой подготовки участников по вопросам бережливого производства проводится от 2 до 3 раундов: в ходе первого раунда «медицинские специалисты» и «пациенты» воссоздают процесс медицинского осмотра в исходных условиях (действия производятся в строгом соответствии с заранее выданными инструкциями), 2-й и 3-й раунды проводятся после дебрифинга и внедрения предложенных участниками улучшений.

Результаты

На этапе разработки и апробации проекта обучение по программе симуляционного модуля «Фабрика процессов ПоLEANклиника» прошли сотрудники профильных кафедр университета, обучающиеся по программам ординатуры, врачи и представители администрации поликлиник г. Ярославля. С июня 2017 года симуляционный образовательный модуль «Фабрика процессов ПоLEANклиника» включен в структуру программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации. На основе модуля был создан цикл повышения квалификации «Бережливый менеджмент в здравоохранении», который с успехом реализуется при обучении руководителей и сотрудников медицинских организаций, образовательных организаций медицинского профиля и представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В структуру цикла повышения квалификации также включены лекционный курс по основам lean-менеджмента в здравоохранении и посещение поликлиник г. Ярославля, прошедших все этапы проекта по созданию бережливых поликлиник-образцов.

Обсуждение

Особенности реализации проекта неоднократно обсуждались на разных уровнях с участием руководителей регионального здравоохранения, представителей Министерства здравоохранения Российской Федерации, государственной корпорации по атомной энергии «Росатом». В ходе обсуждения была отмечена перспективность развития выбранного направления. Особое значение приобретает максимальная приближенность участников образовательного процесса к реальным условиям деятельности, пошаговое прохождение обучающимся всех этапов процесса с совершением ошибок, выбором способов их исключения, улучшения своей деятельности, управления процессом для повышения его результативности и эффективности. Освоение образовательного модуля способствует развитию и совершенствованию следующих профессиональных компетенций:
• готовность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу,
• готовность к управлению коллективом медицинской организации,
• готовность использовать знания по организации рациональной деятельности медицинских организаций в зависимости от профиля и вида оказываемой ею медицинской помощи, рационального лекарственного обеспечения, медицинской помощи детям, диспансеризации населения;
• готовность к применению основных принципов организации и управления в сфере охраны здоровья граждан, в медицинских организациях и их структурных подразделениях.

Выводы

Приобретенный опыт разработки и реализации симуляционного образовательного модуля «Фабрика процессов ПоLEANклиника» позволяет сделать однозначное заключение о значительных перспективах развития симуляционного обучения в структуре образовательных программ, направленных на формирование профессиональных компетенций в сфере организации здравоохранения.

Тема: Организация здравоохранения
Инна Иванова

ОБУЧЕНИЕ КАРТИРОВАНИЮ ПОТОКОВ СОЗДАНИЯ ЦЕННОСТЕЙ НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ, КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССАМИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ

Автор(ы): Рубина С.С., Соловьева А.В., Баженов Н.Д., Зобачева В.В., Караева Е.В., Килейников Д.В., Калинкин М.Н.

Город: Тверь

Учреждение: ФГБОУ ВО Тверской государственный медицинский университет Минздрава России

Актуальность

Внедрение в практическое здравоохранение принципов «Бережливого производства», требует применения технологий, позволяющих выявлять потери в организации медицинской помощи в процессе предоставления медицинских услуг и устранять выявленные недостатки. Одним из главных инструментов в lean –технологии является картирование. Картирование направлено на минимизацию потерь и улучшение работы, как в общем потоке (в работе медицинской организации в целом), так и в отдельных процессах (в работе различных подразделений: регистратуры, врачей разных специальностей, младшего мед персонала и т.д.). На данном этапе приходится сталкиваться с малой осведомлённостью сотрудников медицинских учреждений о картировании и других технологиях управления процессами. На решение этих проблем нацелен, созданный проектный образовательный центр ФГБОУ ВО Тверской ГМУ Миинздрава России «Фабрика процессов Learn-Lean» (Фабрика процессов).

Материалы и методы

В проектном образовательном центре ФГБОУ ВО Тверской ГМУ Минздрава России медицинские работники проходят обучение принципам и инструментам бережливого производства. Работа по картированию потока создания ценности начинается с постановки целей.
На этом этапе цель формируется, измеряется и визуализируется. Обучаемые доложены понимать, для чего они работают и к чему должны стремиться. Одним из этапов картирования, есть понимание ситуации процессов на рабочем месте (Гемба) «как есть» Здесь подробно рассматриваются все этапы процесса от входа пациента в поликлинику до его выхода, определяются и фиксируются необходимые параметры (метры, секунды и т.д.) каждого этапа. Участники должны пройти целиком весь рассматриваемый поток и определить ценность и потери в процессе. Подробно рассматривается и изучается сопутствующая логистика и система управления.
Второй этап предполагает обработку собранной информации, представление ее в виде схем с помощью карандашей или стикеров. Проводится анализ проблемы потока (излишнее время ожидания, загруженность персонала, «узкие» места потоков и т.д.) и определяются пути решения проблем.
Следующий этап - это формирование будущего состояния - «как будет». Он предполагает сопоставление возможностей потока, выявленных в процессе анализа, с необходимыми требованиями к максимальной эффективности процесса. Разрабатывается пошаговый план реализации необходимых действий для перехода к целевому состоянию. Точное выполнение запланированных действий увеличивает потенциальную эффективность конечного результата.

Результаты

В результате картирования обучающиеся выявляют недостатки, которые возникают в процессе оказания медицинских услуг пациентам в реальных условиях. Одновременно они учатся находить решения, позволяющие улучшить работу, как самих сотрудников, так и процессов оказания медицинских услуг. Полученный опыт позволяет увеличивать коэффициент вовлеченности медицинских работников в Пилотный проект Министерства здравоохранения Российской Федерации "Бережливая поликлиника"

Обсуждение

Обучение медперсонала картированию на рабочем месте можно рассматривать как гарантированный инструмент улучшения деятельности поликлиники, который позволяет определять суть проблем на местах, разрабатывать мероприятия по их устранению и повышать уровень удовлетворенности пациентов и персонала. При правильном применении оно может стать эффективным инструментом улучшения деятельности как отдельных подразделений, так и организации в целом.

Выводы

Таким образом, обучение картированию на месте возникновения проблем позволяет не только обучить этому lean –инструменту медицинских работников, но и показать им реальные результаты внедрения новых технологий управления процессами в практическом здравоохранении.

Тема: Организация здравоохранения
Алла Соловьева

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ АККРЕДИТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «МЕДИЦИНСКАЯ БИОФИЗИКА»

Автор(ы): А.В. Гостимский, О.В. Лисовский, М.Д. Прудникова, В.В. Погорельчук, А.Н. Завьялова, И.В. Карпатский

Город: Санкт-Петербург

Учреждение: Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет

Актуальность

Выпускники ФГБОУ ВО Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета 2017 года по специальности «медицинская биофизика» впервые получили высшее медицинское образование в рамках реализации ФГОС третьего поколения. Основной задачей современного образовательного стандарта является формирование у выпускников компетенций – способности применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении профессиональных задач.

Материалы и методы

Набор студентов по специальности «медицинская биофизика» традиционно невелик. По окончании 2016/2017 учебного года желание пройти аккредитацию в университете изъявили 6 человек. Это самый малочисленный факультет. Однако требования к процедуре аккредитации и оснащению станций не уступали требованиям на других факультетах.

Результаты

Первый этап заключался в онлайн тестировании, который успешно прошли все выпускники. В одном случае аккредитуемый по техническим причинам сдал тестирование со второй попытки.
К прохождению второго этапа студенты 6 курса готовились на протяжении последнего семестра. Однако навыки и алгоритмы прохождения станций методическим центром аккредитации неоднократно менялись вплоть до середины июня, что затрудняло подготовку необходимого оборудования и, как следствие, работу на симуляторах.

Обсуждение

Первая станция носила те же требования, что и для других специальностей – оказания помощи пациенту с остановкой кровообращения. Однако остальные станции различались согласно требуемым компетенциям специалистов. Так на станции неотложной медицинской помощи требовалось показать навык остановки кровотечения при повреждении артерии предплечья на манекене со сгибаемыми конечностями. Учитывая трудность выполнения навыка в полном объеме без помощника, мы включили в работу станции симулированного пациента, сопровождающего пострадавшего. Третья станция - "функциональная диагностика заболеваний сердечно-сосудистой системы" определяла необходимость владения навыками электрокардиографии в 12 отведениях. На четвертой станции, "исследование и оценка состояния системы внешнего дыхания человека" оценивалось владение аккредитуемыми навыков выполнения спирографии с использованием симулированного пациента. И на пятой станции - "исследование и оценка функционального состояния нервной системы" оценивался навык выполнения электроэнцефалографии на симулированном пациенте. Аккредитуемые продемонстрировали хорошее владение практическими навыками. С первой попытки второй и третий этапы сдали все выпускники.

Выводы

Таким образом выпускники 2017 года по специальности «медицинская биофизика» успешно прошли все этапы аккредитации и допущены к медицинской деятельности.

Тема: Организация здравоохранения
Александр Гостимский