Конференции / Росмедобр-2017 / РОСОМЕД-2017 / СКРЫТЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПОДГОТОВКИ К АККРЕДИТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ.

СКРЫТЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПОДГОТОВКИ К АККРЕДИТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ.

Автор(ы): Перепелица С.А.

Город: Калининград

Учреждение: Балтийский федеральный университет имени И. Канта, Калининград, Россия

Актуальность

Аккредитация специалистов является кульминацией обучения в высших медицинских учебных заведениях. Это аналитический этап, позволяющий качественно и количественно определить степень сформированности компетенций у молодых врачей и их готовность к самостоятельной трудовой деятельности. Проведение аккредитации требует определенной подготовки к ее проведению. Для успешного прохождения процесса аккредитации претенденты должны пройти предварительный курс симуляционного обучения с целью закрепления имеющихся практических навыков и умений.

Материалы и методы

Программа подготовка включала предварительный теоретический курс, лекционный и заочный, состоящий в изучении алгоритмов оказания помощи при внезапной остановке сердца, остром коронарном синдроме, анафилактическом и инфекционно-токсическом шоках, гипертоническом кризе. Очный курс включал занятия в симуляционном центре с использованием высокотехнологичных роботов, позволяющих провести симуляцию, максимально близкую к реалистичной ситуации.
Оценка симуляции проводилась с учетом следующих критериев: сбор и интерпретация необходимой информации, исполнение алгоритма осмотра «пациента», с учетом требований пропедевтики внутренних болезней, проведение аналитического этапа формирования клинического диагноза, способность понимания критической ситуации, быстрота и полноценность принятия решения с учетом требований алгоритма оказания неотложной помощи при конкретном неотложном состоянии, умение устного обоснования диагноза, проведения дифференциальной диагностики и назначенного лечения.

Результаты

Сбор и интерпретация необходимой информации на преаналитическом этапе не вызывали особых трудностей у студентов, в случае необходимости в начале симуляции ими задавались уточняющие вопросы, позволяющие наиболее полно представить картину заболевания. Исполнение алгоритма осмотра «пациента» при первых симуляциях вызывало у большинства обучающихся трудности в самой системе осмотра, 75% студентов начинали осмотр «классически», как в пропедевтике внутренних болезней, не учитывая критическое состояние пациента, 25% обучающихся - действовали по системе АВСDE, которая принята для оценки состояния при развитии критических ситуаций. При проведении первой симуляции понимание «критической ситуации» вызывало у обучающихся различные психологические реакции: невозможность в начале симуляции сосредоточиться и провести ее с учетом всех требований; состояние замкнутости и прекращение симуляции на этапе осмотра; при недостаточно глубоком знании алгоритмов оказания помощи формирование клинического диагноза было ошибочным. Т.е, студент понимает, что у «пациента» развилось угрожаемое жизни состояние, но оказать полноценную помощь не может. Для исключения подобной ситуации необходимы условия: хорошее знание алгоритмов оказания помощи и понимание, что в настоящий момент проходит обучение на симуляторе. Задача каждого обучающегося – методически исполнить алгоритм. Главной целью является не механическое заучивание алгоритма, а глубокое понимание каждого шага, с проведением постоянного анализа своих действий. В результате симуляции закладывается и развивается основной принцип работы врача: анализ ситуации – принятие решения - результат. В идеале, к которому мы стремимся, врач является объектом, который обязан постоянно анализировать ситуацию, в которой находится пациент и принимать правильное решение.
Формирование клинического диагноза вызывало проблемы в его структуризации. Обучающиеся выделяли только само критическое состояние, например, инфекционно-токсический шок, не формулируя полный клинический диагноз. В процессе симуляции ситуация изменилась, и формулировка полного клинического диагноза удалась.
Быстрота и полноценность принятия решения с учетом требований алгоритма оказания неотложной помощи при конкретном неотложном состоянии зависела, в первую очередь, от глубокого знания алгоритма и заочной подготовки к обучению в симуляционном центре. Как правило, при правильной постановке диагноза, лечение соответствовало нозологической форме.
Наибольший интерес вызывает раздел устного обоснования диагноза, проведения дифференциальной диагностики и назначенного лечения. Для аргументированного ответа необходимы глубокие знания клинической анатомии, физиологии, микробиологии, терапии и других дисциплин. В большинстве случаев этот раздел вызывает определенные сложности, т.к. у студентов еще не сформировано клиническое мышление.
Назначение лечения требует этиологического и патогенетического подхода, при этом необходимы знания клинической фармакологии. Обучающийся знает, что при анафилаксии препаратом выбора является адреналин, но объяснить механизм его действия при этом состоянии не может.
Задача симуляционного обучения заключается не только в приобретении технических навыков при оказании неотложной помощи, но и в формировании клинического мышления, а также критического отношения к своим теоретическим знаниям.

Обсуждение

Симуляционное обучение является новым видом осмысленной практической деятельности, но на первом этапе оно вызывает определенные проблемы. Самая главная – наличие глубоких теоретических знаний по многим дисциплинам. Современный выпускник медицинского ВУЗа не обладает глубокими основами клинического мышления. Переход на тотальное тестирование в процессе обучения исключил широкую возможность общения с преподавателем, развития риторских способностей, исключения дискуссии в группах. На современном этапе необходим пересмотр программ обучения и интеграция симуляционного обучения в программу младших курсов, чтобы у студентов сразу формировалось понятие важности каждого изучаемого предмета.

Выводы

Анализ работы показал, что проведенный тренинг является важным этапом в обучении специалистов. Определены так называемые «болевые точки», на которые необходимо обращать внимание при обучении. Перспективная задача преподавания – обучение нового поколения врачей, которые будут обладать современными компетенциями, практическими навыками и клиническим мышлением.

Тема: Менеджмент симуляционного центра
Светлана Перепелица

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: