Конференции / Круглый стол по общению в медицине: Готовность медиков к сочувствию. «Бей, беги, замри» — кому легче? / Микроклимат в стационаре: взаимоотношения врача, медсестры и пациента

Микроклимат в стационаре: взаимоотношения врача, медсестры и пациента

Автор(ы): Богатикова Е.П., Кабирова Ю.А., Рудин В.В.

Город: Пермь

Учреждение: Пермский государственный медицинский университет им. Е.А. Вагнера

Актуальность

Изучение взаимоотношений между врачами и младшим медицинским персоналом представляет для исследователей такой же научный интерес, как и изучение коммуникации между пациентами и их лечащими врачами. Традиционно выделяется множество причин, которые ложатся в основу проблем взаимодействия между врачами и медсестрами: личные противоречия, проблемы с иерархией и дисбаланс распределения обязательств и обязанностей, высокая загруженность и выгорание, или попросту неразвитые коммуникативные навыки. Отдельным параметром, влияющим на отношения коллег-специалистов между собой, становится пациент. Так, в стенах лечебного учреждения стоит рассматривать не диаду, а треугольник взаимоотношений: пациент, медсестра и врач.

Цель

Данное исследование нацелено на изучение предпосылок формирования отношений между врачами и медсестрами, на роль среды в этих отношениях и на роль пациента в них. Основной линией исследования является опрос пациентов, задачей которых было ответить на вопросы о распределении обязанностей между медработниками стационара, их зонами ответственности, их отношением к пациентам и друг другу.

Материалы и методы

Материалом эмпирического исследования послужили ответы респондентов, потенциальных пациентов, в анонимном опросе, проводимом на сервисе Yandex Forms в 2024 году. Опрос содержал 25 вопросов открытого и закрытого типа, а также вопросы, позволяющие респондентам самостоятельно сформировать ответы и дать реакции на заданные стимулы. Опрос был посвящен вопросам субординации в стационаре, отношением медицинского персонала к своей работе и к пациентам, взаимоотношениям врачей и медсестер между собой, распределению обязанностей.
В исследовании задействованы общенаучные методы (анализ, синтез, индукция, дедукция), эмпирические методы (диагностические методы – опрос, социометрия – и описание, анализ их данных), контент-анализ, лексико-семантическое моделирование.

Результаты

В опросе приняло участие 64 респондента, от которых удалось получить 375 реакций в виде прилагательных, описывающих медсестер и врачей, а также краткие и развернутые ответы на вопросы анкеты. Все вопросы анкеты тематически можно поделить на основные группы, репрезентирующие возможные проблемы во взаимоотношениях заявленного треугольника. Так, мы получили видение пациентов субординации в стационаре, взгляд со стороны на отношения «врач – медицинская сестра», мнение о распределении обязанностей и обязательств, мнение об отношении врачей и медицинских сестер к пациентам. Так, 62% респондентов убеждены, что медсестра всегда прислушивается к мнению врача, а 93% – что врач обладает большим авторитетом. Это подтверждается и набором прилагательных, описывающих врача, и по тематике относящихся к теме власти: авторитетный, важный, главный, доминирующий. В комментариях к вопросам, однако, респонденты отмечали, что «несмотря на негласный авторитет врача, медсестры, пожалуй, могут иметь свое мнение и незаметно поступать по-своему».
Респонденты считают, что ответственность за происходящее в стационаре лежит на враче (56%), либо делится поровну между медсёстрами и врачами (41%); работа и первых, и вторых тяжела (64%); что вызывает сочувствие (62,5%). Опрос показывает, что часть респондентов (18%) предпочитает звать на помощь врача, обращаться за информацией только к врачу и ожидать внутривенную инъекцию также от врача, поскольку он более квалифицированный и опытный.
В описании отношения специалистов к пациентам наблюдаются некоторые противоречия: респонденты отмечают, что о пациентах в стационаре больше заботятся медсёстры (69%), хотя именно они же больше недовольны поведением и реакциями пациента (72%). Такое распределение можно объяснить, в первую очередь, профессиональным выгоранием младшего медицинского персонала. Очевидно, что при высоком объеме работы и непростых условиях труда сложно сохранять стабильно положительный эмоциональный настрой. Респонденты отмечали, что, несмотря на такие положительные черты медицинских сестёр, как трудолюбие и опытность, нельзя назвать взаимодействие с ними «простым», ведь они могут не поддерживать диалог, молчать, отвечать односложно, забывая о том, что «слово лечит».
Анализ собранных описаний позволил выделить свойства личности специалистов, и установив лексико-семантическую специфику прилагательных были выделены ядерные и периферийные признаки. Для врача ядерной стала группа слов, демонстрирующая его высокую квалификацию (высококвалифицированный, грамотный, знающий, умный) и главенствующую роль (авторитетный, главный, командующий). Для медицинских сестёр — прилагательные, репрезентирующие стрессовое состояние (бедная, нервная, уставшая) и приверженность рабочему процессу (ловкая, работящая, трудолюбивая).

Обсуждение

При оценке результатов опроса стоит учитывать роль респондента: в описании вышеперечисленных аспектов взаимодействия сформировано представление среднего пациента о поставленной проблеме. Так, мнение пациентов может не совпадать с мнением специалистов в области медицины, работников стационара и с реальным положением дел.

Выводы

Основными выводами можно обозначить следующие положения. Исследование показывает, что не все пациенты осведомлены о распределении ролей и ответственности между врачами и медицинскими сёстрами, не все обладают знаниями об особенностях системы здравоохранения. Тем не менее, некоторые результаты опроса можно трактовать как достоверно объективные: существует необходимость усовершенствования коммуникативных навыков среди медицинских работников (в частности, навыка использовании активного слушания), проявлении эмпатии и уважения к пациентам и друг другу, поощрение сотрудничества между коллегами в лечебном учреждении для создания комфортной рабочей среды. Одним из решений вопроса об осведомленности пациентов о работе врачей и медицинских сестёр, а также формирования положительного опыта посещения лечебных учреждений, видится в разработке для них обучающих инструментов (рекомендации по использованию электронных информационных систем, рекомендации по коммуникации со специалистами).

Тема: Коммуникативные навыки
Евгения Богатикова

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: