Конференции / РОСМЕДОБР-2018 / РОСОМЕД-2018 / Web-сервис формирования клинико-диагностических компетенций студентов и врачей в вузовском и последипломном медицинском образовании

Web-сервис формирования клинико-диагностических компетенций студентов и врачей в вузовском и последипломном медицинском образовании

Автор(ы): Карась С.И.(1), Колганов С.О.(2)

Город: Томск

Учреждение: 1) НИИ кардиологии, Томский НИМЦ; СибГМУ 2) ООО "Элекард-Мед"

Актуальность

Существует ряд проблем в клинической подготовке студентов Российской Федерации. Большинство медицинских вузов не имеет своих клиник; при этом в любой клинике может не быть пациентов с изучаемой патологией; страховая медицина осложняет вовлечение студентов в лечебно-диагностический процесс. Кроме того, студенты во время обучения систематически не приобретают навыков работы с медицинскими информационными системами, что не соответствует требованиям современного рынка труда. Информационные компетенции Российских студентов можно развивать при изучении клинических дисциплин, используя электронные истории болезни, активно формируя общее для студентов и преподавателей информационное поле. Врачу в системе непрерывного медицинского образования необходимо ежегодно проходить курс повышения квалификации на базе образовательного учреждения. Очное присутствие врача на курсах приводит к материальным затратам, а также к дефициту кадровых ресурсов на основном месте его работы, что особенно ощутимо в удаленных от медицинских образовательных центров регионах. Для решения задачи совершенствования клинико-диагностических компетенций и проверки навыков принятия врачебных решений без непосредственного контакта с пациентами и преподавателем актуальны виртуализация завершенных случаев заболевания и обеспечение удаленного доступа к этой информации.

Цель

В Томске выполняется проект, морально и финансово поддержанный ИТ-кластером Томской области, целью которого является разработка и реализация информационно-коммуникационного подхода к формированию клинико-диагностических компетенций обучающихся с использованием учебных электронных историй болезни и образовательной технологии "виртуальных пациентов". В рамках проекта решались задачи разработки интерактивной учебной электронной медицинской карты (УЭМК) на платформе существующей медицинской информационной системы и учебных электронных историй болезни (УЭИБ), профилированных в соответствии с определенными клиническими дисциплинами. Задачами проекта также являются создание баз мультимедийных виртуальных пациентов (деперсонализированных завершенных случаев) и клинико-диагностических задач на их основе. Проект будет завершен созданием Web-сервиса использования УЭИБ и виртуальных пациентов в образовательном процессе. Для подготовки технического задания на модификацию МИС использованы коммуникативные методы извлечения персональных экспертных знаний преподавателей-клиницистов. Для моделирования образовательного и лечебно-диагностического аспектов клинических дисциплин применена стандартная методология UML.

Результаты

Реализация модифицированного программного средства проведена сотрудниками ООО "Элекард-Мед". На первом этапе проведена разработка интерактивной УЭМК. Ненужные при обучении функции МИС в интерфейсе нового продукта отсутствуют. Взаимодействие с преподавателем происходит в специально созданных окнах интерфейса, где обучающийся отмечает окончание заполнения раздела УЭМК и получает от преподавателя информацию о ее качестве, комментарии, оценку. Особенности оформления историй болезни в разных клинических дисциплинах были учтены в интерфейсах, что привело к созданию "терапевтической" и "хирургической" типовых деперсонализированных УЭИБ. Организация Web-сервиса использования УЭИБ пока не проведена, хотя решение этой задачи требует лишь определенных кадровых, финансовых и временных ресурсов. В научной литературе можно встретить разное понимание термина "виртуальный пациент": и компьютеризованные роботы-симуляторы, и мультимедийные имитации обследования пациента, и стандартизованные клинические случаи в исполнении добровольцев или актеров. Мы понимаем под виртуальным пациентом совокупность деперсонализированной информации разного типа, описывающей завершенный случай заболевания и реализованной на основе Web-технологий. В настоящее время этот раздел работы оформлен в виде заявки на проект основного конкурса РФФИ по разделу "Фундаментальные проблемы образования". Интеграция информационно-коммуникационных и образовательных технологий в клинических областях имеет фундаментальное значение для отечественной педагогики. Большое прикладное значение будут иметь база виртуальных пациентов, которая будет использована для формирования клинических компетенций студентов и повышения квалификации врачей путем демонстрации и детального разбора "эталонных" завершенных случаев заболевания. Компьютерная имитация этапов работы с пациентом и Web-доступ дают возможность неоднократного изучения завершенного случая заболевания в удобное время, развития и совершенствования навыков клинического мышления. Для проверки этих навыков адекватны мультимедийные клинико-диагностические задачи с рейтинговой оценкой эффективности принятия решений. Web-сервис предоставления информационно-технологической платформы для ведения обучающимися УЭИБ, демонстрации виртуальных пациентов и решения клинико-диагностических задач может стать основой дистанционной клинической подготовки в вузовском и непрерывном медицинском образовании Российской Федерации.

Тема: Мультидициплинарный тренинг
Елена Заславская

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: