Конференции / Росмедобр-2017 / РОСОМЕД-2017 / СИМУЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ У АКУШЕРОВ ГИНЕКОЛОГОВ

СИМУЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ У АКУШЕРОВ ГИНЕКОЛОГОВ

Автор(ы): Искаков С.С.,Малгаждарова Б.С., Тулемисова А.А.

Город: Астана

Учреждение: АО «Медицинский Университет Астана»

Актуальность

Метод симуляционного (имитационного) обучения в клинической дисциплине, в частности в акушерстве и гинекологии, представляет большой интерес для обучающихся. Высоко-реалистические медицинские тренажеры все чаще используются для преподавания, успешного управления командами в критических ситуациях (CRM), с которыми часто встречаются будущие акушеры-гинекологи. Показано, что симуляционное обучение приводит к улучшению показателей CRM в симуляционном центре [1]. В АО «Медицинский Университет Астана» Республика Казахстан (РК) в течения ряда лет используется этот метод для обучения, как для врачей- интернов, так и для врачей-резидентов акушеров-гинекологов.
Существенным аспектом этой технологии обучения является внедрение эффективных методов обучения. Одним из таких методов является в использование манекена симулятора «SimМОМ». Это качественно новый подход на пути обеспечения профессионального обучения медицинских кадров, повышения качества оказания медицинской помощи и обеспечения безопасности пациентов[2].

Материалы и методы

Материалом служили проведенные занятия в учебно - клиническом центре (УКЦ) университета интернов акушеров-гинекологов 2 года обучения, врачей интернов врачей общей практики (ВОП) 7 курса и резидентов акушеров -гинекологов 1,2 и 3 года обучения.
Использован метод анкетирования и анализ данных обратной связи в процессе дебрифинга.
Обучение проходили в УКЦ университета, по предварительно составленному графику. На симуляторе создавались отдельные виды клинических ситуаций, приближенные к реальной практике. Заранее готовился сценарий, который проходил обсуждение как на кафедре, и совместно с работниками УКЦ ( руководитель доцент Джумадилов Д.Ш.). Так на первый занятии участники знакомились с манекеном «SimМОМ», со сценарием, оснащением и средствами для оказания помощи. На манекене «SimМОМ» можно воспроизвести три клинических сценария по теме «Акушерские кровотечения»: атония матки, дефект последа и выворот матки. Клиническая ситуация решалась командой из 3-4 врачей-интернов/ резидентов, в течение 10-15 минут. Сценарий менялся для каждой группе и изначально было неизвестно какую клиническую ситуацию команда должна разыграть. Оказание помощи контролировались модератором (тьютором) извне. В дальнейшем работа команды обсуждалась, как самими участниками, так и тьютором, то есть проводился дебрифинг.
Оценка эффективности внедрения нового метода обучения представляет собой наиболее сложный процесс. В оценке эффективности обращалось внимание на:
- умение проанализировать создавшуюся ситуацию;
- оказание неотложной помощи по клиническому протоколу, принятому в РК (демонстрация навыков);
- умение анализировать собственные ошибки и ошибки членов команды, участвовавших в деловой игре;
- владение практическими навыками, четкое выполнение элементов оказания экстренной помощи.
В процессе работы были выявлены некоторые сложности такие как:
- нехватка некоторых лекарственных средств;
- одноразовых пакетов для приема родов;
- систем и растворов для инфузии;
-инструментов;
-перегруженность УКЦ;
-неисправность манекена.

В УКЦ за последние 3 года проведены занятия в 26 группах, из которых 10 групп - врачи интерны ВОП. В 5-и группах при выполнении заданий имели место: напряженная обстановка, при волнения хоатичная работа, отсутствие согласованности в действиях. Участники это объясняли тем, что в реальной жизни во время дежурства, во время работы дневное время их отстраняли, при возникновения критических ситуации в клинике. При анализе анкет отмечено, что все участники высоко оценили занятия в УКЦ, с симулятором Sim«МОМ». Они признали, что созданная ситуация соответствует реальным событиям, в реальном масштабе времени. Даже отрицательный летальный исход при работе на симуляторе не оставил участников без эмоций – все переживали и видя на экране свои действия; осознавали, что необходимо набираться опыта для оказания экстренной помощи в той и/или иной ситуации.

Результаты

Анализ обратной связи показал, что только 9,2% участников после ознакомления со сценарием поняли, что в данном случае имеется акушерские кровотечения. Однако, конкретно причину кровотечения точно угадали только 3,7%. При неоднократном изменении сценариев оказалось, что 83,3% участников показали несостоятельность работы в команде. Каждая вторая группа не смогла определить своего лидера и организатора работы.
Оценка эффективности обучения на симуляторе «SimМОМ» показала более высокие результаты освоения практических навыков, с учетом предыдущих достижений на том же симуляторе, при неоднократном тренинге. Итоги разбора на занятиях позволили разработать индивидуальные траектории обучения для каждого участника, с целью достижения необходимых конкретных результатов, при соблюдении определенных эффективных алгоритмов действий и их неоднократного тренинга.

Обсуждение

Неисправность манекенов относится немедицинской проблеме данного метода обучения. Конечно, существует медтехники и инженера обслуживающие эти симуляторы, манекенов и тренажеры. Однако, и выпускающие и реализующие фирмы на наш взгляд должны гарантировать сроки эксплуатации этих манекенов, муляжей и где имеются заложенные компьютерные программы должны поддерживаться ими определенные временные сроки.
В последнем занятий выявлено, что мочевой пузырь не наполняется и один из клинических навыков выпадает не извесно на какой срок.
Мониторинг и анализ достигнутых результатов, при внедрении индивидуальных траекторий обучения выявил потенциальные возможности дальнейшего улучшения практических навыков и теоретических знаний.

Выводы

Анализ обратной связи при симуляционном обучении у интернов акушеров – гинекологов показал, что у обучающихся есть возможность самостоятельно разобраться над своими ошибками. Симуляционное обучение развивает клиническое мышление, дает возможности планировать отработки основных навыков, которые требуют тренировки или тренинга.

Тема: Акушерство и гинекология
Талап Алиев

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: