Конференции / РОСМЕДОБР-2018 / РОСОМЕД-2018 / Некоторые аспекты организации симуляционного обучения студентов медицинских вузов на примере формирования навыков инвазивных процедур

Некоторые аспекты организации симуляционного обучения студентов медицинских вузов на примере формирования навыков инвазивных процедур

Автор(ы): В.П. Шеховцов1, Т.М. Валиев1, К.А. Сазонов1, Heather M. Morgan2

Город: Тверь

Учреждение: 1Центр симуляционного обучения и аккредитации специалистов ФГБОУ ВО Тверской ГМУ Минздрава России Институт прикладных наук о здоровье, Абердинский университет, Великобритания

Актуальность

Наличие устойчивых навыков выполнения базовых инвазивных манипуляций является фундаментом формирования профессиональных компетенций будущего врача. Формирование и закрепление этих навыков во всех странах мира осуществляется на додипломном уровне подготовки медицинского специалиста.
По данным мировой литературы к таким навыкам относятся венепункция, постановка внутривенного доступа, подкожные и внутримышечные инъекции, катетеризация мочевого пузыря. Для улучшения качества подготовки специалистов, учета этических аспектов при выполнении указанных процедур на пациентах обучение студентов с применением симуляционных образовательных технологий является наиболее оптимальным способом.
Существуют разнообразные симуляционные технологии и педагогические методы формирования навыков. Более того, каждое образовательное учреждение может иметь собственный подход к их применению. При этом важно достичь продуманной интеграции симуляционного обучения в систему медицинского образования.
Таким образом, вопросы организации симуляционного обучения в вузах приобретают важное практическое значение.

Цель

Проанализировать данные мировой литературы об организации (курс/-ы обучения, временной промежуток между тренировками в симуляционных условиях и клинической практикой, длительность тренировок, методология выполнения навыков) симуляционного обучения студентов инвазивным процедурам (венепункция, постановка внутривенного доступа, подкожные и внутримышечные инъекции, катетеризация мочевого пузыря).

Материалы и методы

Для выполнения поставленной цели был выполнен обзор литературы, найденной в базах данных PubMed и Cochrane. Наряду с булевыми операторами использовались следующие ключевые слова: simulat*, invasive, practical, basic, procedur*, skill*, undergraduate, curriculum, integrat*, continuing, education, injection*, urinar*, urethr*, intraven*, ven*, cathet*.
Критериями включения статей в обзор являлись:
1. Английский язык публикаций
2. Целевая популяция – обучающиеся додипломного уровня
3. Описание применения симуляционных технологий для тренировки навыков инвазивных процедур, упомянутых в разделе «Цели», во всей публикации или ее части независимо от объема
4. Рассмотрение любого из организационных аспектов, заявленных в разделе «Цели»
5. Любой дизайн исследований
Критерии исключения статей из обзора не были детализированы, поскольку они являлись противоположными по отношению к критериям включения.

Результаты

В результате поиска были найдены 1315 публикаций, из которых в литературный обзор были включены 17 материалов, включая 14 работ за последние 10 лет.
Проведенный анализ показал, что в настоящее время наблюдается дефицит данных, посвященных организации симуляционного обучения базовым инвазивным процедурам. Отдельные публикации рассматривают только педагогические подходы или посвящены общей концепции симуляционного обучения. Согласно информации включенных в обзор статей, большинство тренировок вышеуказанных навыков выполнялись в различное время на первых трех годах обучения. Однако первичной информации о временном промежутке между тренировками в симуляционных условиях и клинической практикой оказалось недостаточно. Согласно имеющимся данным это был тот же год обучения. Длительность тренингов находится в зависимости от целей занятий и конкретных особенностей определенного образовательного учреждения. Так, могли проводиться 9 тренировочных сессий в течение 1 месяца с количеством повторения отдельного навыка обучающимся до 37 раз, трехнедельные курсы с длительностью занятия около 70 минут раз в неделю и др.
Что касается методологии выполнения инвазивных навыков, то авторы только трех публикаций обратили внимание на этот вопрос и указали определенный ресурс информации о правильности выполнения процедуры. При этом имелась отсылка к различным практическим руководствам, консультациям с экспертами, к проверочному листу объективного структурированного клинического экзамена, разработанного Juenger и Nikendei.

Обсуждение

Авторы литературного обзора не смогли обнаружить публикации, посвященные именно организационным аспектам симуляционного обучения. Это обстоятельство определило дальнейшую тактику действий по извлечению любой возможной информации согласно критериям включения в литературный обзор.
Наши результаты подтверждают высокую степень организационного разнообразия.
С одной стороны, оно может стать фактором развития конкурентной среды для формирования наиболее эффективного обучения с применением симуляционных технологий. Однако авторами не обнаружены данные об отдаленных образовательных результатах для включенных в обзор публикаций.
С другой стороны, отсутствие общего знаменателя для организационных аспектов может иметь практические последствия в виде ухудшения качества подготовки специалистов. Так, для инструктора сложностью является формулирование конкретных финальных шагов для выполнения навыка обучающимся. Поэтому авторы обзора полагают, что методология выполнения навыков нуждается в унификации в рамках каждой конкретной системы медицинского образования. Некоторую определенность в этом вопросе в нашей стране вносят требования к проведению второго этапа (оценка практических навыков в симулированных условиях) аккредитации специалистов. Но происходит это только на этапе проверки уровня освоения некоторых навыков.

Выводы

В англоязычной литературе наблюдается дефицит первичной информации по вопросу организации симуляционного обучения инвазивным процедурам в рамках додипломного медицинского образования. Более того, найденные данные свидетельствует о высокой степени разнообразия подходов к этой проблеме. В то время как курс/-ы обучения, временной промежуток между тренировками в симуляционных условиях и клинической практикой, длительность тренингов могут варьироваться в зависимости от ресурсов и возможностей образовательного учреждения, формирование единой детализированной методологии выполнения навыков является краеугольным камнем для повышения качества подготовки специалистов.

Тема: Менеджмент симуляционного центра
Виктор Шеховцов

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: