Конференции / РОСМЕДОБР-2018 / РОСОМЕД-2018 / ОЖИДАНИЯ УЧАСТНИКОВ ПИЛОТНОГО ПРОЕКТА ОТ СТАНЦИИ «СБОР ЖАЛОБ И АНАМНЕЗА НА ПЕРВИЧНОМ АМБУЛАТОРНОМ ПРИЁМЕ ВРАЧА» В ПЕРИОД ПРОВЕДЕНИЯ ПЕРВИЧНОЙ АККРЕДИТАЦИИ

ОЖИДАНИЯ УЧАСТНИКОВ ПИЛОТНОГО ПРОЕКТА ОТ СТАНЦИИ «СБОР ЖАЛОБ И АНАМНЕЗА НА ПЕРВИЧНОМ АМБУЛАТОРНОМ ПРИЁМЕ ВРАЧА» В ПЕРИОД ПРОВЕДЕНИЯ ПЕРВИЧНОЙ АККРЕДИТАЦИИ

Автор(ы): Васильева Е.Ю., Томилова М.И.

Город: Архангельск

Учреждение: Северный государственный медицинский университет

Актуальность

Реализация пилотного проекта в вузе всегда сопряжена с определенными трудностями, как организационного, так и психологического характера. Необходимо замотивировать участников проекта, изучить их ожидания и обучить. Введение в качестве эксперимента станции «Сбор жалоб и анамнеза на первичном амбулаторном приёме врача» в период проведения первичной аккредитации определенно есть дополнительная нагрузка на выпускников медицинского вуза, к которой готов не каждый. Поэтому на первом этапе реализации пилотного проекта для выпускников лечебного факультета СГМУ были проведены следующие мероприятия: беседа со всеми потенциальными аккредитуемыми (176 чел.), которая носила разъяснительно-мотивационный характер. После данной беседы согласились участвовать в проекте и прошли обучение – 27 человек (15,3%). Им были прочитана лекция (4 часа) на тему «Коммуникативные навыки врача» и проведены групповые и индивидуальные консультации в центре аккредитации и симуляционного образования (2 шт.). В этот же период изучались ожидания участников от участия в проекте.

Цель

Цель исследования заключалась в изучении ожиданий участников пилотного проекта до и после работы на станции «Сбор жалоб и анамнеза на первичном амбулаторном приёме врача».

Материалы и методы

Пилотный проект по оценке навыков общения был реализован на базе центра аккредитации и симуляционных образовательных технологий Северного государственного медицинского университета 5 июля 2018 года. Исследование поперечное одномоментное, в электронную базу данных вносили сведения об ожиданиях выпускников лечебного факультета от участия в пилотном проекте до и после его реализации.
В пилотном проекте приняли участие 19 человек. Большинство составили женщины (73,7% и 26,3% соответственно). Для сбора данных использовалась анкета, включавшая в себя на первом этапе вопрос «Что вы ожидаете от участия в проекте?» , а на втором – «Получили ли вы удовлетворение от участия в проекте?» и «Совпали ли ваши ожидания с полученным результатом»? Для анализа данных использовался качественно-количественный контент анализ.

Результаты

При изучении структуры мотивов участия выпускников в проекте на основе контент-анализа их ответов на вопрос «Почему вы согласились участвовать в проекте?» установлено, что главным мотивом для 16% из них является «интерес»: «стало интересно, что представляет собой проект», «интересно, люблю в новом участвовать», «интерес», «любопытство» и т.п.
Для большинства выпускников ведущим мотивом участия в пилотном проекте стала возможность получить новые знания и опыт общения с пациентом, который может пригодиться в дальнейшей врачебной деятельности: «полезный опыт, пригодится для дальнейшей работы», «это поможет в будущей работе и взаимодействию с пациентами», «т.к. с сентября буду работать участковым терапевтом, получить новые знания» (80%). Для 7% респондентов мотивом участия в проекте оказалось получение оценки своих коммуникативных навыков для последующей коррекции. Только один ответ отражает влияние внешнего фактора: «уговорили».
Ожидания выпускников от участия в пилотном проекте связаны с приобретением новых знаний в области коммуникации в процессе сбора жалоб и анамнеза на первичном приёме врача: «хочу получить знания по коммуникации с пациентом», «получение информации о психологической составляющей работы врача» и др. (24%), а также с возможностью получить опыт или возможность усовершенствовать свои навыки общения с пациентом для дальнейшей практики: «понимание новых аспектов общения с пациентом, особенно на участке. Узнавание моментов, которые помогут избежать необоснованных жалоб от пациентов, улучшить качество будущей работы», «узнать что-то новое, закрепить уже имеющиеся знания о сборе жалоб и анамнеза. Какие-то моменты разобрать более детально. Узнать тонкости» (60%). Часть респондентов связали ожидания от участия в проекте с обучением и диагностикой сильных и слабых сторон собственной коммуникативной деятельности: «Научиться выстраивать доверительные отношения врач-пациент», «научиться избегать или выходить из конфликтных ситуаций», «развить навыки общения с пациентом и умение правильно собрать анамнез», «выявить свои недостатки в общении с пациентом, устранить их» (12%).
Результаты анализа ответов аккредитуемых после работы на станции показали, что 94,7% удовлетворены участием в проекте. У 60% полученные результаты совпали с ожиданиями: «проверил свою компетенцию», «получил новый опыт», «обозначилась проблема, с которой нужно будет работать».

Обсуждение

Изучение мотивов и субъективных ожиданий участников проекта до и после её проведения даёт возможность предположить, что они испытывают определенный дефицит знаний в области взаимодействия врача и пациента, не в полной мере уверены в том, что имеющийся опыт коммуникации является достаточным для эффективного общения с пациентами. Всё это позволяет организаторам пилотной станции оптимально выстроить подготовительную работу, скорректировать содержание контактной работы с аккредитуемыми, сделать выводы, направленные на дальнейшее совершенствование формирования коммуникативных навыков будущих врачей на всех этапах обучения в медицинском вузе.

Выводы

Ранжирование мотивов участия обучающихся в пилотном проекте показало, что ведущими мотивами участия является возможность получить новые знания и опыт, а также оценка своих коммуникативных навыков для последующей коррекции, интерес к проекту.
Все ожидания от участия в проекте в основном связаны с приобретением новых знаний и опыта в области коммуникации в процессе сбора жалоб и анамнеза на первичном приёме врача. Удовлетворенность участием в эксперименте очень высокая (94,7%), а степень совпадения ожиданий до и после проекта – удовлетворительная (60%). Для повышения данного показателя аккредитуемые предлагают больше внимания на практических занятиях уделять правильному общению с пациентом, проигрывать ситуации «врач-пациент», готовить будущего врача к общению с пациентом с 1 курса обучения в медицинском вузе.

Тема: Коммуникативные навыки
Елена Васильева

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: