Подготовка преподавателей в системе Российского Национального совета по реанимации

Автор(ы): Мороз В.В.(1), Кузовлев А.Н.(1), Перепелица С.А. (1,2), Мягкова Е.А. (1)

Город: Москва

Учреждение: (1) НИИ общей реаниматологии им. В.А. Неговского (2) Балтийский Федеральный университет им. И. Канта

Результаты

Введение. Подготовка преподавателей в системе симуляционной медицины – наиболее сложная и до конца не решенная задача. Российский Национальный совет по реанимации (НСР) с 2004 г. является полноправным членом Европейского совета по реанимации (ЕСР) и эксклюзивным представителем интересов России в нем. Учредителем Российского НСР является НИИ общей реаниматологии им. В.А. Неговского. Приоритетной задачей Российского НСР является подготовка преподавателей по различным типам симуляционных курсов в регионах страны в соответствии с международными рекомендациями, а также развитие сотрудничества с кафедрами анестезиологии-реаниматологии и симуляционными центрами медицинских ВУЗов. 

Цель исследования: описать систему подготовки преподавателей в системе Российского НСР.

Материалы и методы. В системе ЕСР и Российского НСР в течение многих лет существует эффективная система подготовки преподавателей для различных типов курсов. Подготовка преподавателей осуществляется на специализированных курсах инструкторов: курс сердечно-легочной реанимации и автоматической наружной дефибрилляции (СЛР/АНД) для инструкторов – подготовка инструкторов для курса СЛР/АНД провайдер (курс базовой СЛР/АНД); общий курс инструкторов – подготовка инструкторов для всех остальных типов курсов; освежающие курсы для инструкторов и мастер-классы для педагогов – подготовка инструкторов-тренеров, т.е. преподавателей, обучающих других инструкторов. Целью курса инструкторов является овладение навыками эффективного преподавания у взрослых. На курсах инструкторов ЕСР преподают инструкторы-тренеры, которых отбирают из числа наиболее опытных инструкторов. На общем инструкторском курсе, помимо инструкторов-тренеров, обязательно присутствует специалист по педагогике. К настоящему моменту на курсах Российского НСР подготовлено более 400 инструкторов. Преподавательский состав Российского НСР включает одного директора курсов и 34 инструктора в различных регионах страны (Москва, Санкт-Петербург, Красноярск, Екатеринбург, Калининград, Томск, Омск, Тюмень, Новокузнецк). Все инструкторы Российского НСР являются специалистами с высшим медицинским образованием, 98% из них – врачи анестезиологи-реаниматологи, среди них 5 докторов медицинских наук (2 профессора) и 16 кандидатов медицинских наук.

Результаты и обсуждение. Курсы инструкторов ЕСР включают в себя обсуждение теоретических аспектов преподавания, ознакомление с организацией ЕСР и Российского НСР, организационными особенностями конкретного курса, а также отработку следующих педагогических навыков и умений: 4-этапный метод преподавания; навыки публичных выступлений; проведения обсуждений в группах; работы с клиническими сценариями; проведения непрерывной и итоговой оценки знаний обучающихся.

Курсы инструкторов включают в себя значительное количество лекций и обсуждений, а также пленарные демонстрации основных педагогических навыков инструкторами-тренерами: демонстрация работы с группой и преподавания практического навыка, эффективного публичного выступления, открытой/закрытой дискуссии в группе, итоговой оценки практических навыков. После того, как обучающиеся увидели демонстрацию конкретного педагогического навыка инструкторами-тренерами, начинается ролевая игра, в которой обучающийся становится преподавателем для своей группы. Играя роль инструктора, участник курса отрабатывает необходимые навыки и умения. Инструкторы-тренеры проводят непрерывную оценку работы обучающихся, координируют групповое обсуждение и своевременно корректируют ошибки. Отдельно на курсах инструкторов отрабатывают навыки выступления перед аудиторией. Данная часть курса инструкторов выполняется либо как демонстрация инструктором-тренером, либо как короткие выступления каждого обучающегося с последующим обсуждением в группе под руководством инструктора-тренера. 

Очевидно, что обучение на одно- или двухдневном курсе инструкторов совершенно недостаточно для самостоятельной работы в качестве преподавателя. Поэтому в системе ЕСР предусмотрена система контроля качества: после успешного окончания курса инструкторов участник получает статус кандидата-инструктора (Instructor-Candidate, действителен в течение 2 лет после завершения курса инструкторов). Кандидат-инструктор не имеет права самостоятельно работать на курсе. Для получения статуса полноправного инструктора (Full Instructor) кандидат-инструктор должен провести минимум 2 курса провайдеров под руководством опытных полноправных инструкторов. Полноправный инструктор далее имеет право проводить курс провайдеров самостоятельно при количестве участников курса до 12 человек. Каждый инструктор должен проводить как минимум 2 курса за два года для того, чтобы поддерживать свой статус. 

Выводы. Таким образом, система курсов Европейского совета по реанимации, реализуемая на территории РФ Российским Национальным советом по реанимации, является примером эффективной общенациональной программы подготовки преподавателей в системе симуляционного обучения анестезиологии-реаниматологии.

Презентация

Тема: Анестезиология-реаниматология, неотложная помощь
Админ .

СИМУЛЯЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ БАЗОВОЙ РЕАНИМАЦИИ И АВТОМАТИЧЕСКОЙ НАРУЖНОЙ ДЕФИБРИЛЛЯЦИИ

Автор(ы): Перепелица С.А.(1,2), Лигатюк П.В.(2), Кузовлев А.Н.(1)

Город: Москва

Учреждение: 1)НИИ Общей реаниматологии им. В.А. Неговского 2)ФГБУ ВПО БФУ им. Иммануила Канта

Результаты

Цель работы – оценить эффективность симуляционного обучения на курсе базовой сердечно-легочной реанимации и автоматической наружной дефибрилляции для провайдеров ЕСР.

Материалы и методы. Впервые в Балтийском Федеральном Университете им. И.Канта (г. Калининград) симуляционный курс по базовой сердечно-лёгочной реанимации (СЛР) и автоматической наружной дефибрилляции (АНД) проведен для провайдеров у различных специалистов. Состав участников: врач поликлиники (2%), сотрудники частного медицинского центра (14%), хирурги (26%), стюардессы (38%), старшие помощники капитанов (20%).

За 3-4 дня до курса участники получили официальный перевод информационного материала ЕСР и изучили его. Программа обучения на курсе включает лекции, освоение алгоритма оказания помощи при внезапной остановке сердца и практические занятия на манекенах, включающие выполнение компрессий грудной клетки, искусственное дыхание, работу с учебным автоматическим наружным дефибриллятором (АНД). Продолжительность курса составляет 6 -7 часов. Успешно прошедшие курс и освоившие необходимые навыки, получили сертификат провайдера Европейского совета по реанимации и Российского Национального совета по реанимации.

Результаты. Добровольное участие в курсе было у 75% участников, что обусловило положительную мотивацию участия: стюардессы должны уметь оказать помощь в сложных условиях полёта, ограниченном пространстве при полном отсутствии квалифицированной помощи в ближайшее время; старшие помощники капитанов судов дальнего плавания обеспечивают оказание медицинской помощи также в сложных условиях работы при значительной удалённости от медицинских учреждений; врач поликлиники и сотрудники частного медицинского центра (не только медицинские работники) хотели значительно повысить свою профессиональную квалификацию. Обязательным участием было для хирургов, которые проходили сертификационный цикл. В этой категории мотивация на обучение была различной: положительная (60%), отрицательная (20%), крайне негативная (20%). Хирурги с последним вариантом мотивации на курс не пришли.

Как показал опыт работы, наиболее быстро и качественно обучаются специалисты не медицинской специальности. Стюардессы и старшие помощники капитанов сразу осваивают алгоритм оказания помощи, быстро и чётко выполняют компрессии грудной клетки, осваивают манёвр открытия дыхательных путей, искусственные вдохи и работу автоматического наружного дефибриллятора. В этой группе идёт активное обсуждение собственных результатов обучения, легко проводится, так называемый, «дебрифинг». У них отсутствует мнимая стеснительность перед коллегами. Хорошо проходит отработка методов реанимации при моделировании работы двумя спасателями. Аналогичная ситуация характерна для сотрудников частного медицинского центра. Для них главное: безопасность и комфорт пациентов, что обеспечивает имидж лечебного учреждения. Прошедший курс соответствовал ожиданиям у 100% участников, все в достаточной степени овладели практическими навыками СЛР и успешно завершили обучение.

Наиболее сложным оказалось обучение врачей-хирургов. Отсутствие у части курсантов желания повысить свою профессиональную квалификацию явилось серьёзной проблемой при проведении курса. Затрачена часть времени на установку хорошего контакта инструктора – преподавателя с аудиторией, создание доброжелательной обстановки на курсе. Наиболее частый мотив отказа – «я всё давно умею». Но, на практике именно «знайки» дольше всего запоминали алгоритм, не могли правильно и качественно выполнить компрессии грудной клетки и искусственные вдохи. Методическое проведения занятия все-таки способствовало приобретению необходимых современных знаний и навыков при оказании сердечно-лёгочной реанимации. В результате все в достаточной степени овладели практическими навыками базовой СЛР с АНД и успешно завершили обучение.

Заключение. Симуляционное обучение методам базовой сердечно-лёгочной реанимации и автоматической наружной дефибрилляции необходимо для «экстремальных» профессий: стюардесс, моряков дальнего плавания. Они хорошо овладевают всеми необходимыми навыками. Врачи различных специальностей обязаны уметь оказывать помощь при внезапной остановке сердца. В связи с этим, решением методического Совета отделения последипломного образования БФУ им. И.Канта, курс по базовой сердечно-легочной реанимации и автоматической наружной дефибрилляции для провайдеров Европейского совета по реанимации будут проходить все врачи-курсанты сертификационных циклов последипломного образования.

Тема: Анестезиология-реаниматология, неотложная помощь
Админ .

СИМУЛЯЦИОННЫЙ ТРЕНИНГ ПО СЕРДЕЧНО – ЛЁГОЧНОЙ РЕАНИМАЦИИ ДЛЯ ВРАЧЕЙ – ИНТЕРНОВ.

Автор(ы): Перепелица С.А.(1,2), Лигатюк П.В.(2), Кузовлев А.Н.(1)

Город: Москва

Учреждение: 1)НИИ Общей реаниматологии им. В.А. Неговского РАМН 2)ФГБУ ВПО БФУ им. Иммануила Канта

Результаты

Цель работы – овладение методами сердечно-лёгочной реанимации, приобретение навыков использования современной аппаратуры, обучение работы в коллективе.

Материалы и методы. В этом учебном году впервые симуляционный курс по базовой сердечно-лёгочной реанимации (СЛР) и автоматической наружной дефибрилляции (АНД) прошли 46 врачей-интернов. Распределение по специальностям: терапевты и невропа-тологи по 20%, акушеры-гинекологи- 15%, анестезиологи-реаниматологи-13%, дерматове-нерологии -9%, кардиологи-7%, хирурги и патологоанатомы по 6%, травматолог и аллерголог по 2%. Всем врачам-интернам предлагалось получить сертификат провайдера по СЛР/АНД.

За 3-4 дня до курса участники получили информационный материал и изучают его. В него включены лекционный материал и ролевые игры. Отработка практических навыков производилась на манекенах, использовались учебные автоматические наружные дефибрилляторы (АНД). Продолжительность курса составляет 6 -7 часов.

Результаты. Несмотря на обязательность участия, все участники имели мотивацию обучения: приобретение навыков оказания помощи по внезапной остановке сердца. Важным моментом является установка хорошего контакта инструктора – преподавателя с аудиторией, создание доброжелательной обстановки на курсе, что способствовало лучшему усвоению трудного материала для большинства участников. Использовался алгоритм, разработанный Европейским советом по реанимации и 4-х ступенчатая модель обучения практическим навыкам. Наиболее интересным на курсе были практические навыки отработки компрессий грудной клетки, искусственное дыхание. Одной из сложных задач явилась работа с АНД, т.к. у многих специалистов сформировано мнение о трудности его использования, страхе работы с ним. В процессе обучения преодолен этот комплекс, участники курса быстро освоили важный этап оказания помощи с применением АНД. На симуляционном курсе врачи-интерны разных специальностей научились работать в команде, принимать совместные решения в сложной профессиональной ситуации. Прошедший курс соответствовал ожиданиям у 100% участников, все врачи-интерны в достаточной степени овладели практическими навыками СЛР и успешно завершили обучение. В конце курса 29 врачей-интернов получили статус провайдера Европейского Совета по реанимации, 10 врачей – интернов продолжат обучение на курсе инструкторов.

Выводы. Проведение симуляционного курса по СЛР у врачей-интернов различных специальностей является важным этапом обучения, способствует приобретению теоретических знаний, практических навыков при внезапной остановке сердца.

Тема: Анестезиология-реаниматология, неотложная помощь
Админ .

Концепция «цепи выживания» в системе симуляционного обучения экстренной медицинской помощи

Автор(ы): Чурсин А.А., Радушкевич В.Л., Боев С.Н.

Город: Воронеж

Учреждение: Воронежская государственная медицинская академия им Н.Н. Бурденко

Результаты

В Российской Федерации прерогатива оказания медицинской помощи при жизнеугрожающих состояниях традиционно принадлежит службе скорой медицинской помощи (СМП) и медицины катастроф, а также отделениям реанимации и интенсивной терапии (ОРИТ). Такой выборочный подход не может обеспечить достаточной эффективности мероприятий, так как экстренное, угрожающее жизни состояние часто развивается не в присутствии сотрудников СМП и ОРИТ. В связи с этим, последними нормативными актами регламентировано оказание экстренной медицинской помощи врачами всех специальностей, а также стандарт оснащения отделений, больниц и т.д. Все это делает возможным создание «цепочки выживания», эффективность которой доказана длительным зарубежным опытом. 

Всего в системе оказания помощи при экстренных состояниях можно выделить четыре звена: первая помощь (первое звено), скорая медицинская помощь (второе звено), приемное отделение скорой помощи (третье звено), специализированное отделение или операционный стол (четвертое звено). Преемственную связь между звеньями можно сформировать только в условиях единой концепции подхода к системе обучения и оснащения медицинских работников всех специальностей, а также лиц без медицинского образования.

Учитывая успешный передовой международный и отечественный опыт, нами разработан курс повышения квалификации врачей всех специальностей «Экстренная медицинская помощь», суть которого состоит в последовательном, «от простого к сложному», освоению практических навыков всеми звеньями «спасательной» цепочки и «синдромный подход» к оказанию помощи на всех ее этапах».

Система обучения на курсе построена по принципу этапности и преемственности. Первый этап - дистанционное обучение с использованием учебно-методического комплекса (УМК) MOODLE. Второй этап - лекционный курс избранных лекций на базе Центра практической подготовки специалистов ВГМА. Третий этап- отработка практических навыков на базе ЦППС. Четвертый этап - решение ситуационных задач на базе симуляционного модуля экстренной медицинской помощи (СМЭМП) ЦППС.

СМЭМП состоит из четырех «рабочих станций» и «зала дебрифинга». Первая станция включает в себя имитацию фрагмента городской улицы - проезжую часть с расположенным на ней макетом автомобиля СМП. Здесь отрабатываются такие сценарии как ДТП, террористический акт и .т. д. Слушателями решаются задачи по первому и второму звеньям «спасательной цепочки» (отрабатывается аналог алгоритмов международных курсов Prehospital Trauma Life Support — PHTLS).

Вторая «рабочая станция» имитирует кабинет врача поликлиники. Здесь решаются задачи врачами амбулаторных и поликлинических специальностей (врачи общей практики, педиатры, терапевты). 

В ходе занятий отрабатываются алгоритмы по жизнеподдержанию (эквивалент алгоритма международного курса Basic Life Support and Automated External Defibrillator - BLS&AED), а также алгоритмы помощи при неотложных состояниях (эквивалент алгоритма международного курса Immediate Life Support — ILS).

Третья «станция» представляет собой имитацию палаты интенсивной терапии. Здесь используется симулятор SimMan, с помощью которого решаются ситуационные задачи врачами стационаров. Таким образом, помимо указанных выше, отрабатывается алгоритм расширенного реанимационного комплекса (эквивалент алгоритмов международных курсов Advanced Life Support — ALS и Advanced Cardiac Life Support — ACLS).

Четвертая «рабочая станция» имитирует приемное отделение (отделение скорой помощи) для отработки навыков расширенного реанимационного комплекса взрослым и и детям (эквивалент алгоритмов международных курсов Pediatric Advanced Life Support — PALS), в том числе при тяжелой травме. 

В этой части СМЭМП решаются задачи третьего и четвертого звеньев оказания медицинской помощи при экстренных состояниях врачами стационара (узкие специальности - хирургия, травматология, анестезиология и реанимация, нейрохирургия и т.д.). Здесь отрабатывается алгоритм квалифицированного жизнеподдержания при тяжелой травме (эквивалент алгоритмов международного курса Advanced Trauma Life Support — ATLS).

Таким образом, последовательно, от одной «рабочей станции к другой», соблюдая условия комплексного подхода и симуляционные технологии, формируется концепция единой подготовки участников «цепи выживания».

Тема: Анестезиология-реаниматология, неотложная помощь
Админ .

Симуляционное обучение в Нижегородской государственной медицинской академии

Автор(ы): Фадеев А.Д., Платонова Т.В., Рахимов А.Т., Потемина Т.Е., Цыбусов С.Н.

Город: Нижний Новгород

Учреждение: Нижегородская Государственная медицинская академия

Результаты

Центр практических умений (ЦПУ) НижГМА создан в соответствии с решением Ученого Совета от 13 февраля 2004 года и является одним из важнейших структурных подразделений академии.

Цель работы центра: обучение студентов и курсантов медицинской академии практическим умениям оказания доврачебной и врачебной помощи.

Задачи ЦПУ в условиях действия новых Федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения, нацеленных на повышение роли практики в обучении будущих врачей, являются крайне важными. Это 

- обеспечение условий для обучения на фантомах и муляжах практическим умениям, а также проведение лечебно-диагностических процедур и лечебных манипуляций, обусловленных программой обучения, 

- обеспечение условий для подготовки студентов к оптимальному прохождению производственной практики,

- итоговая проверка качества знаний студентов по окончании учебной и производственной практики,

- обеспечение условий для оценки качества владения выпускников академии обязательным объемом практических навыков и умений, предусмотренных образовательными программами,

- организационное, учебно-методическое обеспечение учебного процесса в части освоения практических умений.

Центр НижГМА оснащен оборудованием, позволяющим методично отрабатывать практические умения по оказанию неотложной помощи и уходу за больным на всех этапах обучения в академии. Имеются залы отработки базовой СЛР, реанимации новорожденных, скорой медицинской помощи, ухода за больным.

Занятия на базе ЦПУ проводят преподаватели кафедр с привлечением сотрудников Центра и других структурных подразделений академии в соответствии с программой и расписанием, утвержденными проректором по учебной работе в объеме установленной учебной нагрузки. 

В последние годы роль работы Центра практических умений в силу повышения актуальности приобретения обучающимися практических навыков и умений заметно возрастает. Посещаемость ЦПУ увеличивается с каждым годом, что, естественно, требует новых подходов к организации его работы. В свете новых требований времени в НГМА в январе 2014 года создан Симуляционно-тренажерный комплекс, который будет функционировать сразу на нескольких базах и включать в себя имеющийся Центр практических умений, Центр хирургических умений, Центр терапевтических умений и ухода за больными, Стоматологический симуляционный центр, Акушерско-гинекологический симуляционный центр и Учебную аптеку. Создание нового симуляционного комплекса позволит повысить качество практической подготовки как студентов и ординаторов медицинской академии, так и практических врачей, которые могут воспользоваться современными тренажерами и симуляторами для повышения квалификации.

Тема: Менеджмент симуляционного центра
Админ .

Опыт использования робота-симулятора iSTAN в кардиологии

Автор(ы): Смаилова Ж.К., Каражанова Л.К., Мансурова Д.А., Жукушева Ш.Т., Амешова Г.Т., Смаилов Н.С.

Город: Семей, Казахстан

Учреждение: Государственный медицинский университет г.Семей

Результаты

Актуальность: Одной из самых актуальных проблем научной медицины и практического здравоохранения 2-й половины XX века и начале XXI века являются болезни системы кровообращения. Социально-гигиеническое значение этих заболеваний определяется не столько частотой распространения, сколько их тяжестью. Эти болезни занимают ведущее место среди всех причин смертности в большинстве экономически развитых стран мира, в том числе и в Казахстане, что диктует необходимость подготовки высокопрофессиональных медицинских кадров. 

Реформа медицинского образования в РК нацеливает на подготовку специалиста с высокой профессиональной компетенцией, обеспечивающего должное качество медицинской помощи. Одним из средств, осуществляющих такой подход являются инновационные методы обучения, в частности, использование симуляционных технологий с помощью манекенов и роботов-симуляторов в Учебно-клиническом центре.

Учебно-клинический центр (УКЦ) организован в соответствии с Концепцией реформирования медицинского и фармацевтического образования РК и предназначен для обеспечения безопасной, надежной образовательной среды для обучения клиническим (практическим) навыкам, предоставления обучающимся возможности развить, поддерживать и улучшать клиническую компетентность. 

Оснащение УКЦ соответствует современным требованиям, имеются высокотехнологичные интерактивные компьютерные манекены, стационарные роботы-манекены, кардиологический симулятор. Обучение навыкам эндовидеохирургии для интернов и резидентов проводится на эндотренажерах LapSim, LapMentor, АртроВР. 

Цель работы: Изучение уровня сформированности клинических компетенций по кардиологии с помощью робота-симулятора iSTAN.

Материалы и методы: Клинический сценарий «Кардиогенный шок» отрабатывался у интернов первого и второго года обучения с помощью робота-симулятора iSTAN. Задачами отработки клинического случая являются:

1. Определение симптомов и признаков инфаркта миокарда, осложненного кардиогенным шоком, фибрилляцией желудочков.

2. Проведение основных диагностических исследований для решения дальнейшей тактики ведения больного

3. Понимание необходимости тромболитической терапии.

4. Развитие коммуникативных навыков, необходимых для работы в команде.

5. Обсуждение методов предотвращения возможных ошибок (дебрифинг).

Обсуждение: Основным условием проведения симуляции является разработка клинического сценария. Основная цель сценария - отработка практического алгоритма действий бригады в выборе тактики лечения с использованием действующего медицинского оборудования в условиях, максимально приближенных к реальным. В сценарий были включены рентгенограммы, лабораторные данные, видеоотчеты. При отработке клинического сценария обучающиеся погружаются в обстановку, наполненную реалистическими визуальными, звуковыми и тактильными сигналами, имеют возможность обдумывать свои действия. Изменения в состоянии пациента: появление положительной или отрицательной динамики в ходе лечения критической ситуации, зависят от правильности действий обучающихся. 

Формирование клинических компетенций оценивалось с помощью шкалы оценки практического навыка и анкетирования до и после обучения. В ходе освоения клинического случая группы продемонстрировали значительные улучшения показателей по проведению дифференциальной диагностики ангинозных болей и кардиалгии, по интерпретации ЭКГ, фармакологии препаратов, применяемых при лечении инфаркта миокарда, осложненного кардиогенным шоком, фибрилляцией желудочков. Обучающиеся более совершенно овладели навыками сбора анамнеза, аускультации сердца, измерения АД, регистрации ЭКГ, проведения дефибрилляции. Также освоили эффективные навыки для коммуникации с пациентом и с другими членами команды. 

После освоения клинического сценария был проведен разбор действий каждого члена группы. Оценка правильности постановки диагноза, а также качества оказания реанимационных мероприятий производилось с помощью просмотра видеоматериала с последующим обсуждением действий команды. Обучающиеся обсудили, какие аспекты их лечебной тактики и знаний были полезны для безопасного разрешения данной ситуации и допущенные ошибки. 

Выводы: Таким образом, благодаря проведению симуляционного обучения с использованием роботов-симуляторов был объективно оценен исходный уровень подготовки обучающихся, проведено обучение практическим навыкам оказания экстренной помощи при кардиогенном шоке и доведено выполнение навыков до автоматизма. При анализе результатов показателей обучающихся выявлено значительное улучшение качества выполнения клинических (практических) навыков.

Презентация

Тема: Терапия
Админ .

СИМУЛЯЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ ОЦЕНКЕ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ, МЕДИЦИНА КАТАСТРОФ»

Автор(ы): Левчук И.П., Костюченко М.В., Назаров А.П., Моросникова Е.А.

Город: Москва

Учреждение: ГБОУ ВПО РНИМУ им. Н.И.Пирогова Минздрава России

Результаты

Большинство выпускников вузов и молодых врачей не полностью готовы к практической работе в условиях чрезвычайных ситуаций, а 30% не способны оказать первую помощь на месте поражения в полном объеме с помощью подручных средств, не говоря уже о проведении медицинской сортировки и оказании врачебной помощи на этапах медицинской эвакуации. Внедрение инновационных методов обучения за последние годы позволило несколько улучшить данную ситуацию, но сохраняется проблема выбора адекватной системы контроля освоения студентами практических навыков в условиях перехода на балльно-рейтинговую систему оценки знаний.

Цель: повышение качества подготовки студентов медицинских вузов по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности, медицина катастроф».

Материал и методы: Для повышения качества контроля знаний студентов по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности, медицина катастроф» с 2013 году на кафедре медицины катастроф ГБОУ ВПО РНИМУ им.Н.И.Пирогова была внедрена балльно-рейтинговая система (БРС) с использованием интерактивных электронных и дистанционных технологий для самостоятельной работы студентов и оценки подготовки обучающихся. Также на кафедре в ходе занятий по первой помощи для обучения практическим навыкам активно используются симуляционные технологии и интерактивные ресурсы. Общий рейтинг студента по циклу «Первая помощь» данной дисциплины в соответствии с ФГОС складывался из баллов за посещение лекций (по 1 баллу) и практических занятий (по 1 баллу), за работу на практических занятиях (максимум 25 баллов за цикл), а также баллов за модульный тестовый контроль (максимум 50 баллов). С использованием БРС по первой помощи прошли обучение и оценку знаний 1190 студентов первого и второго курса лечебного и педиатрического факультетов.

Результаты и обсуждение: В ходе применения БРС была отмечена более высокая мотивация студентов к обучению на кафедре, проявлявшаяся повышением посещаемости, более активной работе на занятиях с возможностью получения баллов, студенты активно использовали в подготовке к тестовым контролям предлагаемые в порядке беспроводного дистанционного доступа электронные ресурсы и пробное тестирование. Это позволило 28,8% студентов получить 90% и более правильных ответов на тестовом контроле, 80-90% правильных ответов - 45,2% студентов, 70-80% правильных ответов 34,5% студентов, и только 8,5% обучающихся набрали менее 70%правильных ответов. Однако, уверенное освоение практических навыков по темам цикла «Первая помощь» с использованием симуляционных технологий оценивалось БРС максимум в 15 баллов, получаемых на практическом занятии, что способствовало изменению мотивации студентов в отношении совершенствования навыков. Около 57% студентов ограничивались только практическими занятиями для отработки навыков, 29% студентов проявляли самостоятельную активность в их освоении. И лишь 14% планировали свое время для отработки практических навыков в симуляционном классе, на манекенах, а также на этапах подготовки и участия в практических секциях олимпиад. 

Как правило, БРС использует тестовые контроли, базирующиеся на теоретической части дисциплины, т.о. практические навыки не значимы в итоговом рейтинге. Набор баллов для зачета, уводит освоение и закрепление практических навыков на второй план. Внедрение симуляционных и интерактивных методов обучения, конкурсы и олимпиады вызывает значительный интерес у студентов к практике, особенно у первокурсников, но не обеспечивает необходимой мотивации к самостоятельной работе по совершенствованию умений и навыков, являющихся неотъемлемой частью дисциплины «Безопасность жизнедеятельности, медицина катастроф». А ведь в случае чрезвычайных ситуациях предполагается выполнение в ограниченное время достаточно большого объема различных мероприятий по оказанию медицинской помощи подручными средствами, а также слаженную работу в команде. Поэтому такая неактивность студентов чревата в последующей их работе большим количество ошибочных действий, увеличением санитарных потерь и различного вида осложнений.

Заключение: Таким образом, работа в симуляционных классах, на тренажерах и манекенах должна быть важным компонентом оценки качества подготовки студентов, составляя не менее 40% в рейтинге студента медицинского вуза. Кроме того, необходимо более качественное решение для объективизации оценки практических навыков студентов в баллах, поскольку большинство используемых для симуляции манекенов и интерактивных программ не стандартизированы и различаются в зависимости от оснащенности кафедр университета, а использование повсеместно внедряемых симуляционных центров не всегда возможно в связи с большой одновременной нагрузкой (большое количество студентов) во время проведения модульных контролей.

Тема: Анестезиология-реаниматология, неотложная помощь
Админ .

ОЦЕНКА НАВЫКОВ ЭНДОХИРУРГОВ

Автор(ы): Свистунов А.А., Шубина Л.Б., Грибков Д.М., Горшков М.Д., Васильев М.В., Леонтьев А.В.

Город: Москва

Учреждение: ГБОУ ВПО Первый МГМУ им.И.М. Сеченова УВК «Mentor Medicus»

Результаты

В коучинг-центре «Учебная виртуальная клиника «Ментор Медика» Первого МГМУ им.И.М. Сеченова с 2010 года ведется межкафедральная методическая работа по дополнению учебного процесса по специальности «Хирургия» современными (международными) схемами и методами обучения с использованием имитации различного уровня. Основные усилия этой интегративной работы посвящены широкому внедрению в арсенал навыков любого хирурга техники проведения эндохирургических вмешательств. 

Повсеместное распространение эндохирургических операций, используемых по показаниям, приносит несомненную пользу пациентам. А также открывает для хирургов возможность профессионального роста в рамках выбранной специальности. Но подготовка хирургов для выполнения эндоскопических операций – ответственный и кропотливый процесс. Помимо прочего, необходимо выработать новые навыки, такие как: контроль хода операции по двухмерному изображению на экране видеомонитора, результативно манипулировать инструментами в условиях «эффекта рычага», точно дозировать свои движения, оценивать сопротивление тканей визуально и тактильно и т.д.

В настоящее время в нашей стране концепция обучения технике выполнения эндохирургических вмешательств до конца не определена, подготовка большинства эндоскопических хирургов проводится по принципу повторения определенных действий более опытных врачей при выполнении операций и, в большинстве случаев отсутствует объективный контроль уровня практического мастерства, позволяющий хирургу перейти к самостоятельному выполнению подобных вмешательств.

Работа нашего Центра совместно с хирургическими кафедрами Университета и общественными организациями РОХ и РОСОМЕД направлена на внедрение этапной подготовки хирургов к эндохирургическим вмешательствам с инсталлированной системой объективного контроля на каждом этапе. В частности, наши усилия направлены на разработку и методическое сопровождение этапа приобретения базовых навыков на симуляторах. Данный модуль подходит для различных специальностей хирургического профиля.

В процессе тренинга обучающимся необходимо выполнить следующие задачи: - технические (ознакомится с правилами безопасной работы на симуляторе, освоить технику калибровки симуляторов с тактильным откликом, приёмы выбора и быстрой смены виртуальных устройств на инструментах, приём фиксации камеры); - клинические (освоить навыки работы с эндоскопом с разными углами установки оптики, навыки миниинвазивной экономичной, техники применения основных эндохирургических инструментов в замкнутой полости, приёмы компенсации «дефицита измерений», «эффекта рычага», освоить работу с ротационными барашками, особенности работы с педалями коагулятора, амбидекстральную технику владения инструментом, выработать осознанную (не инстинктивную) мануальную технику применения инструментов.

Модуль состоит из трех частей: 1) tips and tricks - советы и рекомендации, где даются точные задания по выполнению конкретных упражнений, с учетом реальной операционной практики; 2) hands-on – собственно тренинг, непосредственное выполнение упражнений; 3) завершающая часть модуля – contest тренинг, т.е. мини-зачет, характеризующий степень освоения конкретного модуля. Использование именно такой организации занятий было «подсказано» возможностями регистрации параметров выполнения действий компьютерными тренажерами и симуляторами.

Еще два–три десятилетия считалось, что хирург может овладеть мастерством только у операционного стола, набирая свой опыт ценой фатальных ошибок. В последние годы в хирургии произошли революционные изменения - «набить руку» на людях стало невозможным и до начала самостоятельной профессиональной деятельности хирург уже должен владеть практическими основами хирургии - не только знать, как выполнять те или иные манипуляции, приемы, пособия, но и реально суметь их выполнить. Для получения качественной, индивидуальной и объективной оценки уровня практического мастерства новичка и понадобилась система оценки уровня практического мастерства.

Создание системы оценки в нашем Центре было обусловлено логикой развития медицинских технологий вообще и изменением парадигмы хирургических вмешательств в частности и реализовано в штрафных баллах. Особенностью системы оценки в штрафных баллах является наличием в ней конфликта требований. С одной стороны нужно уменьшать время, количество движений и длину пройденного пути, что в реальной операционной способствует снижению негативных последствий операции. С другой стороны подобный подход повышает риск совершения ошибок и невыполнения задач, поставленных в упражнениях, что приводит в реальной операционной к не достижению хирургом целей операции и неоказанию помощи больному или даже ухудшению его состояния.

Новая система оценки, разработанная специалистами в нашем Центре, позволит эффективнее оценивать сильные и слабые стороны обучающихся и мотивировать в стремлении к лучшим результатам.

Тема: Хирургия, лапароскопия
Админ .

ИЗВЛЕЧЕНИЕ УРОКОВ ИЗ ОШИБОК

Автор(ы): Шубина Л.Б., Грибков Д.М., Горшков М.Д., Леонтьев А.В., Кузьмин С.Б.

Город: Москва

Учреждение: ГБОУ ВПО Первый МГМУ им.И.М. Сеченова УВК «Mentor Medicus»

Результаты

Все работающие в системе здравоохранения признают, что мы обязаны нашим предшественникам за поразительный прогресс, который был достигнут в нашей профессиональной жизни, во всех аспектах этой области, включая образование. Теперь у нас есть возможность отдать им огромный долг благодарности и, опираясь на прочный фундамент, который они создали, структурировать и стандартизировать систему подготовки молодых специалистов, а также сформировать практикоориентированные подходы к аккредитации специалистов и обеспечения их компетентности.

Национальный институт Медицины США в 1999 году в докладе “To Err is Human” (Человеку свойственно ошибаться) установили, что каждый год до 98 тысяч пациентов умирают от предотвратимых медицинских ошибок. В этом докладе утверждается, что проблема медицинских ошибок не в плохих людях в здравоохранении, а в том, что обычные люди работают в плохих системах, которые можно сделать более безопасными, обеспечивающими качество медицинской помощи. 

Отсутствие подготовки и опыта часто упоминается в качестве источников медицинских ошибок. Такие ситуации возможны у новичков или при использовании новой технологии, при возникновении редкого проявления, что чаще всего происходит в условиях неотложной медицинской помощи. Также в качестве причин неблагоприятных исходов может стать регулярное пренебрежение простыми правилами работы, например, недостаточная гигиена рук медицинского персонала. Неблагоприятные исходы от ошибок, как правило, не бывают изолированными. Даже если врач или медсестра делает небольшую ошибку, она должна быть выявлена прежде, чем сможет повлиять на пациента. Концепция швейцарского сыра, применяемая для анализа фатальных ошибок, заключается в слоях защиты медицинского персонала и пациента от возможных ошибок. Но в случае серии незначительных нарушений, недостаточных коммуникаций между персоналом, «кусочки сыра» могут наложиться друг на друга таким образом, что сквозь дырочки сыра пройдет стрела фатальной ошибки. Кроме того, ошибки встречаются чаще, когда создаются условия для конкуренции за внимание врача в экстренных ситуациях или в случаях недостаточной дисциплины персонала даже в качественно организованной системе оказания медицинской помощи.

Очевидно, что возлагать всю вину только на систему – не конструктивно. Поэтому, мы считаем важным, специальным образом, обращать внимание медицинского персонала на факторы, приводящие к системным ошибкам. Обеспечение компетентности является лишь одним компонентом программы обеспечения качества медицинской помощи, но отнюдь не маловажным. Хорошо продуманная стратегическая программа обеспечения компетентности медицинского персонала опирается на показатели эффективности деятельности персонала основанные на анализе практики, опыте применения технологий и совершаемых ошибок.

Медицинское обслуживание по уровню опасности для потребителя услуг часто сравнивают с авиацией, но в отличие от медицинского персонала экипаж воздушного судна в гораздо большей степени подвергается негативному воздействию вместе с пассажирами в случае собственной ошибки, да и скрывать подобные факты в авиации, по целому ряду причин, затруднительно. Поэтому именно в авиации, традиционно, уделяется особое внимание непрерывному обучению с акцентом на симуляцию и командные тренинги.

В учебно-виртуальном комплексе «Ментор Медика» начали тоже проводить симуляционные тренинги по неотложным ситуациям для медицинского персонала в смоделированной среде. Отличительной особенностью такого тренинга является то, что его участниками являются разные категории медицинского персонала одной или различных медицинских организаций. В ходе тренинга создаются условия, где участникам предлагается выполнить профессиональные обязанности так, как если бы они находились на своём рабочем месте. Обязательным компонентом таких занятий, помимо самого выполнения, является разбор рабочего эпизода – дебрифинг. Дебрифинг проводится в определенной последовательности с обязательным использованием видеозаписи эпизода. 

План проведения дебрифинга необходим для того, чтобы в ходе разбора не упустить обсуждение всех факторов, приведших к достигнутому участниками результату. Даже, если действия выполняются предельно верно, без ошибок, такой разбор всё равно необходим для того, чтобы выяснить – персонал осознано соблюдал необходимые правила и действовал по алгоритмам или в конкретном примере это была счастливая случайность. 

Первый опыт в ходе, которого прошли обучение 68 специалистов одного из московских медицинских учреждений, указывает на высокий интерес к формату таких занятий. Сотрудники УВК «Ментор Медика» по своему радуются, когда запланированные ошибки совершаются в симулированной среде, значит, после разбора и повторных тренингов, в реальной практике их станет меньше. Как утверждается в докладе “To Err is Human”, научить работать человека без ошибок не возможно, но научить правильно реагировать на такие ситуации вполне по силам, приложив общие усилия как обучающих, так и обучаемых.

Тема: Менеджмент симуляционного центра
Админ .

СИМУЛЯЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ОПЕРАЦИОННОМ ДЕЛЕ

Автор(ы): Камынина Н.Н., Косцова Н.Г., Шубина Л.Б., Грибков Д.М., Леонтьев А.В.

Город: Москва

Учреждение: ГБОУ ВПО Первый МГМУ им.И.М. Сеченова, кафедра управления сестринской деятельностью и социальной работы, УВК «Mentor Medicus»

Результаты

Термин «хирургическая бригада» включает хирургов, анестезиологов, медицинских сестер, техников и другой персонал операционной, принимающий участие в операции. В значительной мере так же, как пилот самолета для обеспечения безопасного и успешного полета должен полагаться на наземный персонал, летный экипаж и контролеров воздушного трафика, хирург является важным, но не единственным членом бригады, отвечающим за оказание помощи пациенту. Все члены хирургической бригады играют определенную роль в обеспечении безопасности и успеха операции.

В любом деле нужно уметь работать с душой, с полной отдачей и ответственностью. Для здравоохранения, как сферы жизнеобеспечения это особенно актуально. Современные требования к безопасности оказания медицинской помощи предполагают внедрение новых технологий и способов поведения. Создание печатных рекомендаций и протоколов не достаточно для внедрения новых способов работы. Одним из факторов, сопровождающих новые рекомендации должно быть обучение персонала. Однако, удобный и относительно дешевый информативный метод обучения, с заполнением лекционных аудиторий врачами и медицинскими сестрами и приглашением экспертов для передачи мудрости, не обеспечивает устойчивых изменений в поведении медицинского персонала. 

Основными причинами разрыва теории и практики считаются: 1) недопонимание или неверное толкование рекомендаций; 2) недостаточное доверие из-за отсутствия собственного опыта; 3) приверженность старым привычкам из-за опасения утраты имеющихся доходов; 4) недостаточно развитые технические навыки; 5) отсутствие достаточных материальных ресурсов или перегруженность работой; 6) приверженность старым привычкам из-за отсутствия контроля. Включение в программы непрерывного профессионального образования модулей симуляционного обучения могло бы внести вклад в повышение результативности обучения. 

Симуляционное обучение в медицине является новым для российского здравоохранения форматом с выраженным практическим акцентом, эффективно формирующим в участниках прикладные навыки.

В учебно-виртуальном комплексе «Ментор Медика» функционирует программа для внедрения в арсенал любого хирурга навыков эндовидеохиругии, реализуемая серией учебных модулей в семь этапов.

Совместные усилия персонала УВК «Ментор Медика» и преподавателей кафедры Управления сестринской деятельностью и социальной работы позволяют начать реализовывать подобную программу и для медицинских сестер. 

В последствие использование такой площадки планируется и для обучения других членов хирургической бригады, а также совместных тренингов по выработке успешного взаимодействия в команде.

Качество подготовки при этом повышается за счет того, что профессиональное действие может быть неоднократно повторено для выработки уверенности выполнения и ликвидации ошибок. Техническое оснащение УВК позволяет сделать видеозапись выполнения практического навыка, а затем в процессе обучения просмотреть запись и разобрать ошибки. 

Кроме того, моделирование условий операционной в учебной виртуальной клинике позволяет смоделировать существующую профессиональную деятельность, расставив акценты на необходимые изменения и редкие ситуации, требующие особых навыков и поведения со стороны любого члена хирургической бригады.

Обязанности операционной сестры постоянно расширяются, сформировался принципиально новый уровень ее совместной работы с хирургом. Она, как никто другой, ответственна за безопасность и надежность при оперативном лечении. Поэтому в ходе реализации программы дополнительного профессионального образования по специальности «Операционное дело» учитывается возрастающая роль этики и психологии в медицине, рекомендации Всемирной Организации Здравоохранения, опыт подготовки медицинских сестер в России, США, странах Европы, достижения отечественного симуляционного обучения. 

В данную программу включен собирательный термин “медсестра периоперативной практики”, который объединяет три этапа лечения хирургического пациента (пред-, интер- и послеоперационный период), что полностью отображает сестринскую деятельность в хирургии.

Любая профессия требует постоянного обучения, деятельность операционных сестер не исключение и предусматривает подтверждение владением набором определенных практических навыков. Оценку уровня подготовки, а также тренинги по достижению соответствующего уровня в учебной виртуальной клинике, с использованием тренажеров и симуляторов, позволяет сделать эту программу эмоционально насыщенной и полезной для практического здравоохранения. 

Командная работа, осознание необходимости взаимодействия, стремление отработать не только практические навыки, но и коммуникативные будут являться основой успешной составляющей подготовки специалиста, что позволит минимизировать риски в практической работе и способствовать безопасной среде в операционных.

Тема: Мультидиcциплинарный тренинг
Админ .

ВЗАИМНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Автор(ы): Свистунов А.А., Фомин В.В., Шубина Л.Б., Грибков Д.М., Горшков М.Д.

Город: Москва

Учреждение: ГБОУ ВПО Первый МГМУ им.И.М. Сеченова УВК «Mentor Medicus»

Результаты

Наличие системы мотивации преподавателей и обучающихся совместно с объективной оценкой смогут стать инструментом для повышения качества образования. 

Организаторы системы подготовки должны понимать, что в сегодняшней ситуации у людей не просто появилась возможность самостоятельно принимать решения о выборе профессии, вуза, рабочего места и т.д., но это стало и необходимым в их жизни. Как это ни парадоксально, многие студенты не готовы пользоваться данными правами, и продолжают ждать, когда родители выберут для них вуз, тот, в свою очередь, наполнит их знаниями и обеспечит высокооплачиваемым рабочим местом. А работодатели в один голос заявляют, что не довольны подготовкой большинства выпускников, потому что хотят видеть в своих организациях не просто специалистов с багажом знаний, а активных, гибких и целеустремленных «прогрессоров», которых не надо постоянно подгонять и заставлять.

Требования к повышению качества профессиональной подготовки специалистов с медицинским образованием заставляют искать рациональные решения, отлаживать систему их обучения. В структурах многих медицинских вузов Российских Федераций существуют, так называемые фантомные центры практической подготовки или симуляционные центры, где имитируется будущая профессиональная деятельность. Роль пациентов при этом выполняют высокотехнологичные роботы. Выделение отдельной структурной единицы подобной коучинг-центру «Учебная виртуальная клиника «Ментор Медика» Первого МГМУ им.И.М. Сеченова является инновационным проектом в Российской Федерации и целесообразно с позиции использования междисциплинарной интеграции, реализации компетентностного подхода в обучении и развития системы непрерывного медицинского образования. Преимущество «Ментор Медика» в том, что это структура позволяет еще на этапе обучения освоить техники и способы практической деятельности. 

Одним из препятствующих факторов внедрения инновационных технологий в процесс обучения является недостаточная мотивация обучающихся, которая выражается в пассивности на занятиях, не использования возможностей факультативов, отсутствии перспективного видения использования знаний и умений по отдельным темам, не желании приобретать компетентность, а ориентированности только на получение оценки. 

Смена устройства общества – переход на рыночные (свободные) отношения требует такого же отношения и к организации учебного процесса.

В коучинг-центре «Учебная виртуальная клиника «Ментор Медика» Первого МГМУ им.И.М. Сеченова с самого начала его существования были созданы условия для самообучения студентов, но желающих было не много. Пока не появился элемент – объективный экзамен, пройти который без нужной подготовки стало не возможным! Весной 2012 года издан приказ Минздравсоцразвития России о порядке допуска лиц, не завершивших освоение основных образовательных программ высшего медицинского образования к осуществлению медицинской деятельности на должностях среднего медицинского персонала. Приказ позволяет решить сразу две задачи: восполнить дефицит среднего медицинского персонала и дать реальную практику будущим врачам, пока они заканчивают своё основное обучение. 

В результате первых попыток проведения такого экзамена в нашем Центре выявилось, что практическая подготовка большинства студентов по дисциплине «Уход», не соответствовала необходимому уровню из-за того, что они считали её не профильной для профессии будущего врача. Из всего количества студентов, заявивших о желании пройти испытание этого специального экзамена в 2012 году прошли только 6%.

После этого эпизода большое количество студентов попросило организовать для них дополнительную подготовку перед сдачей экзамена. 

Было принято решение обеспечить потребность в преподавателях, для дополнительного обучения большого количества студентов, за счет самих студентов. И организовать это обучение в формате контролируемой самоподготовки. Для чего в нашем Центре учебной виртуальной клинике «Ментор Медика» развернута система тьюторства. Когда Центр берёт на себя обязательство организовать подготовку тьюторов из числа активных студентов по интересуемым их модулям, а они в свою очередь берут на себя обязательство после прохождения обучения проводить занятия по этим модулям со всеми желающими студентами.

Благодаря их деятельности процент студентов успешно сдавших экзамен на замещение должности среднего медицинского персонала с 6% в 2012 году выросло до 23% в 2013. При этом, процент сдавших экзамен от всех прошедших, хотя бы одно занятие с тьюторами, составил 69%, а среди самих тьюторов – 100%. 

В целом идея совершенно справедливая: обучая других, начинаешь лучше понимать сам. Обучение друг друга развивает и уважение к преподавательскому труду в целом. 

Наличие системы организованной самостоятельной работы студентов в виде тьюторства стало способствовать внедрению инновационной технологии симуляционного обучения, а также является фактором повышения мотивации обучающихся.

Тема: Менеджмент симуляционного центра
Админ .

ОБЪЕКТИВИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ

Автор(ы): Свистунов А.А., Шубина Л.Б., Грибков Д.М., Холопов М.В., Чечеткин Е.В.

Город: Москва

Учреждение: ГБОУ ВПО Первый МГМУ им.И.М. Сеченова УВК «Mentor Medicus»

Результаты

Наличие системы мотивации преподавателей и обучающихся совместно с объективной оценкой смогут стать инструментом для повышения качества образования.

Система оценивания освоения образовательных программ учащимися – важнейший элемент образования. Необходимость оценивания результатов обучения отмечают все участники образовательного процесса: управленцы, преподаватели, обучающиеся, работодатели. 

Эффективность используемой системы учета оценок зависит от целей её использования, от наличия автоматизации учета и от объективности самой оценки.

Повысить объективность педагогической оценки возможно, если результаты измерений обрабатывать математическими методами и сопровождать характеристиками точности измерений, валидности и надежности. Такие системы успешно применяются при компьютерном тестировании, которое в основном направлено на оценку знаний и умственных умений. Внедрение системы симуляционного (имитационного) обучения в сфере здравоохранения позволяет его использовать для объективной оценки не только знаний, но и уровня практического мастерства.

Необходимость в такой оценке целесообразна для новичков – прежде, чем их допустить к дальнейшему обучению (работе) в клинике, а также для практикующих специалистов с целью подтверждения соответствия их действий современным стандартам медицинской деятельности. При этом практикующих специалистов можно оценивать и в ходе их профессиональной деятельности, за исключением редко встречаемых ситуаций. 

Для объективности целесообразно использовать конкретные критерии или несколько одновременно работающих экспертов, чтобы их измерения подвергнуть математической обработке.

Существуют разные подходы к измерению уровня сформированности мануального профессионального умения. В Учебном виртуальном комплексе «Первого меда» коучинг-центре «Ментор Медика» создается система, где мнение отдельных экспертов сводится к нулю. Учитывается только коллективное мнение экспертов при разработке листа экспертного контроля, в нем четко и недвусмысленно описывается, что должен демонстрировать кандидат. Во время проведения процедуры контроля, действия кандидата регистрирует в листе экспертной оценки сотрудник центра с функциями не эксперта, а хорошего секретаря. Дополнительно для избегания конфликтных ситуаций действия кандидата записываются на видео и хранятся в базе данных. 

Для задач видеорегистрации в помещениях Центра применяются поворотные сетевые видеокамеры. Характеристики используемых сетевых видеокамер – это высокое разрешение и возможность PTZ-управления из операторской. Двунаправленная передача аудиосигнала обеспечивается комплектом внешнего микрофона и комплектом активных колонок, которые подключаются к соответствующим интерфейсам сетевой видеокамеры. Ключевое преимущество применения технологий сетевого видеонаблюдения заключается в возможности использования для работы системы существующей в Центре кабельной инфраструктуры и активного оборудования локальной вычислительной сети (ЛВС).

Все документы о результате аттестации сохраняются с целью проведения различных процедур управленческого контроля учебного процесса. Знание о существовании базы данных результатов обучения будет дополнительно стимулировать обучающихся, а также снижать возможности для злоупотреблений со стороны лиц, принимающих экзамен (зачет). 

Самое сложное при создании такого объективного экзамена – это выбор конкретного алгоритма и стандарта деятельности с однозначными критериями подтверждения этого, удовлетворяющий требованиям большинству экспертов. В идеале подобные стандарты должны создаваться на основании данных полученных медицины основанной на доказательствах (МОД). Но не для всех видов медицинской деятельности такие данные существуют, поэтому процесс объективизации контроля растянут во времени.

Тем не менее, создание объективного экзамена в Учебном виртуальном комплексе «Первого меда» коучинг-центре «Ментор Медика» обеспечивается следующими тремя факторами:

• структурно и четко сформулированные требования к компетентности (доступ к тексту Листа экспертного контроля на сайте в виде «Стандарта обученности»)

• справедливые и реализуемые санкций в случае не соответствия к выше упомянутым требованиям (не пройденные испытания можно пересдать только в следующий эпизод проведения такого экзамена, а именно через шесть месяцев)

• регистрация результатов практического экзамена (лист экспертного контроля с результатами кандидата, именные данные в компьютерном регистраторе, если таковой предусмотрен, и видеозапись)

Студенты поняли, что сдать практический этап аттестации в нашем Центре можно только имея должную подготовку! А иметь должную подготовку можно, только если самому учиться, проходить регулярные тренировки, возможности, для прохождения которых организованы в системе тьюторства нашего Центра. Главное – это быть ответственным за то образование, которое ты получаешь.

Тема: Менеджмент симуляционного центра
Админ .

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ (ТРЕНИНГОВЫХ) ФОРМ ОБУЧЕНИЯ ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ

Автор(ы): Нестерова Е.В., Шубина Л.Б., Грибков Д.М., Тинт Т.З.

Город: Москва

Учреждение: ГБОУ ВПО Первый МГМУ им.И.М. Сеченова УВК «Mentor Medicus»

Результаты

В соответствии с Законом РФ «Об образовании в РФ» 273-ФЗ, (ст.41) здоровье обучающихся отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования, и одним из важных аспектов является пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни (ЗОЖ). 

Очень многие зачастую не желают заниматься укреплением своего здоровья, так как это требует целеустремленности, настойчивости, значительных волевых усилий. Здоровье - часто недооценивают, когда оно есть, воспринимая его как данность, и не обдуманно растрачивают свои функциональные резервы. Современная жизнь постоянно усложняется и упор, в основном, делается на умственное развитие, карьерный рост, отодвигая физическое развитие и соблюдение правильного режима дня на второй план, что в свою очередь приводит к постоянному ухудшению здоровья.

Многие посещают фитнес-центры, подбирая себе двигательную активность и режим тренировки самостоятельно, при этом, не имея представлений об оптимальной частоте пульса, правильной технике выполнения упражнений и рационального режима питания. Часто диета сопровождается однобоким подходом или голодовкой. Большое количество разнообразной, порой противоречивой информации в различных источниках, ещё больше усугубляет ситуацию для неупорядочного применения оздоровительных методик. Впоследствии такое положение может даже навредить здоровью. Так, например, если не укрепить мышцы стопы, занятие бегом человеком с плоскостопием, может спровоцировать боли в тазобедренном суставе и/или позвоночнике.

Таким образом, назрела необходимость целенаправленного культивирования здорового образа жизни, обучению рачительному использованию функциональных резервов, а не только пропаганде пагубного воздействия вредных привычек. 

В настоящее время в учебно-виртуальной клинике «Ментор Медика» в рамках обучения по программе профессиональной ориентации для учащихся 10 классов общеобразовательных школ «Шаг в медицину» разработаны и внедрены различные учебные модули о здоровье человека, о способах лечения, ухода и первой помощи, а также профилактике этих состояний. В программу включен и отдельный модуль по ЗОЖ. Его цель приобщение участников программы к здоровому образу жизни и овладению современными здоровье-сберегающими технологиями. 

В рамках занятий предполагается решение следующих задач: Повышение компетентности в вопросах о здоровье, навыках содействующих его поддержанию, укреплению и сохранению, оценки функциональных возможностей, а также мотивации к ответственному отношению к своему здоровью.

За развитием осознанного отношения к своему здоровью и непрерывной системой внедрения умений и навыков оптимальной физической активности, питания, полового поведения, личной гигиены и самоконтроля за их выполнением будет формироваться устойчивая мотивация к здоровому образу жизни. Наличие такой мотивации позволит заботе о собственном здоровье стать естественной формой поведения в течение всей жизни.

Для того, чтобы информация о ЗОЖ не превратилась в скучную лекцию с нотациями, сотрудниками УВК «Ментор Медика» разработано практическое занятие в формате ролевой игры «Профилактическая оценка состояния здоровья пациента» с использованием методик измерения интегральных показателей, биоимпеданса, а также изучение «азбуки фитнеса и рационального питания».

На основании интереса участников к проведенной работе можно сделать вывод о необходимости активного участия медицинских работников, педагогов и психологов в вопросах формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни и мотивации к изучению своих возможностей среди различных категорий населения.

Тема: Сестринское дело, уход
Админ .

ЭФФЕКТИВНОСТЬ СИМУЛЯЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ МЕТОДАМ ИНГАЛЯЦИОННОЙ АНЕСТЕЗИИ

Автор(ы): Блохина.Н.В., Пасечник И.Н., Скобелев Е.И., Крылов В.В., Рыбинцев В.Ю., Волкова Н.Н.

Город: Москва

Учреждение: ФГБУ "Учебно-научный медицинский центр" Управления делами Президента Российской Федерации

Результаты

АКТУАЛЬНОСТЬ. Симуляционное обучение прочно вошло в современную образовательную практику. Однако невелика база доказательств достоверного переноса навыков, полученных в симуляционном центре, в клиническую практику на пациентах.

 

ГИПОТЕЗА. Навыки, полученные на роботах-симуляторах, успешно переносятся в клинику.

 

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Мы провели сравнение эффективности методик обучения ингаляционной анестезии у клинических ординаторов первого года обучения. Клинические ординаторы (23 человека) были разбиты на две группы. В первую группу включили 12 человек, которые прошли общепринятую стандартную теоретическую подготовку. Во вторую группу вошло 11 клинических ординаторов, которые изучали способы проведения ингаляционной анестезии на роботе-симуляторе METI-HPS. Все ординаторы участвовали в семинарах по ингаляционным методам анестезии и успешно сдали теоретический зачет. Затем каждый ординатор под наблюдением опытного сертифицированного специалиста провел в клинике по 5 ингаляционных анестезий с индукцией внутривенным анестетиком. 

 

Оценивали эффективность обучения по пяти параметрам, которые вносили равный вклад в суммарную оценку (максимально 100 баллов): состояние гемодинамики, достижение и поддержание целевого уровня биспектрального индекса, поддержание постоянной целевой концентрации анестетика в выдыхаемой дыхательной смеси (оценивали по величине минимальной альвеолярной концентрации (МАК), время до экстубации после окончания операции, время до перевода больного в палату. За 100 % принимали усредненные показатели сертифицированных специалистов. 

 

РЕЗУЛЬТАТЫ. Установили, что клинические ординаторы в 1-й группе набрали в среднем 40,6±5,8 баллов, а во 2-й – 70,3±6,9 баллов (р<0,05 между группами). 

 

ВЫВОДЫ. Изучение эффективности симуляционного обучения методам ингаляционной анестезии у клинических ординаторов первого года обучения показало, что использование роботов-симуляторов позволяет повысить эффективность обучения клинических ординаторов анестезиологов-реаниматологов. Навыки, полученные на роботах-симуляторах, успешно переносятся в клинику

Презентация

 

Тема: Анестезиология-реаниматология, неотложная помощь
Максим Горшков