Конференции / IV съезд РОСОМЕД-2015, в рамках Международной конференции "Инновационные обучающие технологии в медицине" / Опыт организации и проведения объективного структурированного клинического экзамена для оценки результатов освоения дополнительных профессиональных программ

Опыт организации и проведения объективного структурированного клинического экзамена для оценки результатов освоения дополнительных профессиональных программ

Автор(ы): Евсеева Т.В., Ноздрякова Л.С.

Город: Омск

Учреждение: Бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Омской области "Центр повышения квалификации работников здравоохранения"

Результаты

Опыт организации и проведения объективного структурированного клинического экзамена для оценки результатов освоения дополнительных профессиональных программ
Т.В.Евсеева, Л.С. Ноздрякова
БУ ДПО ОО ЦПК РЗ
Бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Омской области «Центр повышения квалификации работников здравоохранения» является учреждением, в котором ежегодно повышают квалификацию и проходят профессиональное обучение более 7000 специалистов здравоохранения. Учреждение является площадкой, где апробируются и внедряются самые современные и актуальные направления в области образовательных и управленческих технологий.
Одним из направлений инновационной и исследовательской деятельности учреждения стала задача по совершенствованию технологий оценивания результатов освоения дополнительных профессиональных программам с учетом реализации в образовательном процессе модульно-компетентностного подхода. В целях объективизации и стандартизации подходов к оценке результатов учебных достижений в БУ ДПО ОО ЦПК РЗ осуществлялась работа по изучению возможности применения объективного структурированного клинического экзамена. Работа по подготовке и проведению ОСКЭ осуществлялась поэтапно в направлениях:
1. Определение целевой аудитории - сформированы 2 группы слушателей, общей численностью 42 слушателя, обучающиеся по программе "Первичная медико-профилактическая помощь населению".
2. Создание и обучение команды единомышленников, участвующих в подготовке и осуществлении экзамена. Для получения опыта проведения экзамена в формате ОСКЭ потребовалось глубокое изучение специальной литературы, материалов конференций, публикаций. Разработчики ОСКЭ стали участниками ежегодных Международных конференций «Инновационные обучающие технологии в медицине», обучающих семинаров для руководителей симуляционных центров, членами РОСОМЕД.
3. Разработка проекта экзамена, условий реализации и организационной структуры ОСКЭ. Проектирование структуры ОСКЭ определяется требуемыми программой результатами обучения, т.е. совокупностью профессиональных и общих компетенций, совершенствование и развитие которых, является целью повышения квалификации специалиста данного профиля. Наш ОСКЭ по указанной программе повышения квалификации включал 8 станций: «Сбор анамнеза", "Проведение сестринского обследования", "Выполнение технологий медицинских услуг", "Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях", "Выявление патологических изменений в результатах лабораторных и инструментальных исследований", "Выполнение процедур сестринского ухода при заболеваниях», "Проведение профилактических мероприятий", "Организационная деятельность медицинской сестры участковой". Время пребывания слушателя на каждой станции составило 7 минут. Определены типы станций: наблюдаемые, ненаблюдаемые, станции с технологической поддержкой, связанные станции.
4. Разработка программной документации ОСКЭ. Разработка программной документации и экзаменационных материалов для ОСКЭ базировались на принципах:
строгое соответствие квалификационным требованиям специалиста;
наличие четких и однозначных показателей и критериев достижения результата, обеспечивающих объективную оценку результата;
стандартизированность условий выполнения экзаменационных заданий;
выполнимость заданий в заданных условиях;
обязательное согласование с практикующими специалистами.
Каждая станция потребовала своих форм и методов контроля. Разработаны более 50 листов экспертной оценки выполнения заданий.
5. Пилотное выполнение. Проведение экзамена предварено неоднократным тестированием условий его проведения, корректировкой экзаменационных заданий. В рамках пилотного проведения решались административные задачи по корректному включению нового формата в учебный график, рациональному размещению и оборудованию экзаменационных аудиторий, обеспечению видеорегистрации. Разработана экзаменационная цепочка с персональным графиком движения по станциям.
6. Анализ результатов и выводы. Результаты экзамена высокие: ср. балл — 4,75, качество - 98,5%. Выявлен ряд значительных преимуществ ОСКЭ:
1. Структура экзамена позволила за оптимальный промежуток времени провести объективную и комплексную оценку уровня профессиональной компетентности экзаменующихся за счет применения объективных, стандартизированных, независящих от внешних факторов, форм и методов оценивания.
2. Формат экзамена оптимизировал роль всех участников образовательного процесса. С одной стороны значительно повысил мотивацию слушателей к более глубокому и заинтересованному освоению содержания программы, с другой стороны стимулировал преподавателей к применению самых эффективных образовательных технологий.
3. Формат экзамена оптимизировал организационную и содержательную структуру образовательного процесса с акцентом на практикоориетированность, реализацию всех преимуществ симуляционного обучения в медицинском образовании.

Учебные показатели ОСКЭ, мнение слушателей, преподавателей, членов экзаменационной комиссии однозначны: формат экзамена имеет место быть в системе дополнительного профессионального образования.

Тема: Сестринское дело, уход
Людмила Ноздрякова

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: