Резолюция I Съезда РОСОМЕД-2012
Российского общества симуляционного обучения в медицине
(РОСОМЕД)
Москва, 27-28 сентября 2012
Общая часть
В период с 27 по 28 сентября 2012 года в Москве проходил
Первый съезд Российского общества симуляционного обучения в
медицине «РОСОМЕД – 2012».
Общероссийская общественная организация Российское общество
симуляционного обучения в медицине (РОСОМЕД) способствует
внедрению в медицинское образование и практическое
здравоохранение симуляционных технологий для приобретения
навыков и умений, проведения сертификации и аттестации,
выполнения научных исследований и испытаний медицинской техники
и технологий. Освоение практических навыков с помощью
симуляционного тренинга исключает риск для жизни и здоровья
пациента и обучаемого, позволяет проводить занятия по
индивидуальной образовательной программе без учета режима работы
клиники и графика преподавателя, дает возможность многократной
отработки навыка и доведения манипуляции до автоматизма,
обеспечивает объективный контроль качества ее выполнения,
позволяет моделировать редкие патологии и клинические случаи,
снижает у молодых специалистов стресс при проведении первых
вмешательств на реальных пациентах.
Современное положение
При традиционной системе практической подготовки медицинских
кадров в России выше риск для пациентов; лечебные мощности
используются неэффективно и не по назначению; в ходе выполнения
учебной манипуляции требуется присутствие наставника; обучение
зависит от графика работы клиники и наличия изучаемой патологии;
нет возможности повтора манипуляции или вмешательства.
Оценка уровня практической подготовки обучающихся, выпускников
колледжей, вузов и практикующих медицинских кадров проводится
субъективно, отсутствует единая система ее объективной оценки.
Традиционная система практической подготовки медицинских кадров
в России не отвечает требованиям безопасности при оказании
пациентам медицинской помощи, чем противоречит положениям
Федерального закона Российской Федерации № 323-ФЗ от 21.11.2011
г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Во многих учебных заведениях не соблюдаются требования Приказа
МЗиСР РФ № 30 от 15.01.2007 г. «Об утверждении порядка допуска
студентов высших и средних медицинских учебных заведений к
участию в оказании медицинской помощи гражданам», согласно
которому к оказанию медицинской помощи гражданам допускаются
студенты, не только успешно прошедшие необходимую теоретическую
подготовку, но и имеющие практические навыки, приобретенные на
муляжах (фантомах). Позиция руководящих органов, в целом,
совпадает с мнением медицинского сообщества. Так, приказами
Министерства установлена продолжительность обучающего
симуляционного курса в интернатуре в объеме 72 академических
часа, а в ординатуре – 108 академических часов (Приказы МЗиСР РФ
от 05.12.2011 №1476н и №1475н соответственно).
Разработка методик и программ симуляционного обучения
Съезд обращается в Министерство здравоохранения Российской
Федерации с предложением привлечь специалистов общества РОСОМЕД
в качестве экспертов для совместной разработки, апробации и
внедрения в учебный процесс программ симуляционного обучения,
рекомендаций по методическому и организационному обеспечению
симуляционного обучения, разработки типовых проектов и моделей
оснащенности симуляционных центров различных уровней, единых
критериев оценки эффективности симуляционного обучения, единой
системы аттестации и сертификации обучающихся на основе
симуляционных технологий и установления порядка их допуска к
оказанию медицинской помощи населению; единых критериев оценки
уровня практического мастерства, адаптации зарубежного опыта к
российским условиям.
Подготовка преподавательских кадров
Новый тип обучения на основе моделируемых клинических
сценариев и наличие сложного программно-аппаратного обеспечения
симуляционного оборудования требует повышения профессионализма
педагогов медицинских вузов и симуляционных центров, а также
вовлечения в учебный процесс квалифицированного
вспомогательного, в том числе инженерно-технического персонала.
Общероссийская система симуляционного обучения, тестирования и
аттестации
Предлагается объединить в единую Общероссийскую систему
симуляционного обучения, тестирования и аттестации в
здравоохранении существующие и вновь создаваемые центры. В
результате образуется комплекс взаимодействующих центров,
связанных между собой организационно, функционально и
информационно, работающих по единым стандартам и технологиям
обучения, тестирования и аттестации. Общероссийская система
должна основываться на следующих принципах: использование
центрами общего программного обеспечения, размещенного на едином
сервере; оценка уровня практических навыков с помощью единых
объективных показателей; ориентированность обучения на
результат, подтвержденный объективно; преемственность занятий,
проводимых по единым программам и стандартам; возможность
подключения к «открытой системе» других центров на любом этапе.
Внедрение Общероссийской системы позволит снизить количество
врачебных ошибок, уменьшить число осложнений и, тем самым,
повысить качество оказания медицинской помощи населению в целом.
Задачи общества РОСОМЕД
- Разработка, апробация и внедрение:
- образовательных программ симуляционного обучения;
- стандартов объективной оценки приобретенных навыков
и умений и порядка допуска к выполнению манипуляции у
пациента;
- программ подготовки преподавателей и инструкторов
симуляционного обучения;
- рекомендаций по менеджменту симуляционных центров;
- вариантов типовых проектов и моделей симуляционных
центров различного уровня и назначения, стандартов их
оснащения и функционирования;
- Проведение добровольной сертификации симуляционных
центров медицинских вузов, колледжей и
лечебно-профилактических учреждений в соответствие с
разработанными стандартами;
- Изучение зарубежного опыта симуляционного обучения,
аттестации и сертификации специалистов и адаптации его к
условиям российского здравоохранения и медицинского
образования, в том числе приведение клинических
симуляционных сценариев и симуляционного оборудования в
соответствие с российскими стандартами оказания медицинской
помощи (отечественные названия фармпрепаратов, перечень
актуальных нозологий, русскоязычный интерфейс);
Резолюция одобрена большинством голосов в ходе открытого
голосования делегатов I Съезда Российского общества
симуляционного обучения в медицине «РОСОМЕД – 2012».
Председатель Съезда Свистунов А.
А., председатель Правления РОСОМЕД
Секретарь Съезда Колыш А.Л., исполнительный директор
РОСОМЕД
г. Москва, 27 сентября 2012 года
|
|
РОСОМЕД – общероссийская общественная организация «Российское
общество симуляционного обучения в медицине». РОСОМЕД способствует
внедрению в медицинское образование и практическое
здравоохранение симуляционных технологий для приобретения
навыков и умений, проведения сертификации и аттестации,
выполнения научных исследований и испытаний медицинской техники
и технологий без риска для пациентов. |
подробнее
>> |
|