Конференции / РОСОМЕД-2016, V съезд Российского общества симуляционного обучения в медицине, РОСОМЕД / СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ КАК ТЕХНОЛОГИЯ СИМУЛЯЦИОННОГО ТРЕНИНГА В РЕНТГЕНОЛОГИИ

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ КАК ТЕХНОЛОГИЯ СИМУЛЯЦИОННОГО ТРЕНИНГА В РЕНТГЕНОЛОГИИ

Автор(ы): Низовцова Л.А., Морозов С.П., Ким С.Ю., Ламзин М.С.

Город: Москва

Учреждение: ГБУЗ "Научно-практический центр медицинской радиологии департамента здравоохранения города Москвы"

Результаты

Совершенствование оценки уровня профессиональных компетенций врачей-рентгенологов и внедрение в учебно-педагогический процесс симуляционного обучения потребовали решения ряда вопросов. Прежде всего, следует принять общее определение тренинга как смешанной формы занятий, подразумевающей одновременное использование двух методов: информирования обучающегося и выполнения задания обучающимся. Тренинг использования аппаратуры в рентгенологическом обучении в основе своей имеет главный принцип – обеспечение радиационной безопасности для пациента и персонала. Использование аппаратуры в рентгенологическом тренинге не имеет в настоящее время ни практического распространения, ни отражения в аннотациях медицинских симуляционных центров. В этом плане оптимальным является использование рабочих станций с базой данных выполненных и клинически верифицированных рентгенологических (в том числе компьютерно-томографических и магнитно-резонансных) исследований и пакетами программ их обработки.
В ГБУЗ «НПЦ МР ДЗМ» предусмотрено использование для решения ситуационных задач симуляторов КТ-сканирования, рабочих станций с необходимым программным обеспечением. Ситуационные задачи для врачей- рентгенологов разработаны на основе базы данных верифицированных клинических наблюдений и симулируют реальные условия конкретной диагностической ситуации. Решение этих задач предполагает оценку практических навыков специалиста – рентгенолога в различных направлениях: владение навыками постобработки получаемых данных, обладание необходимым «анатомическим» мышлением, умение всесторонне анализировать предложенный визуальный материал, владение специальной терминологией. Проводится оценка навыков формирования описательной картины отмеченных патологических процессов и формулирования итогового рентгенологического заключения.
Определив суть ситуационной задачи как отображения конкретной практической ситуации и учитывая распространение в симуляционном обучении «виртуальных клиник», мы включили используемые ими этапы в структуру логистики рентгенологического симуляционного тренинга:
- тестовый контроль (закрытые междисциплинарные тесты, т.е. тесты с предусмотренным вариантом ответа);
- брифинг (информирование обучающегося/экзаменуемого по представляемой ситуационной задаче);
- решение ситуационной задачи (либо симуляционный тренинг) по типу открытого теста, либо кейс-задания;
- дебрифинг (разбор выполненного задания экспертом/преподавателем совместно с обучающимся/экзаменуемым);
- подведение итогов, оформление протокола приема практических навыков.
Целью выполнения основного симуляционного задания - ситуационной задачи, определена оценка профессиональных умений и навыков.
Разработанные ситуационные задачи содержат разнообразные реальные клинические ситуации для оценки уровня имеющихся профессиональных компетенций (при аттестации врачей для получения квалификационной категории) или для личностного профессионального роста (в качестве симуляционного тренинга при освоении учебных программах повышения квалификации).
Сформированы 2 типа ситуационных задач.
Ситуационные задачи типа открытого теста (с необходимостью собственной формулировки заключения и написанием протокола исследования.) Функция этого типа задач заключается в анализе изложенных анамнестических и клинико-лабораторных данных, интерпретации результатов выполненного рентгенологического исследования (по приведенным изображениям), написании протокола исследования с формулированием заключения. По сути содержание ситуационной задачи – это отражение ситуации, решаемой врачом-рентгенологом в ежедневной практической работе, с использованием своих профессиональных знаний и практических умений.
Второй вариант - ситуационные задачи типа кейс-задания. Здесь, помимо анализа анамнестических и клинико-лабораторных данных и интерпретации результатов выполненного рентгенологического исследования, включено и требование определения логистики последующих действий врача-рентгенолога в рамках его профессиональных компетенций. В кейс-задание, кроме данных основного рентгенологического исследования, включены результаты дополнительных рентгенологических исследований, исследований с использованием контрастных препаратов, исследований смежных специальностей, разворачивающиеся по запросу обучающегося/экзаменуемого (в рамках имеющихся собственных компетенций), которыми может пользоваться врач-рентгенолог для формирования окончательного рентгенологического заключения. Отдельный раздел составляют кейс-задания организационно-управленческого направления, что имеет значимость в оценке практических умений выполнения административных функций заведующими подразделениями и кадровым административным резервом рентгенологической службы.
Ситуационные задачи обоих вариантов, как и междисциплинарные тесты закрытого типа, ранжированы по трем степеням сложности. При использовании ситуационных задач для оценки уровня имеющихся профессиональных компетенций при аттестации для получения квалификационной категории, степень сложности ситуационной задачи определяется заявкой на аттестуемую категорию. В освоении учебных программ повышения квалификации, степень сложности ситуационных задач определяется педагогом, в соответствии с тематикой занятия, либо обучаемым при самостоятельном тренинге.
База ситуационных задач постоянно пополняется, к этому привлечены сотрудники учебного отдела и отдела развития непрерывного образования НПЦ МР ДЗМ. Инициативно составляют ситуационные задачи и врачи, обучающиеся по различным программам повышения квалификации.

Тема: Диагностика инструментальная
Людмила Низовцова

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: