ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ВРАЧЕБНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ К ДОПУСКУ К МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ДОЛЖНОСТЯХ СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА

Автор(ы): Лапик С.В.

Город: Тюмень

Учреждение: ФГБОУ ВО Тюменский государственный медицинский университет Минздрава России

Актуальность

В 2017 году впервые студенты-выпускники ОПОП по специальностям –Лечебное дело и Педиатрия проходили первичную аккредитацию, включающую важной составной частью ОСКЭ, ряд манипуляций и процедур которого изучаются на младших курсах и относятся к компетенциям, которые условно можно отнести к компетенциям общего и медицинского ухода, в частности гигиеническое мытье рук, надевание /снятие перчаток, постановка внутривенной инъекции, ингаляционная терапия с помощью небулайзера и т.д. В процессе подготовки к ОСКЭ преподаватели , ответственные за станции, отмечали насколько легче проходил тренинг у тех студентов, которые имеют опыт работы в практическом здравоохранении в качестве среднего медицинского персонала. Кроме этого стаж работы в медицинской организации во время учебы сейчас дает значительный бонус при поступлении в ординатуру. Все это значительно повышает востребованность комиссии по допуску лиц, не завершивших освоение основных образовательных программ высшего медицинского образования, а также лиц с высшим медицинским образование к осуществлению медицинской деятельности на должностях среднего медицинского персонала

Материалы и методы

1.Анализ нормативных и распорядительных документов по проблеме; анализ деятельности комиссии по допуску лиц, не завершивших освоение основных образовательных программ высшего медицинского образования, а также лиц с высшим медицинским образование к осуществлению медицинской деятельности на должностях среднего медицинского персонала в Тюменском ГМУ за пять лет;анкетирование студентов, проходящих обучение в симуляционном центре

Результаты

В ФГОС врачебных специальностей третьего поколения с 1-го по 3-ий курс целенаправленно был включен блок учебных и производственных практик в качестве помощников младшего и среднего медицинского персонала. Учебная практика о получению первичных профессиональных умений и навыков, которую студенты-будущие врачи проходят в первом семестре, состоит из разделов симуляционного обучения общему уходу за больными, знакомства с работой медицинских организаций, модуля НИР. Перечень умений и владений в рамках приобретения компетенций для освоения на учебной практике студентами первого курса небольшой и включает 30 манипуляций и процедур санитарно-эпидемиологического режима, клинической и личной гигиены, общего ухода, первой помощи. Причем уровень освоения компетенций на данной практике начальный. Насыщение данной практики манипуляциями и процедурами специализированного ухода не целесообразно, т.к. студентами на первом курсе только начато изучение анатомии; нормальную физиологию, микробиологию, пропедевтику внутренних болезней они только будут изучать в дальнейшем. Для закрепления умений и владений, полученных на учебной практике, а также расширению их перечня посвящена производственная практика в ЛП МО во втором семестре первого курса в качестве помощника младшего медицинского персонала, где студенты в условиях медицинской организации стационарного и амбулаторно-поликлинического профиля закрепляют умения и владения работы в команде, санитарно-эпидемиологического режима, клинической гигиены, общего ухода за больными. В основе учебной и производственной практик студентов первого курса должны лежать квалификационные требования к младшему медицинскому персоналу ЛП МО действующего профессионального стандарта. На втором курсе в четвертом семестре студенты проходят учебную клиническую (симуляционную) и производственную практики в качестве помощника палатной медицинской сестры. Целью этих практик является освоение компетенций общего медицинского и специализированный ухода за больными в условиях симуляции, а затем клинических условиях. В основе практики лежат квалификационные требования к сестринскому медицинскому персоналу ЛП МО: палатной медицинской сестре, медицинской сестре приемного отделения. В перечень практических умений и владений на практике второго курса добавлены манипуляции и процедуры общего медицинского и специализированного ухода за больными терапевтического и хирургического профиля и в первую очередь инъекции, катетеризация, клизмы, зондовые процедуры, повязки и перевязки. Следует обратить внимание, что по нашим данным опроса студентов, проходящих клиническую практику в условиях симуляции, для достижения уверенности в ее выполнении в клинических условиях, им необходимо выполнить ее на фантоме не менее семи раз. Клиническая (симуляционная) практика и последующая производственная практика в качестве помощника процедурной медицинской сестры в шестом семестре третьего курса включает в себя наряду с манипуляциями и процедурами медицинского ухода и высокотехнологичные сестринские вмешательства, такие как уход за стомами, дренажами и ранами, венепункции/внутривенные инъекции /вливания, уход за периферическим венозным катетером, ассистенцию при врачебных манипуляциях и процедурах. В основе практики должны лежать квалификационные требования к сестринскому медицинскому персоналу ЛП МО: палатной медицинской сестре, медицинской сестре процедурной и перевязочной (пятый квалификационный уровень проекта профессионального стандарта). Кроме этого на данной практике в текущем учебном году мы впервые использовали стандартизованную технологию оценки по чек-листу, аналогичному чек-листу первичной аккредитации.

Выводы

Наш опыт преподавания дисциплины «Сестринское дело» для врачей в совокупности с освоением компетенций на учебных симуляционных и производственных практиках обеспечивает в среднем успешную сдачу экзамена по допуску 70-80% претендентов независимой комиссии с привлечением в первую очередь потенциальных работодателей. При этом пятилетний анализ работы комиссии по допуску в Тюменском ГМУ демонстрирует устойчивую тенденцию числа успешно освоивших компетенции общего и медицинского ухода.

Тема: Сестринское дело, уход
Светлана Лапик

АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ НА КАФЕДРЕ МЕДИЦИНСКОЙ СИМУЛЯЦИИ С ЦЕНТРОМ АККРЕДИТАЦИИ

Автор(ы): Пикало И.А., Анкудинов А.С., Акудович Н.В., Мельников В.А.

Город: Иркутск

Учреждение: Иркутский государственный медицинский университет

Актуальность

Симуляционное обучение является неотъемлемой частью образовательного процесса, и одной из приоритетных задач в развитии системы здравоохранения РФ. В современных условиях отработка практических навыков возможна только на симуляторах. Согласно существующему закону пациент должен быть проинформирован, и он вправе отказаться от участия в обследовании и отработки практических навыков обучающимся. Для внедрения симуляционного обучения мы пошли по пути создания отдельной дисциплины, а не стали включать имитационное обучение в профильные предметы, так как в этом случае симуляция становится дополнительным экзотическим компонентом, что приводит к ее неэффективности.

Материалы и методы

Целью работы явился анализ организации обучения на кафедре медицинской симуляции с центром аккредитации.
Кафедра была официально создана 1 сентября 2016 года. За этот период на кафедре прошли обучение 453 студента. Также на кафедре по программе ординатуры прошло 187 ординаторов 1 года обучения. По программе ДПО «Первая медицинская помощь для преподавателей образовательных организаций» посетили кафедру 56 курсантов.
Кафедра медицинской симуляции с центром аккредитации занимает площадь более 1000 кв.м. Учебные помещения включают 2 зала дебрифинга на 30 и 45 мест для проведения разбора практических навыков, 1 конференц-зал на 45 мест для проведения теоретических занятий. Также на кафедре имеются 8 имитационных технических кабинетов: палата реанимации и интенсивной терапии, родильный зал, операционная, палата по уходу за больными, физикальный осмотр пациента, экстренная медицинская помощь, два зала для отработки практических навыков. В учебном процессе использовано более 150 тренажеров 1–6 уровня реалистичности, позволяющим производить отработку наиболее распространенных общеврачебных манипуляций у взрослых пациентов и детей.

Результаты

Основной ориентир кафедры – отработка практических навыков: методика выполнения сердечно-легочной реанимации; техника люмбальной пункции; пункция плевральной полости; катетеризация мочевого пузыря; установка назогастрального зонда; аускультация легких и сердца; техника снятия и расшифровки ЭКГ; техника ведения нормальных родов. В учебном процессе принципиально важным для качественной работы был предварительный теоретический опрос, курсанты, не сдавшие теорию, к отработке практических навыков не допускались.
На кафедре с помощью технологии дебрифинга мы стали внедрять в учебный процесс «осмысленную практику». Для эффективного использования осмысленной практики необходим многократный опыт выполнения симуляционных заданий, который не должен быть одинаковым, но должен быть сосредоточен в изучаемой области. Примером может служить отработка базовой сердечно-легочной реанимации, где для каждого курсанта создается определенная ситуация: несколько пострадавших, наличие инородного тела в дыхательных путях или рвотных масс, небезопасно подходить к пострадавшему, видимые повреждения грудной клетки и т.д. После нескольких интенсивных тренингов обучающийся действительно анализирует каждый этап выполнения практического навыка, а не выполняет его «театрально».

Обсуждение

В настоящее время сотрудниками подготовлены рабочие программы по ФГОС 3+: «Симуляционное обучение общеврачебным навыкам», «Симуляционное обучение при неотложных состояниях», «Симуляционное обучение в медицине».
Помимо основной работы связанной с подготовкой будущих специалистов к аккредитации кафедра являлась площадкой для проведения многих студенческих олимпиад. Стоит отметить, что проведение подобных мероприятий необходимо не только для подготовки молодых специалистов, но и для обмена опытом между сотрудниками кафедры с организаторами проекта в рамках подготовки станций, разработки сценариев и критериев оценки выполняемых навыков.
Параллельно с подготовкой к аккредитации выпускников на кафедре проводятся занятия со студентами второго и третьего курсов лечебного и педиатрического факультетов по дисциплине «пропедевтика внутренних болезней», что помогает студентам младших курсов более детально освоить тот или иной навык, так как детальная его отработка в условиях стационара часто затруднена из-за тяжести состояния пациента, нежелания контактировать со студентами и психологическим дискомфортом самих студентов при виде пациента.
Работая с выпускниками, сотрудниками кафедры было отмечено, что при изучении обучающимися навыков среднего медперсонала (внутривенные инъекции, катетеризация мочевого пузыря, установка назогострального зонда) происходит диссонанс в понимании эталонного алгоритма, в связи с тем, что ранее навык был сформирован неверно. Особенно актуально это проявляется у работающих студентов в системе здравоохранения.

Выводы

Подводя годовой итог работы кафедры медицинской симуляции с центром аккредитации можно сделать следующие выводы:
1. Симуляционное обучение является неотъемлемой частью современного образовательного процесса.
2. Отработка того или иного навыка должна проводиться неоднократно до формирования алгоритмированного подхода.
3. Практические навыки среднего медперсонала должны быть отработаны студентами в имитированных условиях на ранних курсах.
4. Процесс симуляционного обучения необходимо реализовывать в рамках отдельной дисциплины с целью формирования осознанного компетентностного подхода к освоению практических навыков. Студент – выпускник должен уметь применять полученные знания в различных реальных ситуациях, параллельно анализируя выполняемые действия и предугадывая возможные негативные последствия. «Механическое» выполнение того или иного навыка не привязанного к конкретной ситуации по изученному опыту преподавания дисциплины с большей доле вероятности не гарантирует формирование навыков у выпускаемого специалиста.

Тема: Менеджмент симуляционного центра
Илья Пикало

ДИСТАЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП СИМУЛЯЦИОННЫХ КУРСОВ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Автор(ы): Чурсин А.А., Ловчикова И.А., Боев С.Н., Боронина И.В.

Город: Воронеж

Учреждение: Воронежская государственная медицинский университет им. Н.Н. Бурденко

Актуальность

В рамках реализации программы непрерывного медицинского образования (НМО) на базе учебной виртуальной клиники (УВК) Воронежского государственного медицинского университета им. Н. Н. Бурденко разработаны краткосрочные курсы повышения квалификации по экстренной медицине для врачей всех специальностей. С целью эффективного использования рабочих станций УВК, в программу обучения включена дистанционная теоретическая часть.

Материалы и методы

Для разработки дистанционного курса обучения использована международная образовательная платформа MOODLE. Продуктивность дистанционного процесса отслеживалась как в режиме online, что позволяют коммуникационные возможности используемой образовательной платформы, так и непосредственно во время практических занятий в УВК.

Результаты

Качество медицинской помощи напрямую зависит от того, насколько эффективна система подготовки медицинских кадров. Врачебная профессия предполагает владение достаточно большими массивами теоретических данных. Если учесть, что научно-технический прогресс постоянно вносит коррективы в том числе и в медицинские знания, то становится понятно - теории, полученной в медицинском высшем учебном заведении, однозначно не хватит для качественной работы врача. Конечно, любой врач в процессе профессиональной деятельности так или иначе занимается самообразованием. Этого требует индивидуальный подход к пациенту. Но, как писал Козьма Прутков, «нельзя объять необъятное». Особенно печально, когда в связи с основной специальностью врача, в «необъятное» попадают знания и умения по экстренной медицине. Кроме того, действующий закон обязывает оказывать медицинскую помощь в экстренной форме ЛПУ любого профиля, а от профессионализма действий персонала в данном случае зависит человеческая жизнь. Таким образом, значимость повышения квалификации в этом направлении трудно переоценить. Для реализации указанных целей на базе учебно-виртуальной клиники (УВК) Воронежского государственного медицинского университета им. Н. Н. Бурденко создан симуляционный курс краткосрочного повышения квалификации для врачей всех специальностей по оказанию медицинской помощи в экстренной форме. Эта обучающая программа состоит из двух частей- теоретической дистанционной и практической симуляционной.
Теоретическая часть представлена обучающей программой на базе образовательной платформы MOODLE. В дистанционный курс были включены основные разделы по оказанию экстренной медицинской помощи с ссылками на действующее законодательство. В модулях программы представлены алгоритмы действий медицинского персонала при развитии состояний, непосредственно угрожающих жизни пациента. Кроме того, модули содержат подробные методические рекомендации по соответствующим теме курса практическим навыкам. Возможности используемой нами виртуальной образовательной платформы позволяют размещать в модулях курса не только ссылки на источники, но и видеофайлы, лекции (как в виде слайдов, так и в видеоформате), необходимые в дальнейшей работе документы с доступом для скачивания. Изучение каждого элемента курса может быть оценено преподавателем. По большей части, лекционный материал считается отработанным, если преподаватель получил уведомление о просмотре (формируется автоматически программой). Кроме того, мы включаем в обучающие модули разнообразные задания (реферат на определенную тему, ситуационные задачи, многоуровневые вопросы). Ответы на них слушатели курса могут оставлять в программе самыми разными способами: прикрепить фото, видеофайл, документ, написать непосредственно в соответствующем модуле. Такие задания оцениваются либо вручную преподавателем, либо автоматически программой, исходя из процента выполнения. Формат образовательной платформы предполагает возможность обратной связи с преподавателем, что позволяет разрешить многие вопросы, возникающие по ходу изучения материала. Заканчивается дистанционный курс итоговым тестированием. В любой момент дистанционного курса преподаватель имеет возможность сформировать отчет и по каждому слушателю, и по группе. Отчет может быть кратким (процент прохождения материалов курса) или развернутым (с оценками по всем элементам курса).
Мы выбрали именно дистанционный вариант преподавания теоретических знаний, ведь слушатели- работающие специалисты, и вопрос времени для них немаловажен. Работа с программой возможна в любое удобное для слушателей время в рамках курса. Единственное условие- дистанционный курс должен предшествовать симуляционному. Кроме того, учебная виртуальная клиника- это загруженное практической работой подразделение ВГМУ. Занятия на базе УВК проводят многие кафедры в рамках реализации различных программ, поток слушателей достаточно высок. Занимать высокотехнологичные модули УВК под теоретические занятия, как мы считаем,- непозволительная роскошь. В случае выделения теоретической части в дистанционный курс мы решаем как вопросы лимита по времени слушателей, так и проблемы загруженности виртуальной клиники. Таким образом, в УВК приходят уже теоретически подготовленные слушатели, и восприятие симуляционной части курса становится более эффективным.

Выводы

Дистанционная часть обучающей программы по экстренной медицине на базе образовательной платформы MOODLE позволяет сделать процесс обучения на краткосрочных курсах по экстренной медицине максимально эффективным в условиях ограничения по времени.
Постоянное обновление теоретической базы знаний в соответствии с научно-техническим развитием человеческого общества так же важно для системы последипломного образования врача, как и отработка практических навыков и алгоритмов.
Наиболее эффективно симуляционная часть обучающей программы отрабатывается именно на фоне предшествующей теоретической поготовки.
В условиях современного развития и внедрения в образовательный процесс online-технологий возможно и, более того, продуктивно теоретическую часть обучающей программы выделять в дистанционный курс с использованием виртуальных образовательных платформ.

Тема: Организационные вопросы НПР
Александр Чурсин

Разработка кардиохирургических тренажеров и методов симуляционного обучения

Автор(ы): Абзалиев К.Б., Сагатов И.Е., Белтенова А.Г., Сайдалин Д.М., Нурымбетов А.Б., Тураманов А.А.

Город: Алматы, Казахстан

Учреждение: Казахский медицинский университет непрерывного образования

Актуальность

Появившиеся на рынке 3D-моделирование и печать, позволяют поднять на более высокий уровень образовательный процесс в кардиохирургии, основанный на формировании и совершенствовании практических навыков на 3D-симуляторах. Дороговизна имеющихся симуляторов с одной стороны и отсутствие кардиохирургических тренажеров-симуляторов в нашей стране с другой стороны по специальности «Кардиохирургия, в том числе детская» в медицинских ВУЗах продиктовало нам необходимость в проведении данной работы.
Целью работы явилась разработка кардиохирургических тренажеров и методов симуляционного обучения резидентов по специальности «Кардиохирургия, в том числе детская» для формирования и совершенствования практических навыков.

Результаты

В мае 2017 года нами разработан кардиохирургический тренажерный комплекс, который соответствует всем современным требованиям, предъявляемым к такого рода симуляторам. На один из них получена приоритетная справка на инновационный патент РК, а по остальным сделаны заявки. С целью обеспечения обратной связи и изучения эффективности разработанных нами кардиохирургических тренажеров-симуляторов мы использовали опросник Лайкерта, который состоит из 10 несложных вопросов. Испытуемый по этой шкале оценивает степень своего несогласия или согласия с каждым поставленным в анкете вопросом. Отношение респондента к исследуемому тренажеру основано на простых суждениях, которые не противоречат друг другу. Сумма этих оценок по каждого вопросу позволяет выявить мнение испытуемого в целом.
По предварительным оценкам, разработанные нами тренажеры-симуляторы можно в высокой степени использовать практически в любой клинике, где производятся хирургические вмешательства на сердце, также в медицинских университетах, где обучаются студенты, резиденты, магистранты и докторанты. В рамках компетентностного подхода этими тренажерами можно проверить практические навыки любого кардиохирурга. В международном масштабе наши разработанные тренажеры-симуляторы могут конкурировать по дешевизне, мобильности, прочности, удобству применения и высокой эффективности.

Выводы

Таким образом, концентрация симуляционных технологий, применяемых при открытых операциях на сердце, в одном цикле позволяет слушателю овладеть необходимым спектром знаний и навыков за короткое время, что имеет и очевидный экономический эффект. Кроме того, разработанные нами кардиохирургические тренажеры-симуляторы можно и необходимо использовать в процессе обучения в рамках первичной переподготовки или повышения квалификации в виде самостоятельного цикла компонента по выбору, состоящего, к примеру, из 54 учебных часов, из них 18 – предусмотренных на СРС, 36 часов - на лекции и практические занятия. Обучение на тренажерах позволит сформировать необходимые компетенции по оказанию высокоспециализированной квалифицированной медицинской помощи пациентам кардиохирургического профиля в условиях клинических баз кафедры кардиохирургии Казахского медицинского университета непрерывного образования.

Тема: Хирургия, лапароскопия
Инкар Сагатов

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ ДЛЯ ОЦЕНКИ СФОРМИРОВАННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ВРАЧА-СТОМАТОЛОГА

Автор(ы): Ушаков Р.В.

Город: Москва

Учреждение: ФГБОУ ДПО "Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования" МЗ РФ

Результаты

Важными разделами оценки полученных знаний и компетенций на этапе дополнительного профессионального образования и аккредитации врачей-стоматологов являются освоенные ими за период обучения или проф.переподготовки теоретические знания и мануальные навыки в рамках выполняемых врачом трудовых функций. Если мануальные навыки (умения) можно оценить с использованием стоматологических симуляторов, то знания - только в результате собеседования или тестирования. Как правило, подавляющее число тестов, используемых в образовательном процессе, предназначены для проверки знаний на уровне воспроизведения или понимания и реже на уровне возможности применения знаний для выполнения профессиональных функций. Основным недостатком такого построения тестов является их отрыв от той или иной ситуации, которая встречается в практической деятельности. Изолированное тестовое задание может указать только на пассивное знание одного лечебного (диагностического и пр.) действия, в то время как диагностика или лечение - это сумма последовательных действий. При оценке результата такого тестирования приходится ориентироваться на владение врача отдельными знаниями или умениями вне контекста их использования в клиническом действии (диагностике, лечении и пр.) т.е. они не показывают уровень развития профессиональных компетенций, способность выполнять профессиональные функции в рамках своей специальности.
«Контрольно-измерительные материалы оценки сформированных компетенций врача - стоматолога», разработанные сотрудниками кафедры стоматологии ФГБОУ ДПО РМАНПО включают в себя учебно-производственные задачи (тестовые ситуационные задания), построенные по принципу тестового контроля ситуации («кейс стади»).
Целью тестирования с использованием разработанных нами заданий является оценка сформированных компетенций врача-стоматолога. В связи с этим привязка учебно-производственной задачи к конкретной смоделированной клинической ситуации (или ситуациям) позволяет получить достаточно достоверные представления о т.н. «клиническом мышлении» врача, его способности проводить анализ исходных данных и правильному, последовательному выбору действий для решения диагностической, прогностической или лечебной задачи.
Учебно-производственные задания составлены в соответствие с профессиональными компетенциями и профессиональными функциями стандарта «врач-стоматолог» (Приказ Минтруда РФ от 10.05.2016 №227н, зарегистрированный в Минюсте РФ 02.06.2016 №42399), ФГОС по специальности 31.08.72 «Стоматология» (Приказ Минобрнауки России от 26.08.2014 №1115 с изменениями от 2017 Г.).
При составлении теста использована схема построения учебно-производственных заданий в виде клинической (ситуационной) или организационной задачи и 10 последовательных элементов, отражающих основные профессиональные компетенции врача-стоматолога общей практики. Задания включают элементы как фундаментальных знаний, анатомии, физиологии, этиологии и патогенеза заболевания, так и отдельных методик и алгоритма диагностики, лечения и профилактики изложенного в вводной части задания состояния. Для оценки базовых знаний, имеющих прикладной характер в деятельности врача–стоматолога мы ввели в тестовое задание отдельные элементы посвященные фундаментальным вопросам. Ряд учебно-производственных заданий посвящен вопросам организации стоматологической помощи в России, вопросам профилактики стоматологических заболеваний.
База включает в себя 10 разделов, входящих в перечень необходимых трудовых функций и компетенций врача-стоматолога практики. В каждом разделе имеются учебно-производственные задания по основным заболеваниям, с которыми приходится сталкиваться врачу. При оценке знаний испытуемый должен получать по одному, произвольно выбранному учебно-производственному заданию, включающему 10 элементов, из каждого раздела, т.е. всего 100 элементов (как и в традиционном тестировании). При этом само построение элементов учебно-производственные задания соответствует принятым нормативам и общепринятым формам, поэтому не будут являться для испытуемого неожиданными.
Одним из трудных моментов любого блока тестовых заданий является неравнозначность трудности или значимости того или иного вопроса. Назначение нормы трудности можно осуществлять исходя из принадлежности задания основному и дополнительному материалам (уровень значимости). Если тестовое задание раскрывает базовое понятие, то такое задание можно считать простым, если же тестовое задание принадлежит к дополнительному материалу, то его можно считать сложным.
Объем материала, его последовательность и полноценная визуализация позволяет использовать разработанный тест не только для аудиторного контроля, но и для дистанционной оценки компетенций врачей-стоматологов. Банк таких учебно-производственных заданий достаточно легко может быть дополнен и при необходимости может быть использован и в процессе обучения в виде традиционного анализа клинической ситуации («кейс-стади»). Подготовку к ситуационному тестированию можно проводить с использованием классического кейс задания и его анализа на семинарах и практических занятиях с активным привлечением слушателей к реализации такого «кейса». В этом случае их целесообразно дополнять мануальными заданиями на симуляторах.
Представленные контрольно-измерительные материалы позволяют оценить как общемедицинские и фундаментальные вопросы, так и специальные, т.е. оценить его способность правильно интерпретировать симптоматику заболевания, проводить последовательно (поэтапно) лечение. Оценить так называемое «клиническое мышление». Построение тестового контроля по принципу оценки профессиональных компетенций и основных трудовых функций позволяет более объективно определить подготовку врача, по сравнению с использованием традиционного тестового контроля с набором заданий на знания.

Тема: Стоматология
Рафаэль Ушаков

МОДУЛЬНОЕ СИМУЛЯЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ВРАЧЕЙ-ИНТЕРНОВ, ОРДИНАТОРОВ

Автор(ы): Перепелица С.А.

Город: Калининград

Учреждение: Балтийский федеральный университет имени И. Канта, Калининград, Россия

Результаты

Приоритетная задача постдипломного высшего медицинского образования - подготовка врачей высокой квалификации, обладающих необходимыми профессиональными компетенциями. Наиболее сложной задачей является обучение врачей всех специальностей методам оказания неотложной помощи. Как показал опыт работы, именно этот раздел медицины является проблемным. Необходима разработка и внедрение целостного подхода к освоению практических навыков в области неотложной медицины. Этот подход является уникальным, так как все составляющие морфогенеза, диагностики и лечения неотложных состояний до настоящего времени изучаются в различные периоды обучения в медицинских высших школах, и не дают обучающимся целостного представления о развитии критических состояний в клинике внутренних болезней.
Одним из перспективных направлений является интегрированное модульное симуляционное обучение. Обучающий симуляционный курс «Базовая и расширенная сердечно-легочная реанимация» является обязательным для врачей-интернов и ординаторов всех специальностей. Обучение проходит в симуляционном центре медицинского института, который позволяет консолидировать материально-техническую базу и педагогический опыт преподавателей с целью совершенствования освоения практических умений и владений обучающимися. Залог успешного обучения в симуляционном центре – наличие глубоких теоретических знаний по предполагаемой теме симуляции. С этой целью разработана и внедрена программа интегрированного модульного обучения, которая включает два модуля:
1. Дистанционное заочное обучение, которое состоит из двух частей. В первой части задания врачам предлагается самостоятельно систематизировать свои знания в области фундаментальных дисциплин (клиническая анатомия, физиология и т.д.) с целью глубокого понимания этиологических и патогенетических процессов, возникающих при критических состояниях у пациентов. Во второй части предлагается теоретически изучить новый материал, посвященный оказанию неотложной помощи при критических состояниях. Как правило, это рассылка методических рекомендаций Европейского совета по реанимации, клинических протоколов. Задача этого этапа – получение претендентами на симуляционное обучение, глубоких теоретических знаний по изучаемой теме.
2. Занятия в симуляционном центре, которые проходят в несколько этапов. На первом этапе проводится вводное занятие, на котором обучающиеся знакомятся с симуляционным центром, особенностями его работы, наличием симуляторов и манекенов. При этом учитываются психологические особенности претендентов на симуляционное обучение. На втором этапе происходит обучение на простых симуляторах, для освоения технических навыков проведения базовой сердечно-легочной реанимации и автоматической наружной дефибрилляции. На следующем этапе задача усложняется, и происходит переход к сложной симуляции, например, приобретение практических навыков оказания неотложной помощи при коллапсе, шоке и т.д.. При этом используются высокотехнологичные роботы, позволяющие провести реалистичную симуляцию клинических сценариев с комплексной оценкой различных показателей пациента. Важным является оценка эффективности лечения, т.е. реакции робота на проводимое лечение. В случае правильного алгоритма действий врача «пациент» выздоравливает. Симуляция распространена не только на терапию, но и акушерство. Наличие высокореалистичного манекена для проведения родов позволяет освоить врачам клинические протоколы ведения пациенток, использовать самые сложные, в том числе и достаточно редкие, клинические акушерские сценарии. Симуляционное обучение ставит перед собой еще одну задачу: командный тренинг врачей различных специальностей, например, анестезиолога - реаниматолога и акушера – гинеколога.
Успешность обучения зависит от наличия обеих составляющих – теории и практики. При отсутствии теоретических знаний алгоритмов оказания помощи, занятия в симуляционном центре имеют низкую результативность. Время, отведенное на симуляцию, используется не рационально, преподаватель отвлекается на объяснение теории и повторении алгоритма.
Педагогический опыт должен быть направлен на совершенствование практических умений и владений в области неотложной медицины. Интегрированное модульное симуляционное обучение является видом осмысленной интенсивной практики для врачей - интернов и ординаторов всех специальностей. Позволяет не только освоить технические навыки, запомнить алгоритм или клинические протоколы по нозологическим формам, но и продолжить формировать клиническое мышление у обучающихся. Обучение на курсе призвано повысить уровень профессионального мастерства и практических навыков на учебном этапе, обеспечивая им эффективный переход к выполнению своих профессиональных задач.

Тема: Анестезиология-реаниматология, неотложная помощь
Светлана Перепелица