Конференции / РОСОМЕД-2016, V съезд Российского общества симуляционного обучения в медицине, РОСОМЕД / Роль симуляционного обучения в снижении перинатальных потерь

Роль симуляционного обучения в снижении перинатальных потерь

Автор(ы): Каушанская Л.В., Лелик М.П., Михельсон А.А., Ширинг А.В.

Город: Ростов-На-Дону

Учреждение: ФГБУ «Ростовский научно-исследовательский институт акушерства и педиатрии» МЗ РФ

Результаты

Охрана репродуктивного здоровья населения России объявлена руководством страны важнейшей государственной задачей и является одной из приоритетных составляющих Национального проекта «Здоровье».
Концепция демографической политики, которую утвердил президент Российской Федерации, является перспективным планом решения демографических проблем.
Величина и динамика перинатальной смертности являются объективными критериями для оценки влияния медицинских, биологических и социальных факторов на здоровье беременных женщин и новорожденных детей и зависят от состояния системы антенатальной охраны плода, уровня материально-технического оснащения акушерских стационаров и качества медицинской помощи в них.
По данным Госкомстата в Российской Федерации в 2012 году отмечался рост показателей перинатальной смертности с 6,93 до 9,37 на 1000 родившихся живыми и мертвыми. Аналогичная динамика отмечалась и в ЮФО, что обусловлено переходом на международные критерии живорождения с 2012 года.
За последние годы отмечается тенденция к снижению перинатальной смертности. В 2014 году в РФ она снизилась с 9,9 ‰ до 8,81‰ в сравнении с 2012г. В ЮФО перинатальная смертность за указанный период также снизилась с 9,37 ‰ до 8,56 ‰.
Каковы же пути снижения перинатальной смертности в нашей стране?
Это формирование 3-х уровневой системы оказания медицинской помощи, развитие специализированной медицинской помощи женщинам и детям, повышение квалификации специалистов акушерских стационаров.
Обеспечение квалифицированными кадрами, способными работать на современном высокотехнологичном оборудовании, одна из главных задач, которую необходимо решать здравоохранению в настоящее время.
В современных условиях теоретическая подготовка врачей должна сочетаться с широким набором симуляционных образовательных методов, соответствующих международным требованиям. Занятия в симуляционных центрах позволяют воспроизводить клинические ситуации неограниченное количество раз в условиях полностью соответствующих реальности.
В рамках реализации Национального проекта «Здоровье» и демографической программы, и в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации на базе ФГБУ «РНИИАП» Минздрава России 02.11.2012 г. открыт симуляционный центр.
Целью создания явилось обучение и отработка навыков оказания ургентной помощи матерям и новорожденным детям, профилактика младенческой и материнской смертности.
На базе ФГБУ «РНИИАП» МЗ РФ проводятся следующие циклы тематического усовершенствования врачей акушерских стационаров: «Клиническое акушерство», «Интенсивная терапия в неонатологии – практические навыки и умения», «Анестезия, интенсивная терапия и реанимация в акушерском и гинекологическом стационарах».
Обучение проходит в профильных учебных зонах, которые состоят из классов, имитирующих родильный зал, отделения реанимации и интенсивной терапии для новорожденных, отделения анестезиологии и реаниматологии и аудиторного класса, оснащенного мультимедийным оборудованием.
Обучение проводится на высокотехнологичных виртуальных медицинских тренажерах: компьютерной беспроводной системе симуляции родов Noelle, имитаторе рождения ребенка SimOne, мобильном дистанционном манекене новорожденного ребенка для оказания неотложной помощи NewBorn, компьютеризированном манекене недоношенного ребенка PremiHal, мобильном дистанционном манекене женщины для оказания неотложной помощи в команде при различных состояниях Susie, а также тренажерах, предназначенных для отработки различных мануальных навыков.
Курсанты в первый день проходят тестирование, и с целью выявления уровня практических навыков им предлагается решение ситуационных задач.
На цикле «Клиническое акушерство» отрабатываются базовые принципы ведения беременности и родов (партограмма, методы оценки состояния плода), ведение осложненных родов (преждевременные роды, клинически узкий таз, дистоция плечиков, первичная реанимация новорожденных), экстренные и неотложные состояния в акушерстве (преэклампсия, эклампсия, эмболии, кровотечения), акушерские операции (прием родов при тазовых предлежаниях, акушерские щипцы, вакуум экстракция, разрывы промежности, кесарево сечение).
На цикле «Интенсивная терапия в неонатологии» отрабатывается первичная реанимация новорожденного, респираторная поддержка новорожденных, коррекция гемодинамики и инфузионная терапия новорожденных, особенности ухода и проведения интенсивной терапии у детей с экстремально низкой массой тела
На цикле «Анестезия, интенсивная терапия и реанимация в акушерском и гинекологическом стационарах» отрабатываются основы клинической физиологии, мониторинг витальных функций в акушерстве, СЛЦР в акушерстве, патологические состояния в акушерстве, их интенсивная терапия, особенности анестезиологического обеспечения в акушерстве.
После обучения на циклах проводится итоговое тестирование теоретических и практических знаний. Одновременно курсанты оценивают собственные знания до и после проведения курса обучения (по 10-ти бальной системе).
В симуляционно - аттестационном центре ФГБУ «РНИИАП» МЗ РФ с 02.11.2012г. по 01.09.2016г. прошли обучение более 1000 специалистов акушерских стационаров из ЮФО, СКФО, Крымского ФО и г. Севастополь.
Анализ данных показал, что значительная часть обучающихся улучшила результаты выполнения заданий модуля базовых навыков после прохождения тренинга в среднем в 2,4 раза.
Симуляционное обучение является необходимым этапом в совершенствовании мануальных навыков врачей, работающих в акушерских стационарах, тем самым помогая решать вопрос обеспечения квалифицированными кадрами, способными работать на современном высокотехнологичном оборудовании.

Тема: Менеджмент симуляционного центра
Людмила Каушанская

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: