Конференции / Росмедобр-2017 / РОСОМЕД-2017 / Новый формат итогового интегрированного ОСКЭ для студентов 3 курса

Новый формат итогового интегрированного ОСКЭ для студентов 3 курса

Автор(ы): Кемелова Г.С., Риклефс В.П., Камарова А.О., Аимбетова Д.Б., Исатаева Ж.С., Нурсултанова С.Д.

Город: Караганда, Казахстан

Учреждение: Карагандинский государственный медицинский университет

Актуальность

Новые стандарты подготовки медицинских кадров требуют внедрения новых подходов к организации учебного процесса, а именно внедрению интегрированного обучения, инновационных методов обучения и преподавания, а также оценки знаний, ориентированных на формирование и развитие основных компетентностей студентов медицинских вузов. С 2007 года в Карагандинском государственном медицинском университете (КГМУ), успешно было внедрено интегрированное обучение, основанное на системном подходе. Интегрированное обучение успешно используется на 3 курсе специальности «Общая медицина» путем последовательного изучения базовых биомедицинских дисциплин и пропедевтики внутренних болезней по отдельно взятой системе организма. В основу интегрированного обучения положен принцип модулей по восьми системам органов человека: сердечно-сосудистая, дыхательная, пищеварительная, нервная, мочеполовая, эндокринная, опорно-двигательная с кожей и придатками, система кроветворения. Для оценки результатов достижения на третьем курсе нами был внедрен новый формат итогового интегрированного ОСКЭ -3. Итоговый интегрированный ОСКЭ-3 проводился по 4 системам: сердечно-сосудистая система, дыхательная система, пищеварительная система, мочевыделительная система. С целью изучения приемлемости использования данного формата в будущем нами был проведен опрос среди экзаменаторов, которые участвовали в данном ОСКЭ-3.

Материалы и методы

Проведено онлайн анкетирование 44 экзаменаторов ОСКЭ-3. Анкета для экзаменаторов содержала основные пункты в соответствии с требованиями составления анкет по удовлетворенности. Шкала для оценки использовалась от 1 до 5. Данные опроса были обработаны статистическим методом.

Результаты

ОСКЭ-3 использовался для оценки эффективности обучающихся в сборе анамнеза и коммуникативных навыков, знания по 8-ми базовым дисциплинам, которые они изучали на 3 курсе (анатомия, физиология, гистология, патологическая анатомия, патологическая физиология, пропедевтика внутренних болезней, визуальная диагностика, фармакология). Ролью данного ОСКЭ-3 является оценка конечных результатов обучающихся по завершению этапа обучения. Формат экзамена включал: 4 станции по 16 минут по 4-м системам (сердечно-сосудистая система, дыхательная система, пищеварительная система, мочевыделительная система) и 2 «станции процедуры» по 8 минут: техника аускультации легких и техника аускультации сердца. На одну станцию заходили по 2 студента. Было 3 параллельных потока (казахский, русский и английский). Время одного потока составляло 82 минуты, из них 80 минут на станции и 2 минуты на переходы, и продолжительность экзамена с участием 1253 студентов составила 7 дней. Обработка оценочных листов проводилось с помощью AccessFormReturn. На станции ОСКЭ-3 по «пищеварительной системе» были использованы стандартизированные пациенты. Критерии были заранее определены по бальной системе от 0 до 5. По завершению экзамена было проведено онлайн-анкетирование, в котором приняли участие 44 экзаменатора, из них 88,6% отметили, что качество проведения ОСКЭ-3 прошло на «хорошо» и «отлично». На вопрос «Как вы оцениваете оснащение станций» 93,1% экзаменаторов отметили как «самый высокий» и «высокий» (4 и 5). «Удобство заполнения оценочных листов», которые были разработаны в новом формате, 90,9% респондентов отметили на высоком уровне (4 и 5). 98% экзаменаторов отметили качество заданий на станциях как «хорошо» и «отлично». Комментарии, оставленные экзаменаторами, в конце опроса стали предметом для совершенствования данного формата ОСКЭ-3 в дальнейшем. Большинство экзаменаторов отметили новый формат ОСКЭ-3 как инновационный, приемлемый, валидный.

Обсуждение

Преимущества ОСКЭ-3:
• Экономичность по времени. Продолжительность экзамена значительно сокращает временные затраты при больших потоках студентов. Количество дней сократилось ровно на 60% за счет того, что одномоментно на станции оценивались два студента. По завершению экзамена могли своевременно получить результаты экзамена, который обрабатывался автоматизированно в день ОСКЭ. Также точный расчет времени экзамена, количества и потоков студентов позволяет правильно распределять нагрузку.
• Экономичность по привлечению экзаменаторов. Новый формат экзамена значительно сократил количество станций и количество экзаменаторов на станциях.
• Снижение психологической нагрузки для студентов. Студенты на станциях работали в парах, оказывая поддержку друг другу, но и в то же время старались продемонстрировать собственные знания и умения.
• Объективность. На каждой станции можно оценить знания и умения студентов по 8 дисциплинам как по отдельности, так и в целом. Задания и вопросы были построены так, чтобы выявить знания студентов по всем 8 дисциплинам. Одномоментно можно было оценить не только знания и умения студентов, но и навыки работы в команде и коммуникативные навыки.
• Системный подход. Порядок проведения экзамена, удобные для заполнения оценочные листы, четкая организация структуры экзамена, своевременная подготовка методического обеспечения по проведению ОСКЭ-3 и оперативность действий, привлеченных к проведению ОСКЭ, заблаговременно, в день экзамена и после экзамена позволяет получить слаженную работу, и способствует эффективной работе в наиболее комфортных условиях во время проведения ОСКЭ.

Выводы

Таким образом, нами были сделаны следующие выводы:
1. Итоговый интегрированный ОСКЭ-3 позволяет одномоментно оценивать эффективность обучающихся в сборе анамнеза и коммуникативных навыков, знания по 8 базовым дисциплинам, которые они изучали на 3 курсе (анатомия, физиология, гистология, патологическая анатомия, патологическая физиология, пропедевтика внутренних болезней, визуальная диагностика, фармакология).
2. Новый формат ОСКЭ экономичный и позволяет сократить продолжительность экзамена при больших количествах студентов, а также сократить количество привлекаемых экзаменаторов.
3. Объективность и системность ОСКЭ зависят от четкой организации и эффективного взаимодействия всех заинтересованных сторон.

Тема: Менеджмент симуляционного центра
Гульшат Кемелова

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: