Конференции / Росмедобр-2017 / РОСОМЕД-2017 / ТЬЮТОРЫ СИМУЛЯЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

ТЬЮТОРЫ СИМУЛЯЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Автор(ы): Шубина Л.Б., Грибков Д.М.

Город: Москва

Учреждение: ФГАОУ ВО Первый МГМУ им.И.М. Сеченова УВК «Mentor Medicus»

Актуальность

Развитие тьюторского движения в структуре симуляционно-тренинговых центров медицинских вузов приобретает всё большую значимость. По нашему мнению такому росту способствовало внедрение процедуры первичной аккредитации специалистов после получения диплома о высшем медицинском образовании.
Опыт работы с тьюторским корпусом в течении нескольких лет позволяет говорить о его эффективности, полезности и наличии колоссальных внутренних резервов и огромного потенциала. Однако, в ряде вузов, отмечается непонимание данного феномена, препятствующее его полноценному функционированию. Проявлениями такого непонимания являются осуждение иностранного происхождения слова «тьютор» и попытка противопоставлять деятельность тьюторов деятельности волонтеров.
Целью исследования феномена тьютора симуляционного обучения является формулирование основных его задач и определение условий существования.

Материалы и методы

Термин «тьютор» как правило, переводят с английского языка как «наставник», но именно это слово не совсем подходит для обозначения деятельности студентов в качестве помощников при самоподготовке других студентов, т.к., как правило, наставник не имеет отношение к педагогической деятельности, это квалифицированный специалист, профессионал или опытный работник, у которого другие работники могут получить совет, рекомендацию. В русском языке этому английскому термину, скорее соответствуют значения слов: «защитник», «опекун», «проводник» именно они очень близки к той задаче, которую решают тьюторы в симуляционном центре.
Несмотря на то, что в законодательстве Российской Федерации должностные обязанности тьютора и должностные требования к нему регулируются приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел „Квалификационные характеристики должностей работников образования“» от 02.08.10 № 761н. в Учебной виртуальной клинике "Mentor Medicus" тьютор – это не официальная должность, а гордое звания для студентов (и не только), которые по морально-этическим мотивам готовы нести ответственность за качественное и современное образование, как своё, так и тех, кто учиться рядом с ним. Принципиальная позиция, что работа тьюторов только волонтерская, так как именно в этом случае обеспечивается должная внутренняя мотивация к данной работе. Т.е. противопоставления работы тьютора волонтерской деятельности неприемлемо. При этом в отличие от большинства волонтеров, тьюторы прежде, чем ими стать проходят довольно жесткий отбор, благодаря которому в тьюторстве практически нет случайных и неподходящих людей.

Результаты

В связи с вышеизложенным, к тьюторам, работающим на площадке Учебной виртуальной клиники "Mentor Medicus", предъявляются следующие требования:
1. Иметь жизненную позицию ответственного человека, а также добровольное желание стать тьютором для других студентов.
2. Сдать специальный экзамен (Сеченовский минимум)
3. Пройти собеседование с сотрудниками УВК "Mentor Medicus" и, по результатам этого собеседования, получить рекомендацию для включения в тьюторское движение.
4. Помогать другим обучающимся осваивать практические навыки в режиме управляемой самоподготовки.

Обсуждение

Благодаря деятельности тьюторов сохраняется приемлемый процент студентов, успешно сдающих строгий практический этап экзамена на допуск к осуществлению сестринской деятельности. Прошедший этим летом второй эпизод первичной аккредитации стал очередным испытанием для тьюторов, которое они успешно прошли. В процессе подготовки к аккредитации тьюторы приняли активное участие в подготовке паспортов станций, т.к. хорошо знакомы со спецификой работы с симуляторами (этих навыков пока не хватает большинству экспертов из числа практикующих клиницистов). Также тьюторами было проведено гораздо больше, чем обычно, тренингов со студентами, т.к. число желающих пройти подготовку к аккредитации существенно превысило обычный «спрос» на работу тьюторов. В ходе самой аккредитации тьюторы, хорошо знакомые с работой симуляционного центра оказали неоценимую помощь при организации и проведении второго этапа. Нужен ли тьюторам какой то особый статус и т.п.? На наш взгляд, нет. Важно, чтобы вуз признавал их деятельность волонтерской, а также давал возможность развивать свои способности…

Выводы

Наличие системы организованной самостоятельной работы студентов в виде тьюторства стало способствовать внедрению инновационной технологии симуляционного обучения, а также является фактором повышения мотивации обучающихся. У студентов реально стала появляться ответственность, которая выражается в активности на занятиях, использования всех возможностей, которые предоставляет вуз, в желании приобретать именно компетентность, а не ждать получения диплома.

Тема: Менеджмент симуляционного центра
Любовь Шубина

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: