Конференции / III съезд РОСОМЕД-2014, в рамках Международной конференции "Инновационные обучающие технологии в медицине" / Опыт по обучению навыкам первичной реанимационной помощи новорожденных в условиях симуляционного центра.

Опыт по обучению навыкам первичной реанимационной помощи новорожденных в условиях симуляционного центра.

Автор(ы): Шилова Н.А., Харламова Н.В., Чаша Т.В., Панова И.А., Межинский С.С.

Город: Иваново

Учреждение: ФГБУ «Ивановский НИИ Материнства и детства им. В.Н.Городкова» МЗ РФ

Результаты

От своевременности и качества проведения реанимационных мероприятий в родильном зале существенно зависит уровень смертности и инвалидизации новорожденных, родившихся в состоянии асфиксии. Приблизительно 10% детей нуждаются в некоторой помощи при рождении для начала самостоятельного дыхания, из них только 0,5% детей проводятся расширенные реанимационные мероприятия, включающие вентиляцию через интубационную трубку, непрямой массаж сердца, введение медикаментов. Около 900000 новорожденных ежегодно в мире умирает в результате тяжелой интранатальной асфиксии. Следовательно, оказание эффективной реанимационной помощи в родовом зале позволит улучшить исходы у новорожденных, родившихся в асфиксии. 

Учитывая, что проведение развернутых реанимационных мероприятий – редкая ситуация, навык выполнения некоторых манипуляций утрачивается, необходимо регулярное их регулярное повторение и восстановление.

На базе ФГБУ «Ивановский НИИ материнства и детства им. В.Н. Городкова» Минздрава России в ноябре 2011 года создан симуляционно-тренинговый центр, который с октября 2013 года действует в рамках кафедры акушерства и гинекологии, неонатологии, анестезиологии и реаниматологии. На кафедре осуществляется тематическое усовершенствование врачей-неонатологов по программе «Интенсивная терапия в неонатологии – практические навыки и умения». За это время прошли обучение 331 неонатолог из 55 регионов страны. 

Одна из тем обучения – оказание первичной реанимационной помощи новорожденным в родильном зале. По данной теме курсанты в первый день проходят тестирование, и с целью выявления уровня практических навыков им предлагается решение ситуационной задачи по оказанию развернутой реанимации с использованием компьютеризированного манекена новорожденного. Кроме того, курсантам предлагается заполнить анкету самооценки практических навыков: техника проведения масочной ИВЛ, интубация трахеи, непрямого массажа сердца, катетеризации пупочной вены, полный курс первичной реанимации. Обучение проводится в профильной учебной зоне, которая состоит из класса, имитирующего родильный зал, и аудиторного класса, оснащенного мультимедийным оборудованием. Классы имеют компьютеризированную систему видео-мониторинга, которая позволяет записывать действия курсантов и в последующем проводить дебрифинг (анализ отработанных навыков), что существенно повышает эффективность образовательного процесса. Классы оснащены учебным оборудованием (тренажерами, манекенами), которые помогают отрабатывать навыки по оказанию первичной реанимационной помощи новорожденным. 

После обучения проводится итоговое тестирование теоретических и практических знаний, и курсанты вновь заполняют анкету самооценки практических навыков. Результаты аудита исходных знаний курсантов показали, что теоретические знания (знание алгоритма реанимации - методическое письмо Министерства здравоохранения и социального развития России «Первичная и реанимационная помощь новорожденным детям» № 15-4/10/2-3204 от 21.04.2010) находятся на достаточно высоком уровне, средний балл тестирования составляет 4,2. При этом практические навыки по оказанию первичной реанимационной помощи находятся на низком уровне, многие врачи уверенно владеют лишь методикой масочной ИВЛ. Техника проведения интубации трахеи, ИВЛ через интубационную трубку, техника выполнения непрямого массажа сердца и координация непрямого массажа сердца, введение медикаментов, в т.ч. расчет доз вводимых препаратов, страдают.

По результатам итогового тестирования уровень теоретических знаний повышается, средний балл составляет 5,0 (это максимальная оценка). Анализ самооценки практических навыков курсантов также свидетельствует о повышении уровня владения навыками первичной реанимации. Кроме того, после обучения курсанты отмечают большую уверенность при выполнении практических манипуляций.

Таким образом, отработка практических навыков по первичной реанимации новорожденных в родовом зале с использованием тренажеров и манекенов способствует повышению теоретических и практических знаний у врачей-неонатологов, что позволит оказывать адекватную, квалифицированную помощь при рождении детей в асфиксии, а в результате - снизить перинатальные потери и инвалидность детей.

Презентация

Тема: Педиатрия и неонатология
Админ .

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: